Многофункциональный истребитель Су-57, архивное фото

Российский истребитель Су-57 завоевывает мир. Что дальше?

6926
Истребитель пятого поколения Су-57 не перестает удивлять уникальными характеристиками, спектром технологий шестого поколения, перспективами развития и экспортным потенциалом. О воздушной машине рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Серийный Су-57 Воздушно-космические силы России получат в декабре уходящего года. Первый истребитель 5-го поколения с двигателем второго этапа будет собран в 2022 году. К концу 2024 года в боевом строю ВКС России будут 22 истребителя Су-57, к 2028 году – 76 единиц. Палубную версию разработают до конца 2021 года.

В очереди желающих приобрести Су-57 – уже восемь стран. Первый зампред правления Военно-промышленной комиссии России Андрей Ельчанинов сообщил: "Рассматриваются различные варианты поставки: отдельный самолет и самолет с полным набором вооружения, с системой послепродажного сервиса".

Алжир первым разместил в России заказ на 14 истребителей Су-57Э. Крупнейшим потенциальным заказчиком Су-57 является Индия, которая намерена приобретать готовые единицы и развивать проект лицензионного производства на своей территории (как это было ранее с истребителями МиГ-21, МиГ-27 и Су-30). Причем индийские ВВС отдают предпочтение двухместным истребителям, и Россия готова пойти навстречу важному партнеру.

Кроме Индии и Алжира, значительный интерес к истребителю Су-57 проявляют Китай, Мьянма, Вьетнам, Малайзия, Иран и Турция. Ожидается, что число зарубежных заказчиков будет постоянно расти, ведь истребители четвертого поколения физически изнашиваются и понемногу уходят в прошлое, а достойного конкурента на мировом рынке у Су-57 сегодня и в обозримой перспективе нет. Возможно, он еще посоревнуется за господство в воздухе с российским же истребителем-перехватчиком МиГ-41, который будет крупнее и дороже (разрабатывается с 2018 года).

Фантастические перспективы

Американское издание Military Watch Magazine ожидает, что популярность Су-57 в мире значительно возрастет после того, как Россия еще более приблизит конструктивные возможности машины к уровню шестого поколения, с интеграцией гиперзвуковых ракет и новыми двигателями "Saturn-30". Однако уже сегодня Су-57 обладает уникальным сочетанием функций истребителя-перехватчика и ударного самолета-штурмовика. Причем отношение боевой нагрузки к массе самолета значительно выше, чем у истребителей четвертого поколения, а искусственный интеллект позволяет Су-57 успешно работать в связке с тяжелыми ударными беспилотниками С-70 "Охотник" (который обладает своим "умом", шеститонным арсеналом бомб и ракет, боевым радиусом до 5000 километров).

Истребитель пятого поколения Су-57 интересен и уникален тем, что в значительной мере "соткан" из технологий шестого поколения. Является эффективной боевой единицей и одновременно – научной лабораторией, исследовательским полигоном, шагом в будущее. Пилотируемый Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Начало интеграции истребителя Су-57 с ударным беспилотным "Охотником" ведет к новой тактике и практике боевого применения тяжелых беспилотных эскадрилий самолетов шестого поколения. Это не фантастика.

Российский вице-премьер Юрий Борисов 21 декабря заявил, что истребитель шестого поколения будет беспилотным, причем создается не просто "боевая единица с крыльями", а эффективный авиационный комплекс. Таким самолетом можно будет управлять с земли или из идущего рядом летательного аппарата. По заказу Министерства обороны ведутся научно-исследовательские работы, эффективность различных вариантов рассматривается и оценивается еще на уровне инженерных записок. Как правило, работа над подобными проектами от старта опытно-конструкторских работ идет около пяти-семи лет. Создание истребителя шестого поколения началось весной 2016 года, и тогда же ответственный за программы военной авиации в Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов отмечал, что первый полет состоится до 2025 года.

А пока есть пилотируемый Су-57, который имеет выдающийся экспортный потенциал. И все же первыми получат истребители пятого поколения ВКС России. Юрий Борисов подчеркнул: "За границу ничего не продаем, пока не удовлетворим все потребности наших войск. Могу сказать, что есть контракт, подписанный с Минобороны, на 76 машин, так что молотки стучат".

