Прокатиться назад: воспоминания о пионерском детстве

© Sputnik / Перейти в фотобанкВсесоюзный пионерский лагерь имени В.И.Ленина "Артек"
Всесоюзный пионерский лагерь имени В.И.Ленина Артек - Sputnik Беларусь, 1920, 19.05.2022
Подписаться
Сегодня исполняется сто лет "Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина". Своими воспоминаниями о советской пионерии делится колумнист Sputnik Игорь Козлов.
Для всех советских школьников последний месяц учебного года май начинался в апреле. Праздничные мероприятия начинались 22 апреля - с дня рождения Владимира Ильича Ленина. Для всех советских детей, а не только школьников, этот день в календаре был незыблемым праздником и маркером патриотизма.
А затем шли долгожданные майские праздники с большими выходными 1 и 2 мая – день международной солидарности трудящихся, на смену которым приходил по факту главный праздник не только того, но и сегодняшнего времени – День Победы. Скоротечность и быстрота последнего месяца учебного года создавала неповторимый комфорт для каждого, финалом которого было 19 мая – День пионерии, как его называли тогда. Не забывая при этом заметить полное название этого праздника – день рождения "Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина".
Что осталось в памяти с пионерского детства? Воспоминание об этом времени у каждого свое. У кого-то восхитительно-восторженное, у кого-то снисходительное. Есть среди нас и скептики, которые ставят под сомнение полезность конструкции воспитательного процесса советских детей того времени. У всех все было по-разному. С каждым новым десятилетием менялась не только страна, но и все мы, жившие в то время. Но что объединяет всех нас, когда мы вспоминаем о своем пионерском детстве? Ведь это очень короткий промежуток времени – пионерский возраст ограничивался всего четырьмя годами – с 10 до 14 лет.
Я думаю, что общим было ощущение постоянного движения. Причем движения хаотичного, связанного с познанием мира. С поиском своего места в нем, поиском единомышленников и тех, с кем комфортно не только в школе, но и в жизни. Мы с удовольствием занимались сбором макулатуры и металлолома, соревнуясь с отрядами из других классов, кто соберет больше. И в том порыве не обращали внимания на тех своих товарищей по классу, которые не принимали в этом участие.
Ежегодные смотры песни и строя, репетиция которых утомляла всех, вызывали смешанные чувства по той простой причине, что победитель был заранее известен. Мы не допускали мысли о том, что все наши усилия ничего не стоят по той причине, что у нашего классного руководителя не очень хорошие отношения с завучем или директором школы. Пионерские костры и походы были абсолютной отдушиной, где все были равны. Пионерская игра "Зарница", придуманная в 1964 году пионервожатой из Пермского края Зоей Кротовой, соединила в себе все - и военно-патриотическое воспитание, и импровизацию, свойственную только детству, а главное - мечту о едином и неделимом коллективе среди подростков, когда каждый мог быть уверен, что в любой ситуации помощь товарищей к нему всегда придет.
>>> Взвейтесь кострами! В Беларуси готовятся отметить 100 лет пионерии - видео
Прием в пионеры – это прощание с начальной школой, с единственной учительницей, которая в начальной школе для тебя все – для кого-то в плюс, а для кого-то и в минус. Это время, когда оценка окружающих для тебя весома, но и противоречива. Твои поступки и твой стиль поведения одних устраивает, а другие видят в нем только недостатки. Это первое знакомство с привычным для взрослых конформизмом, когда ты задаешь вопрос: по какому критерию условные Петя или Маша избраны по предложению классного руководителя председателем совета пионерского отряда. А почему не я? И объяснение родителей или близких тебе людей, которое ты понимаешь, но не разделяешь, остается с тобой наедине.
Несправедливость не только к себе, но и к окружающим ты воспринимаешь как некое недоразумение, которое обязательно пройдет. Пионерский возраст – это привыкание к неизбежности жить, учиться и работать с теми, кто тебе неприятен. Но в силу обстоятельств, которые ты не можешь преодолеть, с этим приходится смириться и принять как должное.
Мое поколение, учившееся в советской школе в 70-е годы прошлого века, испытало время разлома не только пионерского движения, но и всех общественных организаций того времени на "до" и "после". "До" - это до середины 70-х годов, кульминационной точкой которых стало 30-летие Победы. Это был особый праздник. Когда все ветераны были еще относительно молоды, работали. Без пафоса, немногословно, но с грустью вспоминали о войне. Ощущение единения всех поколений было у всех, мы чувствовали себя не просто наследниками великой Победы, но и ее соучастниками – до любого из поколения победителей можно было дотянуться рукой.
А затем все как-то стало уходить и незаметно испаряться. Формальная сторона соблюдалась неукоснительно: пионерские галстуки из тонкого красного синтетического шелка за 75 копеек были непременным атрибутом каждого школьника, линейки, с привычной пионервожатой, выносом знамени, горном и барабаном. Нормальность нового состояния была сужением привычного круга общения. Привычная система работы пионерских организаций как одной из фундаментальных систем воспитания подрастающего поколения работала без сбоев. Летние пионерские лагеря пользовались все той же популярностью, кружки во дворцах и домах пионеров ежегодно пополнялись новыми ребятами.
Бюрократические принципы советской пионерии никого не тяготили. Мы на уровне детской интуиции принимали форму и некоторые условности как должное. Главным было содержание. Мы умели находить новых друзей и единомышленников в спортивных секциях, в различных кружках вне стен школы.
Проходя мимо здания в Минске по адресу Кирова 16, которое в то время было Дворцом пионеров и школьников, я часто ловлю себя на мысли: как мы все там помещались. В этом храме детства в то время жизнь кипела с самого утра до глубокого вечера. Сегодня мало кто может вспомнить, что гостем минских пионеров в советское время на Кирова 16 был один из лидеров кубинской революции Эрнесто Че Гевара и основатель современного Вьетнама Хо Ши Мин. Это была живая история ХХ века, которую можно было не только увидеть, но и потрогать и сфотографироваться на память.
Кинематограф дает полное представление о том, как менялось пионерское движение в СССР. Между событиями "Кортика" с "Бронзовой птицей" и "Гостьей из будущего" дистанция в пятьдесят лет. В фильмах, снятых по книгам Анатолия Рыбакова, мы видим зарождение пионерского движения с мечтательными подростками, занятыми поисками справедливости и правды. А в сериале, снятом по повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед", подростки мечтают о машине времени. Но и у того, и у другого поколения есть общее - движение и мечта. После выхода "Гостьи из будущего" никто и представить не мог, что этот фильм станет прощанием с советской пионерией в том качестве, в котором мы все в то время воспринимали это детское движение. А проходящая через весь фильм песня Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина станет финальным гимном всей советской эпохи: "В прекрасное далеко мы начинаем путь..."
Время меняет многое. С высоты прожитых лет на привычный пионерский опыт советского времени начинаешь смотреть по-другому. Но неизменность праздника, неповторимость детства остается. В него хочется вернуться, сесть в машину времени из "Гостьи из будущего" и прокатиться назад. Возможно ли это? Вполне. Но только в мечтах.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Лента новостей
0