Митрополит Филарет рядом с румынско-афонской иконой Богородицы

Неслучайные случайности к патриаршему визиту

1100
(обновлено 13:50 11.10.2018)
Об удивительных и многозначительных совпадениях далекой и актуальной истории перед началом визита Патриарха Кирилла в Минск рассказывает колумнист Sputnik Андрей Петрашкевич.

Первое в истории заседание в белорусской столице Священного Синода РПЦ во главе с Патриархом должно пройти под сенью иконы. Вот об этой иконе я и расскажу.

Ее неоднократно видели все, кто в теме: и на фотоленте событий из жизни Минского епархиального управления, и воочию, когда бывали в зале заседаний на Освобождения, 10. Большой образ Божией Матери, иконографический тип — Одигитрия; на Афоне ее называют "Вратарница", потому что она стоит при вратах тамошнего Иверского монастыря. Иверская Богоматерь — покровительница Москвы.

Здесь я должен публично покаяться: несколько раз митрополит Филарет поручал мне записать на бумаге "раскопанную" мною историю этого образа, который мы называли "синодальным" по местоположению в зале заседаний Синода Белорусской Православной Церкви. И всякий раз я не исполнял просьбу, не отдавая себе отчета о причинах. Простите, Владыка: вот, записываю, все взвесив и холодно рассудив во благовремение.

Летом 1997 года я привел к Вам Андрея, доброго человека, который по случаю своего венчания с возлюбленной супругой Еленой пожелал передать в дар Церкви икону Богородицы. Икона была в прекрасном состоянии и нуждалась лишь в небольшом реставрационном укреплении левкасного слоя с последующими минимальными тонировками. Он затруднялся с выбором, куда конкретно определить этот воистину бесценный дар, и мы решили, что Вам будет виднее.

Реставраторы Анатолий Дунчик и Сергей Чистик укрепляют икону
© Photo : Андрей Петрашкевич
Реставраторы Анатолий Дунчик и Сергей Чистик укрепляют икону

Вместе с образом Богородицы пришло устное свидетельство, что он неким образом связан с царским домом Романовых, с семьей Николая II. Так оно и оказалось.

На обратной стороне кипарисовой доски содержится надпись по-русски о том, что это — Румынско-Афонская (или Молдавско-Афонская) икона Божией Матери, которая создана в 1908 году в Русском Пантелеимоновом монастыре Святой горы Афон. Надо заметить, что списки с чудотворных икон весьма часто включают в себя изображения приношений и пожертвований от тех, кто получил просимое после молитв у святыни. На этой иконе центральное место в ряду запечатленных пожертвований занимают золотые и серебряные монеты с портретами румынского и российского монархов. Так было сделано для того, чтобы подчеркнуть благоволение Божией Матери к российско-румынским династическим и историческим связям.

Основная и единственная версия утверждает, что эта икона была заказана царской семьей для возможной помолвки великой княжны Ольги Николаевны Романовой с румынским принцем Карлом (будущим монархом Каролем II). В случае последующего венчания Ольга Николаевна при отбытии из России в Румынию должна была принять с этой иконой церковное и родительское благословение.

На иконе среди пожертвований изображены монеты с изображением российского монарха Николая II...
© Photo : Андрей Петрашкевич
На иконе среди пожертвований изображены монеты с изображением российского монарха Николая II...

К практическому обсуждению возможного династического брака оба царствующих дома приступили в первой половине 1914 года, когда Ольге Николаевне было восемнадцать лет. Но перспективы династических браков царствовавшие европейские дома начинали рассматривать по достижении Высочайшими невестами 12-летнего возраста. Именно столько было царевне Ольге, когда на Афоне русским монахам-иконописцам был заказан этот образ с указанием особых деталей извода.

Предпосылки к такому браку были вполне серьезные. Имеется достаточное количество свидетельств об активности политических и родственных связей Русской и Румынской монархий в тот период. Перед началом русско-турецкой войны 1877–1878 годов Румыния предоставила российским войскам право перехода по территории страны к Турции, а царь в свою очередь гарантировал неприкосновенность румынских границ.

22 мая 1877 года король Кароль I объявил Румынию независимым государством, а в середине августа принял командование над объединенными румыно-российскими войсками под Плевной. Александр II наградил его за штурм этого города орденом святого Андрея Первозванного, а незадолго до кончины этого монарха, в сентябре 1912 года, Николай II предложил ему звание генерал-фельдмаршала русской армии.

