Президент США Дональд Трамп

Возвращение неизбежно: почему Трампа рано списывать в утиль

787
О весе Трампа в текущей политической жизни США и его шансах вновь занять президентское кресло через четыре года рассуждает колумнист РИА Новости Петр Акопов.

Джо Байден признал, что Трамп изменил мир и Америку. Объясняя, что его президентство не будет третьим сроком Обамы, полуизбранный президент заявил, что это просто невозможно.

"Мы столкнулись с совершенно другим миром. Президент Трамп изменил ландшафт. Теперь это "Америка в первую очередь", то есть "Америка в одиночестве", – отметил он.

Тут обыгрывается один из главных лозунгов Трампа — America First, который можно перевести и как "Америка на первом месте". Вот до чего негодяй со своим эгоизмом-изоляционизмом довел страну — мирового лидера: мы теперь одни, никто не верит в нас, сетует Байден.

Но ничего: мы вернули себе Белый дом – вернем и мировое лидерство: "Америка вернулась. Мы будем играть ведущую роль в мире, а не отступать от него, не отвергать наших союзников, отстаивать свои ценности. <...> Америка готова бросить вызов нашим противникам и сотрудничать с нашими традиционными союзниками. Америка вернулась!"

Пропущенная развилка истории

Ну да, ну да — вернулась, кто бы спорил, Трампу ведь толком и увести ее не дали. Естественно, Трамп не виноват в американском одиночестве — он просто действительно хотел сделать страну снова великой, но как суверенное национальное государство, а не игровую приставку для глобалистов. А для этого нужно было поменять курс — что Трамп и пытался сделать, пусть и не слишком успешно.

Но одних его намерений хватило для того, чтобы страшно напугать всю элиту по обе стороны океана. Теперь Байден будет укреплять атлантическую солидарность? Но мир-то изменился — то есть изменился он еще при Обаме (окончательно уже в 2013-2015 годах, когда всем стало ясно, что Штаты не могут остановить бросившую им открытый вызов Россию), а Трамп лишь попытался вывести Америку из надвигающегося на нее геополитического шторма с минимальными потерями. Теперь ему приписывают создание этого мира — обещая все исправить и починить, вернув Америке лидерство.

Кто в это поверит — в способность коллективного Байдена вернуть Америке то, что она потеряла еще до Трампа? Европейцы, русские, китайцы, арабы, индийцы, латиноамериканцы? Смешно.

Никто не поверит — потому что проигравшие не сумеют отыграться. Ведь они проиграли не Трампу в 2016-м, а гораздо раньше — когда после кризиса 2008 года не смогли понять, что начинается новая эпоха.

Объективный ход истории привел Америку к развилке, а они ее просто не заметили и продолжали идти по столбовой дороге глобализации, ведущей к краху (в то время как можно было свернуть на спасительный путь "Америка в первую очередь").

Поэтому нынешняя "почтовая победа" демократов не станет началом реванша — и более того, она лишь усугубит американские проблемы. Все четыре года администрация Байдена будет жить в ожидании реванша Трампа — а в том, что он сделает все для того, чтобы отыграться, можно не сомневаться.

Трамп вернет себе украденное

Да ладно, Трампа маргинализируют и посадят после того, как он покинет Белый дом. А если не посадят, то затаскают по судам, отключат от СМИ, Республиканская партия сдаст его, а истеблишмент закатает в асфальт, чтобы другим неповадно было. Подобные представления не редкость — но вот только реалистичен ли такой сценарий?

Трампа невозможно убрать из американской политики, его можно только физически устранить. После 20 января он останется самым популярным политиком в США, за которого проголосовали более 70 миллионов американцев. Никто ведь не спорит с тем, что большинство из 80 миллионов, проголосовавших за Байдена, сделали это не из-за симпатий к бывшему вице-президенту, а из-за нелюбви к Трампу?

Никогда еще в истории Америки бывшие президенты не оказывались в тюрьме, а создать такой прецедент с Трампом — значит лишь добавить ему сторонников. Даже оказавшись в тюрьме, Трамп сможет избрать президентом США своего сына или дочь, а то и вообще любого, на кого он укажет. Вряд ли это входит в планы борцов с трампизмом.

Может ли республиканский истеблишмент отказаться от Трампа, выскочки, наскоком захватившего лидерство в 2016-м? Только если боссы захотят прикончить собственную партию — потому что Трамп в разы популярнее республиканцев.

Согласно опубликованному на этой неделе опросу, проведенному телеканалом CNBC и агентством Change Research, 72 процента республиканцев заявили, что они будут с Трампом, если он покинет партию (то есть его вытолкают), и только 28 процентов останутся с "великой старой партией".

А опрос Politico и агентства Morning Consult показывает, что Трампу гарантировано выдвижение от республиканцев в 2024-м — за него уже сейчас готовы проголосовать 53 процента республиканских избирателей и неприсоединившихся.

