Архитектор перестройки: к столетию со дня рождения Александра Яковлева

© Sputnik / Борис КауфманЧлен Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев выступает на XIX партконференции (28 июня - 1 июля 1988 года).
Член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев выступает на XIX партконференции (28 июня - 1 июля 1988 года). - Sputnik Беларусь, 1920, 02.12.2023
Подписаться
Для одних Александр Яковлев – герой, для других – предатель. Об одном из самых знаковых и неоднозначных политиков времен перестройки – колумнист Sputnik Игорь Козлов.
Александру Яковлеву 2 декабря 2023 года исполнилось бы сто лет.
Он и сегодня остается лакмусовой бумажкой в оценке тех не столь далеких событий, которые определили не только судьбу СССР, но и всего мира. Для одних он герой, для других предатель. Мнения и оценки о нем столь однозначны, что любая попытка переубедить оппонентов в оценке его деятельности обречена на провал.

Отчий дом

Александр Яковлев родился в маленькой деревне Королево в Ярославской области. По линии отца его предки происходили из крепостных крестьян ярославских помещиков Молчановых. Первое упоминание о них относится к "Ревизской сказке помещиков Молчановых" начала ХVIII века. Предки по матери Ляпушкины были крепостными помещиков Майковых.
Родители Яковлева мать Агафья Михайловна и отец Николай Потапович – потомственные крестьяне. В школу в поселке Красные Ткачи Александр Яковлев в шести километрах от их деревни был записан под фамилией Потапов – по старой русской традиции. В деревне их звали Потаповыми – по отчеству деда.
Александр Яковлев научился читать в четыре года. На это его сподобил отец. Первый свой фильм он увидел в старом сельском сарае в 13 лет в 1936 году – "Абрек Заур". Это было немое кино и Александру Яковлеву, как самому грамотному в деревне, было поручено читать титры.
Через три дня после его школьного выпускного началась война. В армию его призвали 6 августа 1941 года. Со станции Всеполье вместе со всеми новобранцами Яковлева отправили в Пермь, откуда пешком он направился в лагерь Бершеть, где прошел трехмесячные курсы военной подготовки. После было военное училище в городе Глазгов в Удмуртии, после окончания которого 2 февраля 1942 года в звании лейтенанта Александр Яковлев был отправлен на Волховский фронт командиром взвода автоматчиков морской пехоты.
Один из боев в августе 1942 года при форсировании проволочных ограждений немцев для Яковлева закончился тяжелым ранением. После лечения в госпиталях в феврале 1943 года он вернулся домой.
Первую свою встречу с матерью после возвращения домой он помнил всю жизнь. Первой ее реакцией, когда она увидела сына-инвалида, был возглас: "Что же я буду делать с тобой?" У нее на руках было еще трое детей.
Но мирная жизнь для него наладилась сама собой. В Горьковский кораблестроительный институт его не взяли по состоянию здоровья, по той же причине он получил отказ из МГУ и только что образованного Института международных отношений.
Тогда Александр Яковлев пошел работать начальником кафедры военной и физической подготовки Ярославского педагогического института имени Ушинского, где одновременно учился на историческом факультете. В то время историческое образование способствовало партийной карьере.
© Sputnik / Борис КауфманЧлен политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев (1923-2005) отвечает на вопросы журналистов на II (втором) съезде Народных депутатов
Член политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев (1923-2005) отвечает на вопросы журналистов на II (втором) съезде Народных депутатов - Sputnik Беларусь, 1920, 30.11.2023
Член политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев (1923-2005) отвечает на вопросы журналистов на II (втором) съезде Народных депутатов

Счастливый баловень судьбы

В аппарате ЦК КПСС Яковлев оказался сразу после смерти Сталина в 1953 году, когда к руководству пришел Никита Хрущев. Отставка Хрущева и приход к власти Леонида Брежнева никак не сказались на его карьере.
Яковлев имел самое прямое отношение ко многим значимым событиям того времени: от открытия радиостанции "Маяк" 1 августа 1964 года до встречи хоккейной сборной СССР с канадскими профессионалами в 1972 году. Он был одним из ведущих спичрайтеров Леонида Брежнева.
Партийную карьеру Александра Яковлева принято связывать с именами первых лиц СССР того времени – Хрущева и Брежнева. Это не совсем так.
Первая каденция Яковлева в ЦК КПСС, продлившаяся 20 лет – до 1973 года, прошла под покровительством второго человека в КПСС Михаила Суслова, слово которого явилось решающим при отправке в отставку Никиты Хрущева и которого опасались Леонид Брежнев и Юрий Андропов.
Четырехлетнее пребывание в должности исполняющего обязанности второго по значимости отдела ЦК КПСС агитации и пропаганды, а затем почетная "ссылка" послом в Канаду Александра Яковлева также не должна вводить в заблуждение. У Брежнева он ассоциировался с московской группой Николая Егорычева, который, будучи первым секретарем МГК КПСС, на июньском пленуме обрушился с резкой критикой состояния противовоздушной обороны Москвы. Все сочли это выступление выпадом против Брежнева.
В то время серьезно пострадали все, кроме Яковлева, но подозрения в его адрес сняты не были. Его статья "Против антиисторизма", опубликованная в 1972 году в "Литературной газете", была только поводом выдворить его из страны. На десять лет он был отправлен послом в Канаду.

