Конвейерная линия по произодству водки

Завод по цене квартиры: что происходит со спиртовой отраслью Украины

1768
(обновлено 11:15 07.12.2020)
В наследство от Союза Украине досталось 85 спиртзаводов. Рекордного значения производство спирта на Украине достигло в 1996 году, когда страна вышла на четвертое место в мире по этому показателю. А что сейчас? Подробности – у колумниста Sputnik Сергея Левченко.

В течение последних полутора месяцев украинские спиртзаводы, ранее принадлежавшие государству, разлетаются как горячие пирожки в ходе объявленной приватизации всей спиртовой отрасли. За полтора месяца таким образом перешло в частную собственность уже десять спиртзаводов.

Ходят слухи, что приватизация не обходится без коррупционной составляющей. Например, злые языки говорят о 20 процентах отката, которые якобы должен заплатить покупатель доверенным лицам премьер-министра Дениса Шмыгаля. И немалым поводом верить слухам является едва ли не полный развал всей системы государственного управления и тотальная коррупция в стране.

Но если об откатах известно лишь по слухам, то бросовые цены на приватизированные заводы являются фактом. Самый дорогой из проданных на данный момент обошелся покупателю в 120 миллионов гривен (4,2 миллиона долларов), но он фактически объединяет два завода. Самый дешевый ушел за 19,8 миллиона гривен (694 тысячи долларов), то есть по цене дорогой квартиры в Киеве.

Разумеется, приватизация проводится под довольно сомнительными лозунгами детенизации рынка спирта и развития спиртовой отрасли. По факту же получается едва ли не бесплатная передача в частные руки на коррупционной основе одного из немногих оставшихся у государства активов.

Фамильное серебро

При СССР на Украине была создана мощнейшая спиртовая отрасль. В наследство от Союза Украине досталось 85 спиртзаводов общей мощностью 68 миллионов декалитров в год. Рекордного значения производство спирта на Украине достигло в 1996 году, когда было произведено 64,3 миллиона декалитров – четвертое место в мире после Бразилии, США и России, и почти по 13 литров из расчета на каждого жителя страны. Правда, стоило России в 1997 году изъять спирт из режима свободной торговли с Украиной, и объем его производства упал сразу в 2,6 раза: половина спирта экспортировалась в Россию.

В те годы было принято решение объявить отрасль стратегической, запретить приватизацию спиртзаводов (в отличие от ликеро-водочных, которые почти все быстро перешли в частные руки) и объединить их в государственный концерн "Укрспирт" – конечно же, для более эффективного управления. В украинских условиях это означало – для обеспечения масштабной коррупции чиновников и силовиков в кооперации с руководителями спиртзаводов.

В 2000-х годах официальные объемы производства спирта частично восстановились, достигнув пика в 2006 году (почти 34 миллиона декалитров), после чего начали падать. Теневые обороты оценивались еще в 15-25 процентов от этой величины.

В бытность президентом Виктора Януковича было принято решение объединить отдельные предприятия, входящие в концерн, в состав уже единого государственного предприятия "Укрспирт". То есть сами спиртзаводы лишались статуса самостоятельных юридических лиц. Разумеется, делалось это под соусом повышения эффективности управления и тому подобного. По факту – в целях концентрации финансового потока наверху и соответствующего его освоения высшими должностными лицами государства.

Кстати, тогда выяснилось, что объединить получится только примерно половину заводов, поскольку остальные погрязли в тяжбах, связанных с банкротством, в долгах и прочих подобных неприятностях. И это при сверхприбыльном производстве, коим является спиртовое.

После внедрения монополии постепенное падение производства продолжилось, причем в значительной степени за счет падения экспорта. Теневые же обороты оставались примерно прежними.

