Страница социальной сети Фейсбук на экране компьютера

Зачем России нужен закон о блокировке иностранных интернет-ресурсов

400
Если YouTube или Facebook не будут выводить в рекомендации контент государственных СМИ, то по представлению Генпрокуратуры Роскомнадзор может заблокировать их в России. О том, зачем РФ нужно подобное нововведение, рассуждает украинский политолог Владимир Корнилов.

Было бы странно, если бы западные СМИ и особенно русскоязычные "голоса", принадлежащие государственным ресурсам, не стали разгонять страхи об инициативе российских законодателей относительно борьбы с цензурой в соцестях. Вот как, к примеру, преподносит эту новость Русская служба британской BBC: "В России предложили блокировать соцсети, ограничивающие государственные СМИ. YouTube и Twitter запретят?" То есть любой читатель этого заголовка должен понять: из-за каких-то проблем неких российских госмедиа мне, рядовому пользователю, могут запретить YouTube, из-за чего у меня пропадет подборка любимых песен или возможность смотреть привычные шоу.

Дальше всех пошел немецкий (опять-таки государственный) ресурс DW: оказывается, законопроект стал результатом "двухнедельной пятиминутки ненависти к YouTube" и вызван тем, что "Кремль выбивает у YouTube гарантии для своих СМИ". Задумка подобных заголовков более чем ясна и очевидна – вызвать недовольство российского читателя. Беда в том, что они сами по себе являются фейками.

Во-первых, законопроект, рассматриваемый в Госдуме, вовсе не о запрете или блокировке зарубежных сетей, а как раз наоборот – о намерении прекратить их цензуру в отношении российских пользователей. Во-вторых, речь идет о защите не только и не столько государственных СМИ России, но в первую очередь – о защите права на свободу слова для любого российского гражданина.

Один из авторов проекта сенатор Алексей Пушков прямо говорит по этому поводу: "Смысл и цель нового закона – не в блокировке зарубежных интернет-ресурсов, а в защите российских СМИ от цензуры и дискриминации со стороны зарубежных сетевых компаний. Это главное в законопроекте. Блокировка – не цель, а крайняя мера".

Но западные "голоса", обсуждая законопроект в своих статьях, это объяснение старательно опускают, приводя мнение неких экспертов, которые в лучших традициях пропаганды абсолютно едины в своих выводах: мол, "цензура – это когда государство ограничивает свободу слова, частные платформы цензурой по определению заниматься не могут".

Социальная сеть Twitter
© Sputnik / Наталья Селиверстова

Конечно, такая вольная трактовка термина "цензура" давно уже не является актуальной. Термин "самоцензура" существует в любых СМИ (включая и частные) веками. Уже много лет в ходу и термин "интернет-цензура", который совершенно не связан с государственными блюстителями законности. В конце концов, сомневающимся экспертам достаточно заглянуть в указ президента США Дональда Трампа "О преодолении онлайн-цензуры". И они откроют для себя совершенно новый мир. Тот мир, в котором глава самого мощного государства пытается защититься от цензуры, которой лично он подвергается со стороны частных соцсетей. Странно, что российские западники в кои-то веки не берут в пример тот самый Запад в данном вопросе. Если уж американский президент вносит подобную законодательную инициативу, то почему российские депутаты не могут делать то же?

Уж кто-кто, а Трамп может многое рассказать – и наверняка еще не раз расскажет – о совершенно невообразимых ограничениях со стороны соцсетей, которым он подвергался только за последние несколько недель. Доходит до совершенно невероятных пометок на его постах. Например, заявления Трампа о мошенничестве на выборах Twitter поначалу сопровождал комментариями о том, что "официальные источники по-другому оценивают эти выборы". У многих возник закономерный вопрос: а с каких это пор президент США перестал быть "официальным источником"? После чего Twitter изменил пометки, начав писать о "многих источниках". Как будто бы источников, подтверждающих подозрения Трампа, мало.

Или чего стоит пометка "Это заявление о мошенничестве на выборах спорно" на ретвите президентом США сюжета Fox News, в котором перечисляются конкретные зафиксированные случаи участия в голосовании давно умерших избирателей. Хоть бы кто-то в Twitter пояснил, что в этих доказанных фактах им показалось спорным. Но за них это сделал колумнист New York Times Кевин Рус (уж более чем спорные статьи этого флагмана антитрамповской пропаганды никто в соцсетях так не помечает), который объяснил, что те факты, которые он назвал "дезинформацией", на самом деле могут быть и правдивыми, что не мешает им быть "частью кампании дезинформации". И, вероятно, должны подвергаться цензуре. Чем социальные платформы активно и занимаются.

