Механический цех по производству валов и шестерен для тракторов Беларус на Минском тракторном заводе

Экономика Беларуси союзник или противник Лукашенко?

2012
Экономическая ситуация в Беларуси еще в 2019 году имела признаки стагнации: ВВП вырос лишь 1,2%. В 2020-м она еще больше осложнилась, полагает политолог Елена Кузьмина.

Пока можно оценить только негативные последствия от карантинных ограничений основных торгово-экономических партнеров Беларуси и нового витка мирового экономического кризиса, а не последствия внутриполитических сложностей после президентских выборов.

Экспорт-импорт в первом полугодии

Экспресс-данные Евразийской экономической комиссии за январь-июнь 2020 года демонстрируют сокращение ВВП Беларуси на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Но при его расшифровке по отраслям экономик оказывается, что промышленность в целом сократилась на 3,1%, объем грузовых перевозок – на 8,8%, а пассажирских – на 6,3%. Сохранили рост сельское хозяйство (+3,7%), строительство (+3,4%) и розничная торговля (+2,6%).

Внешняя торговля за январь-июль, по данным Белстата, сократилась на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем падание экспорта и импорта было почти идентичным. Но когда мы анализируем торговлю с основными партнерами страны, то здесь ситуация меняется. Больше всего просела торговля с Россией – на 20,2%. С Евросоюзом она сократилась на 15,7%, с Китаем – на 8,2%.

В Беларуси экспортоориентированная экономика, значительный доход бюджету дают поступления от поставок товаров за границу. В целом экспорт сократился на 8,3%. При этом в Россию – только на 6,6%, тогда как в ЕС – на 24,9%, а в КНР – на 19,4%. Резкое падение имел экспорт минеральных ресурсов (–60,3%), которые в основном и идут в ЕС и Китай.

Значительно сократился импорт из России – на 28,8%. Но здесь следует отметить два момента: отсутствие долгосрочного решения по нефтегазовым поставкам, а также падение мировых цен на углеводороды и металлы, которые поставляются из России в Беларусь (не будем забывать, что торговая статистика дается в валютном исчислении). Так, импорт минеральных ресурсов за первое полугодие сократился на 45,1%. Это неизбежно отразится на многих отраслях экономики республики.

Союзная интеграция

В экспертном сообществе отмечают, что сейчас президент Александр Лукашенко может пойти на подписание документов по углублению интеграции в рамках Союзного государства – в тех сферах, по которым принципиальное согласие уже было достигнуто. Однако Россия продолжит настаивать на необходимости формирования общего экономического законодательства, и в первую очередь – в налоговой сфере. Поскольку без этого невозможно решить вопросы в ТЭК, а значит, и во многих отраслях промышленности (в машиностроении республики много энергоемких производств).

Кроме того, белорусским властям придется заниматься реформированием системы управления экономикой и вопросами модернизации производств. Решить вопрос подъема промышленности, да и экономики в целом невозможно только инвестиционным кредитованием, как это было заложено в республиканских программах развития. Необходимо активно сокращать чрезмерное участие государства в экономике, административно регулируемые цены, решать вопрос неэффективности госсектора.

Производственные связи и рынки сбыта

Для Лукашенко сейчас главный противник – экономика. Если в конце прошлого года Международный валютный фонд прогнозировал стагнацию белорусской экономики при росте ВВП страны лишь в 0,3%, то в связи с внутриполитической ситуацией после президентских выборов, а также возможностью ужесточения западных санкций в отношении белорусских властей рейтинги страны поползли вниз. Международные агентства уже предполагают падение ВВП в 2020 году на 6%.

Беларусь – промышленно-аграрная страна. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет лишь 6,8% (2019), а промышленности – 22% (добывающей – 0,7%, обрабатывающей – 21,3%).

При этом белорусская промышленность имеет серьезные связи с российскими предприятиями, в первую очередь, в машиностроении. Высока доля российского сырья (даже без энергетических товаров), материалов, полуфабрикатов, поступающих в белорусскую промышленность.