Постмайданная власть спешить избавляться от спиртовой монополии не стала. Но именно при ней объемы легального производства стали падать бешеными темпами (с 2010 по 2019 год производство сократилось в четыре раза, да и с 2013 года – почти в три), а доля теневого рынка спирта достигла 55-60 процентов. Поговаривают, что "Укрспирт" в 2014 году был передан в качестве отступного в управление спонсорам националистической партии "Свобода" за мирное самоустранение представителей этой партии из высшей власти. Ну а уж они развернулись во всю ширь.

В прошлом году спиртзаводы "Укрспирта", коих у него до начала приватизации оставалось 41 с производственными мощностями, способными производить свыше 30 миллионов декалитров, легально произвели 6,6 миллиона декалитров. Лет десять назад столько производила одна Тернопольская область. При этом цена на отпускаемый "Укрспиртом" спирт существенно превышает цену в сопредельных России, Молдове, Беларуси. Монополия и тотальная коррупция в условиях бесконтрольности действительно привели отрасль к глубочайшему кризису.

Стратегическую отрасль – на распродажу

На этом фоне в конце прошлого года и было продвинуто решение о приватизации, которая, мол, станет лекарством от всех болезней – победит "тень", позволит нарастить производство и количество рабочих мест и так далее.

Что имеется по факту.

Например, Бершадский спиртовой завод мощностью 1,1 миллиона декалитров в год ушел частникам за 19,8 миллиона гривен. Несложно сосчитать, что только акцизный налог на реализацию алкогольных напитков, произведенных из такого количества спирта, составит почти 2,5 миллиарда гривен в год. Понятно, что для получения такой суммы акцизов нужно обеспечить полную загрузку завода, переработку спирта в алкогольные напитки, а потом еще продать их. Но ведь 2,5 миллиарда гривен – это без учета других налогов.

При этом за цену в 19,8 миллиона гривен покупатель получил не только производственные мощности, но и землю, подъездные пути и прочую инфраструктуру, специально оборудованное место хранения спирта, лабораторию, артезианскую скважину и многое другое.

Совершенно очевидно, что цена такого объекта не может быть равна цене киевской квартиры, пусть и дорогой. То есть имеет место фактически бесплатная передача государственного актива в частные руки в лучших традициях приватизации 1990-х годов. Это с одной стороны.

С другой – совершенно не понятно, каким образом передача производственных мощностей в частную собственность может способствовать росту производства, если Украина имеет кратно избыточные мощности по производству спирта, а на внешних рынках украинский спирт неконкурентен из-за тарифной политики на рынках газа и электроэнергии. Да и тезис о детенизации рынка спирта более чем сомнителен.

Если в цене бутылки водки стоимость спирта составляет шесть гривен, а акцизный налог плюс НДС – 37 гривен и при этом государственные чиновники и силовики тотально коррумпированы, а система государственного управления практически развалена, то непонятно, почему частник будет заинтересован поставлять спирт легально, если это можно делать нелегально.

А что делать это можно и что делается это явно под "крышей" МВД, свидетельствуют десятки сайтов, на которых продается спирт, формально к продаже запрещенный.

Другими словами, вместо попытки выведения спиртовой отрасли из кризиса под патронатом украинской власти происходит почти бесплатная передача в частные руки одного из последних активов государства – причем актива потенциально сверхприбыльного. При этом ни одной из заявленных целей (детенизация рынка спирта, рост производства и количества рабочих мест) эта передача, судя по всему, не достигает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

1768
Актриса Валерия Арланова

Красавица, умница, исключение из правил. Актриса Валерия Арланова

13844
Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая. Об актрисе Валерии Арлановой пишет театральный критик Татьяна Орлова.

Захотелось написать об актрисе театра и кино Валерии Арлановой, которая в апреле отметила круглый юбилей. Перечитав все доступные в интернете материалы о ней, поняла, что творческая и личная жизнь обстоятельно раскрыты. А повторяться не хочется. Она честна и самокритична в своих интервью, однако меня не оставляет ощущение, что мы, журналисты, выспрашивая, все же пропустили очень многое.

