This picture taken on July 25, 2016, shows scarves with the effigy of Turkish President Recep Tayyip Erdogan a rally against the military coup in Ankara

Почему Эрдоган едет в Санкт-Петербург, а не в Минск?

672
(обновлено 09:04 01.08.2016)
Колумнист Арсений Сивицкий рассуждает о причинах переноса визита Реджепа Тайипа Эрдогана в Минск и повестке предстоящей встречи с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге.

Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Минск отложен на неопределенный срок. Уверенность в том, что визит состоится в конце июля, сохранялась вплоть до последних дней, ведь договоренность о нем была достигнута во время неожиданного визита белорусского президента Александра Лукашенко в Стамбул на саммит Организации исламского сотрудничества.

Согласно официальной версии турецкой стороны, перенос визита связан с введением в стране чрезвычайного положения после неудачной попытки военного переворота. Однако, судя по всему, начало процесса нормализации турецко-российских отношений просто понизило градус его актуальности.

Во время визита Александра Лукашенко в Стамбул речь шла о возможном посредничестве Беларуси в нормализации отношений между Турцией и Россией после инцидента со сбитым турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 на турецко-сирийской границе. Как выясняется сегодня, сбившие российский самолет турецкие пилоты были вовлечены в неудачную попытку военного переворота. И если сбитый самолет и провалившийся путч действительно являются звеньями одной цепи, как заявил турецкий политик из правящей "Партии справедливости и развития" (AKP) Метин Кулунук, то интерес Реджепа Эрдогана в визите в Беларусь был связан именно с возможным посредничеством Минска как ближайшего союзника Москвы в восстановлении отношений между странами.

Однако за время, прошедшее с саммита в Стамбуле, Москва и Анкара успели помириться и объявить о начале нормализации отношений. Соответственно, необходимость добрых услуг со стороны Минска отпала.

Поэтому логично, что первый визит после подавления мятежа Реджеп Эрдоган совершит не в Минск, а в Санкт-Петербург для встречи с российским президентом Владимиром Путиным, который намечен на 9 августа. Для этого существует как минимум две веские причины.

Путин спас Эрдогана

Именно Владимир Путин позвонил президенту Реджепу Эрдогану и выразил свою решительную поддержку ему лично и правительству Турции после неудавшейся попытки военного переворота. Судя по всему, поддержка российской стороны не ограничилась лишь этим символическим жестом.

Согласно одной из версий, распространенной иранским новостным агентством Fars, именно Россия за несколько часов до начала военного переворота в Турции предупредила Эрдогана о готовящемся мятеже. Разведданные были получены от разведывательных подразделений российских вооруженных сил, дислоцированных в регионе, предположительно на базе Хмейним на севере Сирии. Якобы им удалось перехватить радиосообщения заговорщиков, в том числе зашифрованные, анализ которых показал, что турецкие военные готовят свержение правительства. В частности, в перехваченных сообщениях говорилось о планах направить несколько армейских вертолетов к отелю на курорте Мармарис, где отдыхал Эрдоган, чтобы арестовать или убить его. Как известно, в итоге мятежники опоздали всего на полчаса, так как президент уже успел эвакуироваться.

Интересно, что за несколько часов до попытки переворота Турцию посетил "специальный поверенный президента России Владимира Путина" Александр Дугин, как его окрестила турецкая пресса. Он предположил, что за инцидентом с уничтожением российского самолета, поставившим турецко-российские отношения на грань разрыва, стоит поддерживаемая США "параллельная структура" Фетхуллаха Гюлена, проникшая в ряды армии Турции.

