Церемония закрытия Олимпиады в Пхенчхане

Олимпиада в Пхенчхане: какой она войдет в историю

344
(обновлено 13:52 26.02.2018)
Олимпиада-2018 стала самой странной и абсурдной в почти столетней истории зимних Игр, считает колумнист Sputnik Алексей Авдохин.

Итак, над южнокорейским Пхенчханом погас олимпийский огонь, XXIII зимние Игры ушли в историю. Они получились, пожалуй, самыми странными — и это точно не комплимент.

Семнадцать дней, до предела насыщенных олимпийскими событиями, пронеслись со стремительностью автомобиля корейской сборки. Около трех тысяч спортсменов, 102 комплекта медалей, почти полтора миллиона зрителей на трибунах и миллиарды у телеэкранов — Олимпиада остается главным спортивным событием в мире. Но с каждым годом проблем у Международного олимпийского комитета (МОК) и олимпийского движения все больше.

Конечно, к Южной Корее нет никаких вопросов по организации Игр — она провела достойные соревнования. Да, без той непередаваемой теплоты, праздничной атмосферы и безумной любви к спорту, как было четыре года назад в Сочи. С не всегда заполненными трибунами, не до конца разбирающимися в спорте зрителями и мрачноватыми пейзажами. Зато без громких скандалов, трагических инцидентов и критических проблем — с погодой, судейством, трассами, — как случалось раньше.

Но так получилось, и корейцы в этом точно не виноваты, что именно эта Олимпиада стала самой странной и абсурдной в почти столетней истории зимних Игр.

Олимпийское движение в кризисе

Допинг — главная проблема современного спорта, с которой Олимпийские игры в последние годы сошлись в неравной схватке. Главная, но не единственная.

И дело даже не в регулярных положительных допинг-пробах. Как раз в Пхенчхане их было не так много — всего четыре случая, два их которых, к сожалению, связаны с российскими спортсменами. Однако нет никаких гарантий, что спустя годы сегодняшние олимпийские чемпионы не попадут под очередные допинговые подозрения и не лишатся медалей без доказательств.

Гордый титул олимпийского чемпиона превратился во временный статус — до очередной перепроверки допинг-проб, изобретения нового способа обнаружения в них запрещенных веществ или просто появления информатора с компроматом.

Даже спортсмены, комментируя результаты этой Олимпиады, оговариваются — посмотрим, мол, какими они будут через четыре года, когда всплывут новые факты.

Сегодня ты чемпион, а завтра, возможно, уже нет. В спорте, где ощущение реальности и неповторимости происходящего важнее всего, это работает против здравого смысла.

Статус Олимпиады все ниже

Накануне Олимпиады МОК дисквалифицировал Олимпийский комитет России (ОКР) за допинговую систему на Играх-2014 в Сочи. Скандал полыхал не первый год, и такое решение не вызвало удивления. Тем более перед этим МОК пожизненно отстранил от участия в Играх несколько десятков российских спортсменов, якобы причастных к подмене допинг-проб в Сочи. Большинство их них позже оправдал Спортивный арбитражный суд, но это ни на что не повлияло.

ОКР согласился с наказанием, тем более МОК обещал, что интересы "чистых" спортсменов из России не пострадают. Хотя выдвинутые условия выглядели жесткими: "олимпийские атлеты из России" вместо "сборная России", флаг с пятью кольцами вместо российского триколора, форма в нейтральных цветах, отказ от гимна и других национальных символов.

Да, Россия согласилась. Но все, что происходило потом, дискредитировало большую часть олимпийских соревнований.

Кто забыл — специальная комиссия МОК по допуску россиян на Игры оставила без приглашений больше сотни "чистых" спортсменов, не объяснив причин. Среди них мировые лидеры лыж, коньков, биатлона, шорт-трека и других зимних видов спорта, никогда не имевшие проблем с допингом. Чемпионы мира, мировые рекордсмены, обладатели Кубка мира — они могли выступать на любых соревнованиях, кроме главного старта четырехлетия. Абсурд, который, судя по миролюбивой риторике чиновников МОК по отношению к российским спортсменам под конец Игр, осознали даже они.

Ведь решением не пускать в Пхенчхан звезд мирового спорта и просто "чистых" спортсменов только из-за того, что они из России, МОК серьезно девальвировал статус Олимпиады, обесценив значение олимпийских медалей сразу в нескольких дисциплинах.

