Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского совета Шарль Мишель после видеоконференции членов ЕС по пандемии COVID-19

Европа в пандемию: спорные решения и репутационные издержки

344
(обновлено 11:06 03.03.2021)
Во всех недавних действиях европейских властей прозрачно читалось высокомерное обещание показать всему миру образец того, как нужно бороться с подобного рода угрозами. О том, насколько это удалось, – колумнист Sputnik Ирина Алкснис.

Выступая на слушаниях специального комитета Европарламента по иностранному вмешательству в демократические процессы ЕС, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель обвинил Россию в кампании дезинформации. Та, по его утверждению, направлена на очернение демократии Евросоюза и ослабление международного сотрудничества.

Боррель указал на особую опасность ложной или вводящей в заблуждение информации в условиях продолжающейся пандемии. "Мы видели, как прокремлевские каналы распространяли утверждения о том, что носить маски бесполезно, или подогревали голоса против локдауна", – заявил он. Теперь же, по мнению дипломата, на первый план вышла вакцинная дипломатия Москвы, которая, с одной стороны, пытается дискредитировать западные препараты и их производителей, а с другой – превозносит и активно продвигает собственные разработки.

Беспокойство чиновника можно понять. В то время как в России жизнь для большинства людей вернулась в обычное русло с минимальными неудобствами, а власти постепенно отменяют введенные из-за пандемии ограничения, в Европе идет волна новых карантинных ужесточений. В Финляндии введен режим ЧП. В Чехии из-за самого высокого в мире уровня заболеваемости жителям запрещено покидать районы проживания. В Италии также усилены ограничения.

В свою очередь, население Европы, измученное почти годовыми запретами и сидением по домам, все хуже воспринимает аргументы властей, что все эти меры принимаются исключительно ради его же блага. Массовые протесты захлестнули практически весь континент.

Ситуация настолько сложная, что стройность европейских рядов рассыпается на глазах. Чехия обратилась к России с просьбой о поставках "Спутник V" – и это согласованная позиция президента и премьер-министра страны. Словакия пошла еще дальше и вслед за Венгрией, Сербией и рядом других стран зарегистрировала российский препарат по ускоренной процедуре, не дожидаясь одобрения европейского регулятора. Для поляков, у которых также весьма сложная ситуация по коронавирусу, обращение за помощью к России немыслимо, так что они начали переговоры о закупке вакцины от COVID-19 с Китаем.

Ситуация все сильнее напоминает ту, что имела место ровно год назад – когда Европейский союз продемонстрировал свою полную беспомощность в чрезвычайной ситуации и его члены были вынуждены самостоятельно справляться с захлестнувшим их острым кризисом.

Разница в том – и это действительно принципиально важно – что тогда имел место форс-мажор глобального масштаба. В ходе него и выяснилось, что Брюссель, по сути, недееспособен, когда требуется оперативная реакция на экстренные обстоятельства. Это, конечно, было неприятным открытием для Европы, но бессилие ЕС в той ситуации можно было если не оправдать, то хотя бы объяснить крайней неожиданностью и одновременно глобальностью возникшей проблемы.

Ныне же ситуация существенно иная.

Когда схлынул эффект внезапности от разразившейся пандемии, Евросоюз вновь оказался на коне, потому что стало востребовано то, что всегда считалось его сильными сторонами: стратегическое планирование, организация сложных процессов, аккумулирование и распределение средств. Во всех недавних действиях европейских властей, начиная с принятия беспрецедентного в своей грандиозности плана восстановления экономики, прозрачно читалось высокомерное обещание показать всему миру образец того, как нужно бороться с подобного рода угрозами.

Показали.

Результатом стали провалы по важнейшим направлениям действий. Фиаско обернулась выбранная Европой стратегия локдаунов, а для описания положения дел с вакцинированием населения все больше подходит определение "катастрофа".

При этом печальность сложившейся картины особенно очевидна на фоне намного более благополучной ситуации в странах, которым Европа была намерена преподать урок борьбы с пандемией.

А в основе всего – ошибочные решения, принятые европейскими властями. Это бьет по репутации Евросоюза куда сильнее, чем его растерянность и бездействие ровно год назад.

