Мемориальная доска на стадионе Олд Траффорд с именами погибших в авиакатастрофе футболистов

Небесные дружины: спорт и авиакатастрофы

346
(обновлено 10:28 01.08.2019)
В авиакатастрофе в Колумбии погибли члены команды "Шапекоэнсе", которые летели на финальный матч второго по значимости клубного кубка в Южной Америке. Болельщик с 40-летним стажем Олег Дмитриев поделился мнением о последних матчах "чудо-бразильцев", а также постарался найти общие моменты в "спортивных" катастрофах.

Эту команду называли "сказкой", как и английский "Лестер", который неожиданно для многих стал чемпионом Англии. "Шапекоэнсе" так же неожиданно прорвался в элиту бразильского футбола. И сразу же получил шанс сыграть в международном кубе.

Copa Sudamericana, Южноамериканский Кубок, похож на Лигу Европы: там играют призеры национальных первенств, а "гранды" сражаются в самом престижном турнире континента — Кубке Либертадорес. Но матчи Sudamericana, как считают знатоки, это искренний футбол: он не такой "расчетливый", как в ведущих мировых лигах. По качеству игры он не так хорош, но все компенсируется страстью. В выходные — нет-нет, да и посмотрю этот необычный южноамериканский футбол.

Именно благодаря страсти "Шапекоэнсе" оказались в финале турнира. Матчи на выбывание оказались крайне наряженными. В 1/8 финала лишь в серии пенальти они чудом одолели аргентинский "Индепендьенте". В четвертьфинале они уже играли в Колумбии и сумели одолеть команду "Хуниор".

В полуфинале чудо-бразильцев ждала крепкая аргентинская команда "Сан-Лоренсо", за которую, кстати, болеет Папа Римский Франциск. Но "силы небесные" в том противостоянии были на стороне "чудо-бразильцев". Две встречи закончились вничью. Но "Шапекоэнсе" прошли в финал благодаря голу, забитому на чужом поле.

Бразильский футбольный клуб Шапекоэнсе
© REUTERS / BELO HORIZONTE
Бразильский футбольный клуб "Шапекоэнсе"

В финале их ждала команда "Атлетико Насьональ" из города Медельин, который часто ассоциируется с наркокартелями. Но в последние годы руководство "зеленых" сделало все, чтобы порвать все связи с "грязными деньгами". И когда это стало возможным, дела у колумбийцев тоже пошли в гору. Они также надеялись на победу. Но сразу после трагедии западная пресса распространила заявление "Атлетико Насьональ" о том, чтобы отдать Кубок "Шапекоэнсе".

Смерть "на взлете"

Удивительным образом все авиакатастрофы с участием спортсменов забирают те команды, на которые возлагали большие надежды. Таким был, например, разбившийся в 1958-м году "Манчестер Юнайтед", который не славился силой и мощью, как в последние годы.

Очень похожая ситуация была и у ташкентского "Пахтакора" в 1979-м, команды, игроки которой погибли в небе над Украиной по пути в Минск: столкнулись два самолета. О таких трагедиях в СССР, как правило, не сообщали. Это стало известно только потому, что крайне сложно было скрыть пропажу целой футбольной команды.

В тот год "Пахтакор" играл очень хорошо. Особенно выделялись две "звездочки" — Михаил Ан и Владимир Федоров. За три года до этого они стали победителями молодежного чемпионата Европы. Они были главными кандидатами в сборную СССР перед московской Олимпиадой-80.

На "взлете" был и ярославский "Локомотив" в 2011-м году. В небе под Ярославлем вместе с нашими ребятами погибли очень сильные игроки — гордость своих стран: белорус Руслан Салей, швед Стефан Лив, словак Павол Демитра, латыш Карлис Скрастиньш. В тот сезон многие в Ярославле надеялись завоевать Кубок Гагарина — главный приз для команд КХЛ.

