Труба газопровода

Почему Москва и Минск входят в 2021-й без "нефтегазовых войн"

18523
(обновлено 09:59 04.01.2021)
Нефтегазовые итоги 2020 года в отношениях Минска и Москвы специально для Sputnik подвел эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

2020 год был крайне напряженным и даже нервным во многих сферах. Энергетические рынки не стали исключением. Однако в новый год мы входим на удивление спокойно в части нефтегазового взаимодействия России с соседями по постсоветскому пространству.

Российские нефть и газ в Беларуси

Особый контраст мы видим в российско-белорусских отношениях по сравнению с тем, что было на рубеже 2019 и 2020 года. В этот раз уже к 30 декабря Москва и Минск договорились о поставках и нефти, и газа.

Однако начинался нынешний год совсем по-другому. Основная проблема российско-белорусских отношений в нефтяной сфере – "налоговый маневр". Так называют реформу российской системы налогообложения в нефтяной промышленности, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Каждое 1 января "налоговый маневр" делает очередной шаг: снижается экспортная пошлина и повышается НДПИ. Реформа была инициирована для повышения доходов федерального бюджета России за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Но "налоговый маневр" имеет существенное значение для Беларуси. Дело в том, что благодаря ЕАЭС между РФ и РБ нет экспортных пошлин, поэтому формула ценообразования на российскую нефть для Минска имеет примерно следующий вид: мировая цена минус экспортная пошлина. В декабре 2020 года, например, экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет $42 за тонну. А значит, Минск может покупать каждый баррель нефти в России примерно на $5,6 дешевле, чем эта же нефть продается для клиентов за пределами ЕАЭС.

Особые условия торговли очень важны для белорусской экономики. НПЗ республики приобретают около 18 млн т в год, 12 млн т из которых перерабатываются для экспорта нефтепродуктов в Европу по рыночным ценам, а еще 6 млн т – для внутреннего рынка. Прибыль от экспорта нефтепродуктов позволяет сохранять низкие цены на топливо на внутреннем рынке. А цена бензина и дизеля закладывается в стоимость большинства товаров, в том числе в сельхозпродукцию.

К 2024 году "налоговый маневр" в России будет завершен: экспортная пошлина обнулится, НДПИ возрастет, а цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и для стран за пределами ЕАЭС.

Это может полностью изменить экономику РБ. Сейчас белорусские нефтепродукты находят рынки сбыта в Европе, так как поставщик может давать скидку, ведь их себестоимость меньше, чем у конкурентов за счет дешевого сырья (нефти из России по "особой" цене).

Но если конкурентное преимущество в виде скидок на нефть исчезнет, то встанет вопрос: а сможет ли Беларусь рентабельно экспортировать свои нефтепродукты? Ведь в Европе много своих недозагруженных НПЗ, и нефтепродукты с высокой себестоимостью они могут производить и сами. А если у Минска не будет выручки от экспорта нефтепродуктов, то нечем будет субсидировать и внутренние цены на топливо, а значит себестоимость всех товаров, производимых в стране, повысится вслед за ценами на бензин и дизель.

Именно поэтому белорусское руководство в начале 2020-го так активно боролось за низкие цены на нефть с российскими компаниями, пытаясь переложить на них издержки от нового шага "налогового маневра".

На рубеже 2020 и 2021 годов мы не видим повторения "нефтяной войны" только по политическим причинам. В современной внутриполитической ситуации белорусское руководство не хочет ухудшать отношения с Москвой. Ведь главной краткосрочной задачей для Александра Лукашенко является стабилизация ситуации в обществе, без поддержки России это сделать точно не удастся. А получение компенсации за "налоговый маневр" становится целью на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Поэтому в 2021 году Россия и Беларусь входят без повторения прошлогоднего конфликта. Но из-за принципиальной важности вопроса цен на нефть для Минска стороны еще точно вернутся к этому спору.

Аналогичным образом обстоят дела и в газовом вопросе российско-белорусских отношений. На протяжении всего 2020-го Минск решительно добивался понижения цен на российский газ. Ситуация на мировом газовом рынке, и в Европе в частности, позволила белорусской стороне получить хорошую аргументацию для требований о скидке.

Из-за сочетания множества причин (теплая зима, переизбыток предложения со стороны поставщиков СПГ, снижение экономической активности из-за коронавируса и т.д.) в Европе наблюдались аномально низкие цены на спотовом рынке газа. Котировки держались ниже $100 за тыс. куб. м., опускаясь в моменте до $40-50 за тыс. куб. м.

