Реджеп Тайип Эрдоган

Анкара провоцирует Европа поддается: что в отношениях пошло не так

874
Западные державы не слышат и не понимают, о чем идет речь, когда их призывают соблюдать правила и нормы классической дипломатии. Зато, как выясняется, метод прямолинейной грубости в отношениях с ними работает. С подробностями – колумнист Sputnik Ирина Алкснис.

Турция заморозила сделку по закупке вертолетов у итальянской компании Leonardo стоимостью 70 миллионов евро. Также предупреждения о возможных проблемах получили еще три крупные итальянские компании, среди которых Ansaldo Energia, строящая в Турции электростанции.

Причина демарша Анкары – в дипломатическом скандале, бушующем в двусторонних отношениях. В прошлый четверг премьер-министр Италии Марио Драги назвал Реджепа Тайипа Эрдогана диктатором, причем уточнил, что с ним все равно необходимо сотрудничать.

Турецкий МИД немедленно вызвал итальянского посла. Глава ведомства Мевлют Чавушоглу назвал высказывания Драги неприемлемой популистской риторикой. Теперь вот прилетело и итальянскому бизнесу.

Скандал органично продолжил ухудшение отношений Турции с Европы, очередное обострение которых было спровоцировано инцидентом с отсутствующим стулом для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен на переговорах в Анкаре, что случилось буквально за день до заявлений Драги. Итальянский премьер прошелся и по этому поводу, назвав произошедшее "неподобающим поведением" со стороны Эрдогана.

Всю эту историю можно рассматривать как аналог чашки Петри, в которой отражается суть текущей ситуации на международной арене. Ну и, разумеется, она чрезвычайно наглядно иллюстрирует особенности внешней политики обеих вовлеченных сторон.

"Зачинщиком" эскалации на этот раз является, конечно, Анкара. Любые оправдания действий турок на переговорах, попытки объяснить, что все так случайно у них со стулом получилось, откровенно неубедительны. Вне всякого сомнения, это был осознанный вызов со стороны Эрдогана. Да турецкие официальные лица этого и не скрывают. Чавушоглу категорически заявил, что на встрече "все было согласно принятым международным правилам и обычному протоколу".

А Европа – в лице двух самых высокопоставленных должностных лиц ЕС – проглотила унижение. Урсула фон дер Ляйен сама предпочла "сосредоточиться на сущности переговоров", присев сбоку на диванчик. В свою очередь, председатель Евросовета Шарль Мишель сделал вид, что не заметил вопиющего нарушения дипломатического протокола и просто хамства турецкой стороны.

То есть при всей возмутительности действий Анкары в сухой остаток выпал факт, что европейцы позволили так с собой обращаться. А любые потуги сохранить лицо постфактум идут по разряду "после драки кулаками не машут". Это относится и к высказываниям итальянского премьер-министра.

Заявление Марио Драги обнажает внешнеполитический тупик, в который завела себя Европа, да и Запад в целом. В его основе привычка – та самая, что становится второй натурой, – учить жизни окружающих и свободно навешивать ярлыки на международных партнеров, позиционируя себя выше других. И никак не соотносить демонстрируемую уверенность в собственном превосходстве с реалиями окружающего мира.

Обозвать президента другой страны диктатором и тут же признать необходимость сотрудничества с ним – в этой конструкции европейцев ничего не смущает. Да это и понятно, поскольку за последние десятилетия данный подход стал для Запада обычным делом и применяется к любым внешнеполитическим оппонентам, будь то Россия, Китай и еще несколько десятков стран. Та же фон дер Ляйен неоднократно критиковала турецкие власти и лично Эрдогана по вопросам политического устройства, демократии и прав человека, то есть влезая в сугубо внутренние дела другого государства.

Можно осуждать – и это будет вполне обоснованно – внешнеполитический стиль турецкого президента, который старательно столбит за собой роль главного мирового скандалиста и хулигана. Но Эрдоган пришел на уже возделанное поле современной международной политики, которое усилиями Европы и США превратилось в вопиюще несправедливую и запредельно лицемерную систему. Западные державы настолько давно отказались от базовых принципов баланса интересов, взаимоуважения и невмешательства в чужие дела, что банально не слышат и не понимают, о чем идет речь, когда их призывают соблюдать правила и нормы классической дипломатии.

Зато, как выясняется, метод прямолинейной грубости в отношениях с ними работает – и весьма доходчив.

