Антон Смольский (Беларусь) в шведском Эстерсунде, архивное фото

Смольский мог бы резво продолжить и не сказал Фуркаду до свидания

12242
Колумнист Sputnik Руслан Васильев подвел итоги досрочно завершившегося биатлонного сезона 2019/20 и узнал мнение о нем белорусского биатлониста Антона Смольского.

Итак, международный биатлонный сезон исчерпал себя в минувшую субботу гонками преследования в финском Контиолахти. И сегодня белорусская сборная вместо того, чтобы готовиться к стартам заключительного этапа Кубка мира в норвежском Холменколлене, проводит в Раубичах "закатывающие" тренировки в "карантинном режиме".

Причина такой удивительной метаморфозы, как полагает колумнист Sputnik Руслан Васильев, всем хорошо известна, и, более того, она уже набила оскомину, у которой присутствует и горчащий, металлический привкус страха.

Гром прогремел и грохочет изрядно

У китайцев есть такая пословица: прислушайтесь к тишине – и услышите грохот грома. Увы, совет нелишний. Вряд ли кто-то из нас, встречая високосный 2020 год, предполагал такую агрессию коронавируса.

Те же белорусские стреляющие лыжники, находясь на новогоднем сборе в Антхольце, знать не знали, ведать не ведали о скорой волне паники, что накроет всех и каждого через полтора месяца, аккурат к третьей декаде февраля. Биатлонисты просто готовились к стартам, понимая, как важно тренироваться так, чтобы сил хватило и на девятый этап Кубка мира в Норвегии.

Но теперь Антхольц, где еще месяц назад проходил чемпионат мира, закрытая зона с повышенным риском заражения, как и весь благословенный Южный Тироль с горными красотами и величественными соборами.

Холменколлен – спортивный район столицы викингов Осло – наотрез отказался принять стреляющих лыжников, захлопнув двери перед их носом. Да и в Контиолахти сделали все, чтобы как можно скорее сбагрить биатлонный "Белый цирк", опасаясь, как бы на этой гастроли чего не вышло. Так, впопыхах, с подталкиванием в спину, постоянным пришепетыванием "идите вон, идите вон…" и завершился сезон-2019/2020.

Сие придется принять как данность: ничего не попишешь. Но подвести итоги усеченного сезона-2019/2020, как говорил режиссер Якин в комедии Гайдая об Иване Грозном, "этo мoя прoфессиoнальная oбязаннoсть. Прoфесьoн де фуа!"

Тем более что белорусская мужская сборная совершила однозначный прогресс – и командный, и индивидуальный, доказав, что традиция – это не прошлое, она вне времени. Поэтому еще недавно смешившие "диванных экспертов" олимпийские перспективы наших парней теперь воспринимаются на полном серьезе конкурентами подопечных Рыженкова и Падина.

Возвращение квоты пять человек в индивидуальных гонках и спринтах хорошо уже само по себе. Но ведь в эстафетах (исключение – первая в Эстерсунде) белорусы грозились штурмовать пьедестал, уже торя к нему дорожки! Кроме того, каждый из нашего основного квинтета реализовался, пусть и частично, в личных гонках.

Максим Воробей был хорош на январской "двадцатке" в Поклюке, выиграл один спринт на Кубке IBU, чтобы в другом домашнем в Раубичах занять второе место. Никита Лобастов чувствовал себя как рыба в воде в контактных гонках, а его "бульдожья хватка" в эстафетах (не отпускал гораздо более быстрых в "обычной жизни" соперников) уже мифологизируется.

Роман Елетнов порадовал на немецких этапах в Оберхофе и Рупольдинге, установив рекорд карьеры. Сергей Бочарников, в принципе, был стабилен, и, конечно, его надо благодарить за два "золотых" выступления на чемпионате Европы в Раубичах.

И наконец, капитан мужской сборной – Антон Смольский, блестяще выступавший на мировом уровне и в феврале, и в марте. Он стал подлинным лидером на ЧМ в Антхольце, чтобы в Нове Место-на-Мораве и Контиолахти в каждой гонке улучшать свой личный рекорд. И хоть рейтинг – это попытка измерить неизмеримое, но тут важны еще и внутренние ощущения. Смольский будет прогрессировать, в чем есть непоколебимая уверенность!

