Рабочие на участке строительства газопровода Северный поток-2 в Ленинградской област

Ожидая "Северный поток 2": что будет с Украиной, Польшей и Турцией

3030
(обновлено 17:51 18.09.2020)
Последние события все больше говорят в пользу того, что "Северный поток-2" не будет достроен и запущен в первом квартале 2021 года, как планировалось ранее. Что это означает для наших экспортных газовых потоков и для самого "Газпрома"? Предлагаем обсудить.

Напомним, что договор с Украиной, подписанный в канун нового, 2020 года, предполагает гарантированный ("качай-или-плати") транзит через Украину 65 миллиардов кубометров в текущем году и по 40 миллиардов в последующие четыре года. Логика была понятная: за 2020 год достроить "Северный поток — 2" (СП-2), в связи с чем необходимость в украинской ГТС снизится. Конечно, и 40 миллиардов в таком случае было бы многовато, но это — тот компромисс, который, вероятно, продавили "европейские партнеры", заинтересованные в поддержке Украины. Кроме того, небольшие объемы украинского транзита, до 20 миллиардов в год, в любом случае были бы желательны и в случае завершения строительства СП-2.

За счет того, что в текущем году сложились два фактора — повышенные по сравнению с последующими годами объемы оплаченного транзита через Украину и упавшие объемы экспорта, "Газпром" получил даже избыток мощностей. В следующем году все поменяется: экспорт вырастет (надеемся), а объем оплаченного транзита через Украину упадет до 40 миллиардов. Будет ли дефицит мощностей? Скажем заранее, в крайнем случае можно "заказать" у Украины дополнительные транзитные объемы. Известно, что в контракте такая возможность присутствует, но пользоваться ей не хотелось бы, тем более что и цена в таком случае будет выше.

Прикинем. Но сначала отметим, что в последние годы российский экспорт в Турцию сильно просел (так как появился новый азербайджанский газ плюс СПГ). Это важно, ибо если раньше для грубой оценки мы считали все трубы сразу, так как объем газопроводов в Турцию примерно соответствовал объему экспорта, то теперь на этом направлении избыток. Поэтому лучше считать отдельно только трубы в Европу и экспорт в дальнее зарубежье без учета Турции. В 2018 году экспорт в Турцию составил 24 миллиарда кубометров, в прошлом году — 14,5, прогноз для этого года — менее десяти миллиардов."Газпром" остановит транзит газа через Украину в Турцию в 2020 году

Прогноз общего объема экспорта в дальнее зарубежье на следующий год сейчас давать сложно (нет полной ясности и с текущим годом), но пусть это будут консервативно-оптимистичные 170 миллиардов, из них на сумму до 15 миллиардов восстановится экспорт в Турцию. Итого непосредственно в Европу нужно отправить 155 миллиардов. (В скобках отметим, что мы не учитываем прямой экспорт в Финляндию, так как он "компенсируется" поставками газа в Молдову, который "забирает" часть украинских транзитных объемов.)

А что с трубами? Непосредственно в Центральную и Западную Европу у "Газпрома" гарантированно будет 59 миллиардов по "Северному потоку — 1" (работает с превышением проектной мощности в 55 миллиардов), около 38 миллиардов — через Белоруссию — Польшу (в основном это газопровод "Ямал — Европа"), 40 миллиардов — по сути предоплаченного транзита через Украину. В сумме 137 миллиардов.

Кроме того, из европейских объемов для юга Европы часть пойдет через Турцию (вторая нитка "Турецкого потока"). Уже сейчас так газ поступает в Болгарию и Грецию, а чуть позже пойдет на Балканы. Сербский участок уже сделан, как мы знаем, подозрительные задержки происходили с болгарским участком, но и его обещают доделать к январю. По объемам тут многое зависит от спроса, но в сумме это в лучшем случае около десяти миллиардов кубометров. Позже, когда появится выход из Сербии на Венгрию (в планах — конец 2021 года), это позволит перекинуть дополнительные объемы (до шести миллиардов) с западного (дефицитного без "СП-2" и покупки дополнительных транзитных мощностей у Украины) на южное (избыточное) направление транзита.На Украине оценили снижение транзита газа из-за "Турецкого потока"

Таким образом, возможно (в зависимости от спроса), "Газпрому" придется докупать у Украины дополнительные транзитные мощности, на уровне десяти-двадцати миллиардов кубометров в год. Все зависит и от цен — если они будут как этим летом, то от дополнительного экспорта "Газпром", вероятно бы, отказался: прибыль будет минимальной, а дополнительные объемы создадут давление на рынок.