Секреты превосходства

Официальные характеристики заводом-изготовителем засекречены. На сегодня из открытых источников известно: боевой комплекс Су-57 включает около 15 новейших авиационных средств поражения "воздух-воздух", "воздух-поверхность", в том числе противокорабельные ракеты дальностью до 250 км и гиперзвуковой "Кинжал". Испытания других новейших типов вооружения планируется завершить в 2021 году.

С точки зрения западной военной мысли, российский истребитель Су-57 – достойный представитель пятого поколения боевой авиатехники (технологии доступны всего двум-трем государствам в мире) и приближается к шестому поколению.

Трехмерный вектор тяги позволяет Су-57 совершать невероятные маневры в воздухе, недосягаемые для всех прочих истребителей пятого поколения. "Боковые" РЛС обеспечивают высокую автономность в поиске целей и невидимость самолета для радаров противника – без потери эффективности целеуказания для собственных ракет на борту. Интегрированная система радиоэлектронной борьбы (РЭБ) позволяет во всех ракурсах и проекциях наводить помехи – защищать самолет от ракет с головками самонаведения. Комплекс РЭБ "Гималаи" способен на значительном удалении "увидеть" и "обезвредить", к примеру, истребители F-22 и F-35.

Российский истребитель Су-57 создан для завоевания превосходства в воздухе, и технологически недосягаем для F-22 и F-35 по могуществу вооружения, дальности полета, скорости и маневренности. Популярные сравнения не всегда корректны. Все же F-22 американцы проектировали исключительно для размещения ракет "воздух-воздух" (решение принципиально неверное), затем попытались "воткнуть" в существующие отсеки ракеты "воздух-поверхность", которые туда просто не поместились. И тогда пришлось создавать более дешевый (всего 100 млн долларов за единицу) "невидимый бомбовоз" F-35. Заметим, что многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35 – это ставка на "невидимое-дозвуковое" проникновение в зону действия ПВО противника, нанесение ударов по наземным целям и координация действий других самолетов. Особенности конструкции Су-57, F-22 и F-35 дают им разные преимущества на разных дальностях, но не отменяют технологического и боевого превосходства российского истребителя.

Многофункциональный Су-57 предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных и надводных целей с преодолением ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на большом удалении от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника. Машина доведена до высокой степени технологического совершенства, прошла проверку в боевых условиях в небе Сирии. Минобороны РФ неслучайно заказало сразу крупную партию – 76 истребителей пятого поколения (для оснащения трех авиационных полков).

Российский истребитель Су-57 оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики с высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа (летчики могут полностью довериться "автопилоту" и сосредоточиться на решении тактических задач). Бортовое оборудование позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени с наземными системами управления и внутри авиационной группы, или выполнять задачи автономно.

Приоритеты и вооружение Су-57 делают возможными обнаружение и ликвидацию угрозы (цели) на значительно больших расстояниях, чем на это способны американские F-22 и F-35. Здесь мы наблюдаем комплексную борьбу технологий и концепций ведения боевых действий.

6926
Теги:
вооружения, армия, Россия, Воздушно-космические силы России
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом

10700
(обновлено 10:51 11.04.2021)
Официальный Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Но отношения неуклонно ухудшаются. Галия Ибрагимова восстановила хронику очередного обострения и узнала, что по этому поводу думают эксперты.

Президент Беларуси предложил закрыть посольства в "недружественных странах". Чашу терпения переполнили призывы из Прибалтики и Польши к Евросоюзу и США усилить давление на Минск. Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом, разбиралась Галия Ибрагимова.

Экономия на дипломатии

Беларусь уже закрывала пять лет назад дипломатическое предствительство – в Израиле, "из-за жестких бюджетных ограничений". Впрочем, Тель-Авив тогда первым предложил сэкономить и отозвал послов. Связь поддерживали через Россию и страны Балтии.

Осенью Лукашенко вернул домой глав посольств в Польше и Литве – из-за поддержки "белорусских провокаторов, с прошлого лета дестабилизирующих обстановку в Минске". Восточноевропейские соседи дали убежище Светлане Тихановской, бывшему министру культуры Павлу Латушко и политику Валерию Цепкало. Кроме того, Вильнюс и Варшава настойчиво требовали от ЕС ввести санкции против окружения белорусского лидера.

