Татьяна Прудинник

Поиграть с гадюкой: почему детей не пугает опасность

4528
(обновлено 14:31 28.05.2018)
Колумнист Sputnik Татьяна Прудинник задалась вопросом – почему современных детей все чаще подводит инстинкт самосохранения и как действовать взрослым, чтобы жизненный опыт не появлялся у детей в отделениях реанимации или милиции.

Этим летом Беларусь будоражат странные поступки детей: то один подожжет себя и в фонтан прыгает, то второй — с балкона 26 этажа свешивается, то "группа детей" решает поиграть с гадюкой, и она "внезапно" кусает мальчика, отправляя его в реанимацию.

Чувство опасности у детей всегда было сильно понижено — большинство из них никогда не сталкивались с реальной смертью, серьезными последствиями шалостей и болезнями. То есть собственного опыта нет, ты воображаешь, что неуязвим, а тут еще все эти супергерои в кино и неубиваемые блогеры на YouTube.

Базовые вещи безопасности

И к детям вопросов нет, они во все времена не отличались стремлением к безопасности или обдумыванию своих поступков. Но когда я была ребенком, наши попытки навредить себе ограничивались все же разумными пределами. Конечно, мы лазили по заброшенным стройкам и разным промышленным развалинам. Прыгали с высоты? Да сколько угодно. С тех же гаражей или со второго этажа дома на мягкую землю. Но уж точно мы не собирались хвастаться этим перед друзьями или всем миром, это было чревато разными изощренными наказаниями, которые современным детишкам только в радость, например — не гулять на улице целый месяц. Сейчас, наверное, в качестве наказания как раз заставляют, наоборот, гулять целый месяц, а также изымают гаджеты и запароливают компьютер.

Мы настолько опасались огласки и внимания, что когда во время очередного летнего рейда по стройке наш товарищ неудачно упал и сломал ногу, мы его все вместе тащили на себе к ближайшей зеленой зоне: если бы родители узнали, что мы были на стройке, всем бы пришлось несладко.

Но это шалости из разряда "запретили — надо срочно нарушить". Были еще другие — "запретили, потому что опасно". Ни одному ребенку нашего поколения не пришло бы в голову голыми руками трогать змею. Максимум — потыкать в нее длинной-длинной палкой с безопасного расстояния, но лучше вообще, увидев такое, поскорее убежать. Элементарные правила безопасности были привиты чуть не с рождения. Кошки и лягушки — не укусят, собак и змей лучше не трогать.

Из этой же серии — не открывать дверь незнакомцам, не разговаривать с чужими дядями и тетями, ничего у них не брать и никуда с ними не ходить, даже если они говорят, что знают твоих маму и папу, к машинам, откуда с тобой разговаривают, даже близко не подходить (а это еще беззаботное советское время, когда педофилов официально как бы не было, а маньяки были всесоюзными и редкими). Просто некоторые вещи были базовыми, необходимыми для выживания, все их знали и никто не сомневался.

Тангенсы и Пушкин еще никого не спасли

Родители нынешних детей — это выросшие люди примерно моего поколения. Им что, лень объяснять своим детям, что такое хорошо, что такое плохо? Причем объяснять не в 10-13 лет, когда ребенок уже сформировавшийся человек, подросток, которому мнение взрослых кажется не очень важным, а с самого детства. Огонь — жжет, змея — ядовита, на клумбах цветы — не рвать, дорогу переходить на зеленый свет и все равно смотреть по сторонам, потому что дураков хватает.

Это так же просто и естественно, как учить ребенка ходить и говорить. Но знаете, что мне сказали некоторые родители в ответ на мое недоумение? "Этому должна учить школа!". Ох, прекрасная позиция: поручать воспитание своих детей посторонним. Школьные учителя, если спросить, обязательно скажут, что этим должны заниматься родители. В итоге получается — ни те, ни те. А должны растить ребенка и те, и другие.

Хотя эту функцию уже прописали в любимых детишками гаджетах, теперь туда можно установить приложение "Помощь рядом", из которого можно отправить экстренное смс доверенному лицу. Неплохая, конечно, задумка, но бывает куча опасных ситуаций, когда вообще не до телефона или он изымается в первую очередь. А приложение несколько странное. В разделе "Совет дня" я ожидала увидеть что-нибудь вроде "Не надо трогать змею руками" или "Что делать, если ты сломал руку", но нет, там было совершенно бесполезное, нравоучительное и бессмысленное "Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех". Спасибо, кэп, это очень поможет, когда меня похитит педофил! В разделе "Что делать" приводятся только пять ситуаций: "Травля со стороны сверстников", "Конфликты в семье", "Сексуальное насилие", "Эмоциональный кризис", "Нападение грабителей". Некоторые советы очень странные. Эмоциональный кризис? Расскажи родителям и займись спортом! Травят сверстники? Расскажи взрослым и поговори с обидчиками… Ну, будем надеяться, что приложение будет развиваться, то, что оно существует — уже хорошо.

И если происходит ЧП, то о нем стоит поговорить со своими детьми как маме-папе, так и классному руководителю, отняв драгоценные 10 минут от тангенсов и биографии Пушкина. Тангенсы и Пушкин еще никому жизнь не спасали, а тут получается, что в погоне за знаниями или в рабочей запарке мы часто забываем про то, что дети — это люди без собственного жизненного опыта, и взрослым нужно прилагать серьезные усилия к тому, чтобы этот опыт не появлялся у них в отделениях реанимации или милиции. Тот самый случай, когда нужно научить учиться на чужих ошибках. И дети будут целее, и родители спокойнее, и у школ неприятностей меньше.

4528
Теги:
змея, психология подростка, воспитание, безопасность, школа, Минск, Беларусь
Загрузка...


Колумнисты

Орбита Sputnik