Памятный конверт в честь 15-летия ОДКБ

Борьба за пост генсека ОДКБ: обмен репликами на грани фола

363
Несмотря на острую дискуссию в верхах, Армения и Беларусь не конкуренты, а союзники, убежден колумнист Sputnik Сергей Маркедонов.

В канун неформального саммита ОДКБ в Санкт-Петербурге борьба за пост генсека этой интеграционной структуры перешла в публичное пространство с участием первых лиц Армении и Беларуси. Причем и Пашинян, и Лукашенко, и представители дипломатического корпуса двух государств не стремятся к излишней сдержанности. Напротив, они охотно прибегают к жестким оценкам и метафорам на грани фола.

Как получилось, что утверждение в должности чиновника, выполняющего главным образом техническую рутинную работу, стало таким интригующим политическим действом?  Что в этом сиюминутного, вызванного соображениями текущего момента, а какие проблемы носят системный характер и не зависят от особенностей характеров двух национальных лидеров? Разобраться в этом крайне важно, ибо от ответов на поставленные вопросы в конечном итоге зависят не только армяно-белорусские отношения, но и динамика евразийской интеграции.

Спор между союзниками

На первый взгляд, никаких серьезных причин для споров между Минском и Ереваном не существует. Армения и Беларусь являются союзниками. Какие бы проблемы ни возникали ранее между ними, Минск и Ереван входят в одни и те же интеграционные структуры – ОДКБ и Евразийский экономический союз.

Обе страны, оказавшиеся сегодня участницами жесткой публичной полемики, рассматривают отношения с Россией как важный стратегический приоритет. При этом нельзя сказать, что и у Армении, и особенно у Беларуси на этом направлении не имеется проблем. Они были и есть, и время от времени становятся предметом бурных обсуждений как среди политиков, так и среди экспертов. Но в любом случае это не отношения конкурентов или оппонентов. 

Армения и Беларусь не являются соседями. Интересно, что в постсоветском контексте самые сложные отношения выстраиваются именно между соседними странами. Как правило, они зарифмованы с этнополитическими и гражданскими конфликтами, беженцами и неизбежной поддержкой той или иной стороны противостояния. Минск и Ереван в этом плане не имеют негативной повестки дня.

При этом Беларусь является постоянным членом Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию. И хотя этот статус не столь значим, как статус сопредседателя, в плане двусторонних отношений это важный символический капитал. Долгие годы он позволял Еревану воспринимать Минск не просто как страну-союзницу, но и как партнера, готового к участию в урегулировании конфликта, представляющего для безопасности Армении особую важность.

И тем не менее сегодня, несмотря на все эти обстоятельства, две страны – союзницы по ОДКБ нацелены на жесткую конкуренцию друг с другом. Остроты этому добавляют несколько факторов.

Во-первых, в Армении в скором времени предстоят досрочные парламентские выборы, по итогам которых Никол Пашинян может получить такую власть над страной, которая была бы пределом мечтаний для его предшественников. У него высокие рейтинги, которые трудно оспорить даже наиболее радикальным оппонентам врио премьер-министра, а все те силы, которые могут вступить с ним в борьбу, раздроблены и в значительной степени дезориентированы.

Но именно это и создает для Пашиняна серьезные вызовы. Его имя стало ассоциироваться с быстрыми победами, а умелый пиар его команды укрепляет этот имидж, а с ним и завышенные ожидания. "Пришел Никол, ушел Серж", "переговорил Пашинян с Алиевым – на линии соприкосновения стало меньше инцидентов". На фоне снимков с Путиным, Меркель, Макроном фаворит нынешней парламентской гонки кажется демиургом действительности. От него ждут все новых и новых успехов. И тут на пути встает, казалось бы, простой процедурный вопрос. Сколько их в последние месяцы удавалось решить Пашиняну внутри Армении! Избиратель думает, что и на внешнем контуре вопрос о сохранении поста генсека за Ереваном по плечу народному кумиру. И в этой логике отступать ему – крайне сложно.