И корейские Игры будут вспоминать в том числе и в таком ракурсе — хоть через десять лет, хоть через сто.

Чемпионы не чувствуют себя настоящими

Олимпийским чемпионам в Пхенчхане зачастую приходилось оправдываться сразу после церемонии награждения. Доказывать, что их победы в Пхенчхане полноценные, несмотря на отсутствие главных соперников.

"Это не самая оптимальная ситуация, когда здесь нет такого сильного соперника. С ним гонка была бы более конкурентной", — жаловался трехкратный норвежский чемпион Йоханнес Клэбо на вынужденное отсутствие в Пхенчхане чемпиона мира по лыжам Сергея Устюгова.

"Мне сложно понять, почему нет Антона Шипулина. Это ненормальная ситуация. Я знаю, что Антона никогда не обвиняли в употреблении допинга. Не могу сказать, что Антон — мой друг и я хочу видеть его на Олимпиаде. Но не могу и принять позицию МОК, потому что не понимаю ее", — слова еще одного трехкратного чемпиона Пхенчхана биатлониста Мартена Фуркада.

"Я не скучаю по нему, нет, но в прошлом году у нас была очная борьба, и тогда был хороший забег", — вспоминал рекордсмена мира на 1500 метров Дениса Юскова дважды олимпийский чемпион Игр-2018 в коньках из Голландии Кьелд Нюйс.

Лыжи, биатлон, коньки, фигурное катание, шорт-трек, бобслей, скелетон, сани — больше половины олимпийских дисциплин лишились в Пхенчхане реальных лидеров, представляющих Россию. Спортсменов, приносивших в спорт свои результаты, конкуренцию, зрителей, наконец, спонсоров.

Герои все равно остаются героями

Нет, это совсем не значит, что Клэбо, Фуркад, Нюйс выиграли в Пхенчхане нечестно, а их достижения ничего не стоят. Несомненно, они подлинные герои этой Олимпиады, заслужившие уважение и место в спортивной истории. Вместе с другими призерами и особенно мультичемпионами, которых в Пхенчхане было как никогда много:

— легендарная норвежская лыжница Марит Бьорген, завоевавшая в Пхенчхане два золота, серебро и две бронзы. Теперь у нее 15 олимпийских медалей, и это абсолютный рекорд зимних Игр;

— юная 22-летняя Эстер Ледецка из Чехии — первая спортсменка, ставшая олимпийской чемпионкой в разных видах спорта (сноуборде и горных лыжах). Три десятка лет назад трюк со сменой дисциплин удался Анфисе Резцовой (золото в лыжах и биатлоне), но впервые это случилось на одной Олимпиаде;

— немецкие звезды женского биатлона, мужского бобслея и двоеборья Лаура Дальмайер, Франческо Фридрих, Эрик Френцель и Йоханнес Ридзек, дважды слушавшие гимн страны в свою честь;  

— австрийский горнолыжник Марсель Хиршер, корейская шорт-трекистка Чхве Мин Джон, канадские фигуристы Тесса Виртью и Скотт Моир, лыжники из Норвегии Симен Крюгер, Мартин Сундбю и Рагниль Хага — тоже дважды чемпионы Игр-2018.

Спортсмены точно не виноваты в политике МОК. Все, что им оставалось — бороться в предложенных условиях и задавать неприятные вопросы спортивным чиновникам. И хорошо, что такие вопросы звучат.

Хоккей — еще одна олимпийская боль

Но, возвращаясь к олимпийским проблемам, аномально, когда олимпийские медали разыгрывают без сильнейших. Когда состав участников на чемпионате мира или даже рядовом этапе Кубка мира круче олимпийского турнира. Когда отдельные спортсмены имеют право выступать на любых соревнованиях, кроме главного старта четырехлетия. Это унизительно даже не столько для них, сколько для Олимпиады, вида спорта, всех участников и зрителей.

А если учесть, что лучшие представители экстремальных направлений фристайла и сноуборда Олимпийским играм предпочитают коммерческие старты на Х-Games, то пересчитать виды спорта, собравшие в Пхенчхане всех звезд, можно на пальцах одной руки.

К ним точно нельзя отнести хоккей — пожалуй, самую главную боль этих Игр. МОК и Международная федерация хоккея так и не договорились о приезде хоккеистов из НХЛ в Пхенчхан, серьезно ослабив олимпийский турнир. Впервые за 20 лет он прошел без лучших хоккеистов планеты — даже на проходящие ежегодно чемпионаты мира топ-команды привозят составы сильнее.

