Порт в Риге

Между Ригой и Клайпедой, или Зачем Беларусь идет в Рижский порт

782
(обновлено 21:43 12.10.2015)
Беларусь заинтересована в новом эффективном экспорте нефтепродуктов и калийных удобрений, крупные белорусские экспортеры все чаще предпочитают приобретать в собственность терминалы для перевалки своих грузов.

Елена Ольшанская, Sputnik.

Белорусская транспортная неделя открылась в Минске, и первым ее мероприятием стал белорусско-литовский форум, посвященный перспективам сотрудничества двух стран в области транспорта и логистики.

Экспертам и чиновникам из Минска и Вильнюса есть о чем поговорить: через порт Клайпеда сегодня переваливается более трети белорусских грузов, именно в этом порту "Беларуськалий" имеет собственные мощности по перевалке калийных удобрений. Порт Клайпеда для Беларуси — еще и пункт отгрузки на экспорт нефтепродуктов и другой самой разной продукции.

Однако в мероприятиях Транспортной недели примет участие и делегация представителей Латвии. По неофициальной информации, они заинтересованы "агитировать" белорусов обратить больше внимания на возможности латвийских портов. И если с Вентспилсом белорусские экспортеры знакомы, то Рижский свободный порт — пока еще относительно новая для них территория, которая предлагает новые возможности.

Значит ли это, что поток белорусского экспорта может вскоре сосредоточиться на латвийском направлении?

Экспорт должен быть эффективным

Белорусский экономический обозреватель и эксперт в транспортно-логистической сфере Татьяна Маненок подчеркивает, что в сегодняшних условиях производителям республики важно не просто продать товар, а продать его максимально эффективно. Сделать это возможно в том случае, когда крупный экспортер имеет возможность влиять на тарифную политику порта.

"Беларусь заинтересована в новом эффективном экспорте нефтепродуктов и калийных удобрений. В отношении хлоркалия такие меры уже приняты — это приобретение "Беларуськалием" в собственность 30% "Бирю кровиню терминалс". Что касается нефтепродуктов, то сейчас БНК занята решением этой проблемы", — сообщила Маненок в беседе с корреспондентом Sputnik.

Она напомнила, что в мае этого года Белорусская нефтяная компания и латвийское ЗАО WT OIL Terminal подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту.

Тогда же глава БНК Александр Демидов отмечал, что над подготовкой соглашения стороны работали около двух лет. По его словам, реализация документа позволит оптимизировать логистику доставки нефтепродуктов белорусского производства и обеспечить стабильный поток через Рижский порт.

По словам Демидова, БНК также планирует развивать один из терминалов в Рижском порту. Работы по модернизации его мощностей займут около двух с половиной лет, после чего объем перевалки нефтепродуктов составит 1,5-2,5 миллиона тонн в год.

"Привязка белорусской стороны к собственности в европейской стране — а в данном случае речь идет о создании СП и покупке доли в активах — очень смелый шаг. Но именно он позволит создать конкуренцию и в определенной степени влиять на тарифную политику", — заметила Маненок.

По ее словам, именно на приобретении терминалов в собственном сегодня основана стратегия крупнейших белорусских экспортеров: опыт "Беларуськалия" оказался крайне полезным.

Что в Клайпеду, что в Ригу — никакой разницы

Собеседник Sputnik обратила внимание, что эффективность экспорта складывается не только из стоимости услуг портов, но и из стоимости доставки грузов к месту перевалки.

"Что касается железнодорожной логистики, то здесь Клайпеда и Рига совершенно идентичны", — подчеркнула Маненок.

Однако она пояснила, что это утверждение справедливо лишь тогда, когда речь идет о перевалке в Рижском порту нефтепродуктов производства ОАО "Нафтан". Для Мозырского НПЗ, которому ближе российский и украинский векторы экспорта, эти расчеты не работают.

Маненок также отметила, что власти Латвии готовы гарантировать белорусским партнерам самые оптимальные тарифы на железнодорожные перевозки, а также предоставить другие преференции, которые находятся в компетенции государства.

"На такие же уступки в свое время была готова идти и Литва, но, как отмечают и белорусские, и литовские эксперты, с Клайпедой мы немного опоздали", — сказала эксперт.

Когда работает одна политика, бизнес замирает

Отвечая на вопрос Sputnik о том, почему и Рига, и Вильнюс так заинтересованы в росте доли белорусских грузов в грузообороте своих портов, Маненок напомнила о том, что несколько лет назад Россия приняла решение переориентировать свой экспорт с балтийских портов на порты РФ. Это привело к сокращению объемов перевалки в портах Латвии и Литвы, а заодно и к снижению железнодорожного транзита через Беларусь.

В 2012 году, вскоре после того, как заработал порт Усть-Луга в Ленинградской области, белорусские власти много говорили о том, что перенаправят экспортные потоки в обход Литвы и Латвии. Однако довольно скоро стало понятно, что такая логистика неэффективна. "Так и не было найдено ответа на вопрос, кто возьмет на себя дополнительные издержки по реализации такого в большей степени политического, чем экономического решения. Поэтому от работы с портами РФ Беларусь хоть и неофициально, но отказалась", — сказала Маненок.

Она также подчеркнула, что не только Беларусь, но и российские нефтяные компании, работающие в Беларуси на давальческих условиях, предпочитают работать через порты Балтии."Во всяком случае, Калининградский порт до сих пор не был вписан в экспортную стратегию ни БНК, ни работающих в Беларуси российских давальцев", — сказала Маненок.

По ее данным, сейчас через Калининград транспортируется лишь около 2% всех транзитных товаров из Беларуси.

"Столь низкий показатель — результат объективно сложившегося для Беларуси распределения транзитных маршрутов, основанного на оптимальной логистике", — считает собеседник агентства.

В то же время Маненок убеждена, что Беларусь должна диверсифицировать не только географию экспорта, но и географию транспортных потоков.

Она также отметила, что, помимо балтийского направления, Беларусь активно работает с черноморскими портами Украины и портом Николаев.

782
Теги:
Европа, Транспорт, Отрасли экономики, Весь мир, Экономика, бизнес и финансы, Беларусь, Минск, Водный транспорт, Железнодорожный транспорт
Комментарии
Загрузка...