Да и вообще жаль, что не случилось Холменколлена. Антон и в Норвегии мог быть очень конкурентоспособным.

Антон Смольский: мужики мотивированы!

– Сезон завершился в Контиолахти гонкой преследования, в которой вы заняли 14-е место, еще приподняв планку личного рекорда…

– Признаюсь, я остался доволен заключительным стартом. Хотя, когда включились импульсы максималиста, немедленно подумал: хорошо-то хорошо, но есть над чем работать. Например, два промаха на первой "стойки" оказались совсем не к месту.

– Очень хотелось ворваться в топ-10?

– Не думал о конечном результате, работал по принципу "здесь и сейчас". Но быть в топ-10 Кубка мира – очень сильно. Не получилось, но пускай это останется стимулом для нового сезона.

– Три соревновательных дня в Контиолахти – три разные погоды. Мороз в субботу как-то сказался?

– Пришелся очень кстати! Была вода, и вдруг раз – по-настоящему зимний день. Хоть на календаре было уже 14 марта, но мое настроение поднялось.

– Последняя безупречная "стойка" – однозначно локальная победа после неудачи на предыдущем огневом рубеже?

– Дело в том, что на первой "стойке" не проследил за изготовкой, что и привело к промахам. Но затем таких ошибок не допустил, а уходить на финишный круг без штрафных кругов, конечно, всегда здорово.

– Последний круг борьба с опытными мастерами – россиянином Гараничевым и украинцами Пидручным и Прима. От вторых вы убежали, а первого обогнали. Это было принципиально?

– Разумеется. Борьба развивалась следующим образом. Полкруга я бежал за Гараничевым. Но лыжи у меня работали лучше, чем у него, да и сил, скорее всего, осталось чуть больше. Поэтому не стал ждать, пока нас догонят Прима и Пидручный, создал просвет и финишировал раньше этих оппонентов.

– Мартен Фуркад и его решение об уходе: ваше отношение к французу? Сказали ему свое "до встречи!"?

– Мартен – один из сильнейших спортсменов в истории биатлона. Уважительно к нему отношусь, несмотря на его пылкий нрав. Однако я не общаюсь с французскими спортсменами на короткой ноге. Так что не сказал ему "до свидания". Возможно, я пока еще не осознал, что Фуркада больше не будет в гонках.

– Не жаль, что сезон завершился столь скоропостижно? Ведь вы "на ходу"!

– Скажу честно: хотелось бы еще побегать. Ведь и мне, и вам заметно, что форма неплоха.

– Общая оценка сезона?

– Для меня это только второй полноценный сезон на этапах Кубка мира. Немного обидно, что в декабре все складывалось не очень хорошо. Ведь практически все очки я набирал после Нового года. Однако оцениваю сезон удовлетворительно! Команда славно поработала. 10-е место в Кубке наций – такого не было 11 лет. Спасибо всем за работу. Мужики мотивированы и готовы трудиться.

– Но были и неудачи…

– Увы, случилось немало и провальных гонок. Для меня самая большая неудача – "двадцатка" в Поклюке. Я был в хорошей форме, бежал нормально, но стрельба оказалась ужасной.

– Следующий сезон – шанс покорить новые высоты?

– Конечно, буду работать, надеясь стать еще сильнее, чем в этом сезоне. Но это вам скажет любой из наших парней.

– Отпуск – это учеба и семья?

– Да, семья на первом месте. Постараюсь побыть больше времени с родными и близкими. Но и про учебу не забываю. Много планов, надеюсь, все получится.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

12242
Теги:
Беларусь, биатлон

Спуск на воду атомной подводной лодки Белгород в Архангельской области

Испытания "Посейдона": готовится первый пуск "торпеды Судного дня"

681
(обновлено 09:20 27.05.2020)
Уникальный российский беспилотный подводный комплекс гарантирует ответный удар в случае нападения противника. Среди наиболее технологически развитых стран мира такое оружие есть только у России.

Источник РИА Новости в российском оборонно-промышленном комплексе 26 мая сообщил, что первый пуск беспилотного подводного аппарата "Посейдон" запланирован на осень 2020 года, а пока проходят испытания отдельных узлов и агрегатов новейшей системы. Пуск состоится с борта многоцелевой атомной подводной лодки "Белгород" (проекта 949А "Антей"), которая является первым опытным носителем новейших беспилотников. Экспериментальный корабль переработан специально для "Посейдона" (проект 09852) и спущен на воду в апреле 2019 года в Северодвинске. Испытания самой субмарины продлятся до 2021 года, и в случае успешного их завершения "Белгород" с "Посейдонами" войдет в состав Военно-морского флота России.