Думается, и любой активный российский пользователь соцсетей может привести немало примеров ограничений, которым подвергался лично он. Причем порой по совершенно необъяснимым или надуманным причинам. Таких случаев – мириады. Как правило, добиться справедливости от самих сетей невозможно. А попытки найти ее в российских судах обычно заканчиваются еще на стадии подачи заявления.

С этим, например, на днях столкнулся Александр Малькевич, глава Комиссии по развитию информационных сообществ, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России. Уже год он безуспешно добивается отмены совершенно необъяснимой блокировки его аккаунта в Twitter. В итоге, пользуясь аналогичным прецедентом, рассматривавшимся этим летом в Верховном суде России, Малькевич подал иск в Лефортовский суд Москвы с требованием прекратить нарушение своих прав компанией Twitter Inc. Но получил отказ в связи с "неподсудностью спора российскому суду".

Если уж публичные люди с таким статусом не могут защитить свою свободу слова в суде, то что уж говорить о рядовых пользователях! Собственно, для того и вносится законопроект о борьбе с цензурой соцсетей и иных интернет-платформ – чтобы у судов появились основания для рассмотрения этих дел. Так что такой закон давно уже назрел и даже перезрел. Цель его – не блокировать доступ российского пользователя к подборке любимых песен на YouTube, а защитить его от такой блокировки со стороны самого YouTube. То есть речь идет не только об обеспечении свободы российских СМИ, но и в целом о "праве граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Практика показала, что обращения к российским судебным органам и Роспотребнадзору в редких случаях все-таки могут привести к восстановлению доступа к российским информационным ресурсам. Так было с фильмом "Беслан", так было с фильмом по делу MH17, который сайт Украина.ру вывесил на YouTube. Но в данных случаях интернет-ресурсы пошли на попятную скорее в связи с общественным резонансом, а не с законодательными требованиями.

Кстати, дело по MH17 – одно из наглядных подтверждений наличия двойных стандартов западных СМИ и соцсетей. Обратите внимание на недавние "разоблачения" голландско-российской группы журналистов, которые уже не один год проводят свое альтернативное расследование этой трагедии, не вписывающееся в официальную версию событий. Скандально известная группа Bellingcat совместно со своими российскими коллегами из Insider вывесила "расследование", в котором приводятся материалы (уж не беремся судить об их подлинности) якобы взлома электронной переписки и операторов мобильной связи непосредственно на территории России, что само по себе является преступлением. Авторы заявляют, что источник данных – некая "российская хактивистская группа".

И заметьте, ни одна соцсеть не заблокировала аккаунт Bellingcat, не пометила эту информацию как сомнительную, требующую проверки и тем более как фейковую. А вспомните, как еще несколько недель назад те же сети поясняли причину блокировки статей New York Post о данных ноутбука Хантера Байдена: мы, мол, запрещаем публиковать материалы, добытые хакерством. Это персональные данные Байдена нельзя публиковать, а данные российских граждан – вполне можно, вне зависимости от способа добычи этих данных. Конечно, это тоже должно стать предметом законодательного регулирования в России.

Или найдите хоть одну пометку "фейк" или "сомнительная информация" в YouTube или социальных сетях на недавней лжи Дмитрия Гордона, украинского "агента СБУ" (как заявил он сам), о том, что мэр Ялты Иван Имгрунт якобы умер после получения российской прививки от коронавируса. Гордон привел простой "источник" этой информации: "во всех соцсетях" так говорят. Но ведь, заметьте, ни одна из этих соцсетей не оспаривает откровенную ложь и не борется с ней, что также является лишним подтверждением ангажированной избирательности их политики цензуры. И таких примеров тоже уйма.

Нельзя заблуждаться: это осознанная политика, направленная против нас с вами. Антироссийская дезинформация и, наоборот, зачистка информационного пространства от неудобной для Запада правды составляют серьезную угрозу безопасности и правам российских граждан. Недооценивать эту угрозу преступно. Бороться с ней необходимо сообща и на всех уровнях. И, конечно же, на законодательном.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

400
Теги:
Россия, Роскомнадзор, Twitter, YouTube, Facebook
Дизельная подводная лодка класса Варшавянка

Ныряющий BOSS: в РФ разработали бюджетную субмарину

694
(обновлено 17:30 13.04.2021)
Технологический уровень судостроения в РФ позволяет нестандартно подходить к конструкторским решениям. Патрульный "Страж" с функциями надводного корабля и субмарины способен удивить специалистов. О корабле рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" представило проект погружаемого патрульного корабля "Страж", сочетающего достоинства субмарины и надводного корабля. Новинка будет экспортироваться под названием BOSS (Border and Offshore Submersible Sentry).