К его голосам можно добавить еще 20 процентов — это те, кто готов поддержать вице-президента Майка Пенса (12 процентов) и Дональда Трампа — младшего (еще восемь). Конкурентов-нетрампистов просто нет — никто из бывших "звезд" (Митт Ромни, Тед Круз и т. д.) не набрал и пяти процентов.

То есть республиканцы — теперь это полностью партия Трампа, их электорат готов идти только за ним. И даже если представить себе совершенно нереальный вариант с самоубийственным поведением республиканского истеблишмента, то есть с исключением из партии ее лидера, Трамп создаст свою партию и с ней пойдет на выборы 2024 года. Да, тогда он не сможет выиграть у кандидата от демократов — но республиканский кандидат займет третье место и похоронит партию.

Отключением от СМИ Трампа вообще не испугать, он четыре года находился под практически тотальным обстрелом с их стороны. Он сам себе СМИ — да и новое общенациональное создаст даже с нуля.

И самое главное, у него есть реальная база поддержки в размере половины избирателей страны. Это очень много — и подавляющее большинство этих людей будут ждать его возвращения в Белый дом. И для них следующие четыре года Трамп превратит в сериал — только не в "Карточный домик", а в "Трамп вернет себе украденное".

Чем он будет заниматься? Агитацией, пропагандой и контрпропагандой (то есть высмеиванием и дискредитацией демократов в целом и администрации Байдена — Харрис в частности), получением полного контроля над аппаратом и структурами Республиканской партии.

И самое главное, выборами. Причем выборами на всех уровнях — в 2022 году Трампу нужно будет обеспечить Республиканской партии победу в конгрессе. То есть не только удержать контроль над сенатом, но и увеличить свое большинство там, а в идеале — еще и вернуть себе палату представителей.

Учитывая массу проблем, с которыми столкнется на местах правящая теперь Демократическая партия, вторая задача не кажется невыполнимой — несмотря даже на обещание Байдена дать гражданство 11 миллионам мигрантов (они все равно в основном живут в изначально "синих", то есть демократических округах).

Победив в 2022-м, Трамп начнет поход на Белый дом, с тем чтобы в 2024 году вернуться туда самому или привести своего ставленника.

Америке не впервой

В истории Америки уже были случаи возвращения проигравших, хотя им вешали ярлыки неудачников и от них отворачивалась родная партия.

Гровер Кливленд трижды получал большинство голосов избирателей, но лишь дважды становился президентом. В 1888-м, после первого срока, он проиграл выборы по голосам выборщиков — а в 1892-м вернулся в Белый дом. Кливленд был демократом, но враждовал с Таммани-холлом, коррумпированной партийной машиной. Его, кстати, поддерживали даже некоторые республиканцы, в том числе и нью-йоркский политик Теодор Рузвельт.

Рузвельт стал президентом в 1901-м, после убийства Мак-Кинли, у которого он занимал пост вице-президента, а в 1904-м уже сам выиграл выборы. Он мог выдвигаться и победить и в 1908-м — но, верный данному слову, отказался от участия в кампании.

Выбранный им кандидат, военный министр Тафт, выиграл, однако начал проводить политику, не понравившуюся Рузвельту. Сверхпопулярный Рузвельт решил вернуться в Белый дом — но партийная машина не допустила его выдвижения. Тогда он создал свою Прогрессивную партию и получил на выборах 27 процентов голосов избирателей (на четыре процента больше, чем у пытавшегося переизбраться Тафта), проиграв кандидату от демократов Вудро Вильсону.

Если Рузвельту не удалось вернуть себе Белый дом через четыре года, несмотря на огромную личную популярность, то Ричард Никсон сделал, казалось бы, невозможное — вернулся спустя восемь лет.

В 1960-м он, действующий вице-президент, проиграл выборы Джону Кеннеди — и был списан американскими медиа в утиль. Но в 1968-м выиграл праймериз и должен был бы сразиться с братом Кеннеди, Робертом. Тот был убит в ходе предвыборной кампании, после чего Никсон победил действующего вице-президента и вернулся в Белый дом. И переизбрался через четыре года — чтобы быть политически уничтоженным в ходе инспирированного "глубинным государством" Уотергейтского скандала.

Что еще объединяет этих предшественников Трампа? Выборы, проигранные Кливлендом в 1888-м и Никсоном в 1960-м, были, мягко говоря, подтасованы — точно так же, как нечестным было и поражение Рузвельта на праймериз республиканцев в 1912-м (выдвинувшись от которых, он, несомненно, выиграл бы и президентские выборы).

То есть все трое были остановлены нечестным путем (да, вся история американских выборов — это соревнование технологий манипуляции голосами), но потом двое сумели отыграться, притом что партийная машина и истеблишмент работали против них.

В итоге все трое относятся к числу самых сильных американских президентов — не только мощнейший Рузвельт, но и до сих пор нелюбимый американскими медиа Никсон, и Кливленд.

