Народная артистка Беларуси Наталья Гайда

Наталия Гайда: изображать примадонну в жизни просто смешно

502
(обновлено 10:46 06.06.2016)
Звезда белорусской оперетты рассказала, почему почти полвека хранит верность одной сцене и что актеру нельзя без конкуренции.

Ольга Обуховская, Sputnik.

Каждый, кто хотя бы однажды был на спектаклях в белорусском Музыкальном театре, знает это имя. Народная артистка Беларуси Наталья Гайда 47 лет хранит верность подмосткам, на которые пришла кода-то совсем юной артисткой, а теперь ее имя прочно ассоциируется с самим театром.

Совсем недавно она блистала в очередной премьере театра Музкомедии — исполняла роль актрисы Вуазье в "Бале в "Савойе" Пала Абрахама.

Когда в кулисах еще не стихли овации зрителей после премьеры, Sputnik поговорил с артисткой о вечном и повседневном.

От ролей отказываться не привыкла

— В новом спектакле "Бал в "Савойе" режиссер Анна Моторная предложила мне сыграть звезду прошлых лет. Мой номер поставлен как испанский, в достаточно быстром темпе. Я с удовольствием взялась, потому что не привыкла отказываться от ролей. Но, естественно, очень волнуюсь, потому что в каком бы возрасте актриса не была, на нее все равно смотрят как пусть на бывшую, но героиню. Нас хотят видеть всегда в форме — стройными и красивыми. Спектакль замечательный, с прекрасной музыкой, интересной режиссерской работой и сценографией.

Из Свердловска в Минск

— До Минска я вообще не имела отношения к театру оперетты, хотя этот жанр очень любила. Был Свердловский академический театр оперы и балета, в который меня пригласили, когда я училась на четвертом курсе консерватории. В этом театре я работала четыре года, а потом муж (Юрий Бастриков, народный артист Беларуси — Sputnik.) выиграл конкурс баритонов, который проводил белорусский Большой театр, и мы переехали в Минск.

Главный дирижер Кирилл Тихонов предложил работать в театре и мне, несмотря на то, что в моем голосе театр не очень нуждался — тогда еще пели Тамара Николаевна Нижникова, Люда Златова и др.

Наталья Гайда в роли Пенелопы 1982 год
© Sputnik из архива Н. Гайды
Наталья Гайда в роли Пенелопы 1982 год

На минской оперной сцене я прослужила год, пела Мюзетту в "Богеме" и Фраскиту в "Кармен".

В этот же год меня пригласили в Свердловск принять участие в съемках фильма-спектакля "Званый ужин с итальянцами" Оффенбаха. А когда я вернулась, как раз вышел указ о создании театра музкомедии в Минске. Я согласилась в него пойти и ни разу потом не пожалела. Наш Музыкальный театр — мой единственный,  в нем я работаю уже 47 лет.

Родители всегда хотели, чтобы я пела

— Мое детство прошло в Свердловске и в Семипалатинске. Мама училась в Уральской консерватории, обладала красивым сопрано, но учебу прервала война. Папа ушел на фронт, а она осталась в Свердловске со мной на руках. В 1944 году, когда появилась возможность выехать на поезде, мама отвезла меня в Семипалатинск к бабушке и дедушке — родителям папы. В Казахстане я жила и училась до 9 класса.

Во время войны мама работала в филармонии. Ей пришлось оставить консерваторию. Потом, когда мамины сокурсницы стали известными певицами, выступали в Большом театре, я, по юношескому максимализму, говорила ей: "Значит, и ты бы могла петь в Большом! Ты просто не хотела!" Но мама работала, чтобы нам как-то выжить.

Родители очень радовались, когда в 1966 году после гастролей Свердловской оперы в Москве обо мне впервые написали большую статью в "Культуре".

Позже, когда я уже обосновалась в Минске, они часто приезжали с Урала на мои спектакли, концерты, когда я получала первые звания.

Театр и известность

— Как пришла известность? В те годы был расцвет советской оперетты: для нас много писали композиторы и драматурги. Театры могли себе позволить приглашать режиссеров из других театров. Каждый год театр Музкомедии выезжал на летние гастроли по Советскому Союзу. В течение двух-трех месяцев мы показывали наши спектакли в разных городах. Публике нравились постановки, люди запоминали имена артистов. Мне даже рассказывали, как на гастролях в Сочи, которые я в тот год пропустила, зрители, покупая билеты, спрашивали: "А Гайда играет?" Зрительский интерес был большой.

Народная артистка Беларуси Наталья Гайда в спектакле Бал в Савойе
© Sputnik из архива Н. Гайды
Народная артистка Беларуси Наталья Гайда в спектакле "Бал в "Савойе"

Москва приглашала певцов из разных республик для участия в концертах в Колонном зале Дома Союзов, в Олимпийском. Ведущие артисты из разных театров страны знали друг друга. Мы часто записывались на радио, выступали на телевидении: в новогодних "Голубых огоньках" в 1976 году я пела Джудитту с балетом Московского музыкального театра, а в 1979 выступала вместе с партнером из Эстонии Вольдемаром Куслапом. Это были прекрасные времена.

