Художественный музей Беларуси

Случаев арт-вандализма в Национальном художественном музее РБ не было

153
(обновлено 13:04 28.05.2018)
В музее заявляют, что уровень охраны экспонатов соответствует статусу музея, но всех секретов не раскрывают.

МИНСК, 28 мая — Sputnik. В Национальном художественном музее Беларуси не было случаев, когда посетители совершали нападения на экспонаты, как это случилось на минувшей неделе в Москве, сообщили Sputnik в музее.

Инцидент в музее произошел вечером: перед самым закрытием Третьяковской галереи один из посетителей проник в зал, где экспонируются картины Ильи Репина, и начал наносить удары по картине "Иван Грозный и сын его Иван". Холст в трех местах был поврежден.

"Таких случаев, к счастью, не было. С этим вопросом у нас все благополучно. Но никто от подобных случаев не застрахован", — сообщили Sputnik в понедельник в музее.

Там отметили, что в Национальном художественном высокий уровень охраны экспонатов.

"Музей под сигнализацией, ведется видеонаблюдение, круглосуточно работают сотрудники департамента охраны МВД", — сказали в музее.

Секретная информация 

Вместе с тем собеседники Sputnik отметили, что ни один музей не будет рассказывать подробности и нюансы системы безопасности и охраны своих экспонатов и фондов.

"Это, так скажем, секретная информация", — подчеркнули в музее, отметив, что уровень охраны соответствует статусу главного музея страны.

В музее также отметили, что, кроме этих охранных мер, есть еще и штат смотрителей, которые постоянно находятся в залах музея.

Касаясь вопроса о том, были ли кражи экспонатов из музея в последние десятилетия, собеседники Sputnik подчеркнули, что таких фактов также не было.

"Утром и вечером смотрители и другие музейные сотрудники в обязательном порядке по многолетней традиции обходят залы, осматривают, все ли картины и экспонаты на месте. Эту традиционную музейную практику безопасности никто не отменял", — сказали в музее.

Помимо охраны, существует система обязательного страхования картин и других музейных экспонатов при вывозе за границу для экспонирования. По словам собеседников агентства, самым дорогим по размеру страховки за последние годы в Национальном художественном музее был "Золотой человек" из Казахстана. Эта выставка прошла в ноябре 2017 года и была приурочена к 25-летию дипотношений между Беларусью и Казахстаном и визиту в Минск президента этой страны Нурсултана Назарбаева.

Дерзкая кража

В залах музея постоянно экспонируются несколько коллекций: это древнебелорусское искусство и иконопись, белорусское искусство XIX века, русское искусство XVIII — начала XX веков, европейское искусство XVI — XX веков.

Как сообщили Sputnik эксперты в области искусствоведения, самая громкая и дерзкая кража культурных ценностей в Беларуси произошла около 15 лет назад — тогда из Национальной художественной библиотеки вынесли более 10 редких книг, в том числе и инкунабулу XV века. Милиция задержала злоумышленников — двух студентов, которые работали под заказ из Москвы.

Топ-5 случаев вандализма в отношении известных произведений искусства

Оценен ущерб, нанесенный картине в Третьяковке, — более 8 тысяч долларов

153
Теги:
охрана, картины, страхование, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Беларусь
По теме
Много музыки и цвета: как прошла Ночь музеев в Художественном
Матерь Божья в намитке
Художественный музей выставил репродукции картин из фонда на улице

Гродненский драматический театр

Драмтеатр Гродно возобновил показ спектаклей после перерыва

29
Неделю назад администрация театра объявляла о приостановке работы на неопределенный срок из-за неблагоприятной ситуации по коронавирусу.

ГРОДНО, 1 окт – Sputnik, Инна Гришук. Драматический театр Гродно с 4 октября возобновляет показ спектаклей после перерыва, причиной которого стала сложная ситуация с коронавирусом.