Во-вторых, выступи Александр Лукашенко исключительно с критикой "казуса Юрия Хачатурова", это не произвело бы особого эффекта. Но после саммита в Астане президент Беларуси публично начал обсуждение этого вопроса (как и роли Армении в ОДКБ в целом) с послом Азербайджана в Минске. И это бы еще полбеды. Но буквально через неделю после этого в белорусскую столицу прибыл с визитом сам лидер Азербайджана Ильхам Алиев.

Оба лидера заявили о позитивной динамике и отсутствии проблем в двусторонних отношениях. При имеющейся асимметрии восприятия ситуации, особенно в странах, переживающих острые этнополитические конфликты, каждое лыко идет в строку. И в итоге сегодня в армянских СМИ наперебой цитируются заявления Лукашенко об Азербайджане как о "дружественной республике" и "стратегическом партнере". В многочисленных же пересказах биографии Станислава Зася, кандидата от Минска на пост генсека ОДКБ, упоминается, что он в 1985 году с отличием окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище. И тот факт, что в то время было единое союзное государство и одна на все 15 республик советская армия, не уберегает от возникновения стереотипов. В военной молодости потенциального генерального секретаря видится едва ли не азербайджанский лоббизм.

Как бы то ни было, но и Лукашенко не привык отступать. Тем более, у него за плечами немалый опыт споров и конфликтов с политиками самого высокого уровня.

Системные проблемы

Впрочем, было бы неверно представлять себе ситуацию в формате "истории о том, как поссорились Александр Григорьевич и Никол Воваевич". У нынешнего спора между Ереваном и Минском есть системные основы.

Прежде всего, уставные документы ОДКБ оказались недостаточно проработаны на предмет таких случаев, когда происходит форс-мажорная смена генсека. Нет четких трактовок по поводу того, должна ли страна сохранять эту позицию за собой при любых обстоятельствах или вместе со своим выдвиженцем должна автоматически терять право на представительство. Такая история могла сложиться не только между Минском и Ереваном, но и между любыми другими членами интеграционной структуры.

В процессе распада СССР вышло так, что постсоветское пространство стало острой соревновательной площадкой. Здесь крайне сложно выстраивать любые объединительные проекты. У Беларуси или Казахстана не будут те же взгляды на Азербайджан, как у Армении, а Минск и Астана не станут смотреть на Киев, Тбилиси или Кишинев глазами Москвы. Просто в силу имеющихся экономических интересов. Так, в ходе встречи с Алиевым Александр Лукашенко заметил, что за "истекший период 2018 года взаимный товарооборот вырос почти в три с половиной раза к аналогичному уровню прошлого года". Вряд ли Минск откажется от этой выгоды даже при самом позитивном восприятии  Еревана.

Для  белорусского лидера вообще привычно "гнуть свою линию" на закавказском направлении. Будучи не просто членом ОДКБ, но и общего с Россией Союзного государства, Минск не пошел на признание Абхазии и Южной Осетии. И по поводу вступления Армении в ЕАЭС у Лукашенко, как и у лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева, были свои возражения.

Но критицизм Лукашенко и Назарбаева накануне неформального саммита ОДКБ в Северной столице во многом порожден не личностным отношением к Пашиняну, а опасениями по поводу территориальной целостности собственных стран. Отсюда и подозрительность в отношении к постсоветской истории Нагорного Карабаха. Как говорится, ничего личного.

По словам военного эксперта Леонида Нерсисяна, "в ОДКБ у всех государств есть вертикальные двухсторонние связи с Россией, а вот горизонтальных друг с другом – нет". Трудно подыскать лучшее определение! В этой связи для Москвы крайне важно  помочь и Еревану, и Минску в поиске компромиссных вариантов. Тем паче, что обе спорящие стороны будут явно или латентно апеллировать к ней.