Режиссеры и спектакли

— Когда я была студенткой четвертого курса, я впервые пела в оперном спектакле — Бьянку в "Укрощении строптивой" режиссера Марка Минского. Меня, студентку, пригласили заменить певицу. Я знала партию и спела спектакль практически без репетиций. 

Первая работа с режиссером — партия Мюзетты  в "Богеме".

Помню, как я пришла на репетицию и напряженно ждала указаний режиссера Георгия Миллера. А он мне: "Вот здесь стоят гости, здесь навес над кафе, здесь стол —  действуйте". Я не растерялась. Когда закончила сцену, Миллер мне говорит: "А на спинку стула запрыгнуть сможете?" Я говорю — могу. Запрыгнула. И практически все, что я тогда сделала, осталось в спектакле.

Предоставить артисту свободу — это дорогого стоит. Получился интересный удачный спектакль с прекрасным составом солистов. Мы даже поехали с ним на гастроли в Киев, где тоже шла "Богема" и пели знаменитые на весь Союз Зоя Христич и Евгения Мирошниченко. Но и наш спектакль произвел впечатление, зрители встречали очень тепло.

Интересно работалось над оперой "Дон Жуан" с режиссером из Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Павлом Златогоровым, где я исполняла партию Церлины. Во время постановки для каждого артиста он написал что-то вроде заметок о роли, раздал и предложил обдумать каждому свой образ. Когда начались репетиции, артисты выдавали свое видение роли, а он где-то что-то подправлял.

В моей жизни, к счастью, было немало талантливых режиссеров. У каждого из них свой почерк, своя манера работы с актерами, четкость в работе, точность. Все они умели донести задачи и смысл до артистов, убедить в правильности своей точки зрения и взгляде на роль.

В оперетте очень нравилось работать с Александром Барсегяном —  умным, точным по драматургии и тексту режиссером. Целая эпоха связана с Семеном Александровичем Штейном, оперным режиссером, поставившим у нас несколько спектаклей — знающим и понимающим музыку и драматургию, потрясающим профессионалом. С Борисом Петровичем Второвым поставлен ряд прекрасных спектаклей: "Джулия", "Стакан воды", "Дорогая Памела".

Потом был период Вячеслава Цюпы, очень современного, смелого режиссера. Его спектакли — "Сирано", "Клоп", " Сильва", "Играем в Принца и Нищего" — имели большой успех. У каждого из них свой почерк, каждый вызывал интерес своей манерой работать с актерами, четкостью в работе, точностью. Все они умели донести задачи и смысл до артистов, убедить в правильности своей точки зрения и взгляде на роль.

Примадонна — сцена и жизнь

— На сцене я должна чувствовать себя примадонной, потому что, если я не буду верить в своих героинь сама, то и зритель не поверит. Когда выходишь на поклон в конце спектакля, в свете софитов, получаешь букеты и аплодисменты и испытываешь глубокое чувство профессионального удовлетворения от того, что я это сделала, дошла до вас душой, меня поняли — это не "примадонство", для этого мы и работаем.

Народная артистка Беларуси Наталья Гайда всегда на сцене
© Sputnik из архива Н. Гайды
Народная артистка Беларуси Наталья Гайда всегда на сцене

Но в жизни изображать из себя примадонну, звезду, по-моему, смешно, и даже не совсем прилично. К тому же слово "примадонна" иногда звучит негативно и становится почти нарицательным — капризная, фальшивая, легкомысленная, взбалмошная, думающая только о себе и своих желаниях особа.

Хотя мы все вольно или невольно в жизни играем, стараемся казаться интереснее, чем мы есть, но это естественное желание нормального человека.

Актерскому самолюбию льстит, когда режиссер видит только тебя и считает, что только ты сможешь справиться с ролью. Да, это греет самолюбие, и ты будешь из кожи лезть на репетициях.

Но когда назначаются две или три исполнительницы одной роли — это еще интереснее, это конкуренция, это заставляет работать, потому что стать самой лучшей из них — это высший пилотаж.

Время и зрители

— Конечно, меняются время, вкусы, мироощущение. Меняемся мы, актеры, меняется зритель. Cегодня зрители более развиты и музыкально и театрально. Перед тобой весь мир на экранах телевизоров, компьютеров и т.д. Поэтому и для артистов профессиональная планка повысилась.

Сегодня в постановках, премьера которых состоялась давно, но по-прежнему пользующихся успехом у публики, мы убираем некоторые вещи, которые уже выглядят наивно. Когда раньше Бонни в "Сильве" говорил: "Ты на меня не сердишься? Съешь конфетку!", все зрители смеялись, сейчас — никто.

Точно так же когда клоун в цирке плакал и у него из глаз били фонтанчики слез — зрители просто заходились от смеха. Сейчас хохотать вряд ли будут.

Мы должны не только соответствовать нашим зрителям, но и быть немного впереди. Чтобы зрителя покорить, мне кажется, артист должен всегда играть как в последний раз. Наверное, современный театр — это тот, который сегодняшнего зрителя цепляет, а иначе это не искусство.