Арланова ведет закрытую тихую жизнь и умело прячет свое истинное "я". В этом убедилась, когда довелось встретиться с ней при особых обстоятельствах. В ожидании приема у экстрасенса. У каждого из нас случаются в жизни минуты, когда катастрофически не хватает уверенности и оптимизма, чтобы продолжать жить дальше в привычном ритме. И близкий круг не может тебе помочь. Можно с легким юмором относиться к предсказателям, но среди них находятся очень интересные и умные психологи.

Вот на такого вывели меня, и случайно узнала, что Валерия Юрьевна уже давно пользуется его услугами. Зная друг друга шапочно, будучи всего лишь знакомы, мы с Арлановой разговорились так откровенно, что прозевали свою очередь на прием. С трудом расстались, обменявшись номерами телефонов.

Поисковик выдает на запрос "Арланова" в основном информацию о ней как об актрисе кино. Перечисляются 55 фильмов с ее участием, хотя на самом деле киноработ почти сотня.

Валерия Арланова в фильме Соблазн
Валерия Арланова в фильме "Соблазн"

Театральное творчество намного скромнее. Оно неотделимо от Театра-студии киноактера, от работы с режиссером и мужем Александром Ефремовым.

Интересно, что же остается, как говорится, за кадром, в невидимой сфере ежедневного бытия.

Поиски и разочарования

У людей театра существует такое предубеждение: если актриса очень красивая, ей необязательно быть талантливой. Пусть на сцене даже ничего не говорит. Только походит. Успех обеспечен.

Случаются исключения из правил. Валерия Арланова это доказывает.

Актер исполняет роль. Он лицедей. На сцене он соединяет судьбу героя и свою собственную. Окунувшись в этот водоворот поступков и чувств, он работает собственной шкурой и чувствами. Надо полюбить своего героя, а как это сделать, если тот негодяй? У любого актера может возникнуть чувство уныния и депрессия. Счастье, когда в творческой биографии возникнет персонаж, абсолютно совпадающий с тобой по душевным свойствам. Героиня, которую не надо играть, а просто быть на сцене самой собой. Думаю, что Арлановой эти мысли очень близки, потому и ответы на вопросы приходится искать не только в своем окружении, а в сфере запредельного.

Валерия признается, что ей малоинтересны принцессы и лирические героини (таких ролей было достаточно). Ей интересны люди не нашего времени. Очевидно, поэтому она так любит классику.  Здесь не грех вспомнить ее главные сценические удачи. Элиза Дулиттл в "Пигмалионе". Спектакль идет почти 20 лет. Мона из "Безымянной звезды", Эмилия Марти в "Средстве Макропулоса", Глафира в "Волках и овцах".

Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле Волки и овцы
Валерия Арланова и Анатолий Голуб в спектакле "Волки и овцы"

Между прочим, в первых трех классических произведениях мирового репертуара играли такие российские звезды как Алена Бабенко, Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко. Все это неоднократно появлялось в кино и театре. Можно было бы легко многое скопировать. Валерия Арланова категорически ничего не делала точь-в-точь.

Есть популярный спектакль о животных, похожих на людей — "Очень простая история". Тонкая красавица Арланова с удовольствием играет Свинью, обнаруживая в ней все оттенки внутренней человеческой сущности.

Никогда не забывала Валерия свои короткие встречи на сцене Купаловского театра с легендарной Стефанией Станютой. Если бы появилась пьеса о ее очень интересной жизни, вероятно, актриса попыталась бы попробовать сыграть на сцене.

Кинематографическая биография Арлановой связана исключительно с современной жизнью. Среди людей самых разных профессий и взглядов на жизнь ей стали попадаться дамы с очень плохим характером, алкоголички. Можно было бы выбирать и отказываться. Но до поры такие предложения только раззадоривали. Почему бы не заглянуть внутрь таких особ?!

Арлановой захотелось выйти из зоны комфорта. Прикоснуться к пограничному состоянию людей, которые ей непонятны и даже противны. Актриса училась трудному мастерству: плакать без слез и кричать без крика. Это высший пилотаж, и не все ей удавалось.