Как сообщил Sputnik директор гродненского драматического театра Игорь Гедич, в театре с нетерпением ждут зрителей. Ситуация с коронавирусом контролируется, соблюдаются все необходимые меры безопасности, рекомендованные Минздравом. Всех зрителей просят приходить в масках, соблюдать санитарные рекомендации и социальную дистанцию.

В театре скорректировали репертуар, с которым можно ознакомиться на сайте драмтеатра и на его страничках в социальных сетях. Так, в воскресенье на большой сцене выступит музыкальный театр из Санкт-Петербурга с мюзиклом "Труффальдино из Бергамо". В другие дни будут показаны комедии в исполнении гродненской труппы, а также три представления для детей.

"Некоторые спектакли пришлось отменить, сейчас мы их не можем играть. Уволен один актер. Думаю, в перспективе театр этот вопрос отрегулирует", – отметил Игорь Гедич.

Гродненский драмтеатр оказался в центре внимания после истории с прерванным спектаклем во время вечернего показа 20 сентября. Актеры приняли такое решение, узнав о задержании во время протестной акции своего коллеги Сергея Куриленко. Ведущий актер театра Игорь Уланов объявил со сцены, что труппа не сможет доиграть комедию. Руководству актеры объяснили свой поступок тем, что были слишком потрясены эмоционально и просили не находить в таком поступке политического подтекста.

Спустя несколько дней стало известно, что некоторых артистов лишили дотаций и надбавок за месяц из-за прерванного спектакля, а Игоря Уланова уволили.

С 25 сентября драматический театр Гродно объявил о приостановке показа спектаклей из-за ситуации с коронавирусом. Театр перешел на внутреннюю работу – проводились репетиции, вводы и замены актеров. 

29
Теги:
Беларусь, коронавирус COVID-19, театр, Гродно
Калыханка

"Эта передача вне политики". Детской "Калыханке" скоро 40 лет

183
(обновлено 16:30 30.09.2020)
Ведущие и сценаристы белорусской программы поговорили со Sputnik о детях, профессиональных секретах и проблемах взрослой жизни.

Передача "Калыханка" – одна из популярнейших на белорусском ТВ. У нее огромная армия фанатов – писем до сих пор приходит множество, счет идет на мешки.

Через несколько месяцев передача готовится отметить 40-летие – день рождения у "Калыханкi" 1 января. Sputnik побывал на съемочной площадке на телеканале "Беларусь 3" и поговорил с создателями передачи.

Валентин Соловьев,
исполняет роль взрослого персонажа Дзядулi Дабрадзея

Студия, в которой снимают "Калыханку" – это небольшая комнатка. В ней темно: освещается только сцена. Царит творческий беспорядок.

Студия, где снимают Калыханку
© Sputnik / Марина Серебрякова
Студия, где снимают "Калыханку"

Напротив сцены сидит режиссер, на площадке – два актера, которые держат кукол, сидя под столом. Они бодро читают сценарий, хотя кажется, что им тесно и некомфортно. Пожалуй, больше всего повезло в этой ситуации актеру Валентину Соловьеву.

– Валентин, как вы пришли в эту программу?

– Был кастинг – искали дзядоў. Штук пять пробовались. Отбор, что меня радует, дети вели. Нас сняли на видео и показали в детском саду. Голосованием я прошел.

– Есть у вас фанаты – такие, чтобы прям в студию приходили? На улице узнают?

– В городе узнают, да. Подходят и говорят: "Это же дедушка". Я отвечаю: "Добры дзень, мае дзетачкi-кветачкi". И ухожу сразу. Я стесняюсь как-то. Я не знаю, как себя вести в этой ситуации.

Валентин Соловьев
© Sputnik / Марина Серебрякова
Валентин Соловьев

- Сейчас у нас непростая ситуация в стране. Вы работаете на белорусском телевидении. Если говорить лично о вас, чувствуете к себе неприятельское отношение от других?

– Нет, абсолютно. Нас на работе спрашивали, планируем ли мы оставаться или уходить. Я говорю: "Буду, конечно". А что мешает? Дети виноваты, что ли?

