Митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич

Возвращение Кондрусевича: польский фактор и особые отношения с Ватиканом

4797
После четырех месяцев вынужденного пребывания в Польше глава белорусских католиков, митрополит Тадеуш Кондрусевич вернулся в Беларусь. О том, что способствовало возвращению, – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Католический фактор и отношения с Ватиканом

Белорусский народ, находящийся на стыке "православной" и "латинской" цивилизаций, сумел выстроить модель общества религиозной толерантности, что позволило избежать в нашей истории кровавых войн по религиозно-этническому признаку. Причем если посмотреть на историю Украины или балканских стран, то столкновения такого рода между католиками и православными могут быть весьма кровавыми и иметь разрушительные долговременные последствия.

Безусловно, совсем безоблачной религиозную историю Беларуси не назовешь. Однако дискриминация и разжигание розни по признаку конфессиональной принадлежности скорее привносились в нашу страну извне, в зависимости от политики государств, к которым на том или ином историческом этапе относились белорусские земли, нежели происходили вследствие обострения внутренних противоречий.

Неудивительно, что с обретением государственной независимости Республика Беларусь возвела принцип религиозной толерантности, в основе которой находится мирное сосуществование двух наиболее массовых конфессий – православия и католицизма, в ранг фундаментальных постулатов внутренней политики.

Католические религиозные праздники были объявлены выходными днями, государственные чиновники, включая президента, регулярно контактируют с иерархами римско-католической церкви, а некоторые из них являются прихожанами костела. Данные относительно количества католиков в нашей стране рознятся, называются цифры от 10 до 15% населения, однако речь идет о более чем 1 миллионе граждан, исповедующих католицизм, что безусловно является значимым социальным фактором и не может игнорироваться в разработке государственной политики.

При этом католический костел в Беларуси является не только важным фактором внутренней обстановки, но значимым элементом отечественной внешней политики. Многие годы на основе примата взаимных интересов Минск пытается выстраивать прямые отношения с Ватиканом, который является одной из точек входа белорусского руководства в "латинский", то есть, западный мир. Президент Беларуси Александр Лукашенко дважды посещал Ватикан – в 2009 и 2016 годах, встречался с Римским Папой Бенедиктом ХVI, а затем – с его преемником Франциском.

Примечательно, что после встречи с Папой Римским Франциском белорусский лидер отметил "идеологическую близость и одинаковые взгляды на мироустройство", объединяющие его с понтификом. Нужно отметить, что Ватикан в то время поддержал миротворческие усилия Минска на международной арене, а Папа Римский заявил, что "Беларусь может быть местом мира", в знак чего преподнес Лукашенко художественное изображение оливковой ветви, символизирующей мирное развитие.

Немаловажно, что после выборов в августе 2020 года и последовавших внутренних и внешних осложнений для белорусской власти, отношения между Минском и Ватиканом не претерпели существенных изменений. 11 октября 2020 года в числе иных иностранных послов, вручавших верительные грамоты Александру Лукашенко, был новый Апостольский Нунций, архиепископ Анте Йозич, а стороны заявили об обоюдном стремлении к активизации сотрудничества.

Корень противоречий и искусство дипломатии

Однако в данном случае речь идет о внешнем контуре отношений белорусских властей с Ватиканом, в то время как внутри страны, в контексте местного костела все выглядело далеко не так радужно.

Ряд католических священнослужителей в Беларуси во время президентской кампании и в поствыборный период выступили с достаточно резкой критикой действий власти. Подобные эксцессы уже бывали в истории в ходе президентских кампаний 2006 и 2010 годов, однако нынешняя ситуация была воспринята руководством страны особенно болезненно. Ведь подобную позицию на фоне набирающего обороты политического кризиса заняли не только рядовые ксендзы, но и высшие церковные иерархии, включая митрополита Кондрусевича.

В результате появившихся разногласий Тадеуш Кондрусевич, который ранее выехал на территорию Польши, так и не смог вернуться к исполнению обязанностей в нашей стране, а власти заявили о наличии у иерарха "гражданства иностранного государства". Естественно, такое развитие событий ставило под угрозу межконфессиональный мир в Беларуси, а государство оказалось перед угрозой конфликта с костелом.