По данным Всемирной торговой организации и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), наиболее значим и постоянно растет ввоз из России в республику железа и стали, причем российская доля в общем объеме импорта в республику составляет 91%. Также значительно выросли за последние пять лет поставки электрических машин и оборудования.

Вместе с тем 40% белорусских компаний поставляют сырье, материалы и комплектующие для производственных комплексов России. Больше всего за последние пять лет увеличились поставки средств наземного транспорта (+18%), электрических машин и оборудования (+21%), изделий из железа и стали (+17%), мебели и фурнитуры к ней (11%). Трансграничные цепочки добавленной стоимости в рамках Союзного государства более многочисленны, чем в рамках ЕАЭС и СНГ.

По белорусским данным, в стране работают свыше 2 тысяч организаций с российским капиталом и более 1,3 тысячи совместных предприятий. В России зарегистрировано 50 совместных предприятий, создано около 160 субъектов с белорусским уставным капиталом. Кооперацией связано порядка 8 тысяч предприятий двух стран.

При этом основным рынком сбыта белорусской готовой промышленной продукции также является Россия. Давайте рассмотрим это на примере только одной товарной группы – наземного транспорта. Что в нее входит? По данным ВТО, в первую очередь, – это автотранспортные средства для перевозки грузов, шасси с двигателем и кабиной. В РФ экспортируется 82% всех этих товаров, произведенных в Беларуси. Далее в группу входят запчасти и принадлежности для тракторов (82% экспортируется в Россию), тракторы (60% в РФ), автотранспортные средства, предназначенные для перевозки людей, в первую очередь автобусы (99%), автомобили специального назначения (66%).

Если эти поставки будут сокращаться, то и возможности развития в Беларуси этих производств будут уменьшаться в геометрической прогрессии, так как переориентировать рынки сбыта таких объемов продукции нереально. Беларусь может просто потерять значительную часть своих промышленных производств. Это уже показал опыт Украины.

Санкции и реформы

Нельзя исключать и ужесточения европейских санкций в отношении Минска. Но Беларусь уже много лет находится под ограничениями со стороны Запада, несколько ослабленными в последние пять лет, но не отмененными. Если санкции будут жесткими, то республика потеряет свой транзитный статус между ЕС, Россией и Китаем, что негативно повлияет на ее внешнеторговый оборот. Сократится импорт в страну европейской машиностроительной продукции и технологий.

Беларусь, скорее всего, будет укреплять свои экономические связи, в первую очередь, с РФ и КНР. Кроме того, республика последние годы достаточно активно ищет возможности выхода на рынки некоторых азиатских, африканских и латиноамериканских стран, используя для этого возможности ЕАЭС, китайско-российской инициативы Большого евразийского партнерства.

Подчеркну, что реальные и поступательные реформы в экономике (но не разрушение отраслей экономики) дадут стране серьезный толчок для развития. Это сложная и кропотливая работа.

2012
Теги:
экономика, Беларусь

Предвыборная агитация на улицах Минска

Дорогу осилит идущий. Беларусь в начале пути построения демократии

10
Когда в Беларуси начали формироваться демократические традиции и чем отличается западная и постсоветская модели, рассуждает председатель комиссии по международным делам нижней палаты белорусского парламента Андрей Савиных.

Сегодня никого не нужно убеждать в ценностях демократии. Защита прав человека, участие граждан в политической жизни общества, публичное обсуждение всех важных вопросов политической и экономической жизни — это не только ключевые ценности, обеспечивающие стабильность и устойчивость социальной системы, но и важное условие экономического развития и процветания в XXI веке.

Тем не менее, укоренение демократических традиций во многих странах проходит очень болезненно и противоречиво. Очень часто демократические практики выхолащиваются или имитируются.

С моей точки зрения это происходит потому, что демократическая традиция является порождением цивилизации. Равенство не существует в физической природе, а значит, является продуктом цивилизационного прогресса, существование которого поддерживается искусственно за счет осознанно сформированных в обществе гуманистических традиций, обычаев, законов и институтов.

