ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) в Москве

ВДНХ: стройплощадка дружбы народов

364
В первые деньки холодной московской весны колумнист Sputnik Лев Рыжков прогулялся по самому знаменитому выставочному комплексу России в компании поэта, мыслителя и знатока Москвы Амирама Григорова. Особое внимание уделили национальным павильонам.

На майские праздники комплекс ВДНХ пережил невероятное нашествие гуляющих. Очевидцы говорили, что на аллеях выставочного комплекса было невероятно многолюдно. И даже в "Фейсбуке" – не вру! – примерно каждый пятый пост содержал селфи на фоне красот ВДНХ.

Что же так приманивает гуляющих? Аттракционы по пятьсот рублей? Или вдруг там что-то дешево продается? Собственно, еще в начале "нулевых", когда ВДНХ какое-то время называлась ВВЦ, там действительно было много дешевых товаров, в основном контрафакт.

Скульптура Тракторист и колхозница на триумфальной арке Главного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве
© Sputnik / Максим Блинов
Скульптура "Тракторист и колхозница" на триумфальной арке Главного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве

Амирам Григоров:

"Лихие девяностые" – не лучшие годы России, главная выставка страны переживала их тяжело. Центральная аллея была с двух сторон заставлена ларьками, где продавали все на свете: от сарделек с кетчупом до китайской пиротехники. Толкались бесчисленные покупатели, орала попса, шныряли крупные крысы. Дух легендарного места был практически неощутим.

Концерт на ВДНХ
© Sputnik / Александр Поляков
Концерт на ВДНХ

Было грустно, обидно и стыдно. Наверное, то же чувствовали последние римляне, попав на Бычий рынок, устроенный варварами на Форуме.

Однако по вечерам, когда закрывались времянки и иссякал базарный поток, вновь проступала настоящая Выставка – и за исписанными граффити колоннами, осыпающимися гипсовыми статуями, высохшими фонтанами восставал призрак былого величия. Выставка оставалась грандиозна и прекрасна даже в своем запустении, и мы верили, что она обязательно возродится.

Павильон СССР на ВДНХ в Москве
© Sputnik / Анатолий Гаранин
Павильон СССР на ВДНХ в Москве

Лев Рыжков:

Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или даже самой живописной улице. А вот ВДНХ – каждый визит туда – в вашей памяти останется. Да еще во всех деталях. Не случайно знаменитая песня из фильма "Свинарка и пастух" "Друга я никогда не забуду…" снималась именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.

А еще ВДНХ дает человеку, ее посещающему, несомненный эмоциональный заряд. Не то, чтобы "Ах, какая красота!" Хотя и это тоже. Побывать на ВДНХ – это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного, а забыть трудно.

Выставка достижений народного хозяйства СССР, 1984 год
© Sputnik / Игорь Михалев
Выставка достижений народного хозяйства СССР, 1984 год

Амирам Григоров:

Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать? Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана "Дружба народов" и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне (бывший павильон СССР). Где сноп конопли, вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны? Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты? А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.

Павильон Космос / Машиностроение на территории Выставки достижений народного хозяйства в Москве
© Sputnik / Алексей Куденко
Павильон "Космос / Машиностроение" на территории Выставки достижений народного хозяйства в Москве

Расцвет Советского Эдема

Амирам Григоров:

Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка Сокольники. Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.

Фонтан Рог изобилия на территории ВСХВ (ВВЦ, ВДНХ), Москва, 1939 год
© Sputnik / Анатолий Гаранин
Фонтан "Рог изобилия" на территории ВСХВ (ВВЦ, ВДНХ), Москва, 1939 год

В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись, и народ повалил глядеть на новое чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там встречались Свинарка и Пастух, оркестр играл их "Песню о Москве" и продавали эскимо на палочке, то самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был Эдем предвоенной Москвы.

Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.

Фрагмент фонтана Дружба народов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, 1954 год
© Sputnik / В. Носков
Фрагмент фонтана "Дружба народов" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, 1954 год

Вихри истории

Лев Рыжков:

Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие – переехали. Третьи оказались изуродованы (и таких историй много). Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.