Однако, что бы ни сделал в этой ситуации Кремль, очевидно и другое. Без общей солидарной воли к выстраиванию упомянутых выше горизонтальных связей серьезной интеграционной работы не получится. Разве что поддержка нынешнего статус-кво с постоянными риторическими вопросами об эффективности Организации. Но если таковая хочет стать противовесом для устремлений НАТО и занять свое место на международной арене, от решения этих непростых вопросов никуда не уйти.

363
Темы:
Борьба за пост генсека ОДКБ (24)

Фура на границе

Отгородиться от соседей. Зачем Лукашенко закрывает Беларусь

2244
(обновлено 16:24 20.09.2020)
Беларусь опасается вмешательства Польши, Литвы и Украины во внутренние дела и потому усиливает охрану границ.

Для укрепления рубежей Александр Лукашенко перебросит дополнительный контингент военных. Пока пункты пропуска работают без изменений. К чему может привести намерение Минска, разбиралось РИА Новости.

Риторические предупреждения

"Честно вам скажу, мы не знаем, что они выбросят дальше. В их арсенале осталось немного приемов, прежде чем развязать горячую войну. Поэтому мы вынуждены закрыть государственную границу с Литвой и Польшей. Мы вынуждены усилить государственную границу и с нашей братской Украиной", — заявил Лукашенко на форуме "За Беларусь".

На сцене, где выступал президент, установили большой монитор. На нем лозунг "Женщина — за Беларусь!". На форум действительно пришли в основном сторонницы Лукашенко — после каждого его эмоционального высказывания они громко аплодировали. Воодушевленно зал отреагировал и на решение главы государства отгородиться от соседей.

Доводы лидера страны, тем не менее, поддержали не все. После упрощения визовых правил между Евросоюзом и Минском польский и литовский кордоны стали для белорусов воротами в Шенгенскую зону.

"В Минске два международных аэропорта. Но вильнюсский мы в шутку называем "третьим белорусским терминалом, — рассказывает минчанин Даниил Голосов. — Авиаперелеты в Европу через Литву обходятся дешевле, а на машине из нашей столицы до аэропорта Вильнюса — всего два часа. Препятствия для въезда — удар по нам самим".

"Туристический сектор Беларуси живет за счет упрощенного "шенгена". Если Лукашенко закроет границы, это сильно повлияет на отрасль, а она еще не пришла в себя после пандемии коронавируса", — говорит белорусский бизнесмен Александр Петров. Много лет он специализируется на автобусных турах из Минска в страны ЕС.

Границы с Польшей и с Литвой — еще и основной наземный маршрут, по которому ежедневно идут грузопотоки из Китая, России, Центральной Азии и Кавказа в Европу.

Затруднение товарооборота с Европой затормозит экономическое взаимодействие и прежде всего навредит самой Беларуси.

"Страна позиционирует себя как транзитный хаб. Бюджет получает дивиденды, кроме того, такой статус помог вписаться в проект Китая "Пояс — путь". Закрыть границы — значит обрубить связи. Лукашенко на это не пойдет, а все его угрозы — риторика", — полагает белорусский эксперт Валерий Карбалевич.

Дивиденды от транзита

Польша и Литва отреагировали сдержанно. Пограничные службы сообщили: люди и транспорт перемещаются в штатном режиме. Не заметили они и усиления безопасности с белорусской стороны.

"Звучали заявления о перенаправлении грузов в другие порты. Потом была поправка, что Россия может предложить выгодные условия. Теперь мы должны понять, что означают слова Лукашенко о границах", — прокомментировал ситуацию глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.

О штатном режиме работы говорят и польские власти. "А что там у них происходит, мы не знаем", — отметили в погранслужбе Польши.

Правда, в последние месяцы на границах возникали проблемы: из-за коронавируса власти Польши и Литвы ввели ограничения. Тысячи фур скапливались на пропускных пунктах.

