Ударный вертолет Ми-28Н Ночной охотник

Конкуренции не наблюдается: как идут испытания боевых российских вертолетов

893
(обновлено 11:42 10.12.2020)
Вертолеты России достигают новых высот – технологических и географических – в условиях сирийских пустынь и кавказского высокогорья. Об испытаниях боевого Ми-28НМ "Ночной охотник" и военно-транспортного Ми-26Т2В – колумнист Sputnik Александр Хроленко.

Министерство обороны РФ утвердило программу испытаний вертолетов Ми-28НМ и Ми-26Т2В в высокогорных (зимних) условиях Приэльбрусья. Летательным аппаратам придется непросто в горах, где доминируют разнонаправленные потоки воздуха и резкие перепады высот. Однако технологическая цепочка отлажена, ранее в этом регионе испытывались российские вертолеты "Ансат" (легкий многоцелевой) и Ми-171А2 (глубокая модернизация Ми-8).

Ударный вертолет Ми-28НМ успешно прошел испытания в боевых условиях на территории Сирийской Арабской Республики, действовал в паре с "ветераном" Ми-24. Несколько машин проходят опытную эксплуатацию в Воздушно-космических силах РФ. Российские летчики до 2028 года получат 100 новых вертолетов Ми-28НМ.

Вертолеты Ми-26, Ми-8, Ми-38 и Ми-28Н (справа налево) во время тренировочного полета перед началом работы МАКС-2017
© Sputnik / Илья Питалев
Слева направо: вертолеты Ми-26, Ми-8, Ми-38 и Ми-28Н

Серийное производство тяжелого военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В начнется в начале 2021 года, после завершения государственных испытаний. Разрабатывается унифицированная для Минобороны и МЧС арктическая модификация Ми-26. Первый опытный образец тяжелого вертолета, адаптированного для эксплуатации в прибрежной зоне арктических морей, появится в 2022 году. Этот великан в особых представлениях не нуждается. В ранней модификации Ми-26 установил семь мировых рекордов по грузоподъемности в горах – в ходе уникальной операции по эвакуации обломков армейского вертолета Ми-8АМТШ, который разбился во время испытаний у вершины Эльбруса (высота горы более 5600 м).

Вертолеты Ми-28НМ и Ми-26Т2В имеют значительный экспортный потенциал и привлекают внимание специалистов, прежде всего, в странах, традиционно эксплуатирующих российскую авиатехнику (версии Ми-28Э). Новый Ми-28НМ позволяет унифицировать и модернизировать вертолетный парк, сохранив технологическую преемственность. Кроме России, где построено 350 единиц Ми-26 ранних гражданских и военных модификаций, винтокрылые гиганты "Роствертола" эксплуатируются в самых разных странах мира.

Ночной суперохотник

Ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28НМ (ночной модернизированный) отличается от предшественника Ми-28Н не только более развитой способностью поражать цели в любых погодных условиях, днем и ночью. "Летающий танк" оснащен уникальной надвтулочной радиолокационной станцией кругового обзора, мощными двигателями российского производства, системой управления и современными средствами противодействия ракетам ПВО противника (лазерная станция подавления создает для них фантомные цели).

По информации главного конструктора Виталия Щербины, с новой ракетой вертолет Ми-28НМ способен уничтожать наземные цели, не входя в зону действия ПВО противника. Уже прошли испытания вертолетной ракеты "Хризантема-В", которая считается самой мощной противотанковой ракетой в России и может пробивать 1,2 м бронестали. В тени секретности остается пока многоцелевая ракета класса "воздух - воздух" / "воздух - поверхность" с головкой самонаведения. В спектре поражения находятся также низкоскоростные воздушные объекты (беспилотники). Скоростной ударный вертолет способен передавать целеуказания другим летательным аппаратам, действовать в составе фронтовой авиации, в спецоперациях и для поддержки разведывательных групп на удалении от линии фронта (в тылу противника).

Американское издание Forbes весьма обеспокоено скоростью (300 км/час) и радиусом боевого применения (450 км) нового Ми-28НМ, грузоподъемностью (2300 кг), а главное – возможностью размещения на борту гиперзвуковых крылатых ракет типа "Циркон". И это еще не все. Модернизация коснулась всей боевой информационной системы. Второй комплект управления значительно повышает живучесть машины в случае ранения одного из членов экипажа. Впрочем, кабина Ми-28НМ надежно защищена от бронебойных пуль (снарядов) калибра до 20 миллиметров. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов и позволяют завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра до 30 мм.