Монеты с изображением румынского монарха на иконе
© Photo : Андрей Петрашкевич
...и румыского короля Кароля I

На лицевой стороне Румынско-Молдавской Афонской иконы Пресвятой Богородицы церковнославянской кириллицей нанесено надписание: "Икона Мличеи Домнулуи, Продромита де да сфеи тул мунте Афон … (последнее слово неразборчиво)". Переводится так: "Икона Божией Матери, Предшественницы Святых горы Афон". Учитывая угадываемую по остаткам букв грамматическую форму несохранившегося слова, возможен такой вариант перевода: "Икона Божией Матери, Предшественницы Святых, на горе Афон [подвизающихся]". "Продромита" может означать также "Предтеча" и "Предводительница", как утверждает греко-русский словарь А. А. Вейсмана.

Большая императорская корона, кадр из фильма А. Учителя Матильда
© Sputnik / Алексей Даничев

14 июня 1914 года императорская яхта "Штандарт" доставила царскую семью в порт Констанца. Наставник царевича Алексея Пьер Жильяр уделяет достаточно внимания этой поездке в своей книге "Император Николай II и его семья". Я же процитирую только маленький фрагмент повествования, который иллюстрирует настроение и намерения царевны Ольги:

"— Ну, так вот! Если я этого не захочу, этого не будет. Папа мне обещал не принуждать меня… а я не хочу покидать Россию.

— Но Вы будете иметь возможность возвращаться сюда всегда, когда Вам это будет угодно.

— Несмотря на все, я буду чужой в моей стране, а я русская и хочу остаться русской!

… Предположение о сватовстве было оставлено или, по крайней мере, отложено на неопределенное время. Ольга Николаевна настояла на своем. Кто мог предвидеть тогда, что свадьба могла спасти ее от ожидавшей ее ужасной участи…"

Памятник царской семье в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре
© Photo : Андрей Петрашкевич
Памятник царской семье в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Через полтора месяца началась Первая мировая война.

Вот такая история.

Если заседание Синода РПЦ состоится именно в Минском епархиальном управлении, к которому сегодня из-за строительных площадок приходится мучительно пробираться узенькими переулками, забитыми автотранспортом, то их ждет неожиданная и весьма символическая встреча с исторической святыней. Богородица и страстотерпцы будут вновь внимательно слушать слова и мысли всех и каждого. Это важно, потому что 14 сентября 2010 года, когда всероссийские летние пожары уже были полностью ликвидированы, в монастыре Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме дотла сгорел главных храм в честь Державной иконы Божией Матери. Право же, нужно быть очень осторожными…

А еще на Покров Пресвятой Богородицы празднуется память Собора Молдавских святых. Какие знаменательные совпадения и неслучайные случайности!

1100
Теги:
Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев), Митрополит Филарет
Дизельная подводная лодка класса Варшавянка

Ныряющий BOSS: в РФ разработали бюджетную субмарину

698
(обновлено 17:30 13.04.2021)
Технологический уровень судостроения в РФ позволяет нестандартно подходить к конструкторским решениям. Патрульный "Страж" с функциями надводного корабля и субмарины способен удивить специалистов. О корабле рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" представило проект погружаемого патрульного корабля "Страж", сочетающего достоинства субмарины и надводного корабля. Новинка будет экспортироваться под названием BOSS (Border and Offshore Submersible Sentry).

Относительно небольшие цена и размеры, выдающиеся технические характеристики, традиционно высокая надежность, возможность размещения на борту широкого спектра ракетно-торпедного вооружения (или научного оборудования) делает BOSS привлекательным для многих стран с небольшим оборонным бюджетом.

КБ "Рубин" – один из мировых лидеров в проектировании субмарин и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения со 120-летним опытом создания подводных кораблей и аппаратов различных классов (включая гражданскую технику).

Внешне BOSS напоминает дизель-электрическую субмарину проекта 613 – конструктивно успешную, одну из самых массовых и продаваемых в мире (тоже разработка "Рубина"). Погружаемый корабль имеет схожие технические характеристики: длина 60-70 метров в зависимости от комплектации, водоизмещение около 1000 тонн, экипаж 42 человека. Может оснащаться управляемыми ракетами, торпедами, беспилотными летательными аппаратами, артиллерийскими установками и маломерными скоростными плавсредствами для досмотровых групп. При выборе оружейных систем, приборов и оборудования специалисты КБ "Рубин" ориентировались на проверенные, серийные образцы современных субмарин, надводных кораблей и самолетов.

