К 100-летию "Динамо": Сергей Боровский – о зарплатах и статусе футболистов в СССР

© Sputnik / Сергей ПушкинЛегенда белорусского футбола Сергей Боровский
Легенда белорусского футбола Сергей Боровский - Sputnik Беларусь, 1920, 18.04.2023
Подписаться
Спортивное общество "Динамо" 18 апреля отмечает столетие.
О динамовской жизни вспоминает мастер спорта СССР международного класса, чемпион СССР по футболу в составе минского "Динамо", рекордсмен по количеству матчей, сыгранных за динамовский клуб, Сергей Боровский.
- Сергей, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "Динамо"?
- Ощущение возвращения в молодость, радость от того, что попал в великий клуб, где провел всю спортивную карьеру.
Официально в минское "Динамо" я был зачислен в 1974 году — следующий год для меня в этом вопросе юбилейный. А первый мой сыгранный матч за клуб в дубле состоялся в 1972 году. В команду нас сразу пришло 8 человек – "лопунята", как нас называли по фамилии Леонида Андреевича Лапунова, легендарного детского футбольного тренера, у которого мы научились играть в футбол.
Тот матч был первым за минское "Динамо" и для Александра Прокопенко. Прокопенко приехал из Бобруйска, для нашего футбола его открыл легендарный вратарь Алексей Хомич, который в составе московского "Динамо" играл в осенней футбольной серии в Англии осенью 1945 года, а в середине 1950-х годов – за минское "Динамо". В один из приездов в Бобруйск он сыграл матч, в котором Прокопенко ему забил гол. Хомич оценил его талант и сказал: или вы его забираете в минское "Динамо", или мы его заберем в московское.
- Как изменился ваш социальный и материальный статус после зачисления в главный белорусский клуб того времени?
- В то время для меня этот вопрос был не на первом месте. В то время я учился на дневном отделении нархоза по специальности экономика торговли. Обычно футболисты поступали в институт физкультуры, я выбирал институт по другому принципу — минимум точных наук, чтобы была возможность заниматься футболом в привычном режиме и была военная кафедра.
В "Динамо" всех нас взяли стажерами. В августе 1974 года старшим тренером у нас стал Евгений Иванович Горянский. Сборная СССР не попала на чемпионат мира в Германию – и Горянского сделали "стрелочником", хотя причиной на самом деле была политика: после сентябрьского военного переворота в Чили в 1973 году сборная СССР отказалась от игр в этой стране и ей было засчитано поражение. Горянский перевел меня в основной состав команды.
© Sputnik / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанкЗащитник команды "Динамо" (Минск) Сергей Боровский в финальном матче между командами "Динамо" (Киев) - "Динамо" (Минск)
Защитник команды Динамо (Минск) Сергей Боровский в финальном матче между командами Динамо (Киев) - Динамо (Минск) - Sputnik Беларусь, 1920, 17.04.2023
Защитник команды "Динамо" (Минск) Сергей Боровский в финальном матче между командами "Динамо" (Киев) - "Динамо" (Минск)
- Что, на ваш взгляд, является главной причиной того, что в общественном интересе сегодня на первом месте стоит не футбол, а заработки футболистов?
- Так было всегда. Страсть заглянуть в карман к известным людям была всегда во всех странах. Я к этому спокойно отношусь, меня не оскорбляют подобные вопросы. Мы в команде между собой обсуждали эту тему. Разница только в том, что во время моей спортивной карьеры эта тема не была публичной.
Наши коллеги из днепропетровского "Днепра", который был под патронажем завода "Южмаж", выпускающего ракетно-космическую технику, рассказывали о своих премиальных, которые получали отдельно за победу в матчах от генерального директора завода. Суммы поражали наше воображение.
Но "Южмаш" мог себе позволить такую роскошь в отношении футболистов: денег на заводе было много, контроля за финансовыми потоками практически никакого — это предприятие было доминирующим в составе советского ВПК. Представить в то время, что туда придет контролер с проверкой было невозможно — он дошел бы максимум до проходной, на завод бы его просто не пустили. Статус генерального директора "Южмаша" по неформальной градации того времени был выше статуса первого секретаря Днепропетровского обкома КПУ.
Самой финансово успешной командой того времени в советском футболе был московский "Спартак". Он был под патронажем первого секретаря Московского горкома, члена Политбюро ЦККПСС Владимира Гришина. У него были мощные лоббисты в лице главного спортивного комментатора того времени Николая Озерова и братьев Старостиных.
После окончания чемпионата СССР "Спартак" выезжал – в основном в ГДР, где играл с различными восточно-германскими командами товарищеские матчи. По той причине, что они игрались за границей, матчи считались международными. За победу в каждой из этих игр полагался гонорар в 200 рублей. Клубы подбирались заранее не самые сильные, и спартаковцы их легко обыгрывали. Количество товарищеских матчей, сыгранных на выезде составляло порядка 15. Вот и посчитайте: 15 выигранных игр и за каждую победу по 200 рублей — итого 3000 рублей. На половину стоимости мечты советского человека – автомобиль "Жигули" – футболист мог заработать в заграничном туре.