Трамп не пойдет путем Рузвельта — да и Республиканская партия не может себе позволить повторить кампанию 1912 года. Трамп будет сочетать путь Никсона (одного из его любимых президентов) и Кливленда, с тем чтобы вернуться в Белый дом в 2024-м. Самому — или на крайний случай в качестве отца президента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

787
Теги:
президентские выборы в США, Джозеф Байден, Дональд Трамп, США
Темы:
Выборы президента США — 2020 (136)
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

На словах давить, на деле сотрудничать "новая" стратегия ЕС в отношении России

3112
(обновлено 12:24 18.06.2021)
Народная пословица гласит, что все новое является хорошо забытым старым. Это правило неприменимо к тому, что представлено как новая стратегия ЕС по отношению к России.

Народная пословица гласит, что все новое является хорошо забытым старым. Это правило неприменимо к тому, что представлено как новая стратегия ЕС по отношению к России.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (с изрядной долей условности его называют министром иностранных дел ЕС или главой европейской дипломатии) Жозеп Боррель обнародовал доклад, который 24-25 июня будет рассмотрен в Брюсселе на саммите Евросоюза. В нем он огласил три принципа, на которых будет строиться "новая" стратегия ЕС в отношении России.

Слово "новая" я неслучайно взял в кавычки. В данном случае говорить о "новизне" могла бы спящая красавица, благополучно проспавшая последние полвека и вчера неожиданно проснувшаяся.

"Давать отпор, сковывать, взаимодействовать", - ровно то же самое, что ЕС делал на российском направлении последние двадцать пять лет, как минимум. Причем даже смысловая нагрузка этих терминов не изменилась. В интерпретации Борреля "давать отпор" - означает вмешательство во внутренние дела России под предлогом защиты прав человека, принципов демократии и международного права. "Сковывание" определяется как защита информационного пространства Евросоюза от попыток России донести свой взгляд на актуальные проблемы современности. "Взаимодействие" же означает координацию усилий с Москвой в тех областях, в которых ЕС не может достичь желаемого успеха без российской поддержки.

По советским лекалам?

Если в этом есть что-то новое, то исключительно названия, присвоенные принципам, на которых базируется европейская стратегия на российском направлении. Суть же ее не изменилась еще с тех пор, как ЕС взаимодействовал с ныне несуществующим СССР, и даже с тех пор, как в первой половине ХХ века страна советов взаимодействовала с европейскими странами.

Тем не менее, для чего-то ЕС о новой-старой стратегии заявил. Более того, заявление Борреля прозвучало сразу после саммита ЕС-США (15 июня) и до российско-американской встречи в верхах в Женеве (16 июня).

Значит ли это, что евродипломат пытался послать Москве сигнал, что по итогам переговоров с Байденом в отношении Москвы с Западом ничего не изменится? Нет, не значит. Ибо все изменилось еще до переговоров. Ведь в лице Байдена именно коллективный Запад (причем его наиболее "ястребиные круги") вынужден был запросить у России переговоры на равных, под давлением обстоятельств непреодолимой силы признав, что многолетняя политика давления и повышения ставок в отношениях с Москвой себя исчерпала. У Запада больше нет аргументов для продолжения действий в прежней парадигме.

Следим за руками!

Почему же Боррель новыми словами рисует старую политику?

Потому что давно пора привыкнуть к тому, что Запад говорит одно, думает другое, а делает третье. А также вкладывает в один и тот же термин массу разных смыслов. Для внутреннего западноевропейского употребления смысл один, для России - другой, для серой лимитрофной зоны на восточных границах ЕС – третий.

В данном случае важны не задекларированные принципы, которые, в отличие от весьма подвижной международной политики ЕС, остаются неизменными на протяжении десятилетий, а конкретные действия по их реализации и приоритетности.

Простой пример. В полузабытой уже истории с Навальным Германия заняла формально весьма жесткую позицию. Немцы на высшем уровне безоговорочно приняли версию отравления, официально выражали России протесты и озабоченности. Но когда их союзники по ЕС попытались намекнуть, что сильным ходом в данной ситуации было бы введение санкций против "Северного потока – 2", германские политики сказали "это другое" и постарались оперативно сбагрить оппозиционера назад в Россию.

Результат: Навальный сидит, "СП-2" практически достроен (даже США уже не берутся помешать окончанию строительства), об инциденте все почти забыли. Действия Германии полностью соответствовали задекларированной только вчера "новой" стратегии ЕС. Берлин "дал отпор", озаботившись здоровьем оппозиционера, "сковал" Россию, отказавшись рассматривать альтернативные версии его болезни, при этом успешно продолжает взаимодействие с Москвой по конкретным важным для Германии экономическим проектам.

Думаю, что если ситуация резко и драматически не изменится (а такое возможно, поскольку Запад внутренне не един и по поводу взаимоотношений с Россией там продолжается активная борьба), то дальнейшее развитие отношений РФ с ЕС будет иметь примерно тот же рисунок, что и описанный германский случай.