Вероятными целями нового патрульного "наутилуса" в подводном и надводном положениях могут стать боевые корабли и береговые объекты высокотехнологичного противника, а также менее оснащенные пираты, контрабандисты, браконьеры. Корабль может эффективно использоваться и в качестве разведывательного или научно-исследовательского.

Головная боль НАТО

Для понимания спектра возможностей и задач нового корабля необходимо вернуться к проекту 613 (по классификации НАТО – "Whiskey"). Субмарина с простотой и надежностью винтовки-трехлинейки имела водоизмещение 1347 тонн, длину 76 метров, ширину 6,6 метра и могла двигаться со скоростью до 18,5 узлов, на глубинах до 200 метров. Максимальная дальность в надводном положении – 8500 миль (более 15 тысяч км). Основное вооружение: шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (четыре носовых и два кормовых), причем торпеды могли оснащаться и ядерными боевыми частями (боекомплект – 12 торпед или 22 мины). Автономность – 30 суток. Экипаж – 52 человека.

Проект 613 разрабатывался как торпедный, и все же было построено шесть модифицированных субмарин с ракетным вооружением – за ограждением рубки в двух прочных контейнерах находились крылатые ракеты П-5 дальностью около 300 км (для стрельбы из надводного положения по береговым целям).

В серийном строительстве 613-х широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Советский флот получал по одной новой субмарине в пять дней. За семь лет (1950 – 1957) было построено 215 дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения, которые могли одинаково эффективно наносить торпедные удары, вести разведку, решать задачи минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника. О живучести проекта говорит тот факт, что 613-е служили до конца существования Советского Союза, то есть почти 40 лет (на Черноморском флоте в 1990 году в строю оставалось 18 ходовых субмарин).

Многоцелевые подводные лодки проекта 613 массово поставлялись за рубеж (около 40 единиц) – военно-морским силам Болгарии, Кубы, Индонезии, Египта, Сирии, КНДР, Польши. Китаю передали техническую документацию, и более 20 субмарин было построено на заводах в Шанхае и Ханькоу.

Разумеется, новый погружной патрульный корабль унаследовал главные качества 613 проекта – прочность, надежность и эффективность. В остальном BOSS – высокотехнологичное детище XXI века, с качественно новыми, более могущественными вооружением, средствами связи, навигации и гидроакустики.

Потенциал

Классическое боевое патрулирование на море – это длительное маневрирование надводных кораблей и подводных лодок в заданном районе, в постоянной готовности к выходу на боевые позиции и нанесению ударов по кораблям или наземным объектам противника. Имеется дипломатическое выражение "демонстрация флага", но сути происходящего это не меняет, патрульный корабль вдали от родных берегов всегда выполняет боевую задачу в постоянной готовности к ракетному, артиллерийскому или торпедному удару. Именно поэтому РФ жестко реагирует на появление американских эсминцев вблизи своих берегов в Черном, Беринговом или Японском морях.

В российском ВМФ до недавнего времени патрулированием акваторий занимались сторожевые корабли (СКР), в военно-морских силах НАТО – эскортные эсминцы, фрегаты, корветы и корабли прибрежной зоны. Сложно поставить знак равенства между традиционными надводными кораблями и ныряющим BOSS (для него придется дописывать тактику боевого применения). Особенности эксплуатации нового корабля позволяют утверждать, что в КБ "Рубин" создали гибридную субмарину.

Боевое патрулирование в подводном положении позволяет скрытно наблюдать за противником, нарушителями границы или контрабандистами, обеспечивает внезапность удара или реагирования на угрозы. На глубине проще оторваться от превосходящих сил противника, и там никакой шторм не страшен. Надводные характеристики – бонус для экипажа, который может в походе дышать свежим морским воздухом, а не продуктом регенерации (как на классических подводных лодках). Возможности научного изучения шельфа у ныряющего патрульного корабля выше, чем у аналогичного надводного. Кроме того, BOSS может служить относительно недорогим учебным "классом" для подготовки экипажей и береговой инфраструктуры – с прицелом на развитие отдельными странами национальных подводных сил, приобретение опыта и "полноформатных" субмарин.

