Лизинг для граждан с нового года не заработал, Sputnik выяснил почему

© Pixabay White PackertДом из долларов
Дом из долларов - Sputnik Беларусь
Подписаться
Лизинговые компании готовы отвоевать у банков половину рынка финансирования покупок жилой недвижимости, но пока не могут.

Виталий Чуясов, Sputnik

Поправки в Гражданский кодекс, позволяющие белорусам приобретать предметы для личного пользования в лизинг, вступили в силу с 2015 года. Ранее таким правом обладали только юридические лица.

Сто тысяч белорусских рублей - Sputnik Беларусь
Изменение налогов почувствуют миллионы плательщиков
Как финансовый продукт, лизинг отличается от кредита тем, что право собственности не передается новому владельцу до выполнения всех финансовых обязательств перед лизинговой компанией.

По оценке директора Ассоциации лизингодателей Сергея Шимановича, сегодня основными препятствиями для широкого распространения потребительского лизинга являются особенности налогообложения профильных компаний, специфика лизинга жилья и нестабильная финансовая ситуация.

Фактор НДС

Законодательная база для развития лизингового рынка для граждан была отрегулирована к сентябрю 2014 года, после чего несколько компаний сформировали свои предложения и уже успели привлечь первых клиентов — частных лиц.

Пригороды Минска перестанут обрастать коттеджами под дачи
Важным мотивом для них была возможность приобрести имущество, стоимость которого была привязана к валютному курсу, соответственно, процентные ставки были гораздо ниже, чем предложения банков, которым с 2009 года запретили выдавать валютные кредиты населению. При этом около половины белорусских лизинговых компаний — это предприятия с иностранными инвестициями, которые могли позволить себе выделить валютные ресурсы.

При ставках в 18% годовых в валюте приобретение в лизинг было привлекательным даже с учетом "фактора НДС", который увеличивает стоимость имущества и услуг для конечного покупателя — в отличие от банковских кредитных продуктов.

В 2015 году в налоговое законодательство были внесены поправки для того, чтобы уровнять "правила игры". Обороты лизинговых компаний по предоставлению лизинговых услуг и предметов лизинга освобождены от уплаты НДС. Однако из-за особенностей применения этой льготы компании будут вынуждены вести раздельный бухучет и терпеть убытки при наращивании портфеля потребительского лизинга: им придется пропорционально суммам, освобождаемым от уплаты НДС уменьшать сумму НДС, принимаемого ими к вычету.

"Поэтому большого интереса со стороны лизинговых компаний в отношении физических лиц не ожидается", — спрогнозировал Шиманович в интервью Sputnik.

Эксперт рассказал, что Ассоциация лизингодателей при поддержке Национального банка предлагала другой подход по предоставлению льготы по НДС (исключить из налогооблагаемой базы соответствующих оборотов по договорам лизинга). Однако Министерство по налогам и сборам и Министерство финансов не поддержали инициативу.

"Они посчитали, что бюджет понесет потери, не думая о том, что прежде чем считать какие-то потери, надо чтобы в этой части появились хотя бы какие-то обороты", — отметил собеседник Sputnik.

Финансист рассчитывает, что по итогам года, когда органы госуправления проанализируют, почему не произошло всплеска лизинговых операций с физическими лицами, ситуация может быть исправлена.

С жильем много вопросов

Развитию рынка лизинга жилья препятствует его специфика, связанная с необходимостью госрегистрации сделок, регистрации гражданина по месту жительства, внесения коммунальных платежей, разграничения ответственности в процессе эксплуатации и т.д.

"Эти вопросы должны быть четко проработаны. В противном случае лизинговая компания не будет финансировать сделку, так как ей не будет понятно, как защищены ее инвестиции, а физическое лицо не будет до конца уверено в защите своих прав в рамках договора лизинга", — пояснил директор Ассоциации лизингодателей.

Шиманович сообщил, что профессиональное сообщество совместно с регулятором в лице Нацбанка разработали проект указа президента по регулированию лизинга жилья. Документ уже проходит первичное обсуждение в Ассоциации лизингодателей, потом поступит на согласование в органы госуправления, и возможно к середине года — на рассмотрение главы государства.

Ответственность инвесторов

Одним из важнейших условий развития лизинга для физических лиц собеседник Sputnik назвал стабилизацию на финансовом рынке страны, приведя в пример ситуацию с введением временного сбора на покупку валюты, который полностью подрывал этот бизнес.

"По итогам 2013 года объем нового бизнеса лизинговых компаний составил около миллиарда евро, из которого половина — это зарубежные инвестиции. И компании несут за них ответственность. И если у них не будет уверенности, что они смогут сконвертировать средства без потерь, то не станут работать. А сейчас определенные сомнения присутствуют", — констатировал финансист.

По оценкам Шимановича, в случае оптимального развития событий, лизинговые компании могут составить достойную конкуренцию банкам, отвоевав у них в перспективе до половины рынка жилищных кредитов. Также к этому финансовому инструменту могут обратиться граждане, которым ранее по каким-то причинам банки отказывали в выдаче кредитов.

На практике

При выборе лизинговой компании потенциальный клиент должен поинтересоваться, включена ли она в реестр Национального банка (обязательное требование). Сравнение основных финансовых условий лизинга должно сводиться к просьбе к лизинговой компании сделать расчет ежемесячных платежей на весь срок действия договора.

В лизинг может быть приобретена любая ликвидная вещь длительного пользования. Кроме автомобилей это могут быть дорогостоящее инженерное оборудование — например, отопительные системы частных домовладений.

На 20 декабря 2015 года несколько белорусских лизинговых компаний было готово работать с физическими лицами по передаче в лизинг автомобилей. Ставки, привязанные к валюте, составляли от 19% годовых, сумма первоначального платежа — от 25% стоимости автомобиля. При стоимости авто в десять тысяч долларов и заключении договора лизинга на два года платеж составил бы порядка 450 долларов в месяц.

Особые условия покупки автомобилей предлагала компания "Промагролизинг", основным акционером которой является Банк развития Республики Беларусь. "Промагролизинг" был готов профинансировать приобретение автомобилей белорусской сборки марки "Geely" по ставке 19% в рублях с фиксацией стоимости на два года. Льготные условия по лизингу были разработаны для юридических лиц в рамках господдержки отечественных производителей автомобильной техники, затем в программу были включен китайско-белорусский производитель, а с осени прошлого года ими смогли воспользоваться граждане.

Однако в середине января программа была временно приостановлена, хотя "Промагролизинг" продолжал собирать для нее заявки, рассчитывая на ее возобновление, возможно, с другими ставками.

Лента новостей
0