Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160

ПАК ДА: когда взлетит новый стратегический ракетоносец России

776
(обновлено 18:37 05.04.2021)
Развитие российской боевой авиации подчинено объективным условиям сосуществования с недружественными соседями. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения отвечает вызовам вероятного противника, считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Министерство обороны РФ утвердило окончательный облик стратегического бомбардировщика-ракетоносца разработки "Туполева". Специалисты отдали приоритет снижению заметности самолета и могущественному ракетному вооружению. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) получит дозвуковую скорость, значительную продолжительность полета и внутрифюзеляжное вооружение, включая перспективные крылатые ракеты – большой дальности и гиперзвуковые. "Стратег" нового поколения планируют принять на вооружение до 2027 года, до конца действующей государственной программы вооружений. ПАК ДА заменит "ветеранов" дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.

По данным источника в оборонно-промышленном комплексе, бомбардировщик-ракетоносец создан по аэродинамической схеме "летающее крыло", бортовое оборудование максимально автоматизировано (вплоть до беспилотного режима). Самолет сможет применять широкий спектр ракет "воздух – воздух" и управлять группами беспилотных летательных аппаратов. Продолжается строительство нескольких опытных образцов ПАК ДА на Казанском авиационном заводе.

Специальные макеты и полноразмерные элементы новейшего "стратега" успешно прошли серию стендовых испытаний уровня радиолокационной заметности и подтвердили технологическую возможность самолета незамеченным преодолевать передовые рубежи ПВО стран НАТО.

Глава "Туполева" Александр Конюхов в 2019 году сообщил, что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах. Тогда же замминистра обороны РФ Юрий Борисов (ныне вице-премьер) заявил, что первый полет состоится в 2025-2026 годах, а начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы. Поскольку сегодня говорят о приеме на вооружение в 2026 году, реализация проекта идет со значительным опережением первоначального графика. Очевидное ускорение является жестким требованием военно-политической обстановки.

Технологическая прочность

Российская дальняя авиация успешно освоила применение конвенционных боеприпасов и высокоточного оружия в Сирии. И все же главная задача стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев – повышение эффективности, надежности и запаса прочности ядерной триады. Собственно, для этого восстановлено и производство ракетоносцев Ту-160М2 (практически нового самолета). Вероятный противник никогда не сможет первым ударом уничтожить наземные, морские и воздушные компоненты триады. Что привнесет в систему ядерного сдерживания и тактику боевого применения авиации ПАК ДА?

Минобороны РФ необходим качественно новый самолет, который выполнял бы функции всех трех действующих ракетоносцев – Ту-160 (производится с 1984 года), Ту-95МС (в серии с 1958 года), Ту-22М3 (производится с 1969 года), и при этом стоил не дороже Ту-160. Ранее появилась информация, что конструкция "летающее крыло" позволит значительно нарастить характеристики дальности и грузоподъемности бомбардировщика-ракетоносца. Максимальная продолжительность полета превысит 30 часов, дальность без дозаправки – 15 тысяч. По самым скромным прогнозам, ПАК ДА поднимет около 35 тонн полезной нагрузки. Для сравнения: американский стратег-невидимка B-2 Spirit несет до 27 тонн боевой нагрузки, российский Ту-160 "Белый лебедь" – до 45 тонн.

Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработку с 2018 года ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. По материалам СМИ, в связи со значительной взлетной массой – более 125 тонн – бомбардировщик получит четыре двигателя. Испытания вскоре пройдут на стенде и на базе летающей лаборатории Ил-76.

Конструктивно ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков. Используются современные и перспективные материалы, новейшие технологии. Особое внимание малозаметности: радиопоглощающее покрытие, элементы конструкции, геометрическая форма планера, внутренние отсеки для вооружения. Машина получит новейшую авионику с открытой архитектурой, которая обеспечит высокие характеристики, а в перспективе упростит модернизацию. В бортовой комплекс войдут системы: управления ракетным оружием, спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматического огибания рельефа местности, многоканальный связи, а также РЛС бомбометания и оптико-электронный бомбардировочный прицел. Вероятна интеграция многих систем в единый комплекс автоматического обзора всего окружающего пространства. "Интеллект" ПАК ДА обнаружит и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели и обеспечит эффективное применение активных средств РЭБ, пассивных ИК-ловушек.