В середине июня карантин отменили, грузопотоки упорядочились. Но восстановлено не все. Например, самый загруженный до пандемии пункт "Твярячюс" ("Видзы") на белорусско-литовской границе еще не работает. Вильнюс объясняет это тем, что в стране режим чрезвычайного положения.

В беседе с РИА Новости преподаватель Варшавского университета Михал Патрик Садловский признает: закрытие европейских границ уже ограничило торговые связи. При этом, предупреждает он, если Лукашенко выполнит обещание, пострадает и белорусская экономика.

"Польский экспорт — это 236 миллиардов долларов. Главными торговыми партнерами Варшавы остаются государства Западной Европы. На восточном направлении интерес представляют Украина и Россия. Беларусь — маленькая страна, товарооборот с ней не столь значителен. Но по ее территории идет транзит польских грузов, что позитивно влияет на экономику", — рассуждает Садловский.

Политолог обращает внимание на увеличившееся число трудовых мигрантов из Беларуси. Молодежь едет на учебу в Варшаву. Поляки, в свою очередь, зачастили в белорусские Гродно и Брест.

"Три года назад Лукашенко ввел безвизовый режим для поляков — хотел повысить туристическую привлекательность страны. Ему это удалось. Гости из Польши охотно путешествовали по Беларуси, тратили там деньги", — говорит эксперт.

Садловский напоминает и о том, что Беларусь под видом отечественных поставляет в Россию санкционные товары.

"Знаменитые белорусские креветки или сыры — не что иное, как продукция из соседних стран ЕС. Ее ввозят на российский рынок компании, которые поляки регистрируют в Беларуси. Обе стороны зарабатывают на таких схемах. Если Лукашенко закроет границы, то срубит сук, на котором сидит белорусская экономика", — делает вывод политолог.

Украинские риски для Беларуси

Наиболее жестко на последние заявления Лукашенко отреагировали в Киеве. Глава МВД Украины Арсен Аваков назвал "чушью" решение белорусского лидера.

"Лукашенко, похоже, совсем свихнулся на власти и паранойе вокруг этого… Попейте водички, господин Лукашенко, — успокойтесь. Украинцы — друзья белорусам, не манипулируйте, обвиняя соседей. Поищите бревно в своем глазу", — написал украинский министр в Facebook.

Два года назад Лукашенко усилил контроль на границе — по его словам, из-за того, что нестабильная ситуация в Донбассе создает риски для безопасности. При этом обвинил украинские криминальные группировки в ввозе в страну оружия.

Киев тогда расценил решение Лукашенко как давление России. Впрочем, и сегодня украинские власти полагают, что Минск все шаги согласовывает с Москвой.

"Россия всегда была очень влиятельная в Беларуси. Сегодня белорусский народ хочет справедливости и свободных и честных выборов, настоящей, а не российской "демократии", — заявил на днях Владимир Зеленский.

Тем не менее, эксперты сошлись во мнении: высказывания Лукашенко нацелены не на внешнюю аудиторию.

"Главный его посыл — показать белорусской оппозиции, что власть сильна, укрепляет границы, а значит, будет править еще долго", — указывает Карбалевич.

На все претензии западных стран Лукашенко ответит ужесточением риторики и закручиванием гаек внутри страны — в этом никто не сомневается.

2244
Теги:
Украина, Литва, Польша, Александр Лукашенко, граница, Беларусь
Флаг Польши

Чем может обернуться польский "план Маршалла" для Беларуси?

3871
(обновлено 17:28 18.09.2020)
Нет никаких сомнений в том, что польский "план Маршалла" для Беларуси окажется таким же пшиком, как и литовский прожект для Украины, уверен колумнист Sputnik Владимир Корнилов.

Польша вырабатывает "план Маршалла" для спасения белорусской экономики. Само собой, после того как в соседней стране будет произведена смена режима. И само собой, деньги должна вкладывать не Польша.

