Бизнес-расчеты

Экономика високосного года: российский кредит пришелся кстати

766
(обновлено 16:34 22.12.2020)
Закредитованность Беларуси постепенно увеличивается, в том числе более чем в 2 раза с 2012 года выросла задолженность перед Россией. О текущей ситуации – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Правительство России одобрило проект соглашения о предоставлении Беларуси кредита на 1 миллиард долларов США в 2020-2021 годах. По имеющейся информации, первый транш в размере 500 миллионов долларов поступит в бюджет нашей страны до конца текущего года.

О "правильных" и "неправильных" кредитах

Сам факт получения официальным Минском кредита от России вызвал весьма нервную реакцию в эмигрантских центрах белорусской оппозиции, одна из лидеров которой, экс-кандидат Светлана Тихановская, ранее заявляла, что "эти деньги будет отдавать Лукашенко, а не граждане". Примечательно, что пионеры цветных революций в разных государствах постсоветского пространства видят "кабалу" и "угрозу национальной безопасности" исключительно в финансово-кредитном сотрудничестве с Россией, в то время как если речь идет об МВФ, Всемирном Банке или просто западных странах, то займы буквально выпрашиваются на любых условиях и принимаются с услужливой улыбкой на устах.

Вспоминается анекдотичная история из Молдовы, когда в первой половине текущего года, несмотря на обвал национального ВВП примерно на 7% и прогнозируемый дефицит бюджета, прозападная оппозиция через Конституционный Суд заблокировала получение российского кредита, а уже в ноябре глава правительства Ион Кику заявил, что сотрудничество с МВФ "критически важно" для экономики страны. При этом еще в начале года молдавский премьер был настроен несколько иначе и утверждал, что Кишинев "может прекратить сотрудничество с МВФ и ЕС, если их требования будут противоречить молдавским интересам". Сейчас под влиянием ряда факторов позиция поменялась на 180° и для получения кредита от МВФ молдавское правительство внесло в парламент законопроект, фактически выводящий Национальный банк из государственного подчинения.

Похожая ситуация и на Украине, где президент Владимир Зеленский еще в марте этого года ясно и понятно охарактеризовал суть отношений Киева с международными финансовыми структурами: "Никто не хочет дефолта, поэтому мы рассчитываем продолжить сотрудничество с МВФ".

И надо сказать, что векселя по этому "сотрудничеству", вопреки рекомендациям Тихановской, оплачивают не Зеленский и постоянно меняющиеся министры украинского правительства, а именно граждане, так как тарифы ЖКУ, повышения которых в обязательном порядке требует Фонд, в последние годы выросли многократно. В текущем году Украина должна выплатить внешним кредиторам порядка $17 миллиардов, из которых $3,9 миллиарда составляют проценты, а соотношение долга к ВВП превышает 50%.

Долг платежом красен

В современном мире победившего капитализма спасение утопающих чаще всего является делом самих утопающих, поэтому отношения зарубежных стран с МВФ и стенания отечественных политических эмигрантов представляются не столь важными в сравнении с реальными условиями белорусско-российского финансово-кредитного сотрудничества.

Касаемо текущего кредита отметим, что речь идет о государственных средствах РФ и заем предоставляется Беларуси двумя траншами по $500 миллионов в 2020 и 2021 году. При этом условием выделения денежных средств является отсутствие каких-либо задолженностей перед Россией и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) на даты перечисления каждого транша, а погашать долг по предоставленному кредиту Беларусь начнет с 2026 года.

На сегодня у Беларуси наличествуют кредитные обязательства перед Россией на сумму порядка $7,5 миллиарда, а также примерно $2,5 миллиарда перед ЕФСР, однако наша страна не имеет просроченной задолженности и характеризуется российским правительством как "ответственный заемщик".

К примеру, из общей суммы кредитов в $5 миллиардов, выделенных Минску в 2011 году по линии ЕФСР, Беларусь к настоящему моменту погасила более $2,5 миллиарда. Всего в 2020 году Беларусь выплатила по долговым обязательствам порядка $3,9 миллиарда, а внешний долг нашей страны составляет около $18 миллиардов, что не превышает принятых в международной практике критериев так называемого "безопасного уровня" в 35% от национального ВВП, при котором государство своевременно и в полном объеме может выполнять свои долговые обязательства.

Вместе с тем беспокоит тот факт, что закредитованность Беларуси постепенно увеличивается, в том числе более чем в 2 раза с 2012 года выросла задолженность перед Россией. При этом большая часть государственных заимствований направлялась не столько на развитие перспективных проектов, сколько на поддержание платежного баланса и реструктуризацию уже существующих долгов.

