Реджеп Таийп Эрдоган и Александр Лукашенко, архивное фото

"Нам нужен берег турецкий!": что связывает Минск и Анкару?

504
(обновлено 14:18 10.04.2019)
Александр Шпаковский
В Беларуси идет подготовка официального государственного визита Александра Лукашенко в Турецкую Республику. Необходимо отметить, что у предстоящей поездки главы государства есть не только экономическая, но еще и серьезная политическая подоплека, которая даже выходит за рамки двусторонней белорусско-турецкой повестки.

Дело в том, что Турция является влиятельной региональной державой и на настоящем этапе, несмотря на членство в блоке НАТО, занимает "особую позицию" в международных отношениях, что, в свою очередь, сближает Анкару и официальный Минск, который активно продвигает свою идею "Хельсинки-2" по "разрядке" и возобновлению диалога между мировыми центрами силы.

Турция как союзник на пути к "Хельсинки-2"

И совсем не зря в преддверии визита президента в Турцию министр иностранных дел Владимир Макей во время дискуссии высокого уровня по вопросам глобальной безопасности на площадке ООН в Женеве заявил о необходимости начать новые переговоры по выстраиванию более справедливого миропорядка. Позже в белорусском МИД уточнили, что старая система концентрированной власти и влияния небольшой группы наиболее сильных государств все больше деградирует, тогда как новая система все еще формируется под влиянием необратимого роста политической и экономической мощи региональных держав и их союзов. На этом фоне достаточно интересно выглядит недавний визит президента Турции Эрдогана в Москву и его переговоры с Владимиром Путиным, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый спектр вопросов, включая проект газопровода "Турецкий поток", поставки ЗРК С-400 "Триумф", конфликт в Сирии, а также развитие двухсторонних связей.

Получается, что Турция, которая является одной из наиболее сильных в военном отношении стран НАТО, фактически движется против общего курса евроатлантического сообщества и сближается с Россией на направлениях, представляющих взаимный интерес. То есть Анкара не заинтересована в усилении конфликтности в мире и не опасается совершенно открыто демонстрировать свою позицию. А ведь это и есть наглядное подтверждение адекватности выводов МИД Беларуси о деградации старой системы концентрированной власти небольшой группы государств под влиянием необратимого роста политической и экономической мощи региональных держав и их союзов.

Очевидно, что Беларусь может найти в турецкой столице поддержку своим идеям "Хельсинки-2" и визит в Анкару – это еще один шаг официального Минска в направлении выстраивания коалиции "малых стран" и государств с особой позицией, которые будут продвигать тему "разрядки" на международной арене. К таким государствам в Европе можно относить Австрию, Швейцарию, Словакию, Венгрию, Болгарию, Словению, Сербию, Молдову, а из региональных держав – Италию и Турцию. Со всеми вышеперечисленными странами белорусская дипломатия активно работает, а на турецком направлении эффективности способствует также наличие давних личных отношений между Александром Лукашенко и лидером Турции Реджепом Таийпом Эрдоганом. В Анкаре помнят, что белорусский президент занял примиренческую позицию в момент российско-турецкого конфликта из-за инцидента в небе над Сирией в ноябре 2015 года, а затем поддержал официальную власть во время неудачной попытки государственного переворота в 2016 году. Сейчас, когда российско-турецкие отношения переживают "медовый месяц", время лишь подтвердило правоту курса, выбранного в свое время белорусским руководством.

Экономические интересы

Если же от глобальных проектов в области международной безопасности вернуться на грешную землю экономики, то есть в практическую область белорусско-турецких торгово-экономических связей, то и здесь главам государств будет что обсудить.

Во-первых, нужно отметить, что в 2016 году в ходе визита Эрдогана в Минск сторонами была поставлена задача достичь совместного товарооборота в один миллиард долларов США. По прошествии трех лет можно сказать, что эта высота взята и по итогам прошлого года показатели белорусско-турецкой торговли в денежном выражении составляют 984 миллиона долларов. Однако здесь есть свои подводные камни, так как сальдо торгового баланса для нашей страны сложилось отрицательное (в размере 618 миллионов долларов). Вместе с тем стоит подчеркнуть, что экспорт из Беларуси в Турцию за этот же период времени увеличился практически в два раза (с 84,8 миллиона долларов в 2016 году до 183 миллиона долларов по итогам прошлого года). Таким образом, белорусам удалось добиться определенных внешнеэкономических успехов на турецком рынке, однако остро стоит вопрос выравнивания баланса двусторонней торговли.

Во-вторых, посол Беларуси в Турецкой Республике Андрей Савиных видит точки роста в занятии белорусскими производителями своих ниш на рынке турецкой сельскохозяйственной, дорожной и коммунальной техники. При этом оптимальной стратегией считается создание в Турции сборочных производств белорусских промышленных гигантов, что совпадает с политикой Анкары по стимулированию развития индустриальной активности на своей территории. Кроме того, открытие предприятий в Турции позволит белорусам получить доступ к рынку ЕС по турецкому сертификату, а также к рынкам 21 государства, с которыми у турецкой стороны есть соглашения о зоне свободной торговли. По этому пути уже пошел МТЗ, создавший под Анкарой сборочное производство совместно с Гянджинским автомобильным заводом, причем запуск данного предприятия ожидается уже в этом году.

Кроме того, есть еще взаимный интерес в сфере турецких инвестиций в белорусскую экономику, использования турецкими экспортерами транзитного потенциала нашей страны, взаимодействия в рамках китайской глобальной инициативы "Один пояс, один путь", важными звеньями которой являются как Беларусь, так и Турция. В общем, повестка визита главы государства в Анкару обещает быть насыщенной как в тактическом, так и в стратегическом плане.

504
Теги:
Реджеп Эрдоган, Александр Лукашенко, Беларусь, Турция
Загрузка...


Орбита Sputnik