Мемориальная стена в память о членах хоккейного клуба Локомотив
© Sputnik / Юлия Неелова
Мемориальная стена в память о членах хоккейного клуба "Локомотив"

Все эти катастрофы объединяет и то, что во всех случаях виноватыми оказываются секундные промашки тех, кто отвечает за жизни пассажиров-спортсменов. Либо пилотов, либо авиадиспетчеров. И судя по последним результатам, в небе над Колумбией случилось то же самое. Я ни в коей мере не обвиняю "служителей авиации" в том, что произошло. Просто иногда кажется, что молодые и талантливые дружины уходят в мир иной по какому-то одинаковому, не понятному ни для кого "небесному сценарию". 

346
Теги:
ФК "Шапекоэнсе", Колумбия
Темы:
Гибель футбольной команды в Колумбии (11)
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом

9691
(обновлено 10:51 11.04.2021)
Официальный Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Но отношения неуклонно ухудшаются. Галия Ибрагимова восстановила хронику очередного обострения и узнала, что по этому поводу думают эксперты.

Президент Беларуси предложил закрыть посольства в "недружественных странах". Чашу терпения переполнили призывы из Прибалтики и Польши к Евросоюзу и США усилить давление на Минск. Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом, разбиралась Галия Ибрагимова.

Экономия на дипломатии

Беларусь уже закрывала пять лет назад дипломатическое предствительство – в Израиле, "из-за жестких бюджетных ограничений". Впрочем, Тель-Авив тогда первым предложил сэкономить и отозвал послов. Связь поддерживали через Россию и страны Балтии.

Осенью Лукашенко вернул домой глав посольств в Польше и Литве – из-за поддержки "белорусских провокаторов, с прошлого лета дестабилизирующих обстановку в Минске". Восточноевропейские соседи дали убежище Светлане Тихановской, бывшему министру культуры Павлу Латушко и политику Валерию Цепкало. Кроме того, Вильнюс и Варшава настойчиво требовали от ЕС ввести санкции против окружения белорусского лидера.

Впрочем, Минску было чем ответить. Сначала Лукашенко призвал балтийских соседей сократить количество дипломатов в Беларуси. В феврале отказался использовать Клайпедский морской порт Литвы для транспортировки грузов в Европу. Весной первые партии белорусского бензина и мазута поступили в российские порты на Балтике, а потом их перенаправили в европейские гавани.

Сначала опасались, что поставки через терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге будут идти дольше. Возрастет и стоимость транспортировки. Но пока товары прибывают в срок, хотя объемы экспортируемых в Европу нефтепродуктов все же сократились.

Российские порты в ближайшие два года пообещали переваливать десять миллионов тонн. Через Клайпеду ежегодно проходило около пяти миллионов тонн белорусского мазута и бензина. Часть нефтепродуктов Вильнюс оставлял себе. Теперь власти ищут альтернативного поставщика.

Соседей не выбирают

Несмотря на отзыв послов, представительства Беларуси в Польше и странах Балтии продолжали работать. Но на днях Лукашенко предложил закрыть или сократить до минимума штат сотрудников в странах, которые "ведут деструктивную работу против Минска".

"Зачем нам сохранять наши посольства, тратить бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу? Интересующие вопросы можно обсуждать на площадках международных организаций", – пояснил он.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказался конкретнее. Он заявил, что работа белорусских диппредставительств в странах Балтии и Польше "на протяжении длительного периода не приносит нужной внешнеэкономической отдачи".

Резкой критике подверглись отношения с Польшей. Лукашенко заметил, что контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас "чаша терпения Минска переполнена". Он обвинил польские власти в "укрывательстве беглых белорусов", в "неприкрытой героизации бандитов и военных преступников".

Не забыл Лукашенко и участие польского консула в неофициальном мероприятии в Бресте – так называемом Дне отверженных солдат, посвященном антисоветскому подполью. Дипломата вызвали в белорусский МИД и указали на то, что один из полевых командиров в 1946-м провел против белорусских деревень на востоке Польши карательную операцию, во время которой погибли старики, женщины и дети.