Кому Горбачев обязан своим приходом к власти

© Sputnik / Борис БабановГенеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (справа) и член политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев (слева) в президиуме 19 Всесоюзной конференции КПСС.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (справа) и член политбюро ЦК КПСС  Александр Николаевич Яковлев (слева) в президиуме 19 Всесоюзной конференции КПСС. - Sputnik Беларусь, 1920, 30.11.2023
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (справа) и член политбюро ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев (слева) в президиуме 19 Всесоюзной конференции КПСС.
К чести Александра Яковлева можно отнести тот факт, что нигде публично и негативно о своем покровителе Михаиле Суслове он не отзывался.
Школа Михаила Суслова для Александра Яковлева даром не прошла. По виртуозности, знанию правил аппаратной борьбы в ЦК КПСС Яковлеву не было травных. Он знал с кем можно, а с кем нельзя вести откровенные разговоры. Нутром чувствовал тех, кто был опасен.
Вместе с академиком Евгением Примаковым Александр Яковлев провел виртуозные переговоры с министром иностранных дел того времени Андреем Громыко о том, что на смену умирающему Константину Черненко на должность генсека должен быть избран Михаил Горбачев. Переговоры велись через сына Громыко Анатолия, который подробно описал их ход в своей книге, посвященной отцу: "Андрей Громыко. В лабиринтах Кремля".
Ошибся в человеке Яковлев только один раз, когда уговорил Горбачева назначить председателем КГБ Владимира Крючкова, к которому благоволил с середины 1960-х годов, времени их совместной работы в аппарате ЦК КПСС.
© Sputnik / Владимир ВяткинВстреча Раисы Максимовны Горбачевой с представителями японской общественности. Слева - советник Президента СССР Александр Яковлев. Официальный визит Президента СССР М.С. Горбачева в Японию, 16-19 апреля.
Встреча Раисы Максимовны Горбачевой с представителями японской общественности. Слева - советник Президента СССР Александр Яковлев. Официальный визит Президента СССР М.С. Горбачева в Японию, 16-19 апреля. - Sputnik Беларусь, 1920, 30.11.2023
Встреча Раисы Максимовны Горбачевой с представителями японской общественности. Слева - советник Президента СССР Александр Яковлев. Официальный визит Президента СССР М.С. Горбачева в Японию, 16-19 апреля.

Разочарование или предательство?

Называть Александра Яковлева предателем, как это делают его стойкие оппоненты, исходя из того факта, что в конце 50-х годов он был в годичной стажировке в Колумбийском университете вместе с настоящим предателем генералом КГБ Олегом Калугиным, не совсем корректно.
А вот понять смену мировоззрения Александра Яковлева можно.
Недавно в большом интервью известный политолог Дмитрий Саймс рассказал о своей беседе в 1997 году в Грузии с Эдуардом Шеварнадзе. Он спросил у него, когда высшие советские руководители поняли, что СССР движется к распаду. И получил шокирующий ответ – в 1982 году.
Многие связывают этот год со смертью Леонида Брежнева. Но на самом деле поворотным узлом, когда можно было взглянуть на то, что реально происходило в стране, стала смерть Михаила Суслова в январе 1982 года. До его смерти ни о каких реальных реформах не мог заикаться никто, в том числе и первое лицо в стране – это было опасно.
Аркадий Вольский в своих мемуарах вспоминал, что Юрий Андропов, ставший к тому времени генсеком, хотел провести политические преобразования по типу США. То есть перейти от национально-территориального деления к административным округам.
Андропов понимал, что при ленинско-сталинской системе национально-территориального устройства при ослаблении федерального центра центробежные тенденции на окраинах проявят себя по полной и разорвут страну. Ни о какой демократизации в таких условиях и речи быть не могло – эти изменения зависят не от политических решений, а от изменений в самом обществе.
Все руководители СССР того времени понимали это. Они мыслили категориями не общепринятого ортодоксального марксизма того времени, а искали ответы на вопросы в российской истории.
© Sputnik / Алексей БойцовДоктор исторических наук Александр Яковлев раздает автографы на презентации своей новой книги "Муки прочтения бытия".
Доктор исторических наук Александр Яковлев раздает автографы на презентации своей новой книги Муки прочтения бытия. - Sputnik Беларусь, 1920, 30.11.2023
Доктор исторических наук Александр Яковлев раздает автографы на презентации своей новой книги "Муки прочтения бытия".
Им сложно было смириться со своим внутренним состоянием: когда вы все понимаете, у вас безграничная власть, но при этом ничего не можете сделать. Единственным вариантом действий для всех них на то время было перехватить кризис и взять его под контроль, пока он не дошел до своей высшей точки. Разница между Александром Яковлевым и другими его коллегами в высшем политическом руководстве была в том, что со временем он стал об этом публично говорить.
Нашел ли он ответы на вопросы, которые ставил перед самим собой и перед обществом? Думаю, что нет. Я вспоминаю первый день учредительного съезда Движения демократических реформ в Москве 10 декабря 1991 года. Повестка дня была скомкана, все находились под впечатлением подписанных за два дня до этого Беловежских соглашений. У всех делегатов к президиуму съезда, а это были первые лица СССР того времени, был один вопрос: "Что дальше?" Никто из них не знал на него ответа.
Александр Яковлев с иронией и юмором по этому поводу заметил: "Вы будете анализировать и писать толстые книги, как мы принимали решения. А мы сначала делали, а потом думали". Он был искренен и прав во многом. ХХ век не только для него, но и для всех нас был веком вопросов, ответов на которые у нас до сих пор нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0