Как критик я долго "пропитывалась" Валерией Арлановой, чтобы лучше ее понять. Прима театра. Очень благополучная актриса. Муж — известный кино- и театральный режиссер. Зачем постоянно копаться в себе? Может быть, потому что в юности хотела стать психологом? Откуда минуты опустошенности, которые переживала во время учебы в Академии искусств? Почему ей сейчас совсем не хочется сниматься в кино? Говорит, что исчезла магия киноискусства.

При всем при этом, как утверждает любящий муж Ефремов, она очень романтичная особа. А недовольство собой, возможно, оттого, что по гороскопу Овен.

Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов
Актриса Валерия Арланова и режиссер Александр Ефремов

Одна из красивейших актрис театра и кино Беларуси. Тонкая, стройная, с низким голосом, поющая и танцующая, она принципиально не делает ничего, что принято делать для сохранения красоты. Не сидит на диете, не прибегает к помощи косметологов, не ходит в спортзал, не бегает по магазинам в поисках модных вещей. Много лет просто для себя ходит танцевать, хотя с юности мечтала о цирке и легко садилась на шпагат. Наверное, все-таки нужен незаурядный характер, чтобы держать себя в тонусе.

Она всерьез может рассуждать о чуде театра, "чтобы сердце радовалось", о "полной гибели всерьез", о том, что составляет суть актерской профессии.

Сегодня она увлечена выращиванием цветов и умеет слушать тишину. Ей хочется, чтобы в знак уважения перед ней снимали шляпу, а не наушники.

Она знает слова Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво. Но это поднимает ввысь!" Уверена, что из своей жизни она не зачеркнула бы ни слова.

13844
Теги:
Театр-студия киноактера, Беларусь, актриса
АЭС Фукусима

Радиоактивные воды "Фукусимы" сбросят в океан: решение одобрили не все

93
(обновлено 15:25 15.04.2021)
Идеологические и политические аспекты давно играют важнейшую роль в атомной энергетике, и "Фукусима" не исключение. О спорах вокруг японской АЭС – колумнист Sputnik Ирина Алкснис.

Китай и Южная Корея крайне негативно отреагировали на планы японского правительства сбросить в океан воду с АЭС "Фукусима-1", разрушительной катастрофе на которой в прошлом месяце исполнилось ровно десять лет. Пекин назвал данное решение безответственным, а Сеул – неприемлемым.

Пока используемая для охлаждения ядерных реакторов вода хранится в специальных резервуарах на территории аварийной станции. На данный момент ее накопилось около 1,25 миллиона тонн. При имеющихся темпах хранилища будут заполнены к концу следующего года.

Очевидно, что именно последним обстоятельством обусловлено решение произвести сброс в 2023 году.

Собираемая жидкость очищена от значительной части радиоактивных элементов, таких как стронций, дейтерий и другие. Но в ней остается тритий.

Власти страны заверяют, что будут контролировать безопасность процедуры. Жидкость будет разбавляться водой до безопасных концентраций вредных веществ и соответствия международным стандартам.

В отличие от китайцев и корейцев, Соединенные Штаты с пониманием отнеслись к планам Японии. Госдепартамент назвал принятое решение взвешенным, прозрачным и соответствующим общепринятым стандартам ядерной безопасности. Аналогичную позицию заняло и МАГАТЭ.

Подобная разноголосица неудивительна. Идеологические и политические аспекты уже давно играют важнейшую роль в атомной энергетике, и "Фукусима" тут исключением не является.

Ситуация вокруг японской АЭС интересна, скорее, тем, что там накладываются друг на друга сразу множество политических обстоятельств самого разного уровня и происхождения.

Например, дружно негативная реакция Пекина и Сеула на грядущий сброс явно связана с очень сложными – причем исторически – отношениями обеих столиц с Токио. И тут не играет роли, что Южная Корея, как и Япония, является ключевым союзником Соединенных Штатов в регионе, а Китай противостоит всем троим на политическом и даже военно-политическом поле.