От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – нормальный срок для сложного проекта. Строительство займет около двух лет, после чего начнутся наземные и летные испытания. Если проект не столкнется с непредвиденными трудностями, серийное производство начнется строго по плану – в 2027 году. Вероятно, слишком торопиться не следует, ПАК ДА создается с прицелом на несколько десятилетий вперед. Главное – качество.

Немецкий еженедельник Stern прогнозирует: "Новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями и постепенно. Так можно будет постепенно дорабатывать новую модель. Именно так Кремль действует в отношении боевого танка Т-14 "Армата". Тогда ему удастся избежать проблем, которые возникли у США с самолетом-невидимкой F-35, потому что они построили сразу большую партию, хотя у новой модели обнаружилась масса недоработок".

Космический перехватчик

Новому "стратегу" обеспечено широкое поле деятельности. ПАК ДА сможет длительное время находиться в режиме боевого патрулирования в одном регионе, и применять вооружение в другом – на удалении в десятки тысяч километров (с дозаправкой). Некоторые эксперты считают важным способность наносить удары из районов за пределами ПВО противника – над Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим океанами. Тактика боевого применения ПАК ДА зависит от степени заметности на радарах вероятного противника и дальности ракетного вооружения. Если иметь в виду существующие стандарты крылатых ракет (дальность Х-101/102 воздушного базирования – до 5500 км), а также гиперзвуковые особенности перспективных ракет, технология "стелс" определяющей роли не играет. Новый "стратег" сможет выполнять большинство ударных задач за пределами зоны действия противовоздушной обороны, то есть "достанет" противника "неостанавливаемыми" ракетами даже из воздушного пространства России.

Сегодня только РФ и США имеют особый род военно-воздушных сил – стратегическую авиацию (Китай – на подходе). Американская компания Northrop Grumman с 2017 года создает аналогичный ПАК ДА самолет – Б-21 "Рейдер". Пентагон рассчитывает, что машина покинет ангар для наземных испытаний в конце 2021 года. Первый полет должен состояться в 2022 году. Стоимость одного самолета составит около 600 миллионов долларов.

По прогнозам министерства обороны США, китайское "летающее крыло" Н-20 полезной грузоподъемностью до 10 тонн и дальностью до 8500 км пройдет наземные испытания в 2021 году. Компания-производитель Aviation Industry Corporation недавно сообщила, что они начнутся "скоро".

Ожесточенная борьба "стратегов" дальней авиации продолжается в конструкторских бюро, на земле и в небе. В этом концептуально-технологическом соревновании возможно расширение номенклатуры боеприпасов новейшего российского бомбардировщика-ракетоносца за счет средств самообороны – ракет "воздух-воздух". Не исключается установка на борту ПАК ДА электромагнитного, лазерного и иного вооружения на новых принципах. Важным отличием перспективного российского "стратега" от зарубежных аналогов считается способность выполнять функции космического перехватчика – гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника на суше, на море и в ближнем космосе (военные спутники, боеголовки стратегических ракет). Вся боевая мощь новейшего бомбардировщика-ракетоносца будет доверена экипажу из четырех человек, как и на Ту-160.

776
Теги:
МВМС, Россия
Хоккеист Динамо-Минск Шейн Принс

Обидчик "зубров" СКА вылетел из Кубка Гагарина, или Принса не удержать

6068
Уже завтра белорусская хоккейная сборная вылетит в Будапешт, где 16 и 17 апреля проведет свои первые спарринги в рамках подготовки к чемпионату мира-2021.

Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, соперниками подопечных Михаила Захарова станут австрийская и венгерская национальные дружины, что нынче не входят в элитный дивизион.

Однако это даже к лучшему! Выстраивать программу "товарняков" как раз-таки и рекомендуется методом "от простого к сложному".

Конечно, существует жизненный принцип "вначале прыгнуть, а затем посмотреть куда", но стратегически это неприемлемо. И, кстати, необходимо отметить: 23 и 24 апреля белорусов опять-таки ждут выездные спарринги. В Москве со сборной России на льду "ВТБ-Арены". Билеты уже продаются. То есть, без матчевых тренировок с будущими фаворитами чемпионата мира-2021 подопечные Михаила Захарова в апреле не останутся.

Сборная Беларуси: игроки потихоньку собираются

Пока же и австрийцы с мадьярами сгодятся – в самый раз! О причинах, как говорят в пехоте, "разрешите докладывать голосом". Во-первых, состав нашей дружины по-прежнему далек от оптимального. Во-вторых, именно в эти апрельские недели закладывается фундамент функциональной и физической подготовки. Как говорится на профессиональном сленге, игроки находятся под нагрузкой, с них за каждую тренировку сходит семь потов. Иногда и больше.

Наконец, в-третьих, традиционно в сборную привлекаются хоккеисты "на вырост". Так вот спарринги в Будапеште – это шанс для таких ребят указать Захарову на собственную состоятельность: они-де не будущий, а настоящий день национальной команды. К слову, если действительно найдется игрок/игроки, которые заявят о себе во весь голос, будет здорово. Во всех смыслах, включая оздоровление конкурентной среды в коллективе. Ведь надо понимать, что пока в обойме и хоккеисты, которых можно отнести во "вчерашний день" сборной.

Между тем, компания день ото дня растет. К тренировкам присоединились голкипер Тэйлор и защитник Лисовец, которых можно рассматривать железными кандидатами на участие в ЧМ. Еще один вновь прибывший – игрок обороны из "Юности" Щечин. Вот Вадиму как раз и надо дерзать в Будапеште. 

Приступил к легким занятиям Андрей Костицын, залечивающий травму руки. В схожем режиме пока тренируется и форвард Когалев, поигравший в клубном сезоне за минское "Динамо" и "Юность". Александр и травмировался в четвертом матче финальной серии Кубка Президента с "Гомелем". Учитывая, что Когалев редкий белорус с правым хватом клюшки, его состояние здоровья беспокоит многих болельщиков.

Еще больше волнений связано с нашими ассимилированными североамериканцами. Тэйлор прибыл – уже хорошо. По сути дела, вратарская бригада кандидатов собрана в полном составе – квартет (помимо Дэнни это Колосов, Кульбаков и Шостак)! Теперь пусть парни выясняют, кто окажется четвертым лишним.

Впрочем, защитник Бэйлен еще важнее для сборной. Альтернативы ему фактически нет. Причем, дело не только в праворукости Ника. Все кроется в его умениях сыграть на синей линии при реализации численного преимущества. Бэйлен – пресловутый полузащитник-диспетчер, в очередной раз доказавший свою состоятельность в КХЛ играми за "Трактор". Без него белорусская сборная, мягко говоря, утратит многое. Очень многое.

А, чтобы острее прочувствовать ситуацию проведите динамовскую параллель: вспомните, как неубедительно выглядели "зубры" в тех матчах, которые из-за COVID-19 и травмы пропускал Менелл – полузащитник-диспетчер в обойме Крэйга Вудкрофта.

Замены Бреннану просто не было. Как нет ее и Нику. Бэйлен очень нужен на чемпионате мира, и поэтому я критиковал Захарова, замолчавшего в начале апрельского сбора информацию о перспективах этого хоккеиста.

Что ж, ММЗ надо отдать должное – главный тренер сборной исправился: "Бэйлен и Платт будут в сборной на 100 процентов! Это даже не обсуждается. Непонятно, что должно произойти, чтобы их не было". Категорический тон Захарова даже несколько смутил, ибо это Бог располагает, тогда как человек всего лишь играет на трубе. Но главное сказано: железная договоренность с Ником, а заодно и Джеффом есть.