Океанская многоцелевая система Посейдон
Министерство обороны РФ
Океанская многоцелевая система "Посейдон"

Первым штатным носителем межконтинентальных беспилотников в дальнейшем станет атомная подводная лодка "Хабаровск" (проекта 098531), которую планируют спустить на воду в начале лета, после чего испытания продлятся примерно два года. Ни одна страна в мире не имеет подобных систем или средств защиты от "Посейдона". О разработке этого оружия российский президент Владимир Путин объявил в послании Федеральному собранию в 2018 году. Многоцелевая океанская система "Посейдон" – асимметричный ответ России на опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона и НАТО, на формирование ПРО США – которую можно использовать для уничтожения оборонного потенциала РФ.

Российская предусмотрительность оказалась не лишней – в 2019 году Соединенные Штаты под надуманным предлогом вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создали прецедент для разрушения Договора о стратегических наступательных вооружениях и к 2020 году нарастили военный бюджет до 750 миллиардов долларов (сопоставимо с оборонными расходами всех остальных стран мира).

Невероятный беспилотник

"Посейдон" – это стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой, способный перемещаться на 1000-метровой глубине на расстояние до 10 тысяч километров, со скоростью 100 узлов (185 км/час). Испытания "Посейдона" подтвердили уникальные характеристики и практически неограниченную дальность беспилотного плавания.

Аппарат длиной 24 метра диаметром около 1,6 метра может быть оснащен обычными или мегатонными термоядерными боеприпасами и предназначен для уничтожения авианосных группировок, баз стратегических подводных лодок, береговой инфраструктуры противника. Отыскать в океане такую "торпеду" непросто, на низких скоростях она идет очень тихо, но даже в случае гидроакустического контакта (обнаружения) защититься нечем. В беспилотном режиме "Посейдон" способен двигаться на глубинах и скоростях, недосягаемых для всех существующих и перспективных субмарин, торпед и ракет вероятного противника. Автономная система управления позволяет находить и преодолевать противолодочные рубежи или иные системы обороны. Это гарантирует неуязвимость и невероятный поражающий эффект. Очень серьезный инструмент сдерживания.

Российская разработка встревожила Американское стратегическое командование (STRATCOM) еще на стадии испытаний. На слушаниях в Конгрессе в феврале прошлого года глава STRATCOM Джон Хайтен отметил, что "Посейдон" как принципиально новая система вооружений не подпадает под ограничения Договора СНВ-III, а в США аналоги российской новинки не разрабатываются. Американская сторона тогда проявила заинтересованность в новом соглашении, регламентирующем подводные необитаемые аппараты с ядерным боевым оснащением и другие системы. Ранее в США появились публикации-прогнозы: якобы в случае глобального конфликта подводный носитель способен доставить к побережью США 100-мегатонный термоядерный боезаряд, который вызовет цунами, и в океан смоет всю прибрежную инфраструктуру вместе с авианосцами, оборонными заводами и целыми городами. Таким образом, беспилотный "Посейдон" еще до принятия на вооружение повлиял на международную обстановку и отчасти – на решения военного руководства ряда недружественных России стран. Но без весомой причины (к примеру, акта агрессии в отношении РФ) "Посейдон" никогда не стартует.

Таинственный "Хабаровск"

Новейшая субмарина "Хабаровск" сегодня является, пожалуй, одной из самых больших военных тайн России. По данным из открытых источников известно, что корабль оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой и способен нести на борту до шести беспилотных "Посейдонов", которые в западной прессе называют "торпедами Судного дня". Водоизмещение около 10 тысяч тонн, скорость до 32 узлов, глубина погружения 500 метров, автономность 120 суток, экипаж – не менее 100 человек. Корпус субмарины напоминает новейший стратегический ракетоносец "Борей". Основные характеристики "Хабаровска" засекречены. ВМФ России планирует иметь в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов по две субмарины-носителя "Посейдонов".

