3D-изображение нефтяного насоса перед логотипом ОПЕК

Новое соглашение ОПЕК+: кому оно выгодно и почему

363
(обновлено 18:48 08.06.2020)
Ситуация с добычей черного золота стабилизируется, как удалось этого достичь после весеннего обвала на нефтяных рынках - для Sputnik рассуждал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков.

В ходе встречи стран - участников соглашения ОПЕК+ 6 июня были подведены результаты первого периода сокращения добычи нефти и принято решение о дальнейших действиях. Нынешнее соглашение, которое также называют ОПЕК+ 2.0, было заключено в середине апреля после переговоров G20 (группа стран "Большой двадцатки" - ред) и участников ОПЕК+.

Тогда было решено о снижении объемов добычи на 9,7 миллионов баррелей в сутки. Это решение было принято на фоне беспрецедентного падения объемов потребления нефти из-за коронавируса. Почти все страны применяли одинаковые меры борьбы с распространением инфекции: вводились ограничения на перемещение людей, чтобы они не заражали друг друга. В итоге во всех частях мира самолеты перестали летать, а автомобили ездить, останавливались промышленные предприятия. Соответственно потребление топлива сократилось. А добыча нефти оставалась на прежнем, докарантинном уровне.

Более того, из-за разночтений между Россией и Саудовской Аравией по вопросу дополнительного сокращения производства нефти, сделка ОПЕК+ на второй квартал 2020 года была фактически сорвана. На встрече участников соглашения ОПЕК+ 4-6 марта нынешнего года королевство предлагало сократить объем добычи нефти еще на 1,5 миллионов баррелей для всех участников к тем квотам, что уже действовали.

Причиной такого действия назывался спад спроса в Китае (к началу марта серьезные карантинные меры действовали в основном в Китае, а Европе они появились чуть позже). Россия выступала за то, чтобы не сокращать добычу в тот момент, подождать и следить за развитием ситуации, потому что было непонятно, как долго продлится карантин в КНР и перекинется ли вирус на другие страны

После неудачной встречи членов ОПЕК+ в марте Саудовская Аравия начала "ценовую войну": королевство стало давать существенные скидки покупателям ее нефти и объявило об увеличении добычи нефти с 1 апреля (когда заканчивался период предыдущих договоренностей) на два миллиона баррелей в сутки. Остальные участники соглашения также получили свободу действий и готовились увеличить свою добычу. В итоге две тенденции – стремительное падение потребления нефти и рост ее добычи привели к "идеальному шторму" на рынке и обрушению цен. Именно на этом фоне и была заключена нынешняя сделка ОПЕК+ 2.0.

Эта предыстория важна для понимания истинных целей соглашения на первый период: как минимум на май. Огромный переизбыток предложения нефти в марте-апреле поставил вопрос о переполнении нефтяных хранилищ во всем мире. Ведь "лишняя" нефть шла именно туда. А превышение предложения над спросом оценивалось от 20 до 35 миллионов баррелей в сутки.  Поэтому новое соглашение ОПЕК+ ставило перед собой первоочередную задачу не допустить переполнения нефтяных хранилищ. В случае реализации самого негативного сценария всем производителям пришлось бы сокращать производство гораздо больше, чем по условиям договора ОПЕК+, а цены на нефть упали бы до нуля.

Этим нынешнее соглашение стран-производителей нефти отличается от первого договора ОПЕК+, заключенного в 2016 году. Тогда речь шла о регулировании объемов производства для того, чтобы поднять цену нефти, так как она никого из участников расширенного картеля, в том  числе Россию, не устраивала.

Потребление восстанавливается, цены тоже

К началу июня риск переполнения нефтяных хранилищ существенно снизился, сейчас такой сценарий фактически никто не рассматривает. Поэтому можно сказать, что сделка ОПЕК+ в нынешнем формате свою первую задачу выполнила, причем досрочно. Ведь она предполагала, что в мае-июне страны участники максимально снизят объем производства нефти, а с 1 июля смогут уже немного его нарастить и так далее: сокращение на 9,7 миллионов баррелей в сутки в мае - июне, на 7,7 млн баррелей - в июле - декабре, и на 5,8 млн баррелей - до апреля 2021 года.

