Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Финал

Глазами болельщика: почему хоккей украсил Олимпиаду

2082
(обновлено 22:37 28.02.2018)
Болельщик с 40-летним стажем, колумнист Sputnik Олег Дмитриев подводит итоги Олимпийского хоккейного турнира в Пхенчхане, который еще раз доказал, что в этой игре слабых команд практически не осталось.

"А кто сильнее, мы или чехи?"

"Ну мы же выиграем? Немцы ведь слабая команда?"

"Мы что, совсем играть не умеем? Словакам ведь проиграли!"

Такие вопросы мне постоянно задавали друзья и коллеги во время 11 дней Олимпийского турнира. Когда я начинал отвечать основательно, собеседники явно скучали. И их можно понять. "Главное, чтобы наши выиграли" — это лейтмотив современной Олимпиады. И неважно, в какой стране его задают. И "наши" в каждом случае разные. Но выиграли мы — а заодно и весь российский и советский хоккей.

Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Финал
© Sputnik / Александр Вильф
Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Финал

Одно бесспорно. Кроме российских олимпийцев, выиграла и Международная федерация хоккея (ИИХФ). Своей многолетней работой глава организации Рене Фазель доказал: чем больше на Олимпиаде стран-участниц, тем выше растет уровень хоккея.

Хоккейная версия "орднунга"

Главное доказательство правоты Фазеля — присутствие в финале сборной Германии. И никто не вспоминает, что 42 года назад на Играх в австрийском Инсбруке на третьем месте подиума — после СССР и Чехословакии — расположилась сборная ФРГ. И "заводилой" в той команде был высокорослый Эрик Кюнхакль.

С легендой немецкого хоккея я встретился случайно в середине 90-х. Шел я как-то по маленькому северному портовому городу Бремерхафен. Увидел арену, решил подойти поближе. Зашел внутрь — и увидел, что молодежь тренирует именно Кюнхакль. На том занятии атмосфера была потрясающей — все слушали тренера, а затем внимательно, с горящими глазами, старались исполнить то, что говорил бронзовый призер Олимпиады. И ведь команда-то та была вполне заштатной.

Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Финал
© Sputnik / Александр Вильф
Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Финал

А вот теперь скажите мне, пожалуйста, почему должна быть слабой команда той страны, которую воспитали олимпийские чемпионы прошлого? Да и немецкая хоккейная лига — тоже не промах, примерно половину немецкой олимпийской сборной составляют команды из клубов "Адлер" (Маннгейм) и "Айсбэрен" (Берлин). То есть в Пхенчхан приехали середняки, которые хорошо знакомы друг с другом. А ведь это не так уж и плохо для 11-дневной Олимпиады.

Игроки сборной Германии на церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх
© Sputnik / Александр Вильф
Игроки сборной Германии на церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх

Перед финалом Германия стала командой, которая сокрушила на пути к финалу тех, кому уже прочили там место — это Швеция, обладающая блестящей хоккейной школой, и Канада, которую даже представлять не надо. Что помогло в этой ситуации? Явление под названием Ordnung — всеобщий немецкий порядок во всем. Рациональная игра, умеренная смелость — ну, а уж первые два гола Канады в полуфинале были забиты в канадском стиле — немцы уверенно играли ближе к воротам. Вот поэтому они и сыграли в финале и боролись там, как могли. И перевели игру в дополнительное время, где и уступили россиянам.

"Второсортная Европа"

Если кто и был аутсайдером в Пхенчхане, то это только хозяева, вчистую проигравшие все матчи. У остальных сборных, которых никто не воспринимал всерьез, была своя "минута славы".

Словакия "сдохла" во втором туре — обыграла Россию, сотворила сенсацию и после этого уступила два раза США и один раз словенцам. Не уверен, кстати, что даже после этого весь мир теперь в курсе того, что Словения и Словакия — не одна и та же страна.