В такой ситуации знаковыми становятся попытки самостоятельных действий восточноевропейских государств. Они, разумеется, отдают себе отчет в собственной второсортности в составе ЕС, а также в том, что по проблеме коронавируса обречены получать помощь по остаточному принципу. Как следствие, все больше стран перестают терпеливо ждать, когда и до них дойдет очередь, и вместо этого начинают проявлять не санкционированную Брюсселем активность.

На фоне Brexit, а также растущего евроскептицизма польских и венгерских властей расширение списка стран, не склонных оглядываться на Брюссель – пусть даже и по форс-мажорным обстоятельствам, – выглядит недобрым знаком для Европейского союза.

Почти шесть лет назад Европа с энтузиазмом организовала себе миграционный кризис, последствия которого она расхлебывает до сих пор. Борьба с пандемией обеспечила еще один громкий провал европейской политики. Получается многовато стратегических просчетов с тяжелыми последствиями за довольно короткий период.

А принципиальный отказ Брюсселя признавать собственные ошибки, списывая проблемы на происки внешних врагов, подрывающих европейскую демократию и солидарность, гарантирует, что они не последние.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

344
Теги:
коронавирус COVID-19, Европа
Белорусская хоккейная сборная, в центре - капитан Дмитрий Знахаренко

В Нюрнберге белорусы выиграли и уступили. Теперь ждем Ника Бэйлена

5102
(обновлено 13:15 09.05.2021)
Два спарринга белорусской хоккейной сборной с национальной дружиной Германии в Нюрнберге принесли полярные результаты. В пятницу подопечные Михаила Захарова добились победы 4:1 (две последние шайбы в пустые ворота), а в субботу успех праздновали хозяева – 2:0.

Безусловно, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, поездка в Германию получилась очень информативной, а, значит, чрезвычайно полезной в преломлении на стартующий 21 мая в "одной соседней стране" Чемпионат мира – 2021.

Белорусская сборная, как живой спортивный организм, многое узнала о себе – достоинства и недостатки, заодно убедившись, сколь непростые испытания ждут команду в каждом матче ЧМ.

Судейские дела в Нюрнберге

Речь идет о судействе матчей, которое в обоих "товарняках" получилось столь претенциозным, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Арбитры явно поощряли хозяев льда, предоставляя им преференции в различных игровых ситуациях.

Если говорить просто и конкретно, то удаляя и порой придираясь за "хоккейную грязь" к белорусам, "люди в полосатых фуфайках" в упор не замечали аналогичные хозяйские прегрешения. В качестве доказательства по одной зарисовке из каждого спарринга.

В пятницу в концовке матча один из немцев ненароком, но весьма акцентированно заехал в лицо Лопачуку. Никакой трели свистка, никакого удаления. Оно и верно согласно определенной логике: при минимальном счете 1:2 в пользу гостей надо было сохранить шансы уйти от поражения. Зато когда буквально через смену уже Сергей Костицын незадачливо махнул высоко поднятой клюшкой, Брат-2 незамедлительно оказался на посадке в боксе "для плохих парней".

Теперь суббота. Все повторялось точь-в-точь! Например, в третьем периоде хозяева разбили лицо Хенкелю, что арбитры умудрились проигнорировать. Хотя нарушение правил вопияло кровавыми доказательствами содеянного фола и настаивало на двойном малом штрафе для немецкой сборной. А ведь к Кристиану в Нюрнберге якобы тепло относились – белорусский немец! –  и признали защитника при наличии других кандидатов лучшим в составе гостей по итогам первого матча. Однако, этнос – этносом, а табачок врозь.

Резюме по арбитражу. Это очень хорошо, что в Нюрнберге довелось познать именно такое предвзятое судейство, чья суть в различной трактовке схожих игровых эпизодов. К нему надо быть готовым. Ибо, по моему мнению, на чемпионате мира в поголовном большинстве, а то и во всех без исключения баталиях белорусской сборной предстоит столкнуться с прихватом от "людей в полосатых фуфайках". Есть у меня такое предчувствие, и, боюсь, что оно не обманчиво.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, как проектируется на современную около хоккейную ситуацию (и не только) знаменитая идиома: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. А партнеры IIHF и спонсоры ЧМ – хорошо известны. Все те же, и все так же.