Когда-то это был 16-й национальный павильон Карело-Финской ССР
© Sputnik / Алексей Куденко
Когда-то это был 16-й национальный павильон Карело-Финской ССР

Амирам Григоров:

Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать, менять, как сказали бы сейчас, концепцию. "Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", – решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по выставке прошлись уродующей бороной. Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры, чтобы освободить место под бетонный брежневский уродец "Советские профсоюзы".

Экскурсанты у павильона Животноводство на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), Москва, 1954 год
© Sputnik / Анатолий Гаранин
Экскурсанты у павильона "Животноводство" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), Москва, 1954 год

Зачем ломали такую красоту? Это как раз объяснимо. Грузия – родина Сталина. А значит, Иосифа Виссарионовича в грузинском павильоне было много. Начиная с 1956 года изображения Сталина повсеместно уничтожались. Вот и на грузинском павильоне отразилась борьба с "культом личности".

Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав, таким образом, "Здравоохранение" и "Вычислительную технику". Изуродовали и один из самых чудесных – павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра – мавзолея Джучи.

Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.

Павильон Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, 1954 год
© Sputnik / В. Носков
Павильон Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, 1954 год

Лев Рыжков:

Мы видим павильон "Киргизия", который когда-то принадлежал Эстонии. И балтийские следы сохранились. Например, настенная роспись, посвященная рыбной ловле в морских водах. Хотя, если подумать, то и для современного Кыргызстана изображения эти – актуальны. Ведь ловят же рыбу в Иссык-Куле?

Бывший павильон Латвийской ССР свежепобелен, но заперт. Он построен в 1954 году по проекту архитекторов Айварса, Закиса и Плуксне и совмещает в себе черты как латвийского народного зодчества, так и европейского ар-деко. После перехода ВДНХ в 1963 году на отраслевой принцип экспозиции тут размещался павильон "Физика". Но атмосфера в окрестностях, как в романтическом гроте. Даже влюбленная парочка на скамейке зябко целуется.

Павильон Кыргызстан, который когда-то принадлежал Эстонии
© Sputnik / Алексей Куденко
Павильон "Кыргызстан", который когда-то принадлежал Эстонии

А вот в бывшем павильоне Литвы теперь обитает Абхазия. При всем уважении, но впечатления обжитости павильон не производит. Стоят информационные стенды с выцветшими материалами, невзрачное объявление заманивает на распродажу фруктов. Сам павильон – закрыт. Будем думать, еще не сезон.

Амирам Григоров:

Павильон Грузии, огромный, занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева – самых титулованных бакинских мастеров.

Лев Рыжков:

Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем "Грузии". Обшарпанное здание сохранило, однако, часть прежнего декора. Облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи. И скульптурные гроздья винограда по стенам – остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.

Амирам вспоминает, что раньше заходил сюда, и словно бы оказывался на родине, в Баку. Словно вдыхал запах моря. А к павильону еще и примыкал роскошный сад с прудом с осетрами!

Летнее кафе на территории на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве, 1954 год
© Sputnik / Анатолий Гаранин
Летнее кафе на территории на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве, 1954 год

Вернется ли чудо?

Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем, по старой памяти, бывшие республики, а ныне – страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет – с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.

Правда, Армения теперь занимает павильон Сибири, где в период переделки выставки была "Угольная промышленность". В павильоне все мало того, что хорошо, так еще и богато. Есть ресторан, где можно отведать роскошного коньяка, магазин, где продаются работы армянских ювелиров. Есть и турфирма, организующая путешествия в Армению.

Белорусы успешно сохраняют за собой традиционный великолепный особняк с колоннами, увенчанный статуей с венком.

Павильон Белорусской ССР на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве в 1954 году
© Sputnik / Анатолий Гаранин
Павильон Белорусской ССР на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в Москве в 1954 году

Внутри – все красиво и правильно. Представлены прилавки с белорусской продукцией. Вот продукты питания, а вот – одежда, а вот – национальные белорусские сувениры. Расставлены стенды с информационными материалами. Есть фото с рукопожатием Александра Григорьевича и Владимира Владимировича. Все чисто, правильно и – немного скучно. Но, наверное, так надо.

Белорусский павильон на ВДНХ сегодня
© Sputnik / Алексей Куденко
Белорусский павильон на ВДНХ сегодня

Что подкупает больше всего – белорусы тщательно восстановили изначальную, еще довоенную роспись стен.