Причем подтверждение пришло и от семьи Бэйлена. Супруга Ника опубликовала в социальной сети фото, как ее босоногий муж бежит кросс, сопроводив "картинку" подписью о начале подготовки к чемпионату мира. И белорусский флаг.

Таким образом, из квинтета ассимилированных североамериканцев – Паре, Бэйлен, Платт, Тэйлор и Принс – пока нет ясности только с последним. И это отдельная история.

Шейн точно уйдет

По Принсу в первой половине апреля, в принципе, многое неясно. Так, например, российское СМИ "Спорт-Экспресс" в конце прошлой недели выбросило в медиапространство информацию о контракте нападающего с "Автомобилистом". И даже указало сумму, которую форвард заработает за сезон в Екатеринбурге – 60 миллионов российских рублей, что более 750 тысяч долларов по нынешнему обменному курсу.

Однако, до сих пор официального подтверждения не последовало ни от одной заинтересованной стороны. Более того, на официальном сайте "зубров" появилось видео хоккеиста, которое он открывает заявлением: "Я – Шейн Принс, игрок минского "Динамо"…" Здесь явно заложена ироничная подоплека "по формальному поводу": до 30 апреля Принс совершенно точно "зубр". 

Но в тоже время лично я не сомневаюсь, что Шейн следующий сезон проведет не в Минске, за что его нельзя ругать. Он и так пошел на шаг, что обычно не дается большинству профессиональных спортсменов. Согласился на заметное понижение заработка в сезоне-2020/2021, чтобы воспользоваться доверием Вудкрофта и создать себе имя. Все получилось. И теперь можно подумать, как "состричь купоны". Нормальное желание. Особенно если учесть, что Принс, как и Вудкрофт, читают книги по "стратегическому управлению судьбой".

Другое дело, что, возможно, на "Автомобилисте" свет клином не сошелся. В конце концов, для любого честолюбивого североамериканца приоритетен вариант с НХЛ. Но мне хочется, чтобы карьера Принса продолжилась в КХЛ. Не только ради перспективного эстетического удовольствия, но и по сугубо утилитарной причине.

В КХЛ обладатели белорусского паспорта ныне не считаются легионерами, что позволяет российским клубам расширять свою прослойку иностранцев. А раз так, то Принс заинтересован в нашем гражданстве, и не должен проигнорировать национальную дружину.

Питер на отдыхе

Если честно, то я полагал, что обе полуфинальные серии Кубка Гагарина завершатся к 14 апрелю. Но если в "армейском" дерби Москва таки взяла верх над Питером (4:2 в серии), то в восточной паре "Ак Барса" и "Авангарда" все решится в седьмом матче, который состоится в Казани в четверг.

А СКА действительно проиграл, хотя очень мужественно цеплялся за соперничество с ЦСКА после трех стартовых фиаско. Две виктории подопечных Валерия Брагина позволили кое-кому предположить чудо плей-офф – спасение со счета 0:3. Не случилось. Уже в который раз московские армейцы, руководимые Евгением Никитиным, оказались крепче, прежде всего, психологически.

В седьмой баталии серии с "Локомотивом" они буквально удушили железнодорожников в объятиях своего прессинга. Сейчас это случилось в шестом соперничестве с питерцами, у которых дрогнул шведский голкипер-гигант Хелльберг, привезший две роковые шайбы в свои ворота. Однако, дело не только в шведе, если СКА не забросил ни одной шайбы.

Что же касается соперничества на Востоке, то парадоксы в дуэли "Ак Барса" и "Авангарда" только множатся. Шесть матчей – шесть гостевых викторий! Как такое возможно – просто не знаю. Тем более, что в пятой баталии – третьей в Казани – судьи, мягко говоря, взяли сторону хозяев, которые воплощали в жизнь цитату болельщика Виктора Гюго: "Подлость последовательна".

