Малый ракетный корабль проекта 22800 Советск

Мощь Балтфлота РФ возрастет на 6 ракетных кораблей: чем интересен "Каракурт"

1026
(обновлено 09:35 20.05.2020)
Боевой состав Балтийского флота регулярно пополняется кораблями новых поколений с дальнобойным, высокоточным ракетным оружием на борту.

Это закономерный и адекватный ответ России на агрессивное развитие в регионе военной инфраструктуры и наступательных возможностей ряда стран НАТО.

По информации главнокомандующего ВМФ России Николая Евменова, в ближайшее время надводные силы Балтфлота пополнятся серией из шести малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт" с крылатыми ракетами "Калибр-НК". Четыре из шести МРК будут нести интегрированный в систему вооружения морской вариант зенитного ракетного комплекса "Панцирь-МЕ".

Появление новых ракетных кораблей существенно увеличит ударную мощь оперативно-стратегического объединения ВМФ России в Балтийском море. Главное оружие "Каракурта" – проверенные в боевой обстановке крылатые ракеты "Калибр-НК", способные поражать цели на дальности до 2500 км. В зависимости от поставленных задач один такой корабль может уничтожить ракетный эсминец, военную базу или аэродром противника (к примеру, от Балтийска до авиабазы Ramstein – всего 1000 км). Задачи по предназначению "Каракурт" может выполнять как в одиночку, так и в составе корабельной ударной группы. Первым из упомянутой серии встанет в строй МРК "Одинцово", на котором сейчас проходит испытания морская модификация комплекса "Панцирь-МЕ". Ранее Балтфлот пополнили два корабля проекта 22800: "Мытищи" и "Советск". В России к 2026 году планируется построить 18 "Каракуртов".

Балтийский флот получает новые ракетные корабли в приоритетном порядке, потому что находится на Западном стратегическом направлении, в постоянной готовности к отражению ракетно-авиационного удара потенциального противника. Основные задачи флота: защита экономической зоны и районов производственной деятельности, обеспечение безопасности судоходства, выполнение внешнеполитических акций российского правительства в экономически важных районах Мирового океана. Боевые корабли несут службу вблизи родных берегов, в Средиземном море, в Индийском и Атлантическом океанах. В составе Балтфлота имеются соединение надводных кораблей, дивизион дизельных подводных лодок, соединения вспомогательных и поисково-спасательных судов, морская авиация, береговые войска, части ПВО и другие. Основные пункты базирования – Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Ленинградская область).

Мал, да удал

Ракетные корабли проекта 22800 уникальны по конструкции и боевым возможностям, аналогов в мире не существует. МРК "Каракурт" заметно превосходит, к примеру, ракетно-артиллерийский корабль проекта 21631 "Буян-М" ближней морской зоны. Кроме высокоточного комплекса "Калибр-НК" с эффективными крылатыми ракетами (сколько их на борту – секрет), новые МРК обладают передовыми комплексами управления, ПВО, радиотехнического вооружения, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также противодиверсионными средствами. В компактном корабельном корпусе (длиной 67 метров, шириной 11 метров, водоизмещением 800 тонн) заключена огромная боевая мощь.

В перспективе проект 22800 получит и гиперзвуковые "Цирконы", поражающие цели на дальности более 1000 км, неуловимые для существующих и перспективных систем противоракетной обороны (ракета 3M22 "Циркон" летит со скоростью свыше 10 тысяч км/час). Программа "длинных и точных рук" Военно-морского флота РФ развивается с учетом практического опыта уничтожения боевиков ИГ* в Сирии с помощью малых ракетных кораблей другого проекта.

Пуск противокорабельной ракеты 'Калибр-НК' с борта малого ракетного корабля проекта 21631 Вышний Волочек
© Sputnik / Андрей Станавов
Пуск противокорабельной ракеты 'Калибр-НК' с борта малого ракетного корабля проекта 21631 "Вышний Волочек"

Построенный в прошлом году МРК "Одинцово" первым получил новейший ЗРПК "Панцирь-МЕ", интегрированный в систему вооружения. Это единственная в мире корабельная система, совмещающая в башенной установке мощное артиллерийское и многорежимное ракетное вооружение, интегрированную радиолокационно-оптическую систему управления. Автоматизированный комплекс обеспечивает почти мгновенную (три-пять секунд) реакцию на угрозы и способен поражать все типы воздушных целей (летящих со скоростями до 1000 метров в секунду), включая противокорабельные ракеты, авиабомбы, беспилотники – на удалении до 20 км и на высотах до 15 км. Напомню, сухопутный "Панцирь" показал высочайшую боевую эффективность в Сирии. И корабельная версия унаследовала достоинства базового образца. Прямых аналогов у морского "Панциря" нет и в ближайшее время не ожидается.

