Малый бронированный артиллерийский катер Никополь (на первом плане) и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России, в порту Керчи

Конфликт в Азовском море: кому выгодно и последствия для Беларуси

7533
Александр Шпаковский
Нарушение украинскими кораблями российской границы в Азовском море на практике означает то, что международное противостояние в контексте украинского кризиса выходит на новый виток своего развития.

Корабли ВМС Украины "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" нарушили российскую границу, не реагировали на законные требования сопровождавших их кораблей и катеров погранслужбы ФСБ и Черноморского флота России немедленно остановиться и опасно маневрировали. Они были задержаны.

Три корабля ВМС Украины пересекли российскую границу
Пресс-служба пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым

ФСБ России возлагает всю ответственность за произошедшее на украинскую сторону, которая, естественно, все отрицает и обвиняет Москву в "агрессии". Уже в ближайшее время по факту резкого обострения отношений между Россией и Украиной соберется Совет безопасности ООН. В то же время в Киеве Совет Национальной Обороны и Безопасности (СНБО) внес предложение в Верховную раду о введении военного положения сроком на 60 дней.

Кому выгодно?

На настоящем этапе достаточно сложно дать компетентную правовую оценку произошедших событий, так как каждая из сторон приводит в свою пользу определенную аргументацию и ссылается на соответствующие договоры и международные конвенции в области морского права. В то же время уже сейчас можно проанализировать политические аспекты конфликта в Азовском море и определить конкретных выгодополучателей, которые, судя по всему, находятся внутри Украины. Дело в том, что в случае положительного решения парламента по вопросу о военном положении (ВП) действующее руководство получает чрезвычайные полномочия для "защиты государства".

А именно: в период действия военного положения запрещается проведение политических кампаний, выборов и референдумов. Очевидно, что если данный режим будет введен на территории Украины, то вполне вероятна его дальнейшая пролонгация на неопределенный срок, что позволит нынешней команде во главе с президентом Порошенко удержаться у власти еще на некоторое время и попытаться использовать этот период в своих целях.

Между тем все социологические опросы и оценки абсолютного большинства экспертов указывали на то, что Порошенко практически не имеет шансов переизбраться на второй срок в ходе предстоящих выборов президента Украины 19 марта 2019 года. Украинский лидер имеет всего лишь четвертый рейтинг в списке потенциальных кандидатов на пост главы государства, и его готовы поддержать лишь 9% украинцев. При этом Петр Порошенко с достаточно значительным отрывом возглавляет антирейтинг украинских политиков, так как, согласно исследованиям общественного мнения, более 50% избирателей "ни в коем случае" не отдадут ему свой голос. То есть Порошенко гарантированно проигрывает любому из кандидатов первой тройки, и если отталкиваться от социологии, то даже в случае выхода Петра Алексеевича во второй тур с самим дьяволом, граждане Украины предпочли бы кандидатуру Князя тьмы действующему президенту.

В общем, на первый взгляд, Петр Порошенко является единственным бенефициаром морского конфликта и, в случае удачного исхода закрытого голосования в Верховной раде, как минимум на 60 дней продлит срок своего пребывания во главе Украины. За это время можно попытаться прокачать украинское общество мобилизационной риторикой нового типа, так как гражданский конфликт в Донбассе уже начал утомлять электорат, а в данном случае налицо вроде как прямое столкновение с "российским агрессором". Украинская армия уже приведена в повышенную боевую готовность, ожидается призыв резервистов, имеющиеся в наличии боевые корабли выдвинуты в регион конфликта.

В такой ситуации Петр Порошенко может позиционировать себя как главнокомандующего, государственника, стоящего на защите интересов страны в трудную минуту. Это вполне вкладывается в предвыборную риторику президента Украины, выбравшего милитаристско-националистический стиль и построившего свою кампанию вокруг лозунга "Мова! Вiра! Армiя!". При этом существует мнение, что первоначально политтехнологи Порошенко планировали сделать центральным сюжетом позиционирования президента тему выхода из лона РПЦ и предоставления самоуправления (томоса) украинской православной церкви, однако уже очевидно, что канонические вопросы и фактор автокефалии не сильно волнуют стремительно беднеющих жителей Украины. По всей вероятности, сейчас акценты будут изменены от "вiры" в пользу армии, и Петра Алексеевича попытаются представить как единственного гаранта безопасности страны и спасителя от российской военной агрессии.

Кроме того, время, отведенное на ВП, Порошенко может попытаться использовать для обеспечения собственной безопасности, перевода активов и получения соответствующих гарантий от руководства Израиля или США, что весьма актуально с учетом вполне вероятного прихода к власти Тимошенко, имеющей к действующему главе государства личные счеты.

Последствия для Беларуси

В настоящее время развитие внутренней ситуации на Украине зависит от исхода голосования в Верховной раде, однако, как бы там ни было, очередной сполох у южных соседей отразится на безопасности и интересах Республики Беларусь. С большой долей вероятности инцидент в Азовском море будет использован странами Запада во главе с США для принятия очередного пакета антироссийских санкций, международная обстановка как по линии Россия – Украина, так и по линии Россия – Запад продолжит осложняться. В связи с этим Беларуси будет все сложнее выдерживать нейтральную позицию по отношению к событиям на Украине, так как Киев будет раздражать сам факт союзных российско-белорусских отношений, а наиболее "резкие" политические круги в Москве усилят свои требования к белорусскому руководству на предмет оглашения "конкретной точки зрения" в соответствии с обязательствами в рамках Союзного государства.

С учетом негативных тенденций международной обстановки белорусские инициативы перезапуска диалога о безопасности и сотрудничестве в Европе ("Хельсинки-2"), которые и так не были восприняты ведущими международными игроками, и вовсе будут отложены в "долгий ящик". Более того, по всей вероятности, усилится иностранное давление на нашу страну, и Запад продолжит попытки добиться снижения роли России в Беларуси под размышления о пользе "нейтралитета" для внешней политики официального Минска. В этом случае на отечественную дипломатию ложится дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью не допустить конфликтов на всех направлениях, сохранить нынешний сбалансированный курс, а главное, разъяснить суть белорусской внешней политики всем соседям, пребывающим в логике конфликта.

Кроме того, в связи с предполагаемым введением режима военного положения на Украине не исключается полное закрытие Киевом украинско-российской границы, а значит, белорусским пограничным и транспортным службам, правоохранительным органам необходимо приготовиться принять на себя весь транзитный поток, следующий из РФ на Украину и в обратном направлении. С учетом неурегулированности вопроса пересечения иностранцами белорусско-российской границы, где фактически отсутствуют международные пункты пропуска, такая перспектива выглядит с точки зрения сегодняшнего дня как уравнение с большим количеством неизвестных.

В любом случае очередная эскалация обстановки на направлении Украины крайне невыгодна для Беларуси и существенно осложняет положение нашей страны на международной арене.

Читайте также:

7533
Темы:
Ситуация в Керченском проливе (16)
Комментарии
Загрузка...