Выставка От черно-белого к красному

От "парижского" жанра до партизан: что смотрели белорусы 100 лет назад

521
(обновлено 11:38 13.12.2016)
Кураторы проекта "От черно-белого к красному", посвященного предыстории и первым опытам кинопроизводства в Беларуси, полагают, что если бы не социальные катаклизмы начала ХХ века, у белорусов был бы свой Голливуд.

В День белорусского кино — 17 декабря — можно будет отметить два крупных юбилея этого года. 90 лет назад во всесоюзный прокат вышли сразу две картины производства "Белгоскино" — партизанская история "Лесная быль", определившая на долгие годы тематический вектор белорусских кинематографистов, и социальная драма "Проститутка". А 70 лет назад "Белгоскино" было переименовано в "Беларусьфильм".

Но киноистория Беларуси имеет гораздо более глубокие корни. И если бы не социальные катаклизмы начала ХХ века, здесь определенно был бы свой Голливуд, утверждают кураторы проекта "Время немых звезд. От черно-белого к красному". Они плотно поработали в архивах Беларуси, Литвы, России и Украины и очень удивились, когда узнали, что и с каким удовольствием смотрели в синематографе жители дореволюционной Беларуси. Корреспондент Sputnik Вера Дашкевич сходила на выставку и побеседовала с ее кураторами.

Домашний кинотеатр в Пружанах в 1908-м

Первый показ синематографа Люмьеров на территории современной Беларуси состоялся в 1898 году в витебском яхт-клубе. Да, до революции в Витебске был яхт-клуб.

Реклама тура на трансатлантическом пароходе в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
Реклама тура на трансатлантическом пароходе в Минске

"Мы специально поместили видовые фотографии тех лет, чтобы показать, насколько европейской была здесь жизнь: Витебск, где запустили один из первых трамваев в Российской империи, запуск воздушного шара в Минске, железнодорожный мост в Гродно. И повсеместно люди ходили в кинотеатры, смотрели то же самое, что смотрел весь мир. Более того, у них была возможность покупать ту же технику, что и в Европе, открывать кинотеатры. У нас есть прошение — открыть кинотеатр в частном доме в Пружанах. Это 1908 год!" — рассказала сокуратор выставки Майя Кацнельсон.

Прошение гродненскому губернатору о возможности открыть в частном доме в Пружанах кинотеатр
Прошение гродненскому губернатору о возможности открыть в частном доме в Пружанах кинотеатр

Первый публичный минский кинотеатр открылся в 1900 году, и в том же году сгорел по вине курящего зрителя. С тех пор курить в синематографе запретили и ввели еще несколько профилактических правил: залы нельзя было открывать над аптеками и магазинами, торгующими москательным товаром (горючими материалами, керосином), а на сеансах в обязательном порядке должен был присутствовать брандмейстер.

Кинотеатр Эден располагался за углом в здании, где сейчас находится универсам Центральный
© Sputnik / Виктор Толочко
Кинотеатр "Эден" располагался за углом в здании, где сейчас находится универсам "Центральный"

"В дорогих кинотеатрах играли оркестры, были хорошие сидения. В дешевых были лавки и никто не играл. Цена билета колебалась от 10 — 25 копеек до трех рублей, это было доступное развлечение для всех", — рассказала сокуратор выставки Надежда Кухаренко.

На первой странице Бобруйского курьера - анонсируют кинопоказы три городских электротеатра
© Sputnik / Виктор Толочко
На первой странице "Бобруйского курьера" - анонсируют кинопоказы три городских электротеатра

На нынешней улице Ленина, а тогда Губернаторской, в 10-е годы ХХ века работали 4 кинозала. Еще один — "Эден" — расположился за углом в здании, где сейчас находится универсам "Центральный". Всего же на территории нынешней Беларуси к началу Первой мировой было более 50 электротеатров, где крутили синематограф.

Разные Анны Каренины

Первые сеансы — это преимущественно хроника, чрезвычайные происшествия, события из жизни царствующих особ и показы мод. Успехом пользовались и ролики в жанре "Клуба кинопутешествий" — для многих это была единственная возможность увидеть, как живут в других странах.

Со временем стали появляться и постановочные картины — типа "Бокса с кенгуру" немцев-братьев Складановских. Они, между прочим, раньше братьев Люмьер стали крутить кино для публики.