Малый ракетный корабль непросто обнаружить на радарах противника из-за незначительной отражающей поверхности. Мониторинг окружающей обстановки экипаж (39 человек) ведет с помощью многофункционального комплекса "Минерал-М" (активная и пассивная РЛС загоризонтной дальности). К списку отличных характеристик можно добавить максимальную скорость "Каракурта" – 30 узлов (свыше 55 км/час), автономность – 15 суток, дальность плавания – до 2800 морских миль (более 4500 км). Действительно, мал, да удал. Новые МРК проекта 22800 расширят операционные возможности Балтийского флота, окруженного недружественными военно-морскими силами стран НАТО.

Основа суверенитета

За минувшее полугодие на Балтийском флоте успешно проведено около 1500 мероприятий боевой подготовки. Экипажи выполнили около 400 боевых упражнений, включая 180 артиллерийских и 7 ракетных стрельб, минные постановки, глубинные бомбометания, противоминные действия. В ходе межвидовых совместных учений соединений и частей корабельные и береговые офицеры учились управлять разнородными силами и средствами.

Балтийский флот сегодня представляет собой мощную разновидовую группировку, которая располагает надводными и подводными силами, авиацией, войсками противовоздушной обороны, сухопутной составляющей – с передовыми вооружением и техническими средствами. Приоритет боевой подготовки – отработка действий разнородных ударных сил флота (корабельных ударных групп совместно с авиацией и береговыми войсками в Балтийской морской зоне). При этом главная роль в решении классических задач на море принадлежит современным высокотехнологичным корветам "Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий", а также малым ракетным кораблям "Советск", "Серпухов", "Зеленый Дол" и "Мытищи". На подходе – новые "Каракурты" с крылатыми ракетами "Калибр-НК" и, возможно, "Цирконами".

Многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет) Стерегущий
© Sputnik / Александр Гальперин
Многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет) "Стерегущий"

Высокие технологии в области вооружений остаются основой реального суверенитета и устойчивого развития любой страны, и Россия на этом направлении и в отдельно взятом Балтийском регионе опережает всех конкурентов. И в Пентагоне официально признают утрату глобального военного преимущества США (на фоне усиления КНР и РФ), а также военно-географическое превосходство России перед НАТО в Балтийском регионе. Лидерство РФ в области высокотехнологичных вооружений – не самоцель, а требование времени и гарантия национальной безопасности.

* – запрещенная в РФ и во многих странах мира террористическая организация.

1026
Теги:
Прибалтика, флот, Россия

Самолет Ан-124  авиакомпании Волга-Днепр, архивное фото

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

142
(обновлено 15:10 05.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России – рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны РФ Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за восемь лет украинская сторона так и не поставила двигатели. В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х (ресурс работоспособности – 50000 часов, 10000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения: украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего семь машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии Antonov считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что Antonov, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы Antonov сегодня Ан-124 отсутствует. Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

142
Теги:
вооружения
Белорусская биатлонистка Динара Алимбекова

Динара Алимбекова потянулась к "золоту", но у белорусок пока "серебро"

5663
Возобновление соревнований биатлонного Кубка мира - в четверг в чешском Нове Место-на-Мораве стартовал первый из трех мартовских этапов - получилось очень радостным для белорусских болельщиков.

По мнению колумниста Sputnik Руслана Васильева, серебряный результат женской эстафеты можно назвать триумфальным.

Это – победа!

Конечно, и в данном случае у палки при желании несложно найти второй конец, выразив, например, такое сожаление. Весьма-де досадно, что в отчаянно-упорной борьбе со шведкой Эльвирой Эберг наш финишер Елена Кручинкина уступила сопернице первое место на последних двухстах метрах дистанции четвертого этапа.

И кто оспорит сей посыл? Действительно досадно. Как иначе, если виктория была очень близка? Лично я в нее почти поверил, когда на главном подъеме трассы в НМНМ наша сестра Елена, казалось бы, оторвалась от не нашей сестры Эльвиры.

Но скандинавка не лыком шита, и не зря нынче владеет синим бипом лучшей молодой гонщицы Кубка мира! Оскалившись, не по-женски сгорбившись, пуская слюну еще перед стрельбой стоя, Эберг-младшая буквально "на зубах" продемонстрировала незаурядную силу воли, благо для шведов в ее ногах отыскался резерв скорости. Такие проявления мастерства и характера надо уважать, пусть даже они исходят от конкурентов.