Главный тренер сборной Словакии Крэйг Рэмзи во время матча группового этапа на XXIII зимних Олимпийских играх по хоккею: Словакия — Россия
© Sputnik / Владимир Песня
Главный тренер сборной Словакии Крэйг Рэмзи во время матча группового этапа на XXIII зимних Олимпийских играх по хоккею: Словакия — Россия

Словенцы сотворили мини-чудо. После победы над словаками они уж точно бы могли обыграть норвежцев и выйти еще раз на Россию в четвертьфинале. Но подвело все-таки типичное славянское "авось" — создавали моменты, но не забили. А норвежцы забили — и дали шанс игроку питерского СКА Патрику Торесену сыграть против 15 своих одноклубников, представляющих Россию. Проиграли норвежцы россиянам достойно — шайбу-то забили. Хоть и счет был 1:6.

Кстати, германского чуда могло бы и не быть. В 1/8 финала их вполне могла обыграть Швейцария, которая ничуть не хуже немцев. Ведь благодаря приглашению канадцев и россиян на тренерские позиции хоккей альпийской страны поднялся на небесные высоты. Доказательство — "Кубок Шпенглера" — предновогодний турнир, который собирает лучшие швейцарские и европейские команды, одну дружину из КХЛ, а также олимпийскую сборную Канады. Швейцарцы спасовали перед немцами только в конце игры — иначе все могло быть по-другому.

Еврохоккейтур

После этой Олимпиады трем Европейским грандам — Швеции, Финляндии и Чехии — нужно всерьез задуматься о том, что самобытность их хоккея без вливания кадров извне — дело, мягко скажем, не совсем продуктивное.

У шведов подготовка молодых игроков не ломалась, как в 90-е в бывшем СССР. У чехов и финнов тоже было все хорошо, но звездочек было гораздо меньше, чем у нас и у шведов. Именно это было одной из причин того, что Швеция и ее профессионалы на Олимпиаде-2014 в Сочи проиграли только Канаде. А точнее, одному игроку — Сидни Кросби, который забрасывал решающие шайбы в ворота шведов.

Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Матч Швеция - Финляндия
© REUTERS / Kim Kyung-Hoon
Олимпиада 2018. Хоккей. Мужчины. Матч Швеция - Финляндия

Кстати, матч "Швеция — Финляндия" был одним из самых увлекательных на этом турнире. Это был закрытый, но очень мощный хоккей. Все шайбы были заброшены после потрясающих суперпрофессиональных атак. В результате победители-шведы попали на Германию, которую явно недооценили, а Финляндия в равном поединке уступила Канаде. Надо все-таки не только развивать свои хоккейные школы, но и заимствовать много от других хоккейных держав.

Очень хорошо и надежно прошли раннюю стадию турнира чехи. Игра в защите была практически безупречной. Блестяще два раза сыграл в серии буллитов против Канады и США вратарь Францоуз. Но вот в полуфинале зачем-то стали играть против российской команды "первым номером". Поэтому пропустили пару результативных контратак и лишились шансов на золото.

Заокеанский подход: я тебя слепила из того, что было

Вот если разобраться, то сборные Канады и США стали заложниками системы ценностей своего общества. Они вернулись к эпохе "холодной войны". На Олимпиады в 60-е, 70-е и 80-е североамериканские команды присылали либо периферийные, либо молодежные команды. В 1980-м вот такие американские студенты обыграли сильнейшую сборную СССР.

На этот раз — из-за не совсем понятных "разборок" между Национальной хоккейной лигой (НХЛ) и ИИХФ хоккеисты из ведущей лиги не приехали. Как показали дальнейшие события, в зрелищности этот турнир не потерял. А вот то, что сборные США и Канады заняли на турнире "не свои" места — это целиком и полностью вина боссов НХЛ.

Болельщики сборной США в Пхенчхане
© Sputnik / Александр Вильф
Болельщики сборной США в Пхенчхане

Американские "студенты" на нынешней Олимпиаде смогли обыграть лишь Словакию. Встречи с ведущими европейскими сборными — России и Чехии — показали: на равных молодые американцы сражаться могут лишь моментами. Поэтому и вылетели из турнира совершенно заслуженно.

А вот сборная Канады нашла свою "палочку-выручалочку". Стране кленового листа очень помогли игроки из Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Минчанин Граньяни, магнитогорец Ли, московский армеец Робинсон. Они хорошо "выстреливали" в решающие моменты. Вот только во время встречи с Германией позволили себе расслабиться — за это и поплатились.