Оптимизма не добавляли и весьма мрачные предостережения директора СВР Сергея Нарышкина, который сообщил о том, что, по данным российской разведки, для дестабилизации межконфессиональной обстановки в Беларуси на фоне разгоревшихся политических протестов зарубежными спецслужбами "планировалось убийство значимого религиозного лидера".

Стало очевидно, что во избежание пагубных последствий из ситуации нужно выходить, причем надо действовать скальпелем, а не топором, то есть включать дипломатические инструменты. В итоге проблемный вопрос все-таки разрешился путем прямого взаимодействия между Минском и Ватиканом. В средине декабря в Беларусь прибыл спецспосланник Папы Римского, Апостольский Нунций в Великобритании, итальянец Клаудио Гуджеротти, который служил на аналогичной должности в нашей стране в 2011-2015 годах.

По результатам встреч представителя Ватикана с Александром Лукашенко и Владимиром Макеем вопрос с возвращением Кондрусевича был решен. Кроме того, власти, видимо, проведут определенную ревизию отечественной конфессиональной политики, так как 21 декабря произошло назначение нового Уполномоченного по делам религий и национальностей, которым стал опытный государственный чиновник Александр Румак.

Вероятно, в ближайшее время стоит ожидать деполитизации католического костела в Беларуси и возвращения священнослужителей к своим привычным обязанностям религиозного служения. В своем поздравительном обращении к Папе Римскому в канун предстоящих рождественских праздников Александр Лукашенко вновь подчеркнул "особые отношения" с Ватиканом и волю белорусского правительства к "последовательным шагам по созданию благоприятных условий для деятельности римско-католической церкви, поощрения активности представителей Ватикана, нацеленной на содействие миру и согласию".

В этом обращении нет ни одного лишнего слова и думается, что "благоприятные условия для римско-католической церкви" и "активности, нацеленные на мир и согласие", в данном случае находятся в прямой зависимости друг от друга и являются результатом переговоров между руководством Беларуси и спецспосланником Папы Римского.

*Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

4797
Теги:
Тадеуш Кондрусевич, Беларусь
Ситуация в секторе Газа

Обострение в секторе Газа: когда начнется интифада против Израиля?

1901
(обновлено 08:11 16.05.2021)
Вооруженный конфликт между еврейским государством и палестинским движением ХАМАС давно имеет тлеющий характер. Почему противостояние на Ближнем Востоке переросло в полноценную войну, разбирался Sputnik.

Первоначально интифада (от араб. "восстание" — Sputnik) была формой вооруженной борьбы арабов против еврейского государства. После создания Израиля они ставили своей целью полное освобождение территории Палестины от еврейских поселений.

В настоящее время под интифадой подразумевается борьба палестинцев с Израилем за контроль над Западным берегом реки Иордан и сектором Газа.

Теперь мировое сообщество становится свидетелем начала полномасштабной военной операции ЦАХАЛа против сектора Газа, которая развернулась в ответ на массированные ракетные обстрелы, которые начались 10 мая 2021 года.

Предыдущее обострение отношений палестинцев и израильтян спровоцировал в 2017 году тогдашний президент США Дональд Трамп. Хозяин Белого дома решил признать столицей Израиля Иерусалим и перенести туда американское посольство.

Палестинское движение ХАМАС в свою очередь во вторник 12 декабря 2017 объявило о начале третьей интифады. Что это за движение и ждать ли четвертой волны восстания против Израиля?

День Иерусалима

Точкой отсчета новой эскалации насилия можно считать 10 мая, и это не просто очередной понедельник, а знаковая дата в двусторонних отношениях государства Израиль и всего арабского мира.

Это настоящий праздник – День Иерусалима, посвященный присоединению восточной части города к Израилю в ходе Шестидневной войны 1967 года. Обычно в этот день евреи проходят праздничным шествием по улицам города, но в этом году было решено изменить маршрут. Однако это не уберегло власти Израиля от обвинений в провокациях со стороны палестинцев.

Настоящим спусковым крючком стало решение израильского суда о выселении из района Шейх Джаррах (в Иерусалиме там живут преимущественно палестинцы) нескольких семей в пользу израильских переселенцев. Стычки с полицией произошли возле мечети Аль-Акса на Храмовой горе, которая считается священным местом как для мусульман, так и для иудеев.