Более того, инцидент со стулом доказал, что Европа не способна должным образом реагировать на подобные вызовы. Видимо, дает о себе знать крайняя забюрократизированность европейских процессов, где любой вопрос требует длительных обсуждений и бесчисленных согласований. В результате в ситуации, в которой фон дер Ляйен и Мишелю стоило бы просто развернуться и покинуть переговоры, они дружно выставили собственную сторону в уязвимом и неприглядном свете.

Главная же проблема для Европы заключается в том, что многие годы она вместе со Штатами демонстрировала, что воспринимает как слабость соблюдение геополитическими конкурентами традиционных дипломатических принципов и правил. Зато теперь она выказала свою неспособность противостоять бесцеремонному нахрапу.

А это означает, что почти наверняка найдутся страны, которые извлекут для себя полезный урок из происходящего – и раз на Западе их не слышат и не понимают по-хорошему, они попробуют по-плохому.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала читайте на РИА Новости

874
Теги:
Турция, Европа
Горный пейзаж Сюникской области Армении

Связаны ли учения в Азербайджане и пограничный спор с Арменией?

0
Объявленные заранее тактические учения Азербайджанской армии не угрожают территориальной целостности и безопасности Армении, считает военный обозреватель Александр Хроленко.

Совпавшая по времени демаркация государственной границы между двумя странами (расстановка знаков и постов на местности) проходит без стрельбы, на основе точных советских военных карт и по итогам трехстороннего соглашения лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года. Разумеется, военные маневры и пограничная демаркация – два разных мероприятия, которые невозможно склеить в одну "агрессию".

Азербайджанская армия 16–20 мая проводит плановые учения. Отдельную интригу создает внешнеполитическая турбулентность на фоне демаркации государственной границы между Азербайджаном и Арменией в Сюникской области. Демаркация – дело всегда непростое, но необходимое. Трехсторонние переговоры специалистов позволят уладить противоречия по отдельным участкам границы, которая ранее была обозначена как административная на картах СССР. Попытки под надуманным предлогом преодолеть внутриполитический кризис Армении возобновлением боевых действий в регионе силами ОДКБ – контрпродуктивны и бесперспективны.

Совершенно сюрреалистически выглядит оперативная реакция Парижа и Вашингтона на эмоциональные майские заявления армянского лидера Никола Пашиняна – Франция готова немедленно оказать военную помощь Еревану (на основании мандата ООН). Возможно, дискредитация этой Организации и является главной целью пограничной "комбинации"?

Военно-политические игры

В маневрах Азербайджанских ВС задействованы 15 тысяч военнослужащих – из 125 тысяч общей численности, то есть 12% личного состава. В поле вышли менее трети парка бронетехники. Задачи в воздушном пространстве выполняют около трети общего количества летательных аппаратов. Эти силы и средства решают серьезные задачи, но априори не могут угрожать целостности Армении (тем более после трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 года). Весна – время военных учений во многих странах.

Потенциальную опасность несут военно-политические игры стран Запада. Так, несколько настораживает факт встречи в Брюсселе 17 мая помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева с заместителем генерального секретаря НАТО Мирчей Джоанэ. Повестка встречи неизвестна, однако высока вероятность обсуждения ситуации в Сюникской области – с выходом на силовую конфронтацию.

Посол США в Ереване Линн Трейси в начале мая заявила, что "нахождение Армении в составе ОДКБ создает определенные ограничения для оказания Америкой военной помощи Армении". Параллельно администрация президента США Джозефа Байдена продлила приостановку действия 907-й поправки к "Акту в поддержку свободы", то есть разрешила прямую военную помощь Азербайджану. Создается впечатление, что Армению изощренно побуждают (провоцируют) выйти из ОДКБ, сменить "орбиту притяжения".

С другой стороны, воинственные заявления Парижа в поддержку Еревана (президент Франции Эммануэль Макрон призвал Азербайджан вывести войска с территории Армении) подталкивают вполне мирную ситуацию на Южном Кавказе к новой эскалации армяно-азербайджанского вооруженного конфликта – с вероятным расширением числа участников за счет США, Франции, Турции, Ирана и других стран. Кому бы это ни было выгодно, подобное развитие событий неизбежно повредит интересам России. Кстати, в ОДКБ пообещали представить оценку конфликтной ситуации в Сюникской области "в трехдневный срок", о военной помощи Армении речи пока не идет ввиду явного отсутствия внешней агрессии. На этом фоне министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 16 мая вполне миролюбиво назвал обращение Армении в ОДКБ безосновательной попыткой политизации проблемы, которую можно решить "на месте", и подчеркнул, что пограничные силы Азербайджана располагаются на "территории своей страны".

