Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко

Маневр раздора: почему "заискрили" белорусско-российские отношения

7375
Встреча глав государств в Москве не принесла решения спорных вопросов, хотя радует уже тот факт, что и негативной информации обнародовано не было – колумнист Sputnik Александр Шпаковский о перспективах белорусско-российских отношений.

В белорусско-российских отношениях конфетно-букетные периоды с завидным постоянством сменяются кризисами, когда стороны открыто выражают недовольство друг другом и обвиняют в несоблюдении союзных обязательств.

Еще не так давно Александр Лукашенко угощал российского лидера Владимира Путина водой из "Трофимовой криницы" на своей малой родине, а уже в декабре "заискрило" сначала на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве, а потом на совещании Совета министров Союзного государства в Бресте и в ходе пресс-конференции президента Беларуси для российских СМИ в Минске.

К сожалению, прошедшая вчера встреча глав государств в Москве также не принесла решения спорных вопросов, хотя радует уже тот факт, что и негативной информации обнародовано не было, а все публичные комментарии носили положительный характер. В любом случае Путин и Лукашенко договорились встретиться еще раз до Нового года, а значит, воля к поиску оптимального решения у руководителей есть.

Что скрывается за обострением публичной полемики?

Причем тема конфликта все та же: набившие оскомину за 25 лет нефтегазовые противоречия. Беларусь требует равных условий для своих субъектов хозяйствования на российском рынке, для чего нужны равные цены на энергоресурсы, а российское правительство и бенефициары сырьевых компаний вовсе не согласны терять миллиардные прибыли от продажи нефти и газа в нашу страну.

Причем Москва считает свою энергетическую политику исключительно внутренним делом, а Минск настаивает на соблюдении договоренностей в рамках Союзного государства и ЕАЭС о равных условиях и создании единого энергетического рынка. При этом, видимо, в российском правительстве решили бить белорусскую карту нашим же оружием и также начали апеллировать к букве договора о Союзном государстве, где, помимо "равных условий", предусмотрены появление единой валюты, создание общих таможенных органов, судебной системы и фактическое объединение двух стран.

Отсюда и пошли заявления российских чиновников о привязке цены на газ и нефть к вопросу об "углублении интеграции", которые соответственно парируются из Минска выступлениями о "незыблемости государственного суверенитета". Затем, попадая в умелые руки журналистов и политологов, эта информация трансформируется в невообразимую "чернуху" типа вхождения Беларуси в состав России еще одним регионом либо секретных совещаний белорусских чиновников, где чуть ли не на крови приносилась клятва "до конца стоять за независимость".

Здесь для успокоения публики нужно сказать, что вопрос независимости в нашей стране был решен еще в 1992 году и по прошествии четверти века в отношении государственного суверенитета существует полный общественный консенсус.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что белорусское общество в целом поддерживает курс на союз с Россией, однако мнение о вхождении Беларуси в состав какого-либо государства является абсолютно маргинальным. В этой связи понятно, что про "белорусский федеральный округ" на политическом поле РФ могут рассуждать только клинические идиоты, маргиналы либо разжигатели информационной войны, заказчики которой могут находиться далеко за пределами России.

На самом деле все проще, и между сторонами в очередной раз начался банальный торг, где каждый стоит на своем праве и защищает собственные интересы. При этом, с одной стороны, российский налоговый маневр на добычу полезных ископаемых действительно угрожает отрасли белорусской нефтепереработки и чреват серьезными потерями для отечественной экономики, а с другой стороны, никто не вправе запретить России проводить на своей территории любые преобразования.

Есть другой вопрос о том, насколько это по-братски и по-союзному, однако справедливости ради нужно отметить, что и у российской стороны накопилось много претензий к белорусским коллегам. Вице-премьер правительства РФ Антон Силуанов даже заявил о "недоверии" к Беларуси, через территорию которой в Россию поступает санкционная продукция из стран Запада, однако, правда, почему-то умолчал о своем отношении к крупному российскому бизнесу, который эту "санкционку" привозит и реализует на рынке РФ.

Стратегические вопросы неприкосновенны

Для того чтобы разобраться во всех хитросплетениях белорусско-российских отношений, стороны создали из высоких чиновников "рабочую группу по вопросам интеграции". Конечно, можно иронизировать над этими решениями, однако нужно понимать, что по-другому действовать бюрократия не умеет и не должна.