Но этот дополнительный вызов – к лучшему. Злее будем! Кстати, даже в спаррингах Нюрнберга атмосфера накалялась до такой степени, что игроки обеих дружин воплощали в жизнь строку знаменитой частушки "мимо тещиного дома я без шуток не хожу". И белорусы, и немцы постоянно задирали оппонентов репликами, проезжая у борта рядом с чужой скамейкой.

Так что "товарняки" в Германии накануне Дня Победы вышли по-настоящему боевыми, и произошедший "баш на баш" – размен викториями, в принципе, удовлетворительный спортивный результат. Правда, наш главный тренер Михаил Захаров…

Выше нос, товарищи хоккеисты!

Признаться, тон комментария ММЗ после субботнего спарринга вогнал меня в беспросветное уныние. Согласно наставнику голевых моментов наша сборная создала мало, шайб не забросила – провал бригады по реализации большинства. Мы позволяли доминировать сопернику, в том числе, благодаря перманентным успехам немцев на точках вбрасывания. Хозяева контролировали шайбу и выигрывали единоборства, тогда, как у нас вторые баталии при спаренном графике, который ждет и на ЧМ, по-прежнему выходят из рук вон плохо.

Кроме того, Захаров отметил индивидуальные ошибки (персонально указал на позиционный промах при втором взятии ворот Тэйлора защитника Знахаренко, исполнявшего функции капитана), традиционно посетовал на обилие травм: "У нас 28 хоккеистов. Столько травмированных, что даже запасных нет. В Минске ни одного здорового не осталось".

В общем, презеленая тоска родилась от такого комментария. Даже появилась преступная мыслишка: может, нам и не надо ехать на чемпионат мира? Ну, ведь хоть в петлю лезь…

Скажу честно, не понимаю, в чем заключается мотивационный метод ММЗ, поэтому не возьмусь его обосновывать. Впрочем, допущу, что в таком посыпании головы пеплом есть своя сермяжная правда, ибо, как писал болельщик Ларошфуко: "Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно и не больше, чем нужно". Так, что поживем – увидим: может, тренер окажется прав на 101 процент.

Но, признаюсь: как по мне, так Захаров чрезмерно сгустил тучи, хотя ни по одному пункту не слукавил. Действительно, вторые баталии играем хуже первых, о чем говорят и результаты. В Будапеште с трудом на последних минутах одолели хилых венгров, а в Москве и Нюрнберге потерпели два сухих поражения с одинаковым счетом 0:2.

Вбрасывания шайбы, увы, с давнишних времен игровых практик самого Захарова не наш конек, что, разумеется, плохо, ибо приходится постоянно тратить силы в отборе. Голевых моментов долго в субботу не было вовсе, а бригады реализации большинства себя никак не проявили. Индивидуальные ошибки – конечно, случились, и не только у Знахаренко.

Но даже, если и так, то все равно нельзя впадать в уныние. Лучше уж прислушаться к мнению болельщика Уинстона Черчилля: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".

Да и не так уж все неудачно складывалось для белорусов в Нюрнберге! Ноль в атаке – это невезение и помощь немцам каркаса ворот. Оба наших вратаря – Колосов и Тэйлор – молодцы. Юный голкипер показал высокий класс и поразительное хладнокровие в пятницу. Североамериканский белорус вначале насторожил, быстро пропустив шайбу в ближний угол, но затем и Дэни взял себя в руки. Не зря снискал признание лучшего в субботнем составе белорусов.

Так что вратарская бригада на ЧМ, считайте, определена – Шостак, Колосов, Тэйлор. А кто из них получит статус "номер раз", пускай решится в честной конкуренции. Тренерам главное не ошибиться в определении фаворита.

Теперь защитники. Лисовец, Еременко, Хенкель вернулись к игровой практике после перерыва (у первых двух он очень затянулся!), и для премьерного показа смотрелись недурственно. Больше претензий у меня к самой опытной паре Антонов – Коробов. Однако хочется верить, что сумеет оклематься от травмы Шинкевич. Да и Бэйлен вскоре окажется в национальной дружине, о чем, правда, сообщил не тренерский штаб ММЗ, а супруга Ника.