Многие турецкие обозреватели обращают внимание на то, что неудавшаяся попытка военного переворота состоялась через несколько недель после того, как Анкара принесла свои извинения за сбитый российский бомбардировщик Су-24 на турецко-сирийской границе, что послужило началом процесса нормализации турецко-российских отношений, который мог вызвать обеспокоенность в США и НАТО. Турецкие власти практически сразу же после подавления мятежа стали недвусмысленно обвинять американскую сторону в попытке свержения "Партии справедливости и развития", требуя немедленной выдачи проживающего там Фетхуллаха Гюлена, якобы инспирировавшего этот переворот при поддержке ЦРУ. Тот факт, что множество его предполагаемых участников являются офицерами турецкой армии, которые служили в НАТО или были тесно связаны с альянсом (командующий авиабазой "Инджирлик" генерал Бекир Эркан Ван, командующий турецкими войсками в составе контингента НАТО в Афганистане генерал-майор Джахит Бакыр, отвечавший в нем за обучение военных и медицинскую помощь бригадный генерал Шенер Toпуч), указывает на реальные опасения Эрдогана, которые он испытывает в адрес Вашингтона в связи с масштабами его вмешательства во внутренние дела Турции. Тем более что в последнее время отношения между странами явно не заладились, прежде всего, из-за сомнительной позиции Анкары по сирийскому кризису, борьбе с "Исламским государством" и курдскому вопросу.

Просматривается и некоторая аналогия с первым удачным военным переворотом 1960 года, который был инспирирован США и совершен в тот момент, когда тогдашний премьер-министр Турции Аднан Мендерес готовился посетить СССР и собирался выстраивать умеренные отношения с "красной угрозой". И если Аднан Мендерес так и не доехал до СССР (был отстранен от власти турецкими военными и затем казнен), то визит Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербург имеет все шансы на успех. И судя по всему, это будет не только визит благодарности за поддержку и помощь российской стороны в стабилизации обстановки. Его результаты самым непосредственным образом могут повлиять на смену внешнеполитических приоритетов Турции.

Евразийский рывок Эрдогана

Несмотря на то, что главная повестка дня турецко-российского саммита связана с полноценной нормализацией отношений, визит Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербург будет проходить под знаком достаточно напряженных отношений с США, кризисом переговоров о членстве Турции в ЕС, отсутствия результатов сделки с Брюсселем по миграционной проблеме (Анкара ждет от ЕС три миллиарда евро для борьбы с нелегальными мигрантами), да еще участившейся критики со стороны западных стран в адрес турецких властей по поводу нарушения прав человека и демократических стандартов в связи с начавшейся в стране кампанией против заговорщиков, в число которых уже попали более 60 тысяч человек.

Поэтому в каком-то смысле власти Турции в лице правящей "Партии справедливости и развития" оказались в аналогичном положении, что и Россия. Обе страны подвергаются критике и испытывают на себе давление со стороны Запада. Вероятно, что Эрдоган отправляется в Россию не с пустыми руками, а с целым пакетом предложений, начиная от восстановления торгово-экономических и дипломатических отношений и заканчивая перспективами формирования российско-турецкого стратегического альянса, призванного совместными усилиями противостоять вмешательству Запада во внутренние дела.

Ранее Анкара уже заявляла о своем желании присоединиться к интеграционным структурам, в которых представлена Россия. Речь шла о готовности рассмотреть приглашение на вступление и в Шанхайскую организацию сотрудничества, и даже в Евразийский экономический союз. Однако тогда эти громкие заявления больше напоминали попытки Анкары оказать давление на Брюссель и повлиять на ход переговоров о членстве Турции в ЕС. Сегодня же с учетом растущей изоляции Анкары со стороны западных стран, очевидной неготовности ЕС принимать Турцию в свои ряды в среднесрочной перспективе, такие заявления вряд ли могут рассматриваться как инструмент торга или шантажа.

Тот факт, что сразу после неудачного переворота в турецких политических и экспертных кругах заговорили о необходимости пересмотреть стратегический характер отношений с США из-за их причастности к попытке военного мятежа, а также предпочтительности евразийского поворота Турции в сторону России в нынешних условиях, свидетельствует о возможном скором изменении геополитической идентичности Турции. И это явно станет темой предстоящих переговоров Эрдогана и Путина.