Российские хоккеисты выиграли Олимпиаду впервые с 1992 года — яркий и исторический успех, который омрачен средним уровнем турнира и соперников. А сенсационный выход в драматичный финал сборной Германии, никогда не поднимавшейся выше шестого места на Играх, показывает готовность не только этой команды, но и остальных сборных.

Но все равно спорт побеждает

Очевидно, что олимпийское движение нуждается в переосмыслении. Иначе через четыре года в Пекине проблем будет еще больше — в спорте появляется все больше коммерческих стартов и лиг, организация Игр с каждым разом дорожает, зрители не успевают следить за несколькими идущими параллельно событиями, а спортсмены хотят зарабатывать сами вместо благотворительности для МОК. 

Но, несмотря на проблемы, Олимпиада по-прежнему оставляет место лучшим проявлениям характера, силы, человеческих отношений. И воспоминаниям, которые останутся с нами навсегда.

Например, главная картинка начала Игр — единение Северной и Южной Кореи на церемонии открытия, где представители враждующих стран прошли под общим флагом, которые несли два спортсмена. Увы, пока это возможно только на Олимпиаде.

Или дружеские объятия на награждении чемпиона в акробатическом фристайле Александра Абраменко, первого украинского мужчины, выигравшего олимпийское золото, и "бронзового" россиянина Ильи Бурова, еще раз доказавших, что спорт вне политики.

Чудесные прокаты Алины Загитовой и Евгении Медведевой стали главным украшением турнира фигуристок! Пожалуй, лучшие выступления в истории женского катания на Олимпиадах — таких безумно сложных и идеально исполненных программ до них не показывал никто.

А разве можно равнодушно относиться к драме латвийского скелетониста Мартинса Дукурса, упустившего медаль ошибкой на последних метрах трассы в заключительной четвертой попытке? Чем измерить бронзовые 0,05 секунды, отделившие бобслейный экипаж другого латвийца Оскарса Мелбардиса от золота в заездах двоек?

Как вам грандиозное достижение казахстанского фристайла — первая олимпийская медаль могулистки Юлии Галышевой, к 26 годам прошедшей испытание третьей Олимпиадой?

Или золото эстафетной четверки из Беларуси во главе с непревзойденной Дарьей Домрачевой — главная сенсация биатлонной программы? В гонке, где победу заранее делили между немками, француженками и итальянками, сильнее всех оказались самые стабильные и устойчивые на огневом рубеже.

А фристайлистка из Минска Анна Гуськова, сотворившая еще одно "золотое" чудо в борьбе против непобедимых китаянок из акробатики! И если бы не судейские решения в мужской части акробатического фристайла, вызвавшие возмущение даже у президента Александра Лукашенко, Беларусь могла обойти олимпийцев из России по количеству золотых наград.

А как не восхищаться молодой командой российских лыжников, без лидеров показавшей в Пхенчхане лучший за последние 20 лет результат — восемь медалей! Новый герой мировых лыж — 21-летний Александр Большунов, ставший четырехкратным олимпийским призером.

Все-таки Олимпийские игры — слишком гениальный замысел, чтобы испортить его окончательно и бесповоротно. А эмоции, азарт борьбы и гордость за спортсменов всегда будут важнее проблем и скандалов. За это и любят спорт.

И пусть российским спортсменам так и не разрешили выйти на церемонию закрытия со своим флагом, можно с уверенностью сказать — те, кого все-таки пригласили, не зря приехали в Пхенчхан даже в нейтральном статусе. Несмотря на огромные потери, россияне завоевали здесь 17 медалей — больше, чем на Играх в Солт-Лейк-Сити-2002 и Ванкувере-2010.

Без них эта Олимпиада получилась бы куда более тусклой и безжизненной.

344
Теги:
Олимпийские игры 2018, Пхенчхан
Темы:
Зимняя Олимпиада 2018 (292)
Белорусская хоккейная сборная, в центре - капитан Дмитрий Знахаренко

В Нюрнберге белорусы выиграли и уступили. Теперь ждем Ника Бэйлена

5111
(обновлено 13:15 09.05.2021)
Два спарринга белорусской хоккейной сборной с национальной дружиной Германии в Нюрнберге принесли полярные результаты. В пятницу подопечные Михаила Захарова добились победы 4:1 (две последние шайбы в пустые ворота), а в субботу успех праздновали хозяева – 2:0.