Это принципиально новое поколение систем подводного стратегического вооружения России. "Двойная скрытность" атомных субмарин-носителей и стратегических "торпед Судного дня" надежно гарантирует эффективный ответно-встречный ядерный удар, даже если в отдаленной перспективе США и НАТО удастся создать "непробиваемую" систему ПРО на суше, на море и в космосе.

"Посейдон" – не единственное свидетельство технологического превосходства России, но весьма впечатляющее и отрезвляющее потенциального противника. Но Российская Федерация не стремится маниакально генерировать угрозы. Более того, для укрепления стратегической стабильности в мире Москва готова обсуждать с западными партнерами справедливые договорные обязательства для достижения стабильности в мире с учетом возможностей новейших российских стратегических систем вооружения.

681
Теги:
Россия, ВМФ РФ
БелАЭС

Вновь дипломатическая схватка: обойти препоны и обеспечить экспорт БелАЭС

80
(обновлено 16:12 26.05.2020)
Экономическая целесообразность подменяется соображениями геополитики. О том, как Литва пытается помешать Беларуси экспортировать энергию строящейся БелАЭС и что с этим делать, – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Пока разворачиваются политические баталии в связи с президентскими выборами, на Белорусской АЭС в Островце продолжаются плановые работы по введению станции в эксплуатацию.

Так, 25 мая завершили этап входного контроля ядерного топлива для начальной загрузки в реактор первого энергоблока. При этом, по информации Министерства энергетики, физический пуск первого энергоблока намечен на июль 2020 года, а энергетический пуск – на октябрь. Соответственно, уже осенью можно ожидать выдачу первых киловатт-часов в энергосистему нашей страны.

Литовцы не смогли заблокировать строительство БелАЭС

Ожидается, что появление собственной АЭС позволит существенно укрепить энергетическую безопасность Беларуси, так как на настоящем этапе 95 процентов электроэнергии приходится на импортируемый из России природный газ, в то время как после запуска станции, по оценкам экспертов, до 30 процентов выработки будет приходиться на атомную энергию, что является в гораздо большей степени выгодным вариантом.

Внутренняя потребность Беларуси в АЭС, особенно с учетом пробуксовки создания единого энергетического рынка в Евразийском Союзе, представляется очевидной. А вот перспективы экспорта электроэнергии, что будет особенно актуально с введением в эксплуатацию второго энергоблока в 2021 году, по-прежнему осложняются из-за недружественной позиции Литовской Республики, которую в Минске считают политически ангажированной.

Существует мнение, что белорусы просто опередили литовцев в данном вопросе, когда Вильнюс под диктовку Евросоюза сначала закрыл Игналинскую АЭС советского образца, а потом очень долго думал над вопросом строительства собственной атомной электростанции. В итоге обычно неповоротливая "последняя диктатура" просто обошла Литву на поворотах, что вызвало бурю эмоций в тамошнем истеблишменте, считающим себя наследником средневекового ВКЛ.

При этом нужно особо отметить, что Вильнюс уже смирился с фактом появления АЭС в Беларуси, а задача заблокировать строительство станции, которая была основным приоритетом внешней политики Литвы в последние годы, явно оказалась не по плечу литовской дипломатии. Несмотря на специфические отношения Беларуси со странами Запада, сфера атомной энергетики регулируется не политическими критериями и абстрактными "ценностями", а конкретными техническими нормами, поэтому эмоциональные заявления из Литвы к делу, как говорится, не пришьешь.

В то же время с технической точки зрения Белорусская АЭС, которая возводится компанией "Росатом" в соответствии с проектом нового поколения 3+, выглядит практически безупречно и полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ в области безопасности, что неоднократно подчеркивалась в соответствующих отчетах различных экспертных миссий.

Поэтому, при всем сочувствии к Литве и неоднозначном восприятии Беларуси и России, затевать кампанию по блокированию строительства БелАЭС европейские союзники Вильнюса отказались. Не то, чтобы не могли, ведь все мы знаем, что такое double standarts в политике Запада, но просто не стали, видимо посчитав, что игра не стоит свеч.

Мирный атом против политических преград

Однако, увы, такое поведение Евросоюза хоть и изрядно расстроило литовцев, но не повлияло на общее отношение Вильнюса к проекту. Не справившись с задачей остановить строительство станции литовское руководство поставило перед собой другую задачу: заблокировать экспорт электроэнергии с БелАЭС в третьи страны. При этом литовцы сигнализируют во внешний мир личным примером: Сейм Литвы объявил Белорусскую АЭС "угрозой национальной безопасности" и призвал правительство "принять меры" к тому, чтобы белорусская электроэнергия не попала на литовский рынок.

