Столетний юбилей "Живой газеты": что такое Теревсат и кто такие синеблузники

© Public DomainУчастники театрального коллектива "Синяя блуза"
Участники театрального коллектива Синяя блуза - Sputnik Беларусь, 1920, 27.03.2022
Подписаться
В Международный день театра критик Татьяна Орлова вспоминает историю "Живой газеты", "Синей блузы" и витебского Теревсата, стоявших у истоков советского театрального искусства.
Кто бы мог подумать, что великий поэт Владимир Маяковский так увлечется "Живой газетой" и "Окнами сатиры РОСТа", что станет драматургом, режиссером, артистом и даже сценографом?
Когда спрашиваешь знакомых журналистов, часто ли они посещают театр, все смущенно опускают глаза и признаются:
— Ой, очень давно там не был.
Когда спрашиваешь артистов, читают ли они газеты, журналы и какие, ответ такой же:
— Когда-то выписывал. Сейчас не читаю. Можно все узнать в Интернете.
И тем не менее, история культуры знает факты горячей дружбы журналистов и артистов. В этом, 2022 году, можно отмечать ее столетие.
Это началось на заре советской власти, когда газет было совсем мало и театры простаивали без новых спектаклей. А людям очень не хватало зрелищ.
Учитывая историческую общность множества российских и белорусских театральных процессов, можно начинать историю с 20-х годов прошлого века, когда театр и журналистика попытались идти рядом. Сто лет назад в Москве начали создаваться первые ячейки театральных рабочих корреспондентов (теарабкоров). Они находились под влиянием Пролеткульта и Российской ассоциации пролетарских писателей. Теарабкоры были публикой разношерстной. Одни были просто любителями театра и радовались возможности посещать его бесплатно и ходить на разные обсуждения. Другие с самоуверенностью дилетантов выносили суровые приговоры спектаклям.
© Public Domain"Синяя блуза" при клубе К. Либкнехта 1924 г.
Синяя блуза при клубе К. Либкнехта 1924 г. - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
"Синяя блуза" при клубе К. Либкнехта 1924 г.
Существование агитационного театра было прямо связано с журналистской профессией. В годы Гражданской войны, когда печатное слово было на вес золота, возникает "Живая газета". Это своего рода театрализованный митинг, тема которого — острые, злободневные вопросы политики. Точнее театрализованное представление на газетном материале. Одна из форм художественной самодеятельности.
Актеры "Живой газеты" должны были уметь делать все: читать стихи, басни, петь песни, танцевать и заниматься агитацией. Существовали постоянные социальные маски: рабочий, крестьянин, кулак, поп, лентяй, капиталист.
В октябре 1923 года в Московском институте журналистики родилась одна из форм "Живой газеты" — агитбригада "Синяя блуза". Синяя блуза была одеждой пролетариата Европы. Актеры появлялись в ней дома и на работе.
Двенадцать ребят — студентов Государственного института журналистики решили отвоевать аудиторию у нэпмановской эстрады. Руководил агитбригадой Борис Южанин, двадцатишестилетний журналист. Начинали на голом месте. Не было профессиональных авторов, музыкантов, художников, режиссеров. Неизвестно было, где проводить репетиции, на какие средства существовать. Пришлось поначалу быть самим и режиссерами, и артистами, и авторами.
© Public DomainОснователи и ключевые руководители "Синей блузы"
Основатели и ключевые руководители Синей блузы - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Основатели и ключевые руководители "Синей блузы"
Борис Южанин написал марш "синеблузников", прозвучавший на весь мир:
Мы синеблузники.
Мы профсоюзники.
Мы не баяны — соловьи!
Мы только чайки
В великой стайке
Одной трудящейся семьи!
Вскоре нашлось и место для штаба "Синей блузы" — две комнатки бывшего ресторана "Лондон", рядом с Домом союзов в Охотном ряду. Все спектакли начинались с пения своего гимна. С этим движением активно сотрудничали кинорежиссер Сергей Юткевич, поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Матвей Блантер.
