Американский истребитель F-35B

Почему в США опять отложили серийное производство F-35

384
Министерство обороны США в очередной раз отменило начало серийного производства F-35 Lightning II. Что происходит, разбирался военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Истребитель не готов к боевым испытаниям, которые должен был преодолеть еще четыре года назад. Соединенные Штаты явно переоценили свои технологические возможности, и в январе 2021 года самая масштабная оружейная программа в мировой истории, с оценочной стоимостью более 1,6 триллиона долларов зависла на отметке 615 мелкосерийных модификаций F-35 "пятого поколения" с большим количеством "генетических косяков".

Заместитель министра обороны США по закупкам и обеспечению Эллен Лорд отменила запланированное на март 2021 года начало серийного производства F-35 Lightning II. Главная причина – технические проблемы. Истребитель имеет ряд серьезных недостатков и не доказал свою эффективность в борьбе против современных систем ПВО.

Различные модификации F-35 выпускаются с 2011 года, истребитель официально поступил на вооружение в 2014 году. На сегодня построено более 600 из плановых 3200 "невидимок", но официальное решение Пентагона о серийном производстве F-35 – это гарантия боевой готовности истребителя, предназначенного для решения серьезных задач, "знак качества" для иностранных заказчиков и американских налогоплательщиков, а также подтверждение эффективности производства и послепродажного технического обслуживания. Нет решения Минобороны США – нет высокой боеготовности, истинного качества и спроса за рубежом.

Перспективы F-35 непрозрачны, положительное решение Пентагона сдвигается во времени несколько лет подряд. Пройдут месяцы до того, как назначенная администрацией избранного президента Джо Байдена новая команда специалистов получит всю информацию для независимой технической экспертизы и принятия решения о серийном производстве F-35 – до 2046 года. Вывод "невидимок" из эксплуатации намечен с 2070 года. Планы фантастические. А практическая эксплуатация разочаровывает специалистов. F-35 Lightning II по многим параметрам не дотягивает до пятого поколения: дозвуковая крейсерская скорость, видимость на радарах, высокая аварийность. Сертификация самолета-носителя ядерного оружия запланирована на январь 2023 года, но после всех неудач F-35 и этот рубеж могут сдвинуть.

Американская мечта

Эксплуатационные расходы F-35 Lightning II намного выше, чем у истребителей четвертого поколения, что заставляет государственных чиновников усомниться в целесообразности приобретения большого количества "невидимок". Однако инвестиции в программу F-35 настолько значительны, что отменить ее невозможно. Кроме США, вложили деньги Бельгия, Великобритания, Польша, Италия и другие страны, но "не в коня корм". Американский журнал Military Watch 3 января сообщил: единственный в западном мире истребитель пятого поколения F-35 "очень далек от полной боевой готовности и может оказаться непригодным для боевых действий высокой интенсивности до 2025 года".

Официальные лица, отвечающие за программу производства F-35, уже четвертый год не могут точно определить дату готовности истребителя к боевым испытаниям. Не готов даже симуляционный центр для проверки сложных систем вооружения "молнии". Из-за нехватки запасных частей в 2020 году подрядчик снизил темп производства. Ранее Министерство обороны США неоднократно отказывалось принимать новые F-35 из-за технологического брака (от коррозии корпуса до программного обеспечения), обнаруженного в двух сотнях машин "пятого поколения". В своем отчете Пентагон отмечал, что срок службы F-35 "может составлять всего 2100 летных часов". Изначально истребитель разрабатывался с расчетом на 8000 летных часов (до сорока лет службы).

При таком "букете" недостатков десятки истребителей F-35 разных модификаций парадоксальным образом продаются зарубежным партнерам и эксплуатируются в восьми странах (включая США). Своих "невидимок" ожидают сегодня военно-воздушные силы Великобритании, Греции, Дании, Израиля, ОАЭ, Катара, Японии. К примеру, только ВВС Израиля заказали 50 истребителей F-35 и желали бы приобрести еще два десятка "невидимок". Пилотированию "молний" обучены более 1200 летчиков и 10 тысяч техников – обслуживанию F-35. На этом фоне фирме Lockheed Martin даже удалось снизить цену для модификации F-35A с первоначальных 250 миллионов долларов до 80 миллионов. Американский маркетинг заметно превосходит уровень технологий в США. Крылатой мечте или "молнии" не обязательно хорошо летать, если она успешно продается.