672
Теги:
Реджеп Эрдоган, Турция

Владимир Путин и Александр Лукашенко, архивное фото

Провокаторы опять не смогли поссорить Лукашенко и Путина

762
(обновлено 22:07 08.08.2020)
Старший брат поговорил с младшим. Владимир Путин позвонил Александру Лукашенко — за два дня до президентских выборов в Беларуси и через десять дней после задержания в республике 33 российских граждан, обвиняемых в приготовлении к организации беспорядков в ходе выборов.

Эти десять дней были едва ли не самыми напряженными в истории российско-белорусских отношений — но все это время комментировал ситуацию только президент Беларуси, и с каждым новым его упреком в адрес России в нашей стране росло возмущение "предательством Лукашенко". Однако Владимир Путин молчал — и позвонил только после того, как российские спецслужбы разобрались в истории с появлением в Белоруссии группы российских сотрудников ЧВК, отмечет колумнист Sputnik Петр Акопов.

Детали еще будут выясняться — начал проверку и российский Следственный комитет — но уже понятно главное: речь идет о провокации, устроенной Службой безопасности Украины. Именно в Киеве придумали и организовали операцию по вербовке российских граждан якобы для работы по охране объектов "Роснефти" в Венесуэле — с транзитом через Минск. А когда группу собрали, информация о ней была передана белорусским спецслужбам — вот какие-то странные русские у вас собираются, не иначе затевают что-то к выборам. Эта информация хорошо легла на нервозную предвыборную обстановку в руководстве белорусских спецслужб — тем более что различные провокации в ходе выборов наверняка готовятся со стороны прозападной части антилукашенковской оппозиции.

Почему информации СБУ поверил Лукашенко? Видимо, он посчитал, что его КГБ хорошо все проверил. А на вопрос о том, зачем же России мутить воду в его республике, скорее всего, ответил себе так же, как в недавнем интервью украинскому журналисту: это же не руководство России, а кто-то из среднего звена (с явным намеком на бывшего российского посла в Минске Бабича) постоянно против него что-то замышляет. Не свергать его собирается, нет — а просто устроить беспорядки на выборах, чтобы ослабить его легитимность. После чего, по мнению Лукашенко, "мы тепленькую Беларусь принесем и бросим к кремлевской башне".

Александр Лукашенко
© Photo : Пресс-служба президента Беларуси

Увы, белорусский президент поверил в подобные игры России — и наговорил за последние дни много такого, чего лучше бы не говорить. Даже упрекал Россию в том, что она променяла братские отношения на партнерские. Но в ходе состоявшегося в пятницу разговора с Путиным именно с российской стороны в сообщении прозвучала прежняя характеристика — "обсудили актуальные вопросы дальнейшего развития братских российско-белорусских отношений".

Конечно, Путин звонил для того, чтобы успокоить Лукашенко и рассказать ему то, что установили российские спецслужбы. В изложении кремлевской пресс-службы это выглядит так:

"Проведен обмен мнениями в связи с недавним задержанием на территории республики 33 российских граждан. Выражена уверенность, что возникшая ситуация будет урегулирована в духе взаимопонимания, характерного для сотрудничества двух стран".

А в Минске сообщили, что "одной из главных тем разговора стало задержание 33 российских граждан на территории Беларуси": "В этой связи было подчеркнуто стремление вместе самым серьезным образом разобраться в данной ситуации. Президенты договорились максимально предметно и тщательно изучить каждый имеющийся факт, чтобы установить истинные причины сложившейся ситуации, найти виновных и привлечь их к ответственности".

Разобраться, установить истинные причины и урегулировать в духе взаимопонимания — то есть не позволить мутной провокации вызвать кризис в отношениях двух стран. Разобраться в провокации полдела — нужно еще не допустить, чтобы поднятая ею волна превратила существующие между двумя странами вопросы и споры в нерешаемые проблемы. Самой болезненной из которых могла бы стать утрата доверия к Лукашенко в российском обществе — всю четверть века своего нахождения у власти белорусский президент пользовался в России немалой симпатией и поддержкой.