Матч за третье место между Канадой и Чехией стал триумфом открытого хоккея. 6:4 в пользу Канады — и третье место у них. А ведь болельщикам за океаном явно хотелось большего.

Скорость и ухабы для "Красной машины"

А что же олимпийские атлеты из России? Этот турнир по игре все-таки можно занести в актив Олегу Знарку. Во время встречи со Словакией обнажились все негативные стороны, которые ребята сумели исправить. Активно играл Ковальчук, хорош был молодой Кирилл Капризов, принесший победу в финале. Очень нужные шайбы по ходу турнира забрасывал Никита Гусев.

Главный тренер российских хоккеистов Олег Знарок на церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх
© Sputnik / Александр Вильф
Главный тренер российских хоккеистов Олег Знарок на церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх

Интересно и решение пригласить в команду только игроков из трех клубов —  СКА, ЦСКА и магнитогорского "Металлурга". В принципе, на площадке в Пхенчхане за страну и за болельщиков играли лучшие хоккеисты. Очень хорошо, что, пожалуй, впервые за постсоветскую историю команда смотрелась как единый механизм, собранный по принципу "И стар, и млад".

Российские хоккеисты, завоевавшие золотые медали в хоккейном турнире среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх. Справа: Вячеслав Войнов (Россия)
© Sputnik / Владимир Песня
Российские хоккеисты, завоевавшие золотые медали в хоккейном турнире среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх. Справа: Вячеслав Войнов (Россия)

Однако в полуфинале и финале стало видно, что команда явно "подсела" физически. Поэтому и заключительные встречи по качеству игры получились не такими яркими. Но выступление команды — несмотря ни на что — получилось более чем достойным. Гол Гусева за 45 секунд до конца, победная шайба Капризова — и Россия, собственно, сделала то, что и должна была — даже когда сил не оставалось.

Российские хоккеисты благодарят болельщиков за поддержку посл окончания церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх
© Sputnik / Александр Вильф
Российские хоккеисты благодарят болельщиков за поддержку посл окончания церемонии награждения призеров соревнований по хоккею среди мужчин на XXIII зимних Олимпийских играх

А еще немного обидно за бывший советский хоккей. Ведь вместо Германии, Норвегии и Словении могли бы играть Беларусь, Латвия и Казахстан. Просто команды из бывшего СССР не очень удачно провели решающие квалификационные матчи. И если развивать хоккей поступательно, то на следующей Олимпиаде мы тоже можем увидеть сюрпризы — ведь советская хоккейная школа еще жива — несмотря ни на что. А впереди — игры на Кубок Гагарина! Сезон продолжается!

2082
Теги:
хоккей, Олимпийские игры 2018, Канада, Германия
Темы:
Зимняя Олимпиада 2018 (292)
По теме
Россия и Германия проведут четвертый период в финале Олимпиады
Олимапиада: две шайбы за минуту и снова ничья в матче Россия - Германия
МОК не разрешил спортсменам пройти под флагом России на закрытии Олимпиады
Белорусская хоккейная сборная, в центре - капитан Дмитрий Знахаренко

В Нюрнберге белорусы выиграли и уступили. Теперь ждем Ника Бэйлена

5110
(обновлено 13:15 09.05.2021)
Два спарринга белорусской хоккейной сборной с национальной дружиной Германии в Нюрнберге принесли полярные результаты. В пятницу подопечные Михаила Захарова добились победы 4:1 (две последние шайбы в пустые ворота), а в субботу успех праздновали хозяева – 2:0.

Безусловно, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, поездка в Германию получилась очень информативной, а, значит, чрезвычайно полезной в преломлении на стартующий 21 мая в "одной соседней стране" Чемпионат мира – 2021.

Белорусская сборная, как живой спортивный организм, многое узнала о себе – достоинства и недостатки, заодно убедившись, сколь непростые испытания ждут команду в каждом матче ЧМ.

Судейские дела в Нюрнберге

Речь идет о судействе матчей, которое в обоих "товарняках" получилось столь претенциозным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Арбитры явно поощряли хозяев льда, предоставляя им преференции в различных игровых ситуациях.