Безусловно, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, поездка в Германию получилась очень информативной, а, значит, чрезвычайно полезной в преломлении на стартующий 21 мая в "одной соседней стране" Чемпионат мира – 2021.

Белорусская сборная, как живой спортивный организм, многое узнала о себе – достоинства и недостатки, заодно убедившись, сколь непростые испытания ждут команду в каждом матче ЧМ.

Судейские дела в Нюрнберге

Речь идет о судействе матчей, которое в обоих "товарняках" получилось столь претенциозным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Арбитры явно поощряли хозяев льда, предоставляя им преференции в различных игровых ситуациях.

Если говорить просто и конкретно, то удаляя и порой придираясь за "хоккейную грязь" к белорусам, "люди в полосатых фуфайках" в упор не замечали аналогичные хозяйские прегрешения. В качестве доказательства по одной зарисовке из каждого спарринга.

В пятницу в концовке матча один из немцев ненароком, но весьма акцентированно заехал в лицо Лопачуку. Никакой трели свистка, никакого удаления. Оно и верно согласно определенной логике: при минимальном счете 1:2 в пользу гостей надо было сохранить шансы уйти от поражения. Зато когда буквально через смену уже Сергей Костицын незадачливо махнул высоко поднятой клюшкой, Брат-2 незамедлительно оказался на посадке в боксе "для плохих парней".

Теперь суббота. Все повторялось точь-в-точь! Например, в третьем периоде хозяева разбили лицо Хенкелю, что арбитры умудрились проигнорировать. Хотя нарушение правил вопияло кровавыми доказательствами содеянного фола и настаивало на двойном малом штрафе для немецкой сборной. А ведь к Кристиану в Нюрнберге якобы тепло относились – белорусский немец! –  и признали защитника при наличии других кандидатов лучшим в составе гостей по итогам первого матча. Однако, этнос – этносом, а табачок врозь.

Резюме по арбитражу. Это очень хорошо, что в Нюрнберге довелось познать именно такое предвзятое судейство, чья суть в различной трактовке схожих игровых эпизодов. К нему надо быть готовым. Ибо, по моему мнению, на чемпионате мира в поголовном большинстве, а то и во всех без исключения баталиях белорусской сборной предстоит столкнуться с прихватом от "людей в полосатых фуфайках". Есть у меня такое предчувствие, и, боюсь, что оно не обманчиво.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, как проектируется на современную около хоккейную ситуацию (и не только) знаменитая идиома: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А партнеры IIHF и спонсоры ЧМ – хорошо известны. Все те же, и все так же.

Но этот дополнительный вызов – к лучшему. Злее будем! Кстати, даже в спаррингах Нюрнберга атмосфера накалялась до такой степени, что игроки обеих дружин воплощали в жизнь строку знаменитой частушки "мимо тещиного дома я без шуток не хожу". И белорусы, и немцы постоянно задирали оппонентов репликами, проезжая у борта рядом с чужой скамейкой.

Так что "товарняки" в Германии накануне Дня Победы вышли по-настоящему боевыми, и произошедший "баш на баш" – размен викториями, в принципе, удовлетворительный спортивный результат. Правда, наш главный тренер Михаил Захаров…

Выше нос, товарищи хоккеисты!

Признаться, тон комментария ММЗ после субботнего спарринга вогнал меня в беспросветное уныние. Согласно наставнику голевых моментов наша сборная создала мало, шайб не забросила – провал бригады по реализации большинства. Мы позволяли доминировать сопернику, в том числе, благодаря перманентным успехам немцев на точках вбрасывания. Хозяева контролировали шайбу и выигрывали единоборства, тогда, как у нас вторые баталии при спаренном графике, который ждет и на ЧМ, по-прежнему выходят из рук вон плохо.

Кроме того, Захаров отметил индивидуальные ошибки (персонально указал на позиционный промах при втором взятии ворот Тэйлора защитника Знахаренко, исполнявшего функции капитана), традиционно посетовал на обилие травм: "У нас 28 хоккеистов. Столько травмированных, что даже запасных нет. В Минске ни одного здорового не осталось".

В общем, презеленая тоска родилась от такого комментария. Даже появилась преступная мыслишка: может, нам и не надо ехать на чемпионат мира? Ну, ведь хоть в петлю лезь…

Скажу честно, не понимаю, в чем заключается мотивационный метод ММЗ, поэтому не возьмусь его обосновывать. Впрочем, допущу, что в таком посыпании головы пеплом есть своя сермяжная правда, ибо, как писал болельщик Ларошфуко: "Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно и не больше, чем нужно". Так, что поживем – увидим: может, тренер окажется прав на 101 процент.