Это позволило белорусскому руководству заявлять, что "Газпром" продает им газ дороже, чем цены в Европе.

У российской стороны было несколько контраргументов. Во-первых, цены упали на спотовом рынке Европы, там, где стоимость меняется даже в течение дня, не говоря уже о месяцах. А цена российского газа для Беларуси в 2019 и 2020 годах была зафиксирована на уровне $127 за тыс. куб. м. Во-вторых, несправедливо привязываться к европейскому рынку только когда там низкие цены, ведь во все предыдущие годы там цены на газ были выше, чем стоимость российского газа для Беларуси.

"Газпром" вполне мог бы согласиться подписать с Минском новый контракт с привязкой к стоимости газа на европейском спотовом рынке. Но на это никогда не согласится белорусская сторона, так как в нормальном состоянии газовых рынков это приведет к росту цен.

Формально переговоров о снижении цен на газ для Беларуси в 2020-м не было. "Газпром" просто игнорировал попытки Минска начать официальное обсуждение этой темы. Белорусская сторона даже стала платить за российский газ исходя из собственных соображений о его стоимости. Это была откровенная провокация: конфликт должен был заставить "Газпром" сесть за стол переговоров. Но осенью главной заботой белорусского руководства, как и в случае с нефтью, стала внутриполитическая повестка.

Кроме того, задолженность не позволяла Минску претендовать даже на текущие $127 за тыс. куб. Дело в том, что такая цена получается в рамках дополнительного соглашения сторон, а просто по коммерческому контракту выходит около $150 за тыс. куб. м. Поэтому, чтобы цена на газ не выросла, страны решили сохранить все как есть. На обострение ситуации ради дополнительной скидки Минск пойти не может, но и повышать цену Москва не стала, согласившись с аргументацией партнера: если газ подорожает, то ухудшение экономической ситуации подстегнет рост протестной активности.

На протяжении 2020 года Беларусь пыталась давить на Россию, используя аргумент альтернативных поставщиков. Происходили даже реальные закупки нефти у других стран, в том числе наиболее раздражающих Москву (у США и Саудовской Аравии).

Но все прекрасно понимают, что такая диверсификация стоит очень дорого. Белстат даже перестал публиковать данные о средней цене закупки нефти с разбивкой по странам, чтобы не ставить белорусское руководство в неудобное положение. А отдельные поставщики внутри ЕАЭС, в частности Казахстан, открыто говорил, что, несмотря на отсутствие экспортной пошлины внутри союза, не будет продавать нефть белорусским партнерам по ценам ниже мировых, так как не хочет терять финансовой выгоды.

Казахстан, Армения, Молдова

Позиция Казахстана выглядит логично. Тем более в "ковидный" год, когда цены на энергоресурсы существенно упали, любой производитель не хочет терять средства. Конечно, заявления Минска о том, что это Россия не пропускает казахскую нефть или туркменской газ, несостоятельны. Ведь, например, Казахстан экспортирует миллионы тонн нефти через российские Усть-Лугу и Новороссийск. А у Туркменистана просто нет лишнего газа для продажи Беларуси, а даже если б он был, то цена была бы высокой, так как Ашхабад не стал бы продавать его дешево, а стоимость доставки создала бы такую надбавку, что в итоге Минск сам бы отказался от сырья по таким ценам.

Центральноазиатским производителям удобнее увеличивать экспорт углеводородов в Китай, так как КНР довольно быстро восстановилась от коронавируса и возобновила импорт нефти и газа по трубопроводам из Средней Азии. Казахстану уже удается наращивать поставки газа в Китай.

Армения, как и Беларусь, в 2020 году обращалась к "Газпрому" с просьбой предоставить дополнительную скидку на газ. Эти страны даже пытались кооперироваться для давления на российский концерн. Однако скидку получить никому не удалось. Но Ереван добился отсрочки индексации внутренних цен на газ, ведь распределительной компанией в Армении владеет "Газпром". Как и в случае с Беларусью, Армении осенью стало не до цен на газ: конфликт в Нагорном Карабахе стал главной темой для Еревана.