Глава государства пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Беларусь припомнит ей оккупацию части страны в двадцатые-тридцатые годы. А пока в планах – подвергнуть ревизии фонды, спонсируемые за рубежом.

Налог на заграницу

Вместе с тем Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Чтобы связи приносили выгоду, белорусские политики нашли неординарное решение. Теперь за пересечение границы с Польшей и Литвой берут плату – пока только с тех, кто следует на автомобиле из Гродненской области. Со временем таксу начнут взимать и в других точках. Кроме того, в планах ввести сборы за выезд на Украину. По той же причине – "недружественная риторика Владимира Зеленского в адрес Минска".

Энергетика – еще одна сфера, где сотрудничество Беларуси и стран Балтии сокращают. На днях Минск отключил трансграничные линии электропередач с Литвой – для проверки их надежности, как сообщили в Минэнерго. "Эти меры необходимы с учетом планируемого выхода энергосистем стран Балтии из единого энергокольца БРЭЛЛ. Оно объединяет Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву", – пояснили в ведомстве.

Энергосистемы стран Балтии, Беларуси и России до сих пор работают синхронно. Это позволяет обмениваться энергией в случае аварий. Инициаторами сохранения такой структуры в 2001-м выступили Латвия, Литва и Эстония. И созданное еще в советские времена единое энергетическое кольцо переименовали в БРЭЛЛ – по первым буквам в названиях стран.

Пожалуй, только в этой сфере у сторон не было претензий друг к другу. Но вмешался Североатлантический альянс.

В 2017-м созданный под эгидой НАТО Центр энергетической безопасности в Литве подготовил секретный доклад. В обнародованном кратком изложении документа говорилось, что БРЭЛЛ представляет угрозу для региона. Сразу после этого Латвия, Литва, Эстония взяли курс на синхронизацию электросетей с Западной Европой. К 2025-му они обязались покинуть БРЭЛЛ.

Накопленный багаж

Белорусский политолог Денис Мельянцов обращает внимание: на фоне сокращения сотрудников посольств Беларуси американское диппредставительство, наоборот, возобновило работу.

"В публичной риторике сохраняется резкий тон. Вашингтон наращивает давление, но пока санкции не затрагивают экономические интересы Минска. Процесс возвращения американского посла завершен", – констатирует он.

По мнению политолога, администрация Джо Байдена не будет перечеркивать то, что сделала на белорусском направлении предыдущая администрация. И напоминает о прошлогоднем визите бывшего главы Госдепартамента – тогда Майк Помпео лично встретился с Лукашенко.

"Стороны обсудили даже поставки американского сжиженного газа в Беларусь. Обстановка была иная, но она показательна. Если американцы заинтересованы в контактах с Лукашенко, то не станут окончательно сжигать мосты", – полагает Мельянцов.

Американские нюансы

Белорусский политолог Валерий Карбалевич уверен, что закрытие посольств стран ЕС или западные санкции не подорвут режим Лукашенко, поскольку товарооборот между Минском и странами Балтии незначительный. "Разрыв отношений между Беларусью и странами Балтии нанесет скорее имиджевый удар. Но серьезных последствий не будет", – говорит эксперт.

Он подчеркивает, что самый чувствительный момент – давление Штатов: "Через американские финансовые структуры белорусские компании заключают сделки с Россией и другими странами СНГ. Блокировка сильно осложнит процесс".

На днях Госдепартамент США рекомендовал Минфину возобновить санкции в отношении девяти белорусских предприятий. Эти ограничения Вашингтон впервые ввел в 2006-м. Но затем приостановил их действие, объяснив такой шаг улучшением ситуации с правами человека и частичными реформами. "Если Байден применит новые меры, то белорусскому режиму придется непросто. Кроме России, ждать помощи неоткуда", – заключает Карбалевич.