И, конечно, важный момент — это суточные отборы и сильно связанный с этим показателем уровень заполненности хранилищ. Новый транзитный договор с Украиной подразумевает равномерное распределение всего контрактного объема транзита на весь год, то есть ежесуточно неиспользованные мощности "сгорают".

Но в этом году европейские хранилища набиты, разумеется, под завязку, более того, сильно будут заполнены и украинские ПХГ, сейчас в них рекордные запасы (24 миллиарда), и ожидается рост до 28 миллиардов. Европейские трейдеры, пользуясь бросовыми ценами на газ, заполняют все по максимуму. Большие запасы в хранилищах говорят в пользу того, что повышенные пиковые суточные объемы не понадобятся, хотя традиционно многое будет зависеть от погоды. Кстати, рекордные (уже по сумме ЕС+Украина) запасы говорят и о том, что быстрого восстановления импорта газа в следующем году также ждать не стоит.Ждут большего. Украина заполнила рекордным объемом газовые хранилища

Подытожим.

Первое. Конечно, по поводу подписания "Газпромом" с Украиной транзитного договора существуют и критические комментарии. Но по факту он уже подписан — на условиях "качай-или-плати". А значит, ввод или не ввод в ближайшие годы (до 2024 года включительно) "Северного потока — 2" в минимальной степени повлияет на финансовые показатели "Газпрома". Только при хорошем спросе (и хорошей цене) на газ в ЕС придется "докупить" у Украины в следующем году транзитные мощности в объеме от десяти до 30 миллиардов кубометров в год.

Во-вторых, избыток мощностей на турецком направлении (вторая нитка "Турецкого потока" в любом случае предназначалась для Южной Европы) делает актуальным максимальное переключение экспорта в Европу на это направление, что позволит таким образом минимизировать закупку дополнительных транзитных мощностей у Украины. Уже в ближайшее время трубопровод выйдет на Сербию, наиболее актуальная задача — соединение с Венгрией (оно намечено на конец следующего года), так как эта страна — крупный потребитель российского газа.

В любом случае "Газпрому" (и до завершения строительства "СП-2", в меньшей степени — и в дальнейшем) придется балансировать между различными направлениями: украинским, польским, а возможно, и турецким. Все транзитные страны — непростые переговорщики, и тут приходится пользоваться избытком конкурирующих маршрутов. Напомним, что "Газпром" в июле уже забронировал на год все мощности по польскому направлению ("Ямал — Европа"), причем по комфортной цене, незначительно превышающей низкий тариф в рамках предыдущего долгосрочного договора. Тогда это казалось спорным решением, так как ожидалось завершение строительство "СП-2". В нынешних же обстоятельствах получается, что "Газпром" вовремя и дешево подстраховался.

3030
Теги:
Россия, газ, Северный поток - 2
Темы:
Строительство газопровода "Северный поток - 2" (57)
Горный пейзаж Сюникской области Армении

Связаны ли учения в Азербайджане и пограничный спор с Арменией?

227
Объявленные заранее тактические учения Азербайджанской армии не угрожают территориальной целостности и безопасности Армении, считает военный обозреватель Александр Хроленко.

Совпавшая по времени демаркация государственной границы между двумя странами (расстановка знаков и постов на местности) проходит без стрельбы, на основе точных советских военных карт и по итогам трехстороннего соглашения лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года. Разумеется, военные маневры и пограничная демаркация – два разных мероприятия, которые невозможно склеить в одну "агрессию".

Азербайджанская армия 16–20 мая проводит плановые учения. Отдельную интригу создает внешнеполитическая турбулентность на фоне демаркации государственной границы между Азербайджаном и Арменией в Сюникской области. Демаркация – дело всегда непростое, но необходимое. Трехсторонние переговоры специалистов позволят уладить противоречия по отдельным участкам границы, которая ранее была обозначена как административная на картах СССР. Попытки под надуманным предлогом преодолеть внутриполитический кризис Армении возобновлением боевых действий в регионе силами ОДКБ – контрпродуктивны и бесперспективны.