После этого группировка ХАМАС, которую часть мирового сообщества признает террористической организацией, потребовала убрать полицию с Храмовой горы и района Шейх Джаррах. Израиль, как обычно, проигнорировал ультиматум, после чего и начались ракетные обстрелы.

Израильские военные специалисты подсчитали, что за пять дней палестинцы выпустили свыше двух тысяч ракет по израильской территории, что привело к нескольким человеческим жертвам. ЦАХАЛ никогда не отличался сдержанностью, и в ходе ответных ударов по сектору Газа с помощью авиации и артиллерии были убиты более сотни человек, а ранено еще больше. Руководство армии Израиля утверждает, что в ходе ответных действий были убиты не только бойцы ХАМАС, но и руководство разведки палестинского движения.

Вечером в пятницу во всех палестинских мечетях состоится традиционный намаз и проповедь имама, что на фоне массированного удара израильтян может привести к объявлению новой интифады и, как следствие, наземной операции ЦАХАЛа в секторе Газа.

Первая интифада

После "шестидневной войны" 1967 года Израиль взял под свой контроль значительные палестинские территории, но ключевым приобретением стал Восточный Иерусалим.

ООН не признала за Израилем право считать Иерусалим единой и неделимой столицей своего государства, как и в целом мировое сообщество.

На протяжении последующих двух десятилетий от территориальных притязаний на сектор Газа отказался Египет, вслед за ним от претензий на Западный берег реки Иордан отказалась и Иордания. В некотором роде палестинцы оказались один на один с Израилем в своей борьбе за право создания национального государства.

Росту напряженности в регионе способствовала и демографическая ситуация. В палестинских анклавах традиционно высокая рождаемость и низкий уровень социального обеспечения. Гораздо тяжелее были условия, в которых находились палестинские беженцы в лагерях на территории сопредельных государств.

Политическая неопределенность, социальная напряженность и экономическая зависимость палестинских территорий от дотаций привели к радикализации палестинцев.

Формальным поводом к вооруженному противостоянию палестинцев и израильтян стало обыкновенное ДТП, в котором водитель израильтянин сбил на грузовике нескольких арабов.

Авария со смертельным исходом, случившаяся 9 декабря 1987 года, стала точкой отсчета для первой интифады. Основными формами борьбы палестинцев были групповые нападения молодежи на армейские патрули с использованием в качестве оружия камней и бутылок с зажигательной смесью.

Протесты охватили сектор Газа, Западный берег реки Иордан и территории, которые занял Израиль в 1967 году. Израильтяне жесткими мерами пресекали любое сопротивление палестинцев, также широко распространилась практика наложения крупных штрафов и конфискации имущества у протестующих.

Переломным моментом в признании палестинского национально-освободительного движения стало провозглашение Организацией освобождения Палестины (ООП) 15 ноября 1988 года независимости.

ООП декларировала признание раздела Палестины на арабскую и еврейскую части, в том случае, если Израиль обязуется освободить территории, занятые в ходе "шестидневной войны", и ликвидирует на этих землях еврейские поселения. Ключевым аспектом, который позволил палестинцам выйти на мировую арену, стал отказ от ведения террористической деятельности.

Включение палестинцев в политический процесс привело к подписанию "соглашения Осло" в 1993 году, которое заложило основы мирного палестино-израильского урегулирования. Благодаря этому соглашению была создана Палестинская национальная автономия.

Признавая личные заслуги в достижении мира, Нобелевский комитет присудил премию мира в 1994 году Шимону Пересу и Ясиру Арафату.

Вторая, или интифада Аль-Акса

В 2000 году США инициировали новые мирные переговоры между Палестинской национальной администрацией и Израилем. Билл Клинтон в завершение своего второго президентского срока хотел войти в историю как политик, который способствовал окончательному мирному урегулированию палестино-израильского конфликта.

По его приглашению с 11 по 25 июля в Кэмп-Дэвиде проходили переговоры между премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и лидером палестинцев Ясиром Арафатом. Несмотря на посреднические усилия Билла Клинтона, прийти к консенсусу по статусу Иерусалима и палестинских беженцев сторонам не удалось.

Срыв переговоров привел к росту напряженности на Ближнем Востоке и негативной реакции арабских монархий на сам ход саммита в Кэмп-Дэвиде.

Спусковым крючком к началу второй интифады стало посещение в четверг 28 сентября лидером правой партии "Ликуд" Ариэлем Шароном Храмовой горы, на которой находится одна из святынь ислама – мечеть Аль-Акса.

