Уно моменто: к 90-летию со дня рождения Семена Фарады

© Sputnik / Алексей БойцовСемен Фарада
Семен Фарада - Sputnik Беларусь, 1920, 31.12.2023
Подписаться
Советскому и российскому актеру Семену Фараде 31 декабря исполнилось бы 90 лет.
Его "визитной карточкой" стала песня "Уно моменто", которую они с Александром Абдуловым исполнили в фильме "Формула любви". Простая мелодия с незамысловатым набором слов принесла им восторг и любовь миллионов и обеспечила место на полке классики советского кино.

Мальчик-джаз

Семен Фарада родился в селе Никольское Московской области 31 декабря 1933 года в семье Льва Фердмана и Иды Шуман, переехавшими на учебу в Москву из Житомирской области в начале 30-х годов. В начале войны 7-летний Семен вместе с матерью и сестрой Евгенией был эвакуирован в Ташкент. Незадолго до окончания войны семья вернулась в свою московскую квартиру на улице Сельскохозяйственной недалеко от станции метро ВДНХ.
Ни о какой театральной карьере для Семена Фарады в детстве речи не шло. Съемки в массовке в фильме Ильи Фрэза "Солон и веревочка" юного Семена мать рассматривала как нормальное детское увлечение. Актером видел себя только он сам и школьные учителя, которые называли его мальчик-джаз за неизменное увлечение джазом.
Московскую среднюю школу №306 Фарада окончил с золотой медалью, но ни о каком театральном вузе его мать и слышать не хотела. Она разрешала ему вернуться к мечте стать актером только после того, как он получит диплом инженера.

Бауманка

Первоначально Семен Фарада подал документы для поступления в военную академию бронетанковых войск. Но в военных вузах первыми шел экзамен по физподготовке, который Фарада провалил.
Единственным вариантом для себя в то время он посчитал поступление на факультет энергомашиностроения Московского высшего технического училища имени Баумана. К удивлению всех, Фарада первый экзамен сдал на отлично. Все золотые медалисты по правилам того времени сдавали один экзамен. Если его сдавали на отлично, то автоматически зачислялись. А если получали "четверку", то были обязаны сдавать все четыре вступительные экзамена наравне со всеми.
Но без сюрпризов первый экзамен для Фарады не обошелся. Он блестяще написал сочинение, не допустив ни одной ошибки. Экзаменатор, пытаясь "остановить" абитуриента-еврея (это было время борьбы с космополитизмом) не придумала ничего умнее, как в слове вода зачеркнуть букву "о", исправив ее на "а", а после этого красной ручкой исправить на правильно "о" и выставить ошибку.
Это было настолько примитивно, что доводы и аргументы в защиту сына от очевидной подлости экзаменатора со стороны матери Фарады для ректора Бауманки Михаила Попова оказались убедительными. Известному ракетчику стало стыдно за то, что произошло в его вузе. Семен Фарада оказался единственным евреем, поступившем в Бауманку в то время. Об этом "подвиге бабы Иды", которая добилась зачисления сына в вуз, рассказывал сын Фарады Михаил Полицеймако.
МВТУ имени Баумана – вуз сложный. В него мало поступить, его нужно еще и окончить. В Бауманке Фарада учился долго – девять лет. Четырехлетний перерыв в учебе был связан с призывом на военную службу на Балтийский флот, на котором в то время служили четыре года.
Любой, кто учился в техническом вузе, знает, что подобный перерыв в учебе – это катастрофа. На элементарное восстановление старых навыков уходит минимум год. К очной форме обучения после такого перерыва возвращаются единицы. У Фарады это получилось, он окончил институт в 1962 году. Помимо диплома инженера-механика по котельным установкам его диплом означает еще и признание абсолютного инженерного склада ума Фарады. Среди всего многотысячного актерского состава советского времени подобным качеством обладал только он один.

