Кому сегодня нужен театр?

© Беларускі дзяржаўны акадэмічны тэатр юнага гледачаСцена из спектакля "Женя + Таня = любовь"
Сцена из спектакля Женя + Таня = любовь - Sputnik Беларусь, 1920, 21.02.2023
Подписаться
Вопрос вовсе не риторический, а проблемный. Зрители после простоев из-за пандемии снова потянулись за развлечениями и отвлечениями. Но сегодняшний театр стремительно меняется.
Временную популярность театра, связанную с интересными текстами, активно перехватывают в культуре музыкальные, хоровые, пластические проекты. Как пример, в Минске два Молодежных театра — драматический и эстрадный. Второй явно популярнее первого. На сцене текстов о современной жизни становится все меньше, а живой музыки, пения, танцев все больше и больше. Даже Академический Русский театр имени М. Горького взял курс на музыкальные спектакли.
В прошлые далекие времена, когда развлечений было мало и театральное дело расцветало, оно постоянно требовало от писателей текстов. Пьесы широко издавались и, как утверждали знатоки, эта бумажная продукция была популярнее поэзии и прозы, романов и повестей.
Сегодня новые современные пьесы как для читателей книг, так и для самих театров полная загадка. Что? Не пишут? Наверное, пишут. Тогда почему в театрах нет современных спектаклей о современной жизни? Самый простой ответ: сегодняшняя жизнь очень сложна и не всегда радостна. Здесь не развлечешься, не посмеешься, а хочется легкости, отвлечения от быта, улыбки. Вот почему сегодня всюду востребованы любые комедии, даже самые примитивные. И чем меньше всякой там философии, тем лучше.
Неконсервативный способ мышления позволяет смотреть на театр как на модель мира, которая еще и постоянно хочет стать над миром. В театральной эстетике есть такой термин "антигерой", введенный театром абсурда. Соответственно пересматривается значение человека в мире, конфликты в драматургии и формы театральных произведений.

Критики как рекламные агенты

На этом этапе нужна театральная критика, которая поможет зрителям понять все новое, театру реализовать это на сцене и уйти от оценок только тематики. Без зрителей театральному спектаклю не жить. В сравнительно небольшом количестве новых спектаклей одного театра (два-три в сезон) можно сориентировать и эрудита, и дилетанта.
Сейчас в Беларуси стали совсем редкими обзоры и рецензии. Если и случаются, то без критики, выводов, пожеланий. Просто расширенная информация, которая вряд ли может привлечь зрителя. Между тем, театрам сегодня для своего развития и просто для выживания очень необходимы отклики на его продукцию.
Более или менее оперативно откликаются каналы культуры телевидения. К сожалению, в новостях культуры по 3 каналу БТ только бегущая строка о наших театрах. Российский канал "Культура" дает значительно больше информации, интервью, роликов о том, что происходит у наших соседей. Да еще в каждой передаче повторяют: "Ходите в театр, в театре не скучно". Конечно, это хорошая продюсерская идея, которая подкрепляется практикой и позволяет театрам выживать. Как хочется все ценное позаимствовать и помочь нашим немногочисленным белорусским театрам (всего-то их 29) успешно работать.
Кстати, продюсерская идея российского канала "Культура" успешно подкрепляется практикой. Судя по телесюжетам изобретательность российских театров зашкаливает. В премьере московского театра Моссовета "Шекспир. Гамлет" присутствует настоящий ужас. Известное классическое произведение осовременено до неузнаваемости. По сцене бегает лысый уродливый Гамлет в трусиках, которому совсем неинтересна маленькая немолодая толстушка Офелия.
© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкАктер Кирилл Быркин в спектакле "Шекспиргамлет" в постановке режиссера Евгения Марчелли на сцене Государственного академического театра имени Моссовета в Москве
Актер Кирилл Быркин в спектакле Шекспиргамлет в постановке режиссера Евгения Марчелли на сцене Государственного академического театра имени Моссовета в Москве - Sputnik Беларусь, 1920, 21.02.2023
Актер Кирилл Быркин в спектакле "Шекспиргамлет" в постановке режиссера Евгения Марчелли на сцене Государственного академического театра имени Моссовета в Москве
Наверное, традиционные исторические костюмы слишком дорого стоят. Все чаще персонажи прошлых веков показываются лишь в паре деталей одежды, а то и вовсе без нее. Конечно, таким образом можно извлечь смех. Скучно не будет.
Вспомним историю — когда-то женщин на сцену не пускали. Все роли доверяли только мужчинам. Все идет к тому, что скоро все роли будут играть только женщины. Ярких актеров-мужчин становится все меньше. А женщины способны изобразить, что угодно. Скучно не будет.
К примеру, в спектакле по пушкинским маленьким трагедиям композитора Моцарта и самого Пушкина играют девушки. Смешно? Конечно. Но хватит шуток. Одно дело — как-то выживать. Иное дело — жить.
Выход найден. В ход пошла старая добрая классика. Уж сколько раз ей предрекали забвение и уход в архивы памяти. Знаменитых мхатовцев обзывали психологическими переживальщиками, упивались авангардом, арьергардом или андеграундом современного театра. А сейчас взгляните на репертуар наших минских театров, который в афишах интернета назван "многогранным и неповторимым". Это "Три мушкетера". "Кармен", "Ревизор", "Ромео и Джульетта", "Павлинка", "Женитьба", "Летучая мышь", "Волки и овцы", "Тот самый Мюнхгаузен". Люди, хотя бы слегка знакомые с театральной культурой, наверняка, посещали их и не однажды.
Дальше совсем свеженькие сразу в двух театрах одновременно — "Женитьба Фигаро" и "Как важно быть серьезным" Оскара Уайльда. Удачным оказался "Граф Монтекристо" для любителей рок-музыки, и совершенно непредсказуемой — "Пиковая дама" для детей.
© Беларускі дзяржаўны акадэмічны тэатр юнага гледачаСпектакль "Пиковая дама" в ТЮЗе
Спектакль Пиковая дама в ТЮЗе - Sputnik Беларусь, 1920, 21.02.2023
Спектакль "Пиковая дама" в ТЮЗе
Дальше в интересах рекламы пошли совсем загадочные названия. Заборная надпись "Женя + Таня = любовь" оказалась знаменитым пушкинским "Евгением Онегиным", "Махляры" оказались "Игроками" Гоголя. В репертуаре для детей привычные Красные Шапочки, Карлсоны, царевны Лягушки и прочая классика.

