Коммерческие экспозиции в помощь народным художникам

© Sputnik / Виктор ТолочкоГалерея "Дом картин"
Галерея Дом картин - Sputnik Беларусь
Подписаться
Галеристы и художники рассказали, как через коммерческую экспозицию заманить посетителя на выставку народных мастеров живописи.

Елена Васильева, Sputnik.

У минчан обострилась тяга к прекрасному. Будь то гравюры Шагала, мультимедийные картинки по мотивам Ван Гога или "бесплатная среда" в Национальном художественном музее. Последнюю минчане восприняли с такой благодарностью, а в музей повалили с таким рвением, будто билет стоимостью в пятьдесят тысяч рублей был последней преградой, которая отделяла от возможности слиться с искусством, раствориться в нем, вступить с ним в интеракцию и тем просветлеть.

Впрочем, под определение "прекрасного" подпадают исключительно проверенные временем, одобренные критиками и запечатленные в учебниках мировой художественной культуры имена. Народные художники Беларуси раз за разом в этот тесный круг любимцев широкой общественности не допускаются. Корреспондент Sputnik побеседовала с пресс-секретарем галереи "Дом Картин" Кристиной Лядской о том, можно ли через коммерческие экспозиции приобщить посетителей к чистому искусству.

© Sputnik / Виктор ТолочкоПарфюмерная выставка "Запах жизни"
Парфюмерная выставка Запах жизни - Sputnik Беларусь
Парфюмерная выставка "Запах жизни"

Публика идет на "запах"

Галерея "Дом картин" о своем открытии заявила громкой выставкой гравюр "Дали. Шагал. Матисс". Здесь вспоминают, как маленький местный гардероб не выдержал тяги минчан к прекрасному и обвалился — в день приходилось принимать по двести человек.

Парфюмер Влад Рикунов - Sputnik Беларусь
Парфюмер рассказал, чем пахнет Беларусь и какой аромат у Минска

Сейчас здесь выставляется экспозиция "Запахи жизни" — парфюмерные изыски, прикоснувшись к которым, можно насладиться запахом свежего арбуза или пыльного чердака. В отличие от первой, выставка очевидно коммерческая, а внимание к запахам привлекают с помощью броских фотографий и слоганов "Узнай, чем пахнет Путин". Парфюмер представил на суд публики туалетную воду, созданную в честь президента России и других интересных широкой общественности персонажей — Тимати, Киркорова, Ани Лорак.

В соседнем зале — выставка народного художника Беларуси Анатолия Кузнецова "Долина фараонов", чинно открывшаяся меньше месяца назад при участии председателя Союза художников Рыгора Ситницы и других именитых мастеров Беларуси.

"Мы не так давно на рынке и до сих пор щупаем форматы, которые позволят нам и публику радовать, и выживать. Важно найти баланс. Мы обеспечиваем клиенту высокий уровень комфорта — в нашей галерее можно и кофе выпить, и фильм посмотреть. Все эти услуги входят в стоимость билета, нам нужно иметь на это средства. Никто иной, кроме зрителя, которому нужно угодить настолько, чтобы он возвращался вновь и вновь, не обеспечит финансовую стабильность галереи", — рассказала корреспонденту Sputnik Кристина Лядская.

Сейчас залог финансовой стабильности "Дома картин" — выставка "Запахи жизни", которая пришла на смену гравюрам мировых художников. При этом базой галереи остается огромная коллекция картин народных художников республики, но демонстрировать зрителю только эту базу нет возможности — клиентов, готовых идти на чистое искусство, а не на "запах жизни" так немного, что они не смогут обеспечить "Дому картин" финансовую стабильность.

"В одной части пространства у нас коммерческий проект, который привлекателен громким именем или нестандартной подачей материала, новизной. Мы не концентрируемся на определенном сегменте аудитории, а стараемся охватить все: хотим видеть здесь и семьи, и детей, и родителей, и пары. Каждый раз, затевая что-то новое, думаем, для всех ли этот проект", — пояснила собеседница Sputnik соседство коммерции и чистого искусства.

Опытным путем сотрудники галереи пришли к выводу, что демонстрация исключительно высокого искусства сделает выживание галереи попросту невозможным. 

"Наличие коммерческой зоны, зоны повышенной зрительной активности дает возможность делать проекты негромкие, не эпатажные, но качественные с точки зрения произведений искусства, которые мы показываем", — объяснили в галерее.

Я видел Дали

Не так давно здесь на месте картин Анатолия Кузнецова, отсылающих к его египетскому путешествию, проходила выставка художницы Зои Литвиновой. Работы этого мастера были представлены на биеннале живописи и во многих галереях Австрии. Литвинова награждена орденом "За заслуги в области литературы и искусства" Франции, званием "Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь", и все же заявление "я был на Литвиновой" оценит куда меньшее количество собеседников, чем восторженное "я видел Дали/Шагала/Матисса".

"Наша публика готова идти на имена: Дали ведь любят единицы, понимают — считанные люди, а идут на его выставки многие. И не потому что соскучились по высокому искусству, а потому, что сказать, что побывали на Дали — это солидно. Тот же Шагал, великий мастер, но все ли понимают замыслы его картин. Однако сходить на Шагала нужно. И во время выставки "Дали. Шагал. Матисс" было видно, с какой радостью люди принимали эти имена. Мы не избалованы такими проектами, нам нужно ехать далеко, чтобы побывать на выставке именитых художников, и потому люди охотно идут на громкие выставки, совершенно игнорируя местных художников", — объяснили в галерее психологию посетителя.

© Sputnik / Виктор ТолочкоПарфюмерная выставка "Запах жизни"
Парфюмерная выставка Запах жизни - Sputnik Беларусь
Парфюмерная выставка "Запах жизни"

Но посмотрев на графику Шагала, посетитель открывал для себя в соседнем зале живопись Зои Литвиновой. А сейчас он, сначала оценив запах пыльного чердака, арбуза, Киркорова, приходит в соседний зал и открывает для себя невероятный Египет Анатолия Кузнецова.

"Провели 42 выставки, а нас винят за мед"

Председателю Союза художников Беларуси Рыгору Ситнице не единожды приходилось слышать упреки в том, что на соседних этажах с выставками народных художников размещается выставка меда.

"Всякая художественная выставка требует больших затрат, и чтобы ее провести, организатор должен заработать деньги. Нас в "Союзе" часто упрекают в том, что мы коммерциализировались. Но мы тоже должны заработать, хотя бы для того, чтобы иметь возможность проводить некоммерческие выставки. К слову, процент коммерческих выставок у нас совсем небольшой — не больше пятнадцати, остальное — высокое искусство", — объясняет Ситница.

Художник поддерживает не только "Дом картин", но и другие галереи, привлекающие посетителя коммерческими проектами, и откровенно популистские выставки "Ван Гог. Ожившие полотна". Ни один художественный проект не окупает себя даже на пять процентов.

"За свои деньги мы проводим выставки — и остаемся в минусе, потому что заработать на этом не можем. Но и не заниматься искусством не можем — это наша сущность. Поэтому вынуждены идти на компромиссы и зарабатывать на коммерческих проектах. Когда меня в этом упрекают, я задаю вопрос — сколько выставок прошло в этом году во Дворце искусств? Ответить не могут. А их было сорок две. А на скольких были критики, упрекающие за то, что там мед продают? Так вот лучше ходите на выставки, а еще лучше — покупайте на них билеты, а не просто приходите на бесплатное открытие", — резюмировал Ситница.

Лента новостей
0