Если говорить просто и конкретно, то удаляя и порой придираясь за "хоккейную грязь" к белорусам, "люди в полосатых фуфайках" в упор не замечали аналогичные хозяйские прегрешения. В качестве доказательства по одной зарисовке из каждого спарринга.

В пятницу в концовке матча один из немцев ненароком, но весьма акцентированно заехал в лицо Лопачуку. Никакой трели свистка, никакого удаления. Оно и верно согласно определенной логике: при минимальном счете 1:2 в пользу гостей надо было сохранить шансы уйти от поражения. Зато когда буквально через смену уже Сергей Костицын незадачливо махнул высоко поднятой клюшкой, Брат-2 незамедлительно оказался на посадке в боксе "для плохих парней".

Теперь суббота. Все повторялось точь-в-точь! Например, в третьем периоде хозяева разбили лицо Хенкелю, что арбитры умудрились проигнорировать. Хотя нарушение правил вопияло кровавыми доказательствами содеянного фола и настаивало на двойном малом штрафе для немецкой сборной. А ведь к Кристиану в Нюрнберге якобы тепло относились – белорусский немец! –  и признали защитника при наличии других кандидатов лучшим в составе гостей по итогам первого матча. Однако, этнос – этносом, а табачок врозь.

Резюме по арбитражу. Это очень хорошо, что в Нюрнберге довелось познать именно такое предвзятое судейство, чья суть в различной трактовке схожих игровых эпизодов. К нему надо быть готовым. Ибо, по моему мнению, на чемпионате мира в поголовном большинстве, а то и во всех без исключения баталиях белорусской сборной предстоит столкнуться с прихватом от "людей в полосатых фуфайках". Есть у меня такое предчувствие, и, боюсь, что оно не обманчиво.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, как проектируется на современную около хоккейную ситуацию (и не только) знаменитая идиома: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А партнеры IIHF и спонсоры ЧМ – хорошо известны. Все те же, и все так же.

Но этот дополнительный вызов – к лучшему. Злее будем! Кстати, даже в спаррингах Нюрнберга атмосфера накалялась до такой степени, что игроки обеих дружин воплощали в жизнь строку знаменитой частушки "мимо тещиного дома я без шуток не хожу". И белорусы, и немцы постоянно задирали оппонентов репликами, проезжая у борта рядом с чужой скамейкой.

Так что "товарняки" в Германии накануне Дня Победы вышли по-настоящему боевыми, и произошедший "баш на баш" – размен викториями, в принципе, удовлетворительный спортивный результат. Правда, наш главный тренер Михаил Захаров…

Выше нос, товарищи хоккеисты!

Признаться, тон комментария ММЗ после субботнего спарринга вогнал меня в беспросветное уныние. Согласно наставнику голевых моментов наша сборная создала мало, шайб не забросила – провал бригады по реализации большинства. Мы позволяли доминировать сопернику, в том числе, благодаря перманентным успехам немцев на точках вбрасывания. Хозяева контролировали шайбу и выигрывали единоборства, тогда, как у нас вторые баталии при спаренном графике, который ждет и на ЧМ, по-прежнему выходят из рук вон плохо.

Кроме того, Захаров отметил индивидуальные ошибки (персонально указал на позиционный промах при втором взятии ворот Тэйлора защитника Знахаренко, исполнявшего функции капитана), традиционно посетовал на обилие травм: "У нас 28 хоккеистов. Столько травмированных, что даже запасных нет. В Минске ни одного здорового не осталось".

В общем, презеленая тоска родилась от такого комментария. Даже появилась преступная мыслишка: может, нам и не надо ехать на чемпионат мира? Ну, ведь хоть в петлю лезь…

Скажу честно, не понимаю, в чем заключается мотивационный метод ММЗ, поэтому не возьмусь его обосновывать. Впрочем, допущу, что в таком посыпании головы пеплом есть своя сермяжная правда, ибо, как писал болельщик Ларошфуко: "Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно и не больше, чем нужно". Так, что поживем – увидим: может, тренер окажется прав на 101 процент.