Это следует из помпезных заявлений польского премьер-министра Матеуша Моравецкого, прозвучавших на текущей неделе. В ходе трехчасового расширенного заседания польского правительства совместно с тамошней оппозицией он заявил, что на ближайшем заседании глав Евросоюза предложит от имени "Вышеградской четверки" план экономической поддержки Беларуси. Но поддержка поступит после того, как там будут проведены "свободные выборы" (читай: выборы, результат которых устроит Варшаву).

Это заявление взбудоражило и польские СМИ, и белорусскую оппозицию. Казалось бы, буквально на днях Светлана Тихановская и ее Координационный совет гневно отвергали любые намеки на то, что они могут согласиться на финансирование извне. Оппозиция публично призвала все страны и институции воздержаться от заявлений об оказании помощи Беларуси. "Координационный совет не примет никакой иностранной помощи и не будет прямо или косвенно принимать участие в ее распределении", — прозвучало в официальном обращении этого органа. Что не мешало, правда, его лидерам обещать участникам забастовочного движения финансирование из невесть откуда взявшихся фондов.

Но как только замаячил польский "план Маршалла", белорусские оппозиционеры дружно начали генерировать привычные для всех майданов мантры в стиле "Заграница нам поможет". Тихановская после встречи с Моравецким радостно заявила, что польские власти "высказали готовность в будущем, после проведения новых и прозрачных выборов, оказывать нам всякую поддержку, инвестировать в нас и оказывать финансовую помощь на начальных этапах нашего экономического развития".

А еще один знаковый лидер Координационного совета Павел Латушко, комментируя выделение Беларуси российского кредита в 1,5 миллиарда долларов, уже даже начал рассуждать, какая сумма "спасет отцов белорусской демократии". Оказывается, "реальная финансовая помощь" со стороны Запада должна будет составить три-четыре миллиарда. И торг здесь неуместен, как вы понимаете.

Поразительнее всего, что это произносится одновременно с призывами тех же самых людей фактически разрушать белорусскую экономику. В своей колонке для Washington Post Тихановская вновь заявила о том, что некие "мы" будут финансово поддерживать бастующих рабочих (помните, ее Совет публично отрекся от какого бы то ни было распределения финансов?). И тут же призвала весь мир бойкотировать продукцию государственных заводов Белоруссии. Если кто-то последует данному призыву, это может означать остановку и крах предприятий, на которых держится экономика республики. И никакая эфемерная финансовая помощь в светлом будущем не вернет их к жизни. Но белорусам, судя по заявлениям их оппозиционеров, не стоит беспокоиться: заграница ведь поможет. Она ведь всегда помогает "демократическим" режимам после побед "цветных революций", правда?

А если кто не верит, он же может обратиться за примером к соседней Украине. Ведь ее экономику после победы Майдана тоже спасали с помощью столь же амбициозного плана. Белорусам стоит вспомнить, как осенью 2017 года в сейме Литвы торжественно, под множество камер, в присутствии дипломатов ведущих стран мира был презентован "план Маршалла для Украины". Инициированный бывшим премьер-министром этой страны Андрюсом Кубилюсом, проект действительно поражал воображение своей масштабностью. Планировалось в течение десяти лет вкладывать в развитие украинской экономики по пять миллиардов долларов ежегодно. Благодаря чему рост экономики Украины должен был в течение каждого года составлять шесть-восемь процентов. Да с такими темпами Украина к 2027 году (срок окончания данного плана) должна выйти в мировые экономические лидеры.

Помнится, вокруг этого прожекта царило необычайное возбуждение в украинских и некоторых европейских СМИ. Правда, его сторонников необычайно раздражал вопрос, кто же будет давать все эти немалые средства. Не великая же Литва, которая сама прочно сидит на дотациях Евросоюза. Нет, конечно, деньги должен был выделять Евросоюз. Да вот почему-то до сих пор не выделил. Украинская экономика падает, о "плане Маршалла", с такой помпой презентованном в литовском парламенте, как-то уже и позабыли.