Но, признаюсь: как по мне, так Захаров чрезмерно сгустил тучи, хотя ни по одному пункту не слукавил. Действительно, вторые баталии играем хуже первых, о чем говорят и результаты. В Будапеште с трудом на последних минутах одолели хилых венгров, а в Москве и Нюрнберге потерпели два сухих поражения с одинаковым счетом 0:2.

Вбрасывания шайбы, увы, с давнишних времен игровых практик самого Захарова не наш конек, что, разумеется, плохо, ибо приходится постоянно тратить силы в отборе. Голевых моментов долго в субботу не было вовсе, а бригады реализации большинства себя никак не проявили. Индивидуальные ошибки – конечно, случились, и не только у Знахаренко.

Но даже, если и так, то все равно нельзя впадать в уныние. Лучше уж прислушаться к мнению болельщика Уинстона Черчилля: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".

Да и не так уж все неудачно складывалось для белорусов в Нюрнберге! Ноль в атаке – это невезение и помощь немцам каркаса ворот. Оба наших вратаря – Колосов и Тэйлор – молодцы. Юный голкипер показал высокий класс и поразительное хладнокровие в пятницу. Североамериканский белорус вначале насторожил, быстро пропустив шайбу в ближний угол, но затем и Дэни взял себя в руки. Не зря снискал признание лучшего в субботнем составе белорусов.

Так что вратарская бригада на ЧМ, считайте, определена – Шостак, Колосов, Тэйлор. А кто из них получит статус "номер раз", пускай решится в честной конкуренции. Тренерам главное не ошибиться в определении фаворита.

Теперь защитники. Лисовец, Еременко, Хенкель вернулись к игровой практике после перерыва (у первых двух он очень затянулся!), и для премьерного показа смотрелись недурственно. Больше претензий у меня к самой опытной паре Антонов – Коробов. Однако хочется верить, что сумеет оклематься от травмы Шинкевич. Да и Бэйлен вскоре окажется в национальной дружине, о чем, правда, сообщил не тренерский штаб ММЗ, а супруга Ника.

Но в любом случае защитник-плеймейкер в пути, и для наигрыша бригады большинства есть почти две недели тренировочного цикла, плюс спарринги с Казахстаном 13 и 15 мая. Зато после Нюрнберга совершенно понятно, что вариант с Фальковским на синей линии, как бы он не соблазнял каждого наставника в силу несравненных талантов Степана, совершенно не проходной.

Объяснить это непросто, хотя я попробую, используя шахматные аналогии. В игре на черно-белых полях иногда имеет место быть, якобы парадокс: человек прекрасно "рубящий флаг" в пятиминутном блице совершенно беспомощен при десятиминутном контроле. Вроде действительно нелепость. Ан, нет! При пяти минутах идет игра на инстинкте, "верхнем чутье". При большем количестве времени на часах создается иллюзия, что можно, как следует пораскинуть мозгами, что и выходит боком.

Тоже и с игрой на синей линии Фальковского. Степан хорош, когда принимает мгновенные решения. Но в большинстве ему постоянно мешает ложное ощущение: дескать, можно подумать. Отсюда замедления розыгрыша шайбы, обрезки и беды собственным воротам.

Захаров это тоже начинает признавать. Ведь не зря в субботу первым на лед в большинстве уже выходил Лисовец. Хотя понятно, что эта роль все равно отойдет Бэйлену, которому в данной ипостаси фактически нет альтернативы.

5111
Теги:
хоккей, Германия, Сборная Беларуси по хоккею
Вячеслав Иноземцев и его Пластический театр ИнЖест

Театр пластической клоунады: уникальный "ИнЖест" отметит 40-летие

264
(обновлено 21:45 08.05.2021)
Через непонимание, улюлюкание и "Конгресс дураков" с печатью на лбу Слава Иноземцев пришел к славе.

Белорусский студент создал театр-студию, сделал открытие, не зная, что погрузился в область японской культуры. Сегодня он значится в Википедии как представитель 4-го поколения эволюции уникального танца европейского уровня.

Вячеславу Иноземцеву 60 лет, а театру "ИнЖест" 18 мая исполняется 40. В честь этих двух дат во Дворце культуры железнодорожников пройдут юбилейные спектакли. На 27 мая еще есть билеты.