Пограничная комбинация

Пашинян 17 мая в очередной раз заявил о намерении запустить процедуры реагирования ОДКБ и армяно-российской стратегической системы, потому что на отдельных участках армяно-азербайджанской границы есть "тенденция к росту напряженности". Что же происходит в действительности?

Согласно трехстороннему соглашению лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября 2020 года, в приграничных с Арменией Кельбаджарском и Лачинском районах Азербайджана размещаются пограничные силы АР. Около 30 лет эта территория находилась под армянским контролем. Сегодня линия границы восстанавливается – по соглашению (его не обойти) и по картам Генштаба СССР 1970-х годов. В сложном процессе демаркации мелкие "картографические" проблемы неизбежны, но вполне решаемы специалистами Армении, Азербайджана и России (без привлечения Вашингтона и Парижа).

По данным Минобороны Армении, утром 12 мая "Вооруженные силы Азербайджана под предлогом "уточнения границ" попытались провести определенные работы на одном из приграничных участков. После предпринятых армянскими подразделениями мер азербайджанские военные прекратили эти работы". Сразу после этого начались переговоры по урегулированию ситуации. Очень важный момент – в военном ведомстве призвали не распространять непроверенную информацию, особенно если она способна привести к распространению паники (к сожалению, не все прислушались).

Участвующая в переговорах Государственная пограничная служба Азербайджана отметила: "Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 10 ноября 2020 года, азербайджанские пограничные войска с улучшением погодных условий дислоцируются на позициях Азербайджана в граничащих с Арменией Лачинском и Кельбаджарском районах, которые имеют сложный горный рельеф и климатические условия. Этот процесс осуществляется в обычном режиме и систематически".

Министерство иностранных дел Азербайджана 13 мая напомнило: "С момента восстановления независимости две страны по понятным причинам не имели государственной границы, и… мы говорим о сложном техническом процессе, который в настоящее время сопровождается разногласиями между сторонами".

Откуда столько шума? Вроде бы, в позициях сторон нет оснований для тревоги. И никаких претензий Баку армянской стороне. Российские военнослужащие в регионе вообще не делают громких заявлений – в обычном режиме обеспечивают безопасность населения, участвуют в трехсторонних переговорах в Сюникской области Армении.

Российские пограничники, согласно договоренностям, ответственны за безопасное и бесперебойное движение на проблематичных участках автодороги в Сюникской области (Горис – Давид Бек и Горис – Капан). Здесь также созданы два опорных пункта 102-й российской военной базы – дополнительная гарантия безопасности юга Армении. Гипотетический прорыв азербайджанских войск в Сюнике можно представить лишь как вариант прямого вооруженного столкновения с российскими войсками. Бредовый сценарий.

Исторически сложилось так, что приграничные конфликты на пространстве СНГ – рабочие будни, а не повод для развязывания войн. Проблемы демаркации требуют двусторонних переговоров, дипломатических и технологических решений, а не размахивания виртуальными знаменами ОДКБ или НАТО. Фазу демаркации Армении и Азербайджану надо просто преодолеть и "пережить", ведь не бывает государства без обозначенных на местности границ.

Что касается силового влияния ОДКБ, для резких движений нет оснований и фактов. Информация о продвижении азербайджанских пограничников на 3500 метров вглубь армянской территории выглядит откровенно странной. Кто кого здесь пытается ввести в заблуждение? Проблемами войны и мира в Организации занимаются серьезные и ответственные специалисты. При отсутствии реальной угрозы Армении – не будет и военного реагирования ОДКБ.

Статья 2-я Договора о коллективной безопасности декларирует: "Государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

0
Теги:
ОДКБ, Азербайджан, Армения
Знак процента на витрине

Вектор тяги: есть ли ресурс роста у белорусской экономики?

235
На чем основывается оптимизм белорусских властей, которые прогнозируют серьезный прирост ВВП в первом полугодии, рассуждает колумнист Sputnik Николай Левчук.

ВВП Беларуси в первом полугодии вырастет почти на 2% по сравнению с прошлым годом, заявил на встрече с президентом Беларуси Александром Лукашенко премьер-министр Роман Головченко в начале мая.

На фоне все еще не затухающей пандемии COVID и затянувшейся рецессии мировой экономики данное заявление выглядит как минимум смелым. Но статистические показатели свидетельствуют о том, что для него есть основания.

Индекс промпроизводства

По данным Белстата, валовый внутренний продукт в 2020 году в текущих ценах составил 147 005 млн. руб. В сопоставимых ценах по сравнению с 2015 годом – 103, 5 %, по сравнению с предыдущим годом – 99, 1 %, показав некоторое сокращение, обусловленное упомянутыми выше причинами.