Связи Беларуси и России во всех сферах настолько обширны, а уровень взаимопроникновения столь высок, что вряд ли возможно обойтись без острых споров, особенно учитывая диспропорциональный характер союза. Безусловно, Россия всегда будет считать, что имеет полное право на главенствующую роль, а Беларусь будет болезненно к этому относиться и "отстаивать национальные интересы". Поэтому чем больше между чиновниками двух стран будет инструментов взаимной коммуникации, разнообразных "советов", "комиссий" и "рабочих групп", тем лучше с точки зрения формирования доверия между элитами. Кроме того, многие положения Союзного договора, подписанного в 1999 году, с точки зрения сегодняшнего дня действительно имеют рудиментарный характер и нуждаются в переработке, поэтому поле для деятельности есть.

Вместе с тем с сожалением можно констатировать, что подобные ситуации вовсе не идут на пользу не только двусторонним отношениям, но в целом идее сближения постсоветского пространства, что является единственным шансом для этого региона вырваться за пределы периферии мирового развития, где мы все оказались после распада СССР. Однако по факту процесс фрагментации и распада продолжается, что явно видно на примере Украины, а евразийская интеграция продвигается очень медленно, постоянно натыкаясь на национальные рогатки. На этом общем фоне белорусско-российские отношения выглядят еще весьма позитивно, но, увы, отнюдь не беспроблемно.

К счастью в сотрудничестве Минска и Москвы есть сфера, стратегическое значение которой понимают все, без оглядки на любые нефтегазовые, молочные, мясные, сахарные и прочие блинно-сметанные противоречия. Это военный союз.

Нужно отметить, что, несмотря на все "искры", Совет министров Беларуси утвердил военную доктрину Союзного государства еще в ноябре, а 19 декабря 2018 года распоряжение об утверждении этого документа подписал Владимир Путин.

Кроме того, в эти же дни Москва дала свое согласие на назначение государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь генерал-лейтенанта Станислава Зася на должность генерального секретаря ОДКБ.

Ожидается, что в 2019 году белорусские ВВС получат из России 4 учебно-боевых самолета ЯК-130 и первое звено сверхманевренных истребителей Су-30СМ.

Что касается этого самого налогового маневра, то потери от его проведения хотя и неприятны, но совсем не смертельны для белорусской экономики. Ожидаемый ущерб в сумме 300 миллионов долларов в год составляет лишь 0,5% от ВВП нашей страны, кроме того, существует мнение, что стороны все же найдут компромисс. Крайне маловероятным видится получение денежной компенсации от россиян, на чем настаивает официальный Минск. Но вполне возможно, что Беларуси будут предложены новые кредиты (наша страна не имеет просроченных долговых обязательств перед РФ и кредитование Беларуси достаточно выгодно для России) либо отсрочка платежей на 2019-2020 год по уже существующим займам.

Есть еще очень красивый вариант с вовлечением Беларуси в крупные инфраструктурные проекты в России, когда белорусы смогут просто заработать сумму, эквивалентную ущербу от налогового маневра, однако для таких решений нужно подлинно союзное мышление, которого порой не хватает правящим элитам. 

7375
Теги:
переговоры, Александр Лукашенко, Владимир Путин, Беларусь

Владимир Путин и Александр Лукашенко, архивное фото

Провокаторы опять не смогли поссорить Лукашенко и Путина

1489
(обновлено 22:07 08.08.2020)
Старший брат поговорил с младшим. Владимир Путин позвонил Александру Лукашенко — за два дня до президентских выборов в Беларуси и через десять дней после задержания в республике 33 российских граждан, обвиняемых в приготовлении к организации беспорядков в ходе выборов.

Эти десять дней были едва ли не самыми напряженными в истории российско-белорусских отношений — но все это время комментировал ситуацию только президент Беларуси, и с каждым новым его упреком в адрес России в нашей стране росло возмущение "предательством Лукашенко". Однако Владимир Путин молчал — и позвонил только после того, как российские спецслужбы разобрались в истории с появлением в Белоруссии группы российских сотрудников ЧВК, отмечет колумнист Sputnik Петр Акопов.

Детали еще будут выясняться — начал проверку и российский Следственный комитет — но уже понятно главное: речь идет о провокации, устроенной Службой безопасности Украины. Именно в Киеве придумали и организовали операцию по вербовке российских граждан якобы для работы по охране объектов "Роснефти" в Венесуэле — с транзитом через Минск. А когда группу собрали, информация о ней была передана белорусским спецслужбам — вот какие-то странные русские у вас собираются, не иначе затевают что-то к выборам. Эта информация хорошо легла на нервозную предвыборную обстановку в руководстве белорусских спецслужб — тем более что различные провокации в ходе выборов наверняка готовятся со стороны прозападной части антилукашенковской оппозиции.

