Автомобильная пробка

Ловушка низких цен: во что обходится поддержание условной справедливости

485
(обновлено 14:01 26.11.2018)
Иван Сюльжин
Колумнист Sputnik, молодой ученый и программист Иван Сюльжин рассуждает о потенциальных проблемах, которые несет в себе дешевый бензин.

Практически каждую субботу, если открыть новостную ленту, можно увидеть новость о подорожании топлива. Цена бензина растет незначительно, всего на одну копейку в неделю, но неуклонно и с начала года увеличилась на 18%. Автомобилисты раз в неделю стонут в комментариях. И что?

Корни неэффективности

Одно время в соцсетях распространялись истории о том, как крупные западные компании заходили в Африку, устанавливали низкие цены на свою продукцию, дожидались банкротства местных производителей, а потом в отсутствие конкуренции при монопольном положении продавали свой товар втридорога. Правда это или нет, судить не берусь, и уж тем более сложно понять, что сыграло большую роль в бедственном положении Черного континента – козни коварных капиталистов или некомпетентность местных правителей. Гораздо важнее то, что, судя по реакции населения нашей страны на подорожание энергоносителей, никто из подобных историй морали так и не вынес.

Несмотря на непрерывный рост цен на топливо, бензин у нас все еще остается дешевле, чем в любой другой европейской стране, за исключением России. То же самое можно сказать и об отоплении, и о других коммунальных услугах: суммы в наших жировках несравнимо приятнее счетов, которые получают в соседних странах. И, несмотря на то, что такое положение достаточно приятно, мало кто задумывается, какую бомбу замедленного действия мы закладываем низкими тарифами.

Все для социофоба

Ездить на работу в личном автомобиле легко и комфортно. Можно включить любимую музыку, отрегулировать температуру в салоне и наслаждаться отсутствием людей в непосредственной близости. Одна проблема – пробки, в которых регулярно стоит весь центр города. Меры, которые применяются городскими властями, чтобы бороться с ними, пока не приносят особого результата, судя по регулярным объявлениям о десятибалльных заторах в городе. Как показала практика, выделенные полосы для общественного транспорта игнорируются многими водителями. А попытка требовать плату за парковку в самых востребованных местах не поспособствовала их разгрузке: оказалось, что эффективных способов принудительно взыскать штраф с неплательщиков попросту нет.

Вот и получается, что у нас автомобилист – король дороги, а общественный транспорт считается уделом неудачников. Возможно, отчасти решить эту проблему помогло бы повышение цен на топливо с одновременным направлением доходов от него на развитие общественного транспорта. В первую очередь – экологически чистого, как, например, недавно появившиеся на дорогах электробусы. Помимо очевидных преимуществ, они, по моим наблюдениям, обладают еще и лучшей динамикой по сравнению с традиционными автобусами, ведь в отличие от двигателей внутреннего сгорания электрический позволяет быстрее наращивать мощность.

Хорошо было бы уменьшить так называемую "челночную миграцию" – ежедневные поездки горожан с окраин в центр на работу, а потом обратно. Для этого надо отходить от текущей концепции спальных районов, где практически нет офисов и мало торговых центров – одни жилые дома. Но планирование всего этого надо было начинать уже вчера.

Впрочем, кое-какие подвижки в этом плане уже делаются. Как заявил вице-премьер Владимир Кухарев, сейчас потенциальному застройщику предлагают не только построить жилье, но помещение, которое он сможет использовать для бизнеса: открыть магазин, парикмахерскую.

Одевайтесь теплее

Продолжая говорить о проблемах энергоэффективности, нельзя не упомянуть отопление в наших домах. Сейчас тепло в большинство квартир подается по тарифам, которые вчетверо ниже так называемых "экономически обоснованных", по которым платят юридические лица и владельцы пустующей жилплощади. Поэтому, пока банкет оплачивает государство, можно ни в чем себе не отказывать: зимой поддерживать температуру в квартире достаточную, чтобы ходить в шортах. Судя по всему, мои соседи так и делают, ведь уже вторую зиму в квартире при работающих на минимальную мощность батареях можно достаточно комфортно находиться.

Ставить индивидуальные счетчики, утеплять дом за деньги жильцов желающих мало: выгода вряд ли отобьет даже потраченное на это время, не говоря уже о существенных материальных затратах. А государственные издержки тонким слоем размазываются на все население страны, и получается, что выгоду от одного "теплого" дома почувствовать сложно.

В какой-то степени масштаб проблемы понимают жители частных домов, где на отопление уходит более значительная доля семейного бюджета и выгода куда как более очевидна. У некоторых особо рачительных хозяев содержание дома превращается в бесконечную войну за энергоэффективность, в то время как жители многоквартирных домов не столь внимательно относятся к драгоценным калориям.

Несмотря на очевидную долгосрочную выгоду отказа от субсидий, попытка реализовать подобный план неминуемо вызовет возмущение общественности: мало кто готов отказываться от привычных бонусов в обмен на сомнительную эффективность в будущем, пример с ростом цен на бензин это подтверждает.

Так что текущая политика постепенного приведения цен к их рыночным значениям мне кажется единственно возможной в такой ситуации. Но главное, чего ей не хватает – детальных разъяснений того, зачем это делается и куда пойдут сэкономленные деньги. И желательно, чтобы это все же было повышение эффективности, а не дальнейшее поддержание условной справедливости.

485
Теги:
электротранспорт, счетчики тепла, теплоснабжение, экономия, цены на топливо, Беларусь
Комментарии
Загрузка...