Мы же для детей делаем все это. Тут вне политики абсолютно. Мы воспитываем детей. Мы говорим на беларускай мове. У нас очень хорошие поучительные сценарии. Они же воспитывают этих детей. Так что тут нет никакого давления, никакого неудобства внутреннего. Все гармонично.

– Сейчас, кроме телевидения, есть у вас еще работа?

– Да, я профессиональный актер Республиканского театра белорусской драматургии. Там работаю с 2013 года. А сам из Витебска. Там в театре проработал 26 лет после института. Потом сюда меня переманили. 

На "Калыханку" пошел потому, что хорошая передача. Я люблю детей, у меня внуки есть. У меня лежит душа к этому.

–  Как вы думаете, дети смотрят все еще "Калыханку" или им гаджеты подавай?

– Судя по внуку, смотрят, и их никто не заставляет. Позывные услышат и бегут. Потому что там все живое и поучительное. Хвала нашим сценаристам за то, что они делают.

На съемках Калыханки
© Sputnik / Марина Серебрякова
На съемках "Калыханки"

– Как справляетесь с грустным настроением, когда нужно выходить на площадку?

– Очень просто. Это автоматически происходит – просто переключаешься. И это правда, потому что сколько лет ты занимаешься этим: с 86-го года я в профессии. Наоборот, помогает твое настроение дурное снять.

Может, кто-нибудь начинающий тянет этот шлейф негатива из жизни сюда. И у меня такое было: как играть, когда жена в больнице лежит? А сейчас знаю людей, которые, когда их близкие умирали, выходили на сцену. Это нормально. Это наработанность, это опыт профессиональный.

Ольга Асмолова,
пишет сценарии для передачи

– Сколько человек пишет сценарий?

– У нас три постоянных автора. Я бы сказала, что наша передача – это такие истории для настроения. Чтобы перед сном ребенок вместе с нашими героями пережил какую-то ситуацию – немножко сказочную, немножко близкую к себе. И с хорошим настроением потом почистил зубки, помыл личико и лег спать. А утром проснулся отдохнувшим и полным сил.

Ольга Асмолова
© Sputnik / Марина Серебрякова
Ольга пишет сценарии для "Калыханки" уже почти 25 лет

– Вы сколько лет уже создаете сценарии?

– Уже скоро будет 25.

– 25 лет! Где берете идеи?

– Когда-то я пришла сюда на ознакомительную практику после первого курса факультета журналистики. Мы познакомились с Еленой Сергеевной Фурсовой (руководитель передачи – Sputnik). Она говорит: "Это наши куколки, это наша "Калыханочка".

Когда тебе 18 лет, это как-то странно немножко. Это совсем не то, в чем бы ты хотел себя попробовать. А потом как-то втянулась и осталась. Вот уже почти 25 лет.

Наши герои для меня – это не куклы, никакие не игрушки. Я считаю, что они маленькие дети. У каждого свой характер, свои пристрастия. Я просто представляю, что бы могло произойти с этими детьми. Задаю для них ситуации и думаю, как бы они себя повели.

– А есть какая-то детская цензура? Например, нельзя говорить о зависти или любви...

– Нет, тему зависти мы как раз поднимаем. В принципе тем, о которых мы не говорим, нет. Просто немножко стараемся детским языком передать.

Так выглядели одни из первых персонажей Калыханки
© Photo : предоставлено Белтелерадиокомпанией
Так выглядели одни из первых персонажей "Калыханки"

Мне кажется, зрители нас любят, ценят. Пишут письма до сих пор. Кажется, уже есть электронная почта. Нет, пишут письма и присылают рисунки. У нас, например, Феечка была на самоизоляции. Одна девочка написала: "Где же моя любимая Феечка?". Дети переживают.

– Сколько человек делают эту передачу?

– Давайте я вам расскажу, как все происходит. Авторы составляют примерный тематический план, потом пишут сценарии. Сразу начинает работать художник. Потому что перед ним стоит большая задача – нужно подобрать реквизит, создать атмосферу. Наши герои – это живые дети. У них должны быть свои игрушки и свои книжки соответственных размеров.