Западная Европа будет выражать обеспокоенности и делать жесткие заявления по поводу российской внутренней политики и прав оппозиции, при этом практически не имея возможности реально влиять на ситуацию в России. Свое информационное пространство ЕС также будет защищать от невыгодных ему сравнений с растущей Россией. Но вот в том, что касается конкретного экономического сотрудничества, Европа будет стараться избегать конфронтации и политизации, введения новых санкционных пакетов, постарается постепенно не отменить, но обойти (нивелировать) уже введенные санкции. "Новая" стратегия ЕС будет состоять в экономическом сближении с Россией при старательном политическом дистанцировании и подчеркнутом информационном шуме, имитирующем "жесткую борьбу".

Предотвратить "бунт лимитрофов"

Зачем же лидеры ЕС демонстрируют эти чудеса политической эквилибристики?

Вынужденно.

За двадцать пять лет нараставшего противостояния с Россией Запад вырастил целую свору лимитрофных режимов, весь смысл существования которых заключается в организации антироссийских провокаций. Часть из них вошли в ЕС, другим повезло меньше, но все они могут существовать лишь в формате внешней ресурсной накачки. Собственной базы для поддержания суверенного существования у них недостаточно.

Снижение напряженности в отношениях Запада и России, не говоря уже о потенциальном переходе к нормальным прагматичным контактам, обессмысливает подкормку лимитрофов. Они уже ощутили на себе недостаток внимания Запада, и с ними (с прибалтами, поляками и с украинцами) уже случились первые истеричные припадки по этому поводу.

Проблема Запада заключается в том, что в эпоху противостояния с Россией он позволил лимитрофам занять слишком серьезные позиции в структурах, формирующих западную политику (в том числе в НАТО и ЕС). Поменять нынешнее положение дел быстро нельзя, для этого требуется время – несколько лет, в течение которых влияние восточноевропейских стран на политику Запада должно быть обнулено, а сами они маргинализированы.

Для Запада крайне важно не допустить в течение этого времени "бунта лимитрофов", которые в отчаянии могут попытаться спровоцировать конфликт с Россией, даже рискуя боевыми действиями на собственной территории.

Поэтому, в своих лучших традициях, ЕС заявляет о фактической неизменности своей политики (чтобы лимитрофы не волновались), при этом прекрасно понимания, что никто не может помешать ему играть смыслами заявленных "стратегических принципов" так, как он захочет.

Кстати, и на случай внезапного охлаждения с Россией тоже страховка. Никто ведь сегодня не может предсказать, какая группировка внутри Запада победит и какие политические принципы на российском направлении будут в реальности доминировать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

3112
Теги:
Жозеп Боррель, Россия, ЕС
Дмитрий Орлов в роли Вильгельма фон Кауница в фильме Часы остановились в полночь

Дмитрий Орлов и история Русского театра: в памяти друзей и дочери

946
(обновлено 09:53 18.06.2021)
Широкая публика может помнить Дмитрия Орлова по роли в фильме "Часы остановились в полночь". В ленте "Беларусьфильма" 1958 года о минском подполье и операции "Возмездие" актер сыграл Вильгельма фон Кауница, чьим прообразом был нацистский генерал-комиссар гауляйтер Кубе.

Вклад актера, режиссера, педагога, Народного артиста БССР, профессора Дмитрия Алексеевича Орлова в культуру Беларуси намного значительнее, но проходит время и многое забывается. Театральный критик Татьяна Орлова попыталась написать о сложной жизни отца как журналист, используя факты и высказывания учеников и друзей, и лишь немного – своих личных воспоминаний.

"Заболел" театром

В домашнем архиве есть объявление 1920-х, отпечатанное типографским способом: "“Орлов и К°” выполняет электроналадочные работы". В компанию кроме отца входили два его брата и товарищ по гимназии. Зарабатывали на жизнь. И смотрели, без конца смотрели спектакли. Их было множество в Москве тех лет. Мать Дмитрия Алексеевича, Софья Сергеевна, не пропускала ни одной премьеры. Все ее дети (а было их шестеро) играли в любительских спектаклях.

Актерская одаренность семьи Орловых должна была у кого-то вылиться в профессию. Самым неистовым фантазером был Дмитрий. Самые неожиданные поступки совершал тоже он. Поработал в студии Федора Шаляпина, "заболел" МХАТом. Его заметили.

Москва о нем заговорила. Затем была учеба у лучших мастеров столицы, личное общение с талантливыми людьми, что в целом сформировало творческую индивидуальность Орлова.