Я в таких мероприятиях участвовал сам в 9-м и 10-м классе. Юношескую сборную БССР пригласили французы. Москва хотела отправить своих, но нас отстояли французы. Чтобы были какие-то карманные деньги, разрешалось поменять на валюту сумму не более 30 рублей – по официальному курсу получалось примерно 50 долларов. Но были еще и суточные. Этих денег хватало нам, чтобы купить приличную спортивную сумку, бутсы фирмы "Адидас" и привезти маме духи. Вы не представляете, какая это была для нас радость в то время!
За победу нам полагалась премия в 200 рублей. Как правило, всегда выигрывали. В том возрасте деньги для нас были очень даже не лишними.
- Все знали, что "Динамо" принадлежит силовым ведомствам. Все спортсмены, которые выступали за "Динамо", носили погоны. Что вам это давало и тяготила ли такая принадлежность к силовому блоку?
- Лично для себе я этот бюрократический процесс не заметил. Я по образованию экономист торговли — вещевик для армии. Когда я заканчивал нархоз, то при распределении из МВД пришла разнарядка "под меня". Но все в итоге переиграли, тыловикам МВД на самом деле нужен был вещевик, меня отправили в войсковую часть 3214 на должность инструктора 1-й категории по спорту.
Потолок звания для всех игроков, аттестованных на офицера, был капитан. В 1988 году этот потолок повысили до майора, когда хоккеисты на играх в Калгари покорил всех своей игрой. У нас Юра Пудышев стал майором, но для этого ему пришлось переехать играть в красноярское "Динамо". Я к этому времени ушел из спорта из-за травмы, поэтому остался капитаном.
- Легендарный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская, которая помимо всех спортивных регалий является еще и полковником Кремлевского полка внутренних войск, на вопрос, существовала ли практика со стороны руководства МВД СССР отблагодарить выдающегося тренера второй зарплатой, ответила: "Да, я получала вторую зарплату — первую платили в Спорткомитете СССР". В БССР было нечто подобное?
- О подобном в то время мы могли только мечтать. То, что можно было сделать в Москве, нельзя было сделать в Минске. У нас любая бухгалтерия того времени была прозрачной, и никакие бухгалтерские "импровизации" были невозможны. Все получали жалованье один раз и в одном месте.
У нас, когда футболист заканчивал выступать и переходил на работу детским тренером, то оплату за звание убирали, а в "Динамо" Москва оставляли.
Нам в какой-то степени не повезло с гонорарами за победу на чемпионате СССР. Обычно за 1-е место в чемпионате разовая премия составляла 500 рублей, за 2-е место – 300, а за третье – 200 рублей на каждого. Но в 1982 году премиальные снизили в два раза из-за неудачного выступления сборной СССР на чемпионате мира в Испании, где я выступал. Через год, когда сборная не попала на чемпионат, было то же самое — в сезоне 1983 года на чемпионате СССР мы взяли "бронзу". Но в то время мы абсолютно спокойно к этому относились.
- Что стало для вас самым ярким событием в минском "Динамо"?
- Победа в чемпионате СССР 1982 года.
Все 1980-е годы для минского "Динамо" прошли под знаком участия в европейских клубных турнирах. В 1987 году мы в финале проиграли одноклубникам из Киева по пенальти. По итогу сезона они взяли два общесоюзных трофея, но могли участвовать только в одном европейском турнире — Кубке чемпионов. Вакансия участия в Кубке кубков перешла к нам.
Мы вполне могли победить в этом турнире, нам просто не повезло и не хватило опыта. В ¼ финала мы не смогли пройти бельгийский "Мехелен" – во втором матче судья не засчитал гол Кондратьева и незаконно удалил нашего игрока. После той грустной и печальной для нас игры я понял, что играю в клубе европейского уровня. Но готовиться к таким стартам нужно немного по-другому, мы готовились привычно по-советски.
- В столетний юбилей вы можете сказать, что значит "Динамо" для вас и для белорусского спорта?
- Это моя жизнь и в какой-то степени жизнь моей страны. Это клуб, который мне дал все, чтобы я состоялся как спортсмен. Не в обиду будет сказано представителям других спортивных обществ, но "Динамо" – это тот каркас, благодаря которому белорусский спорт состоялся.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
"Го-о-о-ол! ": к 100-летию со дня рождения Николая Озерова
75 лет со дня рождения Легенды №17 Валерия Харламова
Открывший Союзу Пеле: к 90-летию со дня рождения Игоря Фесуненко
Лента новостей
0