Отметим, что в тяжелом "ковидном" 2020 году падение экономики Беларуси составит около 1%, что значительно ниже, чем в соседних государствах, странах ЕС и в мире в целом. Однако сильные экономики Великобритании или Франции могут пережить снижение ВВП на 8-11%, также как и для России обвал в 3,5% является неприятным, но не смертельным явлением.

В то же время для государств с небольшой экономикой и ограниченным доступом к кредитным ресурсам коронакризис произвел эффект своеобразного цунами. И российский кредит, выделенный на достаточно адекватных условиях, пришелся очень кстати и укрепил экономику нашей страны.

Другой вопрос, что для дальнейшего развития Беларуси мало удержаться от падения, необходимо выйти на устойчивый рост, что по ряду внешних и внутренних причин не удается сделать в последние годы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

766
Теги:
АИЖК, Россия, Беларусь
АЭС Фукусима

Радиоактивные воды "Фукусимы" сбросят в океан: решение одобрили не все

29
(обновлено 15:25 15.04.2021)
Идеологические и политические аспекты давно играют важнейшую роль в атомной энергетике, и "Фукусима" не исключение. О спорах вокруг японской АЭС – колумнист Sputnik Ирина Алкснис.

Китай и Южная Корея крайне негативно отреагировали на планы японского правительства сбросить в океан воду с АЭС "Фукусима-1", разрушительной катастрофе на которой в прошлом месяце исполнилось ровно десять лет. Пекин назвал данное решение безответственным, а Сеул – неприемлемым.

Пока используемая для охлаждения ядерных реакторов вода хранится в специальных резервуарах на территории аварийной станции. На данный момент ее накопилось около 1,25 миллиона тонн. При имеющихся темпах хранилища будут заполнены к концу следующего года.

Очевидно, что именно последним обстоятельством обусловлено решение произвести сброс в 2023 году.

Собираемая жидкость очищена от значительной части радиоактивных элементов, таких как стронций, дейтерий и другие. Но в ней остается тритий.

Власти страны заверяют, что будут контролировать безопасность процедуры. Жидкость будет разбавляться водой до безопасных концентраций вредных веществ и соответствия международным стандартам.

В отличие от китайцев и корейцев, Соединенные Штаты с пониманием отнеслись к планам Японии. Госдепартамент назвал принятое решение взвешенным, прозрачным и соответствующим общепринятым стандартам ядерной безопасности. Аналогичную позицию заняло и МАГАТЭ.

Подобная разноголосица неудивительна. Идеологические и политические аспекты уже давно играют важнейшую роль в атомной энергетике, и "Фукусима" тут исключением не является.

Ситуация вокруг японской АЭС интересна, скорее, тем, что там накладываются друг на друга сразу множество политических обстоятельств самого разного уровня и происхождения.

Например, дружно негативная реакция Пекина и Сеула на грядущий сброс явно связана с очень сложными – причем исторически – отношениями обеих столиц с Токио. И тут не играет роли, что Южная Корея, как и Япония, является ключевым союзником Соединенных Штатов в регионе, а Китай противостоит всем троим на политическом и даже военно-политическом поле.

При этом нет сомнений, что, если аналогичную операцию была бы вынуждена произвести Россия (или тот же Китай), вой о планируемом русскими убийстве экологии планеты стоял бы на весь мир. Однако принадлежность Японии к западному блоку снимает для нее эту проблему на глобальном уровне – а недовольством соседей можно и пренебречь.

Разумеется, свою роль играет и одобрение МАГАТЭ, чья поддержка, безусловно, усиливает позицию японских властей.

Беда в том, что быстро идущая деградация самых влиятельных международных организаций косвенно бьет и по репутации атомного агентства.

За последние годы в центре скандалов, вскрывавших их явную политическую ангажированность, оказывались такие столпы мировой системы, как ООН, ВТО, ВОЗ, МОК и многие другие. А в отдельных случаях – тут, конечно, стоит особо вспомнить ОЗХО с ее позицией по "химическим атакам" в Сирии и ВАДА – речь уже может идти о готовности к прямым фальсификациям и подлогам.

В результате данные процессы бьют и по доверию к МАГАТЭ, хотя за организацией и не числится подобных дискредитирующих историй, – просто потому, что на глазах рушится авторитет всей системы международных организаций, которые обеспечивали стабильность мира в последние десятилетия.

Но даже если довериться мнению профессионалов, настаивающих на безопасности для здоровья людей и окружающей среды будущей операции по сбросу воды с "Фукусимы", остается еще один ключевой фактор: человеческий. И, весьма вероятно, именно он вызывает особую тревогу в Китае и Южной Корее.