Начинает работать режиссер. Мы высылаем сценарии актерам. Актеры, которые "работают лицом", учат наизусть сценарий. У них нет телесуфлера. Ну, а дальше подключается оператор-постановщик, идет запись передачи. Потом ее монтирует режиссер монтажа.

Получается, команда у нас – чуть больше 10 человек.

– Нравится вам ваша работа?

– Конечно, нравится. Если бы не нравилась, я бы не работала. Я, конечно, делаю другие передачи – для взрослых зрителей. Но "Калыханка" – это моя любимая работа.

У меня дочка выросла на "Калыханке". Сейчас она немножко подросла, но иногда включаем, смотрим. Дочка смеется так же, как и прежде, переживает за этих всех героев.

Иногда я прошу ее почитать сценарий. И она может сказать: "Мама, слушай, что-то он как-то сказал не по-детски". Я спрашиваю: "А как бы ты сказала?". Меняю слова и в таком варианте отдаю сценарий.

Владимир Воронков,
исполняет роль куклы – медвежонка Топы

– Самый старый персонаж на программе – это Топа? Сколько ему уже?

– Топе уже 35 лет.  

– Сильно он изменился на эти годы?

– Он постоянно "омолаживался". Это уже четвертая кукла. Сейчас в новой концепции нашего руководителя разрабатывается пятый Топа. Но больше всего мне нравился предыдущий, за которого я "Телевершину", собственно, и получил. У него работало все – и рот, и глаза, и руки.

Владимир Воронков
© Sputnik / Марина Серебрякова
Владимир Воронков

Для меня показатель – моя внучка. Она уже девица, ей уже 13 лет. Но раньше, когда мы с какой-то поездки возвращались и кукла случайно оказывалась дома, она общалась с ней, она могла жаловаться ей на маму, папу, на меня.

И так же ведут себя другие дети. Однажды мы приехали на какое-то мероприятие, ко мне подошел мальчик и говорит: "Да прекратите вы его дергать". Распереживался за Топу. Было очень смешно.

– Вы стираете эти куклы?

– Кукла до 10 лет служит. Естественно, что художник за ней смотрит. Мне нравится, что Наташа Кудашкина, которая в основном эти куклы делала, и Олег Николайчик – просто профессионалы кукольного дела. Они знают, из кого материала делать, чтобы кукла служила дольше. Чтобы ее можно было почистить, поутюжить и, как наша Таня-художница говорит, подкрасить-подмазать. И куклы хватает на этот период времени. 

– Как вы управляете Топой?

– Вы знаете, вся прелесть еще в чем. Все куклы разной конструкции. Все! И прежде чем ее делать или что-то менять, авторы встречаются с нами. Куклы делаются исключительно под нас.

Наши сценаристы говорят: "Как-то даже не укладывается в голове, что вы чего-то не можете сделать". Пишут сценарии, как для обычных актеров. Полез Топа на дерево и чуть не упал. Я говорю: "Топа полезет, а я куда?". Сценарист: "Я об этом вообще не думала". То есть мы такой придаточный элемент, который не мешает.

На съемках Калыханки
© Sputnik / Марина Серебрякова
На съемках "Калыханки"

– Как вы пришли на эту передачу?

– Я после окончания театрального института пришел в кукольный театр. Тогда Нина Шоба решила сделать "Калыханочку". Она приехала в кукольный театр, и фактически лучшие актеры начинали работать в этом проекте – Валя Прожеева, Володя Грамович, Владислав Петрович Власов.

Но из-за того, что театр был настолько загружен на гастролях и популярен, в "Калыханку" решили взять еще актеров на смену. Придумали новых персонажей. Нас прослушали и пригласили на прямую трансляцию в студию. И оно как-то так увлекло. Ну, и по тем временам это было хорошее подспорье материальное. Фактическим мы получали то же самое, что в театре. Кроме того, была хорошая школа. Тебе дают роль, ты можешь искать образ.

– Вы сами во сколько спать ложитесь?

–  Мое время всегда не раннее, но до 12. С возрастом свои 7-8 часов ты должен проспать. Чтобы, как я говорю, не завалиться в обед.

– То есть "Калыханка" проходит мимо вас?

– Нет, я смотрю. Сначала сын был моим лучшим критиком, потом внучка родилась. А сейчас уже любопытно. Сейчас я уже смотрю на те нюансы, на которые раньше не обращал внимание. Тогда было так – сыграл и сыграл. А сейчас уже смотришь для своего профессионального мастерства. И часто приходят такие мысли: "Ой как удачно! Вот Топа, как живой! И кто лучший мастер? Конечно, я!".

183
Теги:
Беларусь, Белтелерадиокомпания
Зенитный комплекс Панцирь-С1, архивное фото

Российский "Панцирь" - лучшее средство от беспилотников противника

0
(обновлено 19:12 01.10.2020)
Американская сторона признала потерю БПЛА после удара ливийского комплекса российского производства, констатирует военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Отдельные попытки западных конкурентов РФ на мировом рынке вооружений дискредитировать лучшие в мире зенитные ракетные и ракетно-пушечные комплексы не выдерживают встречи с суровой реальностью. В боевой обстановке оружие России заметно превосходит новейшие образцы западного производства, и мобильный комплекс "Панцирь – С" - яркий тому пример.

Африканское командование Вооруженных сил США (AFRICOM) с большим опозданием признало, что в ноябре 2019 года в Ливии из зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-С1/Э" российского производства были сбиты американский ударный беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper ("Жнец") и многоцелевой беспилотник  MQ-1 Predator ("Хищник") армии Италии. Начальник разведки AFRICOM контр-адмирал Хайди Берг подробностей не привела, но ранее сообщалось, что 20 и 21 ноября в районе ливийской столицы Триполи дроны США и НАТО поражены огнем "Панциря", состоящего на вооружении Ливийской национальной армии Халифы Хафтара. Комплекс в количестве 50 единиц закуплен ОАЭ в России, успешно эксплуатировался эмиратской стороной, и затем был переброшен в Ливию.

Известно, что беспилотники MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator создавались как неуязвимые охотники за наземными целями, но высокотехнологичный российский "Панцирь" в Ливии оказался им не по зубам. Между тем, по соотношению стоимость - эффективность ЗРПК "Панцирь С1/Э" (по кодификации НАТО – SA-22 Greyhound, экспортная цена - до 14 млн. долларов) заметно превосходит дорогостоящие (до 30 млн. долларов) тяжелые беспилотники американского производства.

Ранее MQ-9 Reaper сбивали также над территорией Ирана, Сирии, Йемена, но уязвимый "жнец" остается флагманом ударных дронов США и ряда стран НАТО. Пентагон лишь планирует в ближайшее время создать специальное семейство беспилотников, предназначенных для уничтожения российских комплексов "Панцирь-С1". Новые американские БПЛА будут иметь относительно небольшие размеры, массу до 100 кг, скорость – 130 км/час, дальность – до 350 км. А пока армия США отрабатывает приемы уничтожения "Панцирей" на полигоне Юма в Аризоне тем, что имеет.

Олимпийский отрыв

За годы боевой работы в разных регионах планеты комплексы "Панцирь" уничтожили более сотни БПЛА, заслужили высокую оценку специалистов. В Сирии комплекс завоевал репутацию самого эффективного средства противодействия стаям "умных ракет" и роям малозаметных беспилотников.

С учетом сирийского опыта эксплуатации, модернизированная экспортная версия ЗРПК "Панцирь-С1М" получила способность эффективно обнаруживать, и поражать на максимальном удалении все типы беспилотников. Новая модификация "Панцирь-СМ" обнаруживает цели на расстоянии до 75 км, а новые ракеты обещают радиус поражения до 40 км.

Полагаю, в последние дни сентября "Панцирь" пригодился бы и в Нагорном Карабахе, снизил потери сторон конфликта в живой силе и технике. Армянские и азербайджанские войска активно применяют разведывательные и ударные БПЛА, которые достаточно сложно обнаружить, и уничтожить.

Современные тенденции таковы, что разрушительные и скоростные возможности воздушных целей постоянно растут, а их размеры и заметность уменьшаются. В Сирии противник наносил комбинированные удары с воздуха - беспилотники и ракеты подходили к цели одновременно с разных направлений (до 13 БПЛА в одном ударе), но безуспешно. Система управления огнем "Панциря" интегрирована с фазированной антенной решеткой, сопровождает воздушные цели и собственные ракеты, различает даже мелкие детали летательных аппаратов. Три радара - оптический, дальнего обнаружения (до 50 км) и сопровождения цели - не имеют слепой зоны.

ЗРПК "Панцирь-С" - единственная в мире оборонительная система, совмещающая в башенной части мощное артиллерийское и многорежимное ракетное вооружение, интегрированную радиолокационно-оптическую систему управления. Комплекс надежно прикрывает военные и гражданские объекты в радиусе не менее 20 километров (высота купола противовоздушной обороны - 15 километров) от всех современных крылатых и сверхзвуковых ракет, авиабомб и беспилотников.

"Панцирь" заряжен четырьмя десятками двухступенчатых зенитных управляемых ракет с твердотопливным ускорителем и осколочно-стержневой боевой частью, и способен одновременно поражать несколько целей, летящих со скоростью до 1000 метров в секунду. Причем относительно недорого (нерационально тратить дорогие ракеты зенитных комплексов С-300 и С-400 на дешевые беспилотники противника). Значительно расширяют боевые возможности ЗРПК две шестиствольные пушки калибра 30 миллиметров со скорострельностью 5000 выстрелов в минуту (дальность поражения целей - до 5 км).

Комплекс "Панцирь" принят на вооружение Сухопутных войск и ВМФ России, успешно прошел испытания за Полярным кругом (несет опытное боевое дежурство на Кольском полуострове), имеет огромный экспортный потенциал. И Россия уже получила более 15 заявок зарубежных партнеров. Прямых аналогов "Панциря" в мире нет, в ближайшее время не ожидается. Американцам будет очень сложно создать семейство беспилотников "Анти-Панцирь".

Концептуальный поединок

Надежная противовоздушная оборона - основа боевой устойчивости войск и ударных вооружений. С учетом современных требований к эффективности ПВО, "Панцирь-С" получил новейшую гиперзвуковую ракету (скорость - до 5 Махов). На базе "обитаемого" ракетно-пушечного комплекса российские специалисты создают зенитный робот-автомат "Панцирь". В Минобороны РФ принципиальное решение принято, определены тактико-технические требования. Машина с искусственным интеллектом сможет автоматически находить, опознавать, и уничтожать цели - без участия оператора, что особенно важно в условиях сверхнизких или сверхвысоких температур, в ситуациях применения противником оружия массового поражения (химического, биологического, ядерного). Таким образом, Россия совершает новый технологический прорыв в области ПВО. И обязательно поделится своими достижениями с добрыми союзниками и партнерами.

Американское издание The National Interest называет "Панцирь" идеальным оружием для отражения массированных атак с применением беспилотников. И с тревогой отмечает, что наземные силы Российской армии всегда ожидают нападения с воздуха, и располагают разнообразным арсеналом ПВО. Сухопутные войска США привыкли полагаться на способность ВВС нивелировать воздушные угрозы, и не обладают эффективным комплексом ПВО ближнего радиуса действия, подобного "Панцирю". К тому же цена выстрела ЗРПК по воздушной цели - в сотни раз меньше стоимости атакующего беспилотника, а потери "Панцирей" в боевой обстановке минимальны, и связаны преимущественно с неумелой эксплуатацией сложной техники.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

0
Теги:
Панцирь-С1, Россия