"Украина" в лесах

Павильон "Украина" сейчас на ремонте. Впрочем, назвать это здание павильоном все равно, что реку Днепр – ручьем. Это роскошный (по крайней мере, снаружи) дворец, замыкающий на себя аллеи с двух сторон.

"Собственно, уже из расположения павильона – этого барочного замка с витражами и башней в виде снопа, богатства отделки и самих масштабов строения можно догадаться, как много значила для советского руководства Украина", – говорит Амирам.

Павильон № 58 Украина на реставрации
© Sputnik / Алексей Куденко
Павильон № 58 "Украина" на реставрации

По сравнению с "Украиной" меркнет расположенный неподалеку бывший павильон "РСФСР". Амирам вспоминает, что у него не раз менялись хозяева. Одно время здесь даже располагался лохотрон, в котором предприимчивые люди избавляли от лишних денег гостей столицы.

По словам Григорова, состояние ВДНХ, в принципе, отражает состояние страны. "Советский Версаль" при Сталине в дальнейшем подвергался варварским перестройкам, к 90-м годам превратившись в один из самых грязных рынков российской столицы. Но сейчас торговцы изгнаны, и значительная часть комплекса снова превратилась в стройплощадку.

Справка

Сейчас ВДНХ принимает 25 миллионов посетителей в год, зимой здесь заливают самый большой каток в Европе. В апреле 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале масштабной реконструкции выставки. В ближайшие годы здесь планируется восстановить 37 исторических павильонов, 17 фонтанов, построить конно-спортивный манеж, а также 15 тематических павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек.

Мэр Москвы С.Собянин 12 апреля 2017 года осмотрел ход реконструкции павильона Космос на ВДНХ
© Sputnik / Кирилл Каллиников
Мэр Москвы С.Собянин 12 апреля 2017 года осмотрел ход реконструкции павильона "Космос" на ВДНХ

Будет открыто 11 новых музеев, высажено более 1800 деревьев и кустарников. Также в план реконструкции входит очистка четырех прудов и создание на территории выставки уникального комплекса из пяти природных зон. В южной части ВДНХ будет построен высокотехнологичный парк развлечений с всесезонными аттракционами и 140-метровым колесом обозрения.

364
Теги:
история ВДНХ в Москве, история СССР, ВВЦ, Москва
Белорусская хоккейная сборная, в центре - капитан Дмитрий Знахаренко

В Нюрнберге белорусы выиграли и уступили. Теперь ждем Ника Бэйлена

5102
(обновлено 13:15 09.05.2021)
Два спарринга белорусской хоккейной сборной с национальной дружиной Германии в Нюрнберге принесли полярные результаты. В пятницу подопечные Михаила Захарова добились победы 4:1 (две последние шайбы в пустые ворота), а в субботу успех праздновали хозяева – 2:0.

Безусловно, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, поездка в Германию получилась очень информативной, а, значит, чрезвычайно полезной в преломлении на стартующий 21 мая в "одной соседней стране" Чемпионат мира – 2021.

Белорусская сборная, как живой спортивный организм, многое узнала о себе – достоинства и недостатки, заодно убедившись, сколь непростые испытания ждут команду в каждом матче ЧМ.

Судейские дела в Нюрнберге

Речь идет о судействе матчей, которое в обоих "товарняках" получилось столь претенциозным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Арбитры явно поощряли хозяев льда, предоставляя им преференции в различных игровых ситуациях.

Если говорить просто и конкретно, то удаляя и порой придираясь за "хоккейную грязь" к белорусам, "люди в полосатых фуфайках" в упор не замечали аналогичные хозяйские прегрешения. В качестве доказательства по одной зарисовке из каждого спарринга.

В пятницу в концовке матча один из немцев ненароком, но весьма акцентированно заехал в лицо Лопачуку. Никакой трели свистка, никакого удаления. Оно и верно согласно определенной логике: при минимальном счете 1:2 в пользу гостей надо было сохранить шансы уйти от поражения. Зато когда буквально через смену уже Сергей Костицын незадачливо махнул высоко поднятой клюшкой, Брат-2 незамедлительно оказался на посадке в боксе "для плохих парней".