Из данных аналитического обозрения Национального банка Беларуси со ссылкой на Белстат следует, что объем ВВП в январе-феврале 2021 г. в текущих ценах составил 23,3 млрд. рублей, или 100,8 процента в сопоставимых ценах к уровню января-февраля 2020 года. Причем рост реального ВВП произошел в основном за счет роста промышленного производства, которое в январе-феврале 2021 года в сопоставимых ценах выросло на 8,3 процента по сравнению с 2020-м, составив 21,4 млрд бел. рублей. 

Рост промышленного производства, скорее всего, и станет дайвером повышения ВВП, о котором заявлял белорусский премьер-министр. К тому же, в прошлом году промпроизводство в Беларуси снизилось на 0,7% после роста на 12% в 2019 году и на 5,7% в 2018 году. В целом удельный вес сферы производства в ВВП в прошлом году составил 38,1% (собственно, промышленности – 25,5%), а сферы услуг 49,1%. Рост промпроизводства обеспечен за счет увеличения производства в обрабатывающей промышленности на 7,5% и в сфере снабжения электроэнергией и горячей водой на 15,9%. Но теперь главная задача – разгрузить склады.

Здесь Беларусь оказалась в более выгодной ситуации, чем некоторые другие сопредельные страны. Так, исходя из аналитического обозрения Нацбанка, в России (по оценке Росстата) выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-феврале 2021 г. по сравнению с январем-февралем 2020 г. снизился на 1,8 процента. Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах за январь-февраль 2021 г. составил 97,2 процента. В Казахстане этот показатель составил 98,1%, а на Украине – 95,8%.

Надо полагать, отрицательные колебания в большей степени связаны с пандемией коронавируса. По данным BIK Ratings – кстати, первого и единственного в настоящее время национального рейтингового агентства в Республике Беларусь – в мире сокращение отработанного времени за счет введения карантинных мер только во втором квартале 2020 года нанесло потери почти в 500 млн рабочих мест с полным рабочим днем. А снижение объема мирового валового продукта ввиду негативного влияния пандемии COVID-19 в 2020 году оценивается на уровне 3,5 %, вопреки изначальной оценке в 4,4 % (этому поспособствовал активный рост мировой экономики во второй половине 2020 года).

Интеллектуальная рента

Рост мирового ВВП в 2021 году прогнозируется МВФ на уровне 5,5%, что на 0,3 п.п. выше изначального прогнозного значения ввиду вакцинации населения и сокращения негативного влияния COVID-19 в некоторых странах. Прогнозируемый рост мировой экономики в 2022 году составляет 4,2 %. Рост экономик развитых стран прогнозируется на уровне 4,3% и 3,1% в 2021 и 2022 годах соответственно, резюмирует BIK Ratings. На этом фоне заявленный премьер-министром Романом Головченко прогноз роста в отношении белорусской экономики выглядит вполне логичным, даже несмотря на скептические реляции того же МВФ.

Уничижительные комментарии ряда СМИ по этому поводу  выглядят неуместными, поскольку такой рост в целом не выпадает из мирового и регионального контекстов, и в этом году в Республике Беларусь планируется на уровне 1,8%. А вот о структуре ВВП страны и его качественных показателях, нацеленных на стратегическую перспективу, стоит порассуждать. 

По данным, которые приводит BIK Ratings, наукоемкость ВВП в Республике Беларусь в среднем ниже, чем в странах-соседях. Так, в 2018 наукоемкость ВВП Республике Беларусь составила 0,61%, что на 0,6 п. п. ниже, чем в Польше, на 0,39 п. п. ниже, чем в России и на 0,17 п. п. ниже, чем в Литве. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития наукоемких отраслей в Республике Беларусь по сравнению со странами соседями.

Вместе с тем, в последние годы наметилась положительная динамика. Так, доля высокотехнологичных (включая среднетехнологичные) и наукоемких отраслей экономики в ВВП Республике Беларусь в 2018 году достигла 36,7%, что на 4,1 п. п. больше уровня 2014 года. Доля высокотехнологичных производств в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности также растет – в 2018 году данный показатель достиг 28,5%, что на 4,3 п. п. больше уровня 2014 года.

Удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта товаров в 2018 году достиг уровня в 2,2%, что на 0,3 п. п. больше уровня 2014 года. Удельный вес экспорта среднетехнологичных товаров высокого уровня в общем объеме экспорта товаров также демонстрирует рост – в 2018 году данный показатель достиг уровня 22,4%, что на 1,9 п. п. больше уровня 2014 года. При этом удельный вес экспорта наукоемких высокотехнологичных услуг в общем объеме экспорта услуг в 2018 году достиг уровня в 4,6%, что на 2,2 п. п. больше уровня 2014 года.

Однако, несмотря на то, что доля высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей экономики в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь выше, чем в странах-соседях, экспорт высокотехнологичных товаров по отношению к общему объему (произведенного) экспорта и к общему объему экспорта товаров и услуг остается самым низким среди стран-соседей, резюмируют эксперты BIK Ratings.

Эмиссионный кредит

Положительной динамики роста наукоемкости ВВП удалось достичь благодаря наращиванию бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки из учрежденных государством инновационных фондов, иными словами – государственных инвестиций в инновационную сферу, которые стимулируют привлечение в экономику прямых иностранных инвестиций.

Помимо этого, как отмечает председатель ГКНТ Беларуси Александр Шумилин, в стране в последние годы предпринят ряд стимулирующих инновационную активность мер. Было сформировано нормативное требование по обеспечению коммерциализации результатов научно-технической деятельности; вузам и научным организациям предоставлены права выступать учредителями предприятий для реализации инновационных проектов; для производителей  инновационных и высокотехнологичных товаров введены налоговые льготы; для физических лиц и субъектов малого предпринимательства предусмотрены инновационные ваучеры и гранты. 

Республике Беларусь как и другим странам приходится отвечать на вызовы пандемии и накатывающих волн мировых финансовых кризисов, которые не в последнюю очередь являются следствием транзита девальвационных "пузырей" мировой резервной валюты доллара. Если неконтролируемая эмиссия доллара  используется транснациональными корпорациями для перераспределения мировых ресурсов и присваивания интеллектуальной ренты, то "дозированная" эмиссия национальной валюты может стать инструментом стимулирования экономики, если используется для кредитования воспроизводства основных фондов промышленных предприятий, приведение их к стандартам, задаваемым четвертой промышленной революцией.

Эту мысль, так или иначе, подтверждает Михаил Мясникович (премьер-министр Республики Беларусь 2010-2014 годы). В своей монографии "Будущее рождается сегодня. О некоторых вопросах развития" он обращает внимание на то, что экономике Беларуси удалось более-менее спокойно пройти мировой кризис 2007 – 2009 годов благодаря национальным инструментам. Либеральная денежно-кредитная политика, проводимая в стране в те годы, не только отрицательно не сказалась на темпах экономического роста, а наоборот обеспечила его увеличение за пять лет практически в полтора раза. Это был своего рода внутренний кредит, эмиссионный по сути, хоть еще не полностью отработанный до сих пор.

В мире сегодня накапливается огромный технологический потенциал, который трансформируется в новое качество роста экономики. У белорусской экономики ресурс роста тоже есть, вектор ее "тяги" должен быть направлен на интеллектуализацию всех отраслей, повышение добавленной стоимости. Ключ к такому росту – целевые государственные инвестиции.

*мнение автора может не совпадать с позицией редакции

235
Теги:
ВВП, Беларусь, экономика
Офис TUT.BY

Уголовное дело возбудили в отношении должностных лиц ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА"

0
(обновлено 11:45 18.05.2021)
Органами финансовых расследований Комитета госконтроля проводятся неотложные следственные и другие процессуальные действия

МИНСК, 18 мая - Sputnik. ДФР Комитета государственного контроля в отношении должностных лиц ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА" возбуждено уголовное дело, сообщили в КГК.

"Дело возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере)", - сообщили Sputnik во вторник в пресс-службе КГК.

Там пояснили, что ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА" в 2019 году был получен статус резидента Парка высоких технологий (ПВТ).

"По данным ДФР, обществом была получена выручка, не обусловленная деятельностью, разрешенной для резидентов ПВТ. Об этом было проинформировано государственное учреждение "Администрация Парка высоких технологий", - рассказали в КГК.

"На основании предоставленных ДФР сведений о допущенных обществом нарушениях Наблюдательным советом ПВТ 18 мая 2021 г. принято решение об утрате ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА" права на налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с декретом президента Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 "О Парке высоких технологий", - пояснили в КГК.

В результате необоснованного использования ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА" государственной поддержки как резидента ПВТ государству был причинен ущерб в особо крупном размере.

"В настоящее время органами финансовых расследований КГК проводятся неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению всех обстоятельств и лиц, причастных к противоправной деятельности", - сообщили в КГК.

0