В Молдове в конце года газовый вопрос только начал приобретать актуальность. На пост президента республики была избрана Майя Санду, считающаяся прозападным политиком. Она заявила, что Кишинев не будет отдавать "Газпрому" $7 млрд долга, который сформировался за счет поставок в Приднестровье. В 2021 году России и Молдове еще предстоит провести переговоры по данному вопросу, так что в данном случае история только начинается.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

18523
Теги:
цена на нефть, цена на газ для Беларуси, Беларусь, Россия

Ракетный эсминец Дональд Кук

Американский эсминец условно "уничтожен" в Черном море

21
Когда вероятный противник появляется вблизи морских границ РФ, его оперативно встречают и условно уничтожают корабли, подлодки, авиация или береговые ракетные комплексы. О происходившем в Черном море рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Американский эсминец "Дональд Кук" 23 января вошел в Черное море и создал стандартную "мишенную ситуацию" для эффективной боевой подготовки ВМФ России. В Национальном центре управления обороной лаконично сообщили: "Силы и средства Черноморского флота приступили к слежению". В тот же день, по данным СМИ, шесть боевых самолетов ВКС России нанесли условный удар по американскому эсминцу в западной части Черного моря, на удалении около 300 км от Крымского полуострова. Две пары истребителей Су-30 и Су-27, а также пара фронтовых бомбардировщиков Су-24 взлетели с авиабаз в Крыму, поочередно вышли к морской цели, на рубеж применения ракетно-бомбового вооружения, и отработали нейтрализацию противника (условные удары).

Реакция вполне адекватна деструктивной активности кораблей ВМС США у морских границ РФ. Двумя месяцами ранее однотипный, вооруженный крылатыми ракетами "Томагавк" эсминец "Джон Маккейн" нарушил российскую границу в заливе Петра Великого, и угрозой тарана был отогнан в нейтральные воды большим противолодочным кораблем "Адмирал Виноградов" Тихоокеанского флота. Тогда командование ВМС США заявило, что не признает данный участок моря российским. Высока вероятность повторения дальневосточной провокации вблизи полуострова Крым. Поэтому 23 января Россия сразу продемонстрировала "Дональду Куку" готовность к решительным действиям и на дальних рубежах развеяла миф о "свободе мореплавания" американских эсминцев в территориальных водах РФ.

Кроме того, на Черноморском флоте состоялась тренировка по действиям в кризисных ситуациях. Затем ВМФ России закрыл для судоходства тысячи квадратных километров в северной части Черного моря в связи с плановыми мероприятиями боевой подготовки. Последнее, по мнению специалистов, не связано с визитом ЭМ "Дональд Кук", но отражает растущее военно-политическое напряжение в регионе.

Тактика "пикирующего бомбардировщика"

ЭМ "Дональд Кук" способен нести более 60 крылатых ракет "Томагавк" дальностью до 1600 км (возможно ядерное оснащение), имеет на борту противолодочные ракеты ASROC, зенитные ракеты "Стандарт", компоненты системы противоракетной обороны "Иджис", боевую информационно-управляющую систему, и якобы этим демонстрирует усиление взаимодействия США с союзниками по НАТО. Вряд ли такой взрывоопасный арсенал служит укреплению региональной стабильности. Напомню, единственным "военным трофеем" системы "Иджис" за 36 лет эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, сбитый после ошибочной идентификации (как истребитель F-14).

Ударные возможности эсминца "против берега" значительны, эффективность системы ПВО в боевой обстановке не проверена, и крылатые "Томагавки" ничем не помогут в морском бою (противокорабельная версия "Томагавка" BGM-109B TASM снята с вооружения много лет назад). В кормовой части "Кука" имеются лишь четыре малогабаритные дозвуковые противокорабельные "Гарпун". Эсминец никогда не оставался без присмотра ВМФ России.

"Дональд Кук" находится в составе 6-го флота ВМС США и регулярно появляется вблизи границ РФ в Черном и Балтийском морях с 2014 года. В том же году экипаж эсминца (более 300 человек) очень близко познакомился в Черном море с российским фронтовым бомбардировщиком Су-24, который 12 раз облетел его, будто насмехаясь над незваными гостями. По данным Госдепа США, тогда аппаратура РЭБ на борту Су-24 впервые вывела из строя сложную электронику "Кука" и этим деморализовала американских моряков. Во второй раз Су-24 "отключил" аппаратуру "Кука" весной 2018 года. Тактика противодействия в 2021 году заметно изменилась, ведь в последние месяцы "Кук" слишком часто посещает (дестабилизирует) Черноморский регион.