Теперь суббота. Все повторялось точь-в-точь! Например, в третьем периоде хозяева разбили лицо Хенкелю, что арбитры умудрились проигнорировать. Хотя нарушение правил вопияло кровавыми доказательствами содеянного фола и настаивало на двойном малом штрафе для немецкой сборной. А ведь к Кристиану в Нюрнберге якобы тепло относились – белорусский немец! –  и признали защитника при наличии других кандидатов лучшим в составе гостей по итогам первого матча. Однако, этнос – этносом, а табачок врозь.

Резюме по арбитражу. Это очень хорошо, что в Нюрнберге довелось познать именно такое предвзятое судейство, чья суть в различной трактовке схожих игровых эпизодов. К нему надо быть готовым. Ибо, по моему мнению, на чемпионате мира в поголовном большинстве, а то и во всех без исключения баталиях белорусской сборной предстоит столкнуться с прихватом от "людей в полосатых фуфайках". Есть у меня такое предчувствие, и, боюсь, что оно не обманчиво.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, как проектируется на современную около хоккейную ситуацию (и не только) знаменитая идиома: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А партнеры IIHF и спонсоры ЧМ – хорошо известны. Все те же, и все так же.

Но этот дополнительный вызов – к лучшему. Злее будем! Кстати, даже в спаррингах Нюрнберга атмосфера накалялась до такой степени, что игроки обеих дружин воплощали в жизнь строку знаменитой частушки "мимо тещиного дома я без шуток не хожу". И белорусы, и немцы постоянно задирали оппонентов репликами, проезжая у борта рядом с чужой скамейкой.

Так что "товарняки" в Германии накануне Дня Победы вышли по-настоящему боевыми, и произошедший "баш на баш" – размен викториями, в принципе, удовлетворительный спортивный результат. Правда, наш главный тренер Михаил Захаров…

Выше нос, товарищи хоккеисты!

Признаться, тон комментария ММЗ после субботнего спарринга вогнал меня в беспросветное уныние. Согласно наставнику голевых моментов наша сборная создала мало, шайб не забросила – провал бригады по реализации большинства. Мы позволяли доминировать сопернику, в том числе, благодаря перманентным успехам немцев на точках вбрасывания. Хозяева контролировали шайбу и выигрывали единоборства, тогда, как у нас вторые баталии при спаренном графике, который ждет и на ЧМ, по-прежнему выходят из рук вон плохо.

Кроме того, Захаров отметил индивидуальные ошибки (персонально указал на позиционный промах при втором взятии ворот Тэйлора защитника Знахаренко, исполнявшего функции капитана), традиционно посетовал на обилие травм: "У нас 28 хоккеистов. Столько травмированных, что даже запасных нет. В Минске ни одного здорового не осталось".

В общем, презеленая тоска родилась от такого комментария. Даже появилась преступная мыслишка: может, нам и не надо ехать на чемпионат мира? Ну, ведь хоть в петлю лезь…

Скажу честно, не понимаю, в чем заключается мотивационный метод ММЗ, поэтому не возьмусь его обосновывать. Впрочем, допущу, что в таком посыпании головы пеплом есть своя сермяжная правда, ибо, как писал болельщик Ларошфуко: "Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно и не больше, чем нужно". Так, что поживем – увидим: может, тренер окажется прав на 101 процент.

Но, признаюсь: как по мне, так Захаров чрезмерно сгустил тучи, хотя ни по одному пункту не слукавил. Действительно, вторые баталии играем хуже первых, о чем говорят и результаты. В Будапеште с трудом на последних минутах одолели хилых венгров, а в Москве и Нюрнберге потерпели два сухих поражения с одинаковым счетом 0:2.

Вбрасывания шайбы, увы, с давнишних времен игровых практик самого Захарова не наш конек, что, разумеется, плохо, ибо приходится постоянно тратить силы в отборе. Голевых моментов долго в субботу не было вовсе, а бригады реализации большинства себя никак не проявили. Индивидуальные ошибки – конечно, случились, и не только у Знахаренко.

Но даже, если и так, то все равно нельзя впадать в уныние. Лучше уж прислушаться к мнению болельщика Уинстона Черчилля: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".