Делегацию с Шароном во главе палестинцы просто забросали камнями. Уже на следующий день в ходе пятничной молитвы начались беспорядки в Иерусалиме. Израильтяне были вынуждены взять штурмом комплекс мечети Аль-Акса на Храмовой горе.

Силовые действия Израиля привели к новому витку насилия, а главным отличием от первой интифады стало широкое применение огнестрельного оружия и террористов-смертников.

На 2002 год пришлась основная волна террористических актов, что заставило Израиль пойти на фактическую блокаду палестинских территорий и началу строительства "Защитной стены" по периметру. Ясир Арафат был фактически блокирован в своей резиденции в Рамалле, после того как был обвинен израильтянами в координации вооруженного сопротивления палестинцев.

Начало мирному процессу положила администрация Джорджа Буша-старшего. При посредничестве США в 2003 году в Иордании состоялся саммит с участием нового палестинского лидера Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. В ходе переговоров была подписана так называемая "Дорожная карта". Однако полностью вооруженные действия прекратились только в 2005 году, после того как израильтяне покинули Сектор Газа.

Третья и не последняя

Предыдущее обострение отношений между Палестиной и Израилем было вызвано решением тогдашнего президента США Дональда Трампа признать столицей Израиля Иерусалим и перенести туда американское посольство.

ХАМАС объявило третью интифаду во вторник 12 декабря 2017 года, но активных действий палестинцев и мусульман на всем Ближнем Востоке ждали в пятницу. Традиционный намаз и проповедь имама в святой для мусульман день пятницу уже не единожды становились отправной точкой, после которой следуют активные действия.

Интифада Аль-Аксы как раз началась с традиционной пятничной молитвы и проповеди. Взбудоражившее всех заявление бывшего президента США Дональда Трампа, по оценке лидеров мусульманских стран, было направлено на подрыв ситуации на Ближнем Востоке. Вместе с тем, любая политика является искусством возможного.

Американский лидер еще в ходе предвыборной кампании заявлял о намерении признать Иерусалим столицей еврейского государства. Момент для принятия этого решения можно было считать наиболее подходящим со времен создания Израиля.

Весь Большой Ближний Восток тогда был охвачен многолетним политическим кризисом и военными конфликтами. Страны Магриба не могли стабилизировать внутриполитическую ситуацию после "арабской весны". Саудовская Аравия увязла в военном конфликте в Йемене. Сирию раздирал гражданский конфликт, в который были вовлечены практически все страны региона.

В такой ситуации палестинцам не приходилось рассчитывать на единый исламский фронт в своем противостоянии с Израилем, несмотря на громогласные декларации практически всех без исключения лидеров мусульманского мира.

Действия Трампа должны были зафиксировать новый статус-кво в регионе, где Иерусалим – единая и неделимая столица государства Израиль. Администрация президента США делала ставку на Израиль как ключевого партнера в регионе.

Палестинцы, объявив третью интифаду, рисковали оказаться в этой борьбе в полном одиночестве. Все страны в регионе ожидала эскалация насилия, которая все равно в итоге привела стороны за стол переговоров. В итоге противостояние между ХАМАС и Израилем постепенно вернулось к привычной позиционной борьбе.

На протяжении десятка лет в мирном палестино-израильском урегулировании не наблюдалось хоть сколько-нибудь значимого прогресса. Похоже, тогда Дональд Трамп решил самым радикальным способом активизировать политический процесс на Ближнем Востоке. Теперь последствия его решения придется расхлебывать уже новой администрации Белого дома.

Настоящей войны между ХАМАС и Израилем в секторе Газа не может быть в силу объективных причин. Палестинское движение просто не обладает достаточным военным потенциалом, чтобы противостоять современной израильской армии. Очередная наземная операция просто превратит сектор Газа в настоящую черную дыру, в чем не заинтересованы ни арабские доноры палестинского движения, ни США. Очевидно, что теперь стоит ожидать начала переговорного процесса при участии международных посредников.

Читайте также: 

1901
Теги:
Палестина, Иерусалим, Израиль
Темы:
Ситуация в секторе Газа
По теме
Признание Иерусалима столицей Израиля приведет к конфликту
Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, архивное фото

Как Эрдоган и Путин могут помочь Палестине

209
(обновлено 08:07 16.05.2021)
Президент Турции Реджеп Эрдоган предложил Владимиру Путину вместе содействовать прекращению разгорающегося конфликта вокруг Иерусалима.