Относительно небольшие цена и размеры, выдающиеся технические характеристики, традиционно высокая надежность, возможность размещения на борту широкого спектра ракетно-торпедного вооружения (или научного оборудования) делает BOSS привлекательным для многих стран с небольшим оборонным бюджетом.

КБ "Рубин" – один из мировых лидеров в проектировании субмарин и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения со 120-летним опытом создания подводных кораблей и аппаратов различных классов (включая гражданскую технику).

Внешне BOSS напоминает дизель-электрическую субмарину проекта 613 – конструктивно успешную, одну из самых массовых и продаваемых в мире (тоже разработка "Рубина"). Погружаемый корабль имеет схожие технические характеристики: длина 60-70 метров в зависимости от комплектации, водоизмещение около 1000 тонн, экипаж 42 человека. Может оснащаться управляемыми ракетами, торпедами, беспилотными летательными аппаратами, артиллерийскими установками и маломерными скоростными плавсредствами для досмотровых групп. При выборе оружейных систем, приборов и оборудования специалисты КБ "Рубин" ориентировались на проверенные, серийные образцы современных субмарин, надводных кораблей и самолетов.

Вероятными целями нового патрульного "наутилуса" в подводном и надводном положениях могут стать боевые корабли и береговые объекты высокотехнологичного противника, а также менее оснащенные пираты, контрабандисты, браконьеры. Корабль может эффективно использоваться и в качестве разведывательного или научно-исследовательского.

Головная боль НАТО

Для понимания спектра возможностей и задач нового корабля необходимо вернуться к проекту 613 (по классификации НАТО – "Whiskey"). Субмарина с простотой и надежностью винтовки-трехлинейки имела водоизмещение 1347 тонн, длину 76 метров, ширину 6,6 метра и могла двигаться со скоростью до 18,5 узлов, на глубинах до 200 метров. Максимальная дальность в надводном положении – 8500 миль (более 15 тысяч км). Основное вооружение: шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (четыре носовых и два кормовых), причем торпеды могли оснащаться и ядерными боевыми частями (боекомплект – 12 торпед или 22 мины). Автономность – 30 суток. Экипаж – 52 человека.

Проект 613 разрабатывался как торпедный, и все же было построено шесть модифицированных субмарин с ракетным вооружением – за ограждением рубки в двух прочных контейнерах находились крылатые ракеты П-5 дальностью около 300 км (для стрельбы из надводного положения по береговым целям).

В серийном строительстве 613-х широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Советский флот получал по одной новой субмарине в пять дней. За семь лет (1950 – 1957) было построено 215 дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения, которые могли одинаково эффективно наносить торпедные удары, вести разведку, решать задачи минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника. О живучести проекта говорит тот факт, что 613-е служили до конца существования Советского Союза, то есть почти 40 лет (на Черноморском флоте в 1990 году в строю оставалось 18 ходовых субмарин).

Многоцелевые подводные лодки проекта 613 массово поставлялись за рубеж (около 40 единиц) – военно-морским силам Болгарии, Кубы, Индонезии, Египта, Сирии, КНДР, Польши. Китаю передали техническую документацию, и более 20 субмарин было построено на заводах в Шанхае и Ханькоу.

Разумеется, новый погружной патрульный корабль унаследовал главные качества 613 проекта – прочность, надежность и эффективность. В остальном BOSS – высокотехнологичное детище XXI века, с качественно новыми, более могущественными вооружением, средствами связи, навигации и гидроакустики.

Потенциал

Классическое боевое патрулирование на море – это длительное маневрирование надводных кораблей и подводных лодок в заданном районе, в постоянной готовности к выходу на боевые позиции и нанесению ударов по кораблям или наземным объектам противника. Имеется дипломатическое выражение "демонстрация флага", но сути происходящего это не меняет, патрульный корабль вдали от родных берегов всегда выполняет боевую задачу в постоянной готовности к ракетному, артиллерийскому или торпедному удару. Именно поэтому РФ жестко реагирует на появление американских эсминцев вблизи своих берегов в Черном, Беринговом или Японском морях.

В российском ВМФ до недавнего времени патрулированием акваторий занимались сторожевые корабли (СКР), в военно-морских силах НАТО – эскортные эсминцы, фрегаты, корветы и корабли прибрежной зоны. Сложно поставить знак равенства между традиционными надводными кораблями и ныряющим BOSS (для него придется дописывать тактику боевого применения). Особенности эксплуатации нового корабля позволяют утверждать, что в КБ "Рубин" создали гибридную субмарину.