Да и не так уж все неудачно складывалось для белорусов в Нюрнберге! Ноль в атаке – это невезение и помощь немцам каркаса ворот. Оба наших вратаря – Колосов и Тэйлор – молодцы. Юный голкипер показал высокий класс и поразительное хладнокровие в пятницу. Североамериканский белорус вначале насторожил, быстро пропустив шайбу в ближний угол, но затем и Дэни взял себя в руки. Не зря снискал признание лучшего в субботнем составе белорусов.

Так что вратарская бригада на ЧМ, считайте, определена – Шостак, Колосов, Тэйлор. А кто из них получит статус "номер раз", пускай решится в честной конкуренции. Тренерам главное не ошибиться в определении фаворита.

Теперь защитники. Лисовец, Еременко, Хенкель вернулись к игровой практике после перерыва (у первых двух он очень затянулся!), и для премьерного показа смотрелись недурственно. Больше претензий у меня к самой опытной паре Антонов – Коробов. Однако хочется верить, что сумеет оклематься от травмы Шинкевич. Да и Бэйлен вскоре окажется в национальной дружине, о чем, правда, сообщил не тренерский штаб ММЗ, а супруга Ника.

Но в любом случае защитник-плеймейкер в пути, и для наигрыша бригады большинства есть почти две недели тренировочного цикла, плюс спарринги с Казахстаном 13 и 15 мая. Зато после Нюрнберга совершенно понятно, что вариант с Фальковским на синей линии, как бы он не соблазнял каждого наставника в силу несравненных талантов Степана, совершенно не проходной.

Объяснить это непросто, хотя я попробую, используя шахматные аналогии. В игре на черно-белых полях иногда имеет место быть, якобы парадокс: человек прекрасно "рубящий флаг" в пятиминутном блице совершенно беспомощен при десятиминутном контроле. Вроде действительно нелепость. Ан, нет! При пяти минутах идет игра на инстинкте, "верхнем чутье". При большем количестве времени на часах создается иллюзия, что можно, как следует пораскинуть мозгами, что и выходит боком.

Тоже и с игрой на синей линии Фальковского. Степан хорош, когда принимает мгновенные решения. Но в большинстве ему постоянно мешает ложное ощущение: дескать, можно подумать. Отсюда замедления розыгрыша шайбы, обрезки и беды собственным воротам.

Захаров это тоже начинает признавать. Ведь не зря в субботу первым на лед в большинстве уже выходил Лисовец. Хотя понятно, что эта роль все равно отойдет Бэйлену, которому в данной ипостаси фактически нет альтернативы.

5102
Теги:
хоккей, Германия, Сборная Беларуси по хоккею
Вячеслав Иноземцев и его Пластический театр ИнЖест

Театр пластической клоунады: уникальный "ИнЖест" отметит 40-летие

246
(обновлено 21:45 08.05.2021)
Через непонимание, улюлюкание и "Конгресс дураков" с печатью на лбу Слава Иноземцев пришел к славе.

Белорусский студент создал театр-студию, сделал открытие, не зная, что погрузился в область японской культуры. Сегодня он значится в Википедии как представитель 4-го поколения эволюции уникального танца европейского уровня.

Вячеславу Иноземцеву 60 лет, а театру "ИнЖест" 18 мая исполняется 40. В честь этих двух дат во Дворце культуры железнодорожников пройдут юбилейные спектакли. На 27 мая еще есть билеты.

Побритые наголо головы, белый грим, обнаженные тела, нарочито замедленные движения в обрамлении тягучей музыки. Они удивляют знатоков неукрощенной творческой энергией на протяжении всего вечера и этим завоевали Западную Европу не меньше, чем знаменитые "Лицедеи".

Начало

В восьмидесятых я пару лет преподавала в Институте культуры историю мирового театра. На лекциях было скучновато. Ни вопросов, ни споров. Студенты дисциплинированные и безучастные. Кто-то мне посоветовал посмотреть на них в вечернее время, когда в освободившихся аудиториях некоторые самые активные занимались чем-то для души. Тогда это было можно. Пошла и не пожалела. Сразу же обратила внимание на студента Вячеслава Иноземцева. Вокруг него кучковалось много разного народа. Они вытворяли что-то абсолютно новое и непонятное. Назвать это пантомимой было невозможно. Это было какое-то явление, неприкаянно снующее по горизонтали и вертикали.