Но, признаюсь: как по мне, так Захаров чрезмерно сгустил тучи, хотя ни по одному пункту не слукавил. Действительно, вторые баталии играем хуже первых, о чем говорят и результаты. В Будапеште с трудом на последних минутах одолели хилых венгров, а в Москве и Нюрнберге потерпели два сухих поражения с одинаковым счетом 0:2.

Вбрасывания шайбы, увы, с давнишних времен игровых практик самого Захарова не наш конек, что, разумеется, плохо, ибо приходится постоянно тратить силы в отборе. Голевых моментов долго в субботу не было вовсе, а бригады реализации большинства себя никак не проявили. Индивидуальные ошибки – конечно, случились, и не только у Знахаренко.

Но даже, если и так, то все равно нельзя впадать в уныние. Лучше уж прислушаться к мнению болельщика Уинстона Черчилля: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".

Да и не так уж все неудачно складывалось для белорусов в Нюрнберге! Ноль в атаке – это невезение и помощь немцам каркаса ворот. Оба наших вратаря – Колосов и Тэйлор – молодцы. Юный голкипер показал высокий класс и поразительное хладнокровие в пятницу. Североамериканский белорус вначале насторожил, быстро пропустив шайбу в ближний угол, но затем и Дэни взял себя в руки. Не зря снискал признание лучшего в субботнем составе белорусов.

Так что вратарская бригада на ЧМ, считайте, определена – Шостак, Колосов, Тэйлор. А кто из них получит статус "номер раз", пускай решится в честной конкуренции. Тренерам главное не ошибиться в определении фаворита.

Теперь защитники. Лисовец, Еременко, Хенкель вернулись к игровой практике после перерыва (у первых двух он очень затянулся!), и для премьерного показа смотрелись недурственно. Больше претензий у меня к самой опытной паре Антонов – Коробов. Однако хочется верить, что сумеет оклематься от травмы Шинкевич. Да и Бэйлен вскоре окажется в национальной дружине, о чем, правда, сообщил не тренерский штаб ММЗ, а супруга Ника.

Но в любом случае защитник-плеймейкер в пути, и для наигрыша бригады большинства есть почти две недели тренировочного цикла, плюс спарринги с Казахстаном 13 и 15 мая. Зато после Нюрнберга совершенно понятно, что вариант с Фальковским на синей линии, как бы он не соблазнял каждого наставника в силу несравненных талантов Степана, совершенно не проходной.

Объяснить это непросто, хотя я попробую, используя шахматные аналогии. В игре на черно-белых полях иногда имеет место быть, якобы парадокс: человек прекрасно "рубящий флаг" в пятиминутном блице совершенно беспомощен при десятиминутном контроле. Вроде действительно нелепость. Ан, нет! При пяти минутах идет игра на инстинкте, "верхнем чутье". При большем количестве времени на часах создается иллюзия, что можно, как следует пораскинуть мозгами, что и выходит боком.

Тоже и с игрой на синей линии Фальковского. Степан хорош, когда принимает мгновенные решения. Но в большинстве ему постоянно мешает ложное ощущение: дескать, можно подумать. Отсюда замедления розыгрыша шайбы, обрезки и беды собственным воротам.

Захаров это тоже начинает признавать. Ведь не зря в субботу первым на лед в большинстве уже выходил Лисовец. Хотя понятно, что эта роль все равно отойдет Бэйлену, которому в данной ипостаси фактически нет альтернативы.

5110
Теги:
хоккей, Германия, Сборная Беларуси по хоккею
Вячеслав Иноземцев и его Пластический театр ИнЖест

Театр пластической клоунады: уникальный "ИнЖест" отметит 40-летие

262
(обновлено 21:45 08.05.2021)
Через непонимание, улюлюкание и "Конгресс дураков" с печатью на лбу Слава Иноземцев пришел к славе.

Белорусский студент создал театр-студию, сделал открытие, не зная, что погрузился в область японской культуры. Сегодня он значится в Википедии как представитель 4-го поколения эволюции уникального танца европейского уровня.

Вячеславу Иноземцеву 60 лет, а театру "ИнЖест" 18 мая исполняется 40. В честь этих двух дат во Дворце культуры железнодорожников пройдут юбилейные спектакли. На 27 мая еще есть билеты.