Но в любом случае защитник-плеймейкер в пути, и для наигрыша бригады большинства есть почти две недели тренировочного цикла, плюс спарринги с Казахстаном 13 и 15 мая. Зато после Нюрнберга совершенно понятно, что вариант с Фальковским на синей линии, как бы он не соблазнял каждого наставника в силу несравненных талантов Степана, совершенно не проходной.

Объяснить это непросто, хотя я попробую, используя шахматные аналогии. В игре на черно-белых полях иногда имеет место быть, якобы парадокс: человек прекрасно "рубящий флаг" в пятиминутном блице совершенно беспомощен при десятиминутном контроле. Вроде действительно нелепость. Ан, нет! При пяти минутах идет игра на инстинкте, "верхнем чутье". При большем количестве времени на часах создается иллюзия, что можно, как следует пораскинуть мозгами, что и выходит боком.

Тоже и с игрой на синей линии Фальковского. Степан хорош, когда принимает мгновенные решения. Но в большинстве ему постоянно мешает ложное ощущение: дескать, можно подумать. Отсюда замедления розыгрыша шайбы, обрезки и беды собственным воротам.

Захаров это тоже начинает признавать. Ведь не зря в субботу первым на лед в большинстве уже выходил Лисовец. Хотя понятно, что эта роль все равно отойдет Бэйлену, которому в данной ипостаси фактически нет альтернативы.

5102
Теги:
хоккей, Германия, Сборная Беларуси по хоккею
Вячеслав Иноземцев и его Пластический театр ИнЖест

Театр пластической клоунады: уникальный "ИнЖест" отметит 40-летие

246
(обновлено 21:45 08.05.2021)
Через непонимание, улюлюкание и "Конгресс дураков" с печатью на лбу Слава Иноземцев пришел к славе.

Белорусский студент создал театр-студию, сделал открытие, не зная, что погрузился в область японской культуры. Сегодня он значится в Википедии как представитель 4-го поколения эволюции уникального танца европейского уровня.

Вячеславу Иноземцеву 60 лет, а театру "ИнЖест" 18 мая исполняется 40. В честь этих двух дат во Дворце культуры железнодорожников пройдут юбилейные спектакли. На 27 мая еще есть билеты.

Побритые наголо головы, белый грим, обнаженные тела, нарочито замедленные движения в обрамлении тягучей музыки. Они удивляют знатоков неукрощенной творческой энергией на протяжении всего вечера и этим завоевали Западную Европу не меньше, чем знаменитые "Лицедеи".

Начало

В восьмидесятых я пару лет преподавала в Институте культуры историю мирового театра. На лекциях было скучновато. Ни вопросов, ни споров. Студенты дисциплинированные и безучастные. Кто-то мне посоветовал посмотреть на них в вечернее время, когда в освободившихся аудиториях некоторые самые активные занимались чем-то для души. Тогда это было можно. Пошла и не пожалела. Сразу же обратила внимание на студента Вячеслава Иноземцева. Вокруг него кучковалось много разного народа. Они вытворяли что-то абсолютно новое и непонятное. Назвать это пантомимой было невозможно. Это было какое-то явление, неприкаянно снующее по горизонтали и вертикали.

Мы, преподаватели, жаждали точных определений. Например, есть театр драматурга, театр актера, театр режиссера, художника и прочее. Иноземцев предлагал театр тела, но далекий от балета или цирка. Много обнаженного тела. Движения странные и очень замедленные. Лица отрешенные. Что-то вызывало отторжение, но что-то притягивало.

Мы познакомились. Через год я услышала о театре-студии "Жест", который организовал и продвигал Иноземцев. Показывались первые спектакли. К сожалению, всерьез к ним никто не относился, больно уж мудрено работали ребята. Люди непосвященные, простые зрители, шутили:

— После литра пива смотреть можно.

Зрители, более продвинутые, стали угадывать:

— Это как ребенок в песочнице. Копается — смысла никакого нет, а в голове у него, наверняка, кипит фантазия.

Институт культуры взял его под свое крыло, предложил к названию театра прибавить две буквы фамилии основателя. Получилось "ИнЖест". Специалисты стали объяснять, что это пластические притчи по мотивам сюжетов традиционного китайского театра с приемами боевых искусств и соц-арта, буффонада-пародия на турниры кунг-фу, фарсы и шоу. При этом театр оставался не цирковым, не эстрадным, а драматическим, потому что студенты учились не движению и танцу, искусствам выразительным и безмолвным, они учились драме, страдали и переживали, произнося тексты.