Но "Авангард" отыгрался, проигрывая 1:2, чтобы в овертайме вырвать победу. Вот тут я и подумал: все! То есть, хоккейные боги окончательно определились со своими симпатиями в пользу коллектива белорусских хоккеистов Андрея Стася и Кирилла Готовца. Но – нет.

Во вторник в Балашихе "Ак Барс" не постеснялся сыграть в простецкий откат, снискав успех в редкой острой контратаке. Крылышки "ястребов" оказались подрезаны, и теперь на кону матч "или – или".

Читайте также:

6068
Теги:
КХЛ, Кубок Гагарина, Сборная Беларуси по хоккею
Дизельная подводная лодка класса Варшавянка

Ныряющий BOSS: в РФ разработали бюджетную субмарину

1947
(обновлено 17:30 13.04.2021)
Технологический уровень судостроения в РФ позволяет нестандартно подходить к конструкторским решениям. Патрульный "Страж" с функциями надводного корабля и субмарины способен удивить специалистов. О корабле рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" представило проект погружаемого патрульного корабля "Страж", сочетающего достоинства субмарины и надводного корабля. Новинка будет экспортироваться под названием BOSS (Border and Offshore Submersible Sentry).

Относительно небольшие цена и размеры, выдающиеся технические характеристики, традиционно высокая надежность, возможность размещения на борту широкого спектра ракетно-торпедного вооружения (или научного оборудования) делает BOSS привлекательным для многих стран с небольшим оборонным бюджетом.

КБ "Рубин" – один из мировых лидеров в проектировании субмарин и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения со 120-летним опытом создания подводных кораблей и аппаратов различных классов (включая гражданскую технику).

Внешне BOSS напоминает дизель-электрическую субмарину проекта 613 – конструктивно успешную, одну из самых массовых и продаваемых в мире (тоже разработка "Рубина"). Погружаемый корабль имеет схожие технические характеристики: длина 60-70 метров в зависимости от комплектации, водоизмещение около 1000 тонн, экипаж 42 человека. Может оснащаться управляемыми ракетами, торпедами, беспилотными летательными аппаратами, артиллерийскими установками и маломерными скоростными плавсредствами для досмотровых групп. При выборе оружейных систем, приборов и оборудования специалисты КБ "Рубин" ориентировались на проверенные, серийные образцы современных субмарин, надводных кораблей и самолетов.

Вероятными целями нового патрульного "наутилуса" в подводном и надводном положениях могут стать боевые корабли и береговые объекты высокотехнологичного противника, а также менее оснащенные пираты, контрабандисты, браконьеры. Корабль может эффективно использоваться и в качестве разведывательного или научно-исследовательского.

Головная боль НАТО

Для понимания спектра возможностей и задач нового корабля необходимо вернуться к проекту 613 (по классификации НАТО – "Whiskey"). Субмарина с простотой и надежностью винтовки-трехлинейки имела водоизмещение 1347 тонн, длину 76 метров, ширину 6,6 метра и могла двигаться со скоростью до 18,5 узлов, на глубинах до 200 метров. Максимальная дальность в надводном положении – 8500 миль (более 15 тысяч км). Основное вооружение: шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (четыре носовых и два кормовых), причем торпеды могли оснащаться и ядерными боевыми частями (боекомплект – 12 торпед или 22 мины). Автономность – 30 суток. Экипаж – 52 человека.

Проект 613 разрабатывался как торпедный, и все же было построено шесть модифицированных субмарин с ракетным вооружением – за ограждением рубки в двух прочных контейнерах находились крылатые ракеты П-5 дальностью около 300 км (для стрельбы из надводного положения по береговым целям).

В серийном строительстве 613-х широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Советский флот получал по одной новой субмарине в пять дней. За семь лет (1950 – 1957) было построено 215 дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения, которые могли одинаково эффективно наносить торпедные удары, вести разведку, решать задачи минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника. О живучести проекта говорит тот факт, что 613-е служили до конца существования Советского Союза, то есть почти 40 лет (на Черноморском флоте в 1990 году в строю оставалось 18 ходовых субмарин).

