Женщина празднует победу Джо Байдена перед Бранденбагскими воротами рядом с посольством США в Берлине

Цена транслатлантической дружбы: Германия готова пожертвовать Евросоюзом?

646
(обновлено 15:16 12.11.2020)
Накануне американских выборов несостоявшаяся преемница Меркель опубликовала статью "Европа по-прежнему нуждается в Америке – кто бы ни пришел в Белый дом, мы должны быть вместе". Колумнист Петр Акопов – о том, какие противоречия эта статья выявила.

Германское руководство так сильно радуется победе Байдена, что уже звучат голоса об опасной немецкой иллюзии. Нет, Берлин предупреждают не о том, что все еще не определено и Трамп может и победить, – хотя и это возможно.

Немецкому руководству указывают на неоправданные надежды на Америку, которые могут подставить не одну лишь Германию, а Евросоюз в целом. Причем делает это не оппозиция, а главный соратник по строительству единой Европы – Франция. Действительно, немецкие власти в последнее время говорят то, что прямо противоречит идее о европейском суверенитете. А ведь именно его укрепление в Париже называли главной стратегической целью – и Берлин, пусть и сдержанно, но соглашался с этим. А что мы слышим теперь?

Началось все с опубликованной в Politico накануне американских выборов статье "Европа по-прежнему нуждается в Америке – кто бы ни пришел в Белый дом, мы должны быть вместе". Подписала ее министр обороны и формальный лидер ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК) – несостоявшаяся преемница Меркель (она почти год назад подала в отставку с поста лидера правящей партии, но из-за пандемии ХДС никак не может собраться на съезд и выбрать ей замену).

Пафос статьи в том, что в Германии и Европе в целом растут антиамериканские настроения (про антиевропейскую политику Трампа не говорится – это и так все понимают), но "существует неизбывная стратегическая потребность в сильных трансатлантических отношениях – как на нашей стороне, в Европе, так и, я твердо в этом уверена, в Вашингтоне". И накануне выборов в США Европа должна показать Америке, что, кто бы ни победил, европейцы "готовы крепить и защищать наше общее атлантическое наследие". Такая клятва верности – но с перечислением трех важнейших направлений этой общей борьбы США и Европы за свое единство. Все три очень показательны.

Первое – это наращивание военного потенциала Германии и всей Европы, несмотря на ковид и возражения, потому что "новая глобальная стратегическая обстановка потребует от европейцев решать гораздо больше проблем безопасности, чем прежде, особенно необходимо разобраться с любыми вызовами нашей власти в непосредственной близости от Европы". АКК даже перечисляет их – "европейцы в состоянии усилить свое присутствие и при необходимости продемонстрировать силу в Балтийском и Северном морях, в Центральной и Восточной Европе, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и в странах Африки южнее Сахары".

То есть Европа как бы берет на себя больше ответственности за свою безопасность? Если уж она собирается сильнее заниматься Ближним Востоком и Центральной Африкой, то собственную безопасность-то она точно обеспечит сама, пусть и в рамках НАТО? Нет, торопиться с выводами не надо – АКК ведет совсем в другую сторону.

Потому что второй шаг – это призыв еще теснее сплотить Запад и заключить то самое Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, которое беуспешно пытались создать в годы второго срока Обамы. Это соглашение, "торгово-финансовое НАТО", окончательно зацементировало бы единый Запад, поскольку стало бы огромным шагом в сторону создания единого рынка всего и вся, причем рынок, который регулировали бы в большей степени глобальные корпорации, чем национальные правительства.

Переговоры провалились еще при Обаме, потому что европейские правительства не хотели уступать слишком много власти транснациональным силам. Но сейчас АКК предлагает "проявить амбициозность при заключении торгового соглашения", ведь нужно "вооружить Запад совместными экономическими рычагами, которые ему необходимы в условиях нынешней глобальной конкуренции и борьбы за рынки, правила, ценности, нормы и влияние". И вообще, "никакая другая политика не даст более мощный толчок росту и не подаст более четкий сигнал Пекину и всему миру о том, что мы готовы защищать свои ценности и свои правила ведения бизнеса".

Понятно, что речь тут вообще не о бизнесе, а о геополитическом противостоянии, о попытке собрать расползающийся Запад воедино, причем собрать самым радикальным способом. Единый рынок в нынешнюю эпоху – это практически полный аналог единого государства, то есть Евросоюзу предлагают лишить себя собственного (еще не достроенного ни снизу, со стороны национальных государств, ни сверху, со стороны военно-политического альянса с США) суверенитета в пользу единого трансатлантического сверхгосударства.

И чтобы снять все мечты о европейском суверенитете, АКК говорит о третьем направлении: "Иллюзиям о стратегической самостоятельности Европы надо положить конец. Европейцы не смогут заменить Америку в ее важнейшей роли страны, обеспечивающей нам безопасность. <...> Америка и Европа должны в полной мере признать реалии, состоящие в том, что США обязаны осуществлять политику ядерного сдерживания на Европейском континенте".