Совершенно сюрреалистически выглядит оперативная реакция Парижа и Вашингтона на эмоциональные майские заявления армянского лидера Никола Пашиняна – Франция готова немедленно оказать военную помощь Еревану (на основании мандата ООН). Возможно, дискредитация этой Организации и является главной целью пограничной "комбинации"?

Военно-политические игры

В маневрах Азербайджанских ВС задействованы 15 тысяч военнослужащих – из 125 тысяч общей численности, то есть 12% личного состава. В поле вышли менее трети парка бронетехники. Задачи в воздушном пространстве выполняют около трети общего количества летательных аппаратов. Эти силы и средства решают серьезные задачи, но априори не могут угрожать целостности Армении (тем более после трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 года). Весна – время военных учений во многих странах.

Потенциальную опасность несут военно-политические игры стран Запада. Так, несколько настораживает факт встречи в Брюсселе 17 мая помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева с заместителем генерального секретаря НАТО Мирчей Джоанэ. Повестка встречи неизвестна, однако высока вероятность обсуждения ситуации в Сюникской области – с выходом на силовую конфронтацию.

Посол США в Ереване Линн Трейси в начале мая заявила, что "нахождение Армении в составе ОДКБ создает определенные ограничения для оказания Америкой военной помощи Армении". Параллельно администрация президента США Джозефа Байдена продлила приостановку действия 907-й поправки к "Акту в поддержку свободы", то есть разрешила прямую военную помощь Азербайджану. Создается впечатление, что Армению изощренно побуждают (провоцируют) выйти из ОДКБ, сменить "орбиту притяжения".

С другой стороны, воинственные заявления Парижа в поддержку Еревана (президент Франции Эммануэль Макрон призвал Азербайджан вывести войска с территории Армении) подталкивают вполне мирную ситуацию на Южном Кавказе к новой эскалации армяно-азербайджанского вооруженного конфликта – с вероятным расширением числа участников за счет США, Франции, Турции, Ирана и других стран. Кому бы это ни было выгодно, подобное развитие событий неизбежно повредит интересам России. Кстати, в ОДКБ пообещали представить оценку конфликтной ситуации в Сюникской области "в трехдневный срок", о военной помощи Армении речи пока не идет ввиду явного отсутствия внешней агрессии. На этом фоне министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 16 мая вполне миролюбиво назвал обращение Армении в ОДКБ безосновательной попыткой политизации проблемы, которую можно решить "на месте", и подчеркнул, что пограничные силы Азербайджана располагаются на "территории своей страны".

Пограничная комбинация

Пашинян 17 мая в очередной раз заявил о намерении запустить процедуры реагирования ОДКБ и армяно-российской стратегической системы, потому что на отдельных участках армяно-азербайджанской границы есть "тенденция к росту напряженности". Что же происходит в действительности?

Согласно трехстороннему соглашению лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября 2020 года, в приграничных с Арменией Кельбаджарском и Лачинском районах Азербайджана размещаются пограничные силы АР. Около 30 лет эта территория находилась под армянским контролем. Сегодня линия границы восстанавливается – по соглашению (его не обойти) и по картам Генштаба СССР 1970-х годов. В сложном процессе демаркации мелкие "картографические" проблемы неизбежны, но вполне решаемы специалистами Армении, Азербайджана и России (без привлечения Вашингтона и Парижа).

По данным Минобороны Армении, утром 12 мая "Вооруженные силы Азербайджана под предлогом "уточнения границ" попытались провести определенные работы на одном из приграничных участков. После предпринятых армянскими подразделениями мер азербайджанские военные прекратили эти работы". Сразу после этого начались переговоры по урегулированию ситуации. Очень важный момент – в военном ведомстве призвали не распространять непроверенную информацию, особенно если она способна привести к распространению паники (к сожалению, не все прислушались).

Участвующая в переговорах Государственная пограничная служба Азербайджана отметила: "Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 10 ноября 2020 года, азербайджанские пограничные войска с улучшением погодных условий дислоцируются на позициях Азербайджана в граничащих с Арменией Лачинском и Кельбаджарском районах, которые имеют сложный горный рельеф и климатические условия. Этот процесс осуществляется в обычном режиме и систематически".