Впрочем, Минску было чем ответить. Сначала Лукашенко призвал балтийских соседей сократить количество дипломатов в Беларуси. В феврале отказался использовать Клайпедский морской порт Литвы для транспортировки грузов в Европу. Весной первые партии белорусского бензина и мазута поступили в российские порты на Балтике, а потом их перенаправили в европейские гавани.

Сначала опасались, что поставки через терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге будут идти дольше. Возрастет и стоимость транспортировки. Но пока товары прибывают в срок, хотя объемы экспортируемых в Европу нефтепродуктов все же сократились.

Российские порты в ближайшие два года пообещали переваливать десять миллионов тонн. Через Клайпеду ежегодно проходило около пяти миллионов тонн белорусского мазута и бензина. Часть нефтепродуктов Вильнюс оставлял себе. Теперь власти ищут альтернативного поставщика.

Соседей не выбирают

Несмотря на отзыв послов, представительства Беларуси в Польше и странах Балтии продолжали работать. Но на днях Лукашенко предложил закрыть или сократить до минимума штат сотрудников в странах, которые "ведут деструктивную работу против Минска".

"Зачем нам сохранять наши посольства, тратить бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу? Интересующие вопросы можно обсуждать на площадках международных организаций", – пояснил он.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказался конкретнее. Он заявил, что работа белорусских диппредставительств в странах Балтии и Польше "на протяжении длительного периода не приносит нужной внешнеэкономической отдачи".

Резкой критике подверглись отношения с Польшей. Лукашенко заметил, что контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас "чаша терпения Минска переполнена". Он обвинил польские власти в "укрывательстве беглых белорусов", в "неприкрытой героизации бандитов и военных преступников".

Не забыл Лукашенко и участие польского консула в неофициальном мероприятии в Бресте – так называемом Дне отверженных солдат, посвященном антисоветскому подполью. Дипломата вызвали в белорусский МИД и указали на то, что один из полевых командиров в 1946-м провел против белорусских деревень на востоке Польши карательную операцию, во время которой погибли старики, женщины и дети.

Глава государства пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Беларусь припомнит ей оккупацию части страны в двадцатые-тридцатые годы. А пока в планах – подвергнуть ревизии фонды, спонсируемые за рубежом.

Налог на заграницу

Вместе с тем Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Чтобы связи приносили выгоду, белорусские политики нашли неординарное решение. Теперь за пересечение границы с Польшей и Литвой берут плату – пока только с тех, кто следует на автомобиле из Гродненской области. Со временем таксу начнут взимать и в других точках. Кроме того, в планах ввести сборы за выезд на Украину. По той же причине – "недружественная риторика Владимира Зеленского в адрес Минска".

Энергетика – еще одна сфера, где сотрудничество Беларуси и стран Балтии сокращают. На днях Минск отключил трансграничные линии электропередач с Литвой – для проверки их надежности, как сообщили в Минэнерго. "Эти меры необходимы с учетом планируемого выхода энергосистем стран Балтии из единого энергокольца БРЭЛЛ. Оно объединяет Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву", – пояснили в ведомстве.

Энергосистемы стран Балтии, Беларуси и России до сих пор работают синхронно. Это позволяет обмениваться энергией в случае аварий. Инициаторами сохранения такой структуры в 2001-м выступили Латвия, Литва и Эстония. И созданное еще в советские времена единое энергетическое кольцо переименовали в БРЭЛЛ – по первым буквам в названиях стран.

Пожалуй, только в этой сфере у сторон не было претензий друг к другу. Но вмешался Североатлантический альянс.

В 2017-м созданный под эгидой НАТО Центр энергетической безопасности в Литве подготовил секретный доклад. В обнародованном кратком изложении документа говорилось, что БРЭЛЛ представляет угрозу для региона. Сразу после этого Латвия, Литва, Эстония взяли курс на синхронизацию электросетей с Западной Европой. К 2025-му они обязались покинуть БРЭЛЛ.

Накопленный багаж

Белорусский политолог Денис Мельянцов обращает внимание: на фоне сокращения сотрудников посольств Беларуси американское диппредставительство, наоборот, возобновило работу.