Колумнист РИА Новости Петр Акопов – о многолетнем конфликте вокруг Иерусалима и вариантах его разрешения.

Турецкий лидер высказал "идею отправки международных сил безопасности в регион для защиты палестинских гражданских лиц", как об этом говорится в сообщении турецкой стороны о прошедших переговорах.

Турция – наследник Османской империи, еще сто лет назад владевшей и Иерусалимом, и всей Палестиной. А Россия – преемник Российской империи, защищавшей христиан на Святой земле, и Советского Союза, поддерживавшего арабов в их борьбе за создание палестинского государства. За годы, прошедшие после начала российской операции в Сирии, Россия и Турция, сотрудничая и споря, противодействуя и находя компромиссы, стали самыми активными игроками на Ближнем Востоке, но по плечу ли им вечная проблема Иерусалима? И вопрос палестино-израильского конфликта в целом, ведь он считается в принципе нерешаемым. Да и с кем его решать? Кто на самом деле стороны конфликта?

Было бы еще полбеды, если бы речь шла просто о споре арабов и евреев за святой для трех религий город, но сама борьба за Иерусалим является средоточием, переплетением всех важнейших глобальных противоречий, символом кризиса миропорядка. Того миропорядка, во время расцвета которого было создано государство Израиль и стал развиваться арабо-израильский конфликт.

Отняв у умиравшей Османской империи Палестину, британцы способствовали расширению еврейской иммиграции на Святую землю – иудеи хотели вернуться на потерянную ими две тысячи лет назад родину. Вопрос о том, как они будут там уживаться с арабами, никого не волновал: считалось, что как-нибудь договорятся после ухода англичан.

После катастрофы европейского еврейства в ходе Второй мировой войны вопрос создания на территории Палестины двух государств, Израиля и арабской Палестины, стал консенсусным для двух противоборствующих сторон, СССР и Запада. Но начавшиеся тут же войны между арабами и евреями не позволили создать Палестину, а после 1967-го, когда Израиль занял Восточный Иерусалим, включавший в себя старый город, все стало совсем плохо. Если раньше, по решениям ООН, Иерусалим должен был стать особой административной единицей под управлением международного сообщества, то теперь началась постепенная экспансия Израиля, решившего забрать его себе не только физически, но и юридически.

Аннексия должна была закрыть вопрос о принадлежности города, но до недавнего времени практически никто в мире не признавал Иерусалим израильским. Однако в позапрошлом году его признали Штаты – с оговоркой, что в будущем у палестинского государства появится некая столица в восточно-иерусалимских пригородах. План Трампа был отвергнут и палестинцами, и исламским миром в целом: как потому, что предлагаемые им новые границы Палестины представляли собой разделенное надвое решето (сектор Газа и Западный берег реки Иордан, продырявленный множеством израильских анклавов из незаконных поселений), так и из-за отказа арабам в праве на столицу в Иерусалиме. Нынешний конфликт по символическому совпадению начался накануне дня Аль-Кудс, то есть дня Иерусалима, отмечаемого всеми мусульманами 7 мая.

Еще 4-го числа начались столкновения в восточно-иерусалимском районе Шейх-Джаррах – израильская полиция пыталась выселить несколько семей палестинцев из их домов, чтобы отдать их евреям. На следующий день на Западном берегу был застрелен 16-летний палестинец, а 7-го начались столкновения на Храмовой горе и израильские военные штурмовали мечеть Аль-Акса.

Не просто в день Аль-Кудс, но и в конце священного месяца Рамадан – несложно предсказать реакцию исламского мира на происходящее. Кадры радостно пляшущих на фоне пожара на Храмовой горе иудеев лишь убеждали исламский мир в том, что Израиль хочет захватить и разрушить их святыни и возвести на их месте свой так называемый третий храм.

Начались обстрелы Израиля с территории сектора Газа (в итоге пять убитых израильтян) и удары израильской армии по Газе (больше 50 убитых), беспорядки и столкновения уже в городах со смешанным населением в самом Израиле. Все идет к новой интифаде – то есть к всеобщему восстанию палестинцев.