Новый двигатель "Ночного охотника" (ВК-2500) приспособлен для эксплуатации в широком диапазоне температур (в любой точке планеты), отличается модернизированной системой автоматического управления и противопожарной защитой, которые повышают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики.

Значительно возросли мощность и ресурс до первого капитального ремонта (с 2000 до 3000 час/циклов). Такое оружие подчеркивает лидерство России в области оборонных технологий и охлаждает горячие головы западных "партнеров".

Российский тяжелый широкофюзеляжный военно-транспортный вертолет Ми-26 – самый большой и мощный на планете. Новейшая модификация Ми-26Т2В отличается возможностью круглосуточного применения, современной авионикой, грузоподъемностью до 25 тонн (при максимальной взлетной массе до 56 тонн). Дальность полета 800 км со скоростью до 270 км/час, на высотах до 4600 метров. Аналогов не существует, и появятся они нескоро.

Вертолет Ми-26Т2В, архивное фото
© Sputnik / Михаил Воскресенский
Вертолет Ми-26Т2В, архивное фото

Вертолет предназначен для переброски десантников с оружием и снаряжением (82 человека), перевозки грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Заметим, двигатели Ми-26 имеют пылезащитные устройства со степенью очистки воздуха до 70%, что принципиально важно для стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки (возможна эксплуатация в условиях сильной запыленности).

Зенитный комплекс Панцирь-С1, архивное фото
© Photo : пресс-служба Западного военного округа Минобороны РФ

Новый Ми-26Т2В оснащен бортовым комплексом обороны "Витебск", цифровым пилотажным комплексом. Радиоэлектронное оборудование позволяет в автоматическом режиме лететь по маршруту, выходить в заданную точку и садиться там, возвращаться на основной или запасной аэродромы. Габариты кабины и грузоподъемность Ми-26 обеспечивают возможность транспортировки боевой техники и грузов мотострелковой дивизии. В грузовом отсеке размером 12 м на 8,25 м легко помещаются крупногабаритные автомобили. Минобороны РФ намерено закупить не менее десяти таких машин.

Вертолет Ми-26 – универсальный инструмент для решения широкого спектра военных и гражданских задач. В списке наиболее интересных модификаций: Ми-26MS – медицинский вертолет с соответствующим оборудованием, Ми-26ТЗ – заправщик с дополнительными топливными баками для одновременной заправки четырех самолетов, Ми-26ПП – постановщик помех (радиоэлектронная борьба), Ми-26НЕФ-М – противолодочный вертолет с гидроакустической станцией на внешней подвеске, Ми-27 – воздушный пункт управления войсками.

Ранее уникальные возможности Ми-26 на практике оценили американцы. В ходе афганской кампании США осенью 2009 года под огнем талибов произвел вынужденную посадку вертолет Chinook CH-47. И в дальнейшем американские летчики не смогли эвакуировать его при помощи такой же машины. Ми-26 транспортной компании РФ легко поднял CH-47 (12 тонн) на внешней подвеске и "отнес" на базу, на расстояние 110 км. Разумеется, это не международный рекорд, которых у российского винтокрылого гиганта целых 14, включая подъем 25 тонн груза на высоту 4100 метров. Технологической конкуренции в окружающем пространстве и в перспективе не наблюдается.

893
Теги:
испытания, вертолет, Россия
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом

10030
(обновлено 10:51 11.04.2021)
Официальный Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Но отношения неуклонно ухудшаются. Галия Ибрагимова восстановила хронику очередного обострения и узнала, что по этому поводу думают эксперты.

Президент Беларуси предложил закрыть посольства в "недружественных странах". Чашу терпения переполнили призывы из Прибалтики и Польши к Евросоюзу и США усилить давление на Минск. Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом, разбиралась Галия Ибрагимова.

Экономия на дипломатии

Беларусь уже закрывала пять лет назад дипломатическое предствительство – в Израиле, "из-за жестких бюджетных ограничений". Впрочем, Тель-Авив тогда первым предложил сэкономить и отозвал послов. Связь поддерживали через Россию и страны Балтии.