С другой стороны, не самый современный и "морской" бомбардировщик Су-24 имеет (кроме системы РЭБ) широкий спектр авиационных средств поражения надводных целей. К примеру, высокоточная управляемая ракета "воздух-поверхность" Х-59 (дальностью до 285 км) наводится на излучение корабельных радаров, развивает скорость 3,6 Маха и в боевой обстановке не оставляет шансов эсминцам типа "Арли Берк". Могущество и превосходство истребителей Су-30 и Су-27 – столь же грустная для ВМС США черноморская реальность, как и Конвенция Монтре, позволяющая находиться в акватории Черного моря боевым кораблям нечерноморских стран не более трех недель.

Россия вынуждена усиливать военную группировку и менять тактику противодействия ВМС США и НАТО на юго-западном стратегическом направлении. Черноморский флот РФ за последние годы получил шесть дизель-электрических подлодок, несколько фрегатов и малых ракетных кораблей, оснащенных крылатыми ракетами большой дальности "Калибр". В Крыму развернуты четыре дивизиона зенитных ракетных систем ПВО большой дальности С-400 "Триумф" и несколько дивизионов ЗРПК "Панцирь-С". Под Севастополем вскоре появится новая РЛС системы предупреждения о ракетном нападении.

ВМФ России столь же активно расширяет влияние в Средиземном море, где сегодня находится около 10 боевых кораблей и подводных лодок, что превышает количество действующих кораблей ВМФ США. По данным Defense News, развернутый на Дальнем Востоке береговой ракетный комплекс "Бастион" позволяет Москве контролировать доступ в Арктику через Берингов пролив и поражать цели на Аляске. Что будет дальше?

Кривое зеркало стратегии ВМС США

"Россия всегда раздражается присутствием американских кораблей в Черном море, потому что они вооружены крылатыми ракетами большой дальности и сильной противоракетной обороной. Русские воспринимают такие угрозы стратегическими и никогда не допустят, чтобы этот тип арсенала находился так близко от их населенных пунктов или критической инфраструктуры", – заявил директор по исследованиям России военно-аналитического центра CNA в Вирджинии Майкл Кофман.

Однако и Вашингтон раздражен присутствием многоцелевых и стратегических субмарин ВМФ, полетами стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев России вблизи берегов США (в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве). Односторонней безопасности не бывает, но у США своя стратегия.

Начальник военно-морских операций ВМС США адмирал Майкла Гилдей недавно отметил, что вернуть первое место в мире по численности корабельной группировки у Вашингтона не получится, и надо сохранить господство в Мировом океане за счет новых технологий.

Контроль над океанскими просторами жизненно важен для экономики и политики США, то есть для "свободы навигации американцев и их союзников" и для "проецирования силы" на берег противника. Соответственно, главное "преступление" России – значительное укрепление обороноспособности. В американской концепции противостояния: "ВМФ России расширяет свое присутствие по миру и действует ближе к нашим берегам… Если оставить Россию без должного внимания, она продолжит нарушать мировой порядок, основанный на правилах, и угрожать нашей стране".

За пафосными обличениями могут последовать провокации и операции Пентагона на суше и на море (вспоминаем историю Ирака, Югославии, Афганистана, Ливии, Сирии). Поэтому ВМФ России вынужден все более твердо возвращать американских "партнеров" в суровую реальность многополярного мира.

21
Теги:
Черное море, Россия
Олени собираются на складе, где хранятся трубы для планируемого нефтепровода Keystone XL в Гаскойне, Северная Дакота

Первый итог политики Байдена: в Канаде задумались о санкциях против США

204
Байден вновь демонстрирует миру полную недоговороспособность Соединенных Штатов, констатирует украинский политолог Владимир Корнилов. На этот раз в пострадавших – Канада.

В ходе избирательной кампании Джо Байдена американские демократы не раз обещали "наказать" Россию (неважно, за что) и одновременно осуждали Дональда Трампа за то, что тот проводил политику отчуждения ближайших союзников США. Однако в первые же минуты правления 46-го президента США болезненная оплеуха нанесена самому близкому во всех смыслах этого слова союзнику – Канаде.

Одним из документов, подписанных Байденом буквально сразу после инаугурации, стал исполнительный указ об отзыве разрешения на строительство нефтепровода Keystone XL. Росчерком пера нанесен сокрушительный удар по канадским экономическим интересам.

Многострадальный проект Keystone действительно мог бы стать краеугольным камнем (как и переводится его название) для канадской экономики. Родившись еще в 2005 году, он с трудом пробивался через многочисленные бюрократические препоны в Канаде и в США, а также столкнулся с яростным сопротивлением защитников окружающей среды.