Театр на Таганке

С театром Семен Фарада никогда не порывал. Еще во время учебы он занимался в театре Марка Розовского "Наш дом" при Московском университете. После его закрытия сотрудничал с Москонцертом, где был дипломантом конкурсов артистов эстрады.
В театр на Таганке его пригласил Юрий Любимов, которому его друг кинорежиссер Сергей Юткевич настоятельно рекомендовал посмотреть на этого самодеятельного артиста. Любимов в то время был единственным режиссером, которого наличие диплома об окончании театрального вуза не интересовало. Таганка была единственным театром, в котором Фарада проработал более 30 лет.
© Sputnik / Анатолий ГаранинСпектакль Театра на Таганке "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову. В роли Коровьева – Иван Дыховичный. Слева – Семен Фарада.
Спектакль Театра на Таганке Мастер и Маргарита по Михаилу Булгакову. В роли Коровьева – Иван Дыховичный. Слева – Семен Фарада. - Sputnik Беларусь, 1920, 28.12.2023
Спектакль Театра на Таганке "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову. В роли Коровьева – Иван Дыховичный. Слева – Семен Фарада.
Вниманием Юрия Любимова Фарада обойден не был. Все разговоры о том, что в театре ему не давали главных ролей – это ни о чем. Он играл в "Гамлете", "Мастере и Маргарите" – разве этого мало? Его моно-спектакль "Пять рассказов Бабеля", поставленный в 1980 году на Таганке режиссером Ефимом Кучером, до сих пор считается эталонным.
Фарада к этому времени – уже немолодой мужчина, играющий без грима и театрального костюма ребенка. Но внутренняя органика заслоняла эти внешние нестыковки: "Все люди нашего круга учили детей музыке. Отцы наши, не видя себе ходу, придумали себе лотерею. Они устроили ее на костях маленьких людей. Одесса была охвачена этим безумием больше других городов (показывает руками игру на скрипке). И это правда. Десятилетиями наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира". После этого спектакля многие были уверены, что Одесса – это родной город Семена Фарады.

Эстрадник

Юрий Любимов называл Семена Фараду эстрадником. Это определение можно было отнести ко всей его труппе театра на Таганке. Абсолютный диктатор в своем театре, делающий исключения только для Высоцкого, Юрий Любимов понимал, что публичный театр возможен только с публичными актерами. Все его актеры снимались на телевидении, поддерживали ореол таинственности вокруг Таганки. Это был скрытый, но абсолютно точный пиар со стороны Любимова.
Публичность пришла к Фараде с телевидения после программы "АБВГДЕйка", в первых 20 выпусках которой он сыграл грустного клоуна Сеню.
© SputnikСлева направо: Глеб Стриженов в роли Якубова, Лия Ахеджакова в роли Малаевой, Игорь Костолевский в роли сына Милосердова, Семен Фарада в роли тромбониста, Анастасия Вознесенская в роли директора рынка Кушаковой и другие на съемках фильма "Гараж" режиссера Эльдара Рязанова.
Слева направо: Глеб Стриженов в роли Якубова, Лия Ахеджакова в роли Малаевой, Игорь Костолевский в роли сына Милосердова, Семен Фарада в роли тромбониста, Анастасия Вознесенская в роли директора рынка Кушаковой и другие на съемках фильма Гараж режиссера Эльдара Рязанова. - Sputnik Беларусь, 1920, 28.12.2023
Слева направо: Глеб Стриженов в роли Якубова, Лия Ахеджакова в роли Малаевой, Игорь Костолевский в роли сына Милосердова, Семен Фарада в роли тромбониста, Анастасия Вознесенская в роли директора рынка Кушаковой и другие на съемках фильма "Гараж" режиссера Эльдара Рязанова.
По-настоящему серьезной кинематографической работой Фарады стал эпизодическая роль в тромбониста в фильме "Гараж" Эльдара Рязанова. Для кинематографа того времени это был новый стиль: минимум речи и жестов на фоне бесконечности взгляда актера. Это было настолько убедительно, что композитор Андрей Петров, под музыку которого "играл" на тромбоне герой Фарады, был уверен, что актер на самом деле умеет играть на музыкальном инструмента.
Затем это все продолжилось в фильмах Марка Захарова и Аллы Суриковой, венцом для Фарады стал фильм Марка Захарова "Формула любви". Феномен успеха песни "Уно моменто", которую на следующий день запела вся страна, никто не мог объяснить. Музыка, которую написал Геннадий Гладков, – проще не бывает. Со словами песни еще проще – они ни о чем. Но все вместе не примитивно и не пошло.

Это сыграть было невозможно

Личной драмой и ударом для Семена Фарады стала смерть его друга Григория Горина в 2000 году. Те, кто был на похоронах Горина, говорили, что таким убитым от горя Фараду в жизни никто не видел. Это была не просто потеря друга, а распад дружеского треугольника: Захаров – Горин – Фарада, который сложился в еще в студенческом театре МГУ. Горин как никто чувствовал Фараду, писал под него и для него. Их дружба выходила за рамки привычных понятий – они были людьми одного круга, коренными москвичами, знающими о своем городе то, что неподвластно другим.
Для Семена Фарады все это закончилось обширным инсультом. Пришлось заново учиться ходить. Спустя полтора года после инсульта новая напасть – сломал шейку бедра. После трех операций последовал второй инсульт.
Его спасла семья. Жена Мария Полицеймако – представительница одной из самых известных актерских династий Ленинграда и сын Михаил – девять лет до самой смерти Семена Фарады 20 августа 2009 года делали для него все, что могли. Практически для всех, кто знал об этом и следил за болезнью Фарады, это была его главная роль, которую он не сыграл, а заслужил – роль любящего мужа и отца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0