Полтора года назад японский суд оправдал обвиненных в халатности трех высокопоставленных сотрудников энергетической компании TEPCO, которая является оператором АЭС. Решение суда, что председатель совета директоров и пара бывших вице-президентов не могли предвидеть столь разрушительного цунами и предотвратить аварию, было ожидаемым, поскольку к тому моменту ответственность за произошедшее уже фактически была возложена на природный катаклизм.

Под коврик были заметены все прочие версии, в частности парламентское расследование, обнародованное летом 2012 года и возложившее вину за катастрофу на TEPCO и государственные структуры. Вскрывшиеся тогда факты поражают воображение проявленным японскими атомщиками и властями уровнем непрофессионализма, халатности и очковтирательства – причем не только до катастрофы, но и в ходе ликвидации ее последствий. Например, японские журналисты выяснили, что уже после аварии сотрудники АЭС принуждались руководством скрывать данные об истинном уровне радиации с помощью покрытия персональных дозиметров защитным свинцовым экраном.

Эксперты отмечали, что подобному положению дел способствовали особенности национального менталитета, в частности чинопочитание (и, как следствие, недопустимость возражения начальству) плюс запредельная значимость в японской культуре сохранения лица любой ценой. Проблемы проще старательно игнорировать и полировать хорошими отчетами в надежде, что все само собой рассосется, чем вскрывать их, обрушивая позор на собственную голову.

Вероятно, это еще одна причина, заставляющая Китай и Южную Корею скептически относиться к гарантиям безопасности японских властей и их заверениям, что все будет происходить под контролем МАГАТЭ и в соответствии с самыми жесткими международными стандартами.

Все это можно было сказать про АЭС "Фукусима-1" и до катастрофы.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

29
Теги:
Япония, Фукусима
РСЗО Полонез на выставке MILEX-2019

Почему Египет выбирает белорусское оружие?

899
(обновлено 10:41 16.04.2021)
Беларусь развивает военно-техническое сотрудничество со странами зарубежья и расширяет экспорт вооружений, невзирая на санкции. О масштабном проекте лицензионного производства белорусского оружия в Египте рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Информацию из египетских источников о большой оружейной сделке Каира с Минском активно анализируют эксперты и СМИ. В рамках общей тенденции растущего оружейного рынка за последние пять лет Египет увеличил закупки оборонной продукции на 136%.

На февральской выставке IDEX-2021 в Абу-Даби Беларусь представила более 150 образцов продукции военного назначения и подписала соглашение о поставках вооружений Саудовской Аравии. Ранее белорусские оружейники поставили в ОАЭ радиолокационные системы на сумму около 16 млн долларов. Экспансия белорусской "оборонки" в Ближневосточном и Североафриканском регионах продолжается.

Продукцию белорусской оборонки в 2020 году закупили десятки стран. Ежегодный объем оружейного экспорта с 2016-го превышает 1 млрд долларов. Беларусь входит в первую двадцатку крупнейших экспортеров оружия в мире (на первом и втором месте традиционно и с огромным отрывом от конкурентов располагаются США и РФ).

Белорусский ОПК – известный в мире производитель комплексов противовоздушной обороны (ПВО) средней дальности, автоматизированных систем боевого управления – участвует практически во всех российских проектах противоракетной обороны. Белорусские специалисты-оборонщики помогают Венесуэле формировать современную систему ПВО. Уникальные тягачи-"сороконожки" для межконтинентальных баллистических ракет производятся только в Беларуси, поставляются в Россию и в Китай. Развивается белорусское ракетное производство. Предприятия оборонного комплекса серийно производят новейшее стрелковое оружие – пистолеты, винтовки, автоматы. А что выбирает Египет?

Передовые системы ПВО и РСЗО

Каир рассматривает возможность лицензионного производства целого ряда современных белорусских систем вооружения – с передачей технологий в оборонный сектор Египта. И наиболее интересен для египтян зенитный ракетный комплекс (ЗРК) средней дальности "Бук-МБ3К", который имеет много схожих возможностей с ЗРК "Бук-М2", ранее закупленным у России. Комплекс мобилен, располагает мощной РЛС (фазированная антенная решетка S-диапазона), способен автоматически обнаруживать и сопровождать цели, "видит" истребитель противника на дистанции до 130 км и поражает цели на рубежах до 70 км. При этом белорусский "Бук-МБ3К" бюджетнее российского "Бук-М3" или С-350. Лицензионное производство белорусских ЗРК позволит Египту уплотнить национальную систему ПВО и отказаться от устаревших советских (С-75) и американских (MIM-23) систем.