Согласно задумке, Keystone XL – это 3,5 тысячи километров нефтепровода, который должен качать до 800 тысяч баррелей нефти в день из канадской провинции Альберта на нефтеперерабатывающие предприятия США на берегу Мексиканского залива, в первую очередь в Техасе. По заявлению самого предприятия, данный проект должен был создать или же поддержать около 60 тысяч рабочих мест (42 тысячи в США и 17 тысяч в Канаде).

О важности этого нефтепровода для экономики Канады и ее финансового сектора свидетельствует тот факт, что значительная часть акций собственника проекта принадлежит основным банкам страны (включая крупнейший Royal Bank of Canada) и ряду пенсионных фондов. А с некоторых пор к нему напрямую подключилось правительство Альберты, которое уже вложило туда 1,5 миллиарда долларов плюс выделило кредитных гарантий на шесть миллиардов. И это все – в условиях жесточайшей экономии и сокращения региональных расходов на образование.

Неслучайно в 2013 году тогда еще начинающий политик Джастин Трюдо на встрече с представителями нефтяного бизнеса назвал Keystone "одним из наиболее важных инфраструктурных проектов нашего поколения", пообещав бороться за его реализацию до конца в случае победы его партии на выборах. Критикуя тогдашнего премьера страны Стивена Харпера за невнятную позицию по отстаиванию проекта, Трюдо заявил нефтегазовым воротилам: "Вам нужно правительство, а не чирлидер". Можно себе представить, какой силы удар нанес Байден по Канаде своей подписью.

С одной стороны, нового президента нельзя упрекнуть в непоследовательности. Демократы со своей "зеленой повесткой" изначально выступали против Keystone. В 2015 году президент Барак Обама указом приостановил действие разрешения на прокладку нефтепровода по американской территории. Причем одним из основных лоббистов такого шага выступал именно вице-президент Джо Байден.

Конечно, демократы всегда обосновывали свою позицию исключительно необходимостью защищать экологию. Но партийные интересы в принятии данного решения играют далеко не последнюю роль. Дело в том, что одним из основных бенефициаров от нефтепровода станет бизнес-империя, созданная братьями Кох – главными спонсорами Республиканской партии. Так что, уничтожая этот проект, Обама и Байден лишали своих политических оппонентов значительной финансовой поддержки. Конечно, этот мотив демократическая пресса США старается особо не выпячивать.

Байден в ходе своей предвыборной кампании не скрывал, что намерен "убить" Keystone XL, отменив разрешение на его строительство, подписанное Дональдом Трампом в январе 2017 года (то есть буквально сразу поле вступления в должность президента США). Обещание запрета строительства нефтепровода стало одним из краеугольных камней программы кандидата от демократов с весны прошлого года. И, кстати, тогда же премьер-министр Канады Трюдо торжественно поклялся, что будет жестко сопротивляться любому американскому правительству в случае отказа от строительства нефтяной магистрали.

Так что решение Байдена было ожидаемым и вполне соответствует его предвыборной программе. Но тут мы подходим к другой стороне этого конфликта – к тому, как это решение было преподнесено миру и в первую очередь самой Канаде, главному стратегическому партнеру США.

Ведь никто Байдена не торопил, не требовал от него подписания данного указа в первый же час пребывания в Овальном зале. У него достаточно времени для того, чтобы соблюсти формальную вежливость и хотя бы ради галочки провести консультации с Оттавой по чувствительному для той вопросу. Но нет, Канаду сначала уведомили об убийстве столь важного бизнес-проекта, и только спустя пару дней новый президент США совершил звонок главе канадского правительства. А Трюдо вместо обещанного им "яростного сопротивления" вынужден теперь делать примирительные заявления: мол, нас с американцами больше объединяет, чем разъединяет.

А ведь еще одним важным обещанием Байдена в области внешней политики был отказ от пренебрежительного поведения его предшественника в отношении ближайших союзников США. Будучи кандидатом в президенты, ставленник демократов осудил такой подход и поклялся восстановить дружеские отношения с партнерами, выделяя в первую очередь именно Канаду. Но, как свидетельствует его подпись под указом о прекращении строительства Keystone, политические и экономические интересы соседей нового президента США интересуют не больше, чем они интересовали Трампа. Не говоря уже об игнорировании элементарных правил вежливости в отношении даже союзников.

Именно на это, на полное пренебрежение интересами партнеров, указывает сейчас взбешенный премьер-министр Альберты Джейсон Кенни, для которого похороны стратегического нефтепровода являются ужасной катастрофой. Он уже призывает правительство своей страны к принятию жестких ответных мер и даже к введению экономических санкций против США. Причем его возмущение разделяют и главы региональных правительств других канадских провинций.

