Фото

Выставка "Памяти огненных деревень Беларуси" открылась в Минске

© Sputnik / Виктор ТолочкоНа выставке "Памяти огненных деревень Беларуси"
На выставке Памяти огненных деревень Беларуси  - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Подписаться
Графические работы выдающихся белорусских художников представлены в столичном Дворце Искусств, где их можно увидеть совершенно бесплатно.
Великая Отечественная война навсегда оставила неизгладимый след в истории и судьбах белорусов. Неудивительно, что многие белорусские художники, ставшие известными в послевоенное время, или сами прошли через горнило войны, или были ее свидетелями в детстве.
Поэтому Белорусский союз художников запустил проект под названием "Цвета Великой Победы", который приурочен к 80-летию освобождения Беларуси. Первой его частью стала выставка "Памяти огненных деревень Беларуси".

Эмоциональная точка

"Мы подсчитали, что 143 члена БСХ участвовали в Великой Отечественной войне. Многие уходили на фронт совсем молодыми даже не будучи еще членами союза художников, который был создан только в 1938 году", – рассказала первый зампредседателя Белорусского союза художников, куратор выставки Наталья Шарангович.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПервый зампредседателя Белорусского союза художников, куратор выставки Наталья Шарангович
Первый зампредседателя Белорусского союза художников, куратор выставки Наталья Шарангович - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Первый зампредседателя Белорусского союза художников, куратор выставки Наталья Шарангович
По ее словам, на баннере проекта перечислены все 143 художника, но в конце списка сознательно поставили многоточие, потому что возможно о ком-то сейчас мы можем просто не знать, сколько их было на самом деле, так как не все бумаги сохранились.
© Sputnik / Виктор ТолочкоАлександр Демарин, "Солдаты Рейха"
Александр Демарин, Солдаты Рейха - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Александр Демарин, "Солдаты Рейха"
Белорусский союз художников в послевоенные годы начал собирать свои собственные фонды и имеет обширную коллекцию художественных произведений. Это почти 10 тысяч экспонатов, среди которых много живописи и графики. Коллекция собиралась, когда тема войны была превалирующей.
© Sputnik / Виктор ТолочкоАнатолий Ильинов, "Концлагерь"
Анатолий Ильинов, Концлагерь - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Анатолий Ильинов, "Концлагерь"
"Эта трагедия была такой эмоциональной точкой в жизни, к которой художники постоянно обращались. Было много ветеранов и детей войны. Это момент в жизни, который для них был понятен на эмоциональном уровне", – констатировала куратор выставки.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПетр Дурчин, "Звезда бессмертия"
Петр Дурчин, Звезда бессмертия - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Петр Дурчин, "Звезда бессмертия"
Наталья Шарангович отметила, что современной молодежи, чтобы осмыслить события тех лет, нужно смотреть или фильмы о войне, или читать воспоминания о ней. Ветераны и дети войны в те годы творили о том, что знали не понаслышке.

Народное искусство

"Мы взяли графические работы для этой выставки, потому что школа графики в Беларуси сформировалась сразу после войны. Она была нужна как быстрое выражение эмоций. Здесь есть знаковые и знаменитые работы, но есть и работы, мало кому известные", – отметила первый зампредседателя БСХ.
© Sputnik / Виктор ТолочкоНиколай Гуциев, "Беларусь – край партизанский"
Николай Гуциев, Беларусь – край партизанский - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Николай Гуциев, "Беларусь – край партизанский"
При этом она обратила внимание на работу "Снова в родных краях" Павла Любомудрова, который оканчивал академию искусств в Санкт-Петербурге. На войну он отправился сразу в 1941 году, а его жена осталась в блокадном Ленинграде.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПавел Любомудров, "Снова в родных краях"
Павел Любомудров, Снова в родных краях - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Павел Любомудров, "Снова в родных краях"
"Когда после войны в Беларуси решили создавать школу графики, он был первым графиком в республике с профессиональным образованием. Его как ветерана, прошедшего войну, эта тема всегда волновала", – рассказала Наталья Шарангович.
Выделяется на общем фоне и работа Григория Витковского "Народные мстители", где читается отсылка к белорусским маляванкам, которые создавались на простом, понятном для народа языке искусства.
© Sputnik / Виктор ТолочкоГригорий Витковский, "Народные мстители"
Григорий Витковский, Народные мстители - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Григорий Витковский, "Народные мстители"
"В центре народный герой, а вокруг него разворачивается действие, начиная с Пономаренко (глава Центрального штаба партизанского движения – Sputnik), и дальше рейсовая война, бой. Витковский прошел войну и для него – это все было понятно", – пояснила искусствовед.

Пламя войны

Наталья Шарангович особо отметила, что Арлен Кашкуревич не видел войну собственными глазами, потому что его семья была эвакуирована, но он вернулся сразу после войны и увидел, что это такое. Его работы носят метафорический характер.
© Sputnik / Виктор ТолочкоАрлен Кашкуревич, "Партизанские матери"
Арлен Кашкуревич, Партизанские матери - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Арлен Кашкуревич, "Партизанские матери"
"Он создавал символический образ, как в случае с работой "Партизанские матери", где сидят три женщины, как мойры, что сидят и плетут нить судьбы", – подчеркнула искусствовед.
По ее словам, Василий Шарангович родился в 1939 году и помнил войну, и цикл работ "Памяти сожженных деревень", представленных на выставке, вырос из его личных и реальных воспоминаний.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВасилий Шарангович, "Хатынский огонь"
Василий Шарангович, Хатынский огонь - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Василий Шарангович, "Хатынский огонь"
"Когда шло освобождение Беларуси, он с матерью ехал в соседнюю деревню на ее родину, до которой было 16 километров. Они ехали по линии сожженных деревень. Маленький мальчик запомнил – черная земля, дым, торчащие комины, лежащие тела. Страшнее всего, что он запомнил сладкий запах сожженных тел", – рассказала дочь мастера.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВасилий Шарангович, "Материнская тревога"
Василий Шарангович, Материнская тревога - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Василий Шарангович, "Материнская тревога"
После чего вспомнила, что, когда они всей семьей собирались на даче и собирали листья, отец не мог переносить запах сожженной листвы, потому что он напоминал ему о том моменте из детства.

Крик души

Наталья Шарангович подчеркнула, что этот проект стал эмоциональным всплеском для союза художников, через который они хотели высказаться, что есть вечные темы.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПетр Дурчин, "Защитники Цитадели"
Петр Дурчин, Защитники Цитадели - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Петр Дурчин, "Защитники Цитадели"
"Есть темы, которые всегда имеют продолжение и являются эмоционально сильными. Они всегда будут волновать людей. Прошло уже 80 лет, но эта тема по-прежнему волнует", – резюмировала куратор проекта.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВсеволод Швайба", "Пеленание войной"
Всеволод Швайба, Пеленание войной - Sputnik Беларусь, 1920, 26.03.2024
Всеволод Швайба", "Пеленание войной"
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0