Президент Украины Владимир Зеленский

Третья лига: каковы перспективы нового военного альянса

446
Создание военного блока Украины, Грузии и Молдовы – инициатива (идея) Вашингтона. Украинский министр внутренних дел Дмитрий Кулеба на прошлой неделе раскрыл детали своей беседы с главой Госдепартамента США Энтони Блинкеном.

Геополитические коррекции и эксперименты Соединенных Штатов в Черноморском регионе объективно ограничены недостаточным потенциалом зависимых региональных партнеров и вызывающим для американцев суверенитетом Турции, совершенно не заинтересованной в дестабилизации. Вашингтону приходится искать нестандартные схемы и привлекать для решения глобальных задач команды игроков-субподрядчиков "третьей лиги".

И сообщил, что Киев при поддержке Вашингтона приступит к формированию трехстороннего военного альянса, в состав которого помимо Украины войдут Грузия и Молдова. Громкие заявления киевских руководителей обычно не вызывают значительного зарубежного резонанса, но здесь случай особый – идея "спущена сверху". И потому может оказаться технологически опосредствованным продолжением жесткого курса США по отношению к России.

Польское интернет-издание wPolityce отмечает, что украинский президент Владимир Зеленский почти сразу после "отмашки" Блинкена занялся проверкой боеготовности войск в Донбассе и запрещением трансляции "пророссийских" телеканалов (ночью 3 февраля).

Украина 10 февраля обратилась к НАТО с провокационным предложением использовать для своих операций воздушное пространство в Симферопольском районе полетной информации. Будто бы Крымский полуостров не вошел в состав России, и не прикрыт эшелонированной системой ПВО.

Ранее появился проект закона об унифицированной украинской политике "в переходный период" по отношению к Донбассу и российскому Крыму. Дальнейшее укрепление "фронтовых" государств (для начала – Украины и Грузии) поставками американского оружия вполне предсказуемо и деструктивно. Как и заметный рост военного присутствия США в Черном море, где ВКС и ВМФ России условно уничтожают до двух американских эсминцев в неделю (23 и 30 января).

Свобода воздухоплавания

Симферопольский район полетной информации (аэронавигационная зона) включает Херсонскую область, Крымский полуостров и центральную часть Черного моря. Международные авиамаршруты над Крымом закрыты решением Eurocontrol (Европейской организации по безопасности воздушной навигации). Симферопольский диспетчерский центр действует под российским контролем, в Крым летают самолеты лишь российских авиакомпаний и только со стороны основной части РФ. Небо над полуостровом и прилегающими водами Черного и Азовского морей надежно защищают ВКС и ВМФ России. Поэтому украинское приглашение военной авиации НАТО полетать в крымском небе – это коварная "военная смекалка" и неисполнимая мечта Киева (повоевать чужими руками). Проект совершенно нереалистичный, чреватый большими потерями и серьезными геополитическими последствиями.

Провокационная (несанкционированная Россией) "свобода мореплавания" украинских артиллерийских катеров в Керченском проливе осенью 2018 года закончилась для ВСУ позорным задержанием экипажей и плавсредств.  "Свобода воздухоплавания" над российской территорией может закончиться гораздо драматичнее. Полагаю, такой "креатив" НАТО не подходит.

Активизация боевых действий ВСУ в Донбассе, даже при обещанной поддержке США, и на качественно новом уровне (в перспективе – с американским вооружением), приведет лишь к новым жертвам среди украинских граждан и миграции "фронта" на запад. Возможно, в Киеве забыли, что это по просьбе России ополченцы Донбасса в 2015-м остановили наступление – после разгрома ВСУ под Иловайском и Дебальцево. Россия никогда не допустит репрессий (геноцида) русскоязычного населения на востоке Украины (по югославскому сценарию), об этом ранее заявил российский президент Владимир Путин.

Пока в Киеве мечтают о перевооружении за счет США и Великобритании, переобучении и победных сражениях (последнее стандарты НАТО не гарантируют), Россия высокотехнологично и надежно контролирует практически всю акваторию Черного моря силами боевой авиации, береговых ракетных комплексов, кораблей и субмарин ВМФ. И вместе с Беларусью многозначительно "нависает" над Киевом (примерно в 200 километрах) новыми стратегическими учениями "Запад-2021".

Ответ сопернику

В мировом рейтинге военной мощи Global Firepowe Польша занимает почетное 23 место. Пентагон обещает прийти на помощь Варшаве в течение пяти дней, но недавнее компьютерное моделирование конфликта с восточными соседями позволяет утверждать, что помогать будет некому. С учетом логистических проблем, конфликта интересов между военными штабами и частными железнодорожными компаниями, пятидневная переброска американских войск в Польшу – излишне оптимистичный прогноз и мишенная позиция (не все доедут живыми).

