У белорусского кино – вдохновляющее прошлое, а что с будущим?

© Sputnik / Иван Руднев / Перейти в фотобанкСъемки фильма "Око за око" на киностудии "Беларусьфильм"
Съемки фильма Око за око на киностудии Беларусьфильм - Sputnik Беларусь, 1920, 06.10.2023
Подписаться
Об успехах и проблемах кинематографической отрасли размышляет бывший секретарь по оргвопросам Союза кинематографистов БССР колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
Роскошь иметь собственный национальный кинематограф дана не многим странам. В Беларуси он есть и отмечен великими фильмами и творцами.
Два Валерия, Рубинчик и Рыбарев, явили неизвестный в свое время в республике киноязык "гиперреализма", как его позже назовут кинокритики. Рыбарев снял картины картин "Живой срез", "Чужая вотчина", "Свидетель", "Меня зовут Арлекино", "Прикованный". Рубинчик до отъезда в 1990-м в Москву снял на "Беларусьфильме" ленты "Последнее лето детства", "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Комедия о Лисистрате" и ряд других.
© Photo : "Беларусьфильм" (1979)Борис Плотников в роли Андрея Белорецкого в фильме "Дикая охота короля Стаха"
Борис Плотников в роли Андрея Белорецкого в фильме Дикая охота короля Стаха - Sputnik Беларусь, 1920, 05.10.2023
Борис Плотников в роли Андрея Белорецкого в фильме "Дикая охота короля Стаха"
Нельзя не назвать работы Вячеслава Никифорова и их вершину – экранизацию романа Тургенева "Отцы и дети", удостоенную Госпремии СССР.
Знаковым белорусским фильмом считается картина режиссера Льва Голуба "Девочка ищет отца" выпущенная в 1959 году и показанная почти в сотне стран мира. Географический лидер белорусского кино.
Один из шедевров белорусского кино – фильм "Альпийская баллада" по рассказу Василя Быкова снял в 1965 году режиссер Борис Степанов, получив за него множество международных наград.
"Люди на болоте"– 1984 год, по одноименному роману Ивана Мележа. Режиссер Виктор Туров – лауреат Госпремии СССР. Красиво, традиционно, очень по-белорусски. Зрителя однозначно зацепило.
© Photo : Беларусьфильм (1985)Евгений Тиличеев в киноленте "Иди и смотри"
Евгений Тиличеев в киноленте Иди и смотри - Sputnik Беларусь, 1920, 05.10.2023
Евгений Тиличеев в киноленте "Иди и смотри"
"Иди и смотри" – режиссер Элем Климов по сценарию Алеся Адамовича. Один из самых страшных и правдивых фильмов о войне. Его просмотрели около 30 миллионов зрителей. Был признан лучшим фильмом 1986 года.
"Белые Росы". Сценарий Алексея Дударева. Снял режиссер Игорь Добролюбов. Посмотрело свыше 36 миллионов зрителей. Лучшая комедия года в СССР и навсегда самая народная.

Конь и трепетная лань

Странным образом новый язык, собиравший многомиллионные залы, у нас как бы не прижился. Рыбареву просто не давали снимать, Рубинчика элегантно выдавили в Россию. Ну не нужен оказался тогда создатель "Дикой охоты короля Стаха" белорусскому кино! А потом его не стало. Горько!
Еще в мою бытность секретарем СК БССР по организационным вопросам союз кинематографистов предложил отделить творчество от производства, справедливо полагая, что "в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань".
Добились! Разделение произошло. Большинством голосов "трепетной ланью" назначили производство, а творческую часть отправили "конем" пастись на вольные хлеба, мол, творите и предлагайте студии свои проекты, а мы, вместе с Министерством культуры, будем выбирать лучшее и организовывать съемочный процесс. Как вы, уважаемые творцы, и хотели.
© Photo : "Беларусьфильм" (1975)Кадр из фильма "Приключения Буратино". Татьяна Проценко сыграла Мальвину
Кадр из фильма Приключения Буратино. Татьяна Проценко сыграла Мальвину  - Sputnik Беларусь, 1920, 05.10.2023
Кадр из фильма "Приключения Буратино". Татьяна Проценко сыграла Мальвину
Вот так и получается, что гениальные Рыбаревы, Рубинчики и иже с ними, которые без кулаков, тщетно пытались пробить свои проекты, а бездарности действительно прорывались сами. А в результате глава государства раз за разом повторял и повторяет, что нет в стране достойных исторических фильмов, кассовых и интересных сериалов, да и успешной отрасли кино в целом.
А что в ответ? Тишина! Назначенный "ланью" "конь" жует государственный овес и в целом доволен жизнью. Разве что иногда понервничает при очередной смене директора студии, но и только. Творцы обивают пороги студии, но реализовать свои проекты не могут, уж больно много развелось "кулакастых", никак не пробиться.
Что делать? Первое – вернуть достоинство "трепетной лани". Как? Вместо одной общей структуры Беларусьфильма – две: БелФильм фабрика и БелФильм студия. И студия ответственно и креативно будет осуществлять по-государственному убедительную репертуарную политику. Тогда сценарные портфели наполнятся качественными произведениями, писать сценарии и снимать их будут лучшие драматурги, режиссеры, операторы, художники, актеры, то есть те, кто учился этой профессии и достиг в ней совершенства.

Что впереди?

Круглые даты – это всегда подведение итогов и планы на будущее. Есть оно у белорусского кино? Хочется верить, что да! Залогом тому кинематографические шедевры белорусских мастеров кино: Голуба, Рубинчика, Рыбарева, Турова, Добролюбова, Никифорова, Ефремова…
Прибавьте сюда блестящих белорусских актеров, операторов, художников, кинокритиков, композиторов. А также усильте этот отряд желанием и стратегией руководства республики сделать кинематографическую отрасль современной, а значит – прибыльной для государства и привлекательной для зрителей.
Успех обязательно придет тогда, когда наши "конь" и "лань" окажутся не в одной упряжке, но будут делать общее дело – снимать настоящее белорусское кино!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0