А здесь были пластмассовые пальмы: экскурсия по Минску в кинематографе

© Photo : velcomКинокритик Антон Сидоренко
Кинокритик Антон Сидоренко - Sputnik Беларусь
Подписаться
Минск для российского режиссера не в меру притягателен: чистый, умытый, без рекламных щитов на проспекте, все здесь сулит уют и развитой социализм. Sputnik вспомнил лучшие роли столицы в кино, когда у Володарки зеленели пальмы, Каменская ходила с отчетами в Дом офицеров, а герои фильма "По секрету всему свету" бегали по минским дворикам.

Елена Васильева, Sputnik.

Сталинским ампиром или скромными запросами аренды привлекает Минск кинематографистов? Sputnik разбирался на экскурсии по кинематографическому Минску с кинокритиком Антоном Сидоренко. Экскурсия прошла накануне очередного концерта фестиваля "Классика у Ратуши", на этот раз послушать можно было музыку из советских кинофильмов.

Перекрыть проспект Независимости

Бытует поверье, будто зарубежные кинематографисты выбирают Минск съемочной площадкой исключительно из меркантильных соображений. Мол, не травы зеленые, не парки кудрявые привлекают режиссеров и продюсеров, а тот бесспорный факт, что перекрыть проспект Независимости дешевле, чем Тверскую. Отсюда и толпа массовки, шествующая от Дворца Республики к ГУМу в фильме "Стиляги": оказалось, что дешевле пририсовать к белорусскому проспекту Кремль и другие здания, чем перекрыть и вычистить от рекламных бордов московскую улицу.

Если придется смотреть российские сериалы, обратите внимание на сцены, снятые в автомобилях: герои едут по Москве, а в окне мелькает наш проспект Независимости.

А такой молодой

"Когда был подростком, я даже стеснялся, что живу в городе, в котором сохранилось так немного исторических зданий. Самая старая часть Минска построена в середине пятидесятых годов. Но в 90-е кинематографисты поняли, что часть нашего проспекта Независимости очень напоминает сталинскую Москву 30-х гг., и начали организовывать здесь съемки", — вспомнил Сидоренко.

"Абстрактный советский город" в Минске рассмотрел режиссер фильма "Плюмбум, или Опасная игра" Вадим Абдрашитов. В фильме позировали многие здания города — от железнодорожного вокзала до Дома-музея I съезда РСДРП. Некоторое время главный герой Плюмбум, он же — Руслан, достаточно бессистемно бегал по проспекту Независимости, вдоль ГУМа и мимо магазина "Лакомка", пока сюжет не привел главных героев на крышу. Крышу предоставил дом 32 по улице Ульяновской.

"Кстати, финальная сцена на крыше снималась в июне 1986 года. Режиссер после рассказывал, что крыши буквально "фонили" от радиоактивной пыли, и все же группа блуждала по ним в поисках удачной точки съемки. Если говорить о самых знаковых фильмах, снятых в Минске, то это, в первую очередь, "Плюмбум, или Опасная игра", который получил приз на Венецианском кинофестивале", — рассказал Сидоренко.

Кстати, ключевая сцена падения героини Елены Дмитриевой (Соня Орехова) с крыши снималась уже в павильоне — уронить актрису по-настоящему не могли, пришлось выстроить декорации, полностью повторяющие вид минского дома. Оператором был Георгий Рерберг, снявший фильм Андрея Тарковского "Зеркало". Стену дома в павильоне положили горизонтально, искусственно состарили, даже развесили на балкончиках белье, а героиню на специальном вращающемся подъемнике везли вдоль декорации. Оператор ехал рядом на особом кресле.

Почти Голливуд и пальмы на Володарке

В 1884 году в Минске родился Лазарь Меир, более известный как Луис Майер, один из основателей Голливуда, руководитель знаменитой студии Metro-Goldwyn-Mayer и Американской академии кинематографических искусств и наук, инициатор создания премии "Оскар". И хоть в основном голливудские режиссеры предпочитают держаться от Беларуси подальше, домик за Красным костелом, в котором жил Майер — не единственное, что роднит Минск с Голливудом.

В 1998 году Минск перевоплотился в столицу Перу Лиму. На территории следственного изолятора №1 по ул. Володарского снимал свои фильмы голливудский режиссер Менахем Голан. В этом году напротив изолятора выросли пластиковые пальмы.

"В 90-х он был на мели и, решив сэкономить, снял сразу три голливудских фильма в Минске. В одном из них действие происходило в Перу, во время съемок напротив театра Горького стояли пластиковые пальмы", — вспоминал Сидоренко.

В основу сюжета положили реальные события, случившиеся в Лиме в конце 1996 года. Группа боевиков из революционного движения имени Тупака Амару в декабре захватила здание японского посольства в Перу и 126 дней удерживала в здании сотни дипломатов, бизнесменов и высокопоставленных чиновников — одним словом, в фильме торжествует хоть и комичный, но революционный дух. Съемочной группе предоставили доступ к минскому СИЗО, в их распоряжение поступили даже камеры, а вокруг Володарки выросли пальмы. "Либертад!" на фоне СИЗО звучало достаточно провокационно.

Голан перед тем, как приехать в Беларусь, открыл ряд звезд, в том числе Сильвестра Сталлоне, одним словом, изрядно попрактиковался в Голливуде, прежде чем снимать в Беларуси перуанские Анды. Кроме "Лима: Нарушая молчание", еще три художественные картины возникли на "Беларусьфильме" при его участии за год — "Московская связь", "Супермозг", "Луиза и джек-пот". Это почти нереальные сроки для белорусского кино. Всего на счету американца больше 250 фильмов.

Эпизодические роли и роли второго плана

В Минске режиссер Игорь Добролюбов снял свою знаменитую картину для детей "По секрету всему свету". Одной из точек съемки были парк Горького — там Дениска катается на аттракционах, а после бежит мимо цирка.

В картине, бывшей некогда одним из чемпионов проката — "Меня зовут Арлекино" Валерия Рыбарева — можно даже увидеть редкие кадры неформального Минска. В сцене, снятой в Троицком предместье, есть кадры молодежной выставки, где с одной стороны художники выставляют тогда еще полузапрещенные иконы, а в другой стороне резвятся местные неформалы.

© Photo : Беларусьфильм на YoutubeКадр из фильма "Меня зовут Арлекино" (1988)
Кадр из фильма Меня зовут Арлекино (1988) - Sputnik Беларусь
Кадр из фильма "Меня зовут Арлекино" (1988)

Очень часто Троицкое предместье в российских фильмах играет Германию и Чехию — русскому взгляду наши виды кажутся из ряда вон европейскими.

Кстати, здание Красного костела в советские годы несколько раз спасало от сноса только то, что здесь с 1947 года располагались съемочные павильоны киностудии "Беларусьфильм". Затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. Так кино в Беларуси спасло костел. Остается надеяться, что однажды кто-нибудь спасет кино.

Лента новостей
0