Да, все предельно просто – "для США это означает, что им надо и дальше прикрывать Европу своим ядерным зонтиком. Германия, со своей стороны, должна в срочном порядке принять решение о том, чтобы остаться в ядерной программе НАТО и далее быть надежным ядерным партнером, выделяя для этого необходимые бюджетные и военные средства".

Неважно, что четыре пятых немцев выступают за вывод американского ядерного оружия с территории Германии – атлантическая элита ФРГ намерена и дальше игнорировать мнение собственного населения.

Не нужно думать, что это просто позиция Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Нет, это и позиция Ангелы Меркель, и вообще консолидированная позиция всей системной немецкой элиты (которой противостоят слева и справа контрэлиты в виде "Левых" и "Альтернативы для Германии"). Поздравляя Байдена, Меркель говорила о том же самом – "трансатлантическую дружбу ничем не заменить, если мы хотим справиться с вызовами времени", "это наша общая ценность; мы должны и далее работать вместе, постоянно сводить вместе новые поколения немцев и американцев, европейцев и американцев".

Да, Меркель упоминает и о большей европейской ответственности: "мы должны взять на себя больше ответственности в этом партнерстве, <...> Америка была и остается нашим важнейшим союзником, однако от нас ждут – и справедливо – более активных собственных действий по обеспечению своей безопасности и защите своих принципов в мире". Но это ответственность в рамках атлантического союза, причем даже более тесного, учитывая призывы Берлина к большей торгово-финансовой интеграции двух частей Атлантики.

Американцы недаром 75 лет выращивали немецкую элиту – сейчас она демонстрирует свою готовность быть даже большими атлантистами, чем американцы, радуется уходу Трампа. Рано радуется? Конечно, потому что трампизм, точнее американский национализм, видящий в Европе конкурента и желающий ослабить транснациональные структуры, никуда не денется – и еще возьмет реванш. Но даже сейчас в Европе многие недовольны немецким желанием "крепить атлантическое братство" – например, та же Франция, настаивающая на необходимости двигаться в сторону европейского суверенитета.

Эммануэль Макрон пока что не отвечал АКК – но в Le Figaro появилась статья "Опасная иллюзия Германии", в которой критикуется призыв немецкого министра развеять "иллюзии европейской стратегической автономии":

"Речь идет о сильнейшем ударе по французской доктрине, которая всегда выступала за стратегическую независимость Европы. Эммануэль Макрон неоднократно подчеркивал, что Евросоюз "больше не может перекладывать свою безопасность на одни лишь США".

АКК открыто не упоминает Францию и ее президента, но пытается подорвать французские инициативы по формированию "европейского суверенитета". Во время выступления в военном училище в феврале 2020 года Макрон предложил "стратегический диалог" европейским партнерам Франции для обсуждения "сдерживающей роли французского ядерного арсенала в нашей коллективной безопасности".

Министр обороны Германии готова поделить французский авианосец и место Парижа в Совбезе ООН, но в глубине души ее не интересует галльский петух, который продолжает красоваться, несмотря на редеющие перья. Она верит только в великую Америку с ее ядерным щитом. Она не понимает, что в один прекрасный день американцы могут просто бросить ее, как сделали это с Францией в межвоенный период. Она не хочет самостоятельно укреплять оборону при содействии ближайших соседей.

Совершенно справедливые выводы – потому что даже нынешняя французская политическая элита, также воспитанная в духе верности "атлантической солидарности", сохраняет остатки самостоятельного геополитического мышления и исторической памяти. В Берлине же большая часть политического класса напрочь лишена этого, что, кстати, заставляет сильно сомневаться в способности нынешней германской элиты успешно руководить процессом евроинтеграции. Ведь если ты строишь и не "Четвертый рейх", и не "европейский общий дом", а заднее крыло вавилонской башни трансатлантической империи, то кто пойдет за тобой?

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

646
Теги:
Евросоюз, Германия, США

Российский ответ на агрессивную политику что известно о новой субмарине

213
Завершается строительство корпуса атомной подводной лодки специального назначения, вскоре начнутся гидравлические испытания. Что это за субмарина, рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Субмарина "Ульяновск" (проект 09853) заложена на Севмаше в 2017 году, имеет те же основные размеры, что и "Хабаровск" (проект 09851), однако в конструкции применены более современные системы и механизмы. По данным Military Watch Magazine, эти корабли являются уменьшенными в размерах конструктивными наследниками ракетных подводных крейсеров стратегического назначения "Борей". Принципиальное отличие "Ульяновска" от "Хабаровска" и "Белгорода" (опытный носитель проекта 949А) состоит в том, что новейшая субмарина войдет в строй ВМФ вместе с уникальными термоядерными торпедами "Посейдон" на борту. В обозримой перспективе Россия планирует иметь в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов по два носителя "Посейдонов".