Египтяне также намерены освоить лицензионное производство реактивной системы залпового огня (РСЗО) большой дальности "Полонез". Система способна поражать живую силу и боевую технику противника на дистанции до 300 км. На одной пусковой установке размещается восемь реактивных 300-мм снарядов с автономным и спутниковым наведением (высокоточное оружие). Считается, что поставленные Азербайджану "Полонезы" доказали свою эффективность в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года. Кроме того, к "Полонезу" привязан каирский план обновления арсенала баллистических ракет ("Скад" и "Хвасонг-5"). Порой злые языки говорят, что "Полонез" – китайская РСЗО на белорусском шасси, то есть лицензионные версии китайских ракет А200 и М20 для комплексов WS-2 и WS-3, но это второстепенно.

Третью позицию в "египетском рейтинге" кандидатов на лицензионное производство занимает дистанционно управляемый комплекс "Адунок". Это одна из первых успешных белорусских разработок роботизированного оружия. Комплекс может устанавливаться на стационарных, подвижных сухопутных и морских объектах. Способен нести 12,7-мм крупнокалиберный пулемет НСВТ или "Корд", автоматический гранатомет АГ-17А калибром 30 мм, беспилотники и систему управления огнем реактивной артиллерии. Сектор наблюдения и поражения комплекса по горизонтали – 360 градусов, по вертикали – от 20 до плюс 60 градусов (скорость поворота платформы 60 градусов в секунду). "Адунок" на расстоянии до 2000 метров может оперативно обнаруживать и сопровождать до 10 целей и точно поражать их в любое время суток, в любых метеоусловиях. Комплекс устанавливается на автомобили, бронеавтомобили, морские патрульные катера. Высокие тактико-технические характеристики обеспечивают "Адунку" благоприятные перспективы на поле боя и на рынке. В сочетании с 500 российскими танками Т-90МС, которые также закупает Египет, роботизированные комплексы позволят значительно укрепить национальную армию.

Белорусский ОПК "заточен" под потребности государств постсоветского пространства, и эта зависимость парадоксальным образом проецируется на международный рынок. Заметим, Минск стал естественным партнером Каира в области ВТС во многом благодаря взаимосвязи оборонных секторов производства РБ и РФ – после возрождения в 2013 году эффективного военно-технического сотрудничества Каира с Москвой (поставки истребителей МиГ-29, ударных вертолетов Ка-52, зенитных ракетных комплексов С-300В4 и "Бук-М2").

899
Теги:
Египет, вооружения, Беларусь
Заседание Палаты представителей

Закон недопущении реабилитации нацизма" принят во втором чтении

0
Депутаты также рассмотрели и приняли проект закона "О противодействии экстремизму", в первом чтении данные законопроекты были приняты в начале апреля.

МИНСК, 16 апр – Sputnik. Депутаты Палаты представителей Национального собрания рассмотрели и приняли во втором (окончательном) чтении проекты законов об ужесточении ответственности за реабилитацию нацизма, за экстремизм, сообщает пресс-служба Палаты представителей на официальном Telegram-канале.

В первом чтении данные законопроекты были приняты в начале апреля.

Закон "О недопущении реабилитации нацизма"

Проект закона был разработан парламентом совместно с Генпрокуратурой.

В проекте впервые законодательно закрепляются определения терминов "нацистские преступники", "пособники нацистских преступников", а также определяются субъекты противодействия реабилитации нацизма.

Законопроект предусматривает запрет на героизацию нацизма и финансирование соответствующей деятельности. Запрет будет распространяться и на иностранные организации, пропагандирующие героизацию нацизма, в том числе в интернете. Кроме того, установлены меры противодействия и методы профилактики реабилитации нацизма.

Законопроект разработан с учетом норм модельного закона Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ "О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников".

Противодействие экстремизму

Изменения в законодательство также разрабатывала Генеральная прокуратура. Согласно новой редакции закона "О противодействии экстремизму", милиции и КГБ предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещении их деятельности.

"В настоящее время уголовно наказуемо лишь создание либо руководство экстремистским формированием. Предлагается установить ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном и международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности государственных органов власти и управления в публичных выступлениях, в том числе в СМИ и сети интернет", – пояснил генеральный прокурор Андрей Швед.

Проектом предлагается установить новый – ускоренный – срок рассмотрения дел в судах в отношении организаций "с признаками экстремизма".

"То есть не позднее одного месяца со дня принятия заявления", – рассказал Швед.

Понятия "экстремизм" и "экстремистские материалы" расширены. К последним отнесут не только информационную продукцию, но и символику, атрибутику, предназначенные для экстремистской деятельности и ее пропаганды.

Согласно проекту закона, милиции и КГБ предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещении их деятельности.

Также прокурор, органы госбезопасности и внутренних дел получат право при выявлении признаков экстремистских действий выносить предписания учредителям и руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям при отсутствии оснований для привлечения их к уголовной ответственности.

Кроме того, МВД будет вести перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

0