Кроме того, своим указом Байден вновь демонстрирует миру полную недоговороспособность Соединенных Штатов. Если раньше все знали, что от смены администраций в Белом доме не зависит основной курс внешней политики, то волюнтаристские действия Трампа и Байдена подтверждают абсолютную бесполезность каких бы то ни было долгосрочных соглашений, подписываемых с Вашингтоном.

Можно по-разному оценивать мотивы решения Байдена по судьбе Keystone. Но даже Forbes признает этот шаг "опасным прецедентом", указывая на то, что миллиарды долларов, уже потраченные инвесторами нефтепровода, оказались выброшенными на ветер "из-за прихоти нового президента". Конечно, никто в США даже не заикнулся хотя бы о частичной компенсации потерь. Не барское это дело – отвечать за свои гарантии холопу, именуемому "стратегическим партнером".

Складывается впечатление, что Байден бьет своих, чтобы чужие боялись. В самом деле, если новая администрация действует настолько жестко относительно своего соседа, можно себе представить, насколько агрессивно она будет вести себя по отношению к тем странам, которые официально признаны конкурентами и противниками. В частности, к России и Китаю. И уж, казалось бы, теперь ни у кого не должно остаться сомнений в том, что война против проекта "Северный поток – 2", начатая при Трампе, будет только усилена. Опять-таки вопреки интересам европейских союзников США, которые Байден обещал уважать и защищать. На днях об этих интересах в который раз заявила Ангела Меркель. И в который раз эти заявления германского канцлера Вашингтон проигнорирует.

Но у запрета важнейшего инфраструктурного проекта, каковым является Keystone, есть и обратная сторона. Похоронив этот нефтепровод, Байден лишает США возможности отказаться от венесуэльской нефти и играет на руку другим нефтяным странам. Не случайно один из республиканских сенаторов охарактеризовал это решение как демонстрацию политики "Саудовская Аравия – первая".

Если 46-й президент начнет выполнять и дальнейшие свои обещания по отказу от нефтедобычи и запрету технологии фрекинга (гидравлического разрыва пластов) для добычи сланцевого газа, то Европа тем более осознает, что рассчитывать на замену российских энергоресурсов американскими не приходится. Даже несмотря на многочисленные заверения Вашингтона о том, что "демократический газ свободы" спасет европейцев от "российской зависимости".

Пример с Keystone наглядно демонстрирует европейцам, чего стоят договоры с американцами и их обещания. Так что из катастрофических проблем, созданных Байденом для Канады, Россия в конечном итоге даже может извлечь и свои выгоды.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

204
Теги:
санкции, Канада, США, Джозеф Байден
Темы:
Президент США Джо Байден - первый срок
Межконтинентальная баллистическая ракета Ярс

Россия и США продлят договор ДСНВ

4
Стороны в ближайшем времени собираются завершить все процедуры, чтобы договор был снова продлен.

МИНСК, 26 янв – Sputnik. Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден договорились продлить ДСНВ-3, сообщила во вторник пресс-служба Кремля.

Главы государств провели вечером 26 января телефонный разговор, в числе обсужденных вопросов было продление действия Договора о стратегических наступательных вооружениях.

"В ближайшие дни стороны завершат все необходимые процедуры, обеспечивающие дальнейшее функционирование этого важного международно-правового механизма взаимного ограничения ракетно-ядерных арсеналов", – говорится в сообщении.

Путин также отметил, что нормализация отношений между двумя государствами отвечает интересам как обеих стран, так и всего международного сообщества.

Трамп считал ДСНВ невыгодным

Предшественник Байдена Дональд Трамп объявил ДСНВ невыгодным для Вашингтона. Экс-президент пытался инициировать новый документ с привлечением к переговорам Китая.

Возможность продления ДСНВ-3 допускалась, но при выполнении ряда условий, в том числе по режиму верификации. Президент России Владимир Путин предложил продлить договор без всяких условий на год, при этом Москва заявила о готовности вместе с Вашингтоном взять на себя политическое обязательство, чтобы заморозить на данный период количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов, но без дополнительных требований. Но тогда американские власти не приняли предложение российской стороны.

ДСНВ вступил в силу 5 февраля 2011-го. Соглашение предусматривает сокращение ядерных арсеналов двух стран таким образом, чтобы через семь лет после подписания и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Сегодня это единственный договор об ограничении вооружений, который действует между Россией и США.

4
Теги:
США, Россия, президенты, Джо Байден, Владимир Путин