Это ключевая особенность, определяющая условия функционирования и сохранения демократии как общественного института. Для ее появления нужно прилагать усилия, часто значительные, и даже после укоренения демократической системы нужны постоянные усилия общества, направленные на ее сохранение и защиту. Этот процесс усложнен еще и тем, что каждое общество проходит этот долгий путь по-своему, делая собственные ошибки, и добиваясь успеха своими уникальными путями.

В результате, когда мы рассуждаем о демократии, мы говорим о сложных социальных процессах, которые должны быть вписаны в структуру каждого конкретного общества с учетом традиций, менталитета, стереотипов и даже бессознательного восприятия справедливости, которая сформировалась в этносе на протяжении столетий. Это уникальный продукт развития, который не подчиняется рыночным законам - его нельзя скопировать, импортировать или заимствовать. Такой продукт можно вырастить только самостоятельно, прилагая к этому максимум усилий и создавая для этого соответствующую политическую атмосферу внутри общества и страны. Как правило, это занимает много времени, поскольку требует формирования в сознании каждого члена общества определенных понятий, представлений и табу.

Наиболее активно демократические традиции в Беларуси стали формироваться, начиная с 90-х годов. Так исторически сложилось, что в качестве образца белорусское общество могло использовать или советскую (акцент на социально-экономические права), или западную (акцент на индивидуальные и политические права) модель демократического устройства.

Сейчас "просвещенные" мыслители пренебрежительно относятся к советской системе обеспечения прав человека. Отчасти это понятно. Данная система сформировалась на основе классовых подходов. И у нее не хватило времени для постепенной исторической трансформации в систему, базирующуюся на общечеловеческих принципах. Тем не менее в теоретическом плане такая иерархия прав человека имеет свою логику – "голодный", испытывающий нужду человек не является свободным и независимым. Он не может принимать рациональных долгосрочных решений.

В 90-х Беларусь, делая акцент на соблюдение социально-экономических прав, избежала жесткого сценария развития "дикого капитализма". Сегодня демографические потери нашей страны выглядят ничтожными на фоне потерь ряда других стран бывшего Советского Союза, где либеральные реформы, проведенные по жесткому сценарию, унесли по оценкам историков человеческих жизней в три раза больше, чем Гражданская война советского периода. На мой взгляд, эти рассуждения имеют прямое отношение к восприятию белорусским обществом стандартов прав человека.

С течением времени в Беларуси стали внедрятся институты рыночной экономики и свобода предпринимательства. Эти процессы сопровождались распространением западных моделей построения демократических традиций.

Как мне представляется, именно в эти годы Беларуси была даже не предложена, а навязана концепция западной системы демократии, но вне исторического контекста и в особом экспортном варианте, целенаправленно разработанным для стран, которым было уготовано стать периферией западной метрополии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Акцент был сделан на обеспечении исключительно политических или индивидуальных свобод, а социальными и экономическими правами предлагалось заниматься по остаточному принципу.

Примечательно, что западные эксперты не акцентировали внимание на важном обстоятельстве – для стабильности общества политические права в обязательном порядке должны сочетаться с обязанностью гражданина принимать только продуманные, основанные на разуме, логике и общественных интересах политические решения. Эти два понятия – политическое право и обязанность действовать ответственно – нельзя разделить без катастрофических для общества последствий. На практике же получалось, что права предлагались в отрыве от обязанностей.

Хорошо известно, что в таких условиях демократия очень быстро вырождается в охлократию. Граждане, не обладающие политическими знаниями, легко поддаются на манипуляции популистов или становятся жертвами организованных олигархических структур. В результате страна погружается в анархию или превращается в олигархию. В любом случае экономическое развитие тормозится. Это очень интересный нюанс.

Я убежден, что появление иерархии прав человека в экспортируемых Западом демократических концепциях обусловлено именно этим важным побочным фактором, связанным с торможением экономического развития.