Самое простое было бы сравнить этот театр с "Лицедеями", но он никого не копировал, ничьих традиций не продолжал. Он нащупывал свой стиль самостоятельно. И он был рассчитан на подготовленного зрителя, а именно — попытаться ввести тело в конфликт с пространством. Иноземцев любил все смешивать — пантомиму, итальянский стиль дель арте, театр абсурда.

В СССР первыми заметили новый коллектив знаменитые "Лицедеи" и пригласили приехать в Ленинград на "Конгресс дураков". Инжестовцы сделали спектакль "Веселая душа". Пятнадцать человек коллектива ехали с большой неуверенностью в том, может ли понравиться то, что они делают. Перенасыщенная зрелищами ленинградская публика покидала зал с некоторым недоумением: "Неужели в Минске такое возможно…" Удивлялись, давали советы, а организаторы наклеили всеми пятнадцати артистам на лоб печати "Конгресс дураков". Смывать не хотелось. Так и доехали до Минска. Бедные, но счастливые.

Дома их ждала радость. Самодеятельный коллектив получил какой-никакой статус. Их пригрел, дал зарплату и площадку для работы завод "Интеграл". "ИнЖест" и сегодня считает его своим домом и очень благодарен руководству завода.

Похоже на "буто"

В 1990 году побывали на гастролях в Германии. Посетили 15 городов. С успехом играли на сценах театров и на улице. Через год гастроли повторились уже в Берлине и в Баварии. Немецкая пресса восторженно писала: "Совмещение виртуозной акробатики и пантомимы, танца и импровизации делают их спектакли очень подвижными и динамичными. В постановках они используют все наиболее яркие эффекты — музыку, свет, оформление. Это позволяет расставить дополнительные акценты в игре актеров".

Благодаря щедрости немецких продюсеров актеры получили небольшую передышку, чтобы в Минске какое-то время не думать о заработках. Но теперь у театра появилась возможность расширить свой репертуар и… встать на ходули. Дело в том, что в зарубежном формате очень популярны уличные театры. В Европе фестивали open air или outdoor проводятся в каждом городе. На них выделяется большой бюджет. Наши ребятишки со специальностью "культпросветработник" стали покорять Европу, не слишком понимая, какой у них театр.

Когда "ИнЖест" впервые гастролировал в Швейцарии, им там сказали: "О, как интересно, это у вас танец буто, да?" Слава только теперь признается: тогда пожимал плечами вместе со своими артистами… Откуда им было знать, что это такое? А играть, заметьте, играли. Пройдет время пока Иноземцев начнет изучать этот вид искусства. И он изучил его в совершенстве. Сначала по видеоматериалам, которые дали немецкие коллеги. И только в 1995 году Иноземцев впервые встретился с живыми носителями буто.

"Буто" — японское слово, обозначающее жанр тамошней культурной жизни, где профессиональная подготовка актера совмещается с элементами дзен-буддизма. Дословно "буто" — топчущийся танец, пластическое выражение того, как человек идет по жизни.

Знаете ли вы, что такое "топчущийся танец"? Если не бывали в Японии, вряд ли. У них это слово "буто" очень даже популярно. Кажется, что потоптаться каждый может. Что тут удивительного?! Постоял, покривлялся под странные, давящие голову звуки. Если пришел это посмотреть, нацелившись на развлечение, быстро соскучишься и уйдешь. Они там, в Японии, что этим танцем хотят сказать?

Эти мудрые восточные люди вложили в слово "буто" очень даже серьезный смысл. Это такой образ искусства, когда без слов, только пластикой можно рассказать о человеке, который находится в пограничной области сознательного и бессознательного, жизни и смерти. Как вы можете понять, искусство полной импровизации.

Сегодня "ИнЖест" существует в двух форматах: в помещении и на улице. Основной площадкой театра стали чужие праздники, фестивали, куда их приглашают для развлечения почтенной публики на улице и площадях.

Без билетов, для всех желающих

Был в Минске выходной день без автомобиля. Иноземцев со своими артистами удивлял публику на углу улиц Маркса и Ленина, в том месте, где постоянно возникали транспортные пробки. Движение было перекрыто, прохожие останавливались, несмотря не некоторое количество дыма и огня, наблюдая за клоунами на ходулях.