Однако сделка ОПЕК+ всегда была ситуативной. Участники регулярно собираются и корректируют ранее принятые решения. Так произошло и сейчас. ОПЕК+ договорились о том, что период максимального сокращению добычи будет продлен на июль. Однако причина этому уже не в желании не допустить переполнения хранилищ. Потребление сейчас восстанавливается хорошими темпами. Теперь участники ОПЕК+ возвращаются к старой стратегии подталкивания цен вверх.

Вероятно, на пролонгации максимального сокращения на июль настаивала Саудовская Аравия. Последние месяцы показали, что, несмотря на все заявления королевства о том, что их не волнуют цены на нефть и они самые эффективные производители, в реальности дорогая нефть им нужна даже больше, чем России и другим странам. Ведь у саудитов бюджет верстается без дефицита, по оценкам МВФ, при цене более 80 долларов за баррель. 

Также на Саудовскую Аравию давят США, которым повышение цен на нефть необходимо для спасения своих производителей сланцевой нефти. При ценах около 30 долларов за баррель почти все эти проекты становятся нерентабельными. В США сейчас происходит стремительное сокращение объемов добычи нефти, производство снизилось примерно на два миллиона баррелей в сутки. Причем по экономическим причинам, а не из-за указания властей. 

Россия согласилась на продление периода максимального сокращения по нескольким причинам.

Во-первых, для бюджета выгодно повышение цен, так как именно от мировых цен высчитывается экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Чем дороже нефть, тем больше получает бюджет. Хотя нефтяные компании, наверное, хотели бы получить возможность больше добывать, так как прибавку цены в большей степени "срежет" государство в виде пошлин и налогов. 

Во-вторых, Россия не стала провоцировать конфликт с Саудовской Аравией, чтобы не возвращаться к ситуации марта, когда разрыв соглашения ОПЕК+ привел к падению цен. Восстановление экономики после коронавируса потребует много денег, поэтому российские власти не хотят рисковать доходами бюджета. 

Страны постсоветского пространства в целом от нынешнего решения ОПЕК+ выиграют. Казахстану и Азербайджану рост цены на нефть важнее, чем возможность увеличить объемы ее производства как можно скорее. Беларуси также нужна дорогая нефть. Страна вернулась к масштабным закупкам российской нефти, что позволяет ей в полной мере загрузить свои НПЗ. А подорожание нефти, естественно, означает и рост цен на нефтепродукты в Европе, что повысит экспортную выручку от поставок белорусских нефтепродуктов в другие страны.

Поэтому в целом для всех государств и наличие соглашения ОПЕК+, и решение о пролонгации периода максимального сокращения добычи нефти с целью поддержания высоких цен является выгодным. А нефтяные компании, выступавшие против данного решения, не испытают существенных негативных последствий, так как имеют финансовые запасы.

Читайте также:

363
Теги:
ОПЕК, нефть

Участницы акции в Минске

Суперпрезидентская Беларусь. Что поменяют в Конституции республики?

1453
Как может измениться Конституция республики и к чему это приведет, разбиралась корреспондент РИА Новости Галия Ибрагимова.

Противостояние власти и оппозиции в Беларуси принимает новый оборот. Сторонники и противники Александра Лукашенко призывают к конституционной реформе, но выдвигают разные условия. Менять основной закон готов и сам президент, однако его оппоненты сомневаются, что он уступит полномочия. 

После того как Лукашенко пообщался в СИЗО КГБ с оппозиционерами, в республике заговорили о конституционной реформе. Политические оппоненты начали более или менее внятно излагать план дальнейших действий.

Лукашенко признал, что сейчас вся полнота власти сосредоточена в руках президента. Он согласен с тем, что это надо изменить.

"У нас несколько авторитарная система устройства общественной жизни. Это личностный момент, а надо сделать так, чтобы работала система, не завязанная на личности, в том числе Лукашенко", — отметил глава государства. И не исключил, что после конституционной реформы пройдут внеочередные парламентские и президентские выборы.