Многоцелевая океанская система "Посейдон" – асимметричный ответ РФ на расширение НАТО и опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона, на формирование глобальной системы ПРО США, которую можно использовать для превентивного уничтожения российского оборонного потенциала.

"Посейдон" – один из самых секретных проектов ВМФ России, и все же ранее опубликованные приблизительные характеристики (оценки специалистов) позволяют достаточно полно представить возможности уникальной системы ядерного сдерживания.

Серийная субмарина "Ульяновск" (продолжение и развитие концепции "Хабаровска") может иметь двухкорпусную компоновку, длину – около 113 метров, полное водоизмещение – примерно 10 тысяч тонн, рабочую глубину погружения – до 500 метров, скорость подводного хода – более 30 узлов, автономность – 120 суток. Неограниченную дальность обеспечивает принципиально новая ядерная энергетическая установка. Экипаж – около 100 человек. Вероятно, шесть термоядерных торпед "Посейдон" будут размещены в носовой части "Ульяновска". Кроме того, субмарина может получить крылатые ракеты "Калибр-ПЛ", гиперзвуковые "Цирконы" и комплекс самообороны "Пакет-ПЛ" (для отражения торпедных атак противника).

Океанская многоцелевая система предназначена для поражения авианосных ударных групп, крупных военных баз и стратегических объектов экономики противника в районе побережья. А также для нанесения неприемлемого ущерба обширной территории страны-агрессора.

"Матрешка" от Путина

Подводные носители ядерных "торпед Судного дня" проектов 09851 и 09853 – скрытные и могущественные, способные до четырех месяцев выполнять задачи боевой службы на огромной глубине (без всплытия на поверхность). Они могут действовать в любой точке Мирового океана. В свою очередь беспилотные аппараты "Посейдон" – еще менее уязвимы и более автономны, совершенно неотразимы в ситуации боевого применения. Многоцелевая океанская система в целом – атомная субмарина и термоядерные трансконтинентальные торпеды на ее борту немного напоминают русскую матрешку, которую в нашем случае лучше не беспокоить. Без весомой причины система "Посейдон" никогда не сработает.

Беспилотный аппарат с ядерным двигателем "Посейдон" имеет длину около 20 метров, диаметр 1,8 метра, массу 100 тонн. Дальность действия практически не ограничена, рабочая глубина погружения – 1000 метров, скорость – 100 узлов (185 км/час) – параметры, практически недосягаемые для всех современных торпед вероятного противника. Кроме того, подводный аппарат с термоядерной боеголовкой обладает компьютерным интеллектом и способен действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Глубину и скорость беспилотник выбирает по обстановке. Причем максимальная скорость позволяет уйти от любой угрозы. Отследить такую цель средствами гидроакустики практически невозможно.

"Посейдон" способен двигаться, ориентируясь по рельефу морского дна, на расстояние до 10 тысяч километров. А в точке назначения – лечь на грунт и месяцами ждать сигнала на боевое применение или возвращение в базу (длинные волны способны преодолеть толщу воды). Мощность боевой части "Посейдона" – 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Причем боеголовка с кобальтовой секцией создана для максимального радиоактивного загрязнения территории.

Полагаю, эти яркие подробности раскрыты специально для "партнеров", намеревающихся разговаривать с Россией "с позиции силы". Уникальные возможности атомных субмарин-носителей и стратегических торпед гарантируют сокрушительный ответно-встречный ядерный удар, даже если в отдаленной перспективе вероятному противнику удастся создать "непробиваемый купол" противоракетной обороны над сушей и морем.

Плановые четыре субмарины-носителя – это 24 развернутых в Мировом океане беспилотных "Посейдонов", способных, по оценкам Forbes, "обнулить" береговую оборону любого противника, уничтожить авианосные ударные группы ВМС и "нанести непоправимый ущерб восточному или западному побережью Соединенных Штатов" – при том, что "другие ВМС вряд ли смогут создать нечто подобное".

Русская революция в стратегии ВМФ

Вашингтон в своей достаточно агрессивной внешней политике делает большую ставку на ВМС, стремится контролировать планету, опираясь на огромную сеть зарубежных баз.

Россия отреагировала асимметрично и сегодня готова защищаться на море не только стратегическими и многоцелевыми субмаринами. И американские эксперты осознают, что "Посейдон" – ответ на создание противоракетных систем и целой армады крейсеров, эсминцев, подводных лодок США, вооруженных крылатыми ракетами "Томагавк" с дальностью до 2500 км.

Американская сторона серьезно обеспокоена появлением российских "Посейдонов" и мучается вопросом: будет ли возможное применение во время военного конфликта этого оружия соответствовать нормам международного права? Вопрос риторический.