Такие подходы не могли не вызывать сопротивления белорусских институтов государственной власти, а возникновение разногласий на уровне концепции развития правозащитных механизмов неизбежно стало тормозить развитие этих традиций. В этом смысле мы имеем право рассуждать о тормозящем влиянии Запада на социальное развитие в нашей стране.

Но если мы хотим успешно развивать свою систему защиты прав человека, нам нужно учитывать еще одну очень опасную тенденцию, которая сейчас динамично прогрессирует на Западе.

Проблема в том, что в настоящее время на Западе завершается "тихая революция элит". Это очень важный момент, на который нужно обратить самое пристальное внимание.

Изначально широкая западная демократия была выращена на двух факторах: искусственно подогреваемом экономическом росте и задаче уничтожения Советского блока. (Я не затрагиваю здесь сословную демократию, которая развивалась в этих странах с переменным успехом последние 300 лет.)

После распада СССР элитные группы Запада посчитали, что основная задача выполнена, и на фоне углубляющегося финансового и экономического кризиса широкие демократические процедуры становятся слишком дорогостоящими и угрожают благосостоянию правящих социальных групп. Был взят курс на сохранение внешних форм демократии и демонтаж реального содержания. На Западе демократия превратилась в шоу в руках специалистов по пиару. Исключением можно считать разве что ряд стран Северной Европы.

Это утверждаю не я! Этот тезис обоснован и доказан в трудах многих университетских исследователей и ученых Запада!

Суть тихой революции заключается в управлении гражданскими массами с помощью технологии "мягкой силы". Эти техники позволяют контролировать поведение больших масс людей с минимально возможными издержками. От гражданина уже не требуется разбираться в сути проблем, изучать логику реального мира и делать трудный, но осознанный гражданский выбор. Ему предлагается выслушать несколько лидеров мнений и поддержать того, чье мнение покажется привлекательным. В этом процессе информация лишается реального содержания, а логические противоречия маскируются позитивными эмоциями. В результате люди теряют возможность рационально оценивать свои общественные интересы и становятся объектами манипуляций.

Западный подход дает право голосовать и при этом отменяет обязанность - разбираться и понимать суть происходящих процессов. Уже только этого достаточно для выхолащивания демократического процесса.

На определенном этапе западные элиты увидели в когнитивных технологиях новый более изощренный, эффективный и дешевый способ контроля за социальным развитием в других странах.

Под видом демократических стандартов Запад начал активно экспортировать механизмы когнитивного контроля для сохранения своего экономического доминирования. Разумеется, прагматическая цель борьбы за доминирование была скрыта за громкими заявлениями о борьбе за демократию.

Страны, которые благодаря своей культуре или социальному укладу, воспротивились внедрению этих стандартов, подверглись более жесткому варианту - у них были организованы цветные революции.

Запад никогда не смущал тот факт, что своими действиями они дискредитируют демократию как систему управления обществом.

Как мировое сообщество справится с этой сложнейшей ситуацией, сегодня не может сказать никто. По какому пути двинется социально-политическое развитие цивилизации, покажет только время.

Из всего этого можно сделать единственный вывод - демократические традиции не импортируются. Каждое общество должно будет сделать это самостоятельно, при этом защищаясь от внешнего манипулятивного воздействия.

Мы находимся только в начале этого сложного и тернистого пути. Прямо сейчас мы вдобавок оказались в глубоком электоральном кризисе, из которого будем еще очень долго выбираться.

Но нужно набраться терпения для исправления собственных ошибок и отработки новых решений, а также мудрости для отказа от легких решений, предлагаемых "данайцами" извне.

Но дорогу осилит идущий.

10
Теги:
Беларусь, демократия
Конфликт в Нагорном Карабахе

Остановить войну в Карабахе: на что способны СНГ и Минская группа ОБСЕ?

145
(обновлено 14:38 30.09.2020)
Очередной виток обострения отношений между Армений и Азербайджаном произошел 27 сентября и уже привел к жертвам среди как военных, так и гражданских лиц.