Вредный приспособленец

Серия катастроф F-35 Lightning II позволяет прогнозировать непростую судьбу машины в предстоящие годы. И если новейший американский истребитель технологически уязвим в условиях мирной эксплуатации, для него заведомо плохо закончится встреча в боевой обстановке, к примеру, с российским истребителем пятого поколения Су-57, зенитной ракетной системой С-400 или средствами радиоэлектронной борьбы. "Невидимке" приходится приспосабливаться к суровой реальности.

Количество ключевых недостатков американского истребителя "пятого поколения" удалось снизить до пяти, хотя и это очень много для машины ценой от  80 миллионов долларов (модификация для ВВС) до 130 миллионов (модификация для ВМС). Сверхзвук угрожает разрушением планеру, стелс-покрытию и антеннам в хвостовой части самолета. Однако Пентагон – не враг Lockheed Martin и лояльно подкорректировал эксплуатационные характеристики F-35, который сегодня считается дозвуковым истребителем, способным на короткие ускорения. Специальная инструкция определяет количество секунд, разрешенных для ускорения до 1,2 Маха модификациям для ВМС (F-35B) и морской пехоты (F-35C). Оказывается, можно устранять недостатки конструкции и таким образом.

Напомню, ранее признано неудачным создание американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Ненадежное радиопоглощающее покрытие, видимость F-22 на радарах метрового диапазона, радиус действия до 750 км, космическая цена серийной машины (350 миллионов долларов) – привели к сворачиванию в 2009 году программы на отметке в 25% от плана, выпущено всего 187 истребителей. Жизнеспособность всей программы F-22 в значительной степени подорвало и дорогостоящее техническое обслуживание. По данным Счетной палаты правительства США (GAO) от 29 ноября 2020 года, главный истребитель ВВС США пятого поколения F-22 Raptor неизменно оставался самым худшим самолетом с точки зрения боевой готовности – из-за чрезвычайно высоких требований к техническому обслуживанию и эксплуатационных расходов. Если в мирное время в рабочем состоянии находится примерно половина парка этих машин, что будет на войне?

В случае с новейшим истребителем F-35 Lightning II история развивается в том же русле. Счетная палата правительства США ранее отметила, что техническое обслуживание F-35 оставляет желать лучшего, а возможности Пентагона по ремонту F-35 отстают от графика на шесть лет. По мнению заместителя министра обороны Эллен Лорд, военные не могут позволить себе расходы на содержание F-35: "Поддержка новейшего и самого сложного истребителя вооруженных сил станет серьезной проблемой в последующие годы… и, вероятно, будет продолжать подрывать боевую готовность".

384
Теги:
вооружения, F-35, США
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом

10198
(обновлено 10:51 11.04.2021)
Официальный Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Но отношения неуклонно ухудшаются. Галия Ибрагимова восстановила хронику очередного обострения и узнала, что по этому поводу думают эксперты.

Президент Беларуси предложил закрыть посольства в "недружественных странах". Чашу терпения переполнили призывы из Прибалтики и Польши к Евросоюзу и США усилить давление на Минск. Зачем Лукашенко идет на обострение с Западом, разбиралась Галия Ибрагимова.

Экономия на дипломатии

Беларусь уже закрывала пять лет назад дипломатическое предствительство – в Израиле, "из-за жестких бюджетных ограничений". Впрочем, Тель-Авив тогда первым предложил сэкономить и отозвал послов. Связь поддерживали через Россию и страны Балтии.

Осенью Лукашенко вернул домой глав посольств в Польше и Литве – из-за поддержки "белорусских провокаторов, с прошлого лета дестабилизирующих обстановку в Минске". Восточноевропейские соседи дали убежище Светлане Тихановской, бывшему министру культуры Павлу Латушко и политику Валерию Цепкало. Кроме того, Вильнюс и Варшава настойчиво требовали от ЕС ввести санкции против окружения белорусского лидера.