А что же архитектор этих "нью-Васюков" для Украины? Кубилюс сейчас депутат Европарламента и, не поверите, активно призывает Европу создать "план Маршалла" для все той же Беларуси. Причем если сравнить его публикации о прожектах для Украины трехлетней давности и для республики сейчас, то и особую разницу тяжело будет найти. Все те же призывы к обузданию "имперской" России, все те же заявления об исторической миссии Литвы в спасении "демократии" у соседей.

Причем спроси сейчас у Кубилюса, какова судьба его плана для Украины, — наверняка обидится. Ведь не ко времени же вспоминать сейчас тот нереализованный прожект, когда срочно надо заниматься другим, более важным и более актуальным. Всем здравым людям понятно, что его судьба будет такой же. Неудивительно, что подобные планы вселенского масштаба порождают государства, сидящие на европейских дотациях, — ясно ведь, что Моравецкий не собирается обеспечивать будущий рост промышленности своего соседа и экономического конкурента, что бы он ни обещал самопровозглашенному "национальному лидеру Беларуси". Поляки скорее ввергнут белорусскую экономику в бездну, чем будут подкармливать ее в ущерб собственным производителям.

В свое время бывший президент Польши Лех Валенса в интервью немецкой Die Zeit довольно откровенно указал место украинцам: "Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно Европы, но не машины. Машины должна делать Польша". Замените в той фразе "зерно" на "картофель" — и это будет цель поляков относительно Беларуси. Хорошо бы эту цитату приводить рабочим БелАЗа, МАЗа, МТЗ и прочих промышленных гигантов, которых лидеры белорусских протестов с территории Польши постоянно призывают к забастовкам. Глядишь, многие поймут, чьи экономические интересы продвигают протестные Telegram-каналы, мечтающие об остановке или бойкоте этих предприятий. Уж точно не белорусские.

Нет никаких сомнений в том, что польский "план Маршалла" для Беларуси окажется таким же пшиком, как и литовский прожект для Украины. Потому что не на спасение постсоветских республик они направлены. Для своего внутреннего потребления польские политики и эксперты особо и не скрывают, что это вовсе не об экономике, что это всего лишь демонстрация белорусам пути, альтернативного сотрудничеству с Россией. Мол, Москва вам выделила выгодный кредит в самый нужный момент, а мы в ответ даем понять, что предоставим гораздо больше. Может быть. Когда-нибудь в будущем. Если не верите, спросите у Украины. Ей ведь тоже пообещали до 2027 года 50 миллиардов долларов. Кстати, Остап Бендер, по странному стечению обстоятельств, обещал доверчивым слушателям проведение "Международного Васюкинского турнира" тоже на 27-й год. Итог всем известен. Главное — потом не задавать лишних вопросов о том, где же обещанные Нью-Васюки.

Читайте также:

3871
Теги:
Польша, Беларусь
ФК Шахтер

"Шахтер" проиграл "Славии", но сохранил второе место в турнирной таблице

0
(обновлено 19:29 20.09.2020)
После проигрыша в Мозыре солигорчане отстают от лидера чемпионата Беларуси "БАТЭ" на три очка.

МИНСК, 20 сен – Sputnik. Футбольный клуб "Славия" обыграл "Шахтер" с минимальным счетом 1:0.

Встреча проходила в Мозыре. В первом тайме команды так и не смогли открыть счет, несмотря на то что обе имели для этого достаточно возможностей. Лишь на 81-й минуте нападающему хозяев Исламу Тлупову удалось распечатать ворота соперника.

Отметим, что это была первая игра за "Славию" российского футболиста. На поле он вышел на 64-й минуте, заменив Андрея Чухлея.

По итогам 24-го тура чемпионата Беларуси лидирует "БАТЭ", на три очка от него отстает "Шахтер", гродненский "Неман" – на пять. "Славия" занимает 11-ю строчку.

0
Теги:
Чемпионат Беларуси по футболу, ФК Шахтер (Солигорск), ФК "Славия"