Побритые наголо головы, белый грим, обнаженные тела, нарочито замедленные движения в обрамлении тягучей музыки. Они удивляют знатоков неукрощенной творческой энергией на протяжении всего вечера и этим завоевали Западную Европу не меньше, чем знаменитые "Лицедеи".

Начало

В восьмидесятых я пару лет преподавала в Институте культуры историю мирового театра. На лекциях было скучновато. Ни вопросов, ни споров. Студенты дисциплинированные и безучастные. Кто-то мне посоветовал посмотреть на них в вечернее время, когда в освободившихся аудиториях некоторые самые активные занимались чем-то для души. Тогда это было можно. Пошла и не пожалела. Сразу же обратила внимание на студента Вячеслава Иноземцева. Вокруг него кучковалось много разного народа. Они вытворяли что-то абсолютно новое и непонятное. Назвать это пантомимой было невозможно. Это было какое-то явление, неприкаянно снующее по горизонтали и вертикали.

Мы, преподаватели, жаждали точных определений. Например, есть театр драматурга, театр актера, театр режиссера, художника и прочее. Иноземцев предлагал театр тела, но далекий от балета или цирка. Много обнаженного тела. Движения странные и очень замедленные. Лица отрешенные. Что-то вызывало отторжение, но что-то притягивало.

Мы познакомились. Через год я услышала о театре-студии "Жест", который организовал и продвигал Иноземцев. Показывались первые спектакли. К сожалению, всерьез к ним никто не относился, больно уж мудрено работали ребята. Люди непосвященные, простые зрители, шутили:

— После литра пива смотреть можно.

Зрители, более продвинутые, стали угадывать:

— Это как ребенок в песочнице. Копается — смысла никакого нет, а в голове у него, наверняка, кипит фантазия.

Институт культуры взял его под свое крыло, предложил к названию театра прибавить две буквы фамилии основателя. Получилось "ИнЖест". Специалисты стали объяснять, что это пластические притчи по мотивам сюжетов традиционного китайского театра с приемами боевых искусств и соц-арта, буффонада-пародия на турниры кунг-фу, фарсы и шоу. При этом театр оставался не цирковым, не эстрадным, а драматическим, потому что студенты учились не движению и танцу, искусствам выразительным и безмолвным, они учились драме, страдали и переживали, произнося тексты.

Самое простое было бы сравнить этот театр с "Лицедеями", но он никого не копировал, ничьих традиций не продолжал. Он нащупывал свой стиль самостоятельно. И он был рассчитан на подготовленного зрителя, а именно — попытаться ввести тело в конфликт с пространством. Иноземцев любил все смешивать — пантомиму, итальянский стиль дель арте, театр абсурда.

В СССР первыми заметили новый коллектив знаменитые "Лицедеи" и пригласили приехать в Ленинград на "Конгресс дураков". Инжестовцы сделали спектакль "Веселая душа". Пятнадцать человек коллектива ехали с большой неуверенностью в том, может ли понравиться то, что они делают. Перенасыщенная зрелищами ленинградская публика покидала зал с некоторым недоумением: "Неужели в Минске такое возможно…" Удивлялись, давали советы, а организаторы наклеили всеми пятнадцати артистам на лоб печати "Конгресс дураков". Смывать не хотелось. Так и доехали до Минска. Бедные, но счастливые.

Дома их ждала радость. Самодеятельный коллектив получил какой-никакой статус. Их пригрел, дал зарплату и площадку для работы завод "Интеграл". "ИнЖест" и сегодня считает его своим домом и очень благодарен руководству завода.

Похоже на "буто"

В 1990 году побывали на гастролях в Германии. Посетили 15 городов. С успехом играли на сценах театров и на улице. Через год гастроли повторились уже в Берлине и в Баварии. Немецкая пресса восторженно писала: "Совмещение виртуозной акробатики и пантомимы, танца и импровизации делают их спектакли очень подвижными и динамичными. В постановках они используют все наиболее яркие эффекты — музыку, свет, оформление. Это позволяет расставить дополнительные акценты в игре актеров".

Благодаря щедрости немецких продюсеров актеры получили небольшую передышку, чтобы в Минске какое-то время не думать о заработках. Но теперь у театра появилась возможность расширить свой репертуар и… встать на ходули. Дело в том, что в зарубежном формате очень популярны уличные театры. В Европе фестивали open air или outdoor проводятся в каждом городе. На них выделяется большой бюджет. Наши ребятишки со специальностью "культпросветработник" стали покорять Европу, не слишком понимая, какой у них театр.