Изобретатели кино - братья Люмьер, Складановский, Тимченко, Эдисон
© Sputnik / Виктор Толочко
Изобретатели кино - братья Люмьер, Складановский, Тимченко, Эдисон

"Люмьеры были не первыми, кто изобрел движущиеся картины, были и Складановские, Тимченко и Эдисон. Более 20 изобретателей в той или иной степени приблизили эру кинематографа. Но Люмьеры выбрали правильную маркетинговую стратегию. Пока остальные ездили по ярмаркам, то есть крутили кино для низших слоев, эти стали делать сеансы для высшего света и попали в историю", — рассказала Кацнельсон.

Любопытно, что постановки для Российской империи и США снимались с двумя разными финалами. В предназначенной для российского зрителя версии Анна Каренина, к примеру, как и положено, гибнет. В американской — к ней возвращается Вронский. Так же и европейские кинопромышленники делали для Европы драмы — а для Америки доснимали традиционный хеппи-энд. На наших землях почему-то любили драмы, сделали вывод создатели проекта.

На наших землях почему-то любили драмы, утверждают кураторы выставки
© Sputnik / Виктор Толочко
На наших землях почему-то любили драмы, утверждают кураторы выставки

Белорусское кинопроизводство начала века — это хроника. В 1908 году создатель сети кинотеатров Рихард Штремер снял целую серию зарисовок о минской жизни: "Большой пожар на Полицейской улице в Минске", "Адская машина экскаватор за Брестским вокзалом", "Маневры МВПО" (Минского вольного пожарного общества).

Минск снимал не только Штремер. Известно, к примеру, еще о ленте "Полет авиатора Уточкина над Комаровским полем", которая, увы, также как и хроники Штремера, не сохранилась.

Картины "парижского" жанра

Кинотеатр Штремера назывался семейным, здесь следили за репертуаром: никаких пикантных сцен и ужасов. В других синематографах — шли на поводу у зрителя и после вечернего сеанса за отдельную плату были готовы показывать картины "парижского жанра".

Афиши начала прошлого века на выставке Время немых звезд. От черно-белого к красному
© Sputnik / Виктор Толочко
Афиши начала прошлого века на выставке "Время немых звезд. От черно-белого к красному"

Каждый сеанс начала ХХ века — это набор небольших зарисовок, состоящий из хроники, условного "клуба кинопутешествий", комедии, драмы и, за дополнительную плату, — пикантной истории.

Афиша на польском языке начала ХХ века
© Sputnik / Виктор Толочко
Афиша на польском языке начала ХХ века

Снять свои постановочные фильмы до революции в Беларуси просто не успели, полагают кураторы проекта.

"Кинематографы всех стран развивались одинаково. Сначала человек покупал один кинотеатр, зарабатывал денег, делал сеть кинотеатров. Потом начинал снимать хронику, потом — художественный фильм и потом создавал студию. Штремер у нас, по сути, шел этим путем: у него была сеть, он пробовал снимать, но тут наступила война и все эти катаклизмы. Если бы не он, если бы мастера не уехали, не эмигрировали, у нас мог появиться свой Голливуд, для этого все было", — заметила Кухаренко.

Cокуратор выставки Надежда Кухаренко
© Sputnik / Виктор Толочко
Cокуратор выставки Надежда Кухаренко

Советский период

Первым белорусским художественным фильмом стала социальная драма "Проститутка", она ушла во всесоюзный прокат немного раньше "Лесной были" Юрия Тарича. Но в Минске первой показали партизанскую историю Тарича, это случилось 26 декабря 1926 года, и именно эта дата и эта картина вошли в историю.

Первый белорусский художественный фильм - социальная драма Проститутка
© Sputnik / Виктор Толочко
Первый белорусский художественный фильм - социальная драма "Проститутка"

"Когда принимающая комиссия посмотрела фильм, спросили: "А почему нет руководящей роли партии?" И Тарич был вынужден доснимать сцены с тогдашним белорусским правительством… Только после этого кино выпустили в прокат", — рассказала Кухаренко.

Стальной путь - кинолента, которая была уничтожена; удалось найти лишь афишу, переведенную на украинский
© Sputnik / Виктор Толочко
"Стальной путь" - кинолента, которая была уничтожена; удалось найти лишь афишу, переведенную на украинский

Самая болезненная история — о потерянных картинах. Кухаренко утверждает, что речь может идти о десятках снятых "Белгоскино" лентах и позже уничтоженных за несоответствие линии партии или за "врага народа", участвовавшего в съемках.

Кинолента В большом городе тоже пропала
© Sputnik / Виктор Толочко
Кинолента "В большом городе" тоже пропала

"Показательна история Эммы Цесарской, которая сыграла главную роль в фильме "Дочь родины". После того, как ее мужа объявили врагом народы, ее вырезали из фильма и пересняли сцены с другой актрисой (Зоей Карповой). Мужа, кстати, потом реабилитировали", — заметила Кухаренко.