Российские "Посейдоны" лишают США ранее "гарантированных" двумя океанами безопасности и безнаказанности. "Умные" подводные дроны с термоядерными "аргументами" одним фактом своего существования принуждают к миру, повышают договороспособность американцев. Альтернативой могут оказаться лишь огромные финансовые затраты Вашингтона на создание принципиально новых систем противодействия "торпедам Судного дня", однако и на этом пути заметное технологическое отставание США от РФ в военной области успеха не обещает.

А в перспективе носителями ядерных торпед могут стать и большие надводные корабли – боевые или замаскированные под гидрографические, торговые. Система "Посейдон" не подпадает под договоры об ограничении вооружений, имеет большой экспортный потенциал и может продаваться на международном рынке – с конвенционной боевой частью. Полагаю, Индия и Китай купили бы без долгих размышлений. Китайские специалисты уже заявили, что подобные технологии идеально подходят для глубоководных исследований. Действительно, прочность корпуса "Посейдона" позволяет ему погружаться на глубину до 14 километров.

Как бы то ни было, российский стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой ожидает большое будущее. А Москва со своей гуманистической "позиции силы" всегда готова к равноправным и мирным переговорам с самыми неудобными партнерами.

213
Теги:
вооружения, Россия
Штурмовик Су-25

Почему санкции ЕС не мешают НАТО ремонтировать боевые самолеты в Беларуси

1009
Выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать "европейскими ценностями". ВВС Болгарии скоро примут модернизированные в Беларуси Су-25 – оплатят услуги страны, "придавленной" санкциями ЕС. В вопросе разбирался военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Первый штурмовик Су-25 ВВС Болгарии (бортовой номер 246) завершил капремонт и модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах в сентябре 2020 года – на фоне массовых протестов в стране. И должен был, в теории, остаться единственным. Ведь если европейские партнеры до конца принципиальны в своей санкционной политике, страны НАТО не должны оплачивать услуги белорусских предприятий ОПК. Образцом могут служить некоторые страны Балтии, которые "назло соседу" остались без запчастей для своих тепловозов. Однако болгарские СМИ сообщили, что в феврале ВВС страны получат два последних из восьми Су-25, прошедших восстановительный ремонт в Барановичах. Более того, София намерена модернизировать на 558-м авиазаводе еще шесть самолетов Су-25 (определяются финансовые параметры сделки). Откуда такая беспринципность?

По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.

Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 млрд долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72, якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 млн долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле – по 121 млн долларов за единицу. Болгария – страна небогатая. Очевидно, в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много лет, и Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.

Смешные деньги – серьезный результат

Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 млн евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.

Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, восьмой самолет – 7 октября 2019 года. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три – в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 млн евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года лично ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш – на 500 часов. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Неслучайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление – наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы, делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты.

Высокая репутация и черная неблагодарность

Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран неслучайно: белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам, оборонные заводы РФ в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.

Реализована программа повышение боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно, на высотах до 7000 м, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.

К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит- М 2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.

На фоне неизменно корректного выполнения Беларусью всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны - государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против Беларуси, как гибридное оружие на поле боя.

1009
Теги:
санкции, Су-25, Болгария, вооружения, Беларусь
Морозы в Минске

Морозы на спад: синоптики обещают резкое потепление в среду

0
Холодный воздух с Арктики все еще поступает в страну, однако в среду термометры, по прогнозам синоптиков, зарегистрируют пограничные показатели.

МИНСК, 19 янв – Sputnik. Холодная погода со среднесуточной температурой -12..-18°С сохранится во вторник, в среду в Беларуси начнет теплеть, сообщает Белгидромет.

Переменная облачность, местами небольшой снег, 80%-я влажность и мороз до -17°C – такая погода будет во вторник. Из-за холода в стране объявлен желтый уровень опасности.

Днем преимущественно без осадков, на отдельных участках дорог гололедица. Ветер неустойчивый слабый. С учетом повышенной влажности ощущение прохлады будет на 3-5 градусов больше.

К вечеру похолодает до - 20°C, зато уже в среду температурный фон значительно улучшится и составит от -4 до - 6°C ночью и днем.

По прогнозам специалистов Белгидромета, во среду, 20 января, будет кратковременный снег, возможно, слабая метель. Ветер умеренный, местами порывистый. В дальнейшем будет только теплеть.

В связи с низкими температурами медики напомнили, что необходимо одеваться потеплее, чтобы не получить холодовых травм, а также дали советы, как окунаться в прорубь на Крещение. Сотрудники ГАИ призвали участников дорожного движения соблюдать скоростной режим в условиях гололеда.

Читайте также:

0
Теги:
Белгидромет, мороз, погода, Беларусь