Предполагается, что новая Конституция расширит полномочия правительства и парламента. Это, возможно, обеспечит безболезненный транзит власти.
Однако Лукашенко резко критикует предложение оппозиции вернуть Конституцию 1994 года, в которой решающее слово в ключевых вопросах государственного устройства принадлежало именно парламенту. В 1996-м референдум лишил законодательное собрание многих функций, предусмотренных тем документом.

Нет ясности и с избирательной реформой, хотя Лукашенко считает ее необходимой.

На подступах к реформе

Белорусские власти уже представили проект основного закона на рассмотрение России и ОБСЕ. Этот документ разработали в Конституционном суде.
В Москве поддержали готовность Минска к реформам. Владимир Путин назвал идею реформы "своевременной и целесообразной". Однако Лукашенко взял паузу. Его оппоненты потребовали сначала освободить содержащихся в заключении оппозиционеров.

После беседы с Лукашенко в СИЗО трех участников встречи перевели под домашний арест: директора IT-компании PandaDoc Дмитрия Рабцевича, адвоката Илью Салея и бизнесмена Юрия Воскресенского. Чуть позже так же поступили и с политтехнологом Виталием Шкляровым.

Но прямые переговоры о реформе власть и оппозиция по-прежнему не ведут. Хотя несостоявшиеся кандидаты в президенты Виктор Бабарико, Валерий Цепкало и Сергей Тихановский выступали за изменение основного закона еще весной.

Суперпрезидентская Беларусь

Опрошенные РИА Новости специалисты считают, что начать следует с внятного разъяснения принципа разделения властей.

"В соответствии со статьей 137 действующей Конституции указы и декреты президента имеют большую юридическую силу, чем закон. Выше указа главы государства только Конституция. Получается, что сейчас Лукашенко обладает не только исполнительными, но и законодательными полномочиями. При этом нет четкого определения числа президентских сроков", — объясняет РИА Новости директор минского Института политических исследований "Политическая сфера" Андрей Казакевич.

Собеседник обращает внимание и на чрезмерные полномочия главы государства при формировании органов исполнительной власти. Реформа должна передать часть этих функций парламенту, полагает он.

"Например, кандидатуру премьер-министра надо согласовать с парламентом. Но всех заместителей премьера и профильных министров президент назначает лично. Лукашенко сам выбирает и региональных руководителей. Даже кадры низового уровня зависят от него", — поясняет Казакевич.

На его взгляд, следует реформировать и судебную систему. "Назначение всех судей в руках Лукашенко. Согласование кандидатур с Верховным судом и Советом республики — высшей палатой парламента — превратилось в формальность. Необходимо расширить права парламента в этом вопросе. Выдвигали идеи суда присяжных, но все они повисли в воздухе", — рассуждает Казакевич.

В новой Конституции важно определиться и с полномочиями законодательной власти. "Практика показала, что унитарной Беларуси ни к чему двухпалатный парламент. Совет республики не выполняет каких-либо серьезных функций. Однопалатный парламент был бы эффективнее", — считает эксперт.

Комиссию по изменению основного закона создали еще в прошлом году, задолго до президентских выборов. Но пока результаты ее работы неизвестны, уточняет собеседник агентства.

Просчеты Лукашенко

Политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов в беседе с РИА Новости обращает внимание на обстоятельства, подталкивавшие страны СНГ к пересмотру основного закона.

"В Грузии, Молдавии, Киргизии, частично в Армении — из-за смены власти. Корректировали форму правления. От президентской республики переходили к парламентской. Но усиление законодательной ветви не привело к демократии и порядку. Наоборот, это оборачивалось госпереворотами", — отмечает Куртов.

Он согласен, что Беларуси нужна конституционная реформа. Но, по его мнению, и нынешняя версия основного закона могла бы быть действенной.
"Если бы белорусский лидер допускал появление новых политических партий, ослабил контроль над выборами, кризиса удалось бы избежать. Критики Лукашенко давно поднимали эти вопросы, но власть оставалась глуха", — подчеркивает Куртов.