Эксперты считают, что ужесточение риторики Лукашенко не означает смены внешнеполитического курса. Скорее, речь идет о повышении геополитических ставок.

9691
Теги:
Александр Лукашенко, Беларусь
Темы:
Дипломатическое противостояние Беларуси и Запада
Спуск на воду атомной подводной лодки Белгород

Российский носитель "торпед Судного дня" выходит в Тихий океан

17945
Попытки стран НАТО вести диалог с РФ с позиции силы вызывают противодействие. Провокационный рост присутствия армии США вблизи западных границ России не может не отозваться "эхом", считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Источник в военно-промышленном комплексе 5 апреля сообщил, что носитель морских беспилотников "Посейдон" – экспериментальная атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – уже "под парами" (запущен реактор). Субмарина к сентябрю завершит испытания и начнет океанскую службу. Идут швартовные испытания, то есть проверяются качество постройки судна, монтажа и регулировки оборудования, главная энергоустановка под нагрузкой, системы живучести и безопасности.

Постоянной точкой дислокации носителя "Посейдонов" станет одна из баз Тихоокеанского флота, при этом экспериментальная подводная лодка сможет решать задачи по предназначению в любой точке Мирового океана. По действующей государственной программе вооружений до 2027 года, Россия построит три подобные субмарины.

Президент России Владимир Путин впервые объявил о разработке системы "Посейдон" в 2018 году ("Белгород" спущен на воду 23 апреля 2019 года), отметив широкий спектр целей – авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру противника. Подобными инструментами Путин обещал изменить правила "однополярной игры". В то время официальные лица США откровенно презирали новое оружие как "технически надуманное и невероятное". Сегодня Госдепартамент выражает особую обеспокоенность появлением межконтинентальной ядерной торпеды 2М39 "Посейдон". И в целом "партнеров" тревожит растущий и крепнущий Военно-морской флот России, в составе которого (по информации Business Insider) действуют около 360 кораблей, в том числе 59 субмарин (12 подводных крейсеров – с баллистическими ракетами).

Уникальные характеристики

Многоцелевая атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – экспериментальная "реинкарнация" проекта 949А "Антей" третьего поколения, специально адаптированного для системы "Посейдон" (изначально "Антеи" были носителями противокорабельных ракет "Гранит").

"Посейдон" – очень серьезный инструмент сдерживания. Стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой, способен перемещаться на 1000-метровой глубине на расстояние до 10 тысяч километров, со скоростью 100 узлов (более 185 км/час). Испытания подтвердили "невероятные" характеристики и дальность. Автономный "Посейдон" способен двигаться на глубинах и скоростях, недосягаемых для всех существующих и перспективных субмарин, торпед и ракет вероятного противника. Отыскать в океане такую "торпеду" непросто, на низких скоростях она идет практически бесшумно (даже в случае гидроакустического контакта "достать" беспилотник противнику нечем). Автономная система управления позволяет обнаруживать и преодолевать противолодочные рубежи, иные системы обороны, гарантирует неуязвимость, точность, невероятный поражающий эффект. Аппарат с ядерным двигателем длиной 24 метра и диаметром около 1,6 метра может быть оснащен обычной или мегатонной боевой частью. Таким оружием владеет лишь Россия, и ни одна страна в мире не имеет средств защиты от "Посейдона".

Ранее коллективный Запад во главе с США попытался "обнулить" потенциал стратегических ядерных сил РФ расширением НАТО на восток и формированием глобальной системы ПРО в Восточной Европе – с прицелом на дальнейшее размещение ударных "Томагавков" и других ракет средней дальности вблизи российских границ (для сокращения подлетного времени). Межконтинентальная система "Посейдон" помогает "партнерам" вернуться в суровую реальность многополярного мира, где наказание агрессору неотвратимо. Неудивительно, что "торпеда Судного дня" встревожила Американское стратегическое командование (STRATCOM) еще на ранней стадии испытаний, в феврале 2019 года. На слушаниях в Конгрессе глава STRATCOM Джон Хайтен отметил, что "Посейдон" как принципиально новая система вооружений не подпадает под ограничения Договора СНВ-3, и в США аналоги не разрабатываются.

