Суд о госперевороте: сроки, мемуары и "сиреневенький бесперспективняк"

© Sputnik / Виктор ТолочкоСуд по делу о попытке госпереворота
Суд по делу о попытке госпереворота - Sputnik Беларусь, 1920, 31.08.2022
Подписаться
Прокурор уверен, что вина фигурантов дела доказана, а оперативный эксперимент, проведенный спецслужбами, позволил не допустить военного переворота.
МИНСК, 31 авг – Sputnik. Минский областной суд огласит приговор по делу о попытке государственного переворота в понедельник 5 сентября, в среду 31 августа закончились прения сторон, и обвиняемые выступили с последним словом.
Поскольку среди обвиняемых трое – люди публичные (известный публицист Александр Федута, лидер Партии "БНФ" Григорий Костусев и успешный американский адвокат Юрий Зенкович), то и их речи во время последнего слова в суде были достаточно яркими.
Первым суд предоставил возможность выступить Федуте. Его речь длилась почти 40 минут, он образно и ярко критиковал белорусские спецслужбы, власть, систему образования, государственное обвинение, внедренного в ряды заговорщиков подполковника Ивана Журавского.
Слезы и стихи: последнее слово обвиняемых в суде по делу о госперевороте>>>
Досталось от Федуты и "двум белорусским мигрантам" – Дмитрию Щигельскому и Юрию Зенковичу, которые, по его словам, придумали YouTube-канал "с дурацким названием "Сиреневенький бесперспективняк", где ругали власть, пока не попали в поле зрения спецслужб. Конечно же, не забыл в своем последнем слове он и бывшую главу ЦИК Беларуси Лидию Ермошину, которую не раз упоминал во время судебного процесса.
Федута заявил, что, по его мнению, этот заговор был организован в результате оперативного эксперимента. И уголовное дело он назвал "мистификацией генерала Тертеля".
В последнем слове он заявил, что не считает нынешнюю власть легитимной, а спецоперацию КГБ по раскрытию заговора назвал провальной.
При оценке деятельности Ермошиной, Федута использовал цитату российского президента Владимира Путина: "Не смешите мои Искандеры".
В финале он посоветовал суду посмотреть фильм о Нюрнбергском процессе, но не о большом, а о том, как судят судей.

"Сделка со следствием" и 12 лет

Самым коротким и безэмоциональным было последнее слово в суде основного обвиняемого по делу – Зенковича, адвоката с двойным гражданством. Он единственный, кто заключил сделку со следствием и мог рассчитывать на половину из максимального срока. Однако прокурор хоть и назвал условия "сделки" исполненными, но попросил суд назначить Зенковичу "по полной" – 12 лет лишения свободы.
Занимавший активную позицию в суде Зенкович в качестве последнего слова процитировал отрывок из книги немецкого писателя Хайнца Хене "СС. Орден "Мертвая голова".
Дело о госперевороте: адвокаты убеждают суд в невиновности фигурантов>>>

Мемуары Костусева

Защитник Костусева в своей речи сказала о том, что его виновность в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 357 УК, подтверждения не нашла, и обратила внимание суда, что ее подзащитный неоднократно заявлял – он понятия не имел о том, что происходит какой-то заговор, а его участие в зум-конференциях – стремление помочь стране, которая попала под западные санкции.
"Григория Андреевича волновал вопрос санкций в отношении нашей страны. Зная, что у Зенковича есть много контактов в США, Костусев надеялся через него использовать эти связи, через Зенковича выйти на тех людей, которые могли бы оказать влияние на решение о неприменении санкций в отношении Беларуси", – заявила защитник Костусева Инесса Оленская.
Костусев – единственный из пяти обвиняемых, кто вину не признал. Убеждая суд в своей невиновности, он сказал, что намерен написать мемуары и прочитал стихи собственного сочинения. При этом строки он посвятил, не партии, а своему адвокату.

Позиция прокурора

Государственный обвинитель попросил суд назначить для всех обвиняемых наказание в виде лишения свободы – по 12 лет Зенковичу, Федуте и Костусеву и по 3 года еще двум обвиняемым, которые в заговоре не участвовали. Их судят за причастность к протестам, хотя первоначально было инкриминировано участие в заговоре. По словам прокурора, им просто повезло, что Зенкович в переписке ни разу не упомянул, на что идут деньги из "закладок", которые они делали.
Прокурор особо подчеркнул, что провокаций со стороны спецслужб во время следственного эксперимента не было, а инициатива совершения заговора с целью свержения власти в Беларуси исходила от Зенковича.
По словам гособвинителя, оперативный эксперимент, проведенный белорусскими спецслужбами, позволил не допустить военного переворота и кровопролития в стране.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Суд по делу о госперевороте: политик Калякин дал показания
Дело о попытке захвата власти: цифры, деньги и план "Тишина"
Внедренный к заговорщикам силовик дал показания в суде
Лента новостей
0