При этом нет сомнений, что, если аналогичную операцию была бы вынуждена произвести Россия (или тот же Китай), вой о планируемом русскими убийстве экологии планеты стоял бы на весь мир. Однако принадлежность Японии к западному блоку снимает для нее эту проблему на глобальном уровне – а недовольством соседей можно и пренебречь.

Разумеется, свою роль играет и одобрение МАГАТЭ, чья поддержка, безусловно, усиливает позицию японских властей.

Беда в том, что быстро идущая деградация самых влиятельных международных организаций косвенно бьет и по репутации атомного агентства.

За последние годы в центре скандалов, вскрывавших их явную политическую ангажированность, оказывались такие столпы мировой системы, как ООН, ВТО, ВОЗ, МОК и многие другие. А в отдельных случаях – тут, конечно, стоит особо вспомнить ОЗХО с ее позицией по "химическим атакам" в Сирии и ВАДА – речь уже может идти о готовности к прямым фальсификациям и подлогам.

В результате данные процессы бьют и по доверию к МАГАТЭ, хотя за организацией и не числится подобных дискредитирующих историй, – просто потому, что на глазах рушится авторитет всей системы международных организаций, которые обеспечивали стабильность мира в последние десятилетия.

Но даже если довериться мнению профессионалов, настаивающих на безопасности для здоровья людей и окружающей среды будущей операции по сбросу воды с "Фукусимы", остается еще один ключевой фактор: человеческий. И, весьма вероятно, именно он вызывает особую тревогу в Китае и Южной Корее.

Полтора года назад японский суд оправдал обвиненных в халатности трех высокопоставленных сотрудников энергетической компании TEPCO, которая является оператором АЭС. Решение суда, что председатель совета директоров и пара бывших вице-президентов не могли предвидеть столь разрушительного цунами и предотвратить аварию, было ожидаемым, поскольку к тому моменту ответственность за произошедшее уже фактически была возложена на природный катаклизм.

Под коврик были заметены все прочие версии, в частности парламентское расследование, обнародованное летом 2012 года и возложившее вину за катастрофу на TEPCO и государственные структуры. Вскрывшиеся тогда факты поражают воображение проявленным японскими атомщиками и властями уровнем непрофессионализма, халатности и очковтирательства – причем не только до катастрофы, но и в ходе ликвидации ее последствий. Например, японские журналисты выяснили, что уже после аварии сотрудники АЭС принуждались руководством скрывать данные об истинном уровне радиации с помощью покрытия персональных дозиметров защитным свинцовым экраном.

Эксперты отмечали, что подобному положению дел способствовали особенности национального менталитета, в частности чинопочитание (и, как следствие, недопустимость возражения начальству) плюс запредельная значимость в японской культуре сохранения лица любой ценой. Проблемы проще старательно игнорировать и полировать хорошими отчетами в надежде, что все само собой рассосется, чем вскрывать их, обрушивая позор на собственную голову.

Вероятно, это еще одна причина, заставляющая Китай и Южную Корею скептически относиться к гарантиям безопасности японских властей и их заверениям, что все будет происходить под контролем МАГАТЭ и в соответствии с самыми жесткими международными стандартами.

Все это можно было сказать про АЭС "Фукусима-1" и до катастрофы.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

93
Теги:
Япония, Фукусима

Глухари в Налибоках токуют, совершенно не боясь людей видео

0
(обновлено 15:18 16.04.2021)
Глухари в заказнике "Налибокский" начали весенний ток, совершенно не опасаясь находящихся в лесу людей. Смотрите на видео кадры, снятые в пуще.

Ролик снял доцент кафедры туризма, природопользования и охотоведения БГТУ Александр Козорез.

"Вот такой друг у нас тут токует, прямо никого не боится", – прокомментировал он свое видео.

У этого глухаря даже есть кличка – Федор, в заказнике его знают хорошо из-за бесстрашного характера.

 

0
Теги:
Республиканский ландшафтный заказник "Налибокский", Беларусь