Осенью Лукашенко вернул домой глав посольств в Польше и Литве – из-за поддержки "белорусских провокаторов, с прошлого лета дестабилизирующих обстановку в Минске". Восточноевропейские соседи дали убежище Светлане Тихановской, бывшему министру культуры Павлу Латушко и политику Валерию Цепкало. Кроме того, Вильнюс и Варшава настойчиво требовали от ЕС ввести санкции против окружения белорусского лидера.

Впрочем, Минску было чем ответить. Сначала Лукашенко призвал балтийских соседей сократить количество дипломатов в Беларуси. В феврале отказался использовать Клайпедский морской порт Литвы для транспортировки грузов в Европу. Весной первые партии белорусского бензина и мазута поступили в российские порты на Балтике, а потом их перенаправили в европейские гавани.

Сначала опасались, что поставки через терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге будут идти дольше. Возрастет и стоимость транспортировки. Но пока товары прибывают в срок, хотя объемы экспортируемых в Европу нефтепродуктов все же сократились.

Российские порты в ближайшие два года пообещали переваливать десять миллионов тонн. Через Клайпеду ежегодно проходило около пяти миллионов тонн белорусского мазута и бензина. Часть нефтепродуктов Вильнюс оставлял себе. Теперь власти ищут альтернативного поставщика.

Соседей не выбирают

Несмотря на отзыв послов, представительства Беларуси в Польше и странах Балтии продолжали работать. Но на днях Лукашенко предложил закрыть или сократить до минимума штат сотрудников в странах, которые "ведут деструктивную работу против Минска".

"Зачем нам сохранять наши посольства, тратить бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу? Интересующие вопросы можно обсуждать на площадках международных организаций", – пояснил он.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказался конкретнее. Он заявил, что работа белорусских диппредставительств в странах Балтии и Польше "на протяжении длительного периода не приносит нужной внешнеэкономической отдачи".

Резкой критике подверглись отношения с Польшей. Лукашенко заметил, что контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас "чаша терпения Минска переполнена". Он обвинил польские власти в "укрывательстве беглых белорусов", в "неприкрытой героизации бандитов и военных преступников".

Не забыл Лукашенко и участие польского консула в неофициальном мероприятии в Бресте – так называемом Дне отверженных солдат, посвященном антисоветскому подполью. Дипломата вызвали в белорусский МИД и указали на то, что один из полевых командиров в 1946-м провел против белорусских деревень на востоке Польши карательную операцию, во время которой погибли старики, женщины и дети.

Глава государства пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Беларусь припомнит ей оккупацию части страны в двадцатые-тридцатые годы. А пока в планах – подвергнуть ревизии фонды, спонсируемые за рубежом.

Налог на заграницу

Вместе с тем Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Чтобы связи приносили выгоду, белорусские политики нашли неординарное решение. Теперь за пересечение границы с Польшей и Литвой берут плату – пока только с тех, кто следует на автомобиле из Гродненской области. Со временем таксу начнут взимать и в других точках. Кроме того, в планах ввести сборы за выезд на Украину. По той же причине – "недружественная риторика Владимира Зеленского в адрес Минска".

Энергетика – еще одна сфера, где сотрудничество Беларуси и стран Балтии сокращают. На днях Минск отключил трансграничные линии электропередач с Литвой – для проверки их надежности, как сообщили в Минэнерго. "Эти меры необходимы с учетом планируемого выхода энергосистем стран Балтии из единого энергокольца БРЭЛЛ. Оно объединяет Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву", – пояснили в ведомстве.

Энергосистемы стран Балтии, Беларуси и России до сих пор работают синхронно. Это позволяет обмениваться энергией в случае аварий. Инициаторами сохранения такой структуры в 2001-м выступили Латвия, Литва и Эстония. И созданное еще в советские времена единое энергетическое кольцо переименовали в БРЭЛЛ – по первым буквам в названиях стран.

Пожалуй, только в этой сфере у сторон не было претензий друг к другу. Но вмешался Североатлантический альянс.

В 2017-м созданный под эгидой НАТО Центр энергетической безопасности в Литве подготовил секретный доклад. В обнародованном кратком изложении документа говорилось, что БРЭЛЛ представляет угрозу для региона. Сразу после этого Латвия, Литва, Эстония взяли курс на синхронизацию электросетей с Западной Европой. К 2025-му они обязались покинуть БРЭЛЛ.