Боевое патрулирование в подводном положении позволяет скрытно наблюдать за противником, нарушителями границы или контрабандистами, обеспечивает внезапность удара или реагирования на угрозы. На глубине проще оторваться от превосходящих сил противника, и там никакой шторм не страшен. Надводные характеристики – бонус для экипажа, который может в походе дышать свежим морским воздухом, а не продуктом регенерации (как на классических подводных лодках). Возможности научного изучения шельфа у ныряющего патрульного корабля выше, чем у аналогичного надводного. Кроме того, BOSS может служить относительно недорогим учебным "классом" для подготовки экипажей и береговой инфраструктуры – с прицелом на развитие отдельными странами национальных подводных сил, приобретение опыта и "полноформатных" субмарин.

694
Теги:
вооружения, Россия
Актриса Валерия Арланова

Красавица, умница, исключение из правил. Актриса Валерия Арланова

716
(обновлено 14:43 13.04.2021)
Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая. Об актрисе Валерии Арлановой пишет театральный критик Татьяна Орлова.

Захотелось написать об актрисе театра и кино Валерии Арлановой, которая в апреле отметила круглый юбилей. Перечитав все доступные в интернете материалы о ней, поняла, что творческая и личная жизнь обстоятельно раскрыты. А повторяться не хочется. Она честна и самокритична в своих интервью, однако меня не оставляет ощущение, что мы, журналисты, выспрашивая, все же пропустили очень многое.

Арланова ведет закрытую тихую жизнь и умело прячет свое истинное "я". В этом убедилась, когда довелось встретиться с ней при особых обстоятельствах. В ожидании приема у экстрасенса. У каждого из нас случаются в жизни минуты, когда катастрофически не хватает уверенности и оптимизма, чтобы продолжать жить дальше в привычном ритме. И близкий круг не может тебе помочь. Можно с легким юмором относиться к предсказателям, но среди них находятся очень интересные и умные психологи.

Вот на такого вывели меня, и случайно узнала, что Валерия Юрьевна уже давно пользуется его услугами. Зная друг друга шапочно, будучи всего лишь знакомы, мы с Арлановой разговорились так откровенно, что прозевали свою очередь на прием. С трудом расстались, обменявшись номерами телефонов.

Поисковик выдает на запрос "Арланова" в основном информацию о ней как об актрисе кино. Перечисляются 55 фильмов с ее участием, хотя на самом деле киноработ почти сотня.

Валерия Арланова в фильме Соблазн
Валерия Арланова в фильме "Соблазн"

Театральное творчество намного скромнее. Оно неотделимо от Театра-студии киноактера, от работы с режиссером и мужем Александром Ефремовым.

Интересно, что же остается, как говорится, за кадром, в невидимой сфере ежедневного бытия.

Поиски и разочарования

У людей театра существует такое предубеждение: если актриса очень красивая, ей необязательно быть талантливой. Пусть на сцене даже ничего не говорит. Только походит. Успех обеспечен.

Случаются исключения из правил. Валерия Арланова это доказывает.

Актер исполняет роль. Он лицедей. На сцене он соединяет судьбу героя и свою собственную. Окунувшись в этот водоворот поступков и чувств, он работает собственной шкурой и чувствами. Надо полюбить своего героя, а как это сделать, если тот негодяй? У любого актера может возникнуть чувство уныния и депрессия. Счастье, когда в творческой биографии возникнет персонаж, абсолютно совпадающий с тобой по душевным свойствам. Героиня, которую не надо играть, а просто быть на сцене самой собой. Думаю, что Арлановой эти мысли очень близки, потому и ответы на вопросы приходится искать не только в своем окружении, а в сфере запредельного.

Валерия признается, что ей малоинтересны принцессы и лирические героини (таких ролей было достаточно). Ей интересны люди не нашего времени. Очевидно, поэтому она так любит классику.  Здесь не грех вспомнить ее главные сценические удачи. Элиза Дулиттл в "Пигмалионе". Спектакль идет почти 20 лет. Мона из "Безымянной звезды", Эмилия Марти в "Средстве Макропулоса", Глафира в "Волках и овцах".

Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле Волки и овцы
Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле "Волки и овцы"

Между прочим, в первых трех классических произведениях мирового репертуара играли такие российские звезды как Алена Бабенко, Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко. Все это неоднократно появлялось в кино и театре. Можно было бы легко многое скопировать. Валерия Арланова категорически ничего не делала точь-в-точь.

Есть популярный спектакль о животных, похожих на людей — "Очень простая история". Тонкая красавица Арланова с удовольствием играет Свинью, обнаруживая в ней все оттенки внутренней человеческой сущности.