Впрочем, Минску было чем ответить. Сначала Лукашенко призвал балтийских соседей сократить количество дипломатов в Беларуси. В феврале отказался использовать Клайпедский морской порт Литвы для транспортировки грузов в Европу. Весной первые партии белорусского бензина и мазута поступили в российские порты на Балтике, а потом их перенаправили в европейские гавани.

Сначала опасались, что поставки через терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге будут идти дольше. Возрастет и стоимость транспортировки. Но пока товары прибывают в срок, хотя объемы экспортируемых в Европу нефтепродуктов все же сократились.

Российские порты в ближайшие два года пообещали переваливать десять миллионов тонн. Через Клайпеду ежегодно проходило около пяти миллионов тонн белорусского мазута и бензина. Часть нефтепродуктов Вильнюс оставлял себе. Теперь власти ищут альтернативного поставщика.

Соседей не выбирают

Несмотря на отзыв послов, представительства Беларуси в Польше и странах Балтии продолжали работать. Но на днях Лукашенко предложил закрыть или сократить до минимума штат сотрудников в странах, которые "ведут деструктивную работу против Минска".

"Зачем нам сохранять наши посольства, тратить бюджетные средства на их содержание? К чему там полный штат дипломатов, отвечающих за направления, которые поставлены на паузу? Интересующие вопросы можно обсуждать на площадках международных организаций", – пояснил он.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей высказался конкретнее. Он заявил, что работа белорусских диппредставительств в странах Балтии и Польше "на протяжении длительного периода не приносит нужной внешнеэкономической отдачи".

Резкой критике подверглись отношения с Польшей. Лукашенко заметил, что контакты с Варшавой всегда были непростыми, но сейчас "чаша терпения Минска переполнена". Он обвинил польские власти в "укрывательстве беглых белорусов", в "неприкрытой героизации бандитов и военных преступников".

Не забыл Лукашенко и участие польского консула в неофициальном мероприятии в Бресте – так называемом Дне отверженных солдат, посвященном антисоветскому подполью. Дипломата вызвали в белорусский МИД и указали на то, что один из полевых командиров в 1946-м провел против белорусских деревень на востоке Польши карательную операцию, во время которой погибли старики, женщины и дети.

Глава государства пригрозил: если Польша продолжит недружественные действия, Беларусь припомнит ей оккупацию части страны в двадцатые-тридцатые годы. А пока в планах – подвергнуть ревизии фонды, спонсируемые за рубежом.

Налог на заграницу

Вместе с тем Минск признает: в силу географической близости от контактов с соседями не уйти. Чтобы связи приносили выгоду, белорусские политики нашли неординарное решение. Теперь за пересечение границы с Польшей и Литвой берут плату – пока только с тех, кто следует на автомобиле из Гродненской области. Со временем таксу начнут взимать и в других точках. Кроме того, в планах ввести сборы за выезд на Украину. По той же причине – "недружественная риторика Владимира Зеленского в адрес Минска".

Энергетика – еще одна сфера, где сотрудничество Беларуси и стран Балтии сокращают. На днях Минск отключил трансграничные линии электропередач с Литвой – для проверки их надежности, как сообщили в Минэнерго. "Эти меры необходимы с учетом планируемого выхода энергосистем стран Балтии из единого энергокольца БРЭЛЛ. Оно объединяет Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву", – пояснили в ведомстве.

Энергосистемы стран Балтии, Беларуси и России до сих пор работают синхронно. Это позволяет обмениваться энергией в случае аварий. Инициаторами сохранения такой структуры в 2001-м выступили Латвия, Литва и Эстония. И созданное еще в советские времена единое энергетическое кольцо переименовали в БРЭЛЛ – по первым буквам в названиях стран.

Пожалуй, только в этой сфере у сторон не было претензий друг к другу. Но вмешался Североатлантический альянс.

В 2017-м созданный под эгидой НАТО Центр энергетической безопасности в Литве подготовил секретный доклад. В обнародованном кратком изложении документа говорилось, что БРЭЛЛ представляет угрозу для региона. Сразу после этого Латвия, Литва, Эстония взяли курс на синхронизацию электросетей с Западной Европой. К 2025-му они обязались покинуть БРЭЛЛ.

Накопленный багаж

Белорусский политолог Денис Мельянцов обращает внимание: на фоне сокращения сотрудников посольств Беларуси американское диппредставительство, наоборот, возобновило работу.

