Площадь Святого Петра, Ватикан

Выставка иконописи Беларуси открылась в Ватикане

252
(обновлено 12:07 18.05.2016)
Итальянские специалисты и многочисленные туристы со всего мира познакомятся с уникальными произведениями белорусской сакральной культуры.

МИНСК, 18 мая — Sputnik. Уникальная выставка "Иконопись Беларуси XVII-XXI вв. из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск)" открылась сегодня в Ватикане — 31 икона белорусских иконописцев и 2 чеканных оклада впервые демонстрируются в музеях в непосредственной близости от знаменитой Сикстинской капеллы с росписями Микеланджело, сообщили в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Выставка посвящена знаменательному событию католического мира — Внеочередному Юбилейному (Святому) году милосердия под девизом — "Милосердные, как Отец", объявленному Папой Римским Франциском.

Православная каноническая традиция, пришедшая на белорусские земли из Византии, лежит в основе большинства национальных памятников церковного искусства. Монументальность, значительность и сдержанный колорит наблюдаются в представленных на выставке иконах "Богоматерь Одигитрия Минская" ХVII в., "Апостолы Петр и Павел", "Архангел Михаил" ХVIII в.

Также на выставке представлена икона "Целование Иоакима и Анны. Благовестие Анне" 1640-1650-х гг., времени формирования национальной школы иконописи. Ведь для белорусского народа всегда была важна духовная основа существования. Она позволила сохранить национальное единство, язык и культуру государства в сложный период завоевательных войн и территориальных разделов.

Целование Иоакима и Анны. Благовещение Анне 1640-1650-е гг.
© Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь
Целование Иоакима и Анны. Благовещение Анне 1640-1650-е гг.

Последующие два столетия стали взлетом национальной культуры во всех ее проявлениях: белорусские мастера осваивают передовые западноевропейские стили, сложную орнаментику и символику барокко, а впоследствии — рококо. В экспозиции выставки об этом свидетельствуют иконы необычной овальной формы, с обрамлением в виде стилизованных раковин и растительных побегов из церкви села Оброво Ивацевичского района на Брестчине.

Икона из церкви села Оброво Ивацевичского района на Брестчине
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Икона из церкви села Оброво Ивацевичского района на Брестчине

Многие чудотворные иконы Богоматери — как представленная на выставке Богоматерь Борунская из Кобринского района — почитаются обеими конфессиями, так как взаимное влияние религиозных традиций православия и католичества было естественно и неизбежно.

ХVIII — начале XIХ века представлены на выставке в Ватикане иконами Богоматери Песковой, Богоматери Минской, избранными святыми на трехчастной иконе из церкви села Черняково Березовского района Брестской области. В большинстве своем это конкретные, характерные персонажи, обладающие яркой индивидуальностью. Это объясняется практически параллельным развитием на белорусских землях сакральной и портретной живописи.

Белорусская икона Богоматери ХVIII - начала XIХ века
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Белорусская икона Богоматери ХVIII - начала XIХ века

Церковная живопись Беларуси значительно отличается от русской иконы, где дольше культивировались византийские традиции в нерушимой символичности сакрального образа.

На выставке также можно познакомиться с произведениями современного минского иконописца Андрея Павловича Жарова, представляющего иконописную мастерскую Минского епархиального управления. Это иконы "Косма и Дамиан" и "Успение Богоматери", выполненные в 2015 году. Образцами при написании икон послужили древние памятники христианского искусства: мозаики Рима и Равенны, а также иконы VI века, выполненные в технике энкаустики.

В открытии выставки иконописи в Ватикане приняли участие представители посольств, министерств и ведомств, поддержавшие выставочный проект, директора музеев, иерархи католической и православной церквей. После проведения официальной церемонии открытия выставки для участников торжества выступил Православный хор Всехсвятского прихода г. Минска (настоятель храма — протоиерей, отец Федор Повный).

Последний раз белорусские иконы демонстрировались в Италии в галереях Милана и Триесты в 2004-2005 гг. Эти выставки вызвали огромный интерес итальянских зрителей к искусству Беларуси. Они выявили общность духовных устремлений и художественных канонов культуры Европы — наследницы византийских традиций.

252
Теги:
Ватикан, Минск, Живопись, Национальная культура
По теме
Тайник в Вишневском костеле
Шпунт: белорусскую реставрацию может сохранить реставрационный центр
Шпунт: реставратор как хирург, только ему вообще нельзя ошибаться
Комментарии
Загрузка...