"Белгород" станет первопроходцем-экспериментатором. Линейку штатных носителей межконтинентальных беспилотников откроет атомная подводная лодка "Хабаровск" (проекта 098531). Основные характеристики субмарины секретны. По данным из открытых источников, корабль оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой, способен нести на борту до шести беспилотных "торпед Судного дня". Водоизмещение около 10 тысяч тонн, скорость в подводном положении до 32 узлов, глубина погружения 500 метров, автономность 120 суток, экипаж – не менее 100 человек. Корпус субмарины напоминает новейший стратегический ракетоносец "Борей".

Здесь надо иметь в виду, что беспилотник способен достичь береговой линии США из любой точки Северного полушария, но будет задействован лишь на фоне агрессии в отношении России.

Напомню, это не РФ, а Соединенные Штаты под надуманным предлогом вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и в 2020 году нарастили военный бюджет до 750 миллиардов долларов (сумма сопоставима с оборонными расходами всех остальных стран мира). Многоцелевая океанская система России – предупреждение "партнерам", асимметричный ответ на опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона и НАТО.

17945
Теги:
вооружения, Россия
доцент департамента Прикладная политология Финансового Университета при правительстве РФ Евгения Войко

"Разные сигналы поступают": политолог о разладе в ЕС из-за вакцины "Спутник V"

0
(обновлено 18:06 09.04.2021)
Как история с возможными закупками российской вакцины "Спутник V" разделила евробюрократов, и какое решение в итоге примут страны Европы, рассуждает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Евгения Войко.

"Разные сигналы поступают": политолог о разладе в ЕС из-за вакцины "Спутник V"
Несогласованная политика европейских стран в отношении российской вакцины "Спутник V" говорит о внутренних проблемах в самом Евросоюзе, которые обострились в период пандемии, отметила политолог на радио Sputnik. 

"Это рассогласованность двух уровней ― уровня наднационального (так называемой евробюрократии) и уровня национального. И это проявлялось и ранее, в том числе в отношениях с Россией, когда европейские институты выступали против каких-то контактов, а политические элиты отдельных стран выходили на контакт. То же самое мы сейчас видим и в отношении вакцины. Мы видим, что наднациональные европейские структуры по-прежнему тянут время и по-прежнему не дали какого-то ответа, они находятся в стадии утверждения, в то время, как элиты уже торопят ― пора решать, вопрос насущный", ― рассуждает Войко.

Когда Европа одобрит "Спутник V"?

Ситуация с одобрением российской вакцины в ЕС отражает тот уровень развития отношений, который на самом деле существует между европейскими странами внутри союза, только проблема согласования на двух уровнях ― наднациональном и национальном ― сейчас проявляется еще больше, констатирует эксперт.

"Если говорить о каких-то прогнозах, будет или не будет признана вакцина, разные сигналы поступают о том, что Европейское агентство лекарственных средств приближается к тому, чтобы зарегистрировать "Спутник V", что это может быть летом. Но уже сейчас мы видим, что ведущие страны ЕС, прежде всего, Германия, выступают за то, что вакцину закупать и в случае определенных лоббистских усилий на наднациональном уровне это решение может быть принято", ― говорит Войко.

Напомним, российская вакцина "Спутник V" с марта проходит процедуру постепенной экспертизы в европейском регуляторе EMA и может быть одобрен, по разным данным, в мае ― июне.  На сегодняшний день российскую вакцину "Спутник V" одобрили почти 60 странах с общим населением более 1,5 миллиарда человек. Экспертами подтверждена эффективность вакцины на уровне 91,6%.

Читайте также:

0
Теги:
Евгения Войко, Россия, Спутник V (вакцина), вакцина, Евросоюз
Темы:
Российские вакцины от коронавируса