Но один только его намек на то, что он может выдать Киеву некоторых из задержанных в Минске российских граждан (бывших ранее гражданами Украины и воевавших в Донбассе), вызвал в России огромное негодование. Если бы это произошло, то репутации Лукашенко в России был бы нанесен непоправимый урон. Понятно, что Лукашенко и не собирался этого делать — лишь пытался очень грубо играть на этом, думая тем самым отыграться на России за то, что он считал ее вмешательством в свои внутренние дела.

Однако сейчас, когда история с провокацией СБУ начинает раскрываться, дальнейшие спекуляции на тему возможной выдачи кого-либо из задержанных Украине должны быть полностью прекращены. Это в интересах как российско-белорусских отношений, так и самого Лукашенко. Чем быстрее будет разобрана и закрыта вся эта история, тем лучше будет для всех. Кроме украинских властей, в отношении которых в Минске должны быть сделаны весьма серьезные выводы. Как показала эта история, иметь дело с провокаторами чрезвычайно опасно для самого Минска: в Киеве хотели сделать гадость России и подорвать российско-белорусские отношения, а по факту нанесли очень серьезный урон самому Лукашенко. Вряд ли батька забудет такой "подарок" СБУ — но расплачиваться будет уже после выборов.

Которые, вопреки нагнетанию, закончатся в целом мирно и спокойно — да, оппозиция побузит, заявит о фальсификации, попытается спровоцировать белорусские власти на жесткие меры, цинично надеясь на кровь. Но ни на какие провокации Лукашенко вестись не собирается — достаточно того, что его, такого опытного, и так сумели "развести" украинские "братья". Крови в Минске не прольется, результат Лукашенко будет, конечно, ниже прошлых выборов (в 2015-м он получил 83%, сейчас будет в районе 70, в худшем случае — 60), но более чем достаточным для легитимности.

Оспаривать ее будут все те же, кто и раньше. Те же самые силы, что называют нелегитимным и Владимира Путина, и результаты голосования по поправкам в Конституцию. Россия же, как подчеркнул Путин, "заинтересована в сохранении в Белоруссии стабильной внутриполитической ситуации и проведении предстоящих президентских выборов в спокойной обстановке". А в белорусском сообщении о телефонном разговоре двух президентов сказано, что "Владимир Путин, в частности, отметил важность дальнейшего развития братских белорусско-российских отношений и необходимости противостоять негативным тенденциям и действиям третьих сил, которые могут привести к их ухудшению".

О том, насколько опасны могут быть эти самые "действия третьих сил", особенно если на них ведутся власти одной из стран и общественное мнение другой, мы все убедились в последние дни. Главным уроком этих событий должно стать осознание нами огромной ценности нашего братского союза — и понимание того, что для его защиты и укрепления нам предстоит еще очень многое сделать.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

762
Теги:
Владимир Путин, Александр Лукашенко, Беларусь, Россия
Рикша в маске с надписью Бойкот Китая в Нью-Дели

Позовет ли Запад Россию дружить против Китая?

168
Почти все обсуждаемые в Вашингтоне, Лондоне или Брюсселе варианты "удушения китайского дракона" предполагают создание какой-то широкой антикитайской коалиции. О том, кто в нее может войти – колумнист Sputnik Иван Данилов.

На фоне осознания неизбежности холодной войны с Китаем, которая, вероятно, будет включать в себя санкции, ограничение экономических связей, взаимный шпионаж и, возможно, даже силовые формы конфронтации, западное экспертное сообщество начинает искать некий волшебный способ победы над Пекином.

В той или иной форме почти все обсуждаемые в Вашингтоне, Лондоне или Брюсселе варианты "удушения китайского дракона" предполагают создание какой-то широкой антикитайской коалиции, с прицелом на то, чтобы коллективными усилиями изолировать, обезвредить и сломать Китай примерно по той же схеме, которая использовалась для успешной борьбы с СССР.