Многоцелевые подводные лодки проекта 613 массово поставлялись за рубеж (около 40 единиц) – военно-морским силам Болгарии, Кубы, Индонезии, Египта, Сирии, КНДР, Польши. Китаю передали техническую документацию, и более 20 субмарин было построено на заводах в Шанхае и Ханькоу.

Разумеется, новый погружной патрульный корабль унаследовал главные качества 613 проекта – прочность, надежность и эффективность. В остальном BOSS – высокотехнологичное детище XXI века, с качественно новыми, более могущественными вооружением, средствами связи, навигации и гидроакустики.

Потенциал

Классическое боевое патрулирование на море – это длительное маневрирование надводных кораблей и подводных лодок в заданном районе, в постоянной готовности к выходу на боевые позиции и нанесению ударов по кораблям или наземным объектам противника. Имеется дипломатическое выражение "демонстрация флага", но сути происходящего это не меняет, патрульный корабль вдали от родных берегов всегда выполняет боевую задачу в постоянной готовности к ракетному, артиллерийскому или торпедному удару. Именно поэтому РФ жестко реагирует на появление американских эсминцев вблизи своих берегов в Черном, Беринговом или Японском морях.

В российском ВМФ до недавнего времени патрулированием акваторий занимались сторожевые корабли (СКР), в военно-морских силах НАТО – эскортные эсминцы, фрегаты, корветы и корабли прибрежной зоны. Сложно поставить знак равенства между традиционными надводными кораблями и ныряющим BOSS (для него придется дописывать тактику боевого применения). Особенности эксплуатации нового корабля позволяют утверждать, что в КБ "Рубин" создали гибридную субмарину.

Боевое патрулирование в подводном положении позволяет скрытно наблюдать за противником, нарушителями границы или контрабандистами, обеспечивает внезапность удара или реагирования на угрозы. На глубине проще оторваться от превосходящих сил противника, и там никакой шторм не страшен. Надводные характеристики – бонус для экипажа, который может в походе дышать свежим морским воздухом, а не продуктом регенерации (как на классических подводных лодках). Возможности научного изучения шельфа у ныряющего патрульного корабля выше, чем у аналогичного надводного. Кроме того, BOSS может служить относительно недорогим учебным "классом" для подготовки экипажей и береговой инфраструктуры – с прицелом на развитие отдельными странами национальных подводных сил, приобретение опыта и "полноформатных" субмарин.

1947
Теги:
вооружения, Россия
Календарь 15 апреля

Какой сегодня праздник: 15 апреля

0
(обновлено 12:41 12.04.2021)
Сегодня четверг, 15 апреля. Этот день является 105-м в григорианском календаре. До конца года остается 260 дней.

Знаете ли вы, что 15 апреля родился знаменитый русский поэт Серебряного века Николай Гумилев? О том, чем еще ознаменовано 15 апреля, – в справке Sputnik.

Что произошло 15 апреля

В 1912 году в Атлантическом океане в результате столкновения с айсбергом затонул легендарный лайнер "Титаник".

В 1932 году в журнале "Молодая гвардия" начали публиковать главы романа Николая Островского "Как закалялась сталь". 

В 1955 году американский предприниматель Рэй Крок открыл свой первый ресторан "Макдоналдс".

Также 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Кто родился 15 апреля

В этот день родились корейский государственный деятель Ким Ир Сен (1912), писатель Борис Стругацкий (1933), актер Сергей Пускепалис (1966), актриса Эмма Уотсон (1990).

15 апреля в православном календаре

В этот день православный мир чтит память преподобного Тита чудотворца.

Именины

15 апреля именины у Ефима, Георгия и Григория. 

15 апреля в белорусском народном календаре

0
Теги:
какой сегодня праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день