Министерство иностранных дел Азербайджана 13 мая напомнило: "С момента восстановления независимости две страны по понятным причинам не имели государственной границы, и… мы говорим о сложном техническом процессе, который в настоящее время сопровождается разногласиями между сторонами".

Откуда столько шума? Вроде бы, в позициях сторон нет оснований для тревоги. И никаких претензий Баку армянской стороне. Российские военнослужащие в регионе вообще не делают громких заявлений – в обычном режиме обеспечивают безопасность населения, участвуют в трехсторонних переговорах в Сюникской области Армении.

Российские пограничники, согласно договоренностям, ответственны за безопасное и бесперебойное движение на проблематичных участках автодороги в Сюникской области (Горис – Давид Бек и Горис – Капан). Здесь также созданы два опорных пункта 102-й российской военной базы – дополнительная гарантия безопасности юга Армении. Гипотетический прорыв азербайджанских войск в Сюнике можно представить лишь как вариант прямого вооруженного столкновения с российскими войсками. Бредовый сценарий.

Исторически сложилось так, что приграничные конфликты на пространстве СНГ – рабочие будни, а не повод для развязывания войн. Проблемы демаркации требуют двусторонних переговоров, дипломатических и технологических решений, а не размахивания виртуальными знаменами ОДКБ или НАТО. Фазу демаркации Армении и Азербайджану надо просто преодолеть и "пережить", ведь не бывает государства без обозначенных на местности границ.

Что касается силового влияния ОДКБ, для резких движений нет оснований и фактов. Информация о продвижении азербайджанских пограничников на 3500 метров вглубь армянской территории выглядит откровенно странной. Кто кого здесь пытается ввести в заблуждение? Проблемами войны и мира в Организации занимаются серьезные и ответственные специалисты. При отсутствии реальной угрозы Армении – не будет и военного реагирования ОДКБ.

Статья 2-я Договора о коллективной безопасности декларирует: "Государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

227
Теги:
ОДКБ, Азербайджан, Армения
Знак процента на витрине

Вектор тяги: есть ли ресурс роста у белорусской экономики?

296
На чем основывается оптимизм белорусских властей, которые прогнозируют серьезный прирост ВВП в первом полугодии, рассуждает колумнист Sputnik Николай Левчук.

ВВП Беларуси в первом полугодии вырастет почти на 2% по сравнению с прошлым годом, заявил на встрече с президентом Беларуси Александром Лукашенко премьер-министр Роман Головченко в начале мая.

На фоне все еще не затухающей пандемии COVID и затянувшейся рецессии мировой экономики данное заявление выглядит как минимум смелым. Но статистические показатели свидетельствуют о том, что для него есть основания.

Индекс промпроизводства

По данным Белстата, валовый внутренний продукт в 2020 году в текущих ценах составил 147 005 млн. руб. В сопоставимых ценах по сравнению с 2015 годом – 103, 5 %, по сравнению с предыдущим годом – 99, 1 %, показав некоторое сокращение, обусловленное упомянутыми выше причинами.

Из данных аналитического обозрения Национального банка Беларуси со ссылкой на Белстат следует, что объем ВВП в январе-феврале 2021 г. в текущих ценах составил 23,3 млрд. рублей, или 100,8 процента в сопоставимых ценах к уровню января-февраля 2020 года. Причем рост реального ВВП произошел в основном за счет роста промышленного производства, которое в январе-феврале 2021 года в сопоставимых ценах выросло на 8,3 процента по сравнению с 2020-м, составив 21,4 млрд бел. рублей. 

Рост промышленного производства, скорее всего, и станет дайвером повышения ВВП, о котором заявлял белорусский премьер-министр. К тому же, в прошлом году промпроизводство в Беларуси снизилось на 0,7% после роста на 12% в 2019 году и на 5,7% в 2018 году. В целом удельный вес сферы производства в ВВП в прошлом году составил 38,1% (собственно, промышленности – 25,5%), а сферы услуг 49,1%. Рост промпроизводства обеспечен за счет увеличения производства в обрабатывающей промышленности на 7,5% и в сфере снабжения электроэнергией и горячей водой на 15,9%. Но теперь главная задача – разгрузить склады.