Очень полюбил талантливую, артистическую "синеблузию" В. В. Маяковский. Он называл ребят бодрыми задирами. Для "Синей блузы" специально писал прологи, частушки и плакаты.
© SputnikВладимир Владимирович Маяковский выступает перед красноармейцами
Владимир Владимирович Маяковский выступает перед красноармейцами - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Владимир Владимирович Маяковский выступает перед красноармейцами
Выступать приходилось много. За год — не менее тысячи раз! По три раза на день.
Представление длилось час с четвертью. Программа шла без перерыва, в четком ритме и быстром темпе.
Открывалась "газета" маршем-парадом участников (антре!). Сразу после антре — пятиминутный доклад на местную тему. За докладом — политическое обозрение. Иногда зрители только из "Синей блузы" узнавали о последних событиях в мире и в стране. В каждой программе были сценки о быте.
Репертуар "Синей блузы" разнообразен: и героические оратории, и монологи, и скетчи. Оживляли программу физкультурные упражнения и "танцы машин". Удалялись "синеблузники" со сцены в том же темпе марш-парада.
© Public DomainОткрытие Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Выступает агитационный коллектив "Синяя блуза". 1928 год
Открытие Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Выступает агитационный коллектив Синяя блуза. 1928 год - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Открытие Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Выступает агитационный коллектив "Синяя блуза". 1928 год
За год слава о "Синей блузе" разнеслась по всей стране. И тогда, кроме "базового" коллектива, как его называли, появились "Основной", "Показательный", "Ударный", "Образцовый". Всего тринадцать коллективов, каждый из которых имел редактора-выпускающего, пианиста-импровизатора, шесть артистов и трех артисток. Общее руководство осуществлялось редколлегией из четырех журналистов.
В чем же был успех "Синей блузы"? В том, наверное, что у нее не было существующего в ту пору снисходительного отношения к рабочей аудитории. К новому зрителю пришел свой, небывалый до сих пор театр.
Узнали "Синюю блузу" и за рубежом. Германский межрабком пригласил коллектив на 10-летие Октябрьской революции. Это была первая зарубежная поездка не только "Синей блузы", но и советского театра вообще.
"Синяя блуза" сделала попытку стать театром. Но возвращение к формам театра означало для нее утрату темпа, жизнерадостности — значит, собственного лица.
В это же самое время в Витебске появляется агитационный театр Теревсат (театр революционной сатиры), который создают артисты и журналисты. К ним примкнули и писатели. Они все вместе стали создавать монтаж из информационных сводок "Окон сатиры РОСТа". Через какое-то время Витебский теревсат пригласили в Москву и назвали его театром Революции, а позже он стал театром имени Маяковского.
© Национальная библиотека БеларусиПервый на территории Беларуси Теревсат (1919–1920, Витебск) положил начало Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского
Первый на территории Беларуси Теревсат (1919–1920, Витебск) положил начало Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Первый на территории Беларуси Теревсат (1919–1920, Витебск) положил начало Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского
Теревсат — это театр малых форм с целью политического воспитания зрителей с помощью сатиры. Самый первый Витебский теревсат так понравился Анатолию Луначарскому, что, забирая его в Москву, он написал статью "Будем смеяться". Но белорусы не захотели терять такой интересный коллектив и в том же Витебске на базе кинотеатра "Рекорд" создали второй теревсат с постоянной труппой. Есть сведения, что даже Марк Шагал придумывал декорации к их постановкам.
Популярность такого агиттеатра была настолько велика, что появился и третий теревсат, на этот раз в Минске. Всегда у них были свои гимн и марш.
На перекрестке споров критиков о том, каким путем идти театру дальше, наблюдается особая дружба режиссера Всеволода Мейерхольда и поэта Владимира Маяковского. Поиски Мейерхольда подверглись жесткой критики. Режиссер попросил Маяковского помочь и написать достойную для постановки пьесу.