Эмма Цесарская, которая сыграла главную роль в фильме Дочь родины
© Sputnik / Виктор Толочко
Эмма Цесарская, которая сыграла главную роль в фильме "Дочь родины"

Стать Голливудом

На последнем стенде — фотографии тех, кто мог бы поднимать кинематограф Беларуси, но преуспел в США: актеры Скарлетт Йохансон, Кирк и Майкл Дугласы, создатель кинокомпании MGM и учредитель "Оскара" Луис Майер (или, как его звали в Минске, Лазарь Меир), основатели кинокомпании Warner Bros. Pictures, братья Уорнеры, и многие другие.

Фотографии тех, кто мог бы поднимать кинематограф Беларуси, но преуспел в США
© Sputnik / Виктор Толочко
Фотографии тех, кто мог бы поднимать кинематограф Беларуси, но преуспел в США

"Наша идея была в том, чтобы выставка стала вдохновением, в том числе для нашего кинематографа, который, мы верим, может подняться. Здесь благодатная почва. И если бы не постоянные войны, все было бы хорошо. Нужно помнить и гордиться тем, что здесь было", — объяснила Майя Кацнельсон.

Cокуратор выставки Майя Кацнельсон
© Sputnik / Виктор Толочко
Cокуратор выставки Майя Кацнельсон

Ознакомиться с экспозицией и посмотреть ленты начала ХХ века можно в Национальном историческом музее до 15 января.

521
Теги:
Дореволюционный Минск, Выставка "Время немых звезд. От черно-белого к красному", История белорусского кино, День белорусского кино, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Беларусьфильм, Майя Кацнельсон, Надежда Кухаренко, Минск

Макет памятника президенту Франции Шарлю де Голлю в Щучине

Памятник президенту Франции Шарлю де Голлю установят в Щучине

306
(обновлено 17:36 23.10.2020)
Уже известно, как будет выглядеть скульптура знаменитого французского политика, который в годы Первой мировой войны находился в немецком плену в Щучине.

ГРОДНО, 23 окт – Sputnik, Инна Гришук. Как будет выглядеть единственный в Беларуси памятник первому президенту Пятой Французской Республики Шарлю де Голлю, определились на Щучинщине. Бронзовую скульптуру планируют установить рядом с местом, где в годы Первой мировой отбывал заключение в немецком плену известный политик.

Шарль де Голль в образе капитана

В будущей скульптурной композиции известный французский политик будет показан молодым капитаном 33-го полка, который стоит, скрестив руки на груди. Звание капитана он носил, когда оказался в немецком лагере для военнопленных в Щучине.

Высота скульптуры составит около 2,5 метра. Фоном послужит полукруглая стена, которая станет символом пути от простого пленного до лидера французского сопротивления и политического деятеля. По обе стороны от скульптуры установят две стелы. На одной будут описаны события, которым посвящен мемориал, на другой – символы президента Французской Республики.

Новый памятник установят на площадке возле современного завода "Автопровод" рядом с корпусом, в котором в военное время немцы устроили казармы для пленных французов.

Как рассказала Sputnik заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Пасюта, данную композицию признали лучшей в конкурсе эскизных проектов, который завершился на минувшей неделе в Щучине. Всего в конкурсе участвовало 12 авторов. В состав жюри вошли представители Министерства культуры, известные скульпторы и архитекторы, а также представители местной власти и посольства Франции в Беларуси.

Будущий памятник должен показать не только исторический факт пребывания в немецком плену, но и весь масштаб личности известного политика.

"Хочется, чтобы эта скульптура стала притягательным местом для туристов. Понимаем, что это неоднозначное место – место заключения и плена, поэтому хочется показать жизнь Шарля де Голля. Когда знакомишься с его биографией, понимаешь, что может влиять на формирование таких патриотических чувств и гражданской позиции. Это семья, личное желание, окружение, жизненные обстоятельства", – отметила Пасюта.

Французский спонсор

В ближайшее время будут идти подготовительные работы по изготовлению скульптуры, предполагается, что она будет отлита из бронзы. Спонсором станет француз, у которого есть бизнес в Беларуси.

Когда будет открыт памятник, в щучинском райисполкоме пока не говорят. Скорее всего, это произойдет весной или летом следующего года и будет приурочено к памятной дате из биографии политика. Есть планы пригласить на церемонию открытия внука Шарля де Голля.