Можно, конечно, искать причины нынешнего обострения в различных актуальных причинах: во внутриполитическом кризисе в Израиле (Нетаньяху понимает, что надвигающиеся пятые за два года парламентские выборы ничего не изменят, и готов к маленькой победоносной войне ради того, чтобы переломить ситуацию в борьбе за власть) или в желании сорвать близящееся возвращение США к ядерной сделке с Ираном (спровоцировав Тегеран на активную помощь палестинцам).

Но куда важнее то, что у нынешнего кровопролития есть фундаментальные, нерешенные причины – отсутствие полноценного палестинского государства и претензии Израиля на контроль над историческим Иерусалимом.

Без решения этих вопросов ничего не изменится – постоянно будут вспыхивать "маленькие войны", одна из которых рано или поздно закончится войной очень большой, причем даже не регионального масштаба.

Банальность утверждения о том, что Иерусалим – это пороховой погреб человечества, не означает, что можно ничего не делать и ждать, пока само собой все рассосется. Оттягивая решение, мир только усугубляет ситуацию. А ведь ее разрешение как раз и стало бы демонстрацией способности мировых держав договариваться между собой – хотя бы ради предотвращения катастрофы.

Главным препятствием к урегулированию является тот факт, что государство Израиль во многом представляет собой просто филиал США на Ближнем Востоке – глобалистски настроенная часть американских элит (выросшая в том числе из пуритан, протестантов, считавших себя "Новым Израилем") считает защиту Израиля абсолютным приоритетом для Америки. Отсюда и совершенно самоубийственная (в стратегическом смысле) неуступчивость Израиля по палестинскому вопросу и по поводу Иерусалима – никакие увещевания даже тех израильтян, что настаивают на безальтернативности мирного развода с палестинцами, не принимаются во внимание. Израиль предлагает палестинцам неполноценное, зависимое от него "государство" и отказ от Иерусалима – прекрасно понимая, что ни то ни другое никогда не будет принято ни палестинцами, ни исламским миром в целом. То есть вся надежда Израиля только на силу, причем даже не свою, а американскую. И на бесконечные разводки, то есть попытки договориться с отдельными арабскими странами поодиночке о примирении.

Но что будет, когда американская сила ослабнет, причем не только на Ближнем Востоке, а глобально (а это неизбежно в среднесрочной перспективе)? Что будет, когда держать палестинцев в резервациях типа Газы станет уже невозможно? Что будет, когда арабский мир преодолеет кризис, разброд и шатание, избавится от внешнего влияния?

На эти вопросы современная израильская элита не хочет отвечать, думая, что сила всегда будет на ее стороне. Но мир стремительно меняется – и атлантический, англосаксонский миропорядок уходит в прошлое. Если Израиль хочет сохраниться и в будущем, ему придется превратиться из западного проекта в нормальное государство, мирно развестись с палестинцами и примириться с арабами – никакой альтернативы этому нет.

Любое оттягивание решения палестинского вопроса лишь делает все более кровавыми будущие военные попытки его решения мусульманами, а в том, что они будут, можно не сомневаться. У Израиля проблемы не с Ираном, как утверждают в Тель-Авиве, а с полуторамиллиардным исламским миром, который никогда не откажется от Иерусалима. Да и католикам и православным небезразлична судьба святого града.

Выход из усугубляющегося и все более кровавого тупика стоит поискать там, где все начиналось, а именно в резолюции о разделе Палестины (то есть образовании двух государств) Генассамблеи ООН номер 181 от 29 ноября 1947 года. В ней прямо говорилось, что международное сообщество возьмет под свой контроль Иерусалим – он должен был стать отдельной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН. Возможно, воплощение в жизнь старой идеи позволит разорвать порочный круг насилия и ненависти.

Ведь это отвечает интересам не только всех жителей Иерусалима, но и всех цивилизаций, как христианских, так и мусульманских. Да и всего мира – потому что новый Армагеддон затронет и буддистов, и атеистов. Не говоря уже о том, что отказ от аннексии Иерусалима стратегически спасет и Израиль, хотя там пока что очень многие и не хотят это понять и признать.