Мы, преподаватели, жаждали точных определений. Например, есть театр драматурга, театр актера, театр режиссера, художника и прочее. Иноземцев предлагал театр тела, но далекий от балета или цирка. Много обнаженного тела. Движения странные и очень замедленные. Лица отрешенные. Что-то вызывало отторжение, но что-то притягивало.

Мы познакомились. Через год я услышала о театре-студии "Жест", который организовал и продвигал Иноземцев. Показывались первые спектакли. К сожалению, всерьез к ним никто не относился, больно уж мудрено работали ребята. Люди непосвященные, простые зрители, шутили:

— После литра пива смотреть можно.

Зрители, более продвинутые, стали угадывать:

— Это как ребенок в песочнице. Копается — смысла никакого нет, а в голове у него, наверняка, кипит фантазия.

Институт культуры взял его под свое крыло, предложил к названию театра прибавить две буквы фамилии основателя. Получилось "ИнЖест". Специалисты стали объяснять, что это пластические притчи по мотивам сюжетов традиционного китайского театра с приемами боевых искусств и соц-арта, буффонада-пародия на турниры кунг-фу, фарсы и шоу. При этом театр оставался не цирковым, не эстрадным, а драматическим, потому что студенты учились не движению и танцу, искусствам выразительным и безмолвным, они учились драме, страдали и переживали, произнося тексты.

Самое простое было бы сравнить этот театр с "Лицедеями", но он никого не копировал, ничьих традиций не продолжал. Он нащупывал свой стиль самостоятельно. И он был рассчитан на подготовленного зрителя, а именно — попытаться ввести тело в конфликт с пространством. Иноземцев любил все смешивать — пантомиму, итальянский стиль дель арте, театр абсурда.

В СССР первыми заметили новый коллектив знаменитые "Лицедеи" и пригласили приехать в Ленинград на "Конгресс дураков". Инжестовцы сделали спектакль "Веселая душа". Пятнадцать человек коллектива ехали с большой неуверенностью в том, может ли понравиться то, что они делают. Перенасыщенная зрелищами ленинградская публика покидала зал с некоторым недоумением: "Неужели в Минске такое возможно…" Удивлялись, давали советы, а организаторы наклеили всеми пятнадцати артистам на лоб печати "Конгресс дураков". Смывать не хотелось. Так и доехали до Минска. Бедные, но счастливые.

Дома их ждала радость. Самодеятельный коллектив получил какой-никакой статус. Их пригрел, дал зарплату и площадку для работы завод "Интеграл". "ИнЖест" и сегодня считает его своим домом и очень благодарен руководству завода.

Похоже на "буто"

В 1990 году побывали на гастролях в Германии. Посетили 15 городов. С успехом играли на сценах театров и на улице. Через год гастроли повторились уже в Берлине и в Баварии. Немецкая пресса восторженно писала: "Совмещение виртуозной акробатики и пантомимы, танца и импровизации делают их спектакли очень подвижными и динамичными. В постановках они используют все наиболее яркие эффекты — музыку, свет, оформление. Это позволяет расставить дополнительные акценты в игре актеров".

Благодаря щедрости немецких продюсеров актеры получили небольшую передышку, чтобы в Минске какое-то время не думать о заработках. Но теперь у театра появилась возможность расширить свой репертуар и… встать на ходули. Дело в том, что в зарубежном формате очень популярны уличные театры. В Европе фестивали open air или outdoor проводятся в каждом городе. На них выделяется большой бюджет. Наши ребятишки со специальностью "культпросветработник" стали покорять Европу, не слишком понимая, какой у них театр.

Когда "ИнЖест" впервые гастролировал в Швейцарии, им там сказали: "О, как интересно, это у вас танец буто, да?" Слава только теперь признается: тогда пожимал плечами вместе со своими артистами… Откуда им было знать, что это такое? А играть, заметьте, играли. Пройдет время пока Иноземцев начнет изучать этот вид искусства. И он изучил его в совершенстве. Сначала по видеоматериалам, которые дали немецкие коллеги. И только в 1995 году Иноземцев впервые встретился с живыми носителями буто.