Есть у них красивый костюмный спектакль в стиле барокко. Тоже на ходулях и со сложными механизмами. Обычно они приезжали с ним в Брест и Могилев на театральные фестивали "Белая вежа" и "Март-контакт". Называется "Золотой век".

Он всю жизнь играет неправильно. Без слов. Без сцены. Без денег. Зато всегда со зрителями. Говорит телом. Запятые расставляет мимикой. Ему нужна площадь и улица. Если появятся деньги, вложит их в очередную постановку.

Объясняя особенности своего театра, Иноземцев говорит:

— Общество живет мерками классической эстетики XVII—XVIII веков с четким противопоставлением: верхняя часть — хорошо, нижняя — плохо. Классика всегда была и будет, но всегда была и будет гротесковая эстетика (традиции скоморохов). Мы считаем себя театром пластического гротеска. Иногда клоунады — так понятнее. С элементами танца и акробатики.

Они продолжают жить, как и все студийцы. Сами оформляют сцену и зал, переставляют декорации, шьют костюмы, налаживают свет и звук. При этом игровое и образное пространство их спектаклей постоянно меняется в процессе импровизации.

И по-прежнему главной проблемой работы театра остается поиск помещений для выступлений.

Не всякий государственный театр пустит к себе неизвестных экспериментаторов с их непроверенной продукцией. Однако артисты и режиссеры сейчас довольно свободно странствуют от театра к театру и ищут интересную работу, которой часто лишены в своих коллективах.

Оригинальный стиль спектаклей Иноземцева способен понять не каждый артист и не каждый зритель. Он ищет своих исполнителей по принципу увлеченности, преданности искусству, готовности работать много и иногда без денег. Таких энтузиастов сегодня немного, но команда у Иноземцева надежная. Она не боится трудностей и сложных номеров, где легко получить травму. Здесь искусство тесно сотрудничает со спортом.

То ли от безысходности, то ли из очередного желания экспериментировать, Иноземцев стал присматриваться к запущенным или заброшенным заводским цехам. В промышленной зоне улицы Октябрьской он показал уникальный спектакль, где соединил свой уличный театр с драмой и пластикой. Эту работу Иноземцев назвал "Генезис, или Происхождение видов".

Генезис — звучит по-научному и может спугнуть прокатную судьбу спектакля. А может заинтересовать необычностью. По сути, это то самое происхождение всего на земле, с момента зарождения и развития до сегодняшнего дня. Сценарий Иноземцев придумал сам, приподняв житейские проблемы до уровня философского осмысления. Использовал генетическую информацию, полученную от предков. Традиционную, почти библейскую, основанную на изменчивости всяких организмов. Это диспут со зрителями, что есть вообще жизнь человека, его путь от рождения до смерти. С хорошим юмором и иронией режиссер предлагает подумать: человек произошел от обезьяны или наоборот — обезьяна от человека.

В сменяющих друг друга пластических композициях задействован балочный кран под потолком, бочки из-под горючих материалов, передвижные металлические установки, бензопила и множество предметов обычного заводского цеха. Артисты свято соблюдают правила техники безопасности, используют защитную одежду, перчатки. Обнаженное тело тем не менее присутствует, изящно обернутое прозрачным целлофаном.

Непонятные существа в глухой одежде, на ходулях с помощью цепей передвигают балочный кран. Освобождаются от одежды. Оказываются мужчиной и женщиной, переплетаются цепями и телами, цепляясь за металлическую корзину под потолком. Потом из нее показывается длинный хвост и как из птичьего яйца вылупливается маленькая обезьянка. Она пройдет цирковую дрессировку, потеряет хвост, сама станет заниматься дрессурой и командовать безликими существами. Медитативная музыка сменится классической из Вагнера.

Огромная многоэтажная конструкция то ли с богами в античных костюмах, то ли с ангелами двинется по пространству цеха, меняя события и человеческие судьбы. Потом некоторые исполнители окажутся на верху сохранившейся в пространстве завода башне и продолжат развивать излюбленную тему: все живое на земле тянется друг к другу, жаждет тепла и взаимопонимания. Даже плетка циркового дрессировщика не способна остановить желание двигаться и меняться.