Об этом лучше всего расскажет руководитель Московского театра драмы им. Гоголя, Народный артист РСФСР Борис Голубовский:

— Впервые увидел его Бальзаминовым в спектакле бывшего театра Пролеткульта. Помню яркую балаганность, которую я, воспитанный на традиционном Островском, тогда еще не мог понять. Через много-много лет, в послевоенном Минске, я снова увидел Орлова в роли Бальзаминова — совсем не глупого, скорее несчастного и душевного: даже монологи о своих снах произносил он очень застенчиво и интимно. И совсем неожиданно в нем просыпался алчный волк, цепкий и беспощадный. Даже оскал появлялся. (…)
По-настоящему увлекаться Орловым я стал после "Вершин счастья", где он играл студента, ставшего наркоманом и убийцей. Когда вижу современные американские фильмы о мотоциклистах-подонках, вспоминаю Баха – Орлова в кожаной куртке, готовящегося к веселью и убийству. Провидческое решение образа. (…)
Швейка в том же Реалистическом театре у Охлопкова он сыграл позже и стал в этой роли любимцем всей Москвы. Неожиданно его привычный шут-Швейк стал разумным, лиричным, умным. Я хотел посмотреть Орлова в роли Яго в "Отелло", чувствуя идеального исполнителя ролей арийцев со слегка высокомерным отношением ко всем окружающим. Но не успел. Он опять покинул театр. Уехал из Москвы в Белоруссию. (…)

Переезд в Могилев и начало Русского театра

В Москве отношения Орлова со знаменитым Николаем Охлопковым не складывались.

Взяли в работу "Отелло". Орлова назначили на роль Яго. Одна из лучших ролей мирового репертуара поручена ему. Бессонные ночи, горы проштудированной литературы и — страшное, обжигающее разочарование на репетициях. Перед прогоном Охлопков предложил Орлову подсветить рот карманным фонариком, чтобы "высветить чудовищное нутро подлеца". Это был предел.

А еще через неделю жена, дочка и все нехитрые пожитки были запиханы в медленный поезд со станцией назначения — Могилев. Мать, братья и сестры долго не могли понять этого стремительного бегства. Он покинул Москву, где прожило несколько поколений его предков. Его домом навечно стала Белоруссия.

В 1936 году Орлов стал главным режиссером Русского театра, который базировался в Могилеве.

Фактически 1936 год и можно считать официальной датой рождения театра. Так как произошла его основательная реорганизация, Д. Орлову было поручено подобрать и пригласить артистов из России. В Ленинграде он отсмотрел студентов-выпускников театрального училища с хорошей актерской школой и пригласил в Могилев 17 человек. Среди них был Федор Шмаков, будущая знаковая фигура Национального академического театра им. Якуба Коласа, Народный артист СССР. В составе Русского театра он проработал больше двух лет.

Процесс реформирования главного русского театра Беларуси был настолько успешным, что в 1940 году после триумфального отчета — гастролей в Минске, Орлову присуждают звание Народного артиста БССР. Ему было всего 37 лет.

В июне 1941 года начавшаяся война застала Русский театр на гастролях в Белостоке – городе, находившемся на тот момент в составе БССР. Орлов под бомбежками попутными эшелонами и пешком по шпалам выводил труппу театра в Могилев, через спешно эвакуирующийся Минск.

Театру предложили ехать в Красноярск и слиться с местной труппой. Но уже в 1942-м Орлова назначили руководителем фронтового театра І Белорусского.

В феврале 1944 года решено восстановить Русский театр. Орлов начинает собирать труппу, находясь в Москве. Было определено руководство театром: директор — А.Ф. Кистов, художественный руководитель — Д. А. Орлов, режиссер — С. Ф. Владычанский.

Минск был сильно разрушен, поэтому театр выехал в Гродно в маленькое старинное театральное здание. Орлов сразу же взялся за репертуар и выпустил десять спектаклей.

А в 1947-м театр переехал в Минск. 1 сентября состоялось открытие сезона 1947—1948 года — первого театрального сезона Русского театра в столице БССР. Играли в уцелевшем здании Дома офицеров. Начали спектаклем "Кремлевские куранты" Н. Погодина. Роль Ленина исполнял Дмитрий Орлов.

Дмитрий Орлов в спектакле по пьесе Алексея Толстого Царь Федор Иоанович
© Photo : из личного архива Т.Орловой
Дмитрий Орлов в спектакле по пьесе Алексея Толстого "Царь Федор Иоанович"

Режиссер Владычанский предложил поставить историческую драму А. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Орлов сомневался — царя играть некому, а он не осилит. Спорили, но режиссер не сдавался. Вот как рассказывала позже Народная артистка БССР Анна Обухович:

— Царя Федора, как и предполагал Владычанский, Орлов сыграл великолепно. У него не было государственного масштаба ни Шуйского, ни Годунова. Воспитанный по церковному, он невероятно набожен. И в этом — источник непротивления царя. Отношения с религией у Орлова были сложные. Воспитан, как и все мы, атеистом, но родительские корни… В этот период он часто ездил в Москву, к матери. Его отец был священником.

Серые начинают и выигрывают

Его любовь к театру была активной, мучительной, требовательной. Должности и привязанности он менял сравнительно легко. Но был упрям и несговорчив, когда дело касалось принципов. А принципов у него было много. Пожалуй, слишком много. Иные мы просто были склонны считать старческим капризом. Но идут годы, и убеждаешься, как он был все-таки прав, как хорошо, что упрямился, не сдавался.

В 1948 году Орлов решил уйти на педагогическую работу в Белорусский театрально-художественный институт. Продолжая оставаться актером и режиссером. Художественное руководство театром перешло к его другу и соратнику Владычанскому.