"В публичной риторике сохраняется резкий тон. Вашингтон наращивает давление, но пока санкции не затрагивают экономические интересы Минска. Процесс возвращения американского посла завершен", – констатирует он.

По мнению политолога, администрация Джо Байдена не будет перечеркивать то, что сделала на белорусском направлении предыдущая администрация. И напоминает о прошлогоднем визите бывшего главы Госдепартамента – тогда Майк Помпео лично встретился с Лукашенко.

"Стороны обсудили даже поставки американского сжиженного газа в Беларусь. Обстановка была иная, но она показательна. Если американцы заинтересованы в контактах с Лукашенко, то не станут окончательно сжигать мосты", – полагает Мельянцов.

Американские нюансы

Белорусский политолог Валерий Карбалевич уверен, что закрытие посольств стран ЕС или западные санкции не подорвут режим Лукашенко, поскольку товарооборот между Минском и странами Балтии незначительный. "Разрыв отношений между Беларусью и странами Балтии нанесет скорее имиджевый удар. Но серьезных последствий не будет", – говорит эксперт.

Он подчеркивает, что самый чувствительный момент – давление Штатов: "Через американские финансовые структуры белорусские компании заключают сделки с Россией и другими странами СНГ. Блокировка сильно осложнит процесс".

На днях Госдепартамент США рекомендовал Минфину возобновить санкции в отношении девяти белорусских предприятий. Эти ограничения Вашингтон впервые ввел в 2006-м. Но затем приостановил их действие, объяснив такой шаг улучшением ситуации с правами человека и частичными реформами. "Если Байден применит новые меры, то белорусскому режиму придется непросто. Кроме России, ждать помощи неоткуда", – заключает Карбалевич.

Эксперты считают, что ужесточение риторики Лукашенко не означает смены внешнеполитического курса. Скорее, речь идет о повышении геополитических ставок.

10700
Теги:
Александр Лукашенко, Беларусь
Темы:
Дипломатическое противостояние Беларуси и Запада
Спуск на воду атомной подводной лодки Белгород

Российский носитель "торпед Судного дня" выходит в Тихий океан

17964
Попытки стран НАТО вести диалог с РФ с позиции силы вызывают противодействие. Провокационный рост присутствия армии США вблизи западных границ России не может не отозваться "эхом", считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Источник в военно-промышленном комплексе 5 апреля сообщил, что носитель морских беспилотников "Посейдон" – экспериментальная атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – уже "под парами" (запущен реактор). Субмарина к сентябрю завершит испытания и начнет океанскую службу. Идут швартовные испытания, то есть проверяются качество постройки судна, монтажа и регулировки оборудования, главная энергоустановка под нагрузкой, системы живучести и безопасности.

Постоянной точкой дислокации носителя "Посейдонов" станет одна из баз Тихоокеанского флота, при этом экспериментальная подводная лодка сможет решать задачи по предназначению в любой точке Мирового океана. По действующей государственной программе вооружений до 2027 года, Россия построит три подобные субмарины.

Президент России Владимир Путин впервые объявил о разработке системы "Посейдон" в 2018 году ("Белгород" спущен на воду 23 апреля 2019 года), отметив широкий спектр целей – авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру противника. Подобными инструментами Путин обещал изменить правила "однополярной игры". В то время официальные лица США откровенно презирали новое оружие как "технически надуманное и невероятное". Сегодня Госдепартамент выражает особую обеспокоенность появлением межконтинентальной ядерной торпеды 2М39 "Посейдон". И в целом "партнеров" тревожит растущий и крепнущий Военно-морской флот России, в составе которого (по информации Business Insider) действуют около 360 кораблей, в том числе 59 субмарин (12 подводных крейсеров – с баллистическими ракетами).

Уникальные характеристики

Многоцелевая атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – экспериментальная "реинкарнация" проекта 949А "Антей" третьего поколения, специально адаптированного для системы "Посейдон" (изначально "Антеи" были носителями противокорабельных ракет "Гранит").