Духовный хлеб

Одна из причин того, что классика стала очень востребованной, не только ее хорошее качество.
Как известно, за свежий драматургический текст надо платить. У театров всегда не хватает денег. А пьесы Шекспира или Чехова уже давно оплачены и сполна. Наследников не осталось. Вот и приходят на наши сцены в который уж раз Островский, Бомарше, Мольер и другие. При том исключительно комедии. С драмой и трагедией намного сложнее.
Режиссер, осовременивая классику, должен быть очень многомерен. Она требует глобальности, больших знаний и умений. Куда легче ее пропеть и протанцевать.
Есть определенные секреты успеха любого спектакля. Любая сценическая история лучше всего воспринимается зрителем, если она начинается сразу с одного простого действия персонажей. Затем вокруг первого шага наматывается клубок драматических ситуаций. Так выстроена почти вся классическая драматургия. Ее цель — зацепить. Сегодня это назвали бы удачным продюсерским ходом. К сожалению, современные драматурги этим правилом пренебрегают, а постановщики спектакля им не спешат помогать и "долго тянут резину" главного содержания произведения. Часто они считают, что смысл спектакля может идти не из текста, а из визуального оформления. Мы привыкли к красивым картинкам. Очень "говорливое" "Горячее сердце" Островского стало похожим на мюзикл из-за того, что молодые артисты не владеют сценической речью, лучше поют и читают зонги по Бертольду Брехту.
Утверждают, что театр — замкнутая субкультура и надо оставить его в покое. Пусть все идет как идет.
Можно было бы с этим согласиться и переключиться на события в музыкальной жизни, на многочисленные праздники в народном искусстве. Сейчас активно рекламируются художественные выставки. Между тем, государственные театры продолжают работать, собирать (правда, иногда с трудом) зрительные залы.
Хороший театр всегда пробивает себе дорогу к зрителю, если предлагает доселе неизвестное, принципиально новое, а не перебивается переработками известных сюжетов, заезженных пьес. Каждое поколение формирует свою классику, если отлично знает реальность, в которой мы живем. Конечно, в театре надо удивлять и визуальным рядом, потому что XXI век — время спецэффектов, шикарных неповторимых костюмов и роскошной сценографии. Но духовный хлеб никто не отменял.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Музыкальная феерия: в театре Горького выстрелил "Граф Монте-Кристо"
Ждать ли в Беларуси новых театров
Лента новостей
0