Побритые наголо головы, белый грим, обнаженные тела, нарочито замедленные движения в обрамлении тягучей музыки. Они удивляют знатоков неукрощенной творческой энергией на протяжении всего вечера и этим завоевали Западную Европу не меньше, чем знаменитые "Лицедеи".

Начало

В восьмидесятых я пару лет преподавала в Институте культуры историю мирового театра. На лекциях было скучновато. Ни вопросов, ни споров. Студенты дисциплинированные и безучастные. Кто-то мне посоветовал посмотреть на них в вечернее время, когда в освободившихся аудиториях некоторые самые активные занимались чем-то для души. Тогда это было можно. Пошла и не пожалела. Сразу же обратила внимание на студента Вячеслава Иноземцева. Вокруг него кучковалось много разного народа. Они вытворяли что-то абсолютно новое и непонятное. Назвать это пантомимой было невозможно. Это было какое-то явление, неприкаянно снующее по горизонтали и вертикали.

Мы, преподаватели, жаждали точных определений. Например, есть театр драматурга, театр актера, театр режиссера, художника и прочее. Иноземцев предлагал театр тела, но далекий от балета или цирка. Много обнаженного тела. Движения странные и очень замедленные. Лица отрешенные. Что-то вызывало отторжение, но что-то притягивало.

Мы познакомились. Через год я услышала о театре-студии "Жест", который организовал и продвигал Иноземцев. Показывались первые спектакли. К сожалению, всерьез к ним никто не относился, больно уж мудрено работали ребята. Люди непосвященные, простые зрители, шутили:

— После литра пива смотреть можно.

Зрители, более продвинутые, стали угадывать:

— Это как ребенок в песочнице. Копается — смысла никакого нет, а в голове у него, наверняка, кипит фантазия.

Институт культуры взял его под свое крыло, предложил к названию театра прибавить две буквы фамилии основателя. Получилось "ИнЖест". Специалисты стали объяснять, что это пластические притчи по мотивам сюжетов традиционного китайского театра с приемами боевых искусств и соц-арта, буффонада-пародия на турниры кунг-фу, фарсы и шоу. При этом театр оставался не цирковым, не эстрадным, а драматическим, потому что студенты учились не движению и танцу, искусствам выразительным и безмолвным, они учились драме, страдали и переживали, произнося тексты.

Самое простое было бы сравнить этот театр с "Лицедеями", но он никого не копировал, ничьих традиций не продолжал. Он нащупывал свой стиль самостоятельно. И он был рассчитан на подготовленного зрителя, а именно — попытаться ввести тело в конфликт с пространством. Иноземцев любил все смешивать — пантомиму, итальянский стиль дель арте, театр абсурда.

В СССР первыми заметили новый коллектив знаменитые "Лицедеи" и пригласили приехать в Ленинград на "Конгресс дураков". Инжестовцы сделали спектакль "Веселая душа". Пятнадцать человек коллектива ехали с большой неуверенностью в том, может ли понравиться то, что они делают. Перенасыщенная зрелищами ленинградская публика покидала зал с некоторым недоумением: "Неужели в Минске такое возможно…" Удивлялись, давали советы, а организаторы наклеили всеми пятнадцати артистам на лоб печати "Конгресс дураков". Смывать не хотелось. Так и доехали до Минска. Бедные, но счастливые.

Дома их ждала радость. Самодеятельный коллектив получил какой-никакой статус. Их пригрел, дал зарплату и площадку для работы завод "Интеграл". "ИнЖест" и сегодня считает его своим домом и очень благодарен руководству завода.

Похоже на "буто"

В 1990 году побывали на гастролях в Германии. Посетили 15 городов. С успехом играли на сценах театров и на улице. Через год гастроли повторились уже в Берлине и в Баварии. Немецкая пресса восторженно писала: "Совмещение виртуозной акробатики и пантомимы, танца и импровизации делают их спектакли очень подвижными и динамичными. В постановках они используют все наиболее яркие эффекты — музыку, свет, оформление. Это позволяет расставить дополнительные акценты в игре актеров".