Когда "ИнЖест" впервые гастролировал в Швейцарии, им там сказали: "О, как интересно, это у вас танец буто, да?" Слава только теперь признается: тогда пожимал плечами вместе со своими артистами… Откуда им было знать, что это такое? А играть, заметьте, играли. Пройдет время пока Иноземцев начнет изучать этот вид искусства. И он изучил его в совершенстве. Сначала по видеоматериалам, которые дали немецкие коллеги. И только в 1995 году Иноземцев впервые встретился с живыми носителями буто.

"Буто" — японское слово, обозначающее жанр тамошней культурной жизни, где профессиональная подготовка актера совмещается с элементами дзен-буддизма. Дословно "буто" — топчущийся танец, пластическое выражение того, как человек идет по жизни.

Знаете ли вы, что такое "топчущийся танец"? Если не бывали в Японии, вряд ли. У них это слово "буто" очень даже популярно. Кажется, что потоптаться каждый может. Что тут удивительного?! Постоял, покривлялся под странные, давящие голову звуки. Если пришел это посмотреть, нацелившись на развлечение, быстро соскучишься и уйдешь. Они там, в Японии, что этим танцем хотят сказать?

Эти мудрые восточные люди вложили в слово "буто" очень даже серьезный смысл. Это такой образ искусства, когда без слов, только пластикой можно рассказать о человеке, который находится в пограничной области сознательного и бессознательного, жизни и смерти. Как вы можете понять, искусство полной импровизации.

Сегодня "ИнЖест" существует в двух форматах: в помещении и на улице. Основной площадкой театра стали чужие праздники, фестивали, куда их приглашают для развлечения почтенной публики на улице и площадях.

Без билетов, для всех желающих

Был в Минске выходной день без автомобиля. Иноземцев со своими артистами удивлял публику на углу улиц Маркса и Ленина, в том месте, где постоянно возникали транспортные пробки. Движение было перекрыто, прохожие останавливались, несмотря не некоторое количество дыма и огня, наблюдая за клоунами на ходулях.

Есть у них красивый костюмный спектакль в стиле барокко. Тоже на ходулях и со сложными механизмами. Обычно они приезжали с ним в Брест и Могилев на театральные фестивали "Белая вежа" и "Март-контакт". Называется "Золотой век".

Он всю жизнь играет неправильно. Без слов. Без сцены. Без денег. Зато всегда со зрителями. Говорит телом. Запятые расставляет мимикой. Ему нужна площадь и улица. Если появятся деньги, вложит их в очередную постановку.

Объясняя особенности своего театра, Иноземцев говорит:

— Общество живет мерками классической эстетики XVII—XVIII веков с четким противопоставлением: верхняя часть — хорошо, нижняя — плохо. Классика всегда была и будет, но всегда была и будет гротесковая эстетика (традиции скоморохов). Мы считаем себя театром пластического гротеска. Иногда клоунады — так понятнее. С элементами танца и акробатики.

Они продолжают жить, как и все студийцы. Сами оформляют сцену и зал, переставляют декорации, шьют костюмы, налаживают свет и звук. При этом игровое и образное пространство их спектаклей постоянно меняется в процессе импровизации.

И по-прежнему главной проблемой работы театра остается поиск помещений для выступлений.

Не всякий государственный театр пустит к себе неизвестных экспериментаторов с их непроверенной продукцией. Однако артисты и режиссеры сейчас довольно свободно странствуют от театра к театру и ищут интересную работу, которой часто лишены в своих коллективах.

Оригинальный стиль спектаклей Иноземцева способен понять не каждый артист и не каждый зритель. Он ищет своих исполнителей по принципу увлеченности, преданности искусству, готовности работать много и иногда без денег. Таких энтузиастов сегодня немного, но команда у Иноземцева надежная. Она не боится трудностей и сложных номеров, где легко получить травму. Здесь искусство тесно сотрудничает со спортом.

То ли от безысходности, то ли из очередного желания экспериментировать, Иноземцев стал присматриваться к запущенным или заброшенным заводским цехам. В промышленной зоне улицы Октябрьской он показал уникальный спектакль, где соединил свой уличный театр с драмой и пластикой. Эту работу Иноземцев назвал "Генезис, или Происхождение видов".