"В публичной риторике сохраняется резкий тон. Вашингтон наращивает давление, но пока санкции не затрагивают экономические интересы Минска. Процесс возвращения американского посла завершен", – констатирует он.

По мнению политолога, администрация Джо Байдена не будет перечеркивать то, что сделала на белорусском направлении предыдущая администрация. И напоминает о прошлогоднем визите бывшего главы Госдепартамента – тогда Майк Помпео лично встретился с Лукашенко.

"Стороны обсудили даже поставки американского сжиженного газа в Беларусь. Обстановка была иная, но она показательна. Если американцы заинтересованы в контактах с Лукашенко, то не станут окончательно сжигать мосты", – полагает Мельянцов.

Американские нюансы

Белорусский политолог Валерий Карбалевич уверен, что закрытие посольств стран ЕС или западные санкции не подорвут режим Лукашенко, поскольку товарооборот между Минском и странами Балтии незначительный. "Разрыв отношений между Беларусью и странами Балтии нанесет скорее имиджевый удар. Но серьезных последствий не будет", – говорит эксперт.

Он подчеркивает, что самый чувствительный момент – давление Штатов: "Через американские финансовые структуры белорусские компании заключают сделки с Россией и другими странами СНГ. Блокировка сильно осложнит процесс".

На днях Госдепартамент США рекомендовал Минфину возобновить санкции в отношении девяти белорусских предприятий. Эти ограничения Вашингтон впервые ввел в 2006-м. Но затем приостановил их действие, объяснив такой шаг улучшением ситуации с правами человека и частичными реформами. "Если Байден применит новые меры, то белорусскому режиму придется непросто. Кроме России, ждать помощи неоткуда", – заключает Карбалевич.

Эксперты считают, что ужесточение риторики Лукашенко не означает смены внешнеполитического курса. Скорее, речь идет о повышении геополитических ставок.

10198
Теги:
Александр Лукашенко, Беларусь
Темы:
Дипломатическое противостояние Беларуси и Запада
Спуск на воду атомной подводной лодки Белгород

Российский носитель "торпед Судного дня" выходит в Тихий океан

17952
Попытки стран НАТО вести диалог с РФ с позиции силы вызывают противодействие. Провокационный рост присутствия армии США вблизи западных границ России не может не отозваться "эхом", считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Источник в военно-промышленном комплексе 5 апреля сообщил, что носитель морских беспилотников "Посейдон" – экспериментальная атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – уже "под парами" (запущен реактор). Субмарина к сентябрю завершит испытания и начнет океанскую службу. Идут швартовные испытания, то есть проверяются качество постройки судна, монтажа и регулировки оборудования, главная энергоустановка под нагрузкой, системы живучести и безопасности.

Постоянной точкой дислокации носителя "Посейдонов" станет одна из баз Тихоокеанского флота, при этом экспериментальная подводная лодка сможет решать задачи по предназначению в любой точке Мирового океана. По действующей государственной программе вооружений до 2027 года, Россия построит три подобные субмарины.

Президент России Владимир Путин впервые объявил о разработке системы "Посейдон" в 2018 году ("Белгород" спущен на воду 23 апреля 2019 года), отметив широкий спектр целей – авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру противника. Подобными инструментами Путин обещал изменить правила "однополярной игры". В то время официальные лица США откровенно презирали новое оружие как "технически надуманное и невероятное". Сегодня Госдепартамент выражает особую обеспокоенность появлением межконтинентальной ядерной торпеды 2М39 "Посейдон". И в целом "партнеров" тревожит растущий и крепнущий Военно-морской флот России, в составе которого (по информации Business Insider) действуют около 360 кораблей, в том числе 59 субмарин (12 подводных крейсеров – с баллистическими ракетами).

Уникальные характеристики

Многоцелевая атомная подводная лодка "Белгород" проекта 09852 – экспериментальная "реинкарнация" проекта 949А "Антей" третьего поколения, специально адаптированного для системы "Посейдон" (изначально "Антеи" были носителями противокорабельных ракет "Гранит").