Благодаря щедрости немецких продюсеров актеры получили небольшую передышку, чтобы в Минске какое-то время не думать о заработках. Но теперь у театра появилась возможность расширить свой репертуар и… встать на ходули. Дело в том, что в зарубежном формате очень популярны уличные театры. В Европе фестивали open air или outdoor проводятся в каждом городе. На них выделяется большой бюджет. Наши ребятишки со специальностью "культпросветработник" стали покорять Европу, не слишком понимая, какой у них театр.

Когда "ИнЖест" впервые гастролировал в Швейцарии, им там сказали: "О, как интересно, это у вас танец буто, да?" Слава только теперь признается: тогда пожимал плечами вместе со своими артистами… Откуда им было знать, что это такое? А играть, заметьте, играли. Пройдет время пока Иноземцев начнет изучать этот вид искусства. И он изучил его в совершенстве. Сначала по видеоматериалам, которые дали немецкие коллеги. И только в 1995 году Иноземцев впервые встретился с живыми носителями буто.

"Буто" — японское слово, обозначающее жанр тамошней культурной жизни, где профессиональная подготовка актера совмещается с элементами дзен-буддизма. Дословно "буто" — топчущийся танец, пластическое выражение того, как человек идет по жизни.

Знаете ли вы, что такое "топчущийся танец"? Если не бывали в Японии, вряд ли. У них это слово "буто" очень даже популярно. Кажется, что потоптаться каждый может. Что тут удивительного?! Постоял, покривлялся под странные, давящие голову звуки. Если пришел это посмотреть, нацелившись на развлечение, быстро соскучишься и уйдешь. Они там, в Японии, что этим танцем хотят сказать?

Эти мудрые восточные люди вложили в слово "буто" очень даже серьезный смысл. Это такой образ искусства, когда без слов, только пластикой можно рассказать о человеке, который находится в пограничной области сознательного и бессознательного, жизни и смерти. Как вы можете понять, искусство полной импровизации.

Сегодня "ИнЖест" существует в двух форматах: в помещении и на улице. Основной площадкой театра стали чужие праздники, фестивали, куда их приглашают для развлечения почтенной публики на улице и площадях.

Без билетов, для всех желающих

Был в Минске выходной день без автомобиля. Иноземцев со своими артистами удивлял публику на углу улиц Маркса и Ленина, в том месте, где постоянно возникали транспортные пробки. Движение было перекрыто, прохожие останавливались, несмотря не некоторое количество дыма и огня, наблюдая за клоунами на ходулях.

Есть у них красивый костюмный спектакль в стиле барокко. Тоже на ходулях и со сложными механизмами. Обычно они приезжали с ним в Брест и Могилев на театральные фестивали "Белая вежа" и "Март-контакт". Называется "Золотой век".

Он всю жизнь играет неправильно. Без слов. Без сцены. Без денег. Зато всегда со зрителями. Говорит телом. Запятые расставляет мимикой. Ему нужна площадь и улица. Если появятся деньги, вложит их в очередную постановку.

Объясняя особенности своего театра, Иноземцев говорит:

— Общество живет мерками классической эстетики XVII—XVIII веков с четким противопоставлением: верхняя часть — хорошо, нижняя — плохо. Классика всегда была и будет, но всегда была и будет гротесковая эстетика (традиции скоморохов). Мы считаем себя театром пластического гротеска. Иногда клоунады — так понятнее. С элементами танца и акробатики.

Они продолжают жить, как и все студийцы. Сами оформляют сцену и зал, переставляют декорации, шьют костюмы, налаживают свет и звук. При этом игровое и образное пространство их спектаклей постоянно меняется в процессе импровизации.

И по-прежнему главной проблемой работы театра остается поиск помещений для выступлений.

Не всякий государственный театр пустит к себе неизвестных экспериментаторов с их непроверенной продукцией. Однако артисты и режиссеры сейчас довольно свободно странствуют от театра к театру и ищут интересную работу, которой часто лишены в своих коллективах.