Конфликт в Нагорном Карабахе является одной из самых кровоточащих ран, оставшихся после краха Советского Союза. По сути с конца 80-х годов прошлого века выстрелы и взрывы в этих местах никогда не прекращались, просто боевые действия малой интенсивности сменялись периодическими обострениями, когда задействовалась авиация, тяжелая артиллерия, бронетехника и пр. Полноценная война в Нагорном Карабахе может вспыхнуть в любой момент и сейчас в очередной раз Армения и Азербайджан оказались у опасной черты, цена перехода которой – десятки тысяч человеческих жизней.

Геополитическая игра в Закавказье

При этом не совсем корректно искать причины происходящего исключительно в неурядицах советской национальной политики, неудачах реформ периода "перестройки". На самом деле конфликт имеет глубокие исторические и культурные корни, которые невозможно понять, не зная специфики армянско-турецких и российско-турецких отношений. Исторический контекст усиливается не только проблематикой нынешних Армении и Азербайджана, но и внешних центров силы, где активную роль играют глобальный Запад, Турция, Россия, Иран. 

У каждой из сторон в нагорнокарабахском конфликте есть своя партия, что только усложняет поиск компромиссного решения, а путь к миру оказывается невероятно долгим и запутанным. Для Еревана победа в войне с Азербайджаном и защита Карабаха (в армянской версии Арцах) – это краеугольный камень идеологии современного государства, главная объединяющая скрепа для общества, разных политических сил и армянства по всему миру.

Вместе с тем для Баку Карабах – это жажда реванша, национальная идея возвращения утраченных территорий, что вынуждает Азербайджан снова и снова пробовать "на зуб" армянскую оборону.

Турция в этой ситуации активно поддерживает близких в этническом и религиозном плане азербайджанцев, одновременно используя Карабах как привычную болевую точку, на которую всегда можно надавить в момент противоречий с Россией. В свою очередь Российская Федерация, имея союзные отношения как с Армений, так и с Азербайджаном, значительные национальные диаспоры этих двух народов внутри страны, экономические и геополитические интересы в Закавказье, выступает в роли арбитра, пытаясь разводить по углам противоборствующие стороны.

Общеизвестно, что у беспристрастного судьи часто самая незавидная роль, так как его действиями оказываются недовольны все участники процесса, жаждущие не столько справедливости, сколько субъективных решений исключительно в свою пользу. На этом фоне Запад занимает позицию "третьего радующегося" и всячески пытается подорвать авторитет России в Закавказье, дискредитируя Москву в глазах как Армении, так и Азербайджана как якобы "ненадежного союзника".

Вместе с тем очевидно, что без международного консенсуса конфликт в принципе не может быть решен и нужны договоренности не только двустороннего уровня, но также на уровне всех субъектов, интересы которых в той или иной степени присутствуют в регионе.

Здесь впору вспомнить о таком механизме как Минская группа ОБСЕ, в которую, помимо сторон конфликта, входят еще девять государств, в том числе Республика Беларусь. Группа была образована еще в далеком 1992 году под задачи мирного урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе как "постоянно действующий форум", первую конференцию которого планировали провести в Минске.

К сожалению, стремительное развитие обстановки на фронте привело к срыву мероприятия, однако Минская группа (МГ) продолжила существовать и выполнять роль переговорной площадки, сохранив в названии привязку к белорусской столице, хотя первая встреча участников совещания прошла в Риме и последующие переговоры также проходили за пределами Беларуси.

Кто остановит войну?

При этом основная роль в работе Минской группы принадлежит государствам–сопредседателям, то есть России, Франции и США, а главным достижением необходимо признать создание постоянно действующей переговорной площадки, в то время как Гордиев узел конфликта международным посредникам развязать, увы, не удалось.

Вместе с тем Россия как сопредседатель Минской группы предпринимала достаточно эффективные односторонние усилия, чтобы усадить за стол переговоров лидеров Армении и Азербайджана. При посредничестве Москвы возник весьма интересный формат встреч трех президентов, где российский лидер фактически выступает в роли медиатора для армянских и азербайджанских коллег.