"Буто" — японское слово, обозначающее жанр тамошней культурной жизни, где профессиональная подготовка актера совмещается с элементами дзен-буддизма. Дословно "буто" — топчущийся танец, пластическое выражение того, как человек идет по жизни.

Знаете ли вы, что такое "топчущийся танец"? Если не бывали в Японии, вряд ли. У них это слово "буто" очень даже популярно. Кажется, что потоптаться каждый может. Что тут удивительного?! Постоял, покривлялся под странные, давящие голову звуки. Если пришел это посмотреть, нацелившись на развлечение, быстро соскучишься и уйдешь. Они там, в Японии, что этим танцем хотят сказать?

Эти мудрые восточные люди вложили в слово "буто" очень даже серьезный смысл. Это такой образ искусства, когда без слов, только пластикой можно рассказать о человеке, который находится в пограничной области сознательного и бессознательного, жизни и смерти. Как вы можете понять, искусство полной импровизации.

Сегодня "ИнЖест" существует в двух форматах: в помещении и на улице. Основной площадкой театра стали чужие праздники, фестивали, куда их приглашают для развлечения почтенной публики на улице и площадях.

Без билетов, для всех желающих

Был в Минске выходной день без автомобиля. Иноземцев со своими артистами удивлял публику на углу улиц Маркса и Ленина, в том месте, где постоянно возникали транспортные пробки. Движение было перекрыто, прохожие останавливались, несмотря не некоторое количество дыма и огня, наблюдая за клоунами на ходулях.

Есть у них красивый костюмный спектакль в стиле барокко. Тоже на ходулях и со сложными механизмами. Обычно они приезжали с ним в Брест и Могилев на театральные фестивали "Белая вежа" и "Март-контакт". Называется "Золотой век".

Он всю жизнь играет неправильно. Без слов. Без сцены. Без денег. Зато всегда со зрителями. Говорит телом. Запятые расставляет мимикой. Ему нужна площадь и улица. Если появятся деньги, вложит их в очередную постановку.

Объясняя особенности своего театра, Иноземцев говорит:

— Общество живет мерками классической эстетики XVII—XVIII веков с четким противопоставлением: верхняя часть — хорошо, нижняя — плохо. Классика всегда была и будет, но всегда была и будет гротесковая эстетика (традиции скоморохов). Мы считаем себя театром пластического гротеска. Иногда клоунады — так понятнее. С элементами танца и акробатики.

Они продолжают жить, как и все студийцы. Сами оформляют сцену и зал, переставляют декорации, шьют костюмы, налаживают свет и звук. При этом игровое и образное пространство их спектаклей постоянно меняется в процессе импровизации.

И по-прежнему главной проблемой работы театра остается поиск помещений для выступлений.

Не всякий государственный театр пустит к себе неизвестных экспериментаторов с их непроверенной продукцией. Однако артисты и режиссеры сейчас довольно свободно странствуют от театра к театру и ищут интересную работу, которой часто лишены в своих коллективах.

Оригинальный стиль спектаклей Иноземцева способен понять не каждый артист и не каждый зритель. Он ищет своих исполнителей по принципу увлеченности, преданности искусству, готовности работать много и иногда без денег. Таких энтузиастов сегодня немного, но команда у Иноземцева надежная. Она не боится трудностей и сложных номеров, где легко получить травму. Здесь искусство тесно сотрудничает со спортом.

То ли от безысходности, то ли из очередного желания экспериментировать, Иноземцев стал присматриваться к запущенным или заброшенным заводским цехам. В промышленной зоне улицы Октябрьской он показал уникальный спектакль, где соединил свой уличный театр с драмой и пластикой. Эту работу Иноземцев назвал "Генезис, или Происхождение видов".

Генезис — звучит по-научному и может спугнуть прокатную судьбу спектакля. А может заинтересовать необычностью. По сути, это то самое происхождение всего на земле, с момента зарождения и развития до сегодняшнего дня. Сценарий Иноземцев придумал сам, приподняв житейские проблемы до уровня философского осмысления. Использовал генетическую информацию, полученную от предков. Традиционную, почти библейскую, основанную на изменчивости всяких организмов. Это диспут со зрителями, что есть вообще жизнь человека, его путь от рождения до смерти. С хорошим юмором и иронией режиссер предлагает подумать: человек произошел от обезьяны или наоборот — обезьяна от человека.