Какие бы поправки ни предлагали, для реформы нужен общенациональный диалог — на это указывают все эксперты. И если он все же начнется в ближайшее время, устраивающий всех положительный результат вполне возможен.

1453
Теги:
Александр Лукашенко, Беларусь, конституция
Темы:
Поправки в Конституцию – 2020
Работа за компьютером

Откуда возник "олимпийский скандал" и почему России не о чем беспокоиться

189
(обновлено 14:10 21.10.2020)
Выдвинутые Штатами и Великобританией обвинения в кибератаках России на Олимпийские игры в Южной Корее и Японии вызвали в РФ несколько озадаченную реакцию.

Причина недоумения проста: очередные голословные инсинуации об абсурдном преступлении Москвы против мира и спорта кажутся бессмысленными — и для продвижения антироссийской повестки, и для принятия мер по "наказанию" России.

Русофобия как инструмент

С одной стороны, с русофобской медиакампанией у Запада и так все хорошо. Еще инцидент с Алексеем Навальным не до конца отработан. Вроде бы нет никакой необходимости запускать свежую утку, особенно на столь высоком уровне — глав внешнеполитических ведомств и ключевых спецслужб. А с другой — предыдущий опыт, включая и историю с российским блогером, показывает, что на принятие каких-то по-настоящему серьезных и болезненных мер против Москвы можно в любом случае не рассчитывать.

В то же время синхронное выступление Вашингтона и Лондона свидетельствует о наличии общих целей, преследуемых обеими столицами.

Но о чем конкретно может идти речь?

Разгадку, скорее всего, стоит искать в реакции Токио и Сеула на выдвинутые обвинения. Правительство Японии отказалось от комментариев, взяв тайм-аут для сбора "соответствующей информации". Южнокорейские власти также предпочли отмолчаться.

Судя по всему, официальные лица и спецслужбы обеих стран — между прочим, ключевых союзниц Запада в регионе — не были заранее поставлены в известность об американо-британской операции и теперь вынуждены судорожно ориентироваться на местности, чтобы не подставиться и занять в итоге максимально аккуратную позицию. Как это сделал, например, Олимпийский комитет Японии, который заверил, что не ощутил воздействия кибератак на свою работу.

Так что с высокой вероятностью главной целью новой антироссийской кампании, как ни странно, является вовсе не наша страна, а остальной мир — и в первую очередь сам Запад. Русофобская же повестка выступает тут просто в качестве удобного привычного инструмента, а не самоцели.

Борьба за медиавлияние

Информационно-пропагандистское доминирование является важнейшей частью гегемонии США. А Великобритания традиционно составляет им в этом вопросе пару, поскольку именно совокупность самых влиятельных англоязычных СМИ по обе стороны Атлантики принято называть глобальным медиамейнстримом. Про особую же близость двух стран при сотрудничестве в политико-спецслужбистской сфере также давно и хорошо известно.

Постепенная деградация сверхдержавного могущества Соединенных Штатов и отчетливое ослабление закулисного влияния Соединенного Королевства на международной арене в последние годы стали обыденной реальностью. Однако данные процессы затрагивают главным образом экономические, бюрократические и некоторые политические механизмы.

В то же время есть сферы, в которых главенство двух держав до сих пор оставалось неоспоримым. Как невозможно сомневаться в первенстве американской армии в НАТО, так ни одно СМИ континентальной Европы не способно состязаться по влиятельности с британской Times или американским CNN. Не говоря уже о том, что именно за океаном находится центр контроля столь мощных инструментов манипуляции общественным мнением, как Twitter и Facebook.

Жесткая политика Вашингтона против RT или китайского по происхождению TikTok подтверждает, что там прекрасно отдают себе отчет в значимости таких структур. Но к тому, что у геополитических оппонентов есть собственные очень серьезные ресурсы медиавлияния, Штаты уже все-таки привыкли и просто принимают меры по сдерживанию их работы у себя.