© Sputnik / Андрей СоломоновРисунок "Эскизы костюмов к постановке "Мистерия-буфф" (Семь пар чистых) Владимира Маяковского
Рисунок Эскизы костюмов к постановке Мистерия-буфф (Семь пар чистых) Владимира Маяковского - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Рисунок "Эскизы костюмов к постановке "Мистерия-буфф" (Семь пар чистых) Владимира Маяковского
Так родилась первая крупная советская пьеса "Мистерия-буфф". Здесь был и героический пафос революции, о котором мечтали критики, и сатирическое осмеяние врагов. Мистерия — как вид средневекового религиозного представления, показывала революцию как Всемирный потоп, здесь были рай и ад, а также земля обетованная — коммунизм.
Мейерхольд поставил пьесу в Петрограде. Как вспоминают историки, сам Маяковский играл Человека. Он появлялся на сцене, освещенный прожектором, и с пятиметровой высоты громадной лестницы громовым голосом провозглашал:
Мой рай для всех,
кроме нищих духом.
"Это веселое символическое путешествие рабочего класса", — писал А. Луначарский.
К 1 Мая 1921 года в Москве в театре РСФСР 1-м В. Мейерхольд ставит "Мистерию-буфф". Спектакль был построен в духе народного уличного театра. Для этой постановки Маяковский написал второй вариант пьесы, которому было предпослано "вступительное слово" поэта. Оно многое объясняет. Маяковский предлагал: "В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие “Мистерию-буфф”, меняйте содержание, — делайте содержание ее современным, сегодняшним, сиюминутным".
© SputnikНа репетиции спектакля: В. Шебалин, Вс. Мейерхольд, В. Маяковский
На репетиции спектакля: В. Шебалин, Вс. Мейерхольд, В. Маяковский - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
На репетиции спектакля: В. Шебалин, Вс. Мейерхольд, В. Маяковский
24, 25 и 26 июня "Мистерия-буфф" была показана в Первом Государственном цирке в честь делегатов ІІІ конгресса Коминтерна. Маяковский пишет специальные пролог и эпилог, обращенные к представителям международного пролетариата. Спектакль шел на немецком языке, в нем принимало участие 500 артистов, собранных из разных театров.
Новая пьеса новых времен взвихривала стихию; подлинным ее сюжетом, как отмечает биограф В. Мейерхольда К. Рудницкий: "Земной шар пылал в мировом пожаре, стены, ограничивающие пространство сцены, разрушались, и театральные события вырастали до "столкновения классов, борьбы идей". Человек будущего "орал" о настоящих земных небесах, сцена и зал, сливались воедино, реализовали зрительно, театрально газетные формулировки об "арене мировых событий", о "театре военных действий". Это решение было заложено в самой драматургии Маяковского.
© SputnikСцена из спектакля "Баня" по пьесе Владимира Маяковского в постановке Всеволода Мейерхольда
Сцена из спектакля Баня по пьесе Владимира Маяковского в постановке Всеволода Мейерхольда - Sputnik Беларусь, 1920, 25.03.2022
Сцена из спектакля "Баня" по пьесе Владимира Маяковского в постановке Всеволода Мейерхольда
В. Маяковский работал не только как драматург, но и как режиссер. Своими уникальными авторскими ремарками он подсказывал и сценографическое решение.
А. Луначарский, объясняя избранный для революционной пьесы стиль, писал: "Плакат и митинг были нужны для революции".
Дружба журналистов и артистов после 20-х годов прошлого века еще раз повторилась в 60-х и 70-х годах уже в традиции издания устных журналов. В клубах и на заводах это были сценические эстрадные представления на злобу дня.
Кстати, в России и сейчас есть "Живая газета". Это независимый информационно-социальный интернет-проект. В нем каждый желающий при поддержке артистов может попробовать себя в роли журналиста. Выходит, что живая газета жива.
Также на Sputnik:
Кто подменил револьвер Маяковского? Не последняя тайна смерти поэта
Дмитрий Орлов и история Русского театра: в памяти друзей и дочери
Экслибрис, батлейка, плов и многое другое о Гурии Барышеве
Лента новостей
0