За 20 лет педагогической деятельности осуществлено 8 выпусков студентов. Более 100 артистов и 20 режиссеров.

Орлов создал свою актерскую школу, занимался научно-исследовательской деятельностью, явился непосредственным создателем новой методологии актерской и режиссерской школы в Беларуси и получил в 1961 году диплом профессора ВАКА.

Дмитрий Орлов в Трех сестрах Чехова
© Photo : из личного архива Т.Орловой
Дмитрий Орлов в "Трех сестрах" Чехова

Актер-купаловец, Народный артист Беларуси Августин Милованов вспоминал:

— В каждом из нас, его учеников, осталась частица его наследия. Орловские черты, орловские зарубины.
Складывается впечатление, что Орлов всю свою творческую жизнь — уходил. Уходил от Охлопкова из Театра Революции, ушел из Русского театра им. Горького, собирался уходить из театрально-художественного института. Почему?
Существует горькое, но точное выражение: серые начинают и выигрывают. А он был слишком ярок, слишком индивидуален — и в искусстве, и в жизни. А этого не прощают, с этим борются. (…)
Дмитрий Орлов не сгибался и не ломался. Он… уходил, понимая, наверное, что не стоит тратить силы, которые могут пригодиться на другое, более благородное дело. Я догадываюсь, чего стоило ему, блистательному актеру, уйти со сцены в сорок шесть лет. В самом расцвете таланта, обожаемым зрителем. Быть может, поэтому ушел, что не захотел предавать этого зрителя, свои принципы. (…)
Помню, он говорил — научить ничему нельзя, можно научиться. Мы учились, глядя на него, слушая его.

Легендарный диктор Белорусского радио, педагог Илья Курган:

— Кто-то из древних сказал: "Ученик — это не только сосуд, который надо наполнить, но и светильник, который надо зажечь!" Дмитрий Алексеевич умел зажигать! Причем делал это изящно, артистично, без аффектации. Замечания Орлова не были только пищей для умозрительного восприятия. Не были сухо назидательными. Нет, они были по-актерски яркими, образными, будили фантазию актера, вызывали озорное желание действовать, причем сейчас же, немедленно, не откладывая на потом, когда будет возможность "разумненько", "рациональненько" обдумать предложенное педагогом.
Да, многое надо было продумать, осмыслить, присвоить и действовать, действовать в предлагаемых обстоятельствах сцены. Его замечания были мягкими, тактичными, исчерпывающе убедительными, хотя порой приправленными некоторой дозой ироничности и сарказма, без которых трудно себе представить Дмитрия Алексеевича. Но эта ироничность всегда была доброжелательной. Он не позволял себе повышать голос, не распекал, не разносил, что заставляет актера, особенного начинающего, съеживаться в комочек от внутреннего зажима и потери веры в себя.

Жизнь разнообразили съемки в кино

К сожалению, их было немного, так как в СССР в главных ролях редко снимали артистов из республик. И все же можно назвать работы Орлова на киностудии "Беларусьфильм".

Это Вильгельм фон Кауниц "Часы остановились в полночь" (1958); Ковалев "Весенние грозы" (1960); Аптекарь "Внимание! В городе волшебник!" (1963); Журба "Сколько лет, сколько зим!" (1965); Жигоцкий "Война под крышами" (1967); профессор-археолог "Надпись на срубе" (1968).

Дмитрий Орлов в фильме Весенние грозы
© Photo : Беларусьфильм (1960)
Дмитрий Орлов в фильме "Весенние грозы"

А вот и личное воспоминание Орлова в одной из его статей для печати:

— Сниматься я начал поздно. В период немого кино я, честно говоря, недооценивал роль актера в кинематографе. Мне, воспитаннику школы Станиславского, это искусство казалось неполноценным. Надо сказать, что в тот период кинорежиссеры, за немногими исключениями, ориентировались не столько на актера, сколько на "типаж". В основе создания фильма стояло искусство монтажа. Режиссерам нужны были люди-типажи, работа которых ограничивалась позированием перед камерой. Актеры были лишь натурщиками, от которых требовалось только механическое выполнение режиссерского задания.
Сейчас общепризнано: хорошие драматические актеры оказали благотворное влияние на лучшие кинофильмы. Но это понимание пришло не сразу. Москва знала меня как театрального актера, и я несколько раз приглашался на пробы. Но я не был "типажным" актером, да и школа, в которой я учился искусству перевоплощения, была тогда не в моде. Актеры-иллюстраторы были в большем почете.
Не налаживалась моя связь с кино и после переезда в Белоруссию. Когда Н. Фигуровский увидел во мне фон Кауница, он исходил совсем не из частного совпадения, а из всего комплекса впечатлений от актера. Он поверил в меня. И это отпечаталось на всем периоде работы над картиной.

