Сотрудник колл-центра, архивное фото

С вашей карты будет списана крупная сумма: как действуют мошенники

5819
Банки предупреждают о новой волне мошенничества, но клиенты все равно попадаются на уловки виширов. Одной из жертв чуть не стала колумнист Sputnik Тамара Зенина.

Последние две недели чуть ли не каждый день получаю СМС с предупреждением от банка и дополнительное напоминание при каждом входе в интернет-банкинг.

Начинаются они неизменно со слов: "Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!"

"Уж меня-то точно не разведут", – машинально закрывала я напоминания, ровно до тех пор, пока сама лично не познакомилась с мошенниками, кстати, очень профессиональными.

С вашей карточки снимают деньги в Гомеле

"Тамара Валерьевна, вас беспокоят из вашего банка. Только что мы получили запрос на снятие 450 рублей с вашей карточки. Вы подтверждаете списание 450 рублей в пользу клиента БПС-Сбербанка?" – ошарашил меня женский голос.

"Какой запрос? Какое списание?" – ничего не поняла я.

"Операция была запрошена сейчас. Но банк, в связи с участившимися случаями мошенничества, уточняет информацию по всем крупным суммам. Вы не снимали сейчас 450 рублей?" – переспросила девушка.

"Попытка была совершена из Гомеля. Проверьте, пожалуйста, карточка с последними цифрами **** сейчас у вас, вы ее никому не передавали, не теряли?" – без остановки продолжала собеседница.

А я трясущимися руками перебирала карточки в кошельке, пытаясь сравнить последние четыре цифры.

"Когда последний раз вы совершали операции по этой карточке? Какую сумму снимали?" – не унималась девушка.

"Вам знаком гражданин такой-то?" – назвала она неизвестные имя, фамилию и отчество. – "Это он пытался снять деньги с вашей карты".

"Так он их снял или нет?" – всерьез обеспокоилась я.

"Банк заблокировал транзакцию, и, раз вы ее не подтверждаете, мы ее отменим. Счет заблокируем и, поскольку данные карточки стали известны третьим лицам, карточку тоже блокируем и отправляем на переоформление. Вам позвонят из отделения банка, которое вы выберете, и расскажут, где забрать новую карту", – без запинки продолжала представитель банка.

Уточните свой идентификационный номер

Надо отметить, что говорила девушка четко и грамотно, в речи использовала много специальной банковской терминологии. В общем, впечатление она произвела на меня правильное, от испуга и неожиданности я честно отвечала на все вопросы, ничего не заподозрив.

"Для блокировки вашей карты нам нужно проверить некоторые ваши данные, чтобы убедиться, что мы разговариваем именно с вами, Тамара Валерьевна. Уточните, пожалуйста, свой идентификационный номер", – попросила  девушка.

И вот на этом месте (спасибо банку за напоминания!) у меня, наконец, "сработал тумблер".

"Прежде чем я назову вам свой идентификационный номер, назовите мне имя и фамилию и еще какие-то данные, которые я смогу проверить в банке, перезвонив прямо сейчас", – предложила я собеседнице.

"Я с вами разговариваю не как физическое лицо, а как представитель банка, и вы не имеете права запрашивать у меня личные данные", – отрезала девушка и, не дав мне опомниться, продолжила: "Вы можете легко убедиться в том, что я звоню из вашего банка, посмотрите на номер, с которого я вам звоню, он указан и на обратной стороне вашей карты".

Я проверила – номер действительно совпадал!

"Вы посмотрели, убедились?" – поспешила уточнить "представитель банка".

"Тамара Валерьевна, если вы не подтвердите свой идентификационный номер, мы не сможем заблокировать нежелательную транзакцию, и с вашей карты будет списана крупная сумма", – начала новое наступление собеседница.

Но я больше сдаваться не собиралась: "Я нахожусь недалеко от своего отделения банка, не кладите трубку, сейчас я добегу – и мы все уточним на месте".

"Вы можете, конечно, идти в банк, но сейчас мы вынуждены будем разрешить списание 450 рублей с вашей карты, потому что вы отказываетесь ее блокировать", – произнесла почти скороговоркой девушка и бросила трубку.

Ваш банк, который находится на Кипре

После разговора я еще раз внимательно перепроверила номер, с которого мне звонили. Действительно последние семь цифр полностью совпадали с официальным банковским телефоном. Совпадал и код Минска – 17, но перед ним был международный код -  не Беларуси!

Вместо привычных "375" я, наконец, рассмотрела "357". Казалось бы, всего одна цифра, на которую в 99 процентах случаев из-за волнения и суматохи (а такие звонки всегда застают людей врасплох) не обратишь внимания. 

Не знаю, с Кипра ли мне звонил "представитель банка", потому что +357 – именно международный код Кипра. Возможно, у мошенников просто есть технические возможности создать настолько похожий номер, что с первого раза отличий не заметишь.

На всякий случай я перезвонила в свой банк, где сразу же услышала то самое напоминание автоответчика. Никогда еще я не слушала его так внимательно: "Сейчас мошенники звонят, представляясь сотрудниками банка, обращаются по имени-отчеству и называют вам четыре последние цифры карточки. А потом просят отменить платеж, якобы совершенный с вашей карты"...

Естественно, настоящая оператор банковского колл-центра сообщила, что никто мне не звонил и никаких операций с моей карточки, не известных мне, не совершалось.

Также в банке рассказали, что в большинстве случаев звонки от мошенников в эти дни поступают клиентам, которые осуществляли платежи в интернет-магазине JOOM. Именно через него и мои данные попали к мошенникам.

Читайте также:

5819
Теги:
банк, мошенничество, Беларусь
Джозеф Байден

Невежество и высокомерие: в сети оценили нарушение Байденом протокола на G7