В сменяющих друг друга пластических композициях задействован балочный кран под потолком, бочки из-под горючих материалов, передвижные металлические установки, бензопила и множество предметов обычного заводского цеха. Артисты свято соблюдают правила техники безопасности, используют защитную одежду, перчатки. Обнаженное тело тем не менее присутствует, изящно обернутое прозрачным целлофаном.

Непонятные существа в глухой одежде, на ходулях с помощью цепей передвигают балочный кран. Освобождаются от одежды. Оказываются мужчиной и женщиной, переплетаются цепями и телами, цепляясь за металлическую корзину под потолком. Потом из нее показывается длинный хвост и как из птичьего яйца вылупливается маленькая обезьянка. Она пройдет цирковую дрессировку, потеряет хвост, сама станет заниматься дрессурой и командовать безликими существами. Медитативная музыка сменится классической из Вагнера.

Огромная многоэтажная конструкция то ли с богами в античных костюмах, то ли с ангелами двинется по пространству цеха, меняя события и человеческие судьбы. Потом некоторые исполнители окажутся на верху сохранившейся в пространстве завода башне и продолжат развивать излюбленную тему: все живое на земле тянется друг к другу, жаждет тепла и взаимопонимания. Даже плетка циркового дрессировщика не способна остановить желание двигаться и меняться.

Пусть этот уникальный театр живет долго.

246
Теги:
Вячеслав Иноземцев, Пластический театр "ИнЖест"
Сотрудник держит пробирку с допинг-пробой

Допинг на миллионы евро: в Испании накрыли подпольную лабораторию

0
Производство запрещенных в спорте препаратов велось в промышленных масштабах, а сумма выручки могла исчисляться миллионами евро.

МИНСК, 11 мая – Sputnik. Полицейские задержали 21 члена преступной группировки, изъяли три миллиона доз допинга и 65 килограммов веществ, из которых можно изготовить еще 38 миллионов доз, сообщает Cycling Weekly.

Объемы производства полицейских впечатлили: в год в лаборатории можно было произвести не менее тонны запрещенных препаратов, цена которых достигала бы нескольких миллионов евро.

И это далеко не первый случай обнаружения лабораторий по производству допинга на Пиренеях.

Допинг в промышленных масштабах

В январе прошлого года в Испании была вскрыта преступная сеть, которая снабжала спортсменов допингом. В результате проведенной операции полицейские изъяли крупную партию нелегального стимулятора. 

Были задержаны шесть человек. Связь с клиентами они осуществляли через интернет. Задержанным предъявили обвинение в совершении преступлений против здоровья населения, принадлежности к противозаконной организации, отмывании денег, растрате, мошенничестве и подделывании документов.

Полиция изъяла более 850 капсул эритропоэтина. Запрещенные препараты поступали на испанские и европейские "черные рынки".

Удалось установить, что за три года для клиентов из Германии, Италии и Франции было поставлено более пяти тысяч партий эритропоэтина. Это вещество нелегально применяется как стимулятор в некоторых видах спорта. Входит в список запрещенных допинговых средств, употребление которых грозит атлетам дисквалификацией.

Допинг и Олимпиада в Токио

Как сообщает Всемирное антидопинговое агентство (WADA), с 13 июля, когда откроется олимпийская деревня, и до закрытия состязаний все спортсмены-участники Олимпиады будут подвергнуты допинг-контролю. Его проведет Международное агентств допинг-тестирования (ITA), которое МОК наделил частью своих обязанностей, связанных с обеспечением процесса взятия проб во время Олимпиады.

При обнаружении нарушений антидопингового законодательства результаты нарушителя будут аннулированы. Кроме того, спортсмен будет лишен медалей.

В командных дисциплинах при обнаружении более чем одной положительной пробы на допинг может быть назначено целевое тестирование всех членов дружины.

Олимпиада в Токио, перенесенная с 2020 года из-за коронавируса, пройдет с 23 июля  по 8 августа.

Читайте также:

0
Теги:
полиция, Испания, допинг