 

502
Теги:
Белорусский государственный академический музыкальный театр, Минск, Беларусь

Пресс-конференция организаторов 27-го ММКФ Лістапад

"Лістапад" огласил внеконкурсные программы игрового и документального кино

49
(обновлено 12:38 29.10.2020)
27-й международный кинофестиваль "Лістапад" пройдет в Минске с 6 по 13 ноября под слоганом "Магия образа".

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Минский международный кинофестиваль "Лістапад" опубликовал внеконкурсные программы игрового кино и документалистики, информация об этом появилась на его официальном сайте.

Внеконкурсные показы игрового кино разделены на восемь секций: "Львы, медведи, пальмовые ветви", "Мастер-класс", "Воображаемые любови", "Полуночные страсти", "Женские истории", "Без пяти минут Оскар", "Послеобразы. Современное польское кино", "Уикенды с Войцехом Хасом". Планируется показ 25 фильмов, география их создания обширна: от Германии до Мексики, от Колумбии до Республики Корея – всего более 15 стран.

В рамках внеконкурсной программы документального кино покажут 20 лент, разделенных на 7 секций ("Мастера", "Кино о кино", "Музыка док", "Новый дом", "(Не)детские истории", "Документальные комедии, "На границе: аутсайдерская документалистика (выбор молодых кинокритиков)"), из более чем десятка стран.

Первый кинофорум "Лістапад" состоялся в Минске в 1994 году, до 2002 года он назывался "Международный кинофестиваль стран СНГ и стран Балтии". С 2013 года получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров, является одним из наиболее престижных кинофестивалей на территории СНГ.

В 2020-м году 27-й Минский международный кинофестиваль "Лістапад" пройдет с 6 по 13 ноября. В нем примут участие порядка 120 картин из 50 стран. Показы состоятся в кинотеатрах "Центральный", Falcon Club Бутик Кино, Silver Screen в Galileo, "Пионер" и "Беларусь". 

Читайте также:

49
Реконструкторы в форме времен 1812 года, архивное фото

Международного фестиваля "Березина" в этом году не будет

82
(обновлено 11:03 29.10.2020)
Посмотреть на реконструкцию кавалерийских сражений и переправу наполеоновских войск под Борисовом не получится.

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Международный военно-исторический фестиваль, посвященный событиям 1812 года, который проводится в Борисовском районе, отменен, сообщил Sputnik один из организаторов Владимир Успенский.

"Учитывая рост количества заболеваний коронавирусной инфекцией, принято решение не проводить фестиваль. Проведем только церемонию памяти на Брилевском поле, где захоронены останки около 400 французских солдат", - пояснил собеседник Sputnik.

Ежегодный фестиваль должен был пройти в конце ноября на Брилевском поле под Борисовом. Самым зрелищным и массовым моментом традиционно считается реконструкция боя русской и французской армии, посвященная переправе войск Наполеона через Березину в 1812 году.

В прошлом году в фестивале приняли участие около пяти тысяч человек, приезжали гости из Польши, России и Франции.

Ежегодная реконструкция, которая проходит под Борисовом, затрагивает события ноября 1812 года, когда остатки казавшейся непобедимой армии при отступлении переправлялись через Березину. Существует миф, что в реке во время отступления утонул наполеоновский сундук с сокровищами. Некоторые историки до сих пор его ищут.

Читайте также:

82
Теги:
коронавирус COVID-19, Отечественная война 1812 года, реконструкция, Беларусь
Темы:
Коронавирус в Беларуси
Календарь 30 октября

Какой сегодня праздник: 30 октября

(обновлено 17:37 26.10.2020)
Сегодня пятница, 30 октября. Этот день является 304-м в григорианском календаре, до Нового года остается 62 дня.

Знаете ли вы, что 30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота? О том, чем еще ознаменовано 30 октября, — в обзоре Sputnik.

Что произошло 30 октября

В 1905 году император Николай II ввел в России "Манифест 17 октября".

В 1961 году Советский Союз произвел взрыв самой мощной бомбы в мировой истории. "Царь-бомба", 58-мегатонная водородная бомба, была взорвана на полигоне на острове Новая Земля.

Также в России 30 октября День памяти жертв политических репрессий и День инженера-механика.

Кто родился 30 октября

30 октября в православном календаре

Православные чтут память пророка Осии, первомученика Андрея Критского, мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, преподобного Антония Леохновского.

Именины

В этот день именины у Александра, Андрея, Анатолия, Иосифа, Антона, Леонтия, Кузьмы и Сергея.

30 октября в народном календаре

Народ говорил: "Быстро тает день — не привяжешь за плетень". Если кошка крепко спит — к теплу.

30 октября в белорусском народном календаре

Теги:
какой сегодня праздник, День Военно-Морского Флота
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день
По теме
Какой сегодня праздник: 27 октября
Какой сегодня праздник: 26 октября
Какой сегодня праздник: 25 октября