Почему информации СБУ поверил Лукашенко? Видимо, он посчитал, что его КГБ хорошо все проверил. А на вопрос о том, зачем же России мутить воду в его республике, скорее всего, ответил себе так же, как в недавнем интервью украинскому журналисту: это же не руководство России, а кто-то из среднего звена (с явным намеком на бывшего российского посла в Минске Бабича) постоянно против него что-то замышляет. Не свергать его собирается, нет — а просто устроить беспорядки на выборах, чтобы ослабить его легитимность. После чего, по мнению Лукашенко, "мы тепленькую Беларусь принесем и бросим к кремлевской башне".

Александр Лукашенко
© Photo : Пресс-служба президента Беларуси

Увы, белорусский президент поверил в подобные игры России — и наговорил за последние дни много такого, чего лучше бы не говорить. Даже упрекал Россию в том, что она променяла братские отношения на партнерские. Но в ходе состоявшегося в пятницу разговора с Путиным именно с российской стороны в сообщении прозвучала прежняя характеристика — "обсудили актуальные вопросы дальнейшего развития братских российско-белорусских отношений".

Конечно, Путин звонил для того, чтобы успокоить Лукашенко и рассказать ему то, что установили российские спецслужбы. В изложении кремлевской пресс-службы это выглядит так:

"Проведен обмен мнениями в связи с недавним задержанием на территории республики 33 российских граждан. Выражена уверенность, что возникшая ситуация будет урегулирована в духе взаимопонимания, характерного для сотрудничества двух стран".

А в Минске сообщили, что "одной из главных тем разговора стало задержание 33 российских граждан на территории Беларуси": "В этой связи было подчеркнуто стремление вместе самым серьезным образом разобраться в данной ситуации. Президенты договорились максимально предметно и тщательно изучить каждый имеющийся факт, чтобы установить истинные причины сложившейся ситуации, найти виновных и привлечь их к ответственности".

Разобраться, установить истинные причины и урегулировать в духе взаимопонимания — то есть не позволить мутной провокации вызвать кризис в отношениях двух стран. Разобраться в провокации полдела — нужно еще не допустить, чтобы поднятая ею волна превратила существующие между двумя странами вопросы и споры в нерешаемые проблемы. Самой болезненной из которых могла бы стать утрата доверия к Лукашенко в российском обществе — всю четверть века своего нахождения у власти белорусский президент пользовался в России немалой симпатией и поддержкой.

Но один только его намек на то, что он может выдать Киеву некоторых из задержанных в Минске российских граждан (бывших ранее гражданами Украины и воевавших в Донбассе), вызвал в России огромное негодование. Если бы это произошло, то репутации Лукашенко в России был бы нанесен непоправимый урон. Понятно, что Лукашенко и не собирался этого делать — лишь пытался очень грубо играть на этом, думая тем самым отыграться на России за то, что он считал ее вмешательством в свои внутренние дела.

Однако сейчас, когда история с провокацией СБУ начинает раскрываться, дальнейшие спекуляции на тему возможной выдачи кого-либо из задержанных Украине должны быть полностью прекращены. Это в интересах как российско-белорусских отношений, так и самого Лукашенко. Чем быстрее будет разобрана и закрыта вся эта история, тем лучше будет для всех. Кроме украинских властей, в отношении которых в Минске должны быть сделаны весьма серьезные выводы. Как показала эта история, иметь дело с провокаторами чрезвычайно опасно для самого Минска: в Киеве хотели сделать гадость России и подорвать российско-белорусские отношения, а по факту нанесли очень серьезный урон самому Лукашенко. Вряд ли батька забудет такой "подарок" СБУ — но расплачиваться будет уже после выборов.

Которые, вопреки нагнетанию, закончатся в целом мирно и спокойно — да, оппозиция побузит, заявит о фальсификации, попытается спровоцировать белорусские власти на жесткие меры, цинично надеясь на кровь. Но ни на какие провокации Лукашенко вестись не собирается — достаточно того, что его, такого опытного, и так сумели "развести" украинские "братья". Крови в Минске не прольется, результат Лукашенко будет, конечно, ниже прошлых выборов (в 2015-м он получил 83%, сейчас будет в районе 70, в худшем случае — 60), но более чем достаточным для легитимности.

Оспаривать ее будут все те же, кто и раньше. Те же самые силы, что называют нелегитимным и Владимира Путина, и результаты голосования по поправкам в Конституцию. Россия же, как подчеркнул Путин, "заинтересована в сохранении в Белоруссии стабильной внутриполитической ситуации и проведении предстоящих президентских выборов в спокойной обстановке". А в белорусском сообщении о телефонном разговоре двух президентов сказано, что "Владимир Путин, в частности, отметил важность дальнейшего развития братских белорусско-российских отношений и необходимости противостоять негативным тенденциям и действиям третьих сил, которые могут привести к их ухудшению".