Однако если на уровне каких-то направляющих принципов никакого разнообразия не наблюдается, то вот на уровне конкретного воплощения этих принципов возникает серьезная проблема, вокруг решения которой ломаются копья президентов, премьеров, дипломатов и аналитиков.

Дело в том, что и в некоторых европейских столицах, и в "аналитических центрах" США уже возникает обоснованное впечатление, что многие страны Евросоюза (и особенно в этом вопросе выделяются Германия, Франция и Италия), а также некоторые страны Азии почему-то не горят желанием участвовать в новой холодной войне против КНР в качестве пешек США. Более того, им не хочется платить деньги за победу США в этой войне (что выражается в вечных скандалах по поводу нежелания Германии и Франции платить два процента от ВВП за американскую "военную крышу") и они даже не готовы сразу согласиться на полный запрет, например, поставок в Евросоюз оборудования китайской компании Huawei для сетей 5G, что невероятно злит "антикитайских ястребов" в Вашингтоне и Лондоне.

На фоне европейских заявлений о фактическом создании собственной армии и деклараций Макрона о желании вести независимую (то есть и не "прокитайскую", но и не "проамериканскую") внешнюю политику подозрения в том, что "сколотить" широкий антикитайский альянс будет очень непросто и очень дорого, только усиливаются, а вместе с ними усиливаются поиски решений этой проблемы.

Авторитетный журнал Foreign Affairs, который выпускается под эгидой влиятельного "мозгового центра" Council on Foreign Relations ("Совет по международным отношениям"), анализирует два подхода к этой проблеме, один из которых можно условно назвать "подходом Дональда Трампа", а другой "подходом Бориса Джонсона". С учетом колоссального влияния, которым обладает Council on Foreign Relations на мышление американской элиты и проамериканской элиты в Европе (сам "мозговой центр" является героем нескольких популярных теорий заговора, в которых он считается чуть ли не "теневым правительством США"), стоит посмотреть на те методы, которые предлагаются для решения кризиса американоцентричного мироустройства и успешной борьбы с "китайской проблемой", тем более что они имеют самое прямое отношение к России.

Несмотря на то что свежая статья Foreign Affairs вышла под заголовком "Совет демократий может спасти многосторонность (в международных отношениях. – Прим. ред.)", предложенные методы все равно ориентированы на фактическое сохранение доминирования Вашингтона в (как минимум западном) мире, и разница заключается в конкретных способах сохранения американской гегемонии.

В качестве отправной точки для рассуждений авторы авторитетного американского издания отталкиваются от констатации того, что существующий миропорядок откровенно дышит на ладан, а главную угрозу сейчас представляет не коронавирус, а Китай и Россия.

"Но даже до пандемии коронавируса многосторонняя система, которую Соединенные Штаты помогли построить после Второй мировой войны, едва справляется с решением самых насущных проблем в мире. COVID-19 показал, что король – голый, но на самом деле король был скудно одет уже некоторое время.

Поскольку мировой экономический центр тяжести сместился в сторону Индо-Тихоокеанского региона, структурам с глобальными амбициями стало невозможно претендовать на достоверное лидерство без значимого представительства в этом регионе. Но у G7, возникшей после нефтяного шока 1973 года, все еще есть только один член – Япония – за пределами Евро-Атлантического региона. А "Большая двадцатка", которая была сформирована после азиатского финансового кризиса 1997 года и показала свою ценность во время глобального финансового кризиса 2008 года, оказалась слишком несовместимой с политической точки зрения и с точки зрения способности надежно решать международные проблемы. Тем временем Совет Безопасности ООН был покалечен возрождением агрессивного авторитаризма в Китае и России".

Это очень смелый диагноз, который можно свести к тезису: "Все пропало и ничего не работает!"