Родная душа

Среди опубликованного в периодической печати около сотни статей. Некоторые подписаны псевдонимом "Дм. Алексеев". Например, статьи о цирке. Он был уверен, что его не поймут, когда увидят его имя под рецензиями на творчество клоуна Олега Попова, аттракционы дрессировщицы львов Ирины Бугримовой, работу акробатов, музыкальных эксцентриков, мастеров конной вольтижировки. Цирк Орлова интересовал всегда, потому что это искусство не терпело халтуры, случайности, приблизительности. "Вот если бы так жил и драматический театр!"

Орлов писал по вопросам теории театра, рецензировал спектакли столичных и областных театров и даже приезжавших российских гастролеров. Писал о кино, опере, оперетте, которую особенно любил. Было видно, что хорошо разбирается в музыкальном искусстве и сценографии, потому что осмеливался давать достаточно квалифицированные советы. Есть даже несколько фельетонов. Критика его была всегда острой. В театрах все читали и иногда обижались.

Писалось ему не просто. Речь его всегда была остроумной и яркой, запоминающейся. Когда же прикасался к чистому листу бумаги, начинал бояться проявлять себя так же. Знал, что в редакциях все равно поправят.

Он почему-то был уверен, что я являюсь специалистом, потому что закончила журфак и работала в газете. Он советовался со мной вполне серьезно. Из знающих его, мало кто вспомнит, что он умел советоваться и выслушивать чужие замечания. Когда он спрашивал меня, как лучше построить фразу, я постоянно думала, что он шутит или делает это с каким-то непонятным умыслом. Только спустя годы удалось понять, что ему была необходима родная душа, перед которой он, очень ироничный и достаточно закрытый человек, мог предстать незащищенным.

Трудно удержаться от личного

Отца — рачительного хозяина, заботливого семьянина, устроителя домашнего очага, занятого хлопотами о детях, — не помню. Он не принадлежал семье. У него была одна и пламенная страсть — театр.

Театру приносились дары, театру приносились и жертвы. Любопытство к жизни, к разным вариантам ее сопряжения с искусством вело к тому, что он постоянно находился в беспокойном поиске. Имея любимое дело, он, тем не менее, не жил спокойно. Характер его увлечений был самый широкий — цирк, оперетта, балет, журналистика, педагогика, цветоводство, рыбная ловля, кулинария.

Дмитрий Орлов на даче с первой и третьей женами: актрисой Зоей Свинарской (слева) и Викторией Орловой (справа)
© Photo : из личного архива Т.Орловой
Дмитрий Орлов на даче с первой и третьей женами: актрисой Зоей Свинарской (слева) и Викторией Орловой (справа)

Разговаривая с людьми, знавших отца, я всякий раз слышу его голос, его манеру шутить, вновь и вновь наталкиваюсь на парадоксальность его мышления. От однообразия отец скучал. Ему постоянно требовалось взрывать привычное течение жизни и искусства. Лучшим способом для этого, проверенным и надежным, он считал юмор. С помощью юмора он нападал, с его помощью защищался. Его товарищи по театру и его ученики до сих пор передают орловские шутки.

Наверное, поэтому рядом с ним никогда не было мрачных и скучных людей.

Театральный критик и журналист Лилия Брандобовская вспоминала:

— Последнее его лето — уже не его: он в больнице, а курс, последний его курс в театральном институте, — сдает госэкзамен. Играют булгаковского "Мольера", пьесу фатальную не для одного мастера. "Господа, у нас несчастье…" — эта реплика в конце спектакля дважды звучала в Минске реквиемом: ученик Дмитрия Алексеевича Орлова — Владимир Андреевич Маланкин — ставил "Мольера" в Русском театре и успел довести его до генеральной репетиции, день в день Дмитрий Алексеевич со своими учениками поставил "Мольера", но не увидел спектакля. А был он удивительный — ироничный, изящный, горький, остроумный, переполненный любовью к театру, искрящийся выдумкой — и подающий молодых актеров, как драгоценность на ладони: вот что он может, вот что он умеет, вот кто они такие…
На сцене стояли Николай Кириченко, Виталий Барковский, Николай Трухан, Григорий Белоцерковский. Их Мастера не было рядом.

18 июня 1969 года актера, режиссера, педагога, Народного артиста БССР, профессора Дмитрия Алексеевича Орлова не стало.

От Орлова — артиста кино остались роли в фильмах 20-х годов (например, в "Стачке" С. Эйзенштейна), представляющих сегодня, пожалуй, интерес лишь для профессионалов. Роли, которые он не очень любил. Военный детектив "Часы остановились в полночь" запомнился именно благодаря работе Орлова в роли фон Кауница.

Дмитрий Орлов в роли Вильгельма фон Кауница в фильме Часы остановились в полночь
© Photo : Беларусьфильм (1958)
Дмитрий Орлов в роли Вильгельма фон Кауница в фильме "Часы остановились в полночь"

От Орлова — театрального актера и режиссера остались свидетельства в истории Русского театра. Празднуя свое 60-летие, Русский театр имени Горького упомянул Дмитрия Орлова как-то мимоходом, чуть ли небрежно.