Накопленный багаж

Белорусский политолог Денис Мельянцов обращает внимание: на фоне сокращения сотрудников посольств Беларуси американское диппредставительство, наоборот, возобновило работу.

"В публичной риторике сохраняется резкий тон. Вашингтон наращивает давление, но пока санкции не затрагивают экономические интересы Минска. Процесс возвращения американского посла завершен", – констатирует он.

По мнению политолога, администрация Джо Байдена не будет перечеркивать то, что сделала на белорусском направлении предыдущая администрация. И напоминает о прошлогоднем визите бывшего главы Госдепартамента – тогда Майк Помпео лично встретился с Лукашенко.

"Стороны обсудили даже поставки американского сжиженного газа в Беларусь. Обстановка была иная, но она показательна. Если американцы заинтересованы в контактах с Лукашенко, то не станут окончательно сжигать мосты", – полагает Мельянцов.

Американские нюансы

Белорусский политолог Валерий Карбалевич уверен, что закрытие посольств стран ЕС или западные санкции не подорвут режим Лукашенко, поскольку товарооборот между Минском и странами Балтии незначительный. "Разрыв отношений между Беларусью и странами Балтии нанесет скорее имиджевый удар. Но серьезных последствий не будет", – говорит эксперт.

Он подчеркивает, что самый чувствительный момент – давление Штатов: "Через американские финансовые структуры белорусские компании заключают сделки с Россией и другими странами СНГ. Блокировка сильно осложнит процесс".

На днях Госдепартамент США рекомендовал Минфину возобновить санкции в отношении девяти белорусских предприятий. Эти ограничения Вашингтон впервые ввел в 2006-м. Но затем приостановил их действие, объяснив такой шаг улучшением ситуации с правами человека и частичными реформами. "Если Байден применит новые меры, то белорусскому режиму придется непросто. Кроме России, ждать помощи неоткуда", – заключает Карбалевич.

Эксперты считают, что ужесточение риторики Лукашенко не означает смены внешнеполитического курса. Скорее, речь идет о повышении геополитических ставок.

10030
Теги:
Александр Лукашенко, Беларусь
Темы:
Дипломатическое противостояние Беларуси и Запада
Спуск на воду атомной подводной лодки Белгород

Российский носитель "торпед Судного дня" выходит в Тихий океан

17952
Попытки стран НАТО вести диалог с РФ с позиции силы вызывают противодействие. Провокационный рост присутствия армии США вблизи западных границ России не может не отозваться "эхом", считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Источник в военно-промышленном комплексе 5 апреля сообщил, что носитель морских беспилотников "Посейдон" – экспериментальная атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – уже "под парами" (запущен реактор). Субмарина к сентябрю завершит испытания и начнет океанскую службу. Идут швартовные испытания, то есть проверяются качество постройки судна, монтажа и регулировки оборудования, главная энергоустановка под нагрузкой, системы живучести и безопасности.

Постоянной точкой дислокации носителя "Посейдонов" станет одна из баз Тихоокеанского флота, при этом экспериментальная подводная лодка сможет решать задачи по предназначению в любой точке Мирового океана. По действующей государственной программе вооружений до 2027 года, Россия построит три подобные субмарины.

Президент России Владимир Путин впервые объявил о разработке системы "Посейдон" в 2018 году ("Белгород" спущен на воду 23 апреля 2019 года), отметив широкий спектр целей – авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру противника. Подобными инструментами Путин обещал изменить правила "однополярной игры". В то время официальные лица США откровенно презирали новое оружие как "технически надуманное и невероятное". Сегодня Госдепартамент выражает особую обеспокоенность появлением межконтинентальной ядерной торпеды 2М39 "Посейдон". И в целом "партнеров" тревожит растущий и крепнущий Военно-морской флот России, в составе которого (по информации Business Insider) действуют около 360 кораблей, в том числе 59 субмарин (12 подводных крейсеров – с баллистическими ракетами).

Уникальные характеристики

Многоцелевая атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – экспериментальная "реинкарнация" проекта 949А "Антей" третьего поколения, специально адаптированного для системы "Посейдон" (изначально "Антеи" были носителями противокорабельных ракет "Гранит").