Здесь Беларусь оказалась в более выгодной ситуации, чем некоторые другие сопредельные страны. Так, исходя из аналитического обозрения Нацбанка, в России (по оценке Росстата) выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-феврале 2021 г. по сравнению с январем-февралем 2020 г. снизился на 1,8 процента. Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах за январь-февраль 2021 г. составил 97,2 процента. В Казахстане этот показатель составил 98,1%, а на Украине – 95,8%.

Надо полагать, отрицательные колебания в большей степени связаны с пандемией коронавируса. По данным BIK Ratings – кстати, первого и единственного в настоящее время национального рейтингового агентства в Республике Беларусь – в мире сокращение отработанного времени за счет введения карантинных мер только во втором квартале 2020 года нанесло потери почти в 500 млн рабочих мест с полным рабочим днем. А снижение объема мирового валового продукта ввиду негативного влияния пандемии COVID-19 в 2020 году оценивается на уровне 3,5 %, вопреки изначальной оценке в 4,4 % (этому поспособствовал активный рост мировой экономики во второй половине 2020 года).

Интеллектуальная рента

Рост мирового ВВП в 2021 году прогнозируется МВФ на уровне 5,5%, что на 0,3 п.п. выше изначального прогнозного значения ввиду вакцинации населения и сокращения негативного влияния COVID-19 в некоторых странах. Прогнозируемый рост мировой экономики в 2022 году составляет 4,2 %. Рост экономик развитых стран прогнозируется на уровне 4,3% и 3,1% в 2021 и 2022 годах соответственно, резюмирует BIK Ratings. На этом фоне заявленный премьер-министром Романом Головченко прогноз роста в отношении белорусской экономики выглядит вполне логичным, даже несмотря на скептические реляции того же МВФ.

Уничижительные комментарии ряда СМИ по этому поводу  выглядят неуместными, поскольку такой рост в целом не выпадает из мирового и регионального контекстов, и в этом году в Республике Беларусь планируется на уровне 1,8%. А вот о структуре ВВП страны и его качественных показателях, нацеленных на стратегическую перспективу, стоит порассуждать. 

По данным, которые приводит BIK Ratings, наукоемкость ВВП в Республике Беларусь в среднем ниже, чем в странах-соседях. Так, в 2018 наукоемкость ВВП Республике Беларусь составила 0,61%, что на 0,6 п. п. ниже, чем в Польше, на 0,39 п. п. ниже, чем в России и на 0,17 п. п. ниже, чем в Литве. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития наукоемких отраслей в Республике Беларусь по сравнению со странами соседями.

Вместе с тем, в последние годы наметилась положительная динамика. Так, доля высокотехнологичных (включая среднетехнологичные) и наукоемких отраслей экономики в ВВП Республике Беларусь в 2018 году достигла 36,7%, что на 4,1 п. п. больше уровня 2014 года. Доля высокотехнологичных производств в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности также растет – в 2018 году данный показатель достиг 28,5%, что на 4,3 п. п. больше уровня 2014 года.

Удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта товаров в 2018 году достиг уровня в 2,2%, что на 0,3 п. п. больше уровня 2014 года. Удельный вес экспорта среднетехнологичных товаров высокого уровня в общем объеме экспорта товаров также демонстрирует рост – в 2018 году данный показатель достиг уровня 22,4%, что на 1,9 п. п. больше уровня 2014 года. При этом удельный вес экспорта наукоемких высокотехнологичных услуг в общем объеме экспорта услуг в 2018 году достиг уровня в 4,6%, что на 2,2 п. п. больше уровня 2014 года.

Однако, несмотря на то, что доля высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей экономики в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь выше, чем в странах-соседях, экспорт высокотехнологичных товаров по отношению к общему объему (произведенного) экспорта и к общему объему экспорта товаров и услуг остается самым низким среди стран-соседей, резюмируют эксперты BIK Ratings.

Эмиссионный кредит

Положительной динамики роста наукоемкости ВВП удалось достичь благодаря наращиванию бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки из учрежденных государством инновационных фондов, иными словами – государственных инвестиций в инновационную сферу, которые стимулируют привлечение в экономику прямых иностранных инвестиций.