Куда чувствительнее для американо-британского спецслужбистского и пропагандистского тандема стало бы появление конкурентов внутри самого Запада. А происходит именно это — и дело Навального стало свидетельством идущих крайне неприятных и нежелательных для них процессов.

Первая ласточка из Берлина

Из России скандал вокруг блогера может выглядеть продолжением набившего оскомину хода вещей, но на самом деле он по-своему уникален, поскольку целиком и полностью является творением Берлина.

Да, Германия воспользовалась стандартной русофобской повесткой, но она перехватила ее у "старших партнеров" и использовала в самостоятельной игре.

Немцы контролируют Навального. Он говорит то, что им нужно: от защиты "Северного потока — 2" до шпилек в адрес американцев, не выказывающих ему особой поддержки. Главным источником новостей для мира на несколько дней стали германские издания, а англоязычные СМИ были вынуждены все это цитировать и тиражировать.

В подобном контексте история про русских хакеров из ГРУ, атакующих Олимпиады, приобретает совершенно особый смысл. Фактически с ее помощью американцы и британцы стремятся окончательно вымыть из новостной повестки тему Навального — поскольку это, по сути, проект их конкурентов. Кроме того, Вашингтону и Лондону важно в целом вернуть себе контроль над глобальным медиаполитическим пространством, которое на некоторое время подчинила себе Европа во главе с немцами.

Ну а лучшего способа для этого, нежели выбить клин клином — то есть одну антироссийскую тему другой, — они придумать просто не смогли.

Хотя обе стороны тут используют крайне недружественную нашей стране риторику, по существу их разногласия играют на руку России (и многим другим странам), поскольку усиливают уровень конфликтности внутри Запада и стимулируют дальнейший его упадок.

Ну а тот факт, что Германии впервые удалось — пусть и ненадолго — перехватить контроль над мировым политико-информационным пространством, стоит воспринимать не как уникальное исключение из правил, а как первую ласточку. США и Великобритании имеет смысл потихоньку готовиться к утрате медиадоминирования, поскольку вызов им теперь бросают не только геополитические конкуренты, но и ближайшие союзники.

Оригинал материала читайте на РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

189
Теги:
Олимпийские игры, кибератаки, Россия
Очередь из грузовых автомобилей

Очереди на границе: выезда из Беларуси в пятницу ждут более 530 грузовиков

0
По сравнению с началом недели очереди в пунктах пропуска на границе с соседними странами уменьшились вдвое.

МИНСК, 23 окт - Sputnik. Более 530 грузовых автомобилей продолжают стоять в очередях на границе с Литвой и Латвией, такие данные размещены на сайте Государственного пограничного комитета (ГПК).

Очереди на выезд из Беларуси в соседние страны сохраняются уже пятую неделю. Число грузовиков то сокращается, то увеличивается. По данным Госпограникомитета на утро пятницы, ситуация в пунктах пропуска остается прежней. Очереди сохраняются только в пунктах пропуска на границе с Литвой и Латвией, по другим направлениям выезд осуществляется без задержек.

В данный момент на белорусско-литовской границе больше всего фур скопилось в пункте пропуска "Каменный Лог" - более 170. В пункте пропуска "Бенякони" находятся более 130 машин, в "Привалке" - более 110. В пункте пропуска "Котловка" выезда в Литву ожидают около 80 большегрузов.

На белорусско-латвийской границе очереди сохраняются только в одном пункте пропуска - в "Урбанах". Там сейчас стоят более 40 грузовиков.

Следить за ситуацией на границе Беларуси можно на официальном сайте ГПК. При этом стоит учитывать, что данные по обстановке в пунктах пропуска, где действует электронная очередь, предоставляют ведомству операторы зон ожидания.

В минувший понедельник в ГПК заявили, что грузовики не "застряли" и не "стоят в заторе или пробке" на границе, а постоянно двигаются. Белорусские пункты пропуска работают и ритмично запускают автомобили для оформления, но проблемы есть на сопредельных сторонах.

Читайте также:

0
Теги:
очереди на границе, Беларусь, Государственный пограничный комитет Беларуси