Есть куда расти

Проиграть в такой драматической борьбе хоть и досадно, но отнюдь не зазорно, что должны признать и завзятые максималисты. И ни в коей мере нельзя считать второй серебряный финиш белорусского эстафетного квартета в 2021 году фиаско!

Те же россиянки почли бы за честь поменяться с нами местами! Ан нет! Соседки восьмые, и Миронова с компанией только облизываются на "серебро" Кручинкиной, которой так и не заинтересовались всерьез в родной российской сборной.

Кроме того, обратите внимание, какой резерв у белорусского квартета. Во-первых, стреляли подопечные Олега Рыженкова и Райни Гесвайнера с проблемами: девять дополнительных патронов - это немало. У тех же шведок на треть меньше, то есть, всего шесть. 

Во-вторых, в четверг только Сола была реактивной, показав лучший лыжный результат на третьем этапе. Кривко, Алимбекова и Кручинкина развили недурственные скорости, но каждая способна быть еще более быстрой. В том числе и стартер Ирина, пусть у нее и второй результат на первом этапе. В-третьих, скорострельность пока наша ахиллесова пята. Много проводим времени на огневых рубежах. Но ведь это и завидная перспектива роста!

Так что не зря Динара на церемонии награждения, что по-прежнему проходят в режиме самообслуживания, невольно протянула руку и фактически подхватила золотую награду. Осознав ошибку, Алимбекова смущенно улыбнулась, но ее жест, будем надеяться, наполнен метафизическим смыслом и имеет "провидческую" подоплеку.

А пока шведкам эта победа была банально нужнее. Она позволила скандинавкам догнать в эстафетном зачете немок (теперь у обеих команд по 160 очков), и вырвать у них малый Хрустальный глобус. Как раз благодаря двум викториям против одной.

Расклад по этапам

Белорусская "кнопка" и олимпийская чемпионка-2018 Кривко помаленьку возвращает себе навыки хорошего застрельщика. Конечно, Ирина, как стабильный и незаурядный снайпер может обходиться без дополнительного патрона на "стойке". Главное, что свою задачу - оставить белорусский квартет в борьбе за самые высокие места - она решила и финишировала седьмой. Причем, менее, чем в пятнадцати секундах от лидера.

Последний круг вовсе получился на зависть, что внушает оптимизм. Кривко способна вернуться в пул фаворитов в каждом личном старте. Главное, чтобы не подводило здоровье, те же зубы, с которыми она "мается" не первый год.

"Сегодня состояние было рабочее, - поделилась Ирина. - Хотя все равно отмечу, что нынешний сезон проходит для меня сложно. Тем не менее, рада быть полезной команде в эстафете. Первый этап, конечно, очень, увлекательный. На нем интересно бороться, но пока не слишком приблизилась к идеальному исполнению. Тем не менее, со стрельбой почти справилась. А дальше за дело взялись девчонки. Они очень сильны в этом сезоне, спасибо им!"

Алимбекова на втором этапе отработала с подкупающей солидностью. Уже после безошибочной "лежки" она ворвалась в топ-3, чтобы и после "стойки" (один дополнительный патрон) убежать на последний круг третьей вслед за "электричками" - норвежкой Экхофф и француженкой Бреза-Буше. Финишный километр дался Алимбековой непросто, она пропустила украинку Джиму, но похвал Динара, безусловно, заслужила. 

"Мы очень хорошо тренировались летом, сильно добавили в скорости и стрельбе, - рассказала Алимбекова. – У нас уже были хорошие эстафеты, благодаря чему вышли на старт уверенными в себе. Знали, что можем хорошо выполнить свою работу и претендовать на высокие места. Думаю, всех девчонок мотивировало, что у меня были хорошие результаты в начале сезона. Мы понимаем, что каждая из нас способна показать хороший результат, стремимся к максимуму, подстегивая друг друга. Отсюда и хорошие командные результаты в эстафетах".

Удивительно, что нашлись представители "диванного кретинизма", которые стали… попрекать Динару за пойманную "звездочку". Дескать, фраза о мотивации ее примером – нескромность. Это тяжелый случай и вряд ли удастся просветить таких "мудрецов", но все-таки – попытка не пытка.

Представьте, что вы тренируетесь вместе с человеком, подчас обыгрывая его во внутренней конкуренции, и точно не считаете себя хуже. Скорее, даже наоборот. И вот партнер по команде добивается крупного международного успеха. Какие мысли начинают роиться в вашей голове, если такое когнитивное состояние не чуждо в принципе? Ответ элементарен: значит, я тоже могу! Я ведь не слабее! Вот что имела в виду Алимбекова. Причем тут "звездочка"? Смените диваны!