"Посейдон" – очень серьезный инструмент сдерживания. Стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой, способен перемещаться на 1000-метровой глубине на расстояние до 10 тысяч километров, со скоростью 100 узлов (более 185 км/час). Испытания подтвердили "невероятные" характеристики и дальность. Автономный "Посейдон" способен двигаться на глубинах и скоростях, недосягаемых для всех существующих и перспективных субмарин, торпед и ракет вероятного противника. Отыскать в океане такую "торпеду" непросто, на низких скоростях она идет практически бесшумно (даже в случае гидроакустического контакта "достать" беспилотник противнику нечем). Автономная система управления позволяет обнаруживать и преодолевать противолодочные рубежи, иные системы обороны, гарантирует неуязвимость, точность, невероятный поражающий эффект. Аппарат с ядерным двигателем длиной 24 метра и диаметром около 1,6 метра может быть оснащен обычной или мегатонной боевой частью. Таким оружием владеет лишь Россия, и ни одна страна в мире не имеет средств защиты от "Посейдона".

Ранее коллективный Запад во главе с США попытался "обнулить" потенциал стратегических ядерных сил РФ расширением НАТО на восток и формированием глобальной системы ПРО в Восточной Европе – с прицелом на дальнейшее размещение ударных "Томагавков" и других ракет средней дальности вблизи российских границ (для сокращения подлетного времени). Межконтинентальная система "Посейдон" помогает "партнерам" вернуться в суровую реальность многополярного мира, где наказание агрессору неотвратимо. Неудивительно, что "торпеда Судного дня" встревожила Американское стратегическое командование (STRATCOM) еще на ранней стадии испытаний, в феврале 2019 года. На слушаниях в Конгрессе глава STRATCOM Джон Хайтен отметил, что "Посейдон" как принципиально новая система вооружений не подпадает под ограничения Договора СНВ-3, и в США аналоги не разрабатываются.

"Белгород" станет первопроходцем-экспериментатором. Линейку штатных носителей межконтинентальных беспилотников откроет атомная подводная лодка "Хабаровск" (проекта 098531). Основные характеристики субмарины секретны. По данным из открытых источников, корабль оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой, способен нести на борту до шести беспилотных "торпед Судного дня". Водоизмещение около 10 тысяч тонн, скорость в подводном положении до 32 узлов, глубина погружения 500 метров, автономность 120 суток, экипаж – не менее 100 человек. Корпус субмарины напоминает новейший стратегический ракетоносец "Борей".

Здесь надо иметь в виду, что беспилотник способен достичь береговой линии США из любой точки Северного полушария, но будет задействован лишь на фоне агрессии в отношении России.

Напомню, это не РФ, а Соединенные Штаты под надуманным предлогом вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и в 2020 году нарастили военный бюджет до 750 миллиардов долларов (сумма сопоставима с оборонными расходами всех остальных стран мира). Многоцелевая океанская система России – предупреждение "партнерам", асимметричный ответ на опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона и НАТО.

17964
Теги:
вооружения, Россия
Допрос свидетелей в суде по делу Виктора Бабарико

Почти 60 свидетелей: в суде по делу экс-банкира Бабарико идет допрос

22
(обновлено 10:40 12.04.2021)
Десятки свидетелей дают показания по эпизодам дачи взяток, которые изложены в уголовном деле бывшего главы Белгазпромбанка.

МИНСК, 12 апр - Sputnik. Около 60 свидетелей предстоит допросить в суде по делу экс-председателя Белгазпромбанка Виктора Бабарико, сегодня для дачи показаний в суд доставлен минский коммерсант - директор одного из столичных ООО.

Из 60 свидетелей, которых будут допрашивать в суде по данному делу, есть несколько фигурантов других уголовных дел. Некоторые из них так же, как и фигуранты дела бывших топ-менеджеров Белгазпромбанка, находятся под стражей в СИЗО КГБ.

Первого свидетеля по делу допросили в минувшую пятницу. Это также бывший директор коммерческой фирмы, и он давал показания по эпизодам дачи взяток ряду обвиняемых по делу экс-топов Белгазпромбанка.

Свидетель, который дает показания сегодня, начал с того, что в рассказал о том, как давал взятки ряду обвиняемых.

Последует

22
Теги:
Виктор Бабарико
Темы:
Дело Белгазпромбанка