Подобная стратегия напоминает поведение ребенка, который отказывается в морозную погоду надевать шапку, мол, "назло маме уши отморожу", но в данном случае к деятельности Вильнюса стоит отнестись максимально серьезно.

В отличие от технических вопросов безопасности, когда строительство АЭС было суверенным правом Беларуси и в этом процессе лишь требовалось соблюсти необходимые международные стандарты, проблематика энергетических сделок относится к сфере экономики и политики. При этом нередко экономическая целесообразность подменяется соображениями геополитики, а национальные интересы отдельных стран приносятся в жертву глобальных геополитических амбиций центров силы.

Очевидно, что Литва попытается продать Евросоюзу и США свои услуги в области безопасности и на полную эксплуатировать образ "российской угрозы" с тем, чтобы убедить не только Латвию, Эстонию и Польшу, но также Украину отказаться от экспорта дешевой белорусской электроэнергии. Кроме того, у этих стран существуют планы выхода из общей энергосистемы, перспективы и сроки реализации которых достаточно туманны, но сбрасывать со счетов эти программы нельзя.

При этом в прошлом году Беларусь практически удвоила экспорт электроэнергии по сравнению с 2018 годом, а основными рынками сбыта как раз являются страны Балтии и особенно Украина. Понятно, что с ростом производства электроэнергии на БелАЭС постепенно начнут выводиться из эксплуатации старые генерирующие мощности, соответственно, энергетические предложения из Беларуси станут еще более выгодными для наших партнеров.  

То есть, экономический базис будущих проектов уже существует, но теперь Минску предстоит очередная дипломатическая схватка, где отечественному мирному атому предстоит снова преодолеть политические препоны.

На этом пути нужно продолжать работу не только с основными партнерами, но и не оставлять попыток постепенно переубедить Литовскую Республику, особенно с учетом того, что с "той стороны" периодически поступают различные сигналы, значение которых, конечно, нельзя преувеличивать.

Однако нужно сказать, что Беларусь охотно идет навстречу литовцам в любых вопросах, недавнее подписание двустороннего договора об оповещении о ядерных инцидентах – дополнительное тому подтверждение. Можно предположить, что если Беларуси удастся сломать планы Вильнюса по созданию международной блокады Белорусской АЭС, то и Литва постепенно перейдет от конфронтационной риторики к адекватному сотрудничеству в сфере энергетики, что безусловно отвечает экономическим интересам двух стран.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

80
Теги:
Беларусь, Литва, БелАЭС
Города мира. Вильнюс

Литва предложила вариант пропуска белорусов через границу

0
(обновлено 09:36 27.05.2020)
Несмотря на высокий риск того, что осенью количество заболеваний COVID-19 возрастет, необходимо учиться жить с этим вирусом, считает профессор.

МИНСК, 27 мая – Sputnik. Литва открыла границы со странами Балтии, границы с другими государствами закрыты до 15 июня и в настоящее время обсуждается открытие сообщения. Об этом сообщил глава Центра инфекционных заболеваний и СПИДа Саулюс Чаплинскас в интервью DELFI.

По словам Чаплинскаса, можно продумать в том числе варианты, по которым в Литву смогут попасть белорусы, хотя вопрос об открытии границы с Беларусью пока не поднимается.

"Если говорить о Беларуси – все равно там есть важные экономические и человеческие связи. Почему бы не ввести паспорт или сертификат COVID-19? Хочешь проехать, проверься и покажи", – сказал профессор.

Он пояснил также, что на литовской границе может быть установлено спецоборудование, которое позволит выполнить тест на коронавирус прямо на месте в течение 30 минут. Если власти приложат усилия, считает Саулюс Чаплинскас, оно может появиться на границе Литвы в течение двух месяцев, но в первую очередь такой технологией хотят обеспечить США.

Профессор убежден, что несмотря на высокий риск того, что осенью количество заболеваний COVID-19 возрастет, необходимо учиться жить с этим вирусом: открывать границы, принимая при этом меры по снижению риска заражения граждан до минимума.

0
Теги:
Беларусь, Литва