Сола вела на третьем этапе традиционную борьбу с собой на огневых рубежах, сумев таки совладать с эмоциями. Да, пять дополнительных патронов – очень много. Но зато Анна не ушла на штрафной круг. Заодно показав и лучший лыжный ход на этапе.

"Разумеется, у меня есть к себе претензии, - призналась Сола. – Стреляла опять не совсем так, как хотелось бы. Зато была быстра на дистанции, хотя пока о моем мартовском функциональном состоянии судить сложно - время покажет. После финиша у меня заболел живот, и я фактически не следила за ходом гонки. И тут главное, что наши победы - реальны! Я знаю, что мы на это способны".

Равен счет удач и бед

О Кручинкиной разговор особый, ибо на нее после четвертого места на чемпионате мира вовсе обрушилась вся "диванная накипь". Так что возвращение белорусского квартета на пьедестал с финишером Еленой в составе для нее особенно ценно. Тем более, как выяснилось из сообщения Ирины Кручинкиной, ее сестра, оказывается, испытывала после эстафеты в Поклюке страхи, через которые переступила в НМНМ. Слава богу!

Правда, мне хочется посоветовать Елене в следующий раз реагировать менее остро на пустопорожний треп в социальных сетях, не накручивая себя понапрасну. Какие страхи?! Право, для них не было никаких причин. Кручинкина ведь не "застрелилась" на чемпионате мира, не ушла на штрафные круги. Просто очень сильные соперницы оказались удачливее, а самой Елене в конкретный день немного не хватило сил.

Это спорт, так бывает. Без поражений нет побед! И равен счет удач и бед! А опыт - дело наживное. Возможно, в следующий раз Елена лучше сориентируется в разборке на последней сотне метров, и закроет "калитку" оппонентке (разумеется, до финишного коридора!), чего не сообразила сделать в четверг.

Кстати, в качестве учебного пособия надо использовать пример Эберг-старшей, которая недавно на последнем этапе классической смешанной эстафеты в Поклюке очень жестко отбилась от Пидгрушной, чем вывела "украинскую мамку" из себя. Но Ханна нисколько не раскаивалась, считая себя во всем правой.

"Спасибо моей команде!" - прокомментировала Кручинкина итоги эстафеты в НМНМ. Это – правильно. Сила белорусского квартета именно в коллективе, что и надо ценить, не поддаваясь провокационным посылам раскола.

5663
Теги:
Динара Алимбекова, эстафета, биатлон
Календарь 6 марта

Какой сегодня праздник: 6 марта

0
(обновлено 10:41 01.03.2021)
Сегодня суббота, 6 марта. Этот день является 65-м в григорианском календаре. До конца года остается 300 дней.

Знаете ли вы, что 6 марта отмечается Международный день зубного врача? О том, чем еще ознаменовано 6 марта, – в справке Sputnik. 

Что произошло 6 марта

В 1790 году личный зубной врач Джорджа Вашингтона по имени Джон Гринвуд изобрел стоматологический бор.

В 1899 году немецкий химик Феликс Хоффманн получил патент на аспирин.

В 1900 году в США началась первая эпидемия бубонной чумы, летальность достигла 95%.

В 1902 году был основан футбольный клуб "Реал Мадрид", который был назван FIFA лучшим футбольным клубом XX века.

В 1964 году Кассиус Клей, чемпион мира по боксу, принял ислам и взял имя Мухаммед Али.

В США 6 марта также отмечают Национальный день замороженных пищевых продуктов. В 1930 году в Спрингфилде поступила в продажу первая замороженная пища, она выпускалась под маркой Clarence Birdseye. 

Кто родился 6 марта

Кроме того, 6 марта день рождения отмечают российская эстрадная певица Татьяна Буланова (1969) и спортивный комментатор Василий Уткин (1972). Также исполняется 93 года со дня рождения знаменитого писателя Габриэля Гарсия Маркеса (1927). 

6 марта в православном календаре

В этот день верующие православные чтут память преподобного Тимофея Олимпийского, святителя Евстафия. 

Именины 

6 марта именины у Тимофея, Константина, Павла, Ивана, Даниила, Захара, Александра, Георгия, Григория, а также у Ольги. 

6 марта в народном календаре

Преподобного Тимофея назвали Весновеем. Считалось, что именно в этот день уже начинал дуть теплый весенний ветер. 

По приметам, если этот день выдавался солнечным, погожим, то и вся весна должна была быть такой.

6 марта в белорусском народном календаре

0
Теги:
какой сегодня праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день