На этом отрезвляющем фоне "географический отрыв" Киева и Тбилиси навевает уныние, гипотетический военный блок Украины (25 место) и Грузии (92 место) выглядит крайне неубедительно. Молдова (107 место, армия в 5000 "штыков") вообще имеет "внеблоковую" Конституцию. Однако сплочение и укрепление "фронтовых" государств Восточной Европы для противостояния с Россией – задача для США стратегическая, и ее постараются решить разными способами.

Американский политик Пол Вулфовиц еще в 1992 году (на тот момент заместитель министра обороны - ред) сформировал доктрину внешней политики США: не допускать появления государства или коалиции государств на постсоветском пространстве, которые могут бросить вызов американскому лидерству в мире. США и НАТО концептуально стремятся превратить постсоветское пространство в малолюдную зону постоянных военных конфликтов (это лучшая гарантия безопасности стран Запада).

446
Теги:
Энтони Блинкен, Владимир Зеленский, Украина, НАТО, Грузия, Молдова, США
Здание посольства США в Минске

Цирк с конями: о сути белорусско-американских отношений на современном этапе

96
Отношения Беларуси и США в последнее время напоминают какую-то фантасмагорию, рассуждает колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Дело даже не в том, что Минск и Вашингтон переживают очередной дипломатический кризис, что в общем является, увы, естественным состоянием двусторонних связей на протяжении более чем двух десятилетий, а в полном отсутствии какой-либо логики в нынешней ситуации.

У любого конфликта, в том числе у дипломатического, есть определенные закономерности, в соответствии с которыми развиваются события. Однако, современный белорусско-американский сюжет попирает любые привычные каноны.

Дипломатический оксюморон

С одной стороны власти США не признают итоги президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года. Но при этом продолжают контакты с официальным Минском и утверждают кандидатуру посла в нашей стране.

В то же время новоназначенная посол Джули Фишер так до сих пор не прибыла в Минск, а обосновалась в Вильнюсе, где активно встречается с лидерами эмигрантских оппозиционных сообществ, включая бывшего кандидата на пост главы государства Светлану Тихановскую. 

В свою очередь американское правительство якобы обратилось к литовским коллегам с просьбой "аккредитовать" Фишер в Литве, но в качестве посла США в Беларуси, что само по себе выглядит как дипломатический оксюморон. Далее уже сама Фишер заявляет, что она на самом деле находится в Вильнюсе не потому, что такова политика Госдепа, а против своей воли, так как белорусское правительство, которое в Вашингтоне вроде как считают нелегитимным, отказывает дипломату во въездной визе.

При этом министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в своем интервью сообщает, что "Беларусь заинтересована в диалоге". Однако, Минску необходимо "понимать, в каком статусе госпожа посол хочет работать в Беларуси с официальными властями, гражданским обществом, развивать отношения или надзирать за органами власти и обличать их, исходя из посылов оппонентов".

Причем, судя по тональности высказываний белорусского министра, в случае второго варианта "надзирать и обличать" г-же Фишер придется из Вильнюса, так как в нашей стране подобные американские надсмотрщики просто не нужны.

Вместе с тем, Беларусь не отказывается от идеи назначить собственного посла в Вашингтон, но до настоящего момента в отечественном МИДе не могут определиться с кандидатурой дипломата, который мог бы представлять нашу страну в США в столь сложной и запутанной обстановке.

И если руководствоваться принципом взаимности, то американцы тоже могут не выдать визу белорусскому номинанту, также как Минск отказывает Джули Фишер. В таком случае можно аккредитовать белорусского посла в США где-нибудь в Венесуэле или другой дружественной стране Латинской Америки. И это, право, не будет удивительно на фоне череды странных событий в белорусско-американских отношениях. Послы в Вильнюсе и Каракасе вряд ли существенно ухудшат или улучшат общую унылую картину, поэтому, чем черт не шутит...

Нужно ли Беларуси пойти на принцип?

Перчинки всему этому цирку с конями добавляет еще тот факт, что США ввели экономические санкции против ключевых белорусских государственных предприятий, которые начнут действовать с 3 июня 2021 года. А Беларусь обвиняет американские спецслужбы и конкретно советника президента Джо Байдена Майкла Карпентера в попытке неудавшегося государственного переворота, в ходе которого заговорщики планировали убийство Александра Лукашенко и членов его семьи.

Примечательно, что американское руководство, естественно, отрицает свое участие в заговоре, но никакой заметной кампании, направленной на оказание помощи гражданину США Юрию Зенковичу, который является одним из основных обвиняемых по делу, Вашингтон также не проводит.

Привычных в таких случаях причитаний "правозащитников" из сети Госдепа как-то незаметно, что наводит на определенные мысли.