"Посейдон" – очень серьезный инструмент сдерживания. Стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой, способен перемещаться на 1000-метровой глубине на расстояние до 10 тысяч километров, со скоростью 100 узлов (более 185 км/час). Испытания подтвердили "невероятные" характеристики и дальность. Автономный "Посейдон" способен двигаться на глубинах и скоростях, недосягаемых для всех существующих и перспективных субмарин, торпед и ракет вероятного противника. Отыскать в океане такую "торпеду" непросто, на низких скоростях она идет практически бесшумно (даже в случае гидроакустического контакта "достать" беспилотник противнику нечем). Автономная система управления позволяет обнаруживать и преодолевать противолодочные рубежи, иные системы обороны, гарантирует неуязвимость, точность, невероятный поражающий эффект. Аппарат с ядерным двигателем длиной 24 метра и диаметром около 1,6 метра может быть оснащен обычной или мегатонной боевой частью. Таким оружием владеет лишь Россия, и ни одна страна в мире не имеет средств защиты от "Посейдона".

Ранее коллективный Запад во главе с США попытался "обнулить" потенциал стратегических ядерных сил РФ расширением НАТО на восток и формированием глобальной системы ПРО в Восточной Европе – с прицелом на дальнейшее размещение ударных "Томагавков" и других ракет средней дальности вблизи российских границ (для сокращения подлетного времени). Межконтинентальная система "Посейдон" помогает "партнерам" вернуться в суровую реальность многополярного мира, где наказание агрессору неотвратимо. Неудивительно, что "торпеда Судного дня" встревожила Американское стратегическое командование (STRATCOM) еще на ранней стадии испытаний, в феврале 2019 года. На слушаниях в Конгрессе глава STRATCOM Джон Хайтен отметил, что "Посейдон" как принципиально новая система вооружений не подпадает под ограничения Договора СНВ-3, и в США аналоги не разрабатываются.

"Белгород" станет первопроходцем-экспериментатором. Линейку штатных носителей межконтинентальных беспилотников откроет атомная подводная лодка "Хабаровск" (проекта 098531). Основные характеристики субмарины секретны. По данным из открытых источников, корабль оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой, способен нести на борту до шести беспилотных "торпед Судного дня". Водоизмещение около 10 тысяч тонн, скорость в подводном положении до 32 узлов, глубина погружения 500 метров, автономность 120 суток, экипаж – не менее 100 человек. Корпус субмарины напоминает новейший стратегический ракетоносец "Борей".

Здесь надо иметь в виду, что беспилотник способен достичь береговой линии США из любой точки Северного полушария, но будет задействован лишь на фоне агрессии в отношении России.

Напомню, это не РФ, а Соединенные Штаты под надуманным предлогом вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и в 2020 году нарастили военный бюджет до 750 миллиардов долларов (сумма сопоставима с оборонными расходами всех остальных стран мира). Многоцелевая океанская система России – предупреждение "партнерам", асимметричный ответ на опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона и НАТО.

17952
Теги:
вооружения, Россия
Отправка призывников на службу

Минобороны сообщило, сколько новобранцев пойдет служить весной

0
(обновлено 09:12 12.04.2021)
Будущий солдат при призыве в армию может заявить о своем желании или нежелании служить в определенном роде войск, однако окончательное решение будет принимать комиссия.

МИНСК, 12 апр - Sputnik. Около 10 тысяч солдат планируется призвать в Вооруженные силы, а также другие войска и воинские формирования, во время весеннего призыва, сообщила пресс-служба Минобороны.

Согласно белорусскому законодательству, воинская повинность наступает в 18 лет и длится до 27 лет. Мужчин этого возраста имеют полное право призвать на службу, если нет поводов для отсрочки или причин для признания негодным. Будущий солдат может рассказать призывной комиссии о своем желании или нежелании служить в определенном роде войск, однако решение будет принимать комиссия.

Среди особенностей весеннего призыва-2021 будет то, что в резерв ВС пойдут студенты белорусских вузов сельскохозяйственного профиля, которые захотят пройти такую службу.

Сейчас в военных комиссариатах завершается медобследование призывников, проходят заседания призывных комиссий, в процессе которых принимаются решения о месте службы будущих солдат.

В войска пополнения начнут отправлять с 14 мая, а присягу солдаты Вооруженных Сил примут 12 июня.

Во время осеннего призыва-2020 в ВС пошли служить около 10 тысяч человек. Из них - около 1800 в части сил специальных операций.

Читайте также:

0
Теги:
служба в армии, Министерство обороны Беларуси