О том, насколько опасны могут быть эти самые "действия третьих сил", особенно если на них ведутся власти одной из стран и общественное мнение другой, мы все убедились в последние дни. Главным уроком этих событий должно стать осознание нами огромной ценности нашего братского союза — и понимание того, что для его защиты и укрепления нам предстоит еще очень многое сделать.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

1489
Теги:
Владимир Путин, Александр Лукашенко, Беларусь, Россия
Рикша в маске с надписью Бойкот Китая в Нью-Дели

Позовет ли Запад Россию дружить против Китая?

212
Почти все обсуждаемые в Вашингтоне, Лондоне или Брюсселе варианты "удушения китайского дракона" предполагают создание какой-то широкой антикитайской коалиции. О том, кто в нее может войти – колумнист Sputnik Иван Данилов.

На фоне осознания неизбежности холодной войны с Китаем, которая, вероятно, будет включать в себя санкции, ограничение экономических связей, взаимный шпионаж и, возможно, даже силовые формы конфронтации, западное экспертное сообщество начинает искать некий волшебный способ победы над Пекином.

В той или иной форме почти все обсуждаемые в Вашингтоне, Лондоне или Брюсселе варианты "удушения китайского дракона" предполагают создание какой-то широкой антикитайской коалиции, с прицелом на то, чтобы коллективными усилиями изолировать, обезвредить и сломать Китай примерно по той же схеме, которая использовалась для успешной борьбы с СССР.

Однако если на уровне каких-то направляющих принципов никакого разнообразия не наблюдается, то вот на уровне конкретного воплощения этих принципов возникает серьезная проблема, вокруг решения которой ломаются копья президентов, премьеров, дипломатов и аналитиков.

Дело в том, что и в некоторых европейских столицах, и в "аналитических центрах" США уже возникает обоснованное впечатление, что многие страны Евросоюза (и особенно в этом вопросе выделяются Германия, Франция и Италия), а также некоторые страны Азии почему-то не горят желанием участвовать в новой холодной войне против КНР в качестве пешек США. Более того, им не хочется платить деньги за победу США в этой войне (что выражается в вечных скандалах по поводу нежелания Германии и Франции платить два процента от ВВП за американскую "военную крышу") и они даже не готовы сразу согласиться на полный запрет, например, поставок в Евросоюз оборудования китайской компании Huawei для сетей 5G, что невероятно злит "антикитайских ястребов" в Вашингтоне и Лондоне.

На фоне европейских заявлений о фактическом создании собственной армии и деклараций Макрона о желании вести независимую (то есть и не "прокитайскую", но и не "проамериканскую") внешнюю политику подозрения в том, что "сколотить" широкий антикитайский альянс будет очень непросто и очень дорого, только усиливаются, а вместе с ними усиливаются поиски решений этой проблемы.

Авторитетный журнал Foreign Affairs, который выпускается под эгидой влиятельного "мозгового центра" Council on Foreign Relations ("Совет по международным отношениям"), анализирует два подхода к этой проблеме, один из которых можно условно назвать "подходом Дональда Трампа", а другой "подходом Бориса Джонсона". С учетом колоссального влияния, которым обладает Council on Foreign Relations на мышление американской элиты и проамериканской элиты в Европе (сам "мозговой центр" является героем нескольких популярных теорий заговора, в которых он считается чуть ли не "теневым правительством США"), стоит посмотреть на те методы, которые предлагаются для решения кризиса американоцентричного мироустройства и успешной борьбы с "китайской проблемой", тем более что они имеют самое прямое отношение к России.

Несмотря на то что свежая статья Foreign Affairs вышла под заголовком "Совет демократий может спасти многосторонность (в международных отношениях. – Прим. ред.)", предложенные методы все равно ориентированы на фактическое сохранение доминирования Вашингтона в (как минимум западном) мире, и разница заключается в конкретных способах сохранения американской гегемонии.

В качестве отправной точки для рассуждений авторы авторитетного американского издания отталкиваются от констатации того, что существующий миропорядок откровенно дышит на ладан, а главную угрозу сейчас представляет не коронавирус, а Китай и Россия.

"Но даже до пандемии коронавируса многосторонняя система, которую Соединенные Штаты помогли построить после Второй мировой войны, едва справляется с решением самых насущных проблем в мире. COVID-19 показал, что король – голый, но на самом деле король был скудно одет уже некоторое время.