А что ж было не вспомнить, как молодой, но уже хорошо известный в России актер, талантливый, образованный, энергичный, с хорошей выучкой и вкусом, вместе с группой молодых и одаренных единомышленников приехал в Могилев, в театр, нуждающийся в переменах. Как новоприбывшие стали молодым вином, влившимся в старые мехи. Лидером преобразований был Орлов, он и возглавил театр.

Орлов и его ученики — эта тема нетерпеливо ждет исследователя; время безжалостно, иных, увы, уже нет (хотя поднялись "внучатые" выпускники школы Орлова — ученики его учеников, и в них, представьте себе, тоже ощутима властная и нежная рука Мастера).

Назову лишь немногих: Эльвира Герасимович, Илья Курган, Виктор Карпилов, Александр Бутаков — из первого выпуска 1949 года; Владимир Маланкин (а через него — и Борис Луценко, и Валерий Маслюк, и Николай Пинигин), Галина Маркина, Евгений Шабан, Леонид Крюк, Андрей Андросик, Геннадий Гарбук, Валерий Анисенко, Август Милованов, Фома Воронецкий, Эдуард Горячий, Леонид Улащенко, Виталий Барковский, Наталья Чемодурова, Зоя Осмоловская, Виолетта Клименко, Марина Попова, Белла Масумян.

Тем, кто бывает в театре, — знакомы эти имена. Те, кто любят театр, ловили то общее, что роднит совершенно непохожих друг на друга людей.

Смотреть на Орлова

всегда было интересно, слушать — увлекательно. Прекрасный рассказчик, он любил и умел слушать, изредка вставляя окрашенную дружеской иронией реплику, с неподдельным уважением и интересом к собеседнику, кто бы ни был перед ним. Многое мог простить — но испытывал отвращение ко лжи, пошлости, наглости, настырности… И тут мог буквально уничтожить — острым словом, насмешкой, зачеркивающим определением.

Наиболее требовательным бывал к себе. Может, даже чрезмерно. Себе никаких послаблений не давал. И выяснилась эта требовательность в трагические дни ухода — как он завершал дела, как уходил в больницу, как диктовал дочери наставления для каждого своего ученика из последнего выпуска 1969 года…

Собравшись вместе в день памяти учителя, когорта учеников являют собой удивительное братство со своим паролем — именем Орлова.

Воспитав несколько поколений актеров и режиссеров Беларуси, актер основал целое направление в театральной школе Беларуси. Пока живы те, кто знали Орлова, будут продолжаться и его уроки.

946
Теги:
Дмитрий Орлов, актер, театр, Минск, Драматический театр им. М. Горького
Кошка сидит на пустом столе в Стамбуле

Комендантский час отменяют в Турции

0
(обновлено 20:30 21.06.2021)
Авиасообщение России с Турцией восстанавливается с 22 июня, количество рейсов из Беларуси в Турцию увеличено с 12-го.

МИНСК, 21 июн - Sputnik. Комендантский час, введенный в Турции из-за пандемии коронавируса, полностью отменяется с 1 июля, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Власти Турции с 1 июня смягчили меры против коронавируса - был сокращен комендантский час (22:00-05:00), а в воскресенье введен круглосуточный карантин. Кафе и рестораны начали принимать клиентов, возобновили работу спортзалы, разрешено проводить свадьбы.

"Сегодня на заседании кабинета министров мы приняли решение: с 1 июля комендантский час полностью отменяется. Госучреждения возвращаются к обычным часам работы. Возрастные ограничения на пользование общественным транспортом отменяются", – заявил Эрдоган в телеобращении.

Восстановление авиасообщения с Россией

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова в пятницу сообщила, что авиасообщение России с Турцией будет восстановлено с 22 июня.

"Есть понимание, что (вылеты в Турцию из России 22 июня – Sputnik) заявлены из 17 городов. Сколько в день их будет, пока непонятно, и емкость бортов неизвестна. Расписание меняется в течение дня. Из заявленных городов туристы точно полетят, но может не все с завтрашнего дня. Но, думаю, что сколько бы ни было, все будут (заполнены – Sputnik) под завязку", – сказала Ломидзе.

Первые путешественники, которые 22 июня должны отправиться в Турцию, полетят из Москвы, Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону и еще из 11 городов России.

Увеличение рейсов из Беларуси

Белорусская авиакомпания "Белавиа" ранее заявила об увеличении рейсов в Турцию: с 12 июня борты национального авиаперевозчика совершают рейсы в Стамбул (Турция) 14 раз в неделю (ранее – 10).

Напомним, перевозчику пришлось пересмотреть маршруты выполнения чартерных рейсов из-за введенных ранее запретов на пересечение воздушного пространства Украины и других стран Европы. Из-за этого значительно увеличилось полетное время, количество топлива на борту, а также расходы на аэронавигационное обслуживание.

Учитывая все это, авиакомпания повысила стоимость выполнения туристических рейсов в Египет и Турцию.

Читайте также:

0
Теги:
Турция