При этом нельзя также забывать об СНГ, членами которого являются как Армения, так и Азербайджан. Напомним, что именно по инициативе Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ (МПА) в 1994 году в Бишкеке было подготовлено соглашение о прекращении огня, остановившее активные боевые действия в Карабахе. Представляется, что потенциал СНГ использован далеко не в полной мере и у этой организации есть возможности для оказания позитивного влияния на обстановку в зоне конфликта, выработки компромиссных предложений по мирному урегулированию.

В этом плане возможно объединить усилия СНГ и Минской группы ОБСЕ, причем в состав сопредседателей МГ целесообразно ввести Турецкую Республику, как одного из наиболее мощных региональных игроков. Необходимо прийти ко всеобщему консенсусу относительно того, что у конфликта вокруг Карабаха может быть только политико-дипломатическое решение, а любые попытки изменить баланс сил военным путем обречены на поражение.

При всех нюансах отношений между Москвой и Баку за спиной Армении стоит союзная Россия и блок ОДКБ, красные линии прочерчены и лучше не заступать за черту. Исходя из вышеизложенных обстоятельств, саммит Минская группа + Турция + СНГ, посвященный мирному урегулированию ситуации в Карабахе, необходимо провести в кратчайшие сроки.

Местом проведения может быть Санкт-Петербург, как штаб –квартира МПА СНГ, либо белорусская столица, как зарекомендовавшая себя переговорная площадка и место базирования исполнительных органов Содружества. Кроме того, Минской группе пора бы уже соответствовать своему названию, к тому же Александр Лукашенко также предлагал свои варианты мирного урегулирования президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, с которым белорусского лидера связывают дружеские отношения, и бывшему руководителю Армении Сержу Саргсяну.

Помешать реализации данной идеи могут непростые отношения Беларуси с Западом, в том числе Францией и США, которые отмечаются на современном этапе. В любом случае место проведения не имеет принципиального значения, здесь важен исключительно результат и активизация международных посредников сейчас жизненно необходима для того, чтобы остановить надвигающуюся войну.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также:

145
Теги:
Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения
Темы:
Конфликт в Нагорном Карабахе
Медицинская сестра держит в руках вакцину

В России запатентовали вторую вакцину от коронавирусной инфекции

0
(обновлено 18:13 30.09.2020)
С начала пандемии в Федеральный институт промышленной собственности подали около 300 заявок на разработки, направленные на борьбу с COVID-19.

МИНСК, 30 сен — Sputnik. Российский государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" получил патенты на созданную им вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19, сообщили в среду в пресс-службе Федерального института промышленной собственности (Роспатент).

Специалисты ФИПС, проведя соответствующую экспертизу, пришли к заключению о патентоспособности вакцины центра "Вектор" и соответствии ее мировой новизне.

Как уточняется в заявлении института, новосибирские ученые разработали вакцину, содержащую фрагменты вируса - синтетические пептидные антигены.

Всего было выдано три патента на изобретения, каждое из которых содержит в себе определенный модифицированный фрагмент вируса. Их авторами являются Ильназ Иматдинов, Мария Бочкарева, Елена Прудникова, Антон Тишин, Олег Пьянков, Елена Гаврилова и Ринат Максютов.

Центр "Вектор" получил разрешение Минздрава РФ на проведение клинических испытаний вакцины еще 24 июля. Планировалось, что они завершатся 30 сентября, после чего начнется этап пострегистрационных исследований.

По словам руководителя Роспатента Григория Ивлиева, всего с начала пандемии в ФИПС было подано около 300 заявок на разработки, направленные на борьбу с коронавирусом, из них одобрили лишь 55.

Напомним, что ранее патент получила вакцина "Спутник V", разработанная Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи. Препарат уже доставили во все регионы России, а также привезли в Беларусь для проведения клинических испытаний. Прививать добровольцев в нашей стране начнут 1 октября.

Читайте также:

0
Теги:
коронавирус COVID-19, вакцина, Россия
Темы:
Коронавирус COVID-19