Оригинальный стиль спектаклей Иноземцева способен понять не каждый артист и не каждый зритель. Он ищет своих исполнителей по принципу увлеченности, преданности искусству, готовности работать много и иногда без денег. Таких энтузиастов сегодня немного, но команда у Иноземцева надежная. Она не боится трудностей и сложных номеров, где легко получить травму. Здесь искусство тесно сотрудничает со спортом.

То ли от безысходности, то ли из очередного желания экспериментировать, Иноземцев стал присматриваться к запущенным или заброшенным заводским цехам. В промышленной зоне улицы Октябрьской он показал уникальный спектакль, где соединил свой уличный театр с драмой и пластикой. Эту работу Иноземцев назвал "Генезис, или Происхождение видов".

Генезис — звучит по-научному и может спугнуть прокатную судьбу спектакля. А может заинтересовать необычностью. По сути, это то самое происхождение всего на земле, с момента зарождения и развития до сегодняшнего дня. Сценарий Иноземцев придумал сам, приподняв житейские проблемы до уровня философского осмысления. Использовал генетическую информацию, полученную от предков. Традиционную, почти библейскую, основанную на изменчивости всяких организмов. Это диспут со зрителями, что есть вообще жизнь человека, его путь от рождения до смерти. С хорошим юмором и иронией режиссер предлагает подумать: человек произошел от обезьяны или наоборот — обезьяна от человека.

В сменяющих друг друга пластических композициях задействован балочный кран под потолком, бочки из-под горючих материалов, передвижные металлические установки, бензопила и множество предметов обычного заводского цеха. Артисты свято соблюдают правила техники безопасности, используют защитную одежду, перчатки. Обнаженное тело тем не менее присутствует, изящно обернутое прозрачным целлофаном.

Непонятные существа в глухой одежде, на ходулях с помощью цепей передвигают балочный кран. Освобождаются от одежды. Оказываются мужчиной и женщиной, переплетаются цепями и телами, цепляясь за металлическую корзину под потолком. Потом из нее показывается длинный хвост и как из птичьего яйца вылупливается маленькая обезьянка. Она пройдет цирковую дрессировку, потеряет хвост, сама станет заниматься дрессурой и командовать безликими существами. Медитативная музыка сменится классической из Вагнера.

Огромная многоэтажная конструкция то ли с богами в античных костюмах, то ли с ангелами двинется по пространству цеха, меняя события и человеческие судьбы. Потом некоторые исполнители окажутся на верху сохранившейся в пространстве завода башне и продолжат развивать излюбленную тему: все живое на земле тянется друг к другу, жаждет тепла и взаимопонимания. Даже плетка циркового дрессировщика не способна остановить желание двигаться и меняться.

Пусть этот уникальный театр живет долго.

262
Теги:
Вячеслав Иноземцев, Пластический театр "ИнЖест"
Водоем

Тела утонувших в январе мужчин нашли в Гомельской области

0
(обновлено 10:27 12.05.2021)
Мужчины до сих пор числились пропавшими, однако поиски не прекращались - к ним подключили столичных водолазов.

ГОМЕЛЬ, 12 мая – Sputnik. Тела мужчин, которые провалились под лед в январе на реке Припять, нашли, об этом сообщили в областной организации  ОСВОД.

Двое мужчин провалились под лед 31 января в Петриковском районе недалеко от деревни Снядин. Тонущих увидел дежурный по паромной переправе. Он попытался оказать помощь, используя подручные средства, однако лед был тонкий, а люди находились достаточно далеко. Через некоторое время они ушли под лед.

Прибывшие на место водолазы не смогли найти утонувших. До настоящего времени они числились пропавшими.

Как рассказали Sputnik ведущий специалист областной организации ОСВОД Владимир Акулин, все это время поиски продолжались. Искали гомельские водолазы, привлекались столичные специалисты - всего работали пять групп. Поиски не прекратились даже во время весеннего движения льда.

На днях тело одного из погибших было поднято маневренно-поисковой группой из реки на пять километров ниже по течению в районе населенного пункта Мордвин, второго – на 20 километров ниже места происшествия.  

В ОСВОДе отметили, что с начала года в водоемах области уже утонули 11 человек, в том числе один ребенок.

Читайте также:

0
Теги:
Гомельская область