Поскольку мировой экономический центр тяжести сместился в сторону Индо-Тихоокеанского региона, структурам с глобальными амбициями стало невозможно претендовать на достоверное лидерство без значимого представительства в этом регионе. Но у G7, возникшей после нефтяного шока 1973 года, все еще есть только один член – Япония – за пределами Евро-Атлантического региона. А "Большая двадцатка", которая была сформирована после азиатского финансового кризиса 1997 года и показала свою ценность во время глобального финансового кризиса 2008 года, оказалась слишком несовместимой с политической точки зрения и с точки зрения способности надежно решать международные проблемы. Тем временем Совет Безопасности ООН был покалечен возрождением агрессивного авторитаризма в Китае и России".

Это очень смелый диагноз, который можно свести к тезису: "Все пропало и ничего не работает!"

Соответственно, предлагаются два решения, одно от Трампа, другое от Джонсона.

"Джонсон был первым, кто подал идею для новой структуры. В мае он предложил создать альянс десяти ведущих демократий, состоящий из стран G7 плюс Австралия, Индия и Южная Корея, и назвать его D10 – для того, чтобы координировать политику в области телекоммуникаций и разрабатывать альтернативу лидеру китайского рынка Huawei, доминирующее положение которого в технологии 5G создало повсеместные проблемы безопасности. Вскоре после этого Трамп отменил встречу G7, которая должна была состояться в июне, и предложил вместо нее формат G11 на саммите осенью. Перещеголяв предложение Джонсона, новая группа Трампа будет включать те же страны, что и D10, но также и Россию".

Эксперты Foreign Affairs не рекомендуют брать Россию в этот клуб, и они предпочитают "вариант D10", то есть схему Джонсона, но это не самое важное. Большой интерес представляет мотивация этой рекомендации, и она заключается в том, что даже если Россию каким-то образом удастся убедить участвовать в антикитайской борьбе, то схема Трампа все равно будет выглядеть очень плохо и будет в долгосрочной перспективе бесперспективной из-за того, что будет строиться прежде всего на антикитайской повестке, а вот из схемы Джонсона якобы можно извлечь некую позитивную повестку, то есть некую объединяющую идею, которая позволит создать не "альянс против Китая", а некий "альянс за все хорошее".

Под позитивной повесткой, конечно, подразумевается набор пустых лозунгов – "Демократия", "Свобода" и "Права человека". Особенно забавно, что появление такой позитивной повестки ставится в противовес нынешней внешней политике Вашингтона: "Соединенные Штаты могут выступить против возглавляемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, инициативы "Один пояс – один путь" и поддерживаемого Россией газопровода "Северный поток – 2", но им будет сложно убедить другие страны сделать то же самое, если они не предложат убедительных альтернатив. Вашингтон не может победить что-то, используя ничто".

Проблема этого подхода в том, что вряд ли "Демократия" и "Свобода" с биркой "Сделано в США" заменят Германии российский газ или Италии – китайские инвестиции. Тут могли бы сработать американские деньги, но такие отношения Вашингтону не нужны, причем независимо от фамилии конкретного будущего президента: и Байдену, и Трампу нужны колонии, но вернуть Евросоюз в это положение уже вряд ли получится, причем неважно, в формате D10 или G11, а уж про Россию и говорить нечего.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

212
Теги:
Дональд Трамп, Борис Джонсон, Россия, США, Китай, Великобритания
Ольга Говорцова, архивное фото

Говорцова прошла в финал квалификации теннисного турнира в Лексингтоне

0
Белоруска Ольга Говорцова оказалась сильнее представительницы США Кэти Волынец в трехсетовом поединке.

МИНСК, 10 авг – Sputnik. Теннисистка Ольга Говорцова вышла в финал квалификации турнира в американском Лексингтоне, призовой фонд которого составляет 202 тысячи долларов.

В первом раунде квалификации белоруска (135-й номер мирового рейтинга) победила в трехсетовом поединке представительницу США Кэти Волынец (349) - 3:6, 6:1, 6:2.

Еще одна представительница Беларуси Александра Саснович (119) не смогла пробиться в основную сетку соревнований в Праге. Во втором круге она уступила румынке Елене Рузе (177) - 7:6, 4:6, 6:7. На старте квалификационного этапа Саснович обыграла в двух сетах 15-летнюю чешскую теннисистку Люси Гавличкову - 6:2, 6:3. Встреча продолжалась 1 час 17 минут. Состязания в столице Чехии завершатся 16 августа.

На турнире в Палермо Саснович также стартовала с квалификации, а затем добралась до четвертьфинала, там она уступила на двух тай-брейках 15-й ракетке мира Петре Мартич из Хорватии - 6:7 (5:7), 6:7 (3:7).

0
Теги:
теннис, Ольга Говорцова