Пусть этот уникальный театр живет долго.

246
Теги:
Вячеслав Иноземцев, Пластический театр "ИнЖест"
Производство горошка

Как посеять горох и бобы

0
Среди всех представителей семейства бобовых горох и бобы овощные являются самыми холодоустойчивыми культурами – всходы не боятся возврата заморозков. Для получения хорошего урожая этих растений посев лучше завершить до середины мая.

Как правильно посеять бобовые, корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук рассказала заведующая сектором бобовых овощных культур РУП "Институт овощеводства" Анна Пашкевич.

Когда сеять горох и бобы

Горох и бобы овощные не боятся холода. "При наличии достаточного количества влаги и воздухообмена горох и бобы начинают прорастать уже при температуре +1-2 ℃, биологический минимум для нормального роста и развития +составляет 4-5 ℃, оптимум +12-16 ℃. Рост клубеньков на корнях начинается при +5 ℃, усвоение атмосферного азота при +10 ℃. Также всходы не бояться возвратных заморозков до -3-5 ℃", – рассказывает специалист. 

Исходя из низких положительных температур, горох и бобы лучше высевать в третьей декаде апреля – первой декаде мая. Относительно неплохая урожайность будет при высеве до середины мая.

Если проводить сев с середины мая и до первой декады июня, урожайность резко снижается.

"Это связано с тем, что с повышением температуры растет количество болезней и вредителей, которые поражают растения. Также высокие температуры во время цветения снижают урожайность", – поясняет Анна Пашкевич.

Как подготовить почву

Подготовка почвы заключается в перекопке и последующей культивации (вилами). По словам эксперта, это будет способствовать более активному развитию и проникновению корневой системы на глубину 3-5 м.

Бытует мнение, что бобовые способны усваивать  азот из воздуха за счет своих корневых клубеньков, поэтому вносить азот нет необходимости. Это не совсем так, поскольку процесс азотфиксации начинается в фазе двух-трех листьев.

"По этой причине под вспашку вносим небольшое количество азотных или комплексных удобрений, если внесем много, то клубеньки не будут формироваться. При кислотности почвы ниже рН=5, проводим известкование доломитовой мукой", – советует специалист.

Схема посева бобовых

Хорошими предшествующими культурами будут зерновые культуры, картофель, лук и огурец.

Не рекомендуется высевать после бобовых, рапса, льна, капусты, кукурузы, подсолнечника.

"Горох и бобы являются требовательными к свету растениями. Загущенные посевы угнетают растения, резко снижается интенсивность фотосинтеза, опадают цветки и завязи, снижается урожайность. Поэтому схема посева для гороха: 20 см между рядами, 10-15 см между растениями в ряду – для гороха; 30 см между рядами, 20-25 см между растениями в ряду. Глубина заделки семян на легких почвах 7-8 см, на средних - 5-6 см,  на тяжелых 3-4 см", – рассказывает Анна Пашкевич. 

Как обработать семена от болезней

Для профилактики развития грибных болезней (аскохитоз, фузариоз, плесени) специалист рекомендует провести обработку семян химическими препаратами (винцит - 1 мл/стакан воды, иншура - 0,4 г/стакан воды), или инокуляцию микробиологическими препратами на основе различных бактерий, по инструкции.

Также можно замачивать семена в растворе микроэлементов (из расчета 5 г борной кислоты, 15 г железа, по 3 г цинка, модибдена, кобальта, меди, марганца, желательно в хелатной форме. Все это разводят в 1 л воды, затем берут 1 стакан этого раствора и разбавляют 10 л воды).

Особенности высева бобовых

Если вы хотите получать постепенный, а не разовый урожай гороха и бобов, то лучше высевать различные сорта, в 4-5 сроков с интервалом 8-10 дней. При этом бобы можно располагать в качестве поддерживающей и защищающей от ветра культуры.

"При выборе сортов гороха надо обратить внимание на тип листа: безлисточковые (или "усатые") – не требуют опоры, листочковые (или "безусые") – требуют поддерживающей опоры", – заключает Анна Пашкевич.

0
Теги:
дача, огород, Беларусь
Темы:
Дачный Sputnik: советы для садоводов и огородников