Соответственно, предлагаются два решения, одно от Трампа, другое от Джонсона.

"Джонсон был первым, кто подал идею для новой структуры. В мае он предложил создать альянс десяти ведущих демократий, состоящий из стран G7 плюс Австралия, Индия и Южная Корея, и назвать его D10 – для того, чтобы координировать политику в области телекоммуникаций и разрабатывать альтернативу лидеру китайского рынка Huawei, доминирующее положение которого в технологии 5G создало повсеместные проблемы безопасности. Вскоре после этого Трамп отменил встречу G7, которая должна была состояться в июне, и предложил вместо нее формат G11 на саммите осенью. Перещеголяв предложение Джонсона, новая группа Трампа будет включать те же страны, что и D10, но также и Россию".

Эксперты Foreign Affairs не рекомендуют брать Россию в этот клуб, и они предпочитают "вариант D10", то есть схему Джонсона, но это не самое важное. Большой интерес представляет мотивация этой рекомендации, и она заключается в том, что даже если Россию каким-то образом удастся убедить участвовать в антикитайской борьбе, то схема Трампа все равно будет выглядеть очень плохо и будет в долгосрочной перспективе бесперспективной из-за того, что будет строиться прежде всего на антикитайской повестке, а вот из схемы Джонсона якобы можно извлечь некую позитивную повестку, то есть некую объединяющую идею, которая позволит создать не "альянс против Китая", а некий "альянс за все хорошее".

Под позитивной повесткой, конечно, подразумевается набор пустых лозунгов – "Демократия", "Свобода" и "Права человека". Особенно забавно, что появление такой позитивной повестки ставится в противовес нынешней внешней политике Вашингтона: "Соединенные Штаты могут выступить против возглавляемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, инициативы "Один пояс – один путь" и поддерживаемого Россией газопровода "Северный поток – 2", но им будет сложно убедить другие страны сделать то же самое, если они не предложат убедительных альтернатив. Вашингтон не может победить что-то, используя ничто".

Проблема этого подхода в том, что вряд ли "Демократия" и "Свобода" с биркой "Сделано в США" заменят Германии российский газ или Италии – китайские инвестиции. Тут могли бы сработать американские деньги, но такие отношения Вашингтону не нужны, причем независимо от фамилии конкретного будущего президента: и Байдену, и Трампу нужны колонии, но вернуть Евросоюз в это положение уже вряд ли получится, причем неважно, в формате D10 или G11, а уж про Россию и говорить нечего.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

168
Теги:
Дональд Трамп, Борис Джонсон, Россия, США, Китай, Великобритания
Досрочное голосование на выборах президента 2020 в Минске

Досрочно на выборах президента проголосовали более 40% избирателей

0
(обновлено 08:31 09.08.2020)
Напомним, ранее сообщалось о явке избирателей в 32,24% - по данным ЦИК на вечер 7 августа.

МИНСК, 9 авг – Sputnik. Явка избирателей, по данным Центризбиркома на 19:00 8 августа, составила 41,70%, такая информация была размещена в воскресенье утром на сайте ЦИК Беларуси.

В частности, явка составила:

  • в Минске - 33,40%;
  • в Брестской области - 38,40%;
  • Витебской - 39,34%;
  • Гомельской - 54,44%;
  • Гродненской - 38,60%;
  • Минской - 39,66%;
  • Могилевской - 49,92%.

Напомним, ранее сообщалось о 32,24% -  по данным на 19:00 07 августа. К слову, на выборах-2015 за четыре дня досрочного голосования явка составила 28,06%.

Основной день голосованиях на выборах президента Беларуси проходит 9 августа. Кандидатами зарегистрированы пять человек: Александр Лукашенко, Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая, Светлана Тихановская и Сергей Черечень.

За ходом выборов президента Беларуси следите в текстовой онлайн-трансляции Sputnik.

Читайте также:

0
Теги:
Выборы президента Беларуси — 2020, Беларусь