"Посейдон" – очень серьезный инструмент сдерживания. Стратегический межконтинентальный глубоководный аппарат с ядерной энергетической установкой, способен перемещаться на 1000-метровой глубине на расстояние до 10 тысяч километров, со скоростью 100 узлов (более 185 км/час). Испытания подтвердили "невероятные" характеристики и дальность. Автономный "Посейдон" способен двигаться на глубинах и скоростях, недосягаемых для всех существующих и перспективных субмарин, торпед и ракет вероятного противника. Отыскать в океане такую "торпеду" непросто, на низких скоростях она идет практически бесшумно (даже в случае гидроакустического контакта "достать" беспилотник противнику нечем). Автономная система управления позволяет обнаруживать и преодолевать противолодочные рубежи, иные системы обороны, гарантирует неуязвимость, точность, невероятный поражающий эффект. Аппарат с ядерным двигателем длиной 24 метра и диаметром около 1,6 метра может быть оснащен обычной или мегатонной боевой частью. Таким оружием владеет лишь Россия, и ни одна страна в мире не имеет средств защиты от "Посейдона".

Ранее коллективный Запад во главе с США попытался "обнулить" потенциал стратегических ядерных сил РФ расширением НАТО на восток и формированием глобальной системы ПРО в Восточной Европе – с прицелом на дальнейшее размещение ударных "Томагавков" и других ракет средней дальности вблизи российских границ (для сокращения подлетного времени). Межконтинентальная система "Посейдон" помогает "партнерам" вернуться в суровую реальность многополярного мира, где наказание агрессору неотвратимо. Неудивительно, что "торпеда Судного дня" встревожила Американское стратегическое командование (STRATCOM) еще на ранней стадии испытаний, в феврале 2019 года. На слушаниях в Конгрессе глава STRATCOM Джон Хайтен отметил, что "Посейдон" как принципиально новая система вооружений не подпадает под ограничения Договора СНВ-3, и в США аналоги не разрабатываются.

"Белгород" станет первопроходцем-экспериментатором. Линейку штатных носителей межконтинентальных беспилотников откроет атомная подводная лодка "Хабаровск" (проекта 098531). Основные характеристики субмарины секретны. По данным из открытых источников, корабль оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой, способен нести на борту до шести беспилотных "торпед Судного дня". Водоизмещение около 10 тысяч тонн, скорость в подводном положении до 32 узлов, глубина погружения 500 метров, автономность 120 суток, экипаж – не менее 100 человек. Корпус субмарины напоминает новейший стратегический ракетоносец "Борей".

Здесь надо иметь в виду, что беспилотник способен достичь береговой линии США из любой точки Северного полушария, но будет задействован лишь на фоне агрессии в отношении России.

Напомню, это не РФ, а Соединенные Штаты под надуманным предлогом вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и в 2020 году нарастили военный бюджет до 750 миллиардов долларов (сумма сопоставима с оборонными расходами всех остальных стран мира). Многоцелевая океанская система России – предупреждение "партнерам", асимметричный ответ на опасную концентрацию в Восточной Европе ударного потенциала Пентагона и НАТО.

17952
Теги:
вооружения, Россия

#СВОИХНЕБРОСАЕМ: кто защищает задержанных в Латвии журналистов

0
Латвия неустанно ведет войну с журналистами, которые сотрудничают с российскими изданиями. Смотрите на видео, кто вступился за журналистов, в отношении которых заведены уголовные дела.

Власти Латвии вводят в Уголовный закон новые статьи и заводят дела на авторов, которые работают с российскими новостными агентствами. Счета этих журналистов заблокированы, из страны их при этом не пускают.

Официально в отношении авторов было возбуждено семь уголовных дел. Но на самом деле под преследованием находятся все те, кто за последние годы хотя бы один раз публиковался на сайтах Sputnik или Baltnews.

Давление в отношении журналистов оказывается не только в странах Балтии, но и во всем мире. Для поддержки "неугодных" властям создан проект #своихнебросаем.

Как смотрят на ситуацию те немногие авторы, которые, несмотря на запугивания со стороны властей балтийских и других стран, не боятся говорить то, о чем другие молчат? Смотрите подробности в эксклюзивном репортаже из Риги.

Читайте также:

0
Теги:
Латвия
Темы:
Давление на авторов Sputnik и Baltnews