Шарль де Голль был узником немецкого лагеря для военнопленных в белорусском Щучине в годы Первой мировой войны – с июля по сентябрь 1916 года. Казармы, в которых жили французские пленные, находились в главном корпусе бывшей лесопилки князей Друцких-Любецких. Сейчас здесь находятся производственные помещения завода "Автопровод".

Идея установить памятную доску или памятник возникла несколько лет назад, когда появились точные доказательства, что местом заключения известного политика был именно город Щучин Гродненской области.

Читайте также: 

306
Солист рок-группы Би-2 Лёва (Егор Бортник) и участник рок-группы Би-2 Шура (Александр Уман)

Еще один "Нечетный воин"- Би-2 выложили в сеть новый альбом

79
(обновлено 18:01 23.10.2020)
Пластинка "о жизни, которая не имеет срока давности", записанная при участии звезд русского рока, увидела свет в пятницу.

МИНСК, 23 окт – Sputnik. Музыкальный альбом "Нечетный воин 4. Часть 1" появился в интернете в пятницу, об этом сообщила группа Би-2 в своем Instagram.

"Этот альбом - "юбилейный" для "Нечетного воина", которому в этом году исполнилось 15 лет. Сегодня мы начинаем спецпроект voin.bdva.ru, на страницах которого будем ежедневно рассказывать о вехах "Воина"!", - пишут артисты.

Пластинка возникла "как желание дать жизнь новым песням Михаила Карасева", сообщают музыканты на сайте своего музыкального "альманаха".

Хроника выхода альбомов группы довольно оригинальная: вторая часть "Нечетного воина 4" - "Retro Edition" - увидела свет еще в 2019 году. Ее стилистка была ближе к року 70-х, новую пластинку музыканты называют более электронной.  

В "Нечетном воине 4. Часть 1" собраны 12 композиций, записанных при участии Манижи, Инны Желанной и Игоря Журавлева ("Альянс"), Ренарса Кауперса (Brainstorm), Сабрины, Валерия Дайнеко ("Песняры"), Андрея Макаревича ("Машина времени"), Владимира Шахрина ("Чайф"), Андрея Мисина, Насти Полевой ("Настя"), Егора Белкина и Володи Котлярова ("Порнофильмы")".

Проект "Нечетный воин" стартовал в 2005 году с целью записи песен Михаила Карасева, постоянного автора Би-2, совместно со звездами рок-музыки.

Читайте также:

79
Российский боец Хабиб Нурмагомедов

Нурмагомедов в третий раз защитил титул чемпиона UFC

118
(обновлено 00:30 25.10.2020)
Российский чемпион после победы не смог сдержать слез и заявил, что уходит из UFC.

МИНСК, 25 окт – Sputnik. Чемпион UFC в легкой весовой категории россиянин Хабиб Нурмагомедов защитил свой титул в боюпротив американца Джастина Гейджи, сообщает Sputnik.

Хабиб с первых секунд начал действовать в привычной доминирующей манере, отодвигая соперника к сетке. Россиянин контролировал центр восьмиугольника. Однако бойцы не торопились увеличивать темп, обмениваясь по очереди серией ударов. В конце первого раунда Нурмагомедов перевел соперника в партер и попытался выйти на рычаг локтя, но не хватило времени.

Во второй пятиминутке россиянин не стал испытывать судьбу и начал бороться. В середине второго раунда Нурмагомедов приемом "треугольник " задушил оппонента.

После поединка Хабиб сказал, что сейчас хотел бы больше времени проводить со своей мамой и пообещал ей больше не выступать в смешанных единоборствах. Он отметил, что без отца ему неинтересно выступать в промоушенах.

"Я простой парнишка из дагестанского горного села. Когда в 2012 году я проводил первый бой в UFC многие в меня не верили, а вчера мой брат рассказал, что я стал самым обсуждаемым человек в мире, хотя я этого не хотел. Мы с отцом просто шли к чемпионству, у меня и мысли не было, что так много может обрушиться на голову", - сказал Нурмагомедов.

Он отметил, что самое главное это родители с которыми нужно быть рядом. 

Отец Хабиба Абдурахман Нурмагомедов умер от коронавируса в июле этого года, боец тяжело перенес его смерть.

Для 32-летнего Нурмагомедова это 29 победа и третья защита чемпионского титула UFC. В смешанных единоборствах у него нет ни одного поражения. 31-летний Гейджи потерпел третью неудачу за свою карьеру. Всего у спортсмена 25 поединков.

После победы над Гейджи он может стать первым в рейтинге UFC Pound-for-pound, который объединяет лучших бойцов вне зависимости от весовой категории, сейчас российский боец находится на втором месте.

118
Теги:
UFC, Хабиб Нурмагомедов