С другой стороны, и официальный Минск помимо обвинений по телевизору не предпринял каких-либо заметных демаршей, принятых в подобных случаях. Официальные отношения не разорваны, американским дипломатам никто не стал указывать на дверь, более того, Беларусь, со слов Макея, по-прежнему готова к "диалогу" и даже обмену послами в том случае, если американцы гарантируют более или менее приличное поведение Джули Фишер.

В сухом остатке все эти нагромождения странностей и дипломатическая казуистика свидетельствуют о том, что несмотря на желание продемонстрировать "позицию" в конфликте, ни Минск, ни Вашингтон не готовы окончательно разорвать все связующие нити. Именно поэтому в двусторонних отношениях образуется такое причудливое нагромождение взаимоисключающих обстоятельств и конструкций.

При этом понятно зачем такие танцы с бубном нужны американцам. Ведь еще свежи в памяти визиты в Минск Болтона и Помпео, когда высокопоставленные представители руководства США раздавали щедрые авансы и заботились о белорусском "суверенитете", пока ЦРУ и различные "фонды" планомерно готовили "августовское восстание". 

Все эти "абяцанки –цацанки" ничем путным и не закончились, ведь американская нефть на белорусские НПЗ так толком и не пришла, а вот санкции отечественная "нефтянка" в итоге получила. США продолжают свою грязную игру на ослабление России, где Беларусь – одна из клеток на большой шахматной доске, а вот зачем Минску статичная роль в этой партии, когда под видом "диалога" ведут на эшафот, совершенно непонятно.

Представляется, что та же Фишер и иные представители американского руководства за последние полгода сказали и сделали достаточно, чтобы даже речи не могло быть о прибытии этой дамы в белорусскую столицу. И совершенно понятно "в каком статусе" американский посол планирует свою дальнейшую работу.

Причем думается, что этот "статус" никак не совместим с национальными интересами нашей страны. Естественно, Беларуси не нужно инициировать конфликтность в отношениях с США, но и подставлять вторую щеку для удара не имеет смысла, эту толерантность никто не оценит.

В свою очередь, принципиальная позиция, обнуление всех многочисленных "странностей" здесь и сейчас создадут потенциальные условия для того, чтобы начать отношения с американцами с чистого листа в будущем. На настоящем этапе клубок противоречий проще разрубить, чтобы не быть пешкой в чужой игре.

* мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

96
Теги:
дипломатия, отношения, Беларусь, США
Учащиеся военного училища Сен-Сир принимают участие в ежегодной военной церемонии Дня взятия Бастилии на площади Согласия в Париже

Запад повторяет ошибки СССР. Спасет ли армия Францию?

94
(обновлено 12:46 12.05.2021)
В последние годы российское общество при взгляде на Запад все чаще испытывает дежавю. И это неспроста, поскольку многие важнейшие процессы в Европе и за океаном поразительно, до боли напоминают те, что относительно недавно – три-четыре десятилетия назад – пережил СССР.

Власти Франции резко отреагировали на второе открытое письмо военных, опубликованное в правом издании Valeurs Actuelles. Министр внутренних дел страны Жеральд Дарманен отметил, что анонимное обращение никак нельзя назвать смелым поступком. Колумнисту РИА Новости Ирине Алкснис ситуация напоминает поздний СССР.

Если под первым посланием, опубликованным в апреле, стояли имена 20 отставных генералов, то новое письмо осталось неподписанным. Журнал утверждает, что его авторами являются уже не отставные, а действующие военнослужащие национальных вооруженных сил, которые выступили в поддержку своих старших товарищей и разделили их тревогу по поводу "распада Франции" и ее соскальзывания в "расовую войну".

Нежелание военных раскрывать свои личности вполне понятно. Авторы первого послания оказались не просто под огнем жесткой критики, но и с перспективой дисциплинарного наказания и, возможно, уголовного преследования. Один из самых популярных в стране левых политиков Жан-Люк Меланшон обвинил генералов в "провокации с призывом к военному неповиновению" и даже в угрозе переворота.

Если бы столь же открыто, как отставники, выступили действующие офицеры, их ждало бы минимум увольнение из армии. Но нельзя не признать и правоту Дарманена: чего стоят убеждения, тем более столь алармистские, если человек не готов их высказывать открыто и отвечать за них?

В последние годы российское общество при взгляде на Запад все чаще испытывает дежавю. И это неспроста, поскольку многие важнейшие процессы в Европе и за океаном поразительно, до боли напоминают те, что относительно недавно – три-четыре десятилетия назад – пережил СССР. Создается впечатление, что там вознамерились наступить на все грабли позднесоветского периода разом и не извлечь ни единого урока из чужого опыта, повлекшего в итоге крах гигантской и могущественной сверхдержавы.