Никогда не забывала Валерия свои короткие встречи на сцене Купаловского театра с легендарной Стефанией Станютой. Если бы появилась пьеса о ее очень интересной жизни, вероятно, актриса попыталась бы попробовать сыграть на сцене.

Кинематографическая биография Арлановой связана исключительно с современной жизнью. Среди людей самых разных профессий и взглядов на жизнь ей стали попадаться дамы с очень плохим характером, алкоголички. Можно было бы выбирать и отказываться. Но до поры такие предложения только раззадоривали. Почему бы не заглянуть внутрь таких особ?!

Арлановой захотелось выйти из зоны комфорта. Прикоснуться к пограничному состоянию людей, которые ей непонятны и даже противны. Актриса училась трудному мастерству: плакать без слез и кричать без крика. Это высший пилотаж, и не все ей удавалось.

Как критик я долго "пропитывалась" Валерией Арлановой, чтобы лучше ее понять. Прима театра. Очень благополучная актриса. Муж — известный кино- и театральный режиссер. Зачем постоянно копаться в себе? Может быть, потому что в юности хотела стать психологом? Откуда минуты опустошенности, которые переживала во время учебы в Академии искусств? Почему ей сейчас совсем не хочется сниматься в кино? Говорит, что исчезла магия киноискусства.

При всем при этом, как утверждает любящий муж Ефремов, она очень романтичная особа. А недовольство собой, возможно, оттого, что по гороскопу Овен.

Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов
Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов

Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая, она принципиально не делает ничего, что принято делать для сохранения красоты. Не сидит на диете, не прибегает к помощи косметологов, не ходит в спортзал, не бегает по магазинам в поисках модных вещей. Много лет просто для себя ходит танцевать, хотя с юности мечтала о цирке и легко садилась на шпагат. Наверное, все-таки нужен незаурядный характер, чтобы держать себя в тонусе.

Она всерьез может рассуждать о чуде театра, "чтобы сердце радовалось", о "полной гибели всерьез", о том, что составляет суть актерской профессии.

Сегодня она увлечена выращиванием цветов и умеет слушать тишину. Ей хочется, чтобы в знак уважения перед ней снимали шляпу, а не наушники.

Она знает слова Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво. Но это поднимает ввысь!" Уверена, что из своей жизни она не зачеркнула бы ни слова.

716
Теги:
Театр-студия киноактера, Беларусь, актриса
Несвижский дворцово-парковый комплекс

Новые реалии выживания туризма в Беларуси

0
В четверг, 15 апреля, в 11:00 в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь пройдет онлайн-пресс-конференция, посвященная внедрению новых туристических продуктов как фактора выживания отрасли в условиях пандемии.

В условиях новой реальности работы туристического бизнеса в условиях мировой пандемии стал очевиден рост интереса к внутреннему турпродукту, особенно в семейном сегменте. Несмотря на все сложности, его качество и разнообразие динамично повышаются. Туристические компании стали концентрировать усилия на разработке новых программ, комбинировать идеи классического курортного отдыха и оздоровления с экскурсионными и образовательными элементами. Предлагаем разобраться в трендах летнего туристического сезона 2021 на примере Беларуси и России.

Участники пресс-конференции:

  • заместитель директора по туризму РУП "Центркурорт" Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО;
  • кандидат исторических наук, заместитель председателя правления Республиканского союза туристической индустрии Дмитрий МОРОЗОВ;
  • кандидат исторических наук, доцент, эксперт проекта "Семейный клуб активного и образовательного отдыха" Дмитрий СКВОРЧЕВСКИЙ;
  • и.о. начальника отдела реализации, приема и размещения РГЦ "Силичи" Кристина ФИЛАТОВА;
  • представитель Российского союза туриндустрии, руководитель проектного офиса по детскому туризму ЦФО РФ Ирина МАШТАКОВА.

Приглашаем представителей СМИ принять участие в онлайн-встрече, трансляция которой пройдет в четверг, 15 апреля, в 11:00 на сайте информационного агентства и радио Sputnik Беларусь.

Свои вопросы вы можете прислать:

p.antonov@sputniknews.com,

тел +375 (29) 550 06 31 (Telegram), + 375 29 676 02 59 (Viber и WhatsApp). 

Павел Антонов

Отправьте заявку на p.antonov@sputniknews.com для подписки на e-mail рассылку анонсов мультимедийного пресс-центра Sputnik Беларусь.

0
Теги:
Мультимедийный пресс-центр Sputnik Беларусь, туризм, Беларусь