У входа в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру 23 сентября 2017 года

Минская икона Богородицы в центре противостояния

863
(обновлено 10:30 12.02.2018)
Андрей Петрашкевич
В дни, когда противостояние украинских радикалов и православных христиан в Киеве происходит на исторических фундаментах древнего Десятинного храма и концентрируется на одноименном монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы, колумнист Sputnik Андрей Петрашкевич считает важным вспомнить историю, которая произошла в сентябре 2007 года.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси десять с половиной лет назад привез в Киев список Минской иконы Божией Матери, чтобы поместить его во Владимиро-Ольгинский храм Десятинного монастыря. Тогда это была маленькая церковь, почти часовня… Но как только в Минске узнали о возрождении в 2006 году православного богослужения на месте Десятинного храма (месте, в котором с 988 по 1500 год находилась Минская икона Божией Матери!), решение было принято незамедлительно.

Пока в Киеве обустраивалась скромная Владимиро-Ольгинская церковь и налаживалась жизнь ее общины, в иконописной мастерской Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря в Орше создавался список Минского образа Пресвятой Богородицы размером 134 х 92 сантиметра

Принесение этого дара в Киев было намечено на сентябрь 2007 года, ко времени, когда в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре должны были проходить очередные ежегодные Международные чтения, в которых Владыка Филарет всегда старался принимать участие.

Церковь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги рядом с историческими фундаментами Десятинной церкви в Киеве, вид 24 сентября 2007 года
© Sputnik / Андрей Петрашкевич
Церковь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги рядом с историческими фундаментами Десятинной церкви в Киеве, вид 24 сентября 2007 года

И вот, 23 сентября Минскую икону Божией Матери торжественно встречали в лаврской Трапезной церкви, где при большом стечении народа и духовенства перед ней была совершена Божественная литургия.

Обращаясь к тогдашнему Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру, Митрополит Филарет так определил смысл этого события: "Всеправославная святыня, соединяющая времена и народы, освятившая своим благословенным присутствием Византию и Киевскую Русь, Украину и Беларусь, связует не только наше прошлое, но и наше настоящее, и будущее". И, словно предчувствуя современные события, добавил: "Пресвятая Богородице да помогает нам, исповедующим Ее как "необоримую стену и единую надежду".

Список Минского образа Покровительницы Белой Руси находится в самом сердце христианского Киева
© Sputnik / Андрей Петрашкевич
Список Минского образа Покровительницы Белой Руси находится в самом сердце христианского Киева

С того и по сей день этот список Минского образа Покровительницы Белой Руси находится в самом сердце христианского Киева. А ныне — и в самом центре гражданского противостояния киевлян.

На монастырском сайте есть фотографии Богородицы "Минской" в киоте, который обуглился после поджога церкви 16 декабря 2012 года… Сегодня дар православной Беларуси свидетельствует перед Богом и людьми и о попытке нового поджога 25 января 2018 года, и о бунте радикально "творческой интеллигенции", требующей сноса этой церкви как "незаконного сооружения", и о многолетней тихой ненависти неоязычников к этому святому месту. Действительно, здесь все как будто клином сошлось: древняя мгла и новоявленный морок, старинная молитва и нынешний призыв спасти святыню от поругания.

В том 2007 году Успенские чтения строились вокруг очень важной темы, которая звучала так: "Дружба: ее формы, испытания и дары". И голоса весьма именитых и мудрых участников, которые собрались в Лавре со всех концов Земли в самом прямом смысле этого выражения, вовсе не казались голосами, звучащими в пустыне.

Собственное понимание дружбы наш митрополит Филарет коротко выразил в названии своего выступления: "Дружба — это дочь простоты и доверия".

Он сказал тогда, что дружба "редка именно потому, что может существовать лишь в своем чистом, тяготеющем к совершенству виде. Там, где личность разделена сама в себе, а душа не в состоянии достичь цельности, — там нет и почвы для дружбы. Союз дружбы напрямую зависит от качества личности и от состояния души".

Так, может быть, нынешний повсеместный всплеск насилия вызван в первую очередь именно катастрофическим снижением личных качеств людей и лишь потом — "борьбой классов", происками "мировой закулисы" или еще какой-нибудь "объективной отмазкой"? Владыка дал тогда хорошую пищу для размышления о сегодняшних безобразиях.

А в конце выступления наш мудрый старец-Экзарх заметил: "Говоря о дружбе, мы неизбежно вспомним и о предательстве… Полагаю, что и в жизни каждого из нас, наверное, есть опыт переживания, связанный с предательством друга. Не стану разглагольствовать на эту тему, но для ободрения прочту простое, светлое и мудрое стихотворение молодой белорусской поэтессы Любови Шелег, безвременно ушедшей из этого мира: "Обманет друг — познаешь много. Познаешь много — найдешь дорогу. Найдешь дорогу — мудрее станешь. Мудрее станешь — любовь узнаешь. Любовь узнаешь — душа родится. Душа родится — жизнь состоится". Все может обратить во благо любящий Господь, непреложны обетования Которого о том, что "претерпевший… до конца спасется"

Братья-киевляне! Мы думаем о вас; мы молимся о вас и вместе с вами пред нашей общей святыней — Минской иконой Божией Матери. И все мы призваны… Нет! Каждый из нас призван вспомнить, какими словами из Библии обратился к нему в те сентябрьские дни наш авва Филарет: "Любовь и дружба освобождают, сбереги их для себя… сохрани пути твои благоустроенными" (Книга Притчей, 25: 10).

…Произнеся эти слова, митрополит тогда улыбнулся и тихо сказал: "Благодарю за внимание".

863
Теги:
Киев
Комментарии
Загрузка...