В политике западных стран ныне фантасмагорически смешиваются советские реалии времен застоя и одновременно перестройки. С одной стороны, идеологический детерминизм (только вместо коммунистического учения – самые передовые идеи левацкого либерализма), ограничение прав и свобод граждан, директивные методы управления. А с другой – целенаправленная поддержка государством самых деструктивных, раскалывающих нацию изнутри общественно-политических сил и концепций: от миграционной политики до надругательства над собственной историей и культурой.

Все это французское дело с открытыми письмами отставных и действующих офицеров добавляет схожести текущих процессов на Западе с событиями конца 1980-х и начала 1990-х годов в Союзе. Тогда в СССР тоже хватало людей, в том числе известных, уважаемых и влиятельных, которые пытались достучаться до несущейся к своей гибели системы и ее руководителей. Писались открытые письма, делались громкие заявления, создавались разнообразные организации – комитеты, фонды, союзы, ставившие своей целью спасение страны. Среди их участников хватало представителей вооруженных сил и спецслужб. Была даже предпринята попытка государственного переворота – если, конечно, таковой можно считать ГКЧП.

Итог известен: СССР прекратил свое существование, а его гибель сопровождалась тяжелыми и часто кровавыми испытаниями для почти трехсот миллионов людей на шестой части суши.

Схожесть методов борьбы за сохранение Советского Союза позволяет делать некоторые экстраполяции на французскую (и в целом западную) ситуацию.

Главной причиной, по которой тридцать лет назад все усилия советских патриотов, в том числе высокопоставленных, оказались безрезультатными, стало то, что "контрольный пакет" власти и влияния в элитах – как союзной, так и республиканских – сосредоточили в своих руках люди, которым был выгоден именно такой ход событий. Можно спорить, получили ли эти силы в итоге именно то, к чему стремились, или реальность обманула их ожидания, но тогда – в 1980-х и начале 1990-х – они делали то, что делали, потому что видели в этом свой прямой интерес.

Более того, тогдашние усилия многих крупных – и не очень крупных – советских деятелей, функционеров и военных по предотвращению грядущей катастрофы вышли на публичный уровень именно потому, что внутри системы по стандартным процедурам они уже ничего не могли изменить. Их общественно-политическую деятельность можно рассматривать как свидетельство, что внутри системы они к тому моменту уже потерпели сокрушительное поражение. А все, что происходило позже, было тем самым маханием кулаками после драки.

Судя по всему, это верно и для Франции. Нынешние обращения офицеров и генералов, публичные заявления "великого немого" (так в Пятой республике называют армию за ее строгое невмешательство в политику) обычно интерпретируются как исчерпание терпения военнослужащих и как их решимость к действиям по недопущению развития событий, которое они считают катастрофическим для нации.

Однако на самом деле обращение военных к властям и обществу посредством открытых писем отражают их тревогу и неготовность к радикальным мерам, а также попытку достучаться до государственного руководства в надежде, что оно все-таки увидит, насколько опасным путем ведет страну.

Французские патриоты, в том числе военнослужащие – как и их советские предшественники, – слишком законопослушны, слишком растеряны и слишком разобщены, чтобы противостоять разрушительному цунами, накатывающему на их страну. Зато их противники не отличаются подобной щепетильностью и тонкой душевной организацией – и контролируют ключевые рычаги общественно-политической системы. Кстати, с Трампом и его сторонниками в Штатах получилась аналогичная ситуация.

Чем закончились данные процессы в Советском Союзе, хорошо известно. Теперь миру предстоит увидеть, как с вызовом справятся Франция, Европа и Запад в целом.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

94
Теги:
Франция
Работа с документами, архивное фото

Инфляция в Беларуси за четыре месяца составила 4,6%

0
(обновлено 17:19 12.05.2021)
В прошлом году в республиканские власти зафиксировали годовую инфляцию в размере 8,5% вместо запланированных в прогнозе социально-экономического развития 5%.

МИНСК, 12 мая – Sputnik. Инфляция в Беларуси в январе-апреле составила 4,6%, сообщили в пресс-службе Национального статистического комитета республики.

"Индекс потребительских цен на товары и услуги в апреле 2021 г. по сравнению с мартом 2021 г. составил 100,7%, с декабрем 2020 г. – 104,6%", - говорится в сообщении.

При этом индекс цен на продовольственные товары в сравнении с отчетным периодом прошлого года составил 107,4%. Индекс цен на непродовольственные товары – 109,4%, а на услуги – 108,6%. При этом только за апрель продукты стали дороже на 0,9%, непродовольственные - 0,8%, а услуги - 0,4%.

В прошлом году только по официальным данным инфляция в стране составила 7,4% вместо запланированных на государственном уровне 5%.

Ранее стало известно, что Совет министров утвердил среднесрочную программу развития республиканского бюджета на 2021-2023 годы. Согласно документу в 2021 году инфляция должна составить 5,5%.

Читайте также:

0
Теги:
Беларусь, инфляция