Предложение Эрдогана Путину в данный момент неосуществимо, но уже в краткосрочной перспективе мировое сообщество (при активнейшем участии России) должно заняться решением проблемы Иерусалима. Пока еще не поздно.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

209
Теги:
Израиль, Палестина, Реджеп Эрдоган, Владимир Путин
Темы:
Ситуация в секторе Газа
Лидер ЛДПБ, депутат Олег Гайдукевич

Дело о геноциде белорусов: для Гааги найдут прокурора со "стальными нервами"

0
(обновлено 12:31 17.05.2021)
Парламентарий расценивает перспективу обращения Беларуси в Международный трибунал как попытку защитить правду о Великой Отечественной войне и национальные интересы.

МИНСК, 17 мая - Sputnik. Перспектива обращения Беларуси в международный трибунал по поводу геноцида населения - это попытка страны свои защитить интересы и память о Великой Отечественной войне, считает заместитель председателя комиссии по международным дела Палаты представителей Национального собрания Олег Гайдукевич.

Там образом он прокомментировал заявление генерального прокурора Беларуси Андрея Шведа о том, что ведомство готовит документы в международный трибунал в рамках расследования уголовного дела о геноциде белоусов во время ВОВ и послевоенный период.

"У Беларуси не было прецедентов обращения в международный трибунал, но пора начинать. У России такие прецеденты есть, а мы строи Союзное государство. Я думаю, что нас в этой инициативе поддержат многие страны", - заявил Гайдукевич Sputnik в понедельник.

По его словам, белорусские парламентарии поддерживают данную инициативу Генеральной прокуратуры.

"Мы должны проводить жесткую политику, направленную на защиту своих национальных интересов, особенно в условиях, когда европарламентарии принимают бумаги, в которых уже открыто призывают вмешиваться во внутренние дела Беларуси и России", - сказал Гайдукевич.

"Обращение в международный суд - это прекрасно. Мы лишний раз показываем свою позицию. Во-вторых - много стран, которые открыто поддерживают нашу позицию. И это не только Россия. Обращаясь в международный трибунал, Беларусь тем самым защищает память о Великой Отечественной войне, а также свои национальные интересы",- уверен парламентарий.

Депутат уверен, что дело о геноциде белорусов при обращении в Гаагский суд будет иметь резонанс в международных структурах.

"И страна тем самым покажет, что время, когда Беларусь оправдывалась, когда мы были учениками в первом класса, а другие страны - учителями, прошло", - отметил Гайдукевич.

При этом он считает, что международный суд не может не принять к производству обращение Беларуси по поводу геноцида своего населения.

"Тем более мы лишний раз покажем, что такое международное право. К сожалению, в последние годы мы видим, во что это право превращается: кто сильнее, тот и прав. А многие международные структуры не влияют практически ни на что. Войны не останавливают, страны не спасают, а только принимают резолюции. Поэтому и действуют двойные стандарты, когда одним странам постоянно указывают что у них якобы все недемократично, а другим странам можно делать все", - сказал депутат.

Серьезная подготовка

В свою очередь эксперты в области международного права отметили, что для Республики Беларусь страны это будут первый опыт обращения в Гаагский суд.

"Я полагаю, что как только было принято решение о возбуждении уголовного дело о геноциде и перспективе обращения в трибунал, международно-правовой отдел генпрокуратуры стал, как говорится, с ноля понимать всю нормативку по международному праву. Дело-то новое", - сказал собеседник агентства.

Он пояснил, что если белорусское обращение поступит в международные структуры, то "будет сформирован международный трибунал под конкретное дело ": "Такова международная практика. Так было и с делом о геноциде в Югославии, и с делом о геноциде в Руанде".

"После того, как формируется международный трибунал по конкретному делу, прописываются правила рассмотрения дела. Перед этим следует заявление конкретной страны. Назначаются наиболее авторитетные судьи, прокуроры, защитники. Если делу примут к производству, то Беларуси придется принять решение по прокурору, который будет обвинять в суде. Полагаю, что и этот вопрос прорабатывается. Думаю, что есть уже две-три кандидатуры. Это должен быть человек со стальными нервами и очень грамотный", - сказал эксперт.

Когда дело будет рассмотрено, вынесено решение, международный трибунал будет распущен. Как показывает опыт, такие дела рассматриваются в Гаагском суде год и более, отметил эксперт.

Напомним, что уголовное дело по факту геноцида белорусского населения во время ВОВ было возбуждено в апреле.

0
Теги:
Гаага, геноцид