Помимо этого, как отмечает председатель ГКНТ Беларуси Александр Шумилин, в стране в последние годы предпринят ряд стимулирующих инновационную активность мер. Было сформировано нормативное требование по обеспечению коммерциализации результатов научно-технической деятельности; вузам и научным организациям предоставлены права выступать учредителями предприятий для реализации инновационных проектов; для производителей  инновационных и высокотехнологичных товаров введены налоговые льготы; для физических лиц и субъектов малого предпринимательства предусмотрены инновационные ваучеры и гранты. 

Республике Беларусь как и другим странам приходится отвечать на вызовы пандемии и накатывающих волн мировых финансовых кризисов, которые не в последнюю очередь являются следствием транзита девальвационных "пузырей" мировой резервной валюты доллара. Если неконтролируемая эмиссия доллара  используется транснациональными корпорациями для перераспределения мировых ресурсов и присваивания интеллектуальной ренты, то "дозированная" эмиссия национальной валюты может стать инструментом стимулирования экономики, если используется для кредитования воспроизводства основных фондов промышленных предприятий, приведение их к стандартам, задаваемым четвертой промышленной революцией.

Эту мысль, так или иначе, подтверждает Михаил Мясникович (премьер-министр Республики Беларусь 2010-2014 годы). В своей монографии "Будущее рождается сегодня. О некоторых вопросах развития" он обращает внимание на то, что экономике Беларуси удалось более-менее спокойно пройти мировой кризис 2007 – 2009 годов благодаря национальным инструментам. Либеральная денежно-кредитная политика, проводимая в стране в те годы, не только отрицательно не сказалась на темпах экономического роста, а наоборот обеспечила его увеличение за пять лет практически в полтора раза. Это был своего рода внутренний кредит, эмиссионный по сути, хоть еще не полностью отработанный до сих пор.

В мире сегодня накапливается огромный технологический потенциал, который трансформируется в новое качество роста экономики. У белорусской экономики ресурс роста тоже есть, вектор ее "тяги" должен быть направлен на интеллектуализацию всех отраслей, повышение добавленной стоимости. Ключ к такому росту – целевые государственные инвестиции.

*мнение автора может не совпадать с позицией редакции

296
Теги:
ВВП, Беларусь, экономика
Все места на первую ласточку были раскуплены за считаные часы после старта продаж

Приложением "Путешествую без COVID-19" воспользовались уже 200 тысяч человек

0
(обновлено 19:53 18.05.2021)
Приложение "Путешествую без COVID-19" активно осваивают не только жители России, но и других стран ЕАЭС.

МИНСК, 18 мая – Sputnik. Мобильным приложением "Путешествую без COVID-19" уже воспользовались 200 тысяч граждан стран Евразийского экономического союза. Об этом сообщила на брифинге по итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии помощник председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина.

По ее словам, только за последний месяц работы результаты тестов получили 75 тысяч человек.

"В настоящее время проект реализуют четыре страны – Армения, Беларусь, Кыргызстан и Россия, с 24 мая к ним присоединится Казахстан", – отметила Малкина.

Она подчеркнула, что персональные данные пользователей полностью защищены, трансграничной передачи этих данных не происходит. Приложение уже показало себя эффективным инструментом, задача которого – упростить для жителей государств ЕАЭС процедуру перемещения между странами в условиях пандемии.

"Путешествую без COVID": никакой бумажной волокиты

Приложение "Путешествую без COVID-19" было разработано для безопасного передвижения в зоне ЕАЭС во время коронавирусной пандемии.

5 февраля нынешнего года на международном форуме "Цифровое будущее глобальной экономики" его представил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Приложение позволяет пользователю найти ближайшие лаборатории, где можно сдать анализ на COVID-19, получить результат теста на экране своего смартфона в виде QR-кода. 

После получения отрицательного теста гражданин может беспрепятственно перемещаться воздушным транспортом в границах ЕАЭС без лишней бумажной волокиты. Скачать приложение можно бесплатно на Google Play и App Store.

Список аккредитованных лабораторий для проведения тестирования граждан утверждает правительство каждой страны ЕАЭС. В Беларуси перечень лабораторий утвержден приказом Минздрава.

Данные в систему передает Национальный центр электронных услуг во взаимодействии с белорусским Минздравом.

Читайте также:

0
Теги:
путешествия, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), коронавирус COVID-19