Генезис — звучит по-научному и может спугнуть прокатную судьбу спектакля. А может заинтересовать необычностью. По сути, это то самое происхождение всего на земле, с момента зарождения и развития до сегодняшнего дня. Сценарий Иноземцев придумал сам, приподняв житейские проблемы до уровня философского осмысления. Использовал генетическую информацию, полученную от предков. Традиционную, почти библейскую, основанную на изменчивости всяких организмов. Это диспут со зрителями, что есть вообще жизнь человека, его путь от рождения до смерти. С хорошим юмором и иронией режиссер предлагает подумать: человек произошел от обезьяны или наоборот — обезьяна от человека.

В сменяющих друг друга пластических композициях задействован балочный кран под потолком, бочки из-под горючих материалов, передвижные металлические установки, бензопила и множество предметов обычного заводского цеха. Артисты свято соблюдают правила техники безопасности, используют защитную одежду, перчатки. Обнаженное тело тем не менее присутствует, изящно обернутое прозрачным целлофаном.

Непонятные существа в глухой одежде, на ходулях с помощью цепей передвигают балочный кран. Освобождаются от одежды. Оказываются мужчиной и женщиной, переплетаются цепями и телами, цепляясь за металлическую корзину под потолком. Потом из нее показывается длинный хвост и как из птичьего яйца вылупливается маленькая обезьянка. Она пройдет цирковую дрессировку, потеряет хвост, сама станет заниматься дрессурой и командовать безликими существами. Медитативная музыка сменится классической из Вагнера.

Огромная многоэтажная конструкция то ли с богами в античных костюмах, то ли с ангелами двинется по пространству цеха, меняя события и человеческие судьбы. Потом некоторые исполнители окажутся на верху сохранившейся в пространстве завода башне и продолжат развивать излюбленную тему: все живое на земле тянется друг к другу, жаждет тепла и взаимопонимания. Даже плетка циркового дрессировщика не способна остановить желание двигаться и меняться.

Пусть этот уникальный театр живет долго.

264
Теги:
Вячеслав Иноземцев, Пластический театр "ИнЖест"
Гомельский областной суд

Дело Тихановного и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд

0
(обновлено 11:27 12.05.2021)
По данному уголовному делу, которое составляет более 170 томов, в качестве потерпевшей проходит Глава ЦИК Беларуси Лидия Ермошина.

МИНСК, 12 мая – Sputnik. Уголовное дело в отношении блогера Сергея Тихановского и еще пяти обвиняемых будет рассматривать коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда, сообщил адвокат обвиняемого Виктор Мацкевич.

На минувшей неделе Генеральная прокуратура Беларуси направила в Верховный суд дело Тихановского для определения подсудности.

"Заместитель председателя Верховного суда определил, что по первой инстанции данного уголовное дело будет рассматривать Гомельский областной суд", - сообщил Sputnik в среду адвокат Мацкевич.

"Согласно материалам дела, Сергей Тихановский, Николай Статкевич а также привлеченные ими Саков А.Н., Попов Д.Ю., Лосик И.А., Цыганович В.В. и другие граждане с июня 2019 года планировали организацию массовых беспорядков на территории страны в период подготовки и проведения выборов президента Беларуси в 2020 году", - сообщили в Генеральной прокуратуре.

Как отметили в Генпрокуратуре, Тихановский 27 мая 2020 года в Могилеве в целях воспрепятствования работе Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов во время видеотрансляции при участии Сакова и Попова высказал как призыв к действию угрозы в адрес председателя ЦИК Лидии Ермошиной. Она была признана потерпевшей и ходила давать показания в СК.

Материалы уголовного дела составляют более 170 томов, дата начала судебного процесса еще не назначена.

Дело Тихановского

Сергей Тихановский был задержан вечером 29 мая на Советской площади в Гродно. В этот вечер здесь проходил сбор подписей в поддержку претендента в кандидаты в президенты Светланы Тихановской, блогер приехал на пикет как руководитель инициативной группы своей супруги.

Произошел инцидент, в результате которого упал один из сотрудников милиции. После этого был задержан Тихановский и еще девять человек. Часть из них позже отпустили, остальные стали фигурантами уголовного дела и до суда находились под стражей. В материалах уголовного дела фигурируют также и 900 тысяч долларов, которые были найдены оперативниками в доме Тихановского.

Читайте также: 

0
Теги:
Николай Статкевич, Сергей Тихановский, Гомельская область