698
Теги:
вооружения, Россия
Актриса Валерия Арланова

Красавица, умница, исключение из правил. Актриса Валерия Арланова

717
(обновлено 14:43 13.04.2021)
Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая. Об актрисе Валерии Арлановой пишет театральный критик Татьяна Орлова.

Захотелось написать об актрисе театра и кино Валерии Арлановой, которая в апреле отметила круглый юбилей. Перечитав все доступные в интернете материалы о ней, поняла, что творческая и личная жизнь обстоятельно раскрыты. А повторяться не хочется. Она честна и самокритична в своих интервью, однако меня не оставляет ощущение, что мы, журналисты, выспрашивая, все же пропустили очень многое.

Арланова ведет закрытую тихую жизнь и умело прячет свое истинное "я". В этом убедилась, когда довелось встретиться с ней при особых обстоятельствах. В ожидании приема у экстрасенса. У каждого из нас случаются в жизни минуты, когда катастрофически не хватает уверенности и оптимизма, чтобы продолжать жить дальше в привычном ритме. И близкий круг не может тебе помочь. Можно с легким юмором относиться к предсказателям, но среди них находятся очень интересные и умные психологи.

Вот на такого вывели меня, и случайно узнала, что Валерия Юрьевна уже давно пользуется его услугами. Зная друг друга шапочно, будучи всего лишь знакомы, мы с Арлановой разговорились так откровенно, что прозевали свою очередь на прием. С трудом расстались, обменявшись номерами телефонов.

Поисковик выдает на запрос "Арланова" в основном информацию о ней как об актрисе кино. Перечисляются 55 фильмов с ее участием, хотя на самом деле киноработ почти сотня.

Валерия Арланова в фильме Соблазн
Валерия Арланова в фильме "Соблазн"

Театральное творчество намного скромнее. Оно неотделимо от Театра-студии киноактера, от работы с режиссером и мужем Александром Ефремовым.

Интересно, что же остается, как говорится, за кадром, в невидимой сфере ежедневного бытия.

Поиски и разочарования

У людей театра существует такое предубеждение: если актриса очень красивая, ей необязательно быть талантливой. Пусть на сцене даже ничего не говорит. Только походит. Успех обеспечен.

Случаются исключения из правил. Валерия Арланова это доказывает.

Актер исполняет роль. Он лицедей. На сцене он соединяет судьбу героя и свою собственную. Окунувшись в этот водоворот поступков и чувств, он работает собственной шкурой и чувствами. Надо полюбить своего героя, а как это сделать, если тот негодяй? У любого актера может возникнуть чувство уныния и депрессия. Счастье, когда в творческой биографии возникнет персонаж, абсолютно совпадающий с тобой по душевным свойствам. Героиня, которую не надо играть, а просто быть на сцене самой собой. Думаю, что Арлановой эти мысли очень близки, потому и ответы на вопросы приходится искать не только в своем окружении, а в сфере запредельного.

Валерия признается, что ей малоинтересны принцессы и лирические героини (таких ролей было достаточно). Ей интересны люди не нашего времени. Очевидно, поэтому она так любит классику.  Здесь не грех вспомнить ее главные сценические удачи. Элиза Дулиттл в "Пигмалионе". Спектакль идет почти 20 лет. Мона из "Безымянной звезды", Эмилия Марти в "Средстве Макропулоса", Глафира в "Волках и овцах".

Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле Волки и овцы
Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле "Волки и овцы"

Между прочим, в первых трех классических произведениях мирового репертуара играли такие российские звезды как Алена Бабенко, Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко. Все это неоднократно появлялось в кино и театре. Можно было бы легко многое скопировать. Валерия Арланова категорически ничего не делала точь-в-точь.

Есть популярный спектакль о животных, похожих на людей — "Очень простая история". Тонкая красавица Арланова с удовольствием играет Свинью, обнаруживая в ней все оттенки внутренней человеческой сущности.

Никогда не забывала Валерия свои короткие встречи на сцене Купаловского театра с легендарной Стефанией Станютой. Если бы появилась пьеса о ее очень интересной жизни, вероятно, актриса попыталась бы попробовать сыграть на сцене.

Кинематографическая биография Арлановой связана исключительно с современной жизнью. Среди людей самых разных профессий и взглядов на жизнь ей стали попадаться дамы с очень плохим характером, алкоголички. Можно было бы выбирать и отказываться. Но до поры такие предложения только раззадоривали. Почему бы не заглянуть внутрь таких особ?!

Арлановой захотелось выйти из зоны комфорта. Прикоснуться к пограничному состоянию людей, которые ей непонятны и даже противны. Актриса училась трудному мастерству: плакать без слез и кричать без крика. Это высший пилотаж, и не все ей удавалось.

Как критик я долго "пропитывалась" Валерией Арлановой, чтобы лучше ее понять. Прима театра. Очень благополучная актриса. Муж — известный кино- и театральный режиссер. Зачем постоянно копаться в себе? Может быть, потому что в юности хотела стать психологом? Откуда минуты опустошенности, которые переживала во время учебы в Академии искусств? Почему ей сейчас совсем не хочется сниматься в кино? Говорит, что исчезла магия киноискусства.

При всем при этом, как утверждает любящий муж Ефремов, она очень романтичная особа. А недовольство собой, возможно, оттого, что по гороскопу Овен.

Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов
Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов

Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая, она принципиально не делает ничего, что принято делать для сохранения красоты. Не сидит на диете, не прибегает к помощи косметологов, не ходит в спортзал, не бегает по магазинам в поисках модных вещей. Много лет просто для себя ходит танцевать, хотя с юности мечтала о цирке и легко садилась на шпагат. Наверное, все-таки нужен незаурядный характер, чтобы держать себя в тонусе.

Она всерьез может рассуждать о чуде театра, "чтобы сердце радовалось", о "полной гибели всерьез", о том, что составляет суть актерской профессии.

Сегодня она увлечена выращиванием цветов и умеет слушать тишину. Ей хочется, чтобы в знак уважения перед ней снимали шляпу, а не наушники.

Она знает слова Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво. Но это поднимает ввысь!" Уверена, что из своей жизни она не зачеркнула бы ни слова.

717
Теги:
Театр-студия киноактера, Беларусь, актриса
Несвижский дворцово-парковый комплекс

Новые реалии выживания туризма в Беларуси

0
В четверг, 15 апреля, в 11:00 в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь пройдет онлайн-пресс-конференция, посвященная внедрению новых туристических продуктов как фактора выживания отрасли в условиях пандемии.

В условиях новой реальности работы туристического бизнеса в условиях мировой пандемии стал очевиден рост интереса к внутреннему турпродукту, особенно в семейном сегменте. Несмотря на все сложности, его качество и разнообразие динамично повышаются. Туристические компании стали концентрировать усилия на разработке новых программ, комбинировать идеи классического курортного отдыха и оздоровления с экскурсионными и образовательными элементами. Предлагаем разобраться в трендах летнего туристического сезона 2021 на примере Беларуси и России.

Участники пресс-конференции:

  • заместитель директора по туризму РУП "Центркурорт" Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО;
  • кандидат исторических наук, заместитель председателя правления Республиканского союза туристической индустрии Дмитрий МОРОЗОВ;
  • кандидат исторических наук, доцент, эксперт проекта "Семейный клуб активного и образовательного отдыха" Дмитрий СКВОРЧЕВСКИЙ;
  • и.о. начальника отдела реализации, приема и размещения РГЦ "Силичи" Кристина ФИЛАТОВА;
  • представитель Российского союза туриндустрии, руководитель проектного офиса по детскому туризму ЦФО РФ Ирина МАШТАКОВА.

Приглашаем представителей СМИ принять участие в онлайн-встрече, трансляция которой пройдет в четверг, 15 апреля, в 11:00 на сайте информационного агентства и радио Sputnik Беларусь.

Свои вопросы вы можете прислать:

p.antonov@sputniknews.com,

тел +375 (29) 550 06 31 (Telegram), + 375 29 676 02 59 (Viber и WhatsApp). 

Павел Антонов

Отправьте заявку на p.antonov@sputniknews.com для подписки на e-mail рассылку анонсов мультимедийного пресс-центра Sputnik Беларусь